В чем отличие федерации от конфедерации. Чем конфедерация отличается от федерации: сходство и различие данных политических образований

Понятие и характеристика Конфедерации

Конфедерация – форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

* Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

* Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

* Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

* Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

* В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

* В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

* Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

* Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.



* Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.

Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

* Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

* Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

* Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедерация

Конфедерации - Как формы союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме, в настоящее время не сyществyет нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой так и госyдаpственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Хаpактеpно, что к федеративной форме yстpойства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедеpации-севеpоамеpиканская и швейцаpская.

Рассмотрим на пpимеpе Соединенных Штатов Америки: С момента обpетения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное госyдаpство, в котором практически вся власть сохpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения-таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии-Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза-Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Заключение

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Вторая форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды

(создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию

(интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Мое исследование подошло к концу. Я постаралась проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смогла представить объективную работу на тему «Форма государственного устройства». Я в своей работе обобщила разные знания о государственно-территориальном устройстве в науках «Теории государства и права» и «Конституционного права».

Список литературы

Федерация - это суверенное государственное образование, которое создаётся не для достижения конкретных целей, а для успешного решения общих задач. Федерация представляет особую структуру государственного механизма, включающего в себя как общефедеральные органы власти и управления, так и органы власти и управления всех субъектов федерации. Федерации строятся либо по территориальному признаку, либо по национально-территориальному. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • - Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.п;
  • - В союзном государстве верховная и законодательная и судебная и исполнительная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией;
  • - Субъекты федерации обладают правом принятия собственной Конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • - В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
  • - При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
  • - Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в Федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют Федерацию в межгосударственных отношениях (например, США, Бразилия).

Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследует прежде всего экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращении и т.д. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

    - Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • - Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • - Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • - Государства могут договориться о единой денежной системе , о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Государство является неотъемлемой частью нашего мира, поддерживающей порядок на определенной территории. Оно выполняет роль арбитра, который следит за соблюдением порядка и прав личности средством управления и принуждения.Суверенитет - неотъемлемая его часть, он - главное отличие страны от государства.

Государства различаются по форме устройства. Одной из них является конфедерация и федерация.

Википедия говорит, что конфедерация - союз государств , созданный с целью выполнения совместных задач. Все участники союза суверенны, имеют свое независимое законодательство и систему власти.

В интернет-энциклопедии Википедия сформулировано определение, которое выглядит так:

“Конфедерация - союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий”.

Примеры конфедераций и что такое федерация

Союз довольно редко встречается в истории из-за своей нестабильности. Чаще всего он распадается либо перерастает в нечто большее, а именно - федерацию. Самым известным примером конфедерации являются Конфедеративные Штаты Америки , созданные в ответ на прокламацию Линкольна об отмене рабовладельческого строя и начавшие Гражданскую войну против Соединенных Штатов, после поражения в которой развалились.

В следствии “весны народов” внутри Австрийской империи государство ослабло, и Венгрия согласилась вступить в ее состав на правах автономии. Так и образовалось государство конфедеративного типа Австро-Венгрия. Однако экономический кризис и Первая мировая война сильно ударили по союзу, из-за чего он распался.

Примером перерастания конфедерации в нечто большее может послужить Северогерманский союз, образованный в 1866 году после австро-прусско-итальянской войны. Просуществовав 5 лет, союз преобразовался в Германскую Империю, а именно в федерацию.

Как и у любой формы государственного устройства, у конфедерации есть отличительные черты . Признаки, характерные для нее:

Конфедерация - бесперспективный тип государственного устройства

Почему конфедерация оказалась исторически бесперспективным типом? На это есть ряд веских и объективных причин:

  • отсутствие сильной центральной власти . Из-за высокой независимости стран-участниц положение союза становится нестабильным, что в сумме с другими факторами становится причиной распада;
  • временный характер союза . Изначально союз создается для выполнения каких-либо конкретных целей и задач, после устранения которых нужда в союзе пропадает, и ее члены расходятся из-за наличия индивидуальных целей, которые являются более важными, нежели коллективные;
  • сложность в управлении строем . Чем больше членов в союзе, тем сложнее управлять им, из-за чего количество членов уменьшается, и усиливается централизация власти. Затем конфедерация превращается в федерацию.

Конфедерация в наши дни

На данный момент не существует точно сформулированного определения, что такое конфедерация, и государств, которые можно назвать строго конфедеративным. Но существуют государства с конфедеративным типом устройства и в наши дни. К таким можно причислить : Европейский союз, Содружество Независимых Государств и Британское Содружество.

ЕС включает в себя 28 государств Европы, 19 из которых образовали еврозону, введя в оборот единую валюту. Союз существует с 1952 года по сей день, функционирует, ведя активную внешнюю политику. Также 22 члена ЕС входят в Организацию Североатлантического Договора.

Еще одним государством конфедеративного типа является Содружество Независимых Государств . СНГ было создано после распада Союза Советских Социалистических Республик бывшими участниками СССР. В состав СНГ входят 11 стран, которые преследуют такие цели: обеспечение мира и безопасности, полное разоружение, отстаивание прав личности, взаимопомощь в сферах экономики, культуры и политики.

Британское содружество, членами которого являются Великобритания и ее колонии, существует с 1887 года и развивается до сих пор. Численность населения содружества достигает 2,2 миллиарда человек, что является 30% от населения всего мира. Лидером является монарх Великобритании Елизавета II, хоть и ее роль в управлении символическая.

Вывод

Хоть конфедерация и признана бесперспективной, существуют государства, которые очень долгое время развиваются и не составляют серьезную конкуренцию другим государствам. Поэтому при грамотном подходе для блага таких стран возможно комфортное существование в виде союзов.

Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма.

Согласно традиционному подходу, конфедерация (от латинского "confoederatio" - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.

Конфедерация - это, по словам, С. С. Алексеева, "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т. д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это, по мнению С. С. Алексеева, переходная форма государственного устройства, и чаще всего, поэтому она возникает на несколько лет. Примером конфедерации может служить Швейцария, конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, Сенегамбия.

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, на разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе).

Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией - США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки "ставить крест" на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать "золотой серединой" в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей.

Различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией наглядно проиллюстрировал американский политолог Д. Найс (Приложение Б).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:


1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4) Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13) В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

А для объеденного общими целями союза характерна конфедеративная форма управления. В истории встречаются примеры таких союзов, которые образовывали конфедерацию для внешних и внутриполитических целей. Чаще всего страны конфедерации создавались для решения следующих вопросов: армия, транспорт, внешняя политика, система коммуникации.

Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.

Конфедеративное государство имеет свои специфические черты, которые характеризуют его как особую форму правления. Членами конфедерации являются независимые страны, у которых сохраняются их элементы государства, в том числе законодательная, исполнительная, Не меняется денежная система, армия остается прежней, сохраняется деятельность налоговых органов. Конфедеративное государство - это некая противоположность федерации, и ее участники могут быть членами одной или нескольких конфедераций единовременно.

Характеризуется наличием бюджета, конфедеративное государство формирует его из установленных взносов, которые обязаны выплачивать все страны, входящие в этот союз. В конфедерации ведут деятельность собственные органы управления, в которые входят члены союзных

государств. Они занимаются координацией только тех вопросов, которые способствуют достижению поставленных целей. Прямой силой эти органы власти не обладают, а действуют исключительно через субъекты. Огромным преимуществом нахождения государства в конфедерации является упрощение порядка передвижения граждан по территории государств-союзников. Вводятся безвизовые режимы. Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей политики среди государств и других общих институтов.

Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации.

В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.