Увеличение акцизов на бензин в году. Виды подакцизных товаров. Будет ли увеличен акциз на топливо в ближайшее время

С начала года россиян поджидала очередная волна удорожаний – с 1 января в силу вступил закон, согласно которому в течение трех лет будут постепенно повышаться акцизы на алкоголь, табак, топливо.

И, хотя парламентарии на этапе принятия этого закона говорили о том, что подорожание будет постепенным, рост стоимости бензина на себе уже ощутили многие. Одними из первых отреагировали жители Новосибирска - их возмущение даже привело к призывам бойкотировать закупку бензина на крупных сетевых заправках. Но поможет ли решительный протест исправить ситуацию? И из чего и как на самом деле складывается цена за литр автомобильного топлива? «ФедералПресс» продолжает разбираться в том, кто виноват и что делать В начале было слово Прошлый год был богатым на громкие экономические темы: сокращение дефицита госбюджета до 4 %, на которое правительство бросило все свои силы, замедление темпов инфляции, стабилизация цен на нефть, выборы президента США, в ожидании которых, казалось, замер весь мир… На фоне таких громких и активно обсуждаемых тем внутренняя финансовая политика в России, казалось, отошла на второй план. Между тем, в конце прошлого года правительство и Госдума практически заложили новый вектор движения для финансового и налогового сектора экономики России на ближайшие годы. Одним из наиболее важных решений стали изменения в Налоговый кодекс, которые Госдума утвердила в ноябре прошлого года. Парламентарии увеличили акцизы сразу на несколько видов товаров: алкоголь, табак и топливо. Ставки акцизов в течение трех лет (2017-2019 годы) будут подниматься на вина и шампанское (кроме отечественного), сидр и медовуху, пиво, крепкий алкоголь, а также на все виды табака (и даже электронные сигареты), автомобильный бензин 5-го класса, дизельное топливо и средние дистилляты. Повышение коснулось оптовых цен на топливо, и было зафиксировано в денежном выражении. Так, рост ставки акциза на автомобильный бензин 5-го класса вырос с 10,13 тыс. рублей за тонну до 10,535 тыс. рублей за тонну в 2018 году (рост на 4 %), и до 10,957 тыс. рублей - в 2019 году (рост на 8,16 % по сравнению с 2016 годом). На дизельное топливо депутаты установили ставку 6,8 тыс. рублей в 2017 году, 7,072 тыс. рублей в 2018 году и 7,335 тыс. рублей в 2019 году. Это существенный рост - в ноябре 2016 года ставка составляла 5,293 тыс. рублей за тонну. Если сопоставить стоимость, получается, что уже в этом году оптовая цена на дизтопливо вырастет на треть - 28,5 %! К 2019 году разница увеличится на 39 %. На этапе обсуждения поправок Минфин уверял - в целом по стране и дизель, и 5-й бензин подорожают несущественно, на 1-2 рубля. Однако в реальности динамика, с которой цены начали расти уже в январе, похоже, превзошла правительственные ожидания. Удорожание бензина ощутили россияне по всей стране. Учитывая, что картина с ростом цен одинакова практически везде, несмотря на особенности местных рынков и присутствующих там игроков, редакция «ФедералПресс» задалась вопросом - что именно стимулирует рост цен на автомобильное топливо. Слоеный бензиновый пирог С целью выяснить, как формируется цена на бензин, редакция «ФедералПресс» опросила нескольких экспертов. Выяснилось, что сам принцип ценообразования топлива в России аналогичен формированию цен в других странах: конечная стоимость складывается из затрат на добычу, переработку, транспортировку и розничной наценки продавцов. Однако если смотреть на динамику стоимости сырой нефти и бензина как продукта нефтепереработки, наблюдается противоречие: цены на нефть за последние три года падали (и лишь относительно недавно закрепились на уровне в 50 долларов за баррель). Тогда как розничные (и оптовые) цены на бензин самых ходовых марок и дизтопливо только росли. Оказывается, в цепочке «сырье - бензин» есть условный «третий лишний». И этот третий лишний - большая доля налогов и сборов, которыми облагается процесс производства и сбыта топлива в нашей стране. В России выплаты государству в виде акцизных и налоговых сборов составляют 60 %. Если пересчитать в рублевом выражении, то на литр бензина в Новосибирской области (средней розничной стоимостью 35,4 рубля) приходится 22 рубля акцизных сборов!

Наценка АЗС далеко не так существенна - всего 16 %, или 5,3 рубля, наценка нефтеперерабатывающих предприятий - 13 %. Еще 7 % в структуре цены занимают расходы на транспортировку (2,4 рубля) и лишь 4 % - непосредственно стоимость самой нефти. Как видим, мировые котировки на нефтяное сырье со стоимостью бензина практически не коррелируют - поэтому фактор ценовых колебаний можно смело списать со счета. Таким образом, получается, что сильнее всего на стоимость бензина влияют именно внутренние факторы. И налоговая политика здесь - первоочередной фактор. Помимо акцизов в этот блок входит налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который выплачивают государству все компании-недропользователи, налог на транспортировку… Акцизы при этом являются косвенным налогом - однако их доля в себестоимости бензина достаточно высока. Текущая ставка акциза на бензин составляет 13,1 тысячи руб. за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,3 тыс. литров) становится очевидным, что доля акциза составляет примерно 10 рублей на литр или около 35 %. Вот почему любое повышение акцизных ставок сразу приводят к ощутимому росту конечных цен для потребителя. Все познается в сравнении Логично разобраться - а как обстоит ситуация с формированием цен на топливо и налоговой политикой в других странах? В Сети периодически попадаются данные, которые наводят на раздумья - почему, к примеру, в Венесуэле бензин дешев настолько, что их цены шокируют весь мир? По текущему курсу в 6,3 боливара он стоит около 1,5 цента США (90 российских копеек). Или - почему в США бензин стоит примерно столько же, сколько и в России, хотя наша страна является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, а США - напротив, крупнейшим импортером углеводородов, да и уровень жизни населения там выше? Все страны мира действительно исходят приблизительно из одной и той же цены на нефть, пояснил «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов. Однако в каждом государстве не только своя налоговая политика - во многих странах производство и реализация бензина субсидируются. От соотношения субсидий и налогов и зависит конечная стоимость продукта. По данным РИА «Новости», размер субсидий на бензин в той же Венесуэле достигает 12,5 млрд долларов - что с учетом текущей стоимости национальной валюты является огромной суммой. Сравнение же с США, по мнению Ивана Капитонова, и вовсе «не репрезентативно», настолько отличается налоговая политика и производственный цикл в Штатах и России. «Исключение объясняется весьма просто: США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая бременем оплат население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще еще допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть», - пояснил эксперт. Добавим также, что структура ценообразования на бензин в США также разительно отличается: в себестоимости американской нефти самую большую роль играет транспортная составляющая (50 %, так как нефть приходится завозить издалека). Собственная сланцевая нефть также достаточно дорога в разработке. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20 %, внутренняя транспортировка и реализация на территории Штатов - еще 10 %. В итоге на налоговое бремя остается всего 20 %. То есть втрое меньше, чем в России. Если же сравнивать с Европой и странами Третьего мира, выясняется, что при столь же высокой доле налогов в ценообразовании (около 60 %) цены на бензин в Великобритании, Франции, Германии и Италии выше российских в два-три раза. В Пакистане, Ираке и Монголии литр бензина АИ-95 стоит столько же, сколько и в России - однако и уровень жизни, и уровень доходов у населения заведомо меньше, отмечает Иван Капитонов. Что год грядущий нам готовит? Бензин за 2017 год подорожает в пределах инфляции (которая, по прогнозу ЦБ РФ, должна составить 4 %), заявлял в декабре вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако уже тогда некоторые эксперты выражали с этим несогласие. Так, управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон говорил ТАСС, что рост средней цены бензина будет выше инфляции (на 1,5-2,5 рубля из-за увеличения акциза). По словам Выгона, в среднем по году стоимость бензина вырастет больше инфляции, и это отразится на общем росте цен, так как приведет к росту стоимости грузоперевозок на 5-7 %. А вот председатель общественного совета при Минтрансе Новосибирской области, автопутешественник и блогер Алексей Носов в беседе с «ФедералПресс» был более категоричен. По его подсчетам, к концу 2019 года бензин будет стоить 45 рублей за литр. «В очередной раз экономический блок правительства не увидел иных способов исправления собственных ошибок, кроме как залезть в карман населению, - заявил Носов «ФедералПресс» . - По результатам наших проверок до 40 % бензина, и до 60 % дизтоплива на рынке - это контрафакт. То есть, государство недополучает по акцизам до половины положенных средств, но правительство никаких мер не предпринимает. И я не готов понимать, почему чиновники не желают забрать причитающиеся стране деньги у жуликов, а в очередной раз решают свои проблемы за счет народа. Притом, не только за счет автомобилистов. Акциз, а вместе с ним и розничные цены, вырастут в первую очередь на солярку, значит, вырастет и стоимость работы сельскохозяйственной техники, грузового и пассажирского транспорта. Соответственно, вырастут цены и на прилавках магазинов, и на проезд в транспорте».

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Размеры акциз на нефтепродукты в 2017 году

К облагаемым этим сбором нефтепродуктам, согласно статье 181 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), относятся:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла, используемые в карбюраторных, дизельных или инжекторных двигателях.

В данной статье мы разберем основные правила исчисления таких сборов для этих продуктов, за исключением отправляемого для дополнительной переработки прямогонного бензина.

Согласно статьи 182-ой НК РФ, в качестве объекта обложения принимаются операции по реализации на территории России произведенных продуктов, относящихся к подакцизным. Под реализацией понимается передача права собственности на конкретный товар. Реализация же их становится объектом налогообложения в случае, когда её производят их непосредственные производители.

Бывают случаи, когда объектом обложения признается не реализация, а передача. Основное отличие этих операций в том, что при передаче собственник не меняется, однако производители все равно должны начислять сумму этого сбора (статья 182 НК РФ).

К таким операциям на территории РФ относятся:

  • передача произведенных из давальческого сырья товаров или его собственнику, или иным лицам (включая получение в собственность в качестве оплаты услуг по изготовлению). Другими словами, если что-то производится из давальческого сырья, то акциз всегда платит переработчик;
  • передача внутри организации произведенных ею продуктов с целью дальнейшего изготовления из них не облагаемых этим сбором продуктов; исключение составляют такие операции с прямогонным бензином, произведенным самой организацией, для дальнейшего изготовления нефтехимических материалов;
  • передача произведенных материалов для собственных нужд;
  • передача таким материалов, произведенных самой организацией, в свой уставный капитал, либо в паевые кооперативные фонды, либо как взнос по договору о совместной деятельности;
  • передача, при которой хозяйственное товарищество или общество произведенные им облагаемую этим налогом продукты передает своему участнику, или его наследнику (правопреемнику) в случае его выхода из этого товарищества или общества;
  • передача облагаемых продуктов, которая была изготовлена по договору простого товарищества, участнику или правопреемнику такого договора, если его доля имущества либо выделяется из общей собственности участников такого договора, либо происходит раздел этого имущества;
  • передача изготовленной на предприятии продукции в качестве давальческого сырья.

Как уже было сказано выше, плательщиками этих налоговых сборов выступают производители. Но есть одна операция, при которой их платит посредник. Этой операцией является реализация такими посредниками товаров, которые они получают либо в качестве конфискованных решением суда, либо бесхозяйственных, либо полученных путем отказа в пользу государства (они должны быть обращены либо в государственную, либо в муниципальную собственность).

Если нефтепродукты изготовлены за пределами РФ, то акциз возникает при их ввозе в Россию, и уплачивается на таможне (для всех государств, кроме Республики Беларусь). Кроме того, производством считается любое смешивание нефтепродуктов, посредством которого на выходе получается продукт, который попадает под обложение этим сбором (пункт 3 статьи 182 НК РФ).

Стоит сказать, что данные операции признаются производством только в тех случаях, когда после смешивания получается товар с более высокой утвержденной ставкой, чем его ингредиенты. Такая поправка действует с 1 января 2009-го года, и с этого момента акциз не платится, если при смешивании получается продукт с равной или более низкой, чем у его компонентов, ставкой исчисления.

Другими словами, этот сбор не будут платить организации или частные предприниматели, которые, например, получают автомобильный бензин следующим смешиванием:

Обложение нефтепродуктов, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь, регулируется Соглашением между правительствами этих стран, которое вступило в силу 1 января 2005 года. По нему его платят по месту постановки на учет отечественных налогоплательщиков, а не на таможне. Кроме того, не облагаются ввозимые продукты, если их назначение – давальческое сырье, с последующим вывозом полученной продукции за пределы РФ.

Если же подакцизные товары произведены на территории Республики Беларусь из российского давальческого сырья, а затем ввозится обратно в Россию, то этот сбор платит организация, которая осуществляет обратный ввоз.

Размер ставок в 2017-ом году

Акцизы на нефтепродукты в 2017 году установлены следующие (руб/тонна):

  • автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу – 13 100;
  • автомобильный бензин, соответствующий 5-му классу – 10 130;
  • дизтопливо – 6 800;
  • моторные масла – 5 400;
  • прямогонный бензин – 13 100;
  • бензол, ортоксилол, параксилол и авиационный керосин – 2 800;
  • средние дистилляты – 7 800.

Любая сумма этого налога (в том числе при операциях импорта) рассчитывается путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

Согласно статье 187 НК РФ, определение налоговой базы производится по каждому виду такого продукта отдельно. Все эти виды перечислены в статье 193 НК РФ, а их количество равно количеству ставок.

Для тех видов продукции, на которые определены специфические налоговые ставки, налоговой базой является объем либо реализованных, либо переданных товаров в его натуральном выражении (например, вес в тоннах).

Закрепленное пунктом 2 статьи 199 НК общее правило определяет, что суммы акцизов, которые платит покупатель, приобретая облагаемый ими продукт, включаются в его стоимость. Исключением из этого правило является ситуация, когда такие товары предназначены для дальнейшего использования в качестве сырья с последующим изготовлением из них других видов продукции, облагаемой этим сбором. В таком случае уплаченные суммы этого сбора принимают к вычету. При этом необходимо, чтобы ставки на компоненты и на полученную из них продукцию были рассчитаны на одинаковые единицы измерения налоговых баз.

Примером такой операции, к которой применимы вычеты, может служить изготовление из прямогонного бензина – автомобильного, либо получение автомобильного бензина с более низким показателем октанового числа.

К вычету принимают только те суммы налогов, которые были выплачены фактически, причем они применяются только в той части стоимости сырья, облагаемого акцизом, которая фактически включена в производственные расходы.

Применение налоговых вычетов в случае производства продукции из сырья, предоставленного на давальческой основе

В этом случае акциз начисляет как сам производитель давальческого нефтепродукта, так и его переработчик. Налоговые вычеты в таких ситуациях позволяют исключить двойное налогообложение. Другими словами, при такой операции сумма выплаты сбора уменьшается на ту сумму, которая уже уплачена собственником давальческого сырья.

Товары, изготовленные из давальческого сырья, может и дальше служить основой для производства подакцизных товаров, причем тоже – на давальческой основе. Если результатом такой вторичной переработки является продукт, облагаемый акцизом, то налоговые вычеты принимаются при наличии следующих документов:

  • копии первичных документов, которые подтверждают факт того, что налогоплательщик предъявил собственнику сырья рассчитанную акцизную сумму по тем продуктам, которые были получены как результат первичной переработки;
  • платежные документы с банковской отметкой, которые подтверждают факт того, что собственник сырья выплатил стоимость производства с включенной в него суммой акциза.

Применение вычетов в ситуациях, когда для производства применялась технология смешивания (с 1 января 2009-го года)

Как мы уже сказали ранее, действующая редакция 182-ой статьи НК РФ (пункт 3) приравнивает к производству любые виды смешивания товаров, производимого в местах их реализации и хранения, результатом которого является получение подакцизной продукции.

К примеру, если организация покупает бензин с октановым числом 92 и добавляет в него моющую присадку, которая не меняет октановое число полученного улучшенного бензина, то ставка остается такой же, как на приобретаемый бензин Аи-92. Дополнительный сбор в этом случае организация не платит, поскольку он уже выплачен продавцу сырья.

Однако, на практике такое возможно не всегда. К примеру, если нефтепродукт, применяемый в качестве сырья, организация покупает не у его производителя, а у перекупщика, который плательщиком этого сбора не является.

Еще раз вспомним, что право на налоговый вычет в части суммы акциза, которая уплачивается при покупке продукта, имеют налогоплательщики, которые используют этот продукт для изготовления другой продукции, также облагаемой этим налогом. Налоговые вычеты принимаются в случае наличия счетов-фактур и предоставления расчетных документов, которые подтверждают подтверждающих выплату акциза продавцу сырья.

Стоит сказать, что выделять эту сумму в расчетных документах отдельной строкой и предъявлять её покупателю в момент реализации продукции имеет право только её производитель. Исходя из этого, налогоплательщик, который использует такие продукты в качестве сырья, имеет право на налоговый вычет лишь в том случае, если эти продукты были куплены не у перекупщика, а у непосредственного производителя.

Также напомним, что с 1 января 2009 года этот сбор не платится, если в процессе смешивания получается товар, акцизная ставка для которого равна или меньше аналогичной ставки на первичный продукт.

Такими операциями являются:

  • передача облагаемой продукции между внутренними подразделениями организации, которые не являются самостоятельными налогоплательщиками, с целью изготовления из них другой облагаемой продукции. Для примера можно привести операцию, при которой бензин одной марки передается в другое подразделение этой же организации с целью изготовить из него бензин другого сорта. Причем это подразделение может находиться на другой территории, но не является самостоятельным налогоплательщиком. Такая операция этим налогом не облагается.
  • от выплаты освобождаются также экспортные операции по вывозу продукции, в случае соблюдения в их процессе ряда условий. Право на освобождение от таких выплат имеет только их непосредственный плательщик, который является производителем вывозимой продукции (под эту категорию попадают изготовители продуктов из давальческого сырья). Такое освобождение регламентируется пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ. Такое право остается у налогоплательщика и тогда, когда экспортная операция проводится другой организацией, на основании поручения налогоплательщика-производителя или собственника давальческого сырья. Такое поручение должно быть оформлено либо договором комиссии, либо договором поручения, либо агентским договором.

В случае, когда облагаемый сбором нефтепродукт куплен на территории РФ, а затем его покупатель перепродает его за пределы страны, то от уплаты не освобождается ни перепродавец, осуществляющий экспортную операцию, ни производитель этого товара. Также ни тот, ни другой не имеют права на возмещение ранее уплаченных сумм этих сборов.

Освобождение экспортных операций от выплаты производится на основании предоставленного в налоговые органы банковского поручительства или банковской гарантии.

Это необходимо для того, чтобы подтвердить факт обязанности банка выплатить как саму сумму акциза, так и возможные пени, если:

  • налогоплательщик в течение 180-ти календарных дней с даты реализации не предоставит в налоговые органы документы, которые подтвердят факт вывоза продукции за территорию РФ;
  • если он сам не оплатит сбор и возникшие пени.

В случае отсутствия таких банковских гарантий, налогоплательщик должен оплатить всю сумму этого сбора в установленном на внутреннем рынке порядке, а в последующем, после предоставления в налоговые органы подтверждающих экспортную операцию документов, подать эту сумму к возмещению, которое регламентируется 203-ей статьей НК РФ.

В среду Госдума приняла во втором, основном чтении, поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.

Новогоднее повышение

Повышение цен на горючку начнется с Нового года. В соответствии с поправками, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин класса 5 с 1 января 2018 года увеличится на 10,7% по сравнению с действующей в этом году и составит 11,213 тыс. рублей за тонну.

Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка в размере 10,535 тыс. рублей за тонну.

Через год ставки акцизов продолжат рост. С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 составит 12,314 тыс. рублей за тонну вместо запланированной ранее ставки в размере 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году ставка составит 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну.

«Эта мера уже отражается на ценах, как на оптовых, так и на розничных. Напомню, что уже вчера, в день принятия поправок, тонна 92-го бензина подорожала на на 0,46%, до 44,746 тыс рублей, 95-го до 46,93 тыс, то есть на 0,23%. Это лишь начало роста, который, надо полагать, будет поддерживаться ожиданиями роста акциза и высоким спросом на топливо со стороны участников рынка с целью формирования запасов», - комментирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

На строительство дорог в Крыму

Акцизы на дизельное топливо тоже пойдут в рост — с 1 января 2018 года. Акциз вырастет на 12,7% — до 7,665 тыс. рублей за тонну.

Второй этап повышения предусмотрен с 1 июля 2018 года — до 8,258 тыс. рублей за тонну. Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка 7,072 тыс. рублей за тонну.

В 2019 году ставка составит 8,541 тыс. рублей за тонну вместо 7,355 тыс. рублей, в 2020 году — 8,835 тыс. рублей за тонну вместо 7,649 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. Как сообщил ранее Минфин, индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо необходима для ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов.

Прежде всего, дополнительные средства планируется направить на строительство новых автомобильных дорог — в присоединенном Крыму, а также в Калининграде и на Дальнем Востоке.

Согласно официальным данным, доля акциза в розничной цене данных нефтепродуктов - до 20%.

Однако не все согласны с такой оценкой.

«Авторы законопроекта указывают на то, что на долю акциза в стоимости топлива для конечного потребителя приходится всего 20%. Во-первых, это не совсем так: при текущих ценах на бензин, доля акциза составляет примерно 35%, а еще к ним необходимо добавить НДПИ и НДС, в итоге выйдет, что на 60% стоимость бензина складывается из налогов и отчислений в пользу государства», - указывает Яковенко.

Эксперты отмечают, что почувствуют на себе рост стоимости топлива без исключения все категории граждан, даже те, кто не владеет собственным автомобилем. Рост стоимости топлива учитывается при ценообразовании всех без исключения товаров и услуг за счет необходимости транспортировки.

«Очевидно, что выбор момента для повышения акциза обусловлен низкими темпами инфляции, поскольку на этот показатель повышение акциза традиционно влияет, и не в лучшую сторону, - комментирует Яковенко. - Если говорить о перспективах, то, на мой взгляд,

АИ-95 по 43-43,5 рублей и АИ-92 по 39,5-40 рублей в следующем году стоит расценивать как наиболее вероятную стоимость в рознице».

«За каждым из этапов грядущего увеличения акцизов в начале и середине года последуют две ценовые волны. Учитывая, что в конечной стоимости топлива доля акцизов, НДПИ и прочих налогов составляет не менее 60%, а также прогнозы по ослаблению рубля (МЭР ожидает средний курс в 2018 на уровне 64,7 руб. за доллар) и высокую вероятность разворота годовой инфляции к 4%, приблизительный

рост цен на литр бензина в рознице в будущем году можно оценить в диапазоне 2-5 рублей от текущих цен в зависимости от региона», -

прогнозирует эксперт ФГ БКС Иван Копейкин.

Минфину не по нраву Ferrari

Одобренный в первом чтении законопроект также предлагает дифференцировать ставки акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил. Было предложено установить для них повышенные ставки в зависимости от мощности двигателя.

Ранее ставки дифференцировались по мощности для автомобилей до 150 л.с., а сверх этой мощности была единая ставка (в 2017 году — 420 рублей за 1 л.с.)

Предлагается добавить новые категории: 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с. и свыше 500 л. с.

Ставки акцизов на эти категории автомобилей были существенно снижены по сравнению со ставками, заложенными в законопроект в первом чтении. Так, размер акцизов для категории автомобилей с мощностью от 200 до 300 л.с. в 2018 году устанавливается в размере 714 рублей за 1 л.с. (в первом чтении законопроекта предполагалось, что размер ставки составит 897 рублей), в 2019 году — 743 рубля (в первом чтении — 933 рубля), в 2020 году — 773 рубля (в первом чтении — 971 рубль).

Акциз для автомобилей с мощностью от 300 л.с. до 400 л.с. в 2018 году составит 1,218 тыс. рублей, в 2019 году — 1,267 тыс. рублей, в 2020 году — 1,317 тыс. рублей.

На автомобили с мощностью от 400 до 500 л.с. ставка в 2018 году составит 1,260 тыс. рублей, в 2019 году — 1,310 тыс. рублей, в 2020 году — 1,363 тыс. рублей.

Ставка акцизов на автомобили с мощностью двигателя свыше 500 л.с. в 2018 году заложена на уровне 1,302 тыс. рубля.

В 2019 году — 1,354 тыс. рублей, в 2020 году — 1,408 тыс. рублей.

К новым ценовым рекордам

На этой неделе цены на бензин на АЗС уже выросли до рекордных значений. Менее чем за неделю бензин подорожал на 2% — АИ-92 с 7 по 13 ноября вырос до 42,85 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — до 44,99 тысяч.

Оптовые цены на бензин АИ-92 с начала ноября выросли на 2,3% до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7% до 44,99 тыс. руб. за тонну. Данные показатели являются рекордными за текущий год.

По мнению участников рынка, это связано, в частности, с сокращением выпуска бензинов на Московском НПЗ «Газпром-нефть».

Остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго.

В компании не стали это комментировать. По мнению экспертов, остановка каткрекинга привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

ФАС винит во всем «нервозность трейдеров». Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин ранее говорил об отсутствии дефицита бензина в стране.

«Одной из причин (роста биржевых цен на бензины) стала реакция трейдеров на информацию о приостановке работы на установке каткрекинга Московского НПЗ. С «Газпром-нефтью» уже проведена работа по поводу поставок бензинов на внутренний рынок. Также работа проведена с другими компаниями, в частности, с «Роснефтью» и «ЛУКойлом». Рассчитываем, что в результате произойдет максимальная переориентация бензинов на внутренний рынок и увеличение предложения на бирже», — сказал он.

Важно, чтобы частные трейдеры не «раздували» ситуацию на рынке, в противном случае продолжится рост цен, отмечали в ФАС.

5 класса составляет 10130 руб./тонну, для бензина класса ниже 5 и для прямогонного бензина – это 13100 руб./тонну. А что же с газом и дизелем? Сегодня мы это и узнаем.

Акцизы на топливо

Тонкости расчетов

Для согласно новым акцизным ставкам используется такое понятие, как база налогообложения. Это, по сути, количество бензина, реализованное предприятием-производителем за отчетный период времени. Расчет суммы производится по следующей формуле: СУММА акциза=налогооблагаемая БАЗА*СТАВКУ .

При определении суммы акциза для уплаты налога используются за одну и ту же партию топлива. Делается это с тем, чтобы избежать двойного налогообложения.

Так, вычет акцизов делается в том случае, если, к примеру, производитель топлива купил партию бензина в 2016 году, за которую был уплачен акциз в предыдущем отчетном периоде, когда ставка была ниже. В таком случае фактической суммой для уплаты налога будет разница акцизной ставки, умноженная на количество топлива этой партии, выраженная в тоннах.

  • Не требуется уплачивать акциз в государственный бюджет, если топливное сырье передается внутри предприятия-изготовителя для дальнейшей переработки.
  • Что делать, если предприятие приобрело партию бензина у другого предприятия, которое по какой-либо причине не уплатило акциз и соответственно не предоставило покупателю документов по его уплате? В этом случае покупатель обязан в полной мере .
  • При операциях покупки-продажи прямогонного бензина также действуют системы вычета уплаченных акцизных сумм.
  • Система вычетов акциза действует в любой операции по перепродаже топлива, по всей цепочке от изготовителя к потребителю.

Это видео рассказывает об акцизах на топливо:

Сроки уплаты

Сумма акцизного налога на топливо должна быть начислена за календарный месяц. Уплату начисленной суммы в бюджет необходимо сделать до 25 числа, месяца, следующего за отчетным.

В ФНС ежемесячно нужно подавать отчетные документы по акцизам; последний срок для сдачи отчетности – 25 число последующего за отчетным периодом месяцем.

О том, как правильно и какие формы отчетных документов должны быть, следует обратиться к Приказу ММВ-7-3/1@ от 12.01.16.

Ставки и нюансы оплаты сбора на топливо

Дизельное

Ставка акциза на дизельное топливо в 2017 году составляет 6800 рублей за одну тонну.

Уплачивать акциз должны все , занимающиеся реализацией дизельного топлива и переработкой сырья для получения готовой продукции. Дизельное топливо облагается акцизным сбором и при его перемещении через российскую таможню. Уплачивать акцизный сбор должны и иностранные компании, осуществляющие на территории России операции с подакцизными товарами или сырьем для их производства.

Обязательство по уплате акциза наступает в момент совершения операции, которая облагается акцизом, согласно ст. 179 НК РФ. При перепродаже дизельного топлива и других операциях, связанных с изменением его владельца, в государственный бюджет обязательно уплачивается акцизный сбор. Во избежание двойного налогообложения, когда за одну и ту же партию дизельного топлива дважды уплачивается акцизный сбор, существует система вычетов. Основанием для вычета являются документы, подтверждающие уплату акцизного сбора предприятием, у которого была закуплена партия дизельного топлива.

Судовое

Судовое топливо подлежит акцизному налогообложению. Его ставка в 2017 году составляет 7800 рублей за одну тонну. Судовое топливо относится к средним дистиллятам и в таблице по ставке акцизов именно в этой графе и записана ставка акциза по этому виду топлива.

Такая классификация введена с той целью, чтобы отделить судовое топливо от общего понятие топлива, под которыми можно понимать, например дизельное топливо, используемое для автомобилей. Именно поэтому судовому маловязкому топливу было дано определение согласно его химическим свойствам. Это жидкий углерод (при условии: 15-20 0 С и 760 мм. рт. ст.), который получен при переработке нефти. Этот продукт характеризуется такими свойствами: плотность 750 кг/м 3 , но не более 930 кг/м 3 при 15-20 0 С.

Уплачивать акциз по судовому топливу должны компании, занимающиеся продажей и переработкой этого вида продукта. Для совершения операций с судовым топливом необходимо получить в налоговых органах свидетельство, дающее право совершать операции со средними дистиллятами. Для владельцев судов, использующих для бункеровки средние дистилляты, предусмотрен налоговый вычет. Им можно воспользоваться при наличии документов от продавца, подтверждающих уплату акциза по данной партии среднего дистиллята.

Расчет налогового вычета осуществляется в соответствии со ставкой акциза с коэффициентом.

Печное

Печное топливо является подакцизным продуктом. В таблице акцизных ставок оно подпадает под классификацию средних дистиллятов. В 2017 году ставка по печному топливу составляет 7800 рублей за одну тонну.

Такая классификация была сделана согласно химическим свойствам печного топлива и для отделения этого вида продукта от понятия автомобильного дизельного топлива. Для этой категории акцизов применимы все правила расчетов и взаимозачетов, осуществляемых в цепочке изготовитель-продавец-потребитель.

Керосин

Керосин авиационный относится к подакцизным продуктам. Согласно таблице акцизных ставок на 2017 год акциз на керосин составляет 2800 рублей за одну тонну.

В ближайшие 2018 и 2019 года не предполагается изменение ставки на этот вид продукта.

Газ

Природный газ подпадает под акцизное налогообложение согласно пп.14 п.1.ст. 181 НК РФ. Он является специфичным подакцизным товаром, поскольку для исчисления налога используется не жесткая ставка акциза, а расчет ведется согласно адвалорной налоговой ставке, то есть в процентном соотношении от налоговой базы.

Налоговая ставка за реализацию природного газа за пределы РФ рассчитывается следующим образом. От стоимости реализованного газа отнимаются таможенные расходы и расходы по транспортировке его за пределы страны. На полученную в результате чистую прибыль начисляется налог в размере 30%.

Все остальные налоговые расчеты и отчеты по операциям с природным газом такие же, как для других подакцизных товаров.

Ставка акцизов на ГСМ рассмотрены в этом видеоролике:

Сборы с ГСМ

Горюче смазочные материалы являются подакцизным товаром, что определено в НК РФ ст.181 п.1. Ставки акцизов на ГСМ регламентированы ст. 193 НК РФ

Акциз по ГСМ должны уплачивать предприятия, занимающиеся его изготовлением и продажей. Во избежание двойного налогообложения используется система налоговых вычетов. Ее применяют, например, в случае покупки ГСМ для дальнейшей перепродажи. Чтобы воспользоваться возможностью налоговых вычетов покупатель продукции должен получить от продавца документ, подтверждающий уплату акцизного сбора по данной партии товара.

Ставка акцизов на моторные масла в 2017 году составляет 5400 рублей за одну тонну. В ближайшие 2018 и 2019 года предполагается, что ставка не будет меняться.

Обложение средних дистиллятов

К средним дистиллятам относятся определенные нефтепродукты, полученные путем перегонки углеводородов. Это могут быть, например печное топливо, топливо для морских судов, дистиллят газового конденсата и другие. Точное определение относится ли данный вид товара и среднему дистилляту выполняется путем физико-химических анализов. Сверку можно провести, например, при проверке предприятия налоговыми органами.

Средние дистилляты являются подакцизным и операции с ними подлежат акцизному налогообложению. Акцизная ставка по средним дистиллятам в 2017 году составляет 7800 рублей за одну тонну.

Уплачивать акциз по операциям со средними дистиллятами нужно:

  • в случае их продажи на территории РФ;
  • при передаче их согласно договору по давальческому сырью;
  • при передаче их с целью переработки в неподакцизные товары;
  • при передаче их в качестве ;
  • при передаче их правопреемникам;

Существуют ситуации, когда операции со средними дистиллятами не облагаются акцизным налогом. Это при передаче их организации, не являющейся и в случае передачи для производства из них товаров, не подлежащих акцизному налогообложению.

Таблица со ставками акцизов на 2017 год приведена в данном материале для бухгалтеров. Актуальные ставки на подакцизные товары необходимы для верного расчета и перечисления в бюджет необходимой суммы.

Виды ставок

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2017 года статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Варианты расчета

Ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

Акцизы 2017 года
Твердые ставки Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187- 191 НК РФ.

Ставки акцизов на 2017 год: общая таблица

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 НК РФ внесен ряд изменений. В частности, увеличились ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия. Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.). Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания (новые подп. 15 – 17 п. 1 ст. 181 НК РФ). Таким образом, с 2017 года введен акциз на вейпинг. Подробнее об изменениях по акцизам с 2017 года см. « ».

Этиловый спирт
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) При реализации производителям:
· спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
· спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Спиртосодержащая продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)
Алкогольная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л
Табак и табачная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2520 руб. за 1 кг
Сигары 171 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2428 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1562 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 4800 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 40 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 руб. за 1 мл
Автомобили и мотоциклы
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 43 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 420 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
Нефтепродукты
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т
класса 5 10 130 руб. за 1 т
Дизельное топливо 6800 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты 7800 руб. за 1 т