Требования к служебному поведению ггс. Требования к служебному поведению гражданского служащего

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

7. Ответственность государственного служащего

Ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшим элементом его правового статуса и его качеством как субъекта политико-административнойслужбы.

Ответственность госслужащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности является дисциплинарная ответственность , которая заключается в наложении на госслужащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, могут быть: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с государственной службы.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания госслужащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарному взысканию. С госслужащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность госслужащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение госслужащего - должностного лица - права занимать соответствующие государственные должности.

Для госслужащих установлена материальная ответственность . Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Кафедра «Философия, история и право»

Направление Экономика

Профиль Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

Контрольная работа

по дисциплине: Право государственной службы

на тему: «Требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих»

Липецк 2016 г.

Введение. 3

I.Требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих 4

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Сегодня каждому здравомыслящему человеку понятно, что без опоры на прочные нравственные основания реализовать идеи демократии и социальной справедливости невозможно, их забвение чревато большими личностными и социальными трагедиями. Никакими общими рассуждениями типа «государственный аппарат должен служить людям, быть открытым и демократичным», «государственный служащий должен быть честным, принципиальным, заботиться об общественных интересах, не брать взяток и не использовать свое служебное положение в корыстных целях» делу не поможешь.

I. Требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих

В отличие от этических правил требования к служебному поведению государственных служащих России закреплены нормативно. Впервые они были установлены в 2002 г. указом Президента РФ Указ Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»а в 2004 г. были зафиксированы в ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

Федеральный закон № 79-ФЗ обязывает гражданского служащего:

· осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа. Служащий должен соответствовать своему назначению - профессионально обеспечивать реализацию компетенции своего государственного органа и не выходить за эти рамки. В противном случае это деяние будет называться «злоупотребление служебным положением»;

· не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Требование означает, что гражданский служащий обязан в своей служебной деятельности учитывать права и законные интересы всех сторон, не выделяя какой-либо из них и не оказывая ей преференции. Вместе с тем эта обязанность не означает запрета гражданскому служащему состоять в тех или иных политических, религиозных и других общественных объединениях. Он может быть членом или сочувствующим, например, политической партии, но только официально зарегистрированной. Кроме того, цели и задачи этой партии или объединения в глазах служащего не должны превалировать над целями и задачами государственной службы;

· не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. Это одно из антикоррупционных требований. При принятии решений гражданский служащий обязан отстаивать интересы государства. За свою служебную деятельность он не должен получать каких-либо материальных или нематериальных вознаграждений от физических или юридических лиц, не предусмотренных законом; соблюдать ограничения, установленные законодательством для гражданских служащих. Законодатель помимо формального юридического запрета возвел данное положение в ранг нравственного требования, тем самым усиливая его действие;

· соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и организаций. Данное положение означает, что в своей служебной деятельности государственный служащий обязан руководствоваться не решениями политических партий, религиозных и других организаций, а только решениями государственного органа. На государственной службе чиновник должен быть политически нейтрален;

· не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство. Гражданский служащий представляет государство. От репутации гражданских служащих в обществе зависит авторитет государственной власти. Поэтому авторитет государства начинается с чести, достоинства, имиджа, уровня социального статуса служащего;

· проявлять корректность в обращении с гражданами. Данное требование обязывает государственного служащего быть доброжелательным и вежливым с гражданами, которые обращаются в государственные органы с жалобами, заявлениями, предложениями;

· проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это специальное требование, обусловленное полиэтническим и многоконфессиональным составом России. Во-первых, данное положение требует, чтобы чиновники знали эти традиции и обычаи. Во-вторых, работники органов государственной власти должны поддерживать только те местные традиции и обычаи, которые служат делу гражданского согласия и не разжигают национальной, религиозной или социальной розни;

· учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий. Это требование обязывает гражданских служащих прежде всего знать культурные и иные особенности местного населения и непременно их учитывать в своей служебной деятельности. Особое значение имеет внимание к языку, этикету, правилам вежливости, традициям, культуре, религии народов. Их особенности в административно-служебной деятельности необходимо знать и учитывать. Невнимание к ним чревато этническими и религиозными конфликтами;

· способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. В России как евразийском государстве переплетаются православная, азиатская (мусульманская и буддистская), западная (католическая) и другие культуры и конфессии. Гражданский служащий обязан не только знать и учитывать этнические и религиозные особенности разных регионов страны, но и всячески способствовать установлению гражданского мира и согласия между народами и конфессиями Российской Федерации. Гражданские служащие обязаны пресекать все попытки пропаганды, агитации и действий, направленных на подрыв государственного единства страны, на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды;

· не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Гражданский служащий, как лицо, представляющее государство, должен заботиться о своей репутации и авторитете государства. Поэтому он должен воздерживаться от действий, которые могут нанести моральный или материальный ущерб государственному органу, не создавать конфликтных ситуаций как внутри государственного органа, так и в обществе;

· соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. По этому поводу наряду с официальным запретом законодатель установил еще и нравственное требование. Гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. То же самое касается предоставления служебной информации; нельзя без разрешения разглашать сведения о деятельности государственного органа и о лицах, которые там служат. Правда, здесь появляется опасность противоправной бюрократической привычки скрывать всю информацию.

Отдельное требование к служебному поведению адресовано руководителям государственного органа или его структурного подразделения: они обязаны не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Законодатель еще раз подчеркивает мысль о нежелательности участия гражданских служащих в деятельности партий и других общественных объединений. Как видим, прямого запрета на политическую деятельность чиновника нет, ибо это стало бы нарушением конституционной нормы о свободе слова и убеждений человека и гражданина. Но такая его политическая активность не приветствуется, поскольку идет в ущерб государственному органу.

В июле 2009 г. вышел указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим указом» № 814.

В данном правовом акте говорится: «Внести в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные этим Указом, следующие изменения:

а) преамбулу Указа изложить в следующей редакции:

«В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации постановляю»;

б) изложить общие принципы служебного поведения государственных служащих в новой редакции (прилагаются)».

Общие принципы служебного поведения государственных служащих

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее - государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращении к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами.

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

и) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных H муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственных! служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений».

Заключение

Для успешного государственного управления во имя создания общества, достойного человека, госаппарат, аппарат органов местного самоуправления должен руководствоваться принципами нравственности и этики государственной службы.

Литература

1 . Федеральный Закон №79-ФЗ от 24 июля 2004 (ред. от 25 ноября 2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Собрание законодательства от 2 августа 2004 г. №31 ст. 3215.

2. Указ Президента РФ №885 от 12.08.2002 « Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»: // «Собрание законодательства РФ» от 19.08.2002, N 33. - ст. 3196.

3. Административная этика: Учебное пособие / Е.В. Охотский [и др.]; Под общ. ред. В.Л. Романова; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Издательство РАГС. 2011. - 303 с.

4. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие / А. И. Ионова; под общ. ред. Г. В. Атаманчука; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 175 с

5. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап / Е.Г. Бабелюк // Российский юридический журнал. 2011. - N 3. - С. 35 - 40;

Комментарий к статье 18

1. Устанавливаемые ч. 1 комментируемой статьи требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих", принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться Принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего, содержащимися в комментируемой статье, и имеется в виду система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.

Требования к служебному поведению гражданского служащего можно классифицировать по трем видам содержащихся в данной статье норм:

Предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

Запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

О значимости учета и соблюдения в служебной деятельности морально-этических принципов свидетельствует, в частности, намерение ФНС России разработать на конкурсной основе за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития Кодекс поведения и этики гражданских служащих ФНС России. Разработать его проект предусматривается с учетом анализа нормативных правовых актов РФ, регламентирующих общие принципы служебного поведения гражданских служащих, международного опыта создания подобных правовых актов, с адаптацией к специфике работы налоговых органов России. В этом проекте должны быть отражены общие требования, предъявляемые к поведению гражданского служащего ФНС России, правила поведения при осуществлении профессиональной и внеслужебной деятельности, правила урегулирования конфликта интересов, ответственность гражданского служащего за нарушение требований Кодекса.

Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи содержит норму, обязывающую гражданского служащего исполнять свои должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Данное требование диктуется необходимостью выполнения гражданскими служащими служебной деятельности по обеспечению реализации полномочий государственных органов таким образом, чтобы их работа была признана эффективной. Профессионализм гражданского служащего подразумевает, что он исполняет свои должностные обязанности осознанно, обладая соответствующим правовым статусом, понимает поставленные перед ним задачи и суть выполняемых функций, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Требование п. 2 ч. 1 комментируемой статьи основано на ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное положение является одной из основ конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание как деятельности органов государственной власти, так и профессиональной служебной деятельности всех государственных служащих. Осуществляя служебную деятельность, гражданский служащий должен четко уяснять, какие права и свободы человека при решении той или иной проблемы могут быть затронуты и предпринять достаточные усилия для того, чтобы человек мог воспользоваться своим правом, устранить все препятствия, которые могут возникнуть в рамках реализации права. Гражданские служащие должны: учитывать законные интересы граждан; удовлетворять законные требования; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме, установленном законом; создавать условия для участия граждан в деятельности органов государственной власти.

Пунктом 3 ч. 1 комментируемой статьи установлено также, что гражданский служащий обязан осуществлять свою служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа.

Понятие "компетенция" означает совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган или должностное лицо Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами. Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению - обеспечивать реализацию компетенции государственного органа и при этом обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах и в должностном регламенте, правильно понимать возложенные на государственный орган задачи и его предметы ведения, неукоснительно соблюдать процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать в интересах государства и общества.

При исполнении своих должностных обязанностей гражданский служащий в соответствии с п. 4 ч. 1 комментируемой статьи не должен оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и отдельным гражданам, что означает быть независимым от преимущественного влияния со стороны кого бы то ни было. В своих действиях гражданский служащий обязан учитывать права, обязанности, законные интересны всех участвующих сторон.

Данная обязанность не означает запрета гражданскому служащему формально и фактически состоять в тех или иных общественных объединениях, религиозных объединениях и в любых "группах по интересам", даже если их целью является удовлетворение личных выгод и нужд. Но так как общественные объединения нередко отнюдь не ставят на видное место государственные интересы и общественное благо, гражданскому служащему запрещается способствовать достижению целей и задач таких объединений или социальных групп.

Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи обязывает гражданского служащего оберегать свои честь и достоинство. Он не должен получать никаких выгод имущественного и неимущественного характера, не предусмотренных законом, не вправе совершать действия, связанные с влиянием личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

При принятии решений гражданский служащий в своих действиях (бездействии) не должен допускать, чтобы его частные интересы каким-либо образом сталкивались со служебными обязанностями. На нем лежит ответственность за то, чтобы такие коллизии не возникали, какими бы они ни были: реальными, потенциальными или могущими оказаться таковыми.

Так, в США в соответствии с Кодексом этики правительственной службы, нормы которого распространяются на служащих органов исполнительной власти, должностным лицам запрещено реализовывать свои личные интересы, участвуя в делах, на успех которых могут повлиять решения, принимаемые такими должностными лицами в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей, а также информация, которой эти лица располагают в силу своего служебного положения. Например, должностному лицу, играющему определенную роль в планировании сооружения новой автомагистрали, запрещается покупать те участки земли, по которым, как предполагается, эта автомагистраль пройдет. Стоимость этих участков земли возрастет, как только будет объявлено о сооружении автомагистрали, и покупка земельных участков будет расценена как спекуляция с использованием служебного положения. В такой же мере нарушает закон тот, кто, будучи попечителем, доверительным собственником, служащим аппарата судебного органа и т.п., покупает непосредственно или через подставных лиц имущество, которым ему поручено управлять.

Гражданский служащий в соответствии с п. 6 ч. 1 комментируемой статьи обязан руководствоваться правилами служебного поведения. Основные правила служебного поведения закреплены в Законе. К ним прежде всего относятся ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Требование соблюдения ограничений и запретов включается в содержание служебного контракта и отражается в должностном регламенте гражданского служащего. Следовательно, нарушения ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, надлежит расценивать как неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим должностных обязанностей, что может явиться основанием для привлечения его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

При принятии решений согласно п. 7 ч. 1 комментируемой статьи в своих действиях (бездействии) гражданский служащий не вправе руководствоваться решениями политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и любых других организаций, что означает исключение возможности какого-либо влияния на свою служебную деятельность таких решений. Кроме того, гражданский служащий не вправе каким-либо образом противодействовать проведению государственной политики, законным решениям и мерам, принимаемым государственными органами и органами местного самоуправления. Быть политически нейтральным для гражданского служащего даже недостаточно, ибо он по предназначению обязан проводить в жизнь в рамках имеющихся возможностей официальную государственную политику.

Существенное требование п. 8 ч. 1 комментируемой статьи к служебному поведению гражданского служащего состоит в том, что он не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Для этого он должен соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, всегда вести себя так, чтобы содействовать созданию хорошей репутации соответствующего государственного органа и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность гражданского служащего и эффективность работы представляемого им органа.

С другой стороны, для того чтобы правильно ориентироваться при выборе того или иного поведенческого действия, гражданский служащий должен быть способен придерживаться общепринятых критериев объективной оценки возникающих различных жизненных ситуаций, руководствоваться при этом устоявшимися нравственными стандартами.

Следует иметь в виду, что нормы морали, которыми руководствуются гражданские служащие, не могут основываться только на собственном представлении о нравственности, ибо определяются они и общественными представлениями о поведении государственных служащих. Очевидно, что для оценки этического поведения государственного служащего должен применяться более высокий стандарт, чем для оценки поступков других граждан.

Критерии оценки поведения гражданских служащих должны быть более взыскательными, чем обычные устоявшиеся представления о нравственности.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что оценки нравственных и этических норм и ценностей в современном российском социуме существенно разнятся, отличаются разновариантностью и субъективностью - особенно в условиях пересмотра, а то и отрицания сложившихся ранее норм и ценностей.

Следовательно, является порой затруднительным учесть значительное разнообразие возникающих поведенческих ситуаций, констатировать, что в действительности имел место поступок, порочащий честь и достоинство гражданского служащего, и тем более определить приемлемые меры воздействия, прежде всего дисциплинарного, за нарушение данного требования к служебному поведению. Предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего, разумеется, невозможно. И тем более отразить их нормативно. Поэтому представляется, что только от личной моральной позиции и ценностных ориентаций гражданского служащего зависит в решающей мере, считает ли он допустимым совершать поступки, которые могут быть истолкованы как порочащие его честь и достоинство.

Гражданский служащий обязан проявлять корректность в обращении с гражданами. Соблюдение п. 9 ч. 1 комментируемой статьи представляется весьма важным для гражданского служащего. Однако критериев корректности законодатель не устанавливает. Вместе с тем в аналогичных зарубежных правовых актах имеются подобные нормы, понимание которых не представляет сложности. Так, в Кодексе государственной службы Великобритании установлено, что государственные служащие должны стремиться решать стоящие перед ними вопросы благожелательно, эффективно, своевременно, непредвзято и квалифицированно, а в Законе о федеральных чиновниках ФРГ установлено, что чиновник, в частности, должен иметь необходимые для административного работника черты характера. Таким образом, вполне можно считать, что корректность предполагает вежливое (соблюдение правил приличия), тактичное и толерантное (поведение с чувством меры, с соблюдением такта и выдержки), доброжелательное отношение гражданского служащего не только к гражданам, но и к руководителям, коллегам и подчиненным.

Гражданский служащий обязан проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов России. Данное требование п. 10 ч. 1 комментируемой статьи обязывает гражданских служащих препятствовать следованию моделям служебного поведения, восходящим к родоплеменным и феодальным традициям сословно-кланового корпоративизма, знатности, влияния, богатства рода. Кроме того, данное требование обязывает гражданских служащих учитывать и использовать такие нравственные обычаи и традиции, которые могли бы способствовать гражданскому согласию, укреплению доверия к государственным органам и институту гражданской службы. Таким образом, из практики служебного поведения должны быть исключены любые проявления дискриминации по различным признакам. Напротив, гражданским служащим необходимо культивировать взаимное уважение представителей различных национальностей, населяющих многонациональную Российскую Федерацию.

Необходимость для гражданского служащего учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий, предписанная п. 11 ч. 1 комментируемой статьи, обязывает гражданского служащего хорошо разбираться в этнокультурной специфике сложившихся в том или ином регионе страны норм поведения. При этом важно учитывать языковые особенности, различия в правилах этикета, нюансы при построении служебных отношений, налаживании обоснованных неформальных контактов, принимая во внимание сложившиеся взгляды на жизнедеятельность этнических, социальных групп или конфессий. Имеется в виду, что работающий в конкретной местности гражданский служащий должен знать в том числе используемую тональность речи, специфику форм приветствия, обращения, благодарности, прощания и норм вежливости в целом, которых придерживается конкретная этническая или социальная группа.

Комментируемое требование предполагает также всемерный учет гражданским служащим конфессиональных особенностей. Например, в районах распространения шариата с недоумением будет воспринято действие, когда женщина первая поздоровается со своим начальником (вне зависимости от того, одного он возраста с ней, моложе или старше). В местностях влияния адата будут крайне негативно восприняты пререкания служащего с коллегой-женщиной или допущение в ее присутствии конфликтных ситуаций.

Гражданский служащий обязан способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Данное требование п. 12 ч. 1 комментируемой статьи к служебному поведению фактически вытекает из Конституции РФ, в преамбуле которой содержатся положения о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении в стране гражданского мира и согласия. Следовательно, этими положениями следует руководствоваться как государственным органам, так и гражданским служащим.

Так как в соответствии со ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация является светским государством, конфессиональная сфера сегментирована в гражданское общество. В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 6 июля 2006 г.) неотъемлемой частью исторического наследия народов России признаны четыре религии - христианство, ислам, буддизм, иудаизм. В целом же в преамбуле данного Закона декларированы основы межконфессионального равенства и согласия. Кроме того, законодатель установил обязанность государства защищать свободу совести и вероисповедания. Запрещены также умышленное оскорбление религиозных чувств граждан, пропаганда религиозного превосходства, уничтожение или повреждение имущества религиозных объединений, насильственное воспрепятствование свободе совести. Нарушение же действующего законодательства о межнациональном и межконфессиональном согласии влечет уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 29. Ст. 3122.

Фиксируя неправомерные действия в данной сфере, гражданский служащий должен ориентироваться на ст. 29 Конституции РФ, запрещающую пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Гражданский служащий в соответствии с п. 13 ч. 1 комментируемой статьи обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, в котором он проходит службу. Здесь следует иметь в виду, что речь идет о поведении гражданского служащего как на гражданской службе, так и за ее пределами. Гражданский служащий не имеет права осуществлять действия, которые могут нанести ущерб авторитету государства, участвовать в акциях, нарушающих работу государственных органов.

Пункт 14 ч. 1 комментируемой статьи обязывает гражданских служащих соблюдать правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Соблюдение установленных правил публичных выступлений предполагает обязанность гражданского служащего воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности; уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация нормативно определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В числе требований правил предоставления служебной информации названы государственная и служебная тайна. Определение сведений, распространение которых запрещено, содержится в Указе Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" .

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 561.

Разглашение же сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, рассматривается в качестве одного из оснований прекращения государственно-служебных отношений.

Кроме того, условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), если должностным регламентом гражданского служащего предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну, предусматриваются в служебном контракте.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены, что объяснимо, повышенные требования к гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории "руководители".

В силу своего статуса гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители", наделены значительными организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим служащим, они обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

Кроме того, такие гражданские служащие не должны занимать выжидательную позицию, неправомерно бездействовать, если есть достаточные основания предполагать возможные злоупотребления гражданских служащих (например, возникновение ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных незаконных деяний на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.

С другой стороны, гражданский служащий подотчетен своему непосредственному руководителю, вышестоящему руководителю исключительно в исполнении служебных обязанностей.

Во всех других отношениях статус гражданского служащего четко зафиксирован в Законе. Этот статус определяет не только содержание административно-служебных отношений, но и представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности гражданских служащих, установленных данным Законом. Тем самым фиксируется четкий объем возможностей, что и обеспечивает их самостоятельность и независимость от воли руководителя. В осуществлении своих прав и обязанностей, установленных законом, гражданский служащий не зависит от руководителя.

Исходя из логики требований Закона, стоит обратить также внимание на обязанности руководителя не чинить препятствий в реализации гражданским служащим своих конституционных прав на участие или неучастие в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.