Установление ограничений и пределов применения полученных результатов

результата оценки объекта оценки

При проведении оценки Объекта Оценщик принял допущения, а также установил ограничения и пределы применения полученного результата оценки Объекта. Нижеследующие допущения и ограничительные условия являются неотъемлемой частью настоящего отчета:

    Настоящий Отчет не может быть использован иначе, чем в соответствии с целями и задачами проведения оценки Объекта.

    Вся информация, полученная от Заказчика в письменном или устном виде, рассматривалась, как достоверная.

    Информация, использованная Оценщиком при проведении оценки, была получена из надежных источников и считается достоверной. Оценщик не несет полной ответственности за абсолютную ее точность, поэтому там, где это, возможно, приводятся ссылки на источники информации.

    Оценщик не занимался измерениями физических параметров оцениваемого объекта (все размеры и объемы, содержащиеся в документах, представленных Заказчиком, рассматривались как истинные) и не несет ответственности за вопросы соответствующего характера.

    Все иллюстративные материалы использованы в настоящем отчете исключительно в целях облегчения читателю визуального восприятия.

    Оценщик не проводил технических экспертиз и исходил из отсутствия каких-либо скрытых фактов, влияющих на величину стоимости оцениваемого объекта, которые не могли быть обнаружены при визуальном осмотре. На Оценщике не лежит ответственность по обнаружению подобных фактов.

    Оценщик исходил из предположения, что физическое состояние объекта на дату оценки соответствовало его состоянию в моменты осмотра.

    Отчет достоверен лишь в полном объеме и для указанных в нем целей. Использование отчета для других целей может привести к неверным выводам.

    Выводы Оценщика относительно стоимости объекта оценки действительны только на дату оценки. Оценщик не принимает на себя ответственности за изменение социальных, экономических и природных условий, а также изменение местного или федерального законодательства, которые могут произойти после выполнения работ по оценке и повлиять на стоимость оцениваемой собственности.

    Итоговая величина стоимости Объекта является действительной исключительно на дату определения стоимости Объекта (дату проведения оценки), при этом итоговая величина стоимости Объекта может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с Объектом, если с даты составления настоящего Отчета до даты совершения сделки с Объектом или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

1.4 Применяемые стандарты оценки

Оценка выполнена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07. 1998 г. №135-ФЗ (ред. от 06.08.2014 г.). При выполнении данной оценки использованы следующие стандарты:

    Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденный Приказом № 256 Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г.(в ред. от 22.10.2010).

    Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный Приказом № 255 Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. (в ред. от 22.10.2010).

    Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденный Приказом № 254 Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. (в ред. 28.10.2010).

Вопрос: Об ограничениях и пределах, указанных в ст. 11 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ; о законности запрета использования сведений из отчета в ходе судебного процесса путем включения ограничительного условия в отчет об оценке; о достоверности сведений об объекте оценки, содержащихся в отчете, пока в судебном порядке не установлено иное.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2010 г. N Д06-1637
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о применении норм правовых актов об оценочной деятельности.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Обращаем внимание, что Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении Стандартов оценки", на которое Вы ссылаетесь в своем обращении, утратило силу с 1 января 2008 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2007 N 765 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности". При осуществлении оценочной деятельности в настоящее время следует руководствоваться Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и Федеральными стандартами оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденными Приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N N 256, 255, 254 соответственно.
1. По вопросу об ограничениях и пределах, указанных в ст. 11 Закона N 135-ФЗ, и касаются ли они сведений, на которых базировался процесс оценки, сообщаем следующее.
Согласно абз. 9 ст. 11 Закона N 135-ФЗ в отчете об оценке должны быть указаны ограничения и пределы применения полученного результата. На основании пп. "б" п. 17 ФСО N 1 задание на оценку должно содержать предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения.
Кроме того, в соответствии с абз. 8 ст. 11 Закона N 135-ФЗ оценщиком в отчете об оценке должны быть указаны принятые при проведении оценки объекта оценки допущения. Также задание на оценку должно содержать допущения и ограничения, на которых основывается оценка (пп. "з" п. 17 ФСО N 1).
Таким образом, обязательное указание в отчете сведений об ограничениях и пределах применения относится к итоговой величине, определенной оценщиком в ходе проведения работ по оценке, и к области ее предполагаемого использования. В свою очередь, допущения и ограничения, использованные оценщиком при проведении оценки, по мнению Департамента, касаются данных и сведений, на которых базировался процесс оценки.
Дополнительно стоит отметить, что в соответствии с п. 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности, в том числе и информация по допущениям и ограничениям, на которых основывалась оценка.
2. О законности запрета использования сведений из отчета в ходе судебного процесса путем включения соответствующего ограничительного условия в отчет об оценке сообщаем, что согласно ст. 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Таким образом, включение в отчет об оценке ограничительного условия о запрете использования сведений из отчета в судебном разбирательстве, по мнению Департамента, противоречит законодательству в области оценочной деятельности, в частности ст. 13 Закона N 135-ФЗ.
3. По вопросу достоверности сведений об объекте оценки, содержащихся в отчете, пока в судебном разбирательстве не установлено иное, сообщаем следующее.
В соответствии с п. 18 ФСО N 1 оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки.
Однако, как отмечалось выше, на основании п. 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Кроме того, оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
На основании ст. 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, по мнению Департамента, сведения, содержащиеся в отчете об оценке, признаются достоверными, пока в судебном порядке не установлено иное.
Одновременно сообщаем, что исходя из норм законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности ответственность за сведения, указанные в отчете об оценке, несет оценщик, за исключением случаев, когда в отчете об оценке оценщиком указаны соответствующие допущения и ограничения.
Врио директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
28.05.2010

При проведении оценки Объекта Оценщик принял следующие допущения, а также установил следующие ограничения и пределы применения полученного результата оценки Объекта:

1. Настоящий Отчет не может быть использован иначе, чем в соответствии с целями и задачами проведения оценки Объекта.

2. При проведении оценки Объекта предполагалось отсутствие каких-либо скрытых факторов, прямо или косвенно влияющих на итоговую величину стоимости Объекта. Оценщику не вменялся в обязанность поиск таких факторов.

3. Оценщик, используя при проведении оценки Объекта документы и информацию, полученные от Заказчика, а также из иных источников, не удостоверяет фактов, изложенных в таких документах либо содержащихся в составе такой информации.

4. Использованные при проведении оценки Объекта данные принимаются за достоверные, при этом ответственность за соответствие действительности и формальную силу таких данных несут владельцы источников их получения.

5. Оценщику не вменяется в обязанность доказывание существующих в отношении Объекта прав.

6. Права на Объект предполагаются полностью соответствующими требованиям законодательству Российской Федерации и иным нормативным актам, за исключением случаев, если настоящим Отчетом установлено иное.

7. Объект предполагается свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, если настоящим Отчетом установлено иное.

8. Сведения, выводы и заключения, содержащиеся в настоящем Отчете, касающиеся методов и способов проведения оценки, а также итоговой величины стоимости объекта оценки, относятся к профессиональному мнению Специалистов, основанному на их специальных знаниях в области оценочной деятельности и соответствующей подготовке.

9. В расчетных таблицах, представленных в настоящем Отчете приведены округленные значения показателей. Итоговые значения получены также при использовании округленных показателей.

10. Заказчиком не были предоставлены данные о земельном участке: кадастровый номер, назначение, площадь. Оцениваемые объекты расположены в г. Краснополянске, следовательно, расположены на землях, относящихся к землям поселений.



В расчетах Специалисты исходили из следующих предположений:

§ Оцениваемые объекты расположены на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации, поэтому в Отчете оценивается право собственности на земельный участок.

§ Площадь земельного участка, приходящаяся на здание, принимается равной площади застройки.

11. В соответствии с Приложением №1 к Государственному контракту на оказание консультационных услуг №Х от 30.08.2005 г. в пункте 1.6 «Особенности проведения оценки» указано:

· Определение рыночной стоимости объекта оценки провести без учета затрат на реставрационные работы;

· Определение рыночной стоимости объекта оценки провести исходя из вероятного коммерческого использования объекта оценки.

Вследствие чего, оценка объектов оценки производилась, исходя из следующих предположений:

· Техническое состояние объекта Здания главного дома принималось как рабочее (удовлетворительное состояние), при этом в расчетах не учитывались затраты на ремонтные и реставрационные работы, поскольку согласно ст. 14 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»: Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, либо земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта в соответствии с Федеральным законом, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат. Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, определяются Правительством Российской Федерации. Установление льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

· Техническое состояние оцениваемых Флигелей и Конного двора - неудовлетворительное. На дату проведения оценки объекты не эксплуатировались.

· Величина физического износа оцениваемых объектов принималась на основании Справки о физическом состоянии, предоставленной Заказчиком.

· Учитывая, что согласно ст.63 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность приостановлена приватизация объектов культурного наследия федерального значения, в рамках данного Отчета рыночная стоимость объекта оценки определяется только для целей и задач, указанных в настоящем Отчете, а именно - определение размера годовой рыночной арендной ставки за пользование Объектом оценки.

12. Допущения, принятые Специалистами Оценщика при определении рыночной стоимости объекта оценки в рамках каждого из трех подходов оценки, а также при определении рекомендуемого рыночного размера арендной платы за пользование Объектом оценки, указаны в соответствующих разделах Отчета.

При проведении оценки объектов Оценщик принял следующие допущения, а также установил следующие ограничения и пределы применения полученного результата оценки объекта:

1. Настоящий Отчет не может быть использован иначе, чем в соответствии с целями и задачами проведения оценки объекта.

2. При проведении оценки объекта предполагалось отсутствие каких-либо скрытых факторов, прямо или косвенно влияющих на итоговую величину стоимости объекта. Оценщику не вменялся в обязанность поиск таких факторов.

3. Оценщик, используя при проведении оценки объекта документы и информацию, полученные от Заказчика, а также из иных источников, не удостоверяет фактов, изложенных в таких документах либо содержащихся в составе такой информации.

4. Использованные при проведении оценки объекта данные принимаются за достоверные, при этом ответственность за соответствие действительности и формальную силу таких данных несут владельцы источников их получения. Оценщик не может гарантировать абсолютную точность информации, предоставленной другими сторонами, поэтому для всех сведений указывается источник информации.

5. Оценщику не вменяется в обязанность доказывание существующих в отношении объекта прав.

6. Права на объект предполагаются полностью соответствующими требованиям законодательству Российской Федерации и иным нормативным актам, за исключением случаев, если настоящим Отчетом установлено иное.

7. Объект предполагается свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, если настоящим Отчетом установлено иное.

8. Итоговая величина стоимости объекта является действительной исключительно на дату определения стоимости объекта (дату проведения оценки), при этом итоговая величина стоимости объекта может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом, если с даты составления настоящего Отчета до даты совершения сделки с объектом или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

9. Сведения, выводы и заключения, содержащиеся в настоящем Отчете, касающиеся методов и способов проведения оценки, а также итоговой величины стоимости объекта оценки, относятся к профессиональному мнению Специалистов, основанному на их специальных знаниях в области оценочной деятельности и соответствующей подготовке.

10. Заключение о рыночной стоимости действительно только для объектов оценки в целом. Все промежуточные расчетные данные, полученные в процессе оценки, не могут быть использованы вне рамок настоящего отчета.

12. Оценка объекта проводилась оценщиком при соблюдении требований к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки (ФСО №1,2,3,)

13. Оценка была проведена, а отчет составлен в соответствии с Федеральным законом

с федеральными стандартам оценки (ФСО №1,2,3,). Приведенные в настоящем отчете данные, на основе которых проводилась оценка объекта, были собраны оценщиком и обработаны добросовестно и основательно, в связи с чем обеспечивают достоверность настоящего отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

При проведении оценки объектов Оценщик принял следующие допущения, а также установил следующие ограничения и пределы применения полученного результата оценки объекта:

1. Настоящий Отчет не может быть использован иначе, чем в соответствии с целями и задачами проведения оценки объекта.

2. При проведении оценки объекта предполагалось отсутствие каких-либо скрытых факторов, прямо или косвенно влияющих на итоговую величину стоимости объекта. Оценщику не вменялся в обязанность поиск таких факторов.

3. Оценщик, используя при проведении оценки объекта документы и информацию, полученные от Заказчика, а также из иных источников, не удостоверяет фактов, изложенных в таких документах либо содержащихся в составе такой информации.

4. Использованные при проведении оценки объекта данные принимаются за достоверные, при этом ответственность за соответствие действительности и формальную силу таких данных несут владельцы источников их получения. Оценщик не может гарантировать абсолютную точность информации, предоставленной другими сторонами, поэтому для всех сведений указывается источник информации.

5. Оценщику не вменяется в обязанность доказывание существующих в отношении объекта прав.

6. Права на объект предполагаются полностью соответствующими требованиям законодательству Российской Федерации и иным нормативным актам, за исключением случаев, если настоящим Отчетом установлено иное.

7. Объект предполагается свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, если настоящим Отчетом установлено иное.

8. Итоговая величина стоимости объекта является действительной исключительно на дату определения стоимости объекта (дату проведения оценки), при этом итоговая величина стоимости объекта может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом, если с даты составления настоящего Отчета до даты совершения сделки с объектом или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

9. Сведения, выводы и заключения, содержащиеся в настоящем Отчете, касающиеся методов и способов проведения оценки, а также итоговой величины стоимости объекта оценки, относятся к профессиональному мнению Специалистов, основанному на их специальных знаниях в области оценочной деятельности и соответствующей подготовке.

10. Заключение о рыночной стоимости действительно только для объектов оценки в целом. Все промежуточные расчетные данные, полученные в процессе оценки, не могут быть использованы вне рамок настоящего отчета.

12. Оценка объекта проводилась оценщиком при соблюдении требований к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки (ФСО №1,2,3,)

13. Оценка была проведена, а отчет составлен в соответствии с Федеральным законом

с федеральными стандартам оценки (ФСО №1,2,3,). Приведенные в настоящем отчете данные, на основе которых проводилась оценка объекта, были собраны оценщиком и обработаны добросовестно и основательно, в связи с чем обеспечивают достоверность настоящего отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

14. Оценщик имеет диплом об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности

15. Защита прав Заказчика обеспечивается страхованием гражданской ответственности оценщика.