Уполномоченный по делам ребенка рф. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Что такое комитет по защите: основные задачи

Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних. Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.

В большей части стран, ратифицировавших Конвенцию, такую функцию выполняет институт уполномоченного по правам ребенка.

Законное основание деятельности детского омбудсмена в РФ

Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации . Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Назначение на пост и снятие с него регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законами и нормативными актами, созданными в регионах с целью соответствия предписаниям Конвенции.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Полномочия федерального уполномоченного

Указ Президента № 1518 “Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка” дает следующие возможности федеральному представителю:

  • делать запрос о предоставлении необходимой информации в федеральные исполнительные, региональные и муниципальные органы власти , организации и официальным лицам Российской Федерации;
  • свободно посещать органы власти, организации, ;
  • самостоятельно или вместе с другими государственными аппаратами и официальными лицами проверять законность действий (бездействий) органов федеральной исполнительной, региональной и муниципальной власти , а также официальных лиц, получать от них интересующие объяснения;
  • уведомлять компетентные лица о своем усмотрении в их постановлениях или действиях (бездействиях), актов ущемления ребенка и адресовать им предложения по исправлению данных видов правонарушений и восстановлению справедливого порядка;
  • в соответствии с определенным порядком привлекать научные и другие организации, деятелей науки и специалистов для проведения экспертиз в сфере нарушения свобод ребенка.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения , получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах .

Задачи региональных омбудсменов

Исходя из анализа деятельности региональных омбудсменов, выделяют несколько основных задач для их деятельности:

  1. Создание условий, гарантирующих ценность легитимных интересов и свобод граждан .
  2. Поддержание уже действующих и создание новых механизмов по отстаиванию ребенка в спорных ситуациях с органами общегосударственной и муниципальной власти, в обязанности которых входит оберегание интересов ребенка.
  3. Принятие мер с целью восстановить ущемленные интересы ребенка .
  4. Мониторинг текущей ситуации с соблюдением ребенка и инициация совершенствования нормативных актов.
  5. Стимулирование межгосударственного сотрудничества в области обеспечения свобод ребенка.

Полномочия региональных омбудсменов

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами - в зависимости от организационно-правового статуса.

Деятельность омбудсмена

Кроме детских омбудсменов, права представляют и другие институты, но более узкоспециализированные:

  • комиссия по делам несовершеннолетних - защищает интересы детей из неблагополучных семей;
  • органы опеки и попечительства - следят за благополучием в приемных семьях или специализированных учреждениях.

Уполномоченный взаимодействует со всеми учреждениями, которые выполняют обязанности по прав ребенка, но не замещает их работу. Основными направлениями его деятельности являются следующие:

  • контролирование законности действий властей, детских учреждений , граждан по отношению к детям;
  • оказание помощи ребенку , в своих правах;
  • устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка ;
  • информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав , закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.

В отличие от прокуратуры, омбудсмен компетентен оберегать интересы узкой группы населения - несовершеннолетних лиц. При этом он надзирает за сохранностью более широкого перечня их интересов, прописанных в Конвенции.

Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.

Детский омбудсмен лично принимает граждан, а также посещает места, откуда поступила и проводит другие виды проверок, чтобы найти или опровергнуть описанное в заявлении. Но жалоба будет рассмотрена не всегда, а только если она не была принята ранее другими компетентными инстанциями.

Уполномоченный участвует в судебных заседаниях по поводу решения спорных вопросов в отношении интересов несовершеннолетних, но в качестве третьего лица, не наделенного возможностью выдвигать собственные требования.

Такое положение ограничивает возможность интересов детей.

Важное направление работы представляет обмен навыками между коллегами, в целях чего в 2005 году была создана Ассоциация детских омбудсменов в субъектах РФ. Сотрудничество между странами происходит в рамках Комитета ООН, Гаагского суда, ЕСПЧ.

Представительство на международной арене реализуется через федерального омбудсмена. С 2016 года им является Анна Кузнецова.

Главная функция детских омбудсменов состоит в гарантировании и оберегании свобод ребенка. Сегодня в России назначение регионального омбудсмена на пост носит рекомендательный характер. Отсутствие отдельного закона, прописывающего полномочия и обязанности региональных омбудсменов, их зависимость от исполнительных органов власти в отдельных субъектах часто приводит к формальности и неэффективности работы.

В сентябре 2016 года пост уполномоченного при Президенте по правам ребёнка заняла Анна Кузнецова, заменив предыдущего омбудсмена Павла Астахова, уволенного по собственному желанию.

Краткая биография : Кузнецова Анна Юрьевна 03.01.1982г.р., уроженка г. Пенза, государственный и общественный деятель. В 2003 году получила диплом педагога-психолога. В 2008 году вместе с супругом Алексеем Кузнецовым учредила «Благовест» — организацию, инициировавшую проведение общественных программ направленных на защиту детей и семейных ценностей, сокращение числа абортов. В 2011 основала фонд помощи малоимущим семьям «Покров», на средства которого был открыт приют для женщин. Кузнецова курировала множество проектов, оказывавших помощь детям-сиротам, брошенным и малоимущим. С ее подачи была открыта линия поддержки для беременных, оказавшихся в сложной ситуации, запущены вебинары на эту тему. Верующая, мать 6х детей.

Как можно написать Кузнецовой Анне

Должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка была учреждена Указом Главы государства от 9 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в стране.

Согласно вышеназванному Указу Президента России, Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации. Для выполнения своих правозащитных обязанностей омбудсмен наделен широкими полномочиями. В частности, он имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основеОб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.

Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

Таких прав нет у Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Но, Указ, который регламентировал деятельность детскогоомбудсмана, в самом конце содержал еще один пункт: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка».

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод ребенка в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав ребенка как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека // Юрист. 2009. №6.- С.21..

Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции и других странах.

Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Ребенок может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если ребенок в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ - это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам ребенка в РФ.

Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В-четвертых, Уполномоченный имеет право отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. В соответствии с Законом он имеет право посещать любые органы государственной власти, органы системы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его праваХаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009..

Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

При осуществлении своих полномочий, Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены на территории РФ.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла основополагающий документ, охраняющий права несовершеннолетних – Конвенцию о правах ребенка. Этот документ впоследствии был подписан практически всеми странами мира, в том числе Россией. Для контроля реализации Конвенции на практике создан специальный Комитет по защите прав детей. В этот орган может обратиться гражданин любой страны, чтобы сообщить о возможном нарушении прав и принятии соответствующих мер.

Что такое комитет по защите: основные задачи

Комитет состоит из 18 независимых экспертов, которые обычно набираются из разных стран. Они работают на постоянной основе, причем с периодичностью не реже раза в 3 года комитет проводит специальные отчетные сессии для анализа своей работы. К основным задачам организации относится создание и поддержание условий для нормальной жизни ребенка:

  • обеспечение едой и чистой водой;
  • создание условия для нормального воспитания, обучения и развития;
  • обеспечение социальных потребностей ребенка;
  • создание психологически комфортных условий жизни.

Комитет обязан фиксировать обращения граждан и проводить проверки по выявлению фактов нарушений прав детей. В каждой стране этими конкретными задачами занимаются свои органы или уполномоченные лица. Что касается РФ, то основные функции комитета выполняет Уполномоченный по правам ребенка. В настоящий момент эту должность занимает Анна Кузнецова.

К тому же уполномоченные по правам есть и в каждом регионе России. Например, в Москве это Бунимович Евгений, а в Санкт-Петербурге – Агапитова Светлана.

Должность уполномоченного (его также называют детским омбудсменом) создается на общественных началах или в рамках структур исполнительной власти (при Правительстве, при Президенте и т.п.). Уполномоченный не является органом власти как таковым, однако он может инициировать проверку, принять срочные меры по защите детей, обратиться в правоохранительные структуры, суды и другие инстанции, решения которых обязательны к исполнению.

Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция

Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:

  • учителя;
  • соседи;
  • знакомые семьи;
  • представители организаций (детский сад, школа);
  • должностные лица;
  • врачи и многие другие.

Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:

  1. Через вышестоящую инстанцию.
  2. Через суд.
  3. Через прокуратуру.
  4. Через Уполномоченного по правам ребенка и др.

Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:

  1. ФИО, контактные данные отправителя.
  2. Суть претензии.
  3. Дату, подпись.

К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию – достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).

Подать жалобу можно всеми доступными способами:

  1. Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
  2. По обычной или электронной почте.
  3. С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).

По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.