Трудовое право pdf. Трудовое право России. Под ред. Куренного А.М

Министерство образования Российской Федерации Брянская государственная инженерно-технологическая

академия

А.С.ТИХОНОВ

ЛЕСОВОДСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 630*2 (075)

Рецензенты: д-р с.-х. н., проф. В.Ф.Цветков (Архангельский государственный технический университет), Институт леса НАН Беларуси.

Тихонов А.С., д-р с.-х. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ. Лесоводство. Учебное пособие. СПб.: СПбЛТА, 2002 .

Представлено кафедрой лесоводства и защиты леса БГИТА.

В пособии сообщаются сведения о теории и практике рубок главного пользования, рубок ухода, комплексных и прочих рубок, другие мероприятия по уходу за лесом, пути комплексного реше­ния проблемы продуктивности и общие проблемы современного ле­соводства. В основном содержание пособия соответствует пример­ной программе дисциплины «Лесоводство « по специальности «Лесное хозяйство».

Ил. . Табл. . Библиогр.: назв.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Лесоводство» в последнее десятилетие XX в. была отделена от «Лесоведения», поскольку лесоведение стало теоретической базой ряда других специальных дисциплин (лесных культур, лесной пирологии, лесомелиорации ландшафтов). В свою очередь лесоводство было развито на частных теориях по главным рубкам, раскрыты экологические осно­вы рубок ухода. Поэтому объединение лесоведения и лесоводства Госу­дарственным образовательным стандартом 2000 г. в одну дисциплину «Лесоводство» произошло формально для сокращения изучаемых студента­ми дисциплин. Каждое из них на срок действия стандарта получило статус поддисциплины с отдельной учебной программой, самостоятель­ным зачетом и экзаменом. Данное учебное пособие раскрывает содержание второй поддисциплины.

Следует заметить, что Г.Ф.Морозов, создав лесоведение в виде своего всемирно известного «Учения о лесе», видел будущее лесоводство как «изучение методов преобразования лесоводственной действительности для удовлетворения народно-хозяйствен­ных потребностей» (1914, с.5).

В учебном пособии не только соблюдено традиционное изложение лесоводственных систем, но для каждого вида рубки обоснована система организационно-технических элементов. В главных рубках углублена их суть - качество лесовозобновления. Расширены особенности рубок ухода за каждой главной породой. Новые виды рубок получили определенное место в классификационной схеме. Четко определены отличительные признаки каждого вида рубок леса, что облегчает их познание студентами. Только изучив экологические последствия различных рубок главного пользования и задачи пейзажных (ландшафт­ных) рубок, студент способен воспринять пути использования эколо­гических свойств (водоохранных защитных, санитарно-гигиенических).

Поэтому расположение учебного материала в пособии имеет некото­рые отличия от учебника «Лесоводство» И.С.Мелехова (1989). Студенты вначале изучают не выборочные рубки, а наиболее распространенные сплошные. Убедившись в недостатках некоторых видов сплошной рубки, студенты с большим вниманием изучают постепенные, а затем выборочные рубки, совершенствование которых еще продолжается, а применение на производстве носит внедренчес­кий характер. Так что, будущим выпускникам надо сохранить знания лесоводства для совершенствования рубок леса, чтобы лесное хозяйство своей страны поднять на европейский уровень.

Для изучения лесоводства студент должен освоить такие дисциплины, как геодезию, биологию лесных птиц и зверей, лесную селекцию, почвоведение, лесную фитопатологию и энтомологию, таксацию леса, механизацию лесохозяйственных работ с основами технической механики, лесоведение. Знания лесоводства необходимы при изучении лесоэксплуатации, лесоустройства, лесомелиорации ландшафтов и экономики производства.

ВВЕДЕНИЕ

Как не обширны леса России, но вблизи любого города или деревообрабатывающего предприятия нет в достаточном количестве требу­емой древесины, так как в прошлом вели не обоснованные в лесоводственном отношении рубки. Известная в Западной Европе в ХIII в. связь рубки с лесовозобновлением, выраженная Г.Ф.Морозовым тезисом - «рубка и возобновление леса были синонимами» не соблю­далась. В этом тезисе заложена высшая степень постоянства пользования, когда на смену, срубленному лесу подрастает не вообще приспевающий лес, а лес из требуемых народному хозяйству древесных пород.

Формально еще в 1977 г, «Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» требовалось даже в лесах III группы вести рубки «способами, направленными на эффективную эксплуата­цию лесов и способствующими восстановлению их хозяйственно-ценными древесными породами» (ст.23). Действующим же «Лесным кодексом Российской Федерации» 1997 г. требуется лишь «своевременное восстановление этих лесов», в отличие от II группы, где «рубки главного пользования проводятся способами, направленными на вос­становление ценных пород деревьев» (ст. 114). Как видим, в лесах III группы, а это район основных лесозаготовок, еще узаконено восстановление осинников осиной, березняков березой, но не сос­ной, кедром, лиственницей, как ценными породами.

Лесоводство же научит студентов восстанавливать лес глав­ными (хозяйственно ценными) породами по-морозовски «во время производства» главных рубок «или следом за ними». Идеалом при этом будет достижение естественное возобновление главных пород с помощью мер содействия этому процессу. Это пред­полагает знание потенциала каждой породы в самовозобновлении, т.е. особенностей семеношения, экологических свойств вида, биологических возможностей роста в первые годы.

Естественные леса более устойчивы, чем лесные культуры, особенно если они высокополнотны, и имеют смешанный состав или разновозрастны. Поэтому в данном учебном пособии все излагается, исходя из принципа сохранения устойчивости лесов. Она достигается не только правильным выбором состава пород при рубке и лесовозобновлении, но и экологически обоснованным процессом лесовыращивания.

Ведущее значение в лесовыращивании имеют рубки ухода. Это - повседневное для лесничего сложное лесохозяйственное мероприятия и по теории взаимоотношений между растениями, и по трудоемкости работ, и в достижении соответствующего их качества с применением средств механизации.

Если по рубкам ухода достаточно литературы и прак­тического опыта, то малоизвестны новые рубки переформирования. обновления, реконструкции и др. Здесь успех определяется формиро­ванием своеобразного экологического мировоззрения, поскольку эти рубки надо проводить в особо экологически значимых лесах, где рубки главного пользования запрещены.

Лесоводство раскрывает и другие меры ухода за лесом. В пределах малого водосбора и географического ландшафта в данном учебном пособии обосновывается использование экологических свойств леса, особенно в горных лесах.

Как в любой дисциплине (науке) есть проблемные вопросы, по которым накоплено мало научных сведений, но представление о них необходимо современному инженеру лесного хозяйства.

Таким образом, лесоводство - наука об изменениях природы леса под влиянием рубок, о теории и практике воспроизводства лесов и рациональном использовании их.

В результате изучения лесоводства студент как минимум должен знать:

классификацию рубок леса, и организационно-технические элементы каждого вида рубок;

закономерности лесовозобновления после различных видов главных рубок;

технологии лесосечных работ, обеспечивающие сохранение подроста, средневозрастного тонкомера, почвы и водотоков;

лесоводственные и экологические последствия различных методов рубки и лесовозобновления;

лесоводственные требования к машинам и технологиям рубок, к объектам химухода;

расчеты по экономической эффективности рубок с менее тру­доемкими мерами содействия лесовозобновлению;

все виды рубок в рекреационных лесах;

технологические энергосберегающие процессы ухода за лесом и особенности рубок ухода в насаждениях различных пород;

организацию экспериментальных рубок ухода;

ресурсный потенциал географического ландшафта и водорегулирующую роль насаждений в отдельных частях малого водосбора;

пути повышения устойчивости, продуктивности и биоразнооб­разия лесов, их природоохранных и оздоровительных функций

и должен владеть:

дифференцированной системой рубок воспроизводства древес­ных ресурсов;

блочным способом организации рубок ухода,обеспечивающим энергосбережение;

владеть навыками проектирования рубок и отбора деревьев;

методами осуществления технического контроля за рубками ухода

I. ЛЕСОВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РУБОК

I. I. Л е с о в о д c т в е н н ы е с и с т е м ы

Лес является сложной открытой биологической системой. Он играет заметную роль в биопродук­ционных процессах нашей планеты, служит источником различного природного сырья, строительных материалов, топлива, продуктов питания и кормов. IX Мировым лесным конгрессом (июль, 1985г.) было признано сохранение и усиление почвозащитных и других полезных свойств леса не менее важным, чем получение лесной продукции. При этом водосбор принят как первичная единица природопользования.

В «Лесном кодексе Российской Федерации» (1997 г.) предусматрива­ется рациональное использование лесосырьевых ресурсов, усиление природоохранный свойств лесов I группы в интересах охраны здоро­вья людей. Реализация лесного закона возможна при разработке и осуществление системы лесохозяйственных мероприятий.

И.С.Мелехов в учебнике «Лесоводство» (1989) указал, что «системный подход в лесоводстве имеет две взаимосвя­занные стороны: пространственно-территориальную и временную. Вре­менная особенно специфична для лесоводства, имеющего дело с много­летними объектами. От зарождения или создания леса до его жатвы и воссоздания нового леса - длинный путь. И тем не менее он должен быть целенаправленным и управляемым на всех его этапах» [ , с.19].

Лесоводственные системы разнообразны: от систем мерзлотного лесоводства, немерлзлотного таежного, степного, и др. до частной системы, например, программы рубок ухода для выращивания конкретного лесоматериала определенной древесной породы.

Исторически в мире сложились три системы лесного хозяйства: высо­коствольное, низкоствольное и хозяйство в среднем лесу.

      1. Высокоствольное, низкоствольное и среднее хозяйство

Принято называть лиственные леса семенного происхождения высокоствольными , так как в них процесс лесовыращивания самый продолжительный (например, возраст главной рубки в семенных дубравах колеблется от 101 до 141 года) и стволы достигают высоких размеров.

Древостои порослевого возобновления (от пня) объединяют в низкоствольное хозяйство (возраст рубки в дубравах от 41 до 81года).

Учитывая постепенное уменьшение мощности корневой системы с каждой порослевой генерацией, а вме­сте с тем и высоты деревьев, и качества стволов, и устойчивости древостоя, «Основными положениями по лесовосстановлению» 1994 г «разрешается не более двух генераций для дуба и трех - для бере­зы, липы, ольхи. Условно к высокоствольному хозяйству относят и порослевые древостои II класса бонитета и выше, а к низкоствольному и не семенные дубравы IV бонитета и ниже.

В степной зоне сплошные рубки в низкоствольных дубравах рекомендуется проводить в возрасте не старше 65 лет. В прирусло­вых порослевых дубравах возраст рубки понижается для максималь­ного сохранения кольматирующих свойств леса до 41-50лет. Здесь возраст сплошной рубки установлен в черноольшаниках 51-60 лет, в белотополевниках - 41-45 лет, в осокорниках – 31-35 лет, в ветляниках - 26-50 лет. На русловом откосе следует применять в ветляниках очень короткие обороты рубки в 5-10 лет .

Низкоствольное хозяйство эффективно на склонах балок и старых оврагов, для омоложение полезащитных полос. Выращивание по­рослевых дубрав может быть полностью направлено на заготовку из стволов дубильного экстракта в возрасте 15 лет. Много дубиль­ных веществ в коре ивы прутовидной (9%), ивы трехтычинковой (16%), голые прутья которых используются для изготовления пле­теных изделий. Их удобно выращивать в длительнозатопляемых мес­тах, где при восстановительных рубках в 5-летнем возрасте полу­чают с 1 га до 40-60 т абсолютно сухой фитомассы (Горобец, 1992). На суходольных плантациях прутья ивы срезают ежегодно осенью или весной до набухания почек.

Низкоствольное хозяйство имеет перспективу для выращивания топливной древесины. Эксперименты в США, Англии, Японии с платаном западным, тополями, вязом мелколистным и с ольхой красной по­казали, что при густоте до 100 тыс. особей и обороте рубки 1-7 лет средний годовой прирост надземной абсолютно сухой массы достигал 13 т/га, что на 10-30% выше производительности энергети­ческих плантаций с первоначальной густотой 4-24 тыс.(Cannell,Smith, I980).

Для лучшего порослевого возобновления сплошные рубки следу­ет проводить в осенне-зимний период, делая косой срез для стока воды и оставляя невысокий пень (5-10см) без обдиров коры. При длительном затоплении в поймах высота пней принимается с учетом опыта. При лесоэксплуатации на корье и лыко время рубки переносится на весну и начало лета, исключая время подъема пасоки. При поздней рубке, порослевые побеги могут не одревеснеть и погибнуть от осенних за­морозков и морозов.

Доказано, что в дубравах высших классов бонитета низкоствольное хозяйство неэффективно, но в древостоях III-V классов бонитета производительность древесной массы, благодаря быстрому рос­ту порослевых побегов, выше, чем в семенных дубравах. Однако порослевые стволы часто поражаются гнилью от пня, они кривые, из-за потери стержневого корня неустойчивы к засухе, не­долговечны. Поэтому задачей лесоводства является перевод средне и высокобонитетных порослевых дубрав в семенные путем использования желудей в семенные годы или создания лесных культур с последующими частыми рубками ухода. На месте низкобонитетных дубрав с песчаными почвами создаются куль­туры сосны. Широко используется порослевое возобновление при руб­ке черноольшаников на обводненных почвах. Но и здесь с каждой генерацией производительность древостоев снижается. На других почвах надо решать проблему замены производных черноольшаников хвойно-широколиственными насаждениями.

При частном лесовладении для получения на небольшой площади лесоматериалов различных размеров прибегают к среднему хозяйству , когда при главных рубках, присущих низкоствольникам, оставляют на 1 га от 50 до 200 резервных лучших деревь­ев семенного происхождения для выращивания крупных лесоматериа­лов (в верхнем отрубе 26 см и толще). Под ними совершается не­сколько циклов лесовыращивания (оборотов рубки) с порослевым возобновлением от пня. Можно использовать корнеотпрысковое возобновление или от корневищ.

В каждую рубку из нового поколения отбирают лучшие деревья для доращивания и вырубают для нужд некоторые деревья 1 яруса, который имеет ступенчатую сомкнутость. Так, под деревьями дуба, ясеня, сосны, лиственницы выращиваютвегетативные дуб, липу, лещину. В истории отечественного лесоводства при 16-летнем обороте рубки лещины заготовляли дров и материалов для нужд (изготовление обручей, на изгороди) больше, чем в низкоствольной дубраве.

Примером среднего хозяйства являются рубки лесничего Л.М.Биткова (1986) в березово-осиновых древостоях, при которых осину вырубают в 30-40 лет, чтобы к моменту рубки фанерной березы полу­чить новый урожай корнеотпрысковой осины.

Во Франции, где преобладает частное лесовладение, поросле­вое поколение выращивают в течение 20-40 лет. В виде «маяков» оставляют дуб, ясень, сосну, лиственницу и плодовые: орех, каштан, грушу. Обороты рубки верхнего яруса в 3-4, а иногда в 5-6 раз превышают оборот нижнего порослевого яруса.

Среднее хозяйство имеет место в Германии, Англии, Швейцарии, в тропических странах. Перспективным считается исполь­зование хвойных и широколиственных пород, потому что такое соче­тание повышает плодородие почвы, обогащает биоразнообразием лес­ной биогеоценоз, имеет экономическое и эстетическое преимущество перед низкоствольным хозяйством (Stewqrt, 1980).

Однако, по сравнению с высокоствольным хозяйством, при сред­нем снижается качество древесины резервных деревьев (маяков) из-за плохого очищения от сучьев, появления на стволах отдельных пород (дуба, ясеня, лиственницы) водяных побегов, повышенной сбежистости стволов. Возникает большая опасность гибели крупных де­ревьев от ветра (бурелом, ветровал, усыхание от обрыва корней при раскачивании стволов).

Поэтому среднее хозяйство в отдельных случаях переводят в высокоствольное. Выращиванию высокоствольных насаждений и посвящается дисциплина « Лесоводство».

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НОВОЧЕРКАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЛИОРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ЛЕСОВОДСТВА

ЛЕСОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

для студентов лесохозяйственного факультета специальности 250201 – «Лесное хозяйство»

Новочеркасск 2005

УДК 630*2 (075.8) М-268

Курс лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры лесоводства (протокол №9 28.04.05) и рекомендован к изданию методической комиссией лесохозяйственного факультета (протокол № 4 от 19.05.05 г.).

Рецензенты: Крикуненко Л.А., канд. с.- х наук, доцент кафедры лесных культур и лесопаркового хозяйства Шумакова Г.Е.., канд. с.- х наук, доцент кафедры

экологии и лесных мелиораций

Маркова И.С.

М-268 Лесоведение. Курс лекций – Новочеркасск: НГМА, 2005. – 90 с.

В курсе лекций раскрываются научные основы современного лесоведения. Даны общие понятия о лесе и его компонентах, раскрыты особенности леса, как природной системы, изложены все аспекты природы леса: морфология, экология классификация и динамика. Изложено развитие учения о типах леса в России и зарубежных странах.

Предназначен для студентов лесохозяйственного факультета.

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины – познать природу леса на уровне лесного биогеоценоза и лесного географического ландшафта.

Задачи дисциплины – дать знания студенту о взаимосвязях компонентов леса, о влиянии на них экологических факторов, о закономерностях возобновления древесных пород и развития насаждений.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

- об изменениях лесов в геологическое время и современных закономерностях их разнообразия на земном шаре;

- о целостности и гомеостазе лесного биогеоценоза и саморегуляции его подсистем;

- о дискретности и непрерывности типа леса и о развитии лесотипологических концепция Г.Ф. Морозова;

- о шкалах оценки лесовозобновления и о масштабах смены пород;

- о математических закономерностях роста древостоев;

знать и уметь использовать:

- основные лесоводственные понятия, структуру лесного ландшафта и малого лесного водосбора;

- связи между компонентами лесного биогеоценоза и взаимодействие между лесным массивом и внешней средой;

- лесотипологические классификации и характеристики местных типов леса;

- методы изучения лесовозобновления;

- закон естественного изреживания, естественный отбор, закономерности роста и развития насаждений;

- взаимоотношения между древесными породами и смены пород;

- воздействие всех природных и антропогенных факторов на лес;

- прогноз развития отдельных насаждений, лесного водосбора и в целом географического ландшафта.

Для изучения дисциплины студент должен освоить такие предметы как ботанику, физиологию растений, лесную метеорологию, дендрологию, экологию и охрану природы, почвоведение с основами геологии, высшую математику, физику, генетику, лесную селекцию.

Общая трудоемкость дисциплины «Лесоведение» в соответствии с рабочим учебным планом составляет 100 часов, в т. ч. аудиторных – 60 часов из которых 18 часов – лекции, 36 – практические; самостоятельная работа студентов - 46 часов. Дисциплина изучается в 5 семестре. Виды итогового контроля – зачет.

Лекция 1 ЛЕС КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРИРОДНОЙ

3 Значение и функции леса по группам лесов и их свойства 4 История лесоведения

1. Лесоведение как наука о природе леса и естественноисторическая основа практического лесоводства

Лесоведение является естественно – исторической основой практического лесоводства, его составной частью. Значение лесоведения в настоящее время расширяется в связи с государственным и общественным признанием многосторонней роли леса – объекта этой науки.

Важнейшие проблемы лесного хозяйства могут быть успешно решены только на основе знания природы леса. Поэтому лесоведение – наука о природе леса имеет большое значение для научно-технического прогресса лесного хозяйства.

Лесоведение как наука создана Г.Ф. Морозовым (1867-1920) в начале 20 века. Его предметом являются леса как природное единство всех составляющих его организмов и условий их обитания. Лесоведение дает классификацию леса по лесорастительным подзонам и типам леса, изучает закономерности возобновления древесных пород, их взаимоотношения, рост

и развитие леса, и смену состава древостоев с учетом хозяйственной деятельности человека.

Лесоведение как естественноисторическая часть лесоводства, раскрывая природу леса, рассматривает вопросы биологии и экологии леса в целом и составляющих его компонентов, географические аспекты леса, изучает закономерности в процессах возобновления и формирования леса, изменения характера леса в пространстве и во времени.

Основная задача лесоведения – изучать внутренние и внешние связи лесных биогеоценозов, их состав, продуктивность, динамику, потоки веществ

и энергии.

Лес – самая активная часть биосферы, лесной полог – преобразователь солнечной энергии, хранитель множества живых существ, и в этом состоит связь лесоведения с наукой о биосфере. Лесоведение широко использует все достижения лесной биогеоценологии и в целом науки о биосфере для совершенствования лесовыращивания так как ответственность лесоводов за состояние биосферы огромна.

2 Связь лесоведения с наукой о биосфере и частными дисциплинами

Лесоведение или лесную биогеоценологию рассматривают как одну из естественных наук.

Лесоведение является сводом знаний, нескольких лесохозяйственных дисциплин и ряда общих наук, на которые опирается лесоводство. В этом смысле лесоведение включает дендрологию и физиологию древесных пород, лесную метеорологию и почвоведение, фитопатологию и энтомологию, отдел таксации леса, касающийся закономерностей в строении древостоев, биохимию лесных растений, лесную генетику, теоретическую часть лесной пирологии, учение о древесине и других продуктах леса (лесное ресурсоведение) и др.

Лесоведение имеет большое значение для практического лесоводства. Лесоводство занимается выращиванием леса для получения древесины и других продуктов леса и использования его с защитными, водорегулирующими, целебно-оздоровительными, эстетическими целями. Лесоводство разрабатывает методы повышения продуктивности леса и пути его улучшения, теорию и практику рубок леса в целях использования, возобновления и улучшения леса.

Для решения этих задач необходимо значение науки о природе леса, то есть лесоведения. Все вопросы современного лесоведения можно объединить в следующие основные разделы: 1. Лес как природное явление. 2. Экология леса. 3. Возобновление леса. 4. Формирование леса. 5. Типология леса.

3 Значение и функции леса по группам лесов и их свойства

Значение леса в жизни человека продолжает увеличиваться. Постоянно расширяются потребности в древесине.

России принадлежит около 1/5 площади (1182 млн. га) всех лесов мира и 1/4 часть их запасов (82 млрд. кубометров). Преобладающими являются хвойные породы, запасы которых составляют 46 % от их мировых ресурсов.

По данным государственных учетов лесного фонда за 1966-1998 гг., лесистость страны увеличилась с 41 до 45%., а по обеспеченности стволовой древесиной на одного жителя она занимает место во втором десятке государств, уступая Канаде и Финляндии. Однако при таком богатстве народное хозяйство испытывает недостаток в древесине, так как наиболее распространены древостои лиственницы (43%), древесина которой до сих пор не находит широкого применения. Площадь под ценными породами составляет: дуб – 1 % площади; кедр – 6 %; ель – 12 %; сосна – 18 %.

В настоящее время 1/3 часть лесов недоступна для эксплуатации. 2/3 потребности в древесине приходится на европейскую часть России, где живет около 75% населения, а спелых лесов мало – 18 % от всех древесных запасов. Доставка древесины из северных районов очень дорога.

Все леса в зависимости от их хозяйственного значения, месторасположения и выполняемых функций разделены на 3 группы.

К первой группе из них отнесены леса, выполняющие средообразующие, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Они выделены по всей территории страны и составляют 21% от площади всех лесов, а в европейской части 1/4 ее часть. Наибольшую долю в лесах I группы составляют запретные (водоохранные) полосы по берегам рек, озер и других водоемов. Они выполняют берегозащитные, водорегулирующие и водоочищающие функции.

Значительную территорию занимают климаторегулирующие и ландшафтно-защитные притундровые леса. Большую площадь имеют зеленые зоны вокруг городов, промышленных предприятий. В категорию защитных лесов входят полосы вдоль железных и крупных шоссейных дорог, противоэрозионные полезащитные леса, в том числе лесополосы, ленточные боры и степные колки.

Ко второй группе (7%) относятся леса, расположенные в густонаселенных районах с развитой транспортной сетью, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами. В европейской части их площадь близка к площади лесов первой группы, а в Сибири на Дальнем Востоке - мало. Леса этой группы также выполняют защитные функции, особенно водоохранные.

К третьей группе (72%) относятся леса многолесных районов, предназначенных для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине, но без ущерба для экологических функций этих лесов

4 История лесоведения

Греческий философ Аристотель (384-322 г. до н. э.) предлагал изучать любое явление, начиная с истории его познания. Его интересовали проблемы леса, поскольку стихийная деятельность человека приводила к разрушению растительного покрова Греции. Леса, занимавшие более половины площади этой страны, вырубались, пастьба скота усиливала разрушение почвы водной эрозией, лес не возобновлялся. Этот процесс могли приостановить лесоводы, но в те века лесоводственные знания отсутствовали. В настоящее время лесистость Греции составляет 15-20 %, а на ранее обрабатываемых землях плодородие сохранилось только на 2 % площади.

Зачатки лесоводства возникли в лесах Древнего Рима. В переведенном на русский язык «Земледелие» Марка Порция Катона (234-149 гг. до н. э.) сообщается, что в виноградниках, на сельскохозяйственных полях или в специально отводимых местах высаживали иву, тополь, вяз, кипарис, сосну и другие древесные породы, руководствуясь их требовательностью к почве.

Луций Юний Колумелла в трактате о сельском хозяйстве в 55 г. н. э. излагает способы посадки леса, расширяет познания о лесоводственных

свойствах древесных пород. Труды этого и других авторов обобщил Плиний Старший (23-79 гг н. э.). Он отметил, что леса, кроме того, что дают человеку древесину, выполняют почвозащитные и водоохранные функции.

Римские правила лесоводства действовали и в период Венецианской республики. Русский историк лесоводства Ф.К. Арнольд в 19 века сообщил, что, судя по дошедшим описаниям, в Северной Италии сохранялись весьма долго выборочные рубки почти в том самом виде, как было в Древнем Риме. Венеция в своих лесах в 15-16 столетиях вела прекрасное по тому времени лесное хозяйство. Леса были устроены, функционировало лесное управление, имелось учебное заведение, которое было подчинено Академии земледелия.

Россия в те времена была еще богата лесами. На карте 16 в. «Большой чертеж» леса простирались по берегам всех рек европейской части страны от истока до устья.

Период Российского средневековья (9-18 века) характеризуется все возрастающей эксплуатацией леса. Древесина широко использовалась на строительство судов, зданий, поэтому вдоль рек и вблизи населенных мест леса истощались.

Царь Алесей Михайлович (1629-1676 гг.) издал указы о строгом сбережении засечных лесов.

Петр 1 создал в 1719-1723 гг. лесное управление в виде коллегии адмиралтейства. По его приказу были описаны все леса вдоль больших и малых рек, там запрещалось вырубка ценных пород (дуб, ильмовые, клен и др.).

Для выращивания прочной корабельной древесины в те времена проводили обрезку сучьев. Передав металлургическим заводам Демидова на Урале большие площади лесов, Петр 1 составил правила ведения хозяйства в них, ввел систему лесосек и требовал заботиться о формировании на вырубках молодняков и об охране их от пожаров.

Первым отечественным ученым-лесоводом называют президента Академии наук А.А. Нартова (1737-1813), который описал лесокультурные приемы, выбор пород в зависимости от плодородия почвы, исследовал воздействие деревьев друг на друга и на живой напочвенный покров.

Большой вклад внес в развитие лесоводства известный ученый и литератор А.Т. Болотов (1738-1833). Рубки ухода он рассматривал как систему, предлагая пятикратный уход за хвойными породами.

Научными исследованиями лесов занимался М.В. Ломоносов (17111765), обративший внимание на их почвоулучшающую роль, воздушное питание растений и т.п.

В 18 веке лесами занимались известные географы В.Н. Татищев, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенинников, Э. Лаксман, П.С. Паллас и др.

Лесоведение и лесоводство тесно связано. Лесоведение как учение о природе леса оформилось в начале 20 в. в недрах лесоводства благодаря Морозову и получило дальнейшее развитие во 2-й половине столетия. В

развитии лесоведения большую роль сыграли (в середине 20 в.) идеи основоположника биогеоценологии советского ученого В.Н. Сукачева.

Значительный вклад в развитие лесоведения внесли также ученые Г.Н. Высоцкий, Л.А. Иванов, М.Е. Ткаченко, Н.В. Третьяков, А.А. Тюрин, П.С. Погребняк и др. Их ученики, а также последующие поколения исследователей.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает лесоведение как наука?

2. Дайте определение леса как природного явления

3. Какие Вы знаете группы лесов? Дайте характеристику каждой

4. В какой из европейских стран впервые возникло лесоведение?

5. Назовите виднейших деятелей лесоводства.

Основная литература:

Мелехов И.С. Лесоведение. М.: МГУЛ.- 2004, 398 с.

Дополнительная литература:

Погребняк П.С. Общее лесоводство. Колос. М.: 1968, 440 с.

Лекция 2 МОРФОЛОГИЯ ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВ И ЛЕСНЫЕ ФИТОЦЕНОЗЫ

1 Лес как важнейший компонент природной системы

3 Горизонтальная структура фитоценоза

4 Лес как биологическая саморегулирующаяся система

В лесоведении термином «лес» обозначают элементарную единицу биосферы. Лес является и составной частью географического ландшафта – однородной в генетическом отношении территории, на которой наблюдается закономерное повторение участков, тождественных по геологическому строению, форме рельефа, гидрологии, микроклимата, почвам и фитоценозам.

Чтобы лучше понять, что такое «лес», необходимо сравнить деревья, растущие на свободе и в лесу, а также изучить взаимодействие тех и других со средой.

Дерево, выросшее в лесу, имеет более прямой ствол, большую высоту, но меньший диаметр по сравнению с деревьями, растущими на свободе.

Их толщина от комля к вершине уменьшается постепенно, и они более полнодревесны, чем деревья, выросшие на свободе.

Крона дерева, растущего в лесу, уже и сосредоточена в верхней части ствола. Крона дерева, растущего на свободе, располагается почти по всему стволу.

Не всякий участок земли с растущими на нем деревьями можно назвать лесом. Это может быть парк или вырубка с сохранившимся подростом.

Критерием, по достижении которого при смыкании крон в молодом возрасте начинается влияние деревьев друг на друга, является величина сомкнутости древесного полога 0,4. При сомкнутости древесного полога менее 0,4, территория относится к непокрытой лесом площади, более 0,4 относится к покрытой лесом, то есть рассматривается как лес, с присущим ему влиянием деревьев друг на друга и на другие компоненты биогеоценоза (микроклимат, почву и др.).

Лес является частью географического ландшафта. Это один из основных типов растительности Земли, сложное сочетание множества разнообразных взаимосвязанных организмов.

Факторы лесообразования

К факторам лесообразования относятся:

1. Внутренние экологические свойства древесных пород.

2. Географическая среда (климат, грунт, рельеф, почва).

3. Биосоциальные отношения

а) между растениями, образующими лесное сообщество и б) между растениями и фауной

4. Историко-геологические причины.

5. Вмешательство человека.

Под внутренними, экологическими свойствами древесных пород понимается отношение видов к климату, почве и биологические свойства, долговечность, особенности роста, размножение и т.д.

Лесообразующее значение географической среды часто связано с экологическими свойствами древесных пород.

Биосоциальные отношения между растениями известны давно и закрепились в термине «породы-спутники» и выражении «осина-нянька ели». Но известны и примеры неблагоприятного воздействия.

Биосоциальные отношения между растениями и фауной наглядно выявляются при воздействии лося на сосну. Увеличение поголовья лосиного стада приводит к уничтожению сосновых молодняков.

Вмешательство человека повлияло на распространение березы и осины после сплошных рубок на северо-западе России, а в южной части способствовало смене семенных дубрав на порослевые. Отдыхая в лесу, выпасая скот, проводя рубки ухода, человек нарушает «подвижное равновесие», чем активизирует размножение вредителей и болезней в лесу.

Большую роль играют лесные пожары. Причины их разнообразны. От молнии ежегодно в мире возникает около 50000 лесных пожаров. В таких случаях огонь является самостоятельным фактором лесообразования. Лесные пожары способствуют смене темнохвойных лесов на светлохвойные. В

районе воздействия огня в почву поступает большое количество зольных элементов, изменяется ее влажность, тепловой режим верхних слоев, увеличивается активность нитрофицирующих бактерий. Благодаря этому даже на песчаных свежих почвах тайги могут расти сосняки 1 класса бонитета.

Все эти факторы лесообразования создали в лесу различные насаждения, отличающиеся по тем или иным признакам. Элементарной естественноисторической единицей такого разнообразия считается лесной биогеоценоз.

2 Компоненты леса и признаки древостоя

Лесной биогеоценоз состоит из биоценоза, включающего все виды растений (фитоценоз), животный мир, населяющий лес: млекопитающие, птицы и другие позвоночные, а также насекомые, черви, моллюски и другие беспозвоночные (зооценоз) и микроскопические организмы в почве, в органах растений и животных (микробоценоз). Так как в процессе жизнедеятельности биоценоз изменяет почву, атмосферу в лесу, то в биоценоз включаются факторы мертвой среды, которые называются экотопом. Экотоп в этом случае состоит из атмосферы с ее лесными особенностями (климатоп) и почвы с горной породой и грунтовыми водами (эдафотоп). Все эти составные части влияют друг на друга и на жизнь лесного биогеоценоза. Лес не может существовать, если исключить из него какую-либо часть.

Основными компонентами леса являются древостой, подрост, подгон, подлесок, живой напочвенный покров и внеярусная растительность.

Лесное насаждение , которое представляет собой лесной фитоценоз, трактуется по ОСТ 56-108-98 как «совокупность растений, состоящих из древостоя, а также часто подроста, подлеска и живого напочвенного покрова, объединенных однородными лесорастительными условиями участка леса и характеризующаяся определенной внутренней структурой». Сюда же следует включать и внеярусную растительность, к которой относятся лианы, а также эпифиты (мхи, лишайники) и грибы на стволах деревьев.

Живой напочвенный покров – совокупность мхов, лишайников, травянистых растений, кустарничков и полукустарников, произрастающих на лесопокрытых и лесонепокрытых землях.

Подлесок – кустарники, реже деревья, произрастающие под пологом леса и не способные образовать древостой или войти в состав древостоя в конкретных лесорастительных условиях.

Подрост – молодое поколение древесных растений под пологом древостоя или на лесонепокрытых землях, способное образовать новый древостой.