Требования к жилью для детей сирот. Внесение законопроектов в государственную думу. Перечень необходимых документов

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2017-2018 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых физические родители:

  • ушли из жизни;
  • лишены судебным решением права заботиться о потомках;
  • утратили дееспособность;
  • наказаны за преступление и находятся в тюрьме;
  • имеют недуг, не позволяющих выполнять обязанности в отношении деток;
  • признаны безвестно отсутствующими, то есть правоохранительные органы ведут их розыск.

Ребенку присваивается официальный статус:

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

  • невозможность получать заботу и материальную поддержку от родителей по указанным причинам (или другим - решается в индивидуальном порядке);
  • недостижение предельного возраста (18 лет).

Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

  1. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дата принятия – 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014).
  2. Жилищный кодекс (ЖК) РФ.

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.

Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей - сирот.

По действующим в 2017-2018 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного - получателя госпомощи.

В 2017-2018 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

Скачать для просмотра и печати:

Так, госорган, занимающийся решением данного вопроса, обязан проверить:

  • имеется ли у соискателя либо других родственников, с которыми он проживает, квартира (дом), переданная по договору найма;
  • есть ли в его собственности жилые помещения либо их доли;
  • владеют ли какими-либо квартирами или домами члены его семейства;
  • в каких условиях ныне проживает соискатель с семейством.

Важно: если у претендента уже есть какое-либо жилое помещение, то это еще не означает, что его не поставят на очередь. Квартира должна соответствовать:

  • нормативам площади, установленным в регионе;
  • санитарным условиям, указанным в ЖК.

В некоторых ситуациях сирота просто не может воспользоваться той площадью, на которую имеет право. Это тоже учтено в законодательстве. Так, было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте». Связано оно с выявлений обстоятельств, вредящих сироте, ущемляющих его права.

К таковым обстоятельствам относятся следующие:

  1. Проживание претендента на господдержку в одной квартире с лицом, пораженным тяжким недугом. Этот человек нуждается в постоянной заботе, не может самостоятельно себя обеспечивать, кроме того, неизлечим.
  2. Если сироте приходится делить квадратные метры с родителями, лишенными своих прав в его отношении.
  3. Данная жилплощадь по закону признана непригодной для целевого использования (идет под снос, к примеру).
  4. Квартира не соответствует санитарным требованиям (ЖК РФ).
  5. Доля в жилом помещении или все оно полностью имеет площадь ниже, чем норматив, принятый в данном регионе на одного человека.

Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно. Нужно при написании заявления еще и бумаги приложить.

Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

  • достижения ими 18-летия;
  • в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;
  • признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).

Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

В госорган нужно подать заявление. Без инициативы со стороны льготника его проблемы никто решать не станет. В администрацию следует идти с такими бумагами (и копиями):

  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;
  • документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности;
  • свидетельства (при наличии):
    • о браке;
    • о рождении детей;
  • справку с места трудоустройства или прохождения обучения (органов занятости, если человек стоит там на учете).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно справиться об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

В случае, когда жизненная ситуация гражданина подпадает под один из вышеперечисленных особых критериев, нужно запастись другими документами.

  1. Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  2. Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  3. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  4. То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.

Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, по достижении 18-летия ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант - не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.

Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав деток, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.

  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.

Внимание: нужно задавать госслужащим вопросы, касающиеся нюансов ситуации. Они не всегда имеют представление, как обстоят дела на самом деле. Необходимо посвятить этих людей во все тонкости, чтобы получить квалифицированную помощь.

Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то следует понимать: люди не желают выполнять собственные обязанности. Следовательно, на них нужно пожаловаться:

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

  1. Государство проводит необходимую работу для обеспечения детей, лишенных родительских забот и поддержки, отдельной жилой площадью. С этой целью в 2014 году внесены изменения соответствующие законодательные акты. Они позволили:
    • усовершенствовать механизм предоставления квартир;
    • защитить молодых людей - сирот от происков мошенников и собственных ошибок.
  2. Правилами предусмотрено обеспечение квадратными метрами сирот и приравненных, заявивших о своих проблемах. Кроме того, на жилплощадь за счет средств бюджета могут рассчитывать только те льготники, у которых нет собственного жилья.
  3. Все дети, нуждающиеся в поддержке, строго учитываются. Для заявления о проблемах им отведены конкретные сроки: с 18 до 23 лет. Пропустившим шанс квартиры не предоставляются.
  4. В очереди сироты стоят до тех пор, пока их право на жилье не реализуется.
  5. Механизм выдачи квартир таков, что владелец - сирота не сможет передать помещения другому лицу ни при каких обстоятельствах.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

4 сентября 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

4 сентября 2019 , Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1

На территории страны имеются граждане, которым приписан статус детей-сирот, причиной чему может быть разная жизненная ситуация.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поскольку Родина старается заботиться о своих гражданах, то таким лицам полагается социальное жилье, как детям-сиротам.

В 2019 году программа социального обеспечения по льготной жилплощади, как для детей-сирот, предполагает значительное выделение средств из местного бюджета на квартиры.

Для получения консультации можно обратиться в органы самоуправления своего региона.

Там расскажут, какие документы нужно предоставить, порядок постановления на очередь, и соответствуете ли вы для льготных пособий данного рода.

При этом стоит уточнить все интересующие вопросы.

В среднем, каждый год приобретается за государственные средства около 3-5 квартир. Это немного для столь большого количества желающих, но все же лучше, чем ничего.

Важные аспекты

Каждый сирота подлежит государственной помощи в виде пособий и льгот. На начало 2019 года установлены списки, какие лица-сироты могут рассчитывать на поддержку:

  • сироты, достигшие совершеннолетия;
  • данные граждане, которые до совершеннолетия стали самостоятельно работоспособными и дееспособными;
  • которые закончили службу в армии;
  • которые закончили профтехническое учреждение;
  • дети-сироты, которые совершили преступление ранее и уже отбыли срок наказания в местах лишения свободы (детская колония).

Первоначальные понятия

К сожалению, жизнь устроена порой не справедливо. Очень обидно, когда маленькие человечки приобретают такой грустный статус, как сирота.

Причиной тому может быть разные ситуации, перечислять не будем. Установлением сиротства занимаются органы самоуправления и опеки местной власти.

Выдаваемый, в таком случае, документ, подтверждает личность как ребенка-сироту. С ним ребенок может рассчитывать на госпособия и поддержку от своей страны.

Изначально есть утверждение, что родители ребенка до случившегося, имели во владении имущество, поэтому, по сути, у ребенка-сироты уже есть жилье.

Только когда он достигает 18-ти лет, он может обладать правами . Могут возникнуть проблемы в том случае, если вдруг находятся третьи лица, которые также имеют права на имущество.

Они попросту не пускают сироту в дом, иногда тут даже суд не может расставить все по полочкам.
Сироте ничего не остается, как становится на очередь и ждать.

По закону, ребенок-сирота должен уже быть с квартирой до исполнения 23 лет.

Значит, на момент получения диплома об образовании, государство и местные власти должны предоставить ему жилье согласно всем нормам и требованиям по жилищным условиям.

Как показывает практика, долгожданную жилплощадь можно ожидать годами.

Куда обратиться

Право на социальное жилье ребенку-сироте длится до достижения им 23 лет. Это означает, что до этого возраста, данное лицо может подать соответствующее заявление на выделение ему государством жилья.

Нужные документы предъявляются в соответствующие органы (по опеке и попечительства) своего регионального управления, занимающимися этим вопросом.

После чего ребенок становится в очередь на жилую площадь.

Законодательная база

Действующее законодательство в вопросе о предоставлении жилья деткам-сиротам оговаривается в следующих актах:

  • РФ и ;
  • Федеральный закон ;
  • Гражданский Кодекс .

В данных текстах можно самостоятельно ознакомиться со своими правами на господдержку. Только если это вам не составит труда.

Можно проконсультироваться у специалистов по данному вопросу, которые смогут вас сориентировать в правильном направлении.

Смогут подсказать, где не ошибиться и как вести себя при наступлении каких-либо нюансов при оформлении.

Как работает программа предоставления жилья детям-сиротам

Программа в предоставлении нового жилья детям-сиротам основывается и руководствуется действующим законодательством.

Потому всю интересующую информацию можно узнать исходя ниже описанных законов и актов.

Каждый год правительство привносит изменения по тому или иному закону, стараясь все усовершенствовать программу данного рода социальной поддержки.

Корректировки подлежат множество проектов, связано это как с социальной ситуацией в стране, так и экономической. Все взаимосвязано.

Если заявитель видит, что нынешние его не соответствуют нормам, то можно смело подавать документы и становиться на очередь. Как проходит этот процесс, опишем далее.

Условия для оформления

Условия для оформления соцжилья следующие:

  • у заявителя не должно быть уже ранее оформленного подобного жилья, в особенности по договору найма;
  • первое условие относится также к родственникам заявителя;
  • также данный договор найма не должен числиться относительно иной жилплощади во владении;
  • лица, подающие заявление на соцжилье должны прежде проживать в таких условиях, которые не подходят согласно социальным метрикам для проживания.

Получается, исходя из выше описанного, несоответствие по условиям проживания может послужить первоочередным показателем для выделения нового жилья от органов самоуправления.

Но и тут имеются свои нюансы:

  • совместно с сиротой проживают иные лица с хроническими заболеваниями;
  • наличие лиц, лишенных по закону;
  • органами признана жилплощадь неприспособленной и не удовлетворяющей жилищным нормам;
  • несоответствие санитарным нормам.

Если ранее и была выделена площадь сироте, но по закону она меньше требуемой минимальной нормы, то также можно пробовать подавать заявление на предоставление жилья.

Какие документы необходимо подготовить

Документы, которые нужны для постановления на очередь на жилье, устанавливаются законодательством.

Согласно ему, в список входят следующие бумаги:

  • паспорт РФ сироты + его копии;
  • , подтверждающая о действительности статуса сиротства;
  • (оригинал);
  • справка, удостоверяющая об отсутствии во владении иной недвижимости;
  • документ, выдаваемый по месту работы (если имеется) или с учебного заведения;
  • свидетельство о браке (если сирота состоит в законных отношениях);
  • свидетельства рождения своих детей (если имеются);
  • два заявления на социальное жилье.

Заявления на предоставления жилплощади оформляются в двух экземплярах. Одно отдается в районные органы самоуправления, а второе - для органов опеки.

Все экземпляры можно писать в вольном содержании. Главное, чтобы в тексте указывалось следующее:

  • ФИО лица, что подает непосредственно заявление, претендующее на жилплощадь;
  • указание паспортных данных;
  • удостоверение сиротства;
  • содержание требования на социальную помощь;
  • дата и подпись.

Весь пакет документов подается исключительно самим заявителем. Третьи лица или просто доверенные не подлежат к содействию.

Требования и нормы к выделяемому помещению

Основные требования по выделяемому жилому помещению содержаться в таком порядке:

  • выделяемое жилье должно числиться отдельным квартирным помещением, не состоять в коммунального дома или комнат;
  • в обязательном порядке иметь все коммунальные услуги (отопительное, водо-, газо-, электроснабжаемое и т. д.).

Новая жилплощадь должна быть в том же районе, где проживает лицо на момент выдачи. Если адрес регистрации отсутствует (прописка), то жилплощадь предоставляется в районе действия опекунства.

Относительно квадратной площади жилья, то нормы следующие:

Порядок передачи жилплощади

Каким образом проходит весь процесс постановления на очередь на жилплощадь, лучше узнать у тех, кто уже имел с этим дело.

Сравнительно можно ознакомиться с порядком действий, ссылаясь на проект №159-ФЗ. В основном, порядок действий следующий:

  • молодой гражданин, состоящий со статусом сироты, должен получить документ из учебного заведения или иного учреждения (исправительного, военкомата), свидетельствующий о получении диплома образования;
  • написать соответствующее заявление, в котором будет прописаны нынешние условия проживания;
  • предоставить документы или справки, удостоверяющие отсутствие во владении иной жилплощади, а также возможности совместного проживания с родными;
  • собранный пакет документов предоставить в органы районного управления, для дальнейшего постановления на очередь;
  • в органы опекунства и попечительства приложить копии с места жительства на момент обращения;
  • на протяжении календарных 30 дней (месяц) ожидайте решения;
  • в случае одобрения сторонами подписывается договор социального займа;
  • можно подавать заявление на приватизацию жилья.

От каких факторов зависят сроки

Поскольку выделяемое жилье строго зависит от местного бюджета, то ожидания могут растянуться на многие годы.

Каждый год выделяется определенное количество тех квартир (жилья), которые можно выдать сиротам, но их в меньшинстве.

Потому говорить о факторах, способных повлиять на процесс выдачи, не имеет смысла.

Возможность перехода в частную собственность

Выделенное жилье от местного самоуправления, сирота имеет законное право приватизировать. Но не все так просто.

Данное право временно не доступно, если во время подписания договора сторонами (получатель-сирота и орган управления) было указано, что жилье выступает как специализированное.

Только по прохождению пяти лет, действие договора заканчивается, тогда и можно заниматься вопросом . При этом заключается новый договор (бессрочный) социального займа.

Если сперва был заключен договор социального займа, а не наоборот, то вопрос о приватизации можно заняться изначально.

Бывает так, что органы управления отказывают по неизвестным причинам сироте в его праве приватизировать жилье.

Тогда нужно обратиться в суд. В 90% случаев, судебный разбор принимает сторону заявителя.

Особенности внеочередного участия

Жилье для граждан со статусом сироты подлежит только к поочередной выдаче. Думать о том, что можно как-то проскочить - не правильное утверждение.

Еще совсем недавно оговаривалось, что каждый сирота вправе получить жилплощадь без очереди, ссылаясь на РФ. Но были внесены коррективы по этому поводу.

До 23 лет сирота должен встать на очередь, если он решит сделать это позже, то не сможет. Поскольку при достижении данного порога, в 23 года, он теряет свое законное право.

Исключением становится то, что если на момент исполнения 23 лет сирота не получил квартиру, потому как не настала его очередь, то он не вычеркивается со списка.

Как показывает практика, то далеко не все до 23-25 лет получают жилплощадь. Порой этот миг наступает и у людей в пенсионном возрасте, в 50-60 лет.

Средства из бюджета выделяются на площадь каждый год, но их катастрофически не хватает на всех.

С этим ничего не поделаешь. Но все же, не стоит отчаиваться, потому что государство обязуется в поддержке своих граждан. И рано или поздно, дойдет очередь каждого.

Видео: очередность предоставления жилых помещений

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2019 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

Определение сироты

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых умерли оба или единственный родитель. Существует также понятие детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с:

  • лишением родительских прав;
  • ограничением в родительских правах;
  • признанием родителей безвестно отсутствующими;
  • признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • объявлением родителей умершими;
  • установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
  • отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
  • уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
  • отказом родителей взять своих детей из образовательных, медицинских, социальных организаций;
  • если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
  • в иных случаях.

Ребенку присваивается официальный статус:

  • сироты;
  • ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

  • невозможность получать заботу и материальную поддержку от родителей по указанным причинам (или другим - решается в индивидуальном порядке);
  • недостижение предельного возраста (18 лет).

Основные законы и необходимость изменения в них


Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

  1. Федеральный закон № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дата принятия – 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014).
  2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …».

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.
Скачать для просмотра и печати: Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей - сирот.

Кому положено жилье от государства

По действующим в 2019 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного - получателя госпомощи.

Ограничения по возрасту

В 2019 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18, но возможно получение жилья раньше;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после:

  • предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма;
  • утраты основания предоставления благоустроенного жилого помещения;
  • включения в список в другом субъекте РФ в связи с переездом;
  • прекращения гражданства;
  • смерти или объявления умершим.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Имущественные критерии


Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

Скачать для просмотра и печати:

Льготник должен соответствовать следующим критериям:

  • не являться нанимателем жилых помещений по договорам социального найма;
  • не являться собственником жилого помещения;
  • признание невозможным проживания в занимаемых жилых помещениях по договору социального найма или по праву собственности. Сюда относятся следующие обстоятельства:
  • проживание в таких помещениях на законном основании лиц, лишенных родительских прав в отношении таких детей;
  • проживание в таких помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в в нем, менее учетной нормы. Учетная норма рассчитывается с учетом вселения в помещение льготника;
  • иные обстоятельства, которые могут быть установлены законом субъекта РФ.
Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно.

Как реализуется предоставление жилья на практике


Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

  • достижения ими 18-летия;
  • по окончании пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях, иных организациях;
  • после завершения получения профессионального образования, профессионального обучения;
  • после окончания прохождения военной службы по призыву;
  • после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях;
  • признание в законодательном порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).
Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока договор найма может быть заключен на пятилетний срок снова неограниченное количество раз. Такой порядок устанавливается в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается законом субъекта РФ.
  4. По окончании срока договора и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации,жилье поступает в бессрочное пользование владельца.
Важно: Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Заявление и документы


В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

В госорган нужно подать заявление. Как правило в список нуждающихся в обеспечении жильем вносят по достижении 14 лет, но если это сделано не было, осуществить постановку в очередь можно и по достижении 18 лет. Заявлением может быть подано законным представителем такого ребенка, органами опеки, если законные представители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности или льготником самостоятельно.

В администрацию следует идти с такими документами (и копиями):

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • свидетельство о рождении;
  • договор социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
  • доверенность представителя заявителя;
  • документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Такие доказательства должны быть оформлены в установленном законом порядке;
  • документ, подтверждающий утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит, но утвержден перечень информации, который должен в нем отражаться. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно уточнить об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

С января 2019 г. подавать указанные заявления могут не только сами сироты, но и их законные представители. Если по истечении 3-х месяцев с момента исполнения ребенку-сироте 14-ти лет последние это не сделают, такое право возникает у органов опеки.

Об очереди для сирот


Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

С января 2019 г. порядок учета сирот в жилье изменится. Теперь постановка на учет может осуществляться с момента исполнения ребенку-сироте или оставшемуся без попечения родителей 14-лет. Обязанность по их постановке возлагается на законных представителей. А в случае бездействия последних в течение 3-х месяцев после исполнения подопечному 14-лет - на органы опеки. С 18-ти лет сирота может обратиться с заявлением лично для постановки на учет.


Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант - не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.
Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав детей, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.
  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.


Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то на них можно пожаловаться:

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.
Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на , а также возможность , так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами :

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под .

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено , а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору .

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях , как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях :

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди , и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию , которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов :

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал ;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться :

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале: