Ты знаешь что такое норма. Что такое норма? Норма в речи

План

1. Композиционные особенности романа «Герой нашего времени».

2. Соотношение фабулы и сюжета в произведении.

3. Роль нарушения хронологической последовательности в раскрытии образа центрального персонажа.

Композиционные особенности произведения М. Ю. Лермонтова заключаются в непоследовательном изложении событий, произошедших с главным героем.

Композиция как способ раскрытия образа

Большая часть исследователей приходят к выводу, что хронологические сбои в повествовании нужны для того, чтобы акцентировать внимание читателя на некой сумбурности жизни Печорина, его неспособности контролировать свою судьбу, подчинить ее одной, самой главной цели.

Кроме того, композиционные особенности романа позволяют увидеть образ Печорина со стороны, глазами Максима Максимовича и офицера-рассказчика, и лишь потом проникнуть во внутренний мир центрального персонажа через его личный дневник. Именно эти главы максимально откровенно и полно раскрывают личность главного героя.

Сюжет и фабула

Новаторский подход М. Ю. Лермонтова привел к тому, что фабула и сюжет «Героя нашего времени» разительно отличаются. Итогом такого приема становится то, что читатель не заостряет внимание на внешней стороне событий жизни Григория Александровича Печорина, но проникает в самую суть его личных переживаний. Исследователи называют такое повествование «напряженной композицией», когда герой предстает в моменты тяжелых жизненных испытаний.

Оригинальный композиционный прием, примененный автором, является поистине редким в русской классической литературе. М. Ю. Лермонтов повествует о самых важных эпизодах судьбы персонажа, раскрывая его личностные особенности в наиболее сложные и важные моменты: переживания Печорина из-за женщин, дуэль, ссора с подвыпившим казаком, таманское приключение с контрабандистами, полное опасностей.

Большинство исследователей творчества М. Ю. Лермонтова полагают, что композиционное решение способствует детальному раскрытию образа главного героя.

Пять частей романа: движение от внешнего к внутреннему

В повести «Бела» читатель видит Печорина глазами порядочного, но простоватого Максима Максимовича, его командира. М. Ю. Лермонтов развенчивает популярный в то время миф о возвышенной любви между красавицей-дикаркой и дворянином с хорошим образованием, такими историями были полны произведения других писателей. При этом Печорин совсем не похож на типичного романтического героя.

Вторая часть «Максим Максимович» показывает читателю более полную картину личности центрального персонажа: внешний облик и поведение героя наиболее подробно описывается именно в повествовании его командира.

Части «Тамань» и «Княжна Мери» позволяют читателю рассмотреть мир главного героя его собственными глазами через дневниковые записи. В них Печорин дает вполне откровенную и полную характеристику самому себе. В этих частях автор отходит от романтического направления, используя элементы литературного реализма.

В «Тамани» в очередной раз опровергается миф о возможности романтических чувств между контрабандисткой и офицером. В поведении Ундины нет ничего возвышенного, девушка готова совершить убийство только потому, что Печорин стал свидетелем ее криминальной деятельности. Центральный персонаж тоже раскрывается как авантюрист, готовый рисковать всем ради удовлетворения низменных потребностей.

Заключительная часть «Фаталист» затрагивает вопросы смысла жизни, предопределенности судьбы или возможности строить ее собственными руками. Здесь читатель видит Печорина как человека, способного бороться с собственной судьбой, даже если это сражение приведет к трагическому финалу.

Роль композиции в произведении М. Ю. Лермонтова крайне важна. Именно новаторское решение позволяет автору создать уникальный литературный жанр - психолого-ориентированный роман.

Литература


Если иметь в виду хронологию событий в «Герое нашего времени», тч е. фабулу, то она должна выглядеть так: приключение Печорина с «ундиной» в Тамани («Тамань»); история Мери с Грушницким, дуэль («Княжна Мери»); эпизод с Вуличем («Фаталист»); похищение Бэлы и путешествие странствующего офицера-рассказчика с Максимом Максимычем («Бэла»); встреча с Максимом Максимычем во Владикавказе («Максим Максимыч»); известие о смерти Печорина («Предисловие к «Журналу Печорина»). Расположение частей согласно хронологии (фабуле) романа, следовательно, таково:

«Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». «Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина».

Однако в романе хронология нарушена. Там иное расположение повестей:

«Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина». «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист».

Из сравнения хронологической последовательности с последовательностью повестей в романе можно заключить, что их несовпадение означает несовпадение между фабулой и сюжетом. Фабула отражает порядок событий в художественном произведении в их хронологической последовательности, сюжет - распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.

Допустим, что писатель задумал художественное произведение. Он вымышляет события и эпизоды, в которых участвует его герой. Затем выстраивает эти события и эпизоды в цепь происшествий, но подчиняет порядок не хронологии, а каким-то другим важным для него целям. Получается, что события сначала следуют хронологически, как в жизни, потом выстраиваются по воле автора, т. е. в соответствии с особым художественным заданием.

Какую же цель преследовал Лермонтов композицией романа (порядок расположения частей, событий, эпизодов в избранной автором последовательности)?

Одна из таких целей состояла в том, чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, т. е. с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателя к ней. Например, дуэль Печорина с Грушницким, если следовать хронологии, происходит раньше того как читатель получает известие о смерти Печорина. Интерес читателя будет направлен тогда к самой дуэли, и напряжение будет поддерживаться вопросом: что станется с Печориным, убьет его Грушницкий или герой останется жив? Внимание читателя в этом случае сосредоточено на самом событии. В романе Лермонтов снимает напряжение тем, что до дуэли уже сообщает (в «Предисловии к «Журналу Печорина») о смерти Печорина, возвращавшегося из Персии. Читатель заранее оповещен, что Печорин останется жить, и напряжение к этому важному в жизни героя эпизоду снижено. Но зато повышено напряжение к событиям внутренней жизни Печорина, к его размышлениям, к анализу собственных переживаний.