Тест наслаждение или польза. Тест: получаете ли вы удовольствие от жизни. Отношение к кофе меняется

Если душа - это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди. - Джеймс Херриот

Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным . - Махатма Ганди

Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека. - Леонардо да Винчи

Вернадский - удивительный Человек, он владел 15 языками!!
Владимир Иванович Вернадский, мыслитель и естествоиспытатель, считал, что Человек в будущем изменится.
Настанет день, когда Человек не будет питаться растениями и животными , но Сам подобно растениям будет использовать энергию солнечного света и синтезировать витамины и минералы, необходимые для строительства Своего тела.
- Вернадский Владимир Иванович

Шуба - это кладбище. Истинная женщина не станет носить на себе кладбище. - Брижит Бардо

Не бросайте животных... прошу вас, они самые преданные и любят вас независимо от того, кто вы и сколько у вас денег.
- Эльчин Сафарли

"В животном мире тоже есть чувства, и они гораздо глубже чем у людей, ведь исходят от сердца, а не из-за выгоды."

Если бы только люди могли любить так, как любят кошки, то мир стал бы раем.

Если только однажды человек осознает возможность обходиться без животной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества. - Морис Метерлинк

Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они – существа более законченный и совершенные, чем мы с вами… Животные – не меньшие братья наши и не бедные родственники; они – иные народы , вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени; такие же как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий.»
- Генри Бестон, писатель-натуралист.

Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость - один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа. - Александр Гумбольдт

Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом. - Вильгельм Буш

Животные - мои друзья, и я не ем моих друзей! - Дж. Бернард Шоу

Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, - Вы - соучастник". - Ральф Валдо Эмерсон

Все страдания, которые человек причиняет животным, вернутся снова к человеку. - Пифагор

Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества. - Альберт Эйнштейн

Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти ; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти. Всё живое хочет того же, чего и ты; пойми же самого себя во всяком живом существе.
- Будда Шакьямуни.

Бедное раздавленное насекомое страдает так же , как умирающий гигант.
- Уильям Шекспир

Я утверждаю, что ученые еще не открыли всего потенциала питательной ценности, который способны дать человечеству листья, плоды и семена растений.
- Махатма Ганди

Когда 70-летнего Джорджа Бернарда Шоу однажды спросили, как он себя чувствует на вегетарианской диете , он ответил: «Замечательно! Только мне очень докучают врачи, которые все время говорят, что я умру без мяса!». Когда через 20 лет тот же самый человек спросил Шоу о его теперешнем самочувствии, тот воскликнул: «Превосходно! вы знаете, все те врачи, которые в один голос утверждали, что я умру, если не буду есть мяса, - сами давно уже умерли, так что меня теперь никто уже не беспокоит!»

Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными .
- Чак Паланик

Нельзя говорить, что люди стали как животные. Это оскорбляет животных.

"Вегетарианство - достойный путь избавления от варварских привычек"
- Никола Тесла.

«...нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Животные - не меньшие братья и не бедные родственники, они - иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий»
- Генри Бестон

"Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"
(- Библия, Бытие 1:29)

"Это закон вечный во все роды ваши; во все жилища ваши, не ешьте никакого сала и никакой крови".
(- Библия, Левит 3:17)

"Абсолютно точно невозможно обрести здоровье, счастье, долголетие и самое главное - радость жизни, уничтожая и эксплуатируя все другие прекрасные чистые существа для пожирания и прочих грязных человеческих деяний: для одежды, медицины, на охоте, в цирках, зоопарках"
- Станислав Заборовский,защитник прав животных.

Мясная пища своим влиянием на тонкое тело ума уничтожает в человеке голос совести, в результате пропадает способность отличать дурное от хорошего.
-Торсунов Олег Геннадьевич

"И если кто из дома Израилева или из пришельцев, что меж вами, будут есть какую-либо кровь, то обращу лицо Мое на душу его, кто будет есть кровь и истреблю ее из народа ее."
(- Библия, Левит 17:10)

"Закалывающий вола - то же, что убивающий человека"
- Библия, Исаия 66:3

Не бросайте животных ... прошу вас, они самые преданные и любят вас независимо от того, кто вы и сколько у вас денег.
- Эльчин Сафарли

Мир так богат, так прекрасен всей роскошью своих даров для нашего счастья – зачем же мы будем омрачать его убийствами, пролитием крови? Неужели можно со спокойной совестью жить убийцей!... Ясно, что это недоразумение оскотевшей души, грубые остатки еще первобытного существования скотоподобного, дикого человечества...
- Наталья Нордман, жена И.Е.Репина

Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало, чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам, - и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь - не убивать живое!
- Лев Николаевич Толстой

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.
- Фаина Раневская

Наша обязанность, как опекунов планеты, относиться ко всем созданиям с добротой, любовью и состраданием. То, что животные страдают от жестокости человека - выходит за рамки понимания. Помогите остановить это безумие
- Ричард Гир - убежденный вегетарианец

Кто не научился с уважением относиться к жизни любой воплощённой твари, - тот не сможет сделать следующий шаг на Пути познания Дао.
- ЛАО-ЦЗЫ

Молится нужно искренне - тогда на вареную пищу и мясо намного меньше тянет. Да и вообще меньше еды нужно с молитвой. Если человек много ест - то это признак зашлакованности организма и малого притока высших энергий.

"мне жаль женщин, которые до сих пор покупают настоящий мех, они не знают, что такое быть женщиной - иметь сердце и душу."
- Джейн Медоуз

Я предпочитаю есть то, у чего нет глаз. Глаза - это душа, а то, в чем есть душа, вряд ли может быть полезно для тела.
- Жан-Клод ван Дамм (вегетарианец)

«Если ты любишь животных – не ешь их, а если ешь – то не говори, что любишь»

Если только однажды человек осознает возможность обходиться без животной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества.
- Морис Метерлинк

"Покупая красивые туфли, кожа для которых была содрана с другого существа, когда доступны другие современные материалы, не думается, что вы цивилизованный человек. Вы абсолютно некультурный и примитивный, а самое главное у вас отсутствует душа"
- Станислав Заборовский, защитник прав животных.

"Освенцим начинается там, где кто-то смотрит на скотобойню и думает: они всего лишь животные." - Теодор Адорно,философ, социолог, музыковед

Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу.
- Лев Толстой

Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людям и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
- Лев Толстой

Когда мы убиваем животных ради еды, они в конечном итоге убивают нас, потому что их плоть, которая содержит холестерин и насыщенные жиры, никогда не была предназначена для человека.
- Уильям Робертс, доктор медицинских наук.

"Если бы группа существ с другой планеты приземлилась на Земле - существ, которые считали бы себя выше вас, так же как вы чувствуете себя по отношению к животным - вы бы позволили им относиться к себе так же, как вы относитесь к другим животным?"

Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы имели бы основание спросить меня, почему я так поступаю.
- Джордж Бернард Шоу, писатель

"И странно, почему собственно современное общество негодует на убийц, когда само непрерывно, ничуть над тем не задумываясь, кормится трупами животных, более или менее видоизмененными кулинарным искусством, так сказать, устраивает «кладбище» в своем желудке."
- О.К.Зеленкова «Вегетарианка».

"Город перестанет быть здоровым, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, и жизнь перестанет быть простой и справедливой."
- Платон

"Я видел людей, которые во многих отношениях менее умны, чем смышленные шимпанзе - и об этом я завляю как психолог."- профессор Ричард Д.Райдер

"Абсолютно точно невозможно обрести здоровье, счастье, долголетие и самое главное - радость жизни, уничтожая и эксплуатируя все другие прекрасные чистые существа для пожирания и прочих грязных человеческих деяний: одежда, медицина, охота, цирки, зоопарки"
- Станислав Заборовский,защитник прав животных

"Я слышал крики моего отца, умирающего от рака, и понял, что мне знакомы эти крики. Я слышал их на бойнях, на рынках продажи собак на мясо, на кораблях, перевозящих скот, от умирающей матери китёнка, зовущей своего ребенка, в то время как пробивший ей голову китобойный гарпун взрывается в её мозгу. Их крики - крики моего отца. Я понял, что когда мы страдаем, мы все равны. Крики страданий одинаковы у всех видов животных и на всех языках."
- Филипп Воллен, вице-президент Банка, веган.

"Я вообще не вижу разницы между тем, чтобы убить животное и убить человека".
- Алиса Селезнёва. "Сто лет тому вперёд". Кир Булычев

"Если вы перестанете есть яблоки, никто не заметит, перестанете есть пироженые - никто не заметит, перестанете есть сметану и йогурт - никто не заметит. Но стоит перестать есть мясо, как все вокруг начинают волноваться. А знаете почему? Потому что это меняет судьбу."
- О.Г.Торсунов

Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека и исторически не входила в рацион наших предков. Мясо - вторичный, производный продукт, ибо первоначально вся пища поставляется растительным миром. В мясе и животных продуктах нет ничего полезного или незаменимого для человеческого организма, чего нельзя было бы найти в растительной пище.
- Джон Харви Келлог

"Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными".
- Артур Шопенгауэр

Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?
- Лев Толстой.

"Если человек серьёзен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться - это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьёзно и истинно стремление человека к моральному совершенству".
- Лев Толстой.

Не делайте свои желудки могилами для животных.

«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас».
- Св. Иоанн Златоуст

"Тот, кто наращивает свое тело, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он не родился".
- Махабхарата

По моему убеждению, жизнь ягненка не менее ценна, чем жизнь человеческого существа. Я утверждаю, что чем беспомощнее создание, тем большее право оно имеет на получение защиты против жестокости человека.
- Махатма Ганди

Я не рассматриваю плоть умерщвленных животных как необходимую для нас пищу. Напротив, я убеждён в том, что для человека неприемлемо употреблять мясо в пищу.
- Махатма Ганди

Ради куска мяса мы лишаем животных жизни, на которую они имеют такое же право как и мы.
- Трактат Плутарха «О поедании плоти»


- Буддийская мудрость

Мясо несёт в себе деструктивный алгоритм - программу, ко­торая для вас означает одно - самоуничтожение. Это труп когда-то живого существа, обладавшего относительно высоким уровнем осознанности, а это значит, существо осознавало, что его уби­вают, когда его убивали, и эта последняя мыслеформа запечаталась в его тело как программа - вот что это значит.
- Вадим Зеланд "Апокрифический трансерфинг"

"Настанет день, когда Человек не будет питаться растениями и животными, но Сам подобно растениям будет использовать энергию солнечного света и синтезировать витамины и минералы, необходимые для строительства Своего тела."
- Владимир Иванович Вернадский - удивительный Человек, он владел 15 языками, мыслитель и естественноиспытатель, считал, что Человек в будущем изменится.

"... человек может питаться энергией из воздуха, «праной», усваивая азот из окружения через азотфиксирующие микроорганизмы с помощью холодного ядерного синтеза..."
- Галина Сергеевна Шаталова, нейрохирург, дожившая до 94 лет

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
- Артур Шопенгауэр

Иногда после разговора с человеком хочется дружелюбно пожать лапу собаке, улыбнуться обезьяне, поклониться слону.
- Максим Горький

«Грустная ирония заключается в том, что мы часто вглядываемся в космос, гадая, есть ли там еще разумные существа, в то время как мы окружены тысячами видов разумных существ, чьи способности мы даже пока еще не научились открывать, ценить и уважать...»
- доктор Уилл Таттл

"Вегетарианство действует как очищение. Когда вы едите животных, вы больше под властью закона необходимости. Вы становитесь тяжелыми, вас больше притягивает к земле. Если вы вегетарианец, вы легки, вы больше принадлежите закону изящества, закону силы, и вас начинает притягивать небо".
- ОШО

"Мир не вещь, а животные - не сырьё для наших нужд. Больше, чем милосердие, наш долг по отношению к животным - справедливость.
- Артур Шопенг

Носить меха сегодня стыдно. Так одевались первобытные люди, но у них не было выбора.
– Артемий Троицкий

Стильные люди сегодня не носят мех животных. Красота не совместима с жестокостью.
- Лайма Вайкуле

Шуба - это кладбище. Истинная женщина не станет носить на себе кладбище.
- Брижит Бардо

Нет - жестокости в моем сердце, нет - меху в моем гардеробе!
- Мех носят красивые животные или уродливые люди
- Уважай право на жизнь, откажись от меха!
Мех – ад для животных и окружающей среды.
Капканы – адская боль ради вашей шубы.

Разве это круто, Нарядиться в трупы?

Покупка меха - заказное убийство!

Вот собаки, они как лекарство: они лечат, спасают людей, укрепляют нервную систему. После восьмидесяти всем надо иметь собаку. Она спасёт вас, поможет с режимом дня лучше всяких докторов.
- Георгий Вицин

Георгий Вицин занимался йогой, был вегетарианцем. Жил скромно, но кормил уличных кошек, собак и голубей. Когда его спросили: "- А мечта у вас есть?". Он ответил: "- Чтобы люди подкармливали животных."
А когда его хоронили, то все бродячие собаки и птицы, которых он кормил, вместе с людской толпой вышли проводить его в последний путь.

Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком.
- Марк Твен

Мы являемся частью поколения стыда; когда будущие поколения оглянутся на то, как мы обращались с животными, они ужаснутся.
- Джил Робинсон, основатель фонда "Животные Азии"

Убивать животное, чтобы сделать из него шубу – грех. Женщина приобретает статус, когда ОТКАЗЫВАЕТСЯ носить убитое животное на своих плечах. И только тогда она по-настоящему красива.
- Дорис Дэй

Как теперь считается гнусным и позорным подкидывать детей, устраивать бой гладиаторов, мучить пленников и совершать другие зверства, никому не казавшиеся прежде ни предосудительными, ни противными чувству справедливости, так подходит время, когда будет считаться безнравственным и непозволительным убивать животных и употреблять в пищу их трупы.
- Др. Циммерман

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака.
- Януш Вишневский

Деградация человечества началась с утраты знания о тонком теле. В результате люди перестали понимать тонкое воздействие пищи на сознание...Человек вместе с мясом постоянно поглощает силу страдания животного,поэтому мясо убивает счастье.
- Доктор Торсунов.

"...если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него."
- Л. Н. Толстой

"Для животных человек - это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека".
- Паисий Святогорец

Делайте то, во что верите, и верьте в то, что делаете. Все остальное - пустая трата энергии и времени.
- Нисаргадатта Махарадж

Для перехода на вегетарианство уже почти нет времени, с начала 2013 года начинается новая эпоха. Меняются управляющие энергии. Просто мясоеды могут нарваться на инфаркты, инсульты и т.д. Это их выбор, но они должны об этом знать...
- Игорь Глоба

Вегетарианское питание - это большое искусство, оно вам полностью заменит лекарственные препараты. Каждый продукт питания - это лекарство, если он используется в соответствии со знанием механизма действия на организм, правильно приготовлен и взят в необходимом количестве. Следует изучить и использовать в пищу специи в нужных пропорциях что приведет вас к быстрому выздоровлению.
- Олег Геннадьевич Торсунов

Свою БОЛЕЗНЬ ищи НА ДНЕ ТАРЕЛКИ
- Китайская народная мудрость

Ты есть то, что ты ешь
- Гиппократ

При чёрствости, плохом отношении к людям, жестокости, излишней привязанности к вещам появляется тяга к мясному. Эти продукты осквернены, сила смерти возрастает в человеке от их употребления.
- Олег Торсунов

Как вам не стыдно ставить на одну ступень продукт земледелия с растерзанной жертвой бойни.
- Плутарх

Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства.
- Альберт Эйнштейн

Я считаю, что вегетарианская диета, хотя бы благодаря ее чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, должна в высшей степени благотворно сказаться на судьбе человечества.
- Альберт Эйнштейн

"Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу."

"В животном мире тоже есть чувства, и они гораздо глубже чем у людей, ведь исходят от сердца, а не из-за выгоды.

Если душа - это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди.
- Джеймс Херриот

"Мир не вещь, а животные - не сырьё для наших нужд. Больше, чем милосердие, наш долг по отношению к животным - справедливость."
- Артур Шопенгауэр

"Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце".
- Лев Толстой.

В Норвегии ввели день без мяса, правда, пока для военнослужащих. Это очень правильно. Мясо – очень вредный продукт. Норвегия – богатая страна, они прекрасно понимают, что нужно приучать людей больше к вегетарианской пище.
- Владимир Жириновский

"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"
- Лев Толстой

Зачем спорить о вегетарианстве? Это нужно практиковать. Пока едите мясо, это нельзя осмыслить.
- Александр Хакимов

"Если душа - это способность любить, хранить верность, чувствовать благодарность, то у животных больше шансов попасть в рай, чем у многих и многих людей".
- Дж.Хэрриот

«Всё, что живо – священно.» Уильям Блейк

Настанет время, когда человечество будет гуманным к каждому существу, которое дышит.
- Джереми Бентам, 1781 год

Равным образом как в Древней Греции, так же и среди древних римлян были великие философы-вегетарианцы (Гораций, Овидий, Плутарх). Плутарх (45-12О гг н.э.) пишет в своем трактате "О мясоедении&": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений. Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потомпозволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения."

Пифагор (ок. 5ОО г. до н.э.), знавший также о законе реинкарнации, сказал: "Тот, кто перерезает ножом горло корове и остается глух к мычанию ужаса, кто может хладнокровно забить блеющего козленка и пообедать птицей, которой он сам давал корм - насколько еще далек такой человек от преступления?"

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
- А. Шопенгауэр

Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным.
- Лев Николаевич Толстой

Я люблю животных за их природную чистоту и искренность. Они не судят тебя, не рассуждают, они просто хотят быть твоими друзьями, или, по крайней мере, не скрывают своих намерений.
- Майкл Джексон

"Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет".
- Гораций (65-8 г. до н.э., римский поэт-классик)

Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: "если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором".

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы - ходячие кладбища!"

Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека.
- Леонардо да Винчи

Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"

Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость - один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа.
- Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии)

"Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, - Вы - соучастник".
- Ральф Валдо Эмерсон (1803-1882, американский писатель и политик)

"Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму".
- Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон)

Фридрих Ницше (1844-1900, немецкий философ): "Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберутся мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом".

"Если человек серьезен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуть - это мясоедение...Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству"
- Лев Толстой (1828-1910, русский писатель)

Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом.
- Вильгельм Буш (1832-19О8, немецкий писатель и график)

Эмиль Золя (1840-1902, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать".

Животные - мои друзья, и я не ем моих друзей!
- Дж. Бернард Шоу (1856-1950, английско-ирландский драматург)

Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): "Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах".

Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): "Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него".

Франц Кафка (1883-1924, австро-чешский писатель): "Теперь я могу созерцать вас в покое; я вас больше не ем." (при разглядывании рыб в аквариуме)

Я думаю, что духовный прогресс потребует от нас в определенный момент, чтобы мы прекратили убивать окружающие нас живые существа для удовлетворения прихотей нашего тела.
- Махатма Ганди (1869-1948, индийский политик и представитель Движения ненасильственного сопротивления)

Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным.
- Махатма Ганди

Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества.
- Альберт Эйнштейн (1879-1955, немецко-американский физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года)

Исаак Башевис Зингер (19О4, американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1978 года в области литературы): "Мы все творения божьи - и наши молитвы о божьей милости и справедливости несовместимы с тем, что мы продолжаем поедать мясо животных, которых забивают по нашей прихоти".

"Я бы уехал прочь, чтобы жить по-вегетариански, даже если бы весь мир начал есть мясо. Это - мой протест состоянию мира. Атомная энергия, нужда и голод, жестокость - мы должны предпринять усилия против этого. Вегетарианство - мой шаг. И я думаю, очень важный."

"Жестокость по отношению к животным, а также безучастность к их страданиям, есть, по моему мнению, один из тяжелейших грехов рода человеческого. Это источник человеческой испорченности. Если человек создает так много страданий, то какое он имеет право жаловаться, когда страдает сам?
- Ромен Ролан (1866-1944, французский писатель; лауреат Нобелевской премии 1915 года в области литературы).

В книге "Paedagogus" (II,1) Клеменса Александрийского (15О-215) говорится, что Апостол Матфей "жил растительной пищей и не прикасался к мясу".

Греческий летописец Евсебий (264-339), епископ Цезареи указывает в своей "Истории церкви" (II 2,3) на то, что Апостол и евангелист Иоанн был строгим аскетом и вегетарианцем. А Апостол Петр свидетельствует в Клементийских гомилиях (XII, 6): "Я питаюсь хлебом и оливой, и очень редко овощи добавляю."

Как мясоедение вошло в Библию Вплоть до 4 столетия н.э. следы раннехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии (Египет) указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа от многих доступных в то время священных писаний.

Все страдания, которые человек причиняет животным, вернутся снова к человеку.
- Пифагор

До тех пор пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга. И, действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь.
- Пифагор

"Пока существуют бойни, будут и войны"
- Лев Толстой

У животных есть душа. Я видел это в их глазах.
- Махатма Ганди

Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому.
- Будда Шакьямуни

Я не доверяю людям, которые не любят собак, но я доверяю собаке, когда ей не нравится человек…

Душа есть во всем и во всех. Приглядитесь хорошенько, и вы всюду найдете сказку. Каждый нужен и важен.
- Чарльз Де Линт

Тот, кто ради своего счастья убивает или истязает других существ, так же как и он стремящихся к счастью, не обретает счастья после смерти.
- Дхаммапада

Кошки - они другие. Кошка не меняет отношение к человеку, даже если это в ее интересах. Кошка не может лицемерить... Если кошка любит тебя, ты это знаешь. Если не любит - тоже знаешь.
- Стивен Кинг

"Того, кто убивает животных и доставляет им неоправданные страдания, - как это люди делают на бойнях, - будут убивать в следующей и во многих других жизнях таким же способом. Подобные преступления никогда не прощаются. Если человек убивает по-профессиональному многие тысячи животных, чтобы другие люди могли купить мясо в пищу, то он должен знать, что в следующей жизни, жизнь за жизнью его будут убивать тем же способом."

Когда что-либо делает животное, мы называем это инстинктом; когда то же самое делает человек, мы называем это разумом.
- Уилл Каппи

Инстинкт животных совершеннее нашего разума.
- Морис Мерло-Понти

Для того, чтобы полюбить Творца, надо научиться сперва любить Его Творение!

«Полиции просто не хочется открывать ещё один фронт работ и создавать прецедент расследования и возбуждения дел по преступлениям, связанным с животными». О том, как работают зоозащитники в Санкт-Петербурге, корреспондент «Филантропа» поговорил с волонтёром Инной Сергиенко.

Что бы ни говорили, общественное сознание всё-таки оказывается способным к положительным переменам. И потому логично, что вслед за более внимательным отношением к социально исключённым или просто нуждающимся в помощи людям мы постепенно начинаем думать и о «братьях наших меньших». Возникновение различных волонтёрских организаций и групп, занимающихся помощью животным, в 2000 годы стало заметным явлением в социальной жизни России. В первую очередь, это связано с тем, что жизнь животных (как уличных, так и домашних) в условиях мегаполиса порождает проблемы, для которых пока не существует готового законодательного решения, и тем, кто неравнодушен к судьбе животных, приходится действовать самостоятельно.

В числе прочих зоозащитных волонтёрских организаций Петербурга в 2009 году была создана группа «Спасённая жизнь», основателем которой стала зоозащитница Любовь Шарганова . Группа активно заявила о себе в 2009–2011 годах: её волонтёры помогали животным, организовывали митинги, пикеты и прочие публичные мероприятия, призванные привлечь внимание к серьёзным и болезненным проблемам городских животных, и обратить внимание общества на то, что наше законодательство в этом плане ещё очень несовершенно. В 2012 году «Спасённая жизнь» перестала существовать – многие волонтёры по тем или иным причинам отошли от дел, активных участников в группе осталось всего несколько человек, и решать какие-то масштабные задачи, равно как и заниматься систематической зоозащитной деятельностью, в качестве группы стало невозможно. Но некоторые до сих пор продолжают по мере своих возможностей работать в этом направлении. Я разговариваю с Инной Сергиенко , одной из активных участниц «Спасённой жизни»:

Почему так сложно применить статью Уголовного кодекса Российской Федерации о жестоком обращении с животными?

Потому, например, что статья 245 УК Российской Федерации сформулирована довольно невнятно. Например, там говорится, что уголовное наказание следует за жестокое обращение с животным «в присутствии малолетних». Или если жестокое обращение с животными осуществлялось «садистскими методами», «в корыстных целях», «из хулиганских побуждений», причём понятия эти не конкретизированы. Все эти обстоятельства доказать при существующих условиях судопроизводства довольно сложно, но иногда всё-таки удаётся.

В Санкт-Петербурге также существует региональный закон № 7127 от 12.10.10 «Об административной ответственности за жестокое обращение с животными, находящимися на территории СПб», согласно которому нарушителям грозит штраф: физическим лицам - до 5 тысячи рублей, должностным – до 10 тысячи рублей, юридическим – до 50 тысяч. Всякий раз, когда нам удаётся добиться возбуждения дела о нарушении этого закона и наказать виновного, мы считаем своей большой победой.

Но даже и тогда, когда статью можно было бы применить, полиция действует неохотно, так как, по словам самих же полицейских, их начальство не поощряет все эти «дела про зверюшек». Некоторые полицейские нам сочувствуют, но сделать могут немного. Есть установка сверху – не давать особого хода этим делам, то есть заявления о таких случаях принимают, но отделываются, как правило, отписками. Полицейские жалуются: «Нам начальство говорит: „Не надо вот этого“». Почему? Мы можем лишь предполагать. Во-первых, ситуации жестокого обращения с животными действительно не являются такими тяжкими преступлениями, как убийство человека, например, или разбой. «Ну, никого же не грабят, не убивают…» - нередко говорят зоозащитникам представители полиции или администрации, подразумевая, что ничего особо страшного не происходит. Понятно, что охрана безопасности и интересов людей приоритетна, но это не значит, что уже существующий закон не должен работать, а животные – оставаться беззащитными, тем более, если согласно существующему законодательству они уже являются объектами правозащиты. Во-вторых, я лично считаю, что полиции просто не хочется открывать ещё один фронт работ и создавать прецедент расследования и возбуждения дел по преступлениям, связанным с животными. Начнёшь одно дело, придётся начинать и второе, а там, глядишь и следующее… Зачем напрягаться и что-то делать, когда можно ничего не делать? У меня дома уже целая пачка отписок из полиции, присланных в ответ на мои заявления. В этих ответах говорится, что либо никаких нарушений не выявлено, либо кому-то вынесено предупреждение, причём иногда эти отписки явно скопированы с каких-то предыдущих ответов каким-то другим заявителям и так далее.

Ну и главным фактором я считаю то, что государство у нас, в принципе, не гуманистически ориентированное – оно не хочет защищать даже социально уязвимые группы своих граждан, лечить детей, интегрировать инвалидов и так далее. А уж животных – тем более не хочет защищать. Поэтому одна из целей зоозащитников – гуманизация отношения всего общества к животным.

- Чем в первую очередь занималась ваша группа?

В основном проблемами кошек и собак, обычных городских животных. Есть другие организации зоозащитников, которые занимаются разными направлениями – например, целенаправленной помощью диким животным, экзотическими животными, птицам. Например, центр «ВИТА» специализируется на борьбе за изменения в правовой и законодательной сфере, за принятие более гуманных законов и изменение общественного мнения, есть группы уделяющие больше внимания вопросам экологии, или отдельные группы, помогающие, например, собакам конкретных пород, такие как «Стафф-команда», «Помощь таксам», «Фонд помощи чау-чау» и тому подобные.

Многие ошибочно считают, что зоозащитники выступают за то, чтобы бездомные кошки и собаки бесконтрольно плодились, заполоняли весь город и кусали прохожих. Но это не так: мы против жестокого умерщвления животных, против содержания их в плохих условиях. При этом мы обеими руками за сокращение числа безнадзорных животных. Например, бродячие собаки в мегаполисе не нужны и опасны. А вот кошки, живущие на улицах, всё-таки необходимы, правда, в небольшом количестве. Это связано с особенностями городской экологии: если исчезнут кошки, то придут мыши. Как, например, это случилось в 2012 году, когда в районе Комендантского проспекта стали очень активно бороться с безхозными кошками, а потом мыши обнаруживались в квартирах даже на верхних этажах новостроек. А ведь мыши – это разносчики опасных инфекций. И уходят они, даже чувствуя кошачий запах. Поэтому какая-то популяция кошек городу нужна. Чтобы регулировать численность кошек, их нужно стерилизовать, чем наша группа периодически и занималась.

- Это как?

Вот, например, в Петербурге есть одна клиника, на территории которой живут кошки. Администрация больницы к кошкам относится лояльно и даже хорошо, но, разумеется, не хочет, чтобы они бесконтрольно плодились. А естественный отбор не справляется с регуляцией численности кошек, да ещё и местные жители нередко их туда подкидывают. В какой-то момент мы заключили с администрацией больницы неофициальное соглашение: они позволяют кошкам жить на своей территории, обеспечивают их питанием и создают условия для зимовки, а мы контролируем численность прайда, один-два раза проводя стерилизацию. Мы заранее договариваемся с врачом из веткликники, который соглашается провести операции или бесплатно или по льготной цене – и в этом случае мы собираем деньги у всех, кто хочет помочь, в основном при помощи наших групп в социальных сетях. Затем приезжаем со специальным оборудованием – автоматической клеткой-ловушкой, отлавливаем их кошек и ждём врача. А потом, спустя два-три дня после операции, выпускаем наших подопечных обратно.

Из-за этой автоматической клетки-кошколовки нас порой принимают за живодёров. Было уже несколько случаев, когда пожилые женщины готовы были драться с нами, защищая своих уличных питомцев – нам пришлось долго их успокаивать, только после длительной беседы удавалось доказать им, что мы, наоборот, хотим животным помочь.

Что касается собак, то есть волонтёрские группы, которые занимаются их стерилизацией – мелких отлавливают, взрослых отстреливают снотворным, затем стерилизуют.

Именно так может решаться проблема уличных животных на городском уровне. Должна быть программа, в рамках которой поголовье уличных животных в городе контролировалось бы гуманными способами. Выезжать на рейды по отлову и стерилизации можно один или два раза в год. А сейчас получается, что подобные нам волонтёры занимаются этим за свои деньги. По сути, мы делаем то, что должны делать социальные службы. Ну, разве что мы ещё иногда, если животное ласковое и тянется к людям, забираем его на передержку, пролечиваем, приучаем к лотку и потом пристраиваем.

Ключевая проблема в том, что нет никакой внятной государственной программы по организации жизни уличных животных. Несколько лет назад в Петербурге была запущена городская программа стерилизации собак, суть которой состояла в том, что собаки отлавливаются, стерилизуются, а потом их возвращают в места своего обитания. Осуществление этого было поручено «Спецтрансу». Предполагалось, что в случае избытка бродячих собак, они будут гуманно умерщвляться с использованием современных препаратов, позволяющих это сделать безболезненно. Также в рамках этой программы планировалось строительство приютов для бездомных животных. Программу критиковали многие специалисты, в том числе и за то, что она не снижала вероятность нападения собак на жителей города. Но и то, что было в этой программе целесообразного, тоже не было выполнено. В результате почему-то не было ни стерилизации, ни гуманного усыпления, ни создания приютов, а была просто бойня – собак забивали лопатами и железными прутами на глазах у детей и взрослых, как это, например, случилось во Всеволожске. Поэтому в 2011 году против этой программы был проведён митинг, собравший около 2000 человек. Как зоозащитник, я однозначно выступаю за массовую стерилизацию домашних и уличных животных потому, что иначе, увы, в городе наступает переизбыток этой живой биомассы - все приюты для животных переполнены, найти новых хозяев для кошки или собаки становится все труднее и труднее.

- Как воспринимает общество функцию зоозащитников?

Мне часто приходится заниматься своеобразным ликбезом. Когда наша группа ещё была активна, мне то и дело звонили люди с жалобами вроде: «У меня котик забрался на дерево» или «Сосед мучает собаку». Приходилось объяснять, что мы волонтёрская организация, а не полиция, МЧС или ветеринарная служба, и рассказывать куда с какой проблемой лучше обратиться. Конечно, по мере сил старались помогать животным самостоятельно. Например, у одной пожилой женщины, живущей в общежитии, кот застрял в мусоропроводе, и никакие службы не хотели этой проблемой заниматься. Так что кота доставала я.

Бывают и совсем уж дикие случаи. Например, однажды одной зоозащитнице позвонили из одной районной администрации и сказали: «У нас тут в Уткиной заводи какой-то живодёр повесил высоко на дереве ротвейлера, мы не можем снять труп – у нас нет автовышки. Не можете ли снять вы? А то рядом по улице ходят женщины, дети…» На что зоозащитница ответила: «Вы знаете, вообще-то я учительница музыки». А ей: «Но вы же занимаетесь животными, вы же волонтёр!» И действительно, ротвейлера сняли при её помощи – она нашла тех людей, кто смог это сделать.

- Возникали ли у вас проблемы с коммунальными службами города?

Году в 2011-м у работников коммунальных служб почему-то началось повальное увлечение - наглухо замуровывать подвалы домов. Часто в этих подвалах оставались кошки, которые не могли выбраться и погибали мучительной смертью без воды и пищи. Иногда в подвалах оказывались и домашние кошки. Но коммунальные службы на размуровывание подвалов, естественно, не соглашались.

- А замуровывали-то зачем?

Как они сами объясняют, замуровывают подвалы для того, чтобы туда не проникали бездомные люди или террористы, то есть во избежание аварийных ситуаций. Но, к слову, в некоторых домах с газовым отоплением были замурованы даже вентиляционные продухи, что является нарушением техники безопасности. Потом по городу вышло распоряжение о том, что герметичное замуровывание подвалов недопустимо. Насколько я знаю, это было связано с взрывами бытового газа в подвальных помещениях жилых домов. Правда, случились эти трагедии в других городах – в Бийске, в Гусь-Хрустальном, Воронеже, но и в Петербурге стали внимательнее относиться к правилам безопасности эксплуатации газового оборудования.

Но случалось, что жильцам домов не удавалось найти консенсус с коммунальщиками. Тогда жильцы звонили нам, мы приезжали и говорили про жестокое обращение с животными, про нарушение нормативов содержания жилого фонда и так далее. Чаще всего, представители ТСЖ и сотрудники коммунальных служб шли нам навстречу. Дальше договариваемся об установлении в подвале автоматической кошколовки - ведь голыми руками кошек в подвале не поймать. Эта операция может длиться несколько дней. Волонтёр должен обладать неким ресурсом времени, ведь часто приходится что-то делать в рабочее время. Нам, например, пришлось побывать во многих подвалах – на Комендантском проспекте, в районе метро «Ладожская», на Ржевке… А подвалы в районе станции метро «Лесная» я теперь знаю как свои пять пальцев (улыбается - И. Л.) . Разумеется, содержание подвалов жилых домов в порядке можно только приветствовать, но животные не должны умирать из-за этого мучительной смертью.

- Ваша группа распалась потому что её участникам не хватало времени на волонтёрство?

Не совсем. Одна из главных причин - эмоциональное выгорание. Когда ты понимаешь, что можешь достигнуть только «точечных» результатов, а животных, которым не можешь помочь, всё больше и больше, энтузиазм проходит, иногда даже наступает отчаяние. Девиз любого волонтёра, в какой бы области он ни работал: «Вычерпай море пипеткой». Иногда меняются жизненные обстоятельства волонтёра - ситуация на работе, состояние здоровья, личные проблемы.

- Тому, кто решил заняться защитой животных, нужна какая-то специальная подготовка?

Надо вооружиться здравым смыслом, соблюдать технику безопасности и освоить некоторые конкретные навыки. Например, надо понимать, что кошка - это, прежде всего, хищник, пусть и небольшого размера. Голыми руками прикасаться к уличной и даже к чужой домашней кошке не рекомендуется – только в непрокусываемых рукавицах. А в таких рукавицах кошку удержать очень сложно, ведь это ловкий зверь со скользкой шкуркой. Поэтому чаще всего мы пользуемся автоматической клеткой-кошколовкой. У волонтёра, работающего с животными, всегда должны быть с собой какие-то дезинфицирующие вещества. И если рана глубокая, то надо срочно идти в травмпункт. Однажды я, уже будучи опытным зоозащитником, грубо нарушила технику безопасности - взяла трёхмесячного котёнка за шкирку голыми руками. Подумала, что он маленький, и это не страшно. Он вывернулся и исхитрился укусить меня за палец, прокусил сустав большого пальца, после чего у меня началась анаэробная инфекция, мне пришлось потратить много денег и сил, чтобы восстановить функциональность этого пальца и руки.

Бывает, что жестокое обращение с животными неочевидно для обычных граждан. Например, когда животные используются для попрошайничества так называемыми коробочниками: люди просят деньги якобы на содержание приютов для животных, а рядом с ними в коробках сидят эти самые животные - собаки, кошки…

- «Коробочники» - это больная тема. В 2009–2010 годах «Спасённая жизнь» основные свои усилия сосредоточила на том, чтобы как-то помешать их бизнесу. Нам удалось чего-то добиться только потому, что тогда у нас было много волонтёров, и нами были посланы обращения во все возможные инстанции. Мы писали президенту, в Государственную думу, губернатору города, в районные администрации, в МВД, в прокуратуру. В результате «коробочники» на какое-то время свернули свою деятельность. При помощи животных они собирали деньги якобы на содержание приютов для этих самых животных. Но на самом деле это очень жестокий бизнес: животные содержатся в каком-нибудь подвале, в гараже, иногда в квартире в очень плохих условиях, когда они становятся не нужны, их просто бросают умирать без воды и еды, или жестоко умерщвляют, например, забивают палками. Иногда в ящиках закрывают живых вместе с мёртвыми… В общем, это чудовищно. Бывало, что мы попросту отнимали животных у «коробочников».

- Когда-нибудь полиции или вам удавалось добраться до организаторов этого криминального бизнеса?

Некоторое время назад на одного из таких организаторов было возбуждено уголовное дело - его обвинили мошенничестве, и он получил срок - четыре года. Кстати, он же занимался и организацией «фотоживодёрства». Вообще, для нас не секрет, что и «коробочники», и «фотоживодёры», и попрошайки с детьми - это один бизнес. Но что касается вышеупомянутого уголовного процесса, то это всё-таки редкий случай.

«Коробочников» сейчас стало гораздо меньше. Но есть ещё одна тема - фотобизнес с животными. Здесь мы наблюдаем жестокое обращение с животными, которые находятся на улице по 8–10 часов, находятся под действиями наркотических веществ. Последнее видно уже хотя бы по тому, как апатично и неестественно животные себя ведут. Часто такие животные больны, инфицированы, а с ними фотографируются маленькие дети. Животному достаточно царапнуть человека, чтобы занести инфекцию. В ответ на вопросы активистов хозяева животных часто ведут себя агрессивно, угрожают и даже начинают драки.

Что может сделать обычный гражданин, если понимает, что его сосед проявляет жестокость по отношению к животным?

Обратиться в полицию. Полиция это заявление принять обязана. Но в каждой конкретной ситуации надо разбираться особо. Вот недавно я подала заявление в полицию на мужчину, который содержал кота в тесном замкнутом пространстве - не выпускал сутками из туалета. Меня порадовало, что заявление сразу приняли. Раньше бывало, что и не принимали вот так запросто, говорили: «Женщина, идите лучше домой суп варить». С молодыми девушками-волонтёрами полицейские начинали флиртовать, говорили что-то вроде: «Бросьте этих котиков, выходите за меня замуж». А теперь приняли быстро - возможно, что-то меняется в лучшую сторону. Правда, мы написали, что требуем изъятия этого кота у хозяина и передачи нам, а мы обязуемся предоставить документы о надлежащем содержании животного.

- Если вы добиваетесь изъятия животного, что с ним потом происходит?

Мы берём его на так называемую передержку. То есть содержим их в наших собственных квартирах, хотя кое у кого есть специально оборудованные для этого помещения: гаражи, сараи, балконы, частные дома. При необходимости везём животное в ветеринарную клинику. Некоторые ветклиники делают зооволонтёрам существенные скидки, за что мы им сердечно благодарны, некоторые организации, например, фонд «Балтийская забота о животных» помогал нам закупать лекарства по льготным ценам и так далее. Потом мы адаптируем этих животных к домашним условиям, приучаем к лотку, к общению с человеком, наблюдаем особенности поведения, а затем изо всех сил подыскиваем новых хозяев. У меня в голове постоянно крутится целая таблица, в которой знакомые поделены на подлежащих и не подлежащих «окошачиванию» (улыбается - И. Л.) . Когда мы находим желающих взять животное, то отдаём его в новые руки только по договору – если только этот человек входит в число наших близких друзей, которых мы уже хорошо знаем, и которым доверяем. Согласно этому договору, хозяин обязуется соблюдать надлежащие условия содержания животного и позволять волонтёрам его в этом плане контролировать. Ведь было даже несколько случаев, когда мы потом выясняли, что животных у нас брали для опытов. И полиция помогала нам этих животных изымать - в этом случае подписанный хозяином договор оказывался средством морального воздействия на него.

Мы знакомимся с ними с колыбели: младенец с самых первых дней оказывается в окружении игрушечных зверей. Так принято, и мы не особенно задумываемся о том, зачем покупаем плюшевых медведей, зайцев или собачек. Возможно, бессознательно мы выступаем в роли фей из сказки про Спящую красавицу – наделяем новорожденного прекрасными свойствами характера, символами которых являются те или иные животные. А может быть, наши действия – это отголосок верований далеких предков, уповавших на то, что звери-обереги защитят ребенка от злых духов... Но в психической жизни младенцев мягкие игрушки играют другую роль.

«В раннем возрасте дети постоянно нуждаются в присутствии матери и, когда ее рядом нет, могут прижимать к себе или сосать мягкую игрушку (впрочем, точно так же, как уголок одеяла), – говорит психоаналитический психотерапевт Елена Ратнер. – Мягкая игрушка становится так называемым «переходным объектом», в каком-то смысле она заменяет мать, помогает справиться с временной разлукой, снижает тревогу. Тактильные ощущения чего-то теплого, пушистого, мягкого, приносившего успокоение в детстве, хранятся в нашей памяти. Возможно, поэтому нам, уже взрослым, так приятно обнимать и гладить собаку или кошку».

Маленькие дети воспринимают домашних животных как свое отражение: их молчание, уязвимость и зависимость им хорошо знакомы. «Ребенок не чувствует различия между собой и животным, – отмечал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. – Только взрослый человек становится настолько чуждым животному, что оскорбляет другого, называя его именем животного»*. Что же остается в нас от детских лет, когда животные были объектом нашей ранней привязанности? «Сочувствие к их судьбе, – отвечает зоопсихолог Эрик Бонфуа (Eric Bonnefoi), – склонность сопереживать им и успокаиваться рядом с ними».

Я люблю их, потому что они меня любят

Мы легко приписываем животным чувства людей, черты характера и мотивы поведения (это явление получило название «антропоморфизм»). Собаке – верность и преданность, кошке – ласковость и чуткость. Даже попугай нас «нежно целует» своим клювом. «Он любит меня!» – в этом убеждены владельцы домашних животных. Ведь как радуется моя собака, как она прыгает и повизгивает от восторга, когда я прихожу домой, – ну конечно, она скучала по мне. А как тонко понимает меня моя кошка: когда у меня ноет травмированное колено, она приходит и «вылечивает» боль. И главное (кажется нам) – они любят нас такими, какие мы есть, им все равно, успешны ли мы, счастливы ли, красивы ли.

«За этой фантазией может скрываться тоска об утраченном рае безусловной материнской любви, – комментирует Елена Ратнер. – Ребенка в раннем детстве мать любит просто за то, что он есть. Взрослея, мы все реже получаем такую любовь от других людей. Память о ней, потребность вновь пережить это сильное чувство провоцирует многих из нас невольно «очеловечивать» животных, проецировать на них свое желание быть любимыми без всяких условий». Эрик Бонфуа добавляет: «Склонность к «антропоморфизму» чаще проявляют те, кто испытывает трудности в отношениях или переживает финансовые проблемы. Домашнее животное помогает забыть об этих сложностях, потому что мгновенно реагирует на потребность хозяина в привязанности и любви».

Мы виноваты перед ними

«Главные чувства, которые современный человек испытывает к животным, – вина и сострадание», – считает писатель и философ Тристан Гарсиа*. Животные перестали быть для нас возвышенно-загадочными, как в эпоху романтизма, и больше не являются нашими соработниками, как в сельской культуре, которую уничтожила урбанизация. Теперь «животные становятся объектом проекций для наших угрызений совести». Мы особенно чувствительны к их страданиям в те моменты, когда... одни люди обращаются как со скотом с другими людьми. Парадоксальным образом сегодняшнее движение за права животных выросло из холокоста. Есть очевидная связь между промышленным забоем скота и тем, как было организовано массовое уничтожение людей, поэтому изначально среди защитников животных в США и Европе было немало тех, кто сам пережил холокост, и их детей. Чтобы освободиться от чувства вины, с точки зрения философа, нам важно не столько защищать юридические права животных, сколько развивать формы общей жизни, кооперации с ними, восстановить осязаемые повсе-дневные связи с разными живыми существами. А значит, укреплять в себе наши лучшие качества как людей и одновременно признать животную часть, скрытую в каждом из нас.

* T. Garcia «Nous, animaux et humains. Actualité de Jeremy Bentham» (Fr. Bourin, 2011).

Я люблю прежде всего себя

Все мы разные и питомцев выбираем разных. «Наше отношение к животным часто зависит от их внешних данных, привлекательности, наличия шерсти (приятно) или слизи (неприятно)», – пишет зоопсихолог Хел Херцог**. Особенную нежность вызывают животные-малыши. Естественную привязанность ко всем, кто походит на младенца, – к котятам, щенкам, утятам – этологи называют «реакцией опеки». Детеныши животных схожи с маленькими детьми – они лобастые, с большими головами, большеглазые, щекастые и неуклюжие. Эти черты, по мнению этолога Конрада Лоренца (Konrad Lorenz), служат триггерами, мгновенно пробуждая в нас родительское чувство.

Кто-то любит маленьких, кто-то крупных, кто-то чистопородных, кто-то дворняжек. А кто-то готов выложить изрядные суммы за длинную родословную, предвкушая, как эффектно будет смотреться с «модной» (в этом сезоне) или дорогой собакой или красоваться на выставке со своим питомцем-медалистом. В этом случае живое существо становится материальной ценностью наряду с брендовой одеждой, дорогой иномаркой и загородным коттеджем. Или, наоборот, единственной статусной вещью, компенсирующей отсутствие прочих символов успеха. «Животное словно подтверждает достигнутое хозяином процветание, – объясняет Елена Ратнер. – Окружающим этот человек может казаться излишне самовлюбленным. Но на самом деле в глубине его души скрывается ребенок, уверенный в собственном несовершенстве и несправедливости доставшегося ему жизненного удела. Он вынужден самоутверждаться за счет внимания окружающих – только так он может (на время) поверить в то, что действительно чего-то стоит».

Я люблю его больше, чем людей

«Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак» – эту известную фразу можно встретить в блогах, на форумах и в соцсетях. «Так считают те, у кого в детстве были травмирующие эпизоды в отношениях с родителями или братьями-сестрами, – считает Елена Ратнер. – Став взрослыми, они не способны испытывать доверие к другим, им трудно принять двойственность, противоречивость отношений с окружающим. И возникает фантазия, что с домашними животными можно установить более безопасные (однозначные) отношения. Ведь они не предадут, не обидят, не причинят душевной боли».

Иногда за повышенной чувствительностью скрывается подавление садистических импульсов, добавляет психоаналитик Жан-Пьер Винтер (Jean-Pierre Winter). Он приводит случай своего пациента: «В начальной школе он говорил, что хочет стать мясником, и над ним насмехался весь класс. Спустя несколько лет на вопрос о профессии он стал отвечать, что будет ветеринаром. Его разрушительный импульс подвергся порицанию других людей (и его «Сверх-Я») и преобразовался в заботу о тех, кто был ранее объектом агрессии».

В конце концов, как заметил Мишель Монтень, «лишь из пустого и упрямого тщеславия мы предпочитаем себя всем другим животным»***. Тем более что нам нет нужды выбирать между любовью к людям и любовью к животным, потому что через любовь к животным человек спасает собственную человечность.

Я люблю его, потому что понимаю его чувства

Вопрос о правах животных впервые поставил в конце XVIII века философ Иеремия Бентам (Jeremy Bentham) в книге «Деонтология, или наука о морали». Рассуждая о разнице в отношении к людям и животным, он писал: «Что бы могло стать демаркационной линией? Способность мыслить или, может, говорить? Вопрос не в том, могут ли они рассуждать, могут ли они говорить. Но: способны ли они страдать?» Последующие открытия генетиков, биологов и этологов показали, насколько эти живые существа близки к нам. «Многие из них способны элементарно мыслить, – говорит этолог Борис Цирюльник (Boris Cyrulnik), – млекопитающие и вороновые, например, имеют представление о смерти и способны страдать от утраты».

Граница между человеком и (другими) животными становится все более размытой, а то и вовсе исчезает. А распространение экологического сознания обостряет наше понимание общности судьбы всех живых существ на Земле.

* З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе» (Алетейя, 1998).

** Х. Херцог «Радость, гадость и обед» (Карьера Пресс, 2011).

*** М. Монтень «Опыты» (Наука, 1981).