Теория общественного договора - ее суть и история развития. Правовой анализ работы руссо "об общественном договоре" Произведения об общественном договоре

Жан-Жак Руссо «Об общественном договоре»

«Чем больше растягивается связь общественная, тем более она слабеет: и вообще, Государство малое относительно сильнее большего… Управление становится более обременительным по мере того как умножаются его ступени. Ибо в каждом городе есть прежде всего свое управление, которое оплачивается народом; в каждом округе свое, также оплачиваемое народом; то же в каждой провинции, затем идут крупные губернаторства, наместничества и вице-королевства, содержание которых обходится все дороже по мере того, как мы поднимаемся выше, и при том все это за счет того же несчастного народа; наконец наступает череда высшего управления, которое пожирает все.
Такие неумеренные поборы истощают подданных: они не только управляются лучше всеми этими различными органами управления, они управляются хуже, чем, если бы над ними был только один его орган.
Правители обременены делами, ничего не видят собственными глазами. Государством управляют чиновники. И вот уже необходимы особые меры для поддержания авторитета центральной власти, потому что столько ее представителей в отдельных местах стремиться либо ее обмануть, либо выйти из подчинения ей; эти меры поглощают все заботы общества; уже нет сил заботиться о счастье народа, их едва хватает для защиты его в случае нужды; так организм ставши непомерно большим, разлагается и погибает, раздавленный своею собственной тяжестью».
Комментарий: Как видим, Жан-Жак Руссо еще до жизни Маркса и Энгельса дал четкое определение Государству, как организме саморазрушающемся. Найденная ним закономерность не утрачивает своей актуальности в будущем на протяжении веков. Мы можем видеть сегодня то же самое. Распадение империй (римской, советской) как больших государств. Можем видеть само государство, где управление ним находится в руках чиновников, и главы государств становятся зависимыми от экономического управления теми же чиновниками, т.е становятся как бы марионетками. А исполнительную власть берет в руки бюрократия, которая исполнение закона продвигает путем шантажного вымогательства материальных благ, подрывая этим экономику страны, и несет собой разрушение государства. Закон о неприкосновенности высших регионов власти или чиновничества дает свободу действий им преступленческого характера, что противоречит законам большого государства, где, напротив, должны существовать законы ограничения действий чиновничества и их наказуемости за нарушение этих ограничений.
Тенденция последнего времени об организации всемирного государства со всемирным правительством, надо полагать, если и образуется, то просуществует недолго. Напротив, она породит обратный процесс, все большее раздробление на отдельные еще более мелкие государства, породит освободительные войны, революции и т.д. (О.С.)
«Здоровье и прочное устройство – это первое к чему следует стремиться и должно больше рассчитывать на силу, порождаемую хорошим образом правления, нежели на средства большой территорией. Все пороки любого общества первым долгом и наиболее обременительно ложатся на женщину, из-за ее чуткой натуры, малой силы и все же очень выносливой».
Комментарий: Кто не согласится, особенно женщины, с последним изречением философа и мыслителя 18 века Жан-Жаком Руссо? Мы хорошо знаем, как благодаря женщинам народ вынес голод, блокады, трудное военное время. Благодаря женщинам народ выжил и во времена распада Союза советов и построения отдельных государств в их переходной трудно –экономический путь. Благодаря женщинам выживает народ и сейчас во время капиталистического хаоса, когда женщина умеет поддержать мужчину в кризисные экономические и другие времена. Мужчина при неудачах первым долгом прибегает к спиртному и спивается, женщина, напротив может мобилизироваться своей выносливостью и предприимчивостью. Кто не согласен с этими утверждениями, может привести доказательства обратного, но не единичные, а глобальные. (О.С.)

«Выбор момента для первоначального устройства – это один из самых несомненных признаков, по которым можно отличать творение законодателя от дела тирана».
«Трудность создания законов определяется не столько тем, что нужно устанавливать, сколько тем, что необходимо разрушать».
« То наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законов, сводится к двум главным вещам: свободе и равенству.
К свободе – поскольку всякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству, потому что свобода не может существовать без него».
«Именно поэтому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда должна стремиться сохранить его».
«Действие Организма на самого себя, т.е. отношение целого к целому или суверена к Государству. Законы, управляющими этими отношениями носят название политических законов и именуются также основными законами, если эти законы мудрые и дают хорошее устройство Государства».
«Отношение членов между собою должно быть как можно меньшим. А отношение между членами Организма и Государством возможно большим, дабы каждый гражданин был совершенно независим от всех других. И полностью зависим от Гражданской общины, ибо лишь сила Государства дает свободу его членам. Из этих отношений возникают гражданские законы».
«Отношение между человеком и законом4 между ослушанием и наказанием ведет к установлению уголовных законов, которые в сущности не столько особый вид законов, сколько придают силу другим законам.
… вид закона лежащий в «сердцах граждан» - нравы, обычаи, и особенно мнение общественное – оно изо дня в день приобретает новые силы: когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти».
Комментарий: если бы каждый человек, живя в своем, хорошо устроенном обществе, мог понять, какие блага принесут ему честность и справедливость по отношение к каждому и по отношению к обществу, то навсегда бы ушло от человечества лицемерие, коварство, воровство, убийства, частые болезни.
Но все человеческие пороки исходят от его природы, и потому так трудно искоренить соблазны, веления наших страстей, которые приносят так много бедствий человечеству, и потому так трудно прийти человечеству к тому совершенному обществу, о котором так много мечталось и так много писалось высшими умами людей. Но человек все же может созреть настолько, чтобы устроить самое близкое к совершенству общество и создавать в нем наибольшие блага для себя же, а все его пороки могут стать настолько малыми, что перестанут влиять на само общество. Но даже ради этих высоких благ, сможет ли человек избавиться от пороков? (О.С.)

«Легче завоевать, чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир, но чтобы поддерживать его, необходимы плечи Геркулеса».
Создав новую власть с помощью легкого рычага – массы народа, загипнотизировав ее общественным явлением месмеризма, власть не смогла удержать правление и сникла как увядший бутон, не расцвев, и не давший никаких плодов. (Об оранжевой революции в Украине и ее президентах). (О.С.)

«Что сказать о таком враче, который обещает чудеса, а все его искусство в том, чтобы призывать больного к терпению».
Именно на таком терпении мы прожили семьдесят лет и не построили нужного социалистического общества, а о коммунистическом и мечтать не приходится. Здесь сказалось много причин, которые теперь вскрываются, но главная из них – огромное по величине централизованное государство и несовершенство человеческого разума, а также природная закономерность существования человека на земле с его пороками, которые не заметно делают свое дело, как бы человек не старался уйти от них. (О.С.)

«Рассеянные повсюду члены Правительства служат ему точками опоры, чтобы воздействовать на народ издалека, но у него нет никакой точки опоры, чтобы воздействовать непосредственно на самих этих членов».
А здесь Жан-Жак Руссо не прав. Наверное, в его веке не было столько чиновников, как в 20-м столетии. Точкой поры правительств воздействия на каждого члена общества является бюрократия! В 21-м веке она стала вообще властью и над правительством, заставляя его манипулировать законами, которые становятся не во благо народа, а тех же чинуш и самого правительства. (О.С.)

«Какова цель политической ассоциации? Бережение и благоденствие ее членов. А каков наиболее верный признак, что они убережены и благоденствуют? Это их численность и рост. Не ищите же окрест сей признак – предмет столь многих споров. При прочих равных условиях такое Правление, когда без сторонних средств, без предоставления права гражданства, без колоний граждане плодятся и множатся, есть, несомненно, лучшее.
Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее».
«Нужно меньше обращать внимание на кажущееся спокойствие и на успокоенность правителей, чем на благосостояние поданных и в особенности наиболее многочисленных сословий».
Без комментарий, итак все ясно - какое у нас Правление. (О.С.)

«Как частная воля непрестанно действует против общей, так и Правительство постоянно направляет свои усилия против Суверенитета.
Чем больше эти усилия, тем больше портится государственное устройство; а так как здесь нет другой воли правительственного корпуса, которая противостоя воле государя, уравновешивала бы ее, то рано или поздно должно случиться, что государь подавляет в конце концов суверен и разрывает общественный договор. В этом и заключается исконный и непременный порок, который с самого рождения Политического организма беспрестанно стремится его разрушить, подобно тому, как старость и смерть разрушают в конце концов тело человека».
Именно этот порок и привел всех бывших государей социалистического общества к так называемой нами «культу личности» правителей. (О.С.)

«Есть два общих пути, по которым всякое Правительство может перерождаться, именно: когда оно сосредотачивается, или когда Государство распадается».
«Распад Государства может произойти двумя путями: во-первых, когда государь больше не управляет Государством сообразно с законами и когда он узурпирует верховную власть». (Узурпирует – тиранит или правит с помощью насилия, не считаясь со справедливостью и законами. О.С.).
«Тогда происходят примечательные изменения: не Правительство, а Государство сжимается; т.е. большое Государство распадается и в нем образуется другое Государство, состоящее только из членов правительства и являющееся по отношению к остальному народу лишь его господином и тираном. Правительство узурпирует суверенитет, общественное соглашение разорвано, и все простые граждане по-праву, возвращаясь к своей естественной свободе, принуждены, а не обязаны повиноваться»

О смерти политического организма.
«Политический организм также, как и организм человека, начинает умирать и несет в себе самом причины своего разрушения. Организм человека – это произведение природы; устройство государства – это произведение искусства. От людей не зависит продление срока их жизни, от них зависит продлить жизнь Государства настолько, сколько возможно, дав ему наилучшее устройство, какое оно только может иметь. И самым лучшим образом устроенное Государство когда-нибудь перестанет существовать, но позже чем другие, если никакой непредвиденный случай не приведет его к преждевременной гибели».
Как уже отмечалось мной в предыдущих статьях, что если «устройство Государства – это произведение искусства», то это устройство полностью зависит от развитости ума, таланта, образования, развитии высокой человеческой морали, т. е. от человека. И если направить развитие и воспитание человека искусства, то рано или поздно человечество сможет создать себе хорошо устроенное общество, вопреки всем утопическим мировоззрениям. (О.С.)

«Чем лучше устроено Государство, тем больше в умах граждан заботы естественные дают ему перевес над заботами личными. Там даже гораздо меньше личных забот, ибо, поскольку сумма общего блага составляет белее значительную часть блага каждого индивидуума, то последнему приходится меньше добиваться его путем собственных усилий. В хорошо управляемой Гражданской общине каждый летит на собрания; при дурном Правлении никому не хочется и шагу сделать, чтобы туда отправиться, т.к. никого не интересует, что там делается, ибо заранее известно, что общая воля в них не возобладает».
Это явление мы прекрасно видели и испытали на собраниях всех ступеней при нашем социалистическом устройстве в 20 веке. (О.С.)

«Хорошие законы побуждают создавать еще лучшие, дурные – влекут за собой еще худшие».
Но как определить лучший или худший закон? Конечно, по поведению и реагированию на него народа или членов этого общества. (О.С.)

«Люди от природы ленивы, но страстное стремление к труду – это первый плод благоустроенного общества; а если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости того же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает».
Схватившись активно за предпринимательство, и трудясь не покладая рук на первых порах частного производства, люди сегодняшнего нашего «неокапиталлизма» остыли из-за обременительности налогообложения. Причем, эта обременительность стала зависеть от бюрократа, который перехватил исполнение закона руками шантажа и вымогательства. Таким образом, многие вышли из этой сферы деятельности, оставшись вообще безработными. Помыкавшись, кто тянет жалкое существование, кто пошел воровать, кто в либеральном подчинении подвергает себя унижениям, другой перейдя в лично-льстивое подчинение – таким образом, сохраняет свое материальное существование. Разношерстность, изобретательность на хитрость, ложь, обман, шантаж и прочие негативные явления человеческих пороков сделали людей пассивными не только к труду, но и к своему существованию.
Выход – демократическое воспитание каждого в духе неписанных законов, лежащих «в сердцах граждан» - нравы, обычаи, общественное мнение, воспитание добродетели и высокой морали – рано или поздно своей силою привычки, заменят силу власти. (О.С.)

Говорит о том, что такому общественному механизму как государство предшествовало естественное состояние человека. Передовые философы того времени Гоббс, Руссо и другие считали естественной неограниченную личную свободу, однако одни из них полагали, что эта свобода при этом противопоставлялась воле окружающих людей, а другие - что она была основой мирного

Теория общественного договора Гоббса и других философов просвещения подразумевает также, что появление государства стало результатом юридического акта - собственно, самого естественного договора, который является следствием воли людей, которые решили придумать этот механизм для удобства совместной жизни и лучшего обеспечения свободы. Достаточно революционной для того времени была мысль, что власть монарха идет не от Бога, а от народа, и что его главной задачей должно являться, прежде всего, защита свобод граждан. Наиболее полно эта идея выражена в работах Согласно его трудам, идея о священной воле и праве монарха лишь служила оправданием к получению бесконтрольной власти и произвола власти. То есть, часть общества воспользовалась своим привелигированным положением и нарушила естественный договор. Используя принцип «разделяй и властвуй», монархи посеяли рознь между гражданами для того, чтобы стать абсолютными правителями. Прихоть монарха возводилась во власть закона, а сами они извратили людей, изменив их сознание и посеяв семена безнравственности. Его идеи нашла поддержку многих философов просвещения того времени и, прежде всего, согласно мнению которого государство создавалось не по прихоти монарха, а для более эффективной защиты прав угнетенных.

Теория общественного договора Локка утверждала, что любое мирное создание государства являлось причиной соглашения граждан между собой, а потому это и должно быть единственным принципом создания государства.

Но наиболее ярко определение понятию «теория общественного договора» дал философ Руссо. По его мнению, основной задачей общественного договора является нахождения такой формы союза между людьми, благодаря которому каждый, соединяясь со всеми, подчиняется при этом лишь себе и остается лично свободным. Идеальное государство по Руссо - это то, во власть которого граждане добровольно отдают часть своих свобод для достижения Таким образом, люди уже являются не личностью, а неким сообществом - юридическим лицом (его также называли республикой и гражданской общиной). Большую роль в этом обществе играют справедливые законы. Согласно Руссо, наиболее желательной является система прямого надежного правления. Только совокупность народных масс может принимать законы, ради общей цели, и никакой государь не имеет права их нарушать. Теория общественного договора говорит также, что народ имеет право сопротивляться тиранам, ограничивающим их законные права, а идея о божественной неограниченности права монарха - не более, чем желание властолюбивого недобросовестного монарха. Эта идея была поистине революционной для того времени.

Руссо утверждал, что власть государя, основанная на любви к нему граждан хороша, но лишь условна и не может быть причиной его особых прав. К тому же, любой государь в стремлении к власти будет стремиться ослаблять народ, чтобы тот не смог оказать ему сопротивления и не ограничил его власти и его собственная выгода будет всегда для него на первом месте.

Теория общественного договора легла в основу многих идеологий передовых государств Нового времени - Соединенных штатов Америки, Французской Республики, и была закреплена в их конституциях.

Руссо считал, что люди в естественном («догосударственном») состоянии обладают прирожденными правами и свободами . Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством . Люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, (право собственности, свободу, безопасность). Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Руссо полагал, что деятельность правителей (государства) не может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на так называемую «гражданскую религию», призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Данные идеи Руссо изложил в самой известной своей работе - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Следуя теории Руссо, государство – это субъект, образованный волей людей, то есть воля людей – первична , государство, – производное от этой воли, вторично . Таким образом, государство это создание людей и оно (государство) могло бы быть таким, каким его хотели бы видеть люди (граждане). Однако этот вывод не объясняет, почему все без исключения государства, возникшие как в древности (например, античные полисы), или самые современные (Косово, Черногория), не отвечают тем требованиям, которые предъявлялись к государству как к обществу «всеобщего благоденствия». Напрашивается единственный вывод: люди никогда не смогут договориться, а вернее, поделить власть и материальные блага так, чтобы все остались довольны.

  1. Теория общественного договора т. Гоббса

Гоббс считал, что естественное состояние человечества, это состояние «войны всех против всех» . И чтобы прекратить эту войну, необходимо договориться, и быть не по одиночке, а объединиться. Однако это договорённость не прекращает войну, даже в том смысле, в каком её понимал Гоббс. Люди, даже объединенные в государство, под властью, например монарха, продолжают терпеть лишения. Налицо социальная расслоённость общества, и как следствие, преступления против личности и собственности. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например, князю, то он – князь – отныне обладает неограниченными полномочиями. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса - на стороне монархии. Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от «права» неограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его действовать от их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на такой «общественный договор», то власть суверена должна быть абсолютной; в противном случае, раздираемые противоречивыми притязаниями, они всегда будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.

Гоббс также известен концепцией закона как заповеди суверена. Он также хорошо понимал различие между вопросами: «Что есть закон?» и «Справедлив ли закон?», которые люди – и в то давнее время, и сегодня – имеют склонность смешивать.

Теория Гоббса оправдывает только деление общества на классы и необходимость «верхов» содержать армию, или, говоря современным языком, «аппарат принуждения», чтобы не быть свергнутыми «низами».

Теория общественного договора Жан-Жака Руссо Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Он пытается наметить в этом творении возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития. В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных».

Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету». В конечном счете, неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Поэтому он предлагает перезаключить договор в результате, которого должно образоваться такая форма «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации...». «Общественный договор» построен в рамках модной тогда геометрии – почти каждая глава имеет некое «доказательство», является теоремой, которую автор с легкостью доказывает. Сам трактат «Общественный Договор» (полное название которого, к слову, «Об Общественном Договоре, или принципы политического права») состоит из четырех Книг, каждая из которых делится на главы.

Первая книга, по сути, пересекается с более ранними концепциями Руссо. В ней идет, по упоминанию автора, речь о том, как «человек переходит из естественного состояния к гражданскому, и каковы существенные условия Соглашения».

Во второй книге появляется новое действующее лицо – Законодатель.

Третья – и более всего интересующая нас – говорит о формах правления, в целом она тоже касается мыслей

Наконец, книга четрвертая, посвящена побочным конструкциям и структурам государства, вытекающим из его устройства – выборам, голосованию, диктатуре, цензуре, гражданской религии.

Завершается «Общественный договор» заключением Руссо – правда, каким-то очень сумбурным и скомканным, в котором он говорит о возможном продолжении своих изысканий – о том, что еще может понадобится государству по данной концепции. Договор обрывается внезапно, и, видимо, это вызвано тем, что изначально он задумывался не как отдельное произведение, но как фрагмент крупного политического сочинения. В конце своего труда Руссо в краткой форме говорит о том, что не все еще рассмотрено, что есть еще войны, публичное право, другие договоры государства – но все это составляет уже «новый предмет», на который у Руссо, видимо, не хватило сил и возможностей. Книга «Об общественном договоре» сыграла большую роль в истории французской революции (Робеспьер был страстным поклонником Руссо и пытался провести в жизнь его политическую программу).

Глава 2. Ж.-Ж. Руссо и его теория общественного договора

Жан-Жак Руссо (1712-1778) -- французский писатель и философ, создавший теорию «естественного человека». В ней были совмещены аспекты, которые в наше время мы определили бы как социологические и педагогические. Согласно его теории, человек представляет собой изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым. Следовательно, необходим «общественный договор», который был бы основан на идеалах равенства и свободы.

По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его законы должны быть выражением общей воли людей. Чтобы проверить, насколько сильна эта общая воля, а также соответствуют ли ей законы, по которым живет общество, необходимо проводить референдумы. Наиболее благоприятные условия для этого создают социальные образования, напоминающие древние города-государства, в которых членов было не настолько много, чтобы нельзя было прийти к согласию.

Его повесть «Новая Элоиза» появилась в 1760 году, «Эмиль» и Общественный договор - в 1762 году. Эмиль, который представляет собой трактат по образованию в соответствии с естественными принципами, мог рассматриваться властями как безвредный, если бы не содержал Исповедь савойского викария, которая устанавливает принципы естественной религии, как их понимал Руссо, и не раздражал как католическую, так и протестантскую ортодоксию. Общественный договор был даже более опасен, так как он защищал демократию и отрицал священное право королей. Эти книги, значительно увеличившие его известность, вызвали против него бурю официального осуждения. Он был вынужден бежать из Франции. Женева отказалась его принять. Берн отказал ему в убежище. Наконец, Фридрих Великий сжалился над ним и позволил ему жить в Мотьере, близ Невшателя, который был частью владений короля-философа. Здесь он жил в течение трех лет. Но в конце этого периода (1765) крестьяне Мотьера, руководимые своим пастором, обвинили его и отравлении, и стремились его убить. Он бежал в Англию, где Юм и 1762 году предложил ему свои услуги Рассел Б. История западной философии: Кн.3. - Ч.2: От Руссо до наших дней. - Глава XIX. .

К основным положениям теории общественного договора можно отнести следующие:

Ш каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

Ш основанием права могут служить только договоры и соглашения. В противовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политического, то есть основанного на договорах;

Ш основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

Ш в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

Ш по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

Ш сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;

Ш во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу, который является источником власти;

Ш всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. «Таким образом, -- подчеркивал он, -- я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». Народный суверенитет -- основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления -- республика, тогда как форма организации управления может быть различной -- монархией, аристократией или демократией, в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в условиях народовластия «даже монархия становится республикой»;

Ш народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;

Ш подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

Жан Жак Руссо - представитель демократического крыла французского Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма ДУАЛИЗМ (лат. - два) - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма, часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете, дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму дуализму. В наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. . Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Руссо рассматривал материю, и дух как два извечно существующих начала (дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма СЕНСУАЛИЗМ (лат. - чувство, ощущение) -- учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный сенсуализм при известных условиях приводит к материализму. Ощущения могут стать необходимой стороной познания только при условии их органического единства с др. сторонами процесса познания - практикой и абстрактным мышлением, хотя и признавал врожденность нравственных идей. Как социолог Руссо занимал радикальную позицию. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Выступал против имущественного неравенства, связывая его с возникновением частной собственности, которую критиковал с позиций мелкобуржуазного эгалитаризма, проповедующего всеобщую уравнительность.

Будучи сторонником общественного договора теории, Руссо, в отличие от Гоббса, считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. В работе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы его целью была подготовка активных граждан, уважающих труд.

Основные философские и социологические сочинения: «Рассуждение о происхождении на основаниях неравенства среди людей» (1755) и «Об общественном договоре» (1762).

Руссо понимает, что вернуться к утраченному раю «естественного состояния» невозможно и человек обречен жить в обществе. В трактате «Об общественном договоре» (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к природе. В общественном состоянии суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства. Теория общественного договора приобретает у Руссо радикально-демократический характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Руссо критикует систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан. Ориентация на создание мельчайших государственных образований, как и идея равенства мелкой крестьянской и ремесленной собственности, была утопична, противоречила объективным тенденциям исторического развития, но эта мечта о равенстве выражала социальные чаяния народных масс (прежде всего крестьянства) и вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции.

Общественный договор, в который, по мнению Руссо, вступают граждане, продавая свою свободу, является атрибутом их альтруистических побуждений, совместно улучшить условия и уровень жизни, тем самым облегчить существование всех членов общины равно и одновременно. Эти статьи сводятся к одной-единственной, а именно: полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины; ибо, во-первых, если каждый отдает себя всецело, для всех, то никто не заинтересован в том, чтобы делать их обременительными для других, и если устранить из общественного соглашения то, что не составляет его сущности, то можно найти, что оно сводится к следующим положениям: каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе, каждый член превращается в нераздельную часть целого.

Между народом как сувереном (правителем) и народом как подданным стоит посредник -- правительство, призванное организованно осуществлять волю народа. Правительство не может обладать самостоятельной властью: ведь тогда нарушатся принципы неотчуждаемости и неделимости суверенитета. Если же кто-то захочет захватить власть, то он должен быть объявлен узурпатором и свергнут. Согласно Руссо, какое бы правительство ни пришло к власти, народ не должен отказываться от своих верховных прав. Все главные вопросы должны решаться на общем собрании всего народа. Современные государства, огромные по размерам, не лучшая форма организации народов.

Идеалом являются малые государства, такие, как древнегреческие республики, как Швейцария. Руссо предупреждает: «В стране действительно свободной граждане все делают своими руками, а не деньгами». Но он подозревает, что его проект идеального государства, где объединились бы политика и мораль, где богатые добровольно отказались бы от своих привилегий в пользу бедных, неосуществим: «Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлялся бы демократически. Такое совершенное правительство не годится для людей».

Неравенство частной собственности, дополненной политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

В противовес такому порочному обществу Руссо развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народом и правителем». При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека в гражданина, он видит в такой «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общей силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».

Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли, превращается в личность, и все свои силы превращает в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это целое получает в результате такого акта свое единство, общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующее, следовательно, в результате объединения всех других некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами, как участвующие в верховной власти, и подданными, как подчиняющиеся законам Государства».

Основываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать, с точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного состояния в гражданское.

В XX в. Руссо по-прежнему переводится и почитается как один из величайших мыслителей, его творчество изучается во многих вузах. Социальные катаклизмы века приводят к волнообразному подъему и спаду его популярности, которая во многом зависит от принятия или непринятия его идей, сплавленных с художественными элементами текста. Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием или же тем обстоятельством, что идеи, характерные для одного произведения, считали представляющими его учение в целом.

Джон Локк о правах и свободах личности

В политической философии Локка, как она представлена нами, существует определенное противоречие между тезисом, что все люди обладают одним и теми же правами, и защитой политического порядка, при котором власть находится в руках тех...

Матеріалістична філософія Нового часу

Так само і Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) у своєму широковідомому «Суспільному договорі» розглядає коло скоріше соціально-політичних, ніж філософсько-історичних питань. Його увага зосереджується не на розвиткові людства...

Французско-швейцарский философ. Родился в Женеве. В1723--1724 гг. обучался в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом...

Политическое учение и концепция законодательства Ж.-Ж. Руссо

Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета...

Политическое учение и концепция законодательства Ж.-Ж. Руссо

Аналогичным образом Руссо подходил к определению понятия общественного договора. Образование государства, как оно описано в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства...»...

Просветительские концепции воспитания

Руссо везде чувствовал себя чужаком и чувство оторванности от родины, глубоко, и сильно переживаемое им, вероятно, можно считать психологической основой раздумий, которые превратили его в радикального критика действительности...

Развитие и формирование сознания

Социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения...

"Общей волей" обозначается единство волеизъявлений индивидов, т.е. она принадлежит не определенному лицу, а представляет весь народ. Руссо подробно разрабатывает понятие общей воли: "Немедленно вместо отдельных лиц...

Социальная философия эпохи Просвещения: Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо

Размышления об общем благе встречаются в трудах мыслителей, интересовавшихся теорией и практикой общества и государства, с Античности по сию пору. Актуальности своей они не утратили, поскольку сам термин "общее благо", как и термины...

Сравнительный анализ представлений о социальном устройстве: Платон и Т. Гоббс

Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. В естественном состоянии в полной мере проявляется природа человека...

Прежде чем рассматривать именно саму конструкцию народного суверенитета Жан-Жака Руссо, крайне важно рассмотреть понятие народа в рамках политической философии Ж.-Ж. Руссо...

Теоретическая концепция народного суверенитета Ж. Руссо в политической философии

Для Руссо крайне важен был вопрос, касающийся неравенства граждан. Этой проблеме Руссо посвятил целую работу (она уже упоминалась выше), которая так и называется «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755)...

Томас Гоббс (1588--1679) -- английский философ, некоторое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона. Гоббс разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию...

Теории общественного договора

Идеи «естественного права» и «общественного договора» были подхвачены и развиты английским философом-просветителем Джоном Локком (1632-1704), явившимся основоположником социально-политической доктрины либерализма...

Французская философия эпохи Просвещения

Несомненно виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694--1778). Он был типичным представителем высших слоев «третьего сословия» -- рождающейся буржуазии. Как мыслитель и идеолог этого класса...