Успехи современного естествознания. Обеспечение техногенной безопасности в работе предприятия Техногенная безопасность на предприятии

Эксперты внятно и доступно разъясняют, как действовать согласно закону. Обновляются 3 раза в год – не нужно часами отслеживать изменения. Эксперты все делают за Вас.

  • 4 базы с полным комплектом нормативной документации по всем сферам техногенной безопасности и охране труда. Обновляется в режиме 24/7 – как только происходят изменения законодательства. Есть шаблоны документов с образцами заполнения.
  • Услуга «Задай вопрос эксперту» . Дополнительно платить не нужно. Число вопросов не ограничено!
  • Дополнительные материалы , не вошедшие в справочники: профессиональные новости, видео семинары, интересные практические статьи и инструменты для работы.

4 системы по цене двух!

  • Нормативная база
  • Комплект шаблонов ЛНА
  • Рекомендации экспертов
  • Сервис «Задай вопрос эксперту»
  • Обновляется в режиме 24/7

1. В базах документов:

  • Полный свод нормативно-правовых актов по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности. Обновляется оперативно – по мере изменения в законодательстве.
  • Шаблоны локальных документов: заполнил – распечатал – собрал комплект для проверки.
  • Чек-листы (мини инструкции для раздачи сотрудникам).
  • Инструкции по охране труда и пожарной безопасности.
  • Таблицы для расчетов

2. Онлайн сервис «Задай вопрос эксперту».

3. В справочниках на сайте:

Информационно-правовая система «Настольный справочник специалиста по охране труда»

  • Свод законодательства по охране труда
  • Организация работ по охране труда
  • Санитарно-бытовое обслуживание
  • Специальная оценка условий труда
  • Работы с повышенной опасностью
  • Производственный травматизм (Несчастные случаи) и профзаболевания
  • Устройство и содержание промышленных предприятий
  • СУОТ: внедрение, обеспечение, оптимизация
  • В помощь молодому специалисту по охране труда

Информационно-правовая система «Настольный справочник инженера промышленной безопасности»

  • Свод законодательства по промышленной безопасности
  • Обеспечение исполнения требований промбезопасности на предприятии
  • Регистрация ОПО
  • Выполнение требований по лицензированию отдельных видов деятельности в области промбезопасности
  • Применение технических устройств на ОПО
  • Экспертиза промышленной безопасности
  • Требования к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО
  • Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
  • Специальные требования промбезопасности (по типам ОПО)

Информационно-правовая система «Пожарная безопасность зданий»

  • Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности
  • Как подготовить объект к проверке ГПН
  • Риск-менеджмент в сфере пожарной безопасности
  • Обязательные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на предприятии
  • Работа с персоналом
  • Избежание жертв и сокращение убытков при пожаре
  • Вопросы и ответы
  • В помощь молодому специалисту по пожарной безопасности

Информационно-правовая система «Экологическая безопасность предприятия: Практический справочник для специалиста»

  • Правовое поле специалиста по экологической безопасности
  • Экологический контроль и надзор
  • Организация экологической службы на предприятии
  • Воздухоохранная деятельность на предприятии
  • Порядок использования водных ресурсов на предприятии
  • Безопасное обращение с отходами на предприятии
  • Финансово-экономические аспекты экологической безопасности
  • Система экологического менеджмента (СЭМ) на предприятии
  • Рациональное использование недр
  • Ресурсосбережение
  • Особо охраняемые природные территории
  • Порядок использования лесных ресурсов. Охрана лесов
  • Вопросы и ответы

АВТОРЫ

Аверьянова Светлана Валентиновна - эксперт Северо-Западной Ассоциации «Безопасный труд».
Барков Николай Васильевич - канд. техн. наук, действительный член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), заведующий отделом охраны труда и экологии Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заслуженный эколог России.
Беляев Сергей Васильевич - руководитель отдела охраны труда международной производственной компании. Дипломированный менеджер системы безопасности труда / EHS manager (охрана труда, здравоохранение, окружающая среда); специалист по разработке, внедрению и эксплуатации корпоративных систем управления безопасностью труда (брошюры по безопасному поведению и ПБ).
Белянин Василий Алексеевич - инспектор по пожарной безопасности.
Васин Владимир Иванович - ген. директор ЗАО «Регистр-Консалтинг».
Гринёв Павел Георгиевич - ведущий инженер по охране труда.
Давыдов Роман Викторович - преподаватель Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Казмировский Евгений Леонидович - доктор бизнес-администрирования в области менеджмента качества, эксперт по сертификации систем менеджмента.
Катулина Римма Дмитриевна - консультант по практическим и нормативно-правовым вопросам охраны труда (сферы: строительство, фармацевтическая, пищевая промышленность, склады).
Квашук Виталий Иванович - специалист отдела организации службы и пожаротушения Управления организации пожаротушения регионального центра МЧС России.
Ковалев Виктор Павлович - специалист по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности с опытом работы по специальности в компаниях различных форм собственности и производственной деятельности.
Коноплев Сергей Николаевич - канд. техн. наук, преподаватель кафедр «Технологии строительства ВИТУ» и «Технологии производства строительных изделий и конструкций», с 2002 по 2008 гг. ведущий специалист Госстройнадзора.
Кругликов Виктор Николаевич - проректор по учебной работе Университета бизнес-технологий (ТИБ), доктор пед. наук, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), автор более 60 научных трудов.
Лаврова Валерия Станиславовна - генеральный директор издательства «Троицкий мост», юрист, специалист по административному праву.
Линд Татьяна Валерьевна - юрист, партнер и руководитель практики трудового права ООО «ТэКа Групп».
Марцынковский Дмитрий Александрович - исполнительный директор ООО «Русский Регистр - Международная сертификация». Сертифицированный ведущий аудитор в отечественной и международной системах сертификации. Сертифицированный менеджер по управлению рисками «Русского Регистра».
Овсянников Роман Юрьевич - генеральный директор ООО «СтройКонсалтинг Санкт-Петербург».
Одёрышев Андрей Васильевич - канд. техн. наук, доцент кафедры подъемно-транспортных машин Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Олейник Сергей Михайлович - консультант (ISO 9001; ISO 14001; OHSAS 18001) ООО «СтройКонсалтинг Санкт-Петербург».
Пашин Николай Петрович - доктор экон. наук, профессор, генеральный директор Федерального государственного учреждения «Всероссийский институт охраны и экономики труда» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Прусс Станислав Анатольевич - руководитель электротехнического отдела ООО «Системы энергоэкологической безопасности», специалист по проведению энергоаудита крупных промышленных предприятий.
Салтыков Алексей Владимирович - главный инженер ЗАО «АТЭК».
Саркисьянц Лев Тигранович - начальник отдела охраны труда ООО «Стройтрубнадзор-сервис».
Фаустов Сергей Андреевич - доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кафедра «Безопасность жизнедеятельности».
Фролов Олег Петрович
Шклярик Владимир Алексеевич - доцент, старший преподаватель негосударственного образовательного учреждения «Учебно-методический центр добровольного пожарного общества Центрального района Санкт-Петербурга» (НОУ УМЦ).
Шкрабак Владимир Степанович - заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор техн. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
Шкрабак Роман Владимирович - канд. техн. наук, доцент кафедры Профессиональной аттестации и внедрения инноваций, ФГБОУ ВО СПбГАУ ОСП ДПОС «Академия менеджмента и агробизнеса».
Щур Денис Леонидович - начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра «Дело и Сервис», специалист по трудовому праву.
Автономная некоммерческая организация «Санкт-Петербургский Университет бизнес-технологий» (www.tib.edu.ru)
Алексеев Сергей Андреевич - доцент кафедры охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Буренина Галина Александровна - доктор экон. наук, Президент АНО «Санкт-Петербургский Университет бизнес-технологий».
Гореин Николай Федорович - начальник отдела по страхованию ответственности и сложных технических рисков ООО «БИН Страхование».
Гусинский Константин Николаевич - эксперт по подтверждению соответствия требованиям технического регламента «О безопасности лифтов» Органа по сертификации ЗАО «Росдиагностика».
Дорошевич Татьяна Михайловна - канд. техн. наук, эксперт промышленной безопасности ООО «Велес».
Калинин Алексей Петрович - канд. техн. наук, ведущий специалист ООО «Газпром Газобезопасность».
Коллектив авторов НОУ «Учебный комбинат» - Негосударственное образовательное учреждение дополнительного и начального профессионального образования «Учебный комбинат» - учреждение дополнительного и начального профессионального образования. Оказывает консультационные услуги и реализует широкий спектр программ ускоренной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих по вопросам промышленной безопасности и охраны труда и др. (тестовые задания по курсу «Промышленная безопасность»).
Лёвкин Владимир Александрович - генеральный директор ЗАО «Телеинтерфон», консультант по вопросам информационных технологий.
Маглёна Станислав Моисеевич
Минин Владимир Михайлович - канд. техн. наук, исполнительный директор СРО Некоммерческое партнерство экспертных организаций по промышленной безопасности «Северо-Запад».
Мурзинов Евгений Александрович - главный эксперт Автономной некоммерческой организации «Региональный центр научно-технического обеспечения промышленной безопасности Северо-Западного административного округа».
Надточий Константин Владимирович - руководитель проектов УК «Система».
Нифонтов Юрий Аркадьевич - доктор техн. наук, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой экологии промышленных зон и акваторий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Осика Лев Константинович - канд. техн. наук, руководитель Департамента реализации проектов энергоэффективности и энергосбережения ООО «Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС».
Приземлин Василий Васильевич - руководитель МТУ Технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СЗФО.
Стрежик Николай Семенович - зам. начальника отдела по экспертизе объектов химического надзора.
Стряпин Владимир Петрович - академик Санкт-Петербургской инженерной академии, проректор по стратегическому развитию АНО «Санкт-Петербургский Университет бизнес-технологий».
Терентьев Вячеслав Иванович - доктор техн. наук, академик РАЕН, генеральный директор ОАО «Водоканал-Инжиниринг», заслуженный работник ЖКХ РФ.
Фролов Олег Петрович - канд. экон. наук, заслуженный экономист Российской Федерации.
Шиянова Ксения Андреевна - ведущий инженер по экспертизе промышленной безопасности.
Алмаев Гельман Хайдарович - специалист по пожарной безопасности.
Гладущик Станислав Игоревич - главный андеррайтер, заместитель генерального директора ООО «Адвант-Страхование».
Горбунов Григорий Анатольевич - полковник внутренней службы МЧС, эксперт в области пожарной безопасности.
ГОУ «УМЦ ГОЧС Тульской области» - учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области.
Денисов Виктор Николаевич - канд. техн. наук, доцент кафедры технологии, организации и экономики строительства ВИ (ИТ) ВА МТО (Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева).
Лазаренко Андрей Владимирович - начальник отдела гражданской обороны и защиты персонала от чрезвычайных ситуаций.
Питулько Ксения Викторовна - канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
Рязанов Владимир Алексеевич - специалист по охране труда и пожарной безопасности.
Сачевко Андрей Львович - майор внутренней службы, заместитель начальника отдела пропаганды и идеологии Северо-Западного регионального центра МЧС России.
Голдобина Анна Сергеевна - государственный инспектор Ленинградской области по охране природы, ведущий специалист отдела водного контроля Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, юрист.
Кодолова Алёна Владимировна - канд. юрид. наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН.
Круглова Рената Степановна - заместитель директора негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов «Экологический учебный центр». Под ее руководством специалистами Центра и его партнерами разработано и реализуется более 20 обучающих программ. Научный редактор брошюр под девизом «Делимся опытом». Возглавляет отдел экологического образования ФГУ «Государственный природоохранный центр». Награждена Благодарностью ЗакСа Санкт-Петербурга и Почетной грамотой Минприроды РФ.
Степанов Михаил Юрьевич - генеральный директор ООО «Радиус».
Сутчев Константин Александрович - эколог Службы качества ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ».
Фирсов Юрий Викторович - заместитель начальника управления экологического контроля Росприроднадзора.
Шаршакова Марина Сергеевна - ведущий инженер-эколог ООО «Строительные Технологии».

Вхождение человечества в новый постиндустриальный мир умножило число проблем, составляющих угрозу техногенной безопасности, которая через общественную безопасность является частью национальной безопасности страны. В Концепции национальной безопасности РФ говорится: "Ослабление государственного надзора и отсутствие эффектных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации ситуаций техногенного и природного характера увеличивает риск катастроф во всех сферах хозяйственной деятельности" .

Как любой объект охраны, техногенная безопасность может рассматриваться с двух сторон.

Прежде всего, следует указать на индивидуальные объекты, подлежащие охране и входящие в состав техногенной безопасности. Анализ Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" показывает, что к таким объектам принадлежат: люди (население); окружающая природная среда; материальные ценности. Самая большая ценность из всех ценностей, - люди, - поставлена законодателем на первое место. Граждане в соответствии со ст. 18 названного Закона имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества от ситуаций техногенного и природного характера (аварий, катастроф); на получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на медицинское обслуживание; на проживание и работу в зонах чрезвычайного положения.

Обстоятельством, угрожающим индивидуальным объектам, является ситуация техногенного характера, т.е. обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительные материальные потери. Рассматриваемая с этой стороны техногенная безопасность представляет собой защищенность людей, окружающей природной среды и материальных ценностей от ситуаций техногенного и природного характера. К крупным производственным авариям и катастрофам относятся: аварии на промышленных объектах, в строительстве, на воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном пространстве. Эти аварии и катастрофы сопровождаю гея взрывами, пожарами, затоплениями, выходом из строя энергосистем и инженерных путей и т.д. Данный аспект обязывает обратить внимание на другую сторону техногенной безопасности, которая предполагает осуществление совокупности надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию аварий и катастроф на промышленных объектах, в строительстве и других сферах промышленного производства, а

также на применение в соответствующих ситуациях мер административного принуждения.

Безопасность от угроз природного характера. Безопасность населения в ситуациях природного характера в настоящее время, когда наблюдается катастрофическая деградация природной среды, связанная с продолжающимся наращиванием промышленного производства, представляет собой постоянно актуальный объект охраны. Под безопасностью в ситуациях природного характера понимается защищенность людей и материальных ценностей от стихийных бедствий, обеспеченная готовностью правоохранительных органов и, прежде всего МЧС России к действиям по предотвращению или ликвидации подобных ситуаций. К ситуациям природного характера относятся такие стихийные бедствия, как: землетрясения, наводнения ураганы, лавины, природные пожары в лесах и т.д. повлекшие за собой многочисленные жертвы людей, ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери.

К основным законодательным актам, нормы которых регулируют общественные отношения в области защиты населения от ситуаций природного характера, принадлежат - Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" УК РФ (гл.26), КоАП РФ (гл.8), Федеральный закон от 10 января 2002 г.

"Об охране окружающей природной среды" Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г "О чрезвычайном положении". Из подзаконных актов этого направления следует назвать: Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное Правительством РФ от 5 ноября 1995 г., Положение о МВД России, утвержденное Указом Президента

РФ от 18 июля 1996 г., Положение о Войсках гражданской обороны РФ утвержденное Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г., и др.

Анализ законодательства о безопасности населения в ситуациях природного характера свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие заключает в себе два начала: первое связано с индивидуальными объектами, подлежащими защите; второе имеет отношение к структурам и средствам, с помощью которых осуществляется охрана объектов.

К индивидуальным объектам защиты в ситуациях природного характера законодательство относит: людей, их жизнь и здоровье; окружающую природную среду; материальные ценности. В рассматриваемом аспекте ст. 18 Федерального закона о защите населения и территорий от ситуаций природного и техногенного характера предоставляет гражданам право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества; на информацию об опасностях; на медицинское обслуживание за проживание и работу в зонах чрезвычайного положения; за участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий. Обстоятельствами, угрожающими населению и территориям в ситуации природного характера, являются стихийные бедствия, характеризуемые масштабностью, непредсказуемостью, внезапностью.

Вследствие этого безопасность населения и территории при угрозе или возникновении ситуации природного характера определяется состоянием готовности принять меры, адекватные угрозам безопасности, и ликвидировать подобную ситуацию. Предотвращение и устранение бедствий подобного рода является комплексной проблемой, требующей для своего решения действий различных государственных структур как на федеральном, так и региональном уровнях. Законодательство о чрезвычайном положении и

чрезвычайных ситуациях указывает на ведущую роль в подобных ситуациях силовых структур: органов МЧС России, Вооруженных Сил, МВД России и т.д.

При строгом и внимательном подходе к Концепции национальной безопасности приходишь к выводу, что она подразделяет национальную безопасность в основном на два вида: общественную и государственную. Обеспечение общественной безопасности предупреждает и пресекает противоправные деяния и негативные события (угрозы) внутреннего характера: бандитизм, массовые беспорядки, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии. Обеспечение государственной безопасности направлено на предупреждение и пресечение противоправных деяний, имеющих в известной степени политический характер: терроризм, шпионаж, диверсии и т.д. Деление национальной безопасности на общественную и государственную проводит четкую границу также между вопросами внутренней и внешней безопасности страны1.

Такие виды национальной безопасности, как экологическая, информационная и экономическая входят фрагментами либо в общественную, либо в государственную безопасность. Проф. М.А.Лапина правильно утверждает, что "экологическая безопасность является не только самостоятельным элементом национальной безопасности, но и одним из элементов общественной безопасности". Однако значение этих видов безопасности за последние 50 лет настолько стало глобальным, что возникла необходимость в выделении их в самостоятельные виды национальной безопасности. Таким образом, по предметной сфере можно выделить, помимо общественной, иные виды национальной безопасности: экономическую, экологическую, информационную, государственную.

Известно, что человек и окружающая его окружающую среду гармонично взаимодействуют и развиваются лишь при условии, когда интенсивности потоков вещества (Р), энергии (Е) и информации (И) находятся в пределах, оптимальных (комфортных) для человека и окружающей среды.

В условиях производства интенсивность потоков Р, Е, И может существенно отклоняться от оптимальных и допустимых значений, при которых обычно происходит жизнедеятельность человека. В условиях чрезвычайных ситуаций она становится неконтролируемой и приобретает величин, угрожающих жизни и здоровью человека. Такой негативное влияние интенсивности потоков Р, Е, И в антропосфере происходит со стороны элементов техносферы - части антропосферы, в корне преобразована человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины, водохранилища и т.

Безопасность человека в техносфере часто рассматривают, анализируя систему Л-М-С ("Человек - Машина - Среда"), в которой буквой М обозначают элементы (объекты) техносферы.

Техносфера в целом, как и большинство ее элементов (объектов) представляет собой замкнутую систему. Никакой самоорганизации и саморегулирования в таких системах не происходит. Если они будут предоставлены сами себе, то направляться в состояния равновесия (второй закон термодинамики). При этом накопленные в техносфере (на объекте) вещество, энергия, информация рассеиваются, равномерно распыляясь в пространстве.

Подавляющее большинство объектов техносферы безаварийно функционирует только при условии постоянного поддержания на должном уровне изолирующей способности технологического оборудования и наличия надежного физической защиты (оболочек, инженерных сооружений и конструкций, санитарно-защитных зон и т.п.), которые предотвращают рассеиванию вредных веществ и энергии.

Нарушение однородности системы Л-М-С сопровождается созданием на грани элемента М больших градиентов вещества, энергии, информации (градиент [от лат. Gradiens или gradientis - шагающий] - мера возрастания или убывания в пространстве какой физической величины на единицу длины).

Рис. 1.1. Участок неоднородности в системе Л-М-С

Участки системы Л-М-С, на которых наблюдаются большие градиенты вещества, энергии, информации, являются участками самой потенциальной опасности, где наиболее ярко может проявить себя отрицательное свойство живой и неживой материи способностью нанести вред самой материи: человеку, материальным ценностям, окружающей среде.

Потенциальная опасность объектов техносферы вызвана наличием в ее структуре потенциально опасных объектов (ПОО), на которых возможно неконтролируемое высвобождение вредных химических веществ или взрывное высвобождение энергии.

По данным Государственной службы Украины по вопросам труда в 2014 году в стране функционировало 9424 ПНО, в перечень которых входят промышленные предприятия, шахты, карьеры, магистральные газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, гидротехнические сооружения, узловые железнодорожные станции, мосты, тоннели, накапливаемые и полигоны промышленных отходов, места хранения опасных веществ.

При таких условиях особенно актуальным становится проблема обеспечения техногенной безопасности. Под термином " техногенная безопасность " понимают состояние защищенности населения, территории, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенными объектами называют объекты, деятельность которых может спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Большинство существующих техногенных объектов в их современном виде не могут дальше обеспечивать не только устойчивое развитие экономики, но и собственно безопасное функционирование.

NON Mult, SED MULTUM

В 1976 году на заводе швейцарско-итальянской компании JCMESA, расположенном в городе Севезо (Италия), произошла крупномасштабная технологическая авария, во время которой произошел выброс диоксина. В результате аварии сильное отравление получили 2000 человек, почувствовали ухудшение своего физического состояния несколько тысяч человек. Площадь загрязненной территории составила 18 км2.

В 1984 году на химическом предприятии американской компании Union Carbide India Ltd, расположенном в городе Бхопал (Индия), в результате выброса метализоцианиту погибло более 2500 человек, а около 100 000 стали инвалидами.

В апреле 1986 года в Украине произошло Чернобыльская катастрофа , которая имела тяжелые трансграничные последствия как для населения, так и для окружающей среды многих стран, прежде всего Украины, Беларуси и России.

В 2000 году в городе Бая-Маре (Румыния) произошла авария на ХОО, во время которой в реки Тиса и Дунай было сброшено более 100 тыс. М3 воды, загрязненной цианидами. Авария имела серьезные трансграничные последствия.

В 2000 году на пиротехнической фабрике компании Fireworks, расположенной в городе Энсхеде (Нидерланды) произошла серия взрывов, вызванная нарушением правил хранения и производства пиротехники и взрывчатых веществ.

В 2001 году произошел взрыв на заводе по производству минеральных удобрений в городе Тулузе (Франция), который продемонстрировал опасность хранения нитрата аммония и удобрений на его основе, а также соответствующего сырья, забракованной в производственном процессе.

11 марта 2011 в результате самого мощного в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, произошла крупная радиационная авария на АЭС Фукусима-1. Финансовые убытки, включая расходы на ликвидацию последствий, расходы на дезактивацию и компенсации, оцениваются в 100 млрд. Долларов.

Эти техногенные аварии были резонансными как в научной, технической, технологической, управленческой, так и в правовой, социальной и философских сферах. Человечество навсегда отбросило концепцию "абсолютной безопасности" или "нулевого риска" относительно промышленных объектов. Если до этого в промышленности делался упор на развитие служб и видов обеспечения "поставарийных ситуации" и доминирующим был принцип гражданской обороны "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь основное внимание было перенесено на обеспечение превентивности (лат. Praeventivus - мера ), то есть предотвращению проявления техногенных опасностей.

Была выдвинута концепция " приемлемого техногенного риска », на основе которой в ведущих странах Европы, в СЕЛА, Канаде и Японии началось интенсивное развитие науки о техногенной безопасности. Концептуализация превентивной политики по техногенной безопасности открывает пути к формированию и реализации новой модели защиты персонала, населения и территорий от угроз техногенного характера.

Опасности техногенного характера составляют не только потенциальную , но и реальную угрозу человечеству, проявляя себя в виде промышленных аварий и катастроф.

NON Mult, SED MULTUM

Частота глобальных техногенных катастроф, по данным российских исследователей, составляет 0,02 ... 0,03 в год, техногенных катастроф наииональногомасштабу - 0,05 ... 0,1 в год, регионального масштаба - 0,5 ... 1, 0 в год, мисиевого масштаба -

1 ... 20 в год, объектный - 10 ... 500 в год. По их оценкам, суммарные убытки от последствий техногенных катастроф в России ежегодно составляют около 8 ... 12 млрд. Долларов.

В Украине статистическая отчетность обнародует ежегодные убытки от чрезвычайных ситуаций на порядок меньше - в пределах 15 ... 30 млн. Долларов. Однако хронические техногенные аварии в системах жизнеобеспечения е или не самой препятствием на пути внедрения в Украине и других постсоветских странах европейских стандартов жизни.

Преодоление разрушительной для общества тенденции роста техногенных угроз возможно только за счет формирования эффективной государственной превентивной политики в области техногенной безопасности. Ее основным лозунгом должно быть - "Работать на опережение!". Важным элементом такой политики в отношении техногенных угроз является, в частности, создание законодательной и нормативно-правовой базы, которая бы спряла действенным мерам по предотвращению проявлений техногенных опасностей.

Техногенная деятельность человека рассматривается как гигантская система преобразования, объектом преобразования которой является планета Земля. Если под средой обитания человека понимать окружающую его природную среду и системы, созданные самим человеком, то в географической оболочке Земли необходимо учитывать техносферу. Задачи оптимизации природопользования и охраны окружающей среды невозможно разрешить без учета техногенной безопасности техносферы.

Существует два подхода в рассмотрении категории «техногенная безопасность»:

а) в системе «человек – производство – среда обитания»;

б) в системе «общество – техносфера – природная среда».

Техногенная безопасность (ТБ) – совокупность свойств технических средств (оборудования, технологий, процессов) противостоять совместному воздействию всех факторов, приводящих к ухудшению состояния здоровья, травмам или гибели персонала, а также вредному воздействию на природную среду.

Существуют два пути обеспечения ТБ.

Во-первых, это предотвращение нарушений нормальных режимов работы, защита от вредного воздействия эксплуатационных нагрузок предотвращение отказов и сбоев в работе операторов.

Во-вторых, предотвращение опасного развития уже возникших нарушений нормальных режимов функционирования, исключение случаев перерастания таких нарушений в аварийные и катастрофические ситуации для человека и природной среды.

При глобальном подходе сфера техногенных опасностей разделяется на три показателя техногенных рисков или три типа:

1) угроза жизни и здоровью вследствие аварий, вплоть до глобальной катастрофы;

2) угроза жизни и здоровью вследствие деформации составляющих компонент биосферы;

3) угроза жизни и здоровью людей из-за недостатка природных ресурсов, вплоть до глобального их исчерпания.

Источником материальных, а также значительной части энергетических ресурсов является литосфера. Она одновременно и объект воздействия для таких ведущих отраслей как химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая, горно-металлургическая и топливно-энергетическая отрасли мирового хозяйства. Эти же отрасли являются и основными «вредителями» окружающей среды в промышленно развитых регионах. Главное здесь: минимизация получения отходов; утилизация и реутилизация отходов, выбросов, сбросов, т.е. обеспечение замкнутого по материалам и энергии производства; утилизация отходов, которые уже накоплены; изоляция и безопасное хранение токсичных и радиоактивных отходов. Государственное регулирование и управление техногенной безопасностью, техногенное программирование. Техногенная безопасность должна быть органически встроена в социально-экономическую систему государства.

Основные проблемы с обеспечением безопасности техносферы возникают при эксплуатации, так называемых критических систем, к которым относятся энергетические системы (особенно атомные), транспортные системы, системы связи, военно-технические системы, финансовые системы, медицинская и биологическая промышленность, экологически опасные производства, системы управления государством, в особенности силовыми структурами, и ряд других.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ, и потоки энергий в жизненном пространстве (предельно допустимые концентрации и уровни – ПДК и ПДУ).

В тех случаях, когда потоки масс и/или энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при чрезвычайных техногенных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения травмирующего воздействия в зоне пребывания человека.