В каких случаях применяется пожарные катера. Пожарные суда разных стран. старейшее в мире пожарное судно «Edward M. Cotter»

Морское пожарное судно.

Тип судна: судно со стальным однопалубным корпусом с возвышенной носовой палубой и двухъярусной рубкой.
Назначение судна: предназначены для противопожарных служб морских и нефтеналивных портов, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, противопожарной охраны морских нефтяных и газовых промыслов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, буксировки аварийных судов и плавсредств, проведения аварийно-спасательных работ, первичной спецобработки наружных поверхностей судов и плавсредств и проведения дезактивационных работ.

Место постройки: СЗ "Вымпел" (Россия, г. Рыбинск).

Класс Регистра: KM(*) Ice1 R1 AUT3

Характеристики:
Длина: 39,8 м
Ширина: 7,76 м
Высота борта: 3,3 м
Осадка: 2,2 м
Водоизмещение полное: 385 т
Водоизмещение стандартное: 330 т
Скорость хода: 11,5 уз
Дальность плавания: 450 миль
Автономность: 5 сут
Экипаж / пожарный расчёт: 13 / 6 чел
Тип ГД: 3КД12Н520
Мощность ГД: 2х382 кВт
Тип ДГ: ДГР2А200/1500 и ДГФ2А100/150
Мощность ДГ: 1х200 и 1х100 кВт
________________________________________________________________________________

Многофункциональность судна, заложенная при проектировании, обеспечивается за счет оснащения его дополнительным оборудованием и системами в зависимости от требований и пожеланий заказчика. "Марс" имеет мощное пожаро-техническое вооружение, позволяющее производить подачу 1500 тонн воды в час из четырех лафетных стволов на расстояние около 70 м, подъем двух пеногенераторов на высоту до 15 м и вынос за борт до 5 м, подачу воды и пенообразователя на расстояние до 200 м от судна через раздаточные колонки.

Для борьбы с пожаром катер имеет следующие системы: универсальной водяной защиты, водяной завесы, объемного химического (углекислого) и порошкового пожаротушения. Управляются важнейшие и вспомогательные системы судна автоматически, из ходовой рубки. Судно может эксплуатироваться во всех неарктических морях, совершая переходы с удалением от места базирования до 200 морских миль, в пределах границ морских районов А1, А2 (по классификации ГМССБ). Пожарное судно "Марс" полностью соответствует требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности. Мореходные качества судна дают возможность плавать без ограничения по скорости и направлению движения при состоянии моря до 4 баллов и безопасно плавать без ограничения по балльности.

Управляемость судна, в том числе возможность удержания его у горящего объекта при одновременной работе трех лафетных стволов на один борт при ветре до двух баллов, обеспечивается наличием движительно-рулевого комплекса, состоящего из двух винтов регулируемого шага в раздельно поворотных насадках и носового подруливающего устройства. Диаметр установившейся циркуляции - не более трех длин корпуса.

Для определения курса и местонахождения на судне устанавливается магнитный компас КМ145-5 с оптической передачей показаний в ходовую рубку. Скорость хода и пройденное расстояние судном определяется гидроакустическим лагом ДГЛ-1. Судно оборудовано навигационным эхолотом НЭЛ-20К с указателем и электронным регистратором глубин. Приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR GPS NT-100 предназначен для автоматического определения координат судна. Точность их определения - 15 метров. Специальная водяная противопожарная система и система пенотушения предназначена для тушения пожаров водой и пеной на морских нефтепромыслах, аварийных судах и береговых объектах, доступных с моря. Она обслуживается двумя главными пожарными насосами ДПЖН-14, приводимыми от дизелей М827 (12ЧН18/20) мощностью по 500 кВт (680 л.с.) каждый (производство ПО "Звезда").

Система водяной завесы предназначена для защиты судна от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте. Вода подается от главных пожарных насосов. Система разбита на два участка - левого и правого бортов. Система подачи пенообразователя предназначена для подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных насосов, от которых водный раствор пенообразователя подается в систему пожаротушения. Система обслуживается электронасосом НЦВ 40/80Б с подачей 40 куб. м/ч, при напоре 80 м водяной струи. Предусмотрены три встроенные в корпус цистерны для хранения пенообразователя. Две цистерны емкостью по 9,4 куб. м располагаются в насосном отделении, третья, емкостью 5,3 куб. м, - в кормовом трюме-кладовой. На приемных трубах из цистерн установлены клапаны с дистанционным управлением из рубки, такой же клапан есть и на напорной магистрали насоса НЦВ 40/80Б. Кран-дозатор (для регулировки количества подаваемого пенообразователя) устанавливается в ходовой рубке.

Система порошкового тушения типа "Волна" состоит из сосуда для порошка вместимостью 450 кг, 4 баллонов для сжатого воздуха по 40 л при давлении 150 кг/кв. см, шланга длиной 150 м (на вьюшке) для подачи огнегасительного порошка на аварийный объект. Установка порошкового пожаротушения размещена в спецпомещении (СПТ) в рубке первого яруса по левому борту в районе 44 - 49-го шпангоутов. Система приводится в действие вручную из помещения СПТ.

В качестве главных двигателей на судне установлены два дизеля типа 3КД12Н520 Барнаульского завода транспортного машиностроения с реверс-редукторами, которые работают каждый на свой валопровод с винтом регулируемого шага. Электроэнергетическая установка судна состоит из двух автоматизированных дизель-генераторов: ДГР2А 200/1500 в насосном отделении и ДГФ2А 100/150 в машинном отделении.

В настоящий момент пожарные суда проекта 14613 "Марс" успешно несут боевую вахту в черноморских портах Новороссийска, Туапсе и Турции.

По данным сайтов www.rusarmy.com и www.russian-ships.info

Пожарное судно

Пожарное судно в действии

Пожарное судно - Корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. . Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки - системами динамического позиционирования.

Классификация

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские.

Средства пожаротушения

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы, подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии, что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах, береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества, диспергенты, устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

  • 1. Корпус судна и его элементы. Понятие о прочности. Теоретический чертёж судна и его назначение. Системы набора корпуса судна, основные продольные и поперечные балки набора.
  • 4Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
  • 2Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
  • 3. Основные электрические величины – электрический ток, напряжение, мощность
  • 1. Посадка и остойчивость судна, теоретические основы. Остойчивость, метацентрическая высота. Информация об остойчивости.
  • 2. Процессы газообмена 2-х и 4-х тактных дизельных двигателей. Понятие наддува. Импульсный газотурбинный и наддув при постоянном давлении. Коэффициент избытка воздуха.
  • 3. Генераторы судовой электростанции. Техническое обслуживание щеточного аппарата синхронного генератора.
  • 2. Принцип работы холодильной установки. Холодильные агенты и хладоносители.
  • 3. Техническое обслуживание кислотных аккумуляторных батарей (акб).
  • 4. Техническое обслуживание судовых помещений.
  • 1. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года.
  • 3. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования. Техническое обслуживание распределительных устройств.
  • 4.Техническое обслуживание судовых систем.
  • 1.Категории затопленных отсеков. Влияние свободной поверхности на остойчивость на больших углах крена.
  • 2.Судовые паровые котлы: классификация, устройство водотрубных, огнетрубных, комбинированных и утилизационных котлов, устройства для сжигания топлива в котлах.
  • Процесс сгорания топлива
  • Подача воздуха
  • Сгорание топлива
  • 3. Средства, обеспечивающие распределение нагрузки при параллельной работе генераторов.
  • 4.Осмотр судна в доке и на плаву.
  • 1. Конструктивные меры противопожарной безопасности.
  • 2.Основные термодинамические процессы для идеальных газов.
  • 3.Судовые силовые трансформаторы.
  • 4.Техническое обслуживание дизелей и их отдельных сборочных единиц и деталей.
  • 1. Конвенция солас.
  • 2. Цикл Карно.
  • 3. Техническое обслуживание взрывозащищенного электрооборудования и сетей. Осмотры электрооборудования
  • 4.Очистки, осмотры и испытания котлов.
  • 1. Международный кодекс по спасательным средствам. Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
  • 3. Аварийные дизель - генераторы и система их автоматического запуска.
  • 4.Техническое обслуживание элементов котла.
  • 1. Международная конвенция марпол по предотвращению загрязнения с судов. Судовые документы по пзм, сроки их действия, возобновление документов.
  • 2.Основные понятия о машинах и механизмах. Кинематическая пара, кинематическая цепь. Виды передач.
  • 3. Классификация полупроводниковых преобразователей электроэнергии.
  • 4.Техническое обслуживание вспомогательных механизмов и оборудования.
  • 2. Сопротивление материалов: виды деформаций, напряжений, нагрузок.
  • 3. Частотные преобразователи для управления асинхронными электродвигателями.
  • 4.Смазывание вспомогательных механизмов и оборудования, техническое обслуживание подшипников.
  • 1. Судовые системы, предназначенные для предотвращения возникновения или распространения пожара. Средства пожаротушения на судах и их классификация. Противопожарное снабжение.
  • 2.Детали машин: детали и узлы общего и специального назначения, виды соединений.
  • 3. Щитовые электроизмерительные приборы (эп). Подключение электроизмерительных приборов. Погрешность результата измерения.
  • 4.Техническое обслуживание холодильных установок. Удаление хладона. Наполнение системы хладоном и дозарядка.
  • 1. Классификация судовых помещений по назначению. Размещение помещений в основном корпусе судна.
  • 2. Основные неподвижные и подвижные детали судовых дизелей.
  • 3. Электрическое освещение – основное и аварийное. Судовые электронагревательные и отопительные приборы и устройства. Обслуживание и предъявляемые к ним требования.
  • 4. Система технического обслуживания судна. Общие требования по то судна. План-графики по то стс и к.
  • 1. Судовые документы, требуемые ктм рф. Судовые документы, выдаваемые рмрс России в соответствии с требованиями мк солас 74/88 с поправками. Мппсс-72 и регламента радиосвязи 1997 г.
  • 3. Режимы работы судовых электроприводов. Факторы, обеспечивающие нормальную работу судовых электрических машин. Защита электродвигателей в электроприводах.
  • 4. Надзор за судами в эксплуатации. Использование результатов в процессе технического надзора за судами.
  • 2. Работа дизеля в режимах и условиях, отличных от нормальных. Подготовка к манёврам и остановка дизельной установки.
  • 3. Приборы контроля и сигнализации. Датчики и индикаторы, применяемые в судовых системах. Аварийно-предупредительная сигнализация (апс).
  • 4. Виды и порядок прохождения инструктажа по технике безопасности.
  • 1. Мкуб - его цели и требования. Основные резолюции имо по внедрению мкуб.
  • International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention (International Safety Management (ism) Code) » - мкуб
  • 2. Ввод дизеля в режим эксплуатационной нагрузки. Работа гд и обслуживающих его систем в сложных условиях.
  • 3. Средства автоматики и дистанционного управления. Готовность к действию и ввод в действие электрических систем автоматики. Основные требования к системам дау.
  • 4. Техника безопасности при обслуживании дизельных установок.
  • 1. Система управления безопасностью судоходной компании. Назначенное лицо. Национальные нормативные документы по внедрению мкуб.
  • 2. Контроль и регулировка параметров рабочего процесса судовых дизелей.
  • 3. Техническая документация по судовому электрооборудованию, виды технической документации. Электрические схемы и чертежи, их отличие друг от друга.
  • 4. Работа главной дизельной установки в аварийных условиях и во время обкатки.
  • 1. Международная конвенция марпол-73/78: правила регистрации операций с нефтью и нефтепродуктами. Ответственность и контроль.
  • 2.Подготовка котла к действию, обслуживание котла в действии, вывод котла из действия.
  • 3. Проверки работы адг, сети аварийного освещения, авральной и пожарной сигнализации, водонепроницаемых дверей; периодичность проверок.
  • 1. Кодекс торгового мореплавания рф. Устав службы на судах ммф. Дисциплинарный устав.
  • 2. Обслуживание котла на режимах, отличных от нормальных. Водный режим котла. Меры предосторожности при упуске воды из котла. Хранение бездействующего котла.
  • 3. Электробезопасность. Защита от поражения электрическим током, защитное заземление. Диэлектрические средства защиты, периодичность проверок их на электрическую прочность.
  • 4. Контроль технического состояния корпусных конструкций. Виды и методы неразрушающего контроля и диагностики технического состояния корпуса и конструкций судна.
  • 2.Типы насосов, входящих в состав судовых систем. Птэ насосов по типам.
  • 3. Функции элементов сар и назначение. Система дистанционного автоматического управления гд.
  • 4. Требования птэ по технической эксплуатации и обслуживанию машинных и котельных помещений. Предремонтная дефектация элементов корпуса судна, организация и этапы выполнения.
  • 1. «Наставление по предотвращению загрязнения с судов». Пломбирование клапанов на судне. Бункеровочные операции.
  • 2. Работа гд с выключенными цилиндрами. Регулировка параметров рабочего процесса гд.
  • 4. Взаимодействие должностных лиц в процессе ремонта. Доковый ремонт. Доковый ремонт
  • другие.

    Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.

    Пожары класса "В" - горение жидких веществ, их смесей и соединений. К этому классу

    веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие

    горючие жидкости.

    Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее

    слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее, таким образом, от зоны горения и

    окислителя. Кроме того, пожары класса "В" можно тушить распыленной водой,

    порошками, углекислотой.

    Пожары класса "С" - горение газообразных веществ и материалов. К этому классу

    веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве

    технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в

    качестве груза (метан, водород, аммиак и др.). Тушение горючих газов производится

    компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.

    Пожары класса "D" - возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их

    соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий,

    магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют

    теплопоглощающие огнетушащие вещества, например, некоторые порошки, не

    вступающие в реакцию с горящими материалами.

    Пожары класса "Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под

    напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок.

    Спринклерные системы (Функция обнаружения пожара).

    Автоматическая спринклерная система пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара устанавливается на судне так, чтобы защищать жилые помещения , камбузы и иные служебные помещения, за исключением помещений, которые не представляют значительной пожароопасности (пустые помещения, санитарные помещения и т.д.).

    Спринклерная система состоит из танка с водой для питания системы, насоса и системы

    трубопроводов. Система обеспечивает постоянное давление воды в трубопроводах. От основного трубопровода имеются ответвления во все защищенные системой помещения, снабженные головками распылителей. Головки распылителей снабжены стеклянными предохранителями, наполненными жидкостью. Эти предохранители рассчитаны на определенную температуру, при достижении которой они лопаются и открывают отверстие для распыления воды в помещение.

    Так как трубопроводы находятся под давлением, воды начинает распыляться, образуя

    парообразную завесу, способную погасить пламя.

    Спринклерная система разделена на секции покрытия судна. Каждая секция имеет собственную станцию управления, включающую клапана перекрытия. При срабатывании головки распыления в определенной секции, датчик давления определяет возникший перепад давления и подает сигнал на центральную панель индикации, которая находится на Мостике.

    Типовая панель индикации обеспечивает звуковой и визуальный сигнал (сирена и лампочка индикации). Лампочка указывает, в какой секции судна сработала система и тип сигнализации (перепад давления в системе в результате срабатывания головки распылителя либо перекрытие подачи воды в секцию изолирующим клапаном системы).

    При полном расходовании пресной воды в танке системы предусматривается автоматическое использование забортной воды. Как правило, спринклерная система используется как первоначальное автоматическое средство тушения

    пожара до прибытия судовых пожарных бригад. Использование морской воды в системе

    нежелательно, и по возможности секцию следует своевременно изолировать, чтобы остановить расход пресной воды. Прибывшие пожарные продолжат борьбу с пожаром иными имеющимися средствами.

    В случае использования в системе забортной морской воды, необходимо тщательно промыть всю систему трубопроводов пресной водой. Сработавшие головки распылителей должны быть заменены запасными (необходимый запас которых всегда должен иметься на судне).

    Главная пожарная система судна. Fire main System

    Такой системой на судне является система тушения пожаров забортной водой, состоящая из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с регулируемыми насадками.

    Система предназначена для использования забортной воды в качестве огнегасящего агента, используя эффект охлаждения (устранение элемента «Тепло» в Пожарном треугольнике).

    К сиситеме водотушения могут подключаться пеногенераторы, образующие пену высокократного расширения.

    Система состоит из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с

    регулируемыми насадками. Она покрывает всѐ пространство судна, все проходы, помещения, включая машинные отделения, открытые палубы.

    Диаметр пожарной магистрали и ее ответвлений должен быть достаточным для эффективного распределения воды при максимально требуемой подаче двух одновременно работающих

    пожарных насосов; однако на грузовых судах достаточно, чтобы такой диаметр обеспечивал подачу только 140 куб.м /ч.

    Максимальное давление в любом кране не должно превышать давления, при котором возможно эффективное управление пожарным рукавом.

    Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу по меньшей мере двух струй воды для борьбы с пожаром под необходимым давлением.

    Производительность насоса должна быть не менее 40% общей производительности пожарных насосов и в любом случае не менее 25 куб.м /ч.

    На грузовом судне нет необходимости, чтобы общая требуемая производительность пожарных насосов превышала 180 м/ч.

    На судах должны быть предусмотрены пожарные насосы с независимыми приводами в

    следующем количестве:

    На пассажирских судах валовой вместимостью 4000 рег.т и более: по меньшей мере 3 насоса;

    На пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000 рег.т и на грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.т и более: по меньшей мере 2;

    На танкерах, с целью сохранения в случае пожара или взрыва целостности пожарной магистрали, на ней должны быть установлены изолирующие клапаны в носовой части в защищенном месте и на палубе грузовых танков с интервалами не более 40 м.

    Количество и размещение кранов (гидрантов) должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных кранов, одна из которых подается по цельному рукаву, доставали до любой части судна, а также до любой части любого порожнего грузового помещения, любого грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или любого помещения специальной категории, причем в последнем случае до любой его части должны доставать две струи,

    подаваемые по цельным рукавам. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения.

    Трубопроводы и краны должны быть расположены так, чтобы к ним можно было легко

    присоединить пожарные рукава.

    Для обслуживания каждого пожарного рукава предусмотрен клапан с тем, чтобы любой пожарный рукав можно было отсоединять при работающих пожарных насосах.

    Изолирующие клапаны для отключения участка пожарной магистрали, расположенного в

    машинном помещении, в котором находится главный пожарный насос или насосы, остальной части пожарной магистрали устанавливаются в легко доступном и удобном месте за пределами машинных помещений.

    Расположение пожарной магистрали должно быть таким, чтобы при закрытых изолирующих клапанах ко всем судовым кранам, кроме тех, которые расположены в вышеупомянутом машинном помещении, могла подаваться вода от пожарного насоса, расположенного за пределами этого машинного помещения, по трубопроводам, проходящим вне его.

    Международное Морское Соединение. International Shore Connection

    Любое судно, тоннажем выше 500 тонн должно иметь по крайней мере одно Международное Морское Соединение, для возможности подключения к пожарной магистрали с другого судна или с берега.

    Подключения для такого соединения должно быть предусмотрено на баке и корме судна.

    Системы углекислотного тушения

    Для грузовых помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного 30% валового объема наибольшего грузового помещения судна, защищаемого системой.

    Для машинных помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного большему из следующих объемов:

    40% валового объема наибольшего машинного помещения, защищаемого таким образом, за исключением объема части шахты, или 35% валового объема наибольшего защищаемого машинного помещения, включая шахту.

    Однако для грузовых судов валовой вместимостью менее 2000 рег.т приводимые проценты могут 23быть снижены до 35 и 30% соответственно; кроме того, если два или более машинных помещения не полностью отделены друг от друга, они рассматриваются как образующие одно помещение. При этом объем свободного углекислого газа должен определяться из расчета 0,56 м^3/кг.

    Система стационарных трубопроводов для машинных помещений должна обеспечивать подачу в помещение 85% газа в пределах 2 мин.

    Системы углекислого газа должны отвечать следующим требованиям:

    Должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей углекислого газа в защищаемое помещение и для обеспечения срабатывания сигнализации о пуске газа. Одно должно использоваться для выпуска газа из резервуаров для его хранения. Другое должно использоваться для открытия клапана на трубопроводе, осуществляющем подачу газа в защищаемое помещение;

    Эти два средства управления должны находиться внутри шкафа, легко определяемого для

    конкретного защищаемого помещения. Если шкаф со средством управления закрывается на замок, ключ от шкафа должен находиться в футляре с разбивающейся крышкой на видном месте рядом со шкафом.

    Системы пожаротушения паром

    Как правило, не должно допускаться применение пара в качестве огнетушащего вещества в стационарных системах пожаротушения. Если же применение пара допущено Администрацией, он должен применяться только в ограниченных зонах в дополнение к требуемому огнетушащему веществу, причем паропроизводительность котла или котлов, обеспечивающих подачу пара, должна быть не менее 1,0 кг в час на каждые 0,75 м валового объема наибольшего из защищаемых таким образом помещений.

    Стационарные системы пожаротушения высокократной ПЕНОЙ в машинных

    помещениях.

    1. Любая стационарная система пожаротушения высокократной пеной в машинных

    помещениях должна обеспечивать быструю подачу через стационарные выпускные отверстия количества пены, достаточного для заполнения наибольшего защищаемого помещения, с интенсивностью, обеспечивающей образование за одну минуту слоя пены толщиной не менее 1 м. Количество имеющегося пенообразователя должно быть достаточным для выработки пены в объеме, равном пятикратному объему наибольшего защищаемого помещения. Кратность пенообразования не должна превышать 1000:1.

    2. Каналы подачи пены, воздухозаборники пеногенератора и количество пеногенераторных

    установок должны обеспечивать эффективные выработку и распределение пены.

    3. Расположение выходных каналов пеногенератора должно быть таким, чтобы пожар в

    защищаемом помещении не мог повредить пенообразующее оборудование.

    4. Пеногенератор, его источники энергии, пенообразователь и средства управления системой должны быть легко доступны, просты в эксплуатации и быть сосредоточены в возможно меньшем количестве мест, которые вероятнее всего не будут отрезаны пожаром в защищаемом помещении.

    Пенный концентрат представляет собой густую жидкость. Для образования пены она разбавляется водой в соотношениях между 1 и 6%, в зависимости от типа концентрата.

    Наиболее часто применяемой в установках пенотушения является пена AFFF (Aqueous Film Forming Foam).

    Эта пена, помимо эффекта перекрытия доступа кислорода к горению, производит покрытие поверхности топлива водяной плѐнкой, предотвращая образование паров. Такая пена очень быстро сбивает пламя. Она лучше проникает вглубь материалов при тушении Пожаров Класса А.

    Т ип о г н е т у ш и т е л я

    Ц в е т

    Кл а с с

    П о ж ара

    Л у ч ш е е пр и м е н е н и е

    В од а

    К ра с ный

    При горении твердых материалов

    П е н а

    К ре м овый

    A , B

    Лучше при тушении горящих жидкостей (нефтепродукты,

    ЛВЖ, краски и лаки).

    П оро ш ок

    Го л у б ой

    A , B , C, Е

    C O 2 (Угл е к ислый г аз)

    Ч ерн ы й

    A , B , C, Е

    Лучше при тушении электроприборов под напряжением и электропроводки, применяется при любых видах пожара.

November 21st, 2013

Обычно в своих материалах мы рассказываем о людях, которые несут службу в МЧС России: о пожарных, спасателях, инспекторах надзорной деятельности, кинологах, психологах и многих других сотрудниках чрезвычайного ведомства.

Сегодня речь пойдёт о пожарном, но не о человеке, а о пожарном корабле «Надежда», который стоит на пожарно-техническом вооружении в 51 специализированной пожарно-спасательной части г. Москвы, расположенной в Северном административном округе.

Всего на водных просторах города Москвы несут службу два пожарных корабля это «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Пожарный корабль «Надежда» проект №16640 построен в 2002 году в городе Рыбинске Ярославской области на заводе «Вымпел». Судно предназначено для доставки боевого расчета, пожарного оборудования и средств пожаротушения к месту пожара для его тушения на прибрежных объектах озер и рек, а так же на плавсредствах. Зона ответственности выхода пожарного корабля в черте города Москвы составляет 82 километра водного пути и поделена на 4 акватории.

Для тушения пожаров на корабле имеются три стационарных лафетных ствола: кормовой, носовой и рубочный. Тушить пожары здесь имеется возможность, как с корабля, так и при прокладке рукавной линии на удалении от реки на 1,5 километра. За время существования корабль принимал участие в тушении пожаров, как на воде, так и в прибрежной зоне.

Капитан корабля майор внутренней службы Романчук Владимир Николаевич рассказал, что данный корабль неоднократно принимал участие в ликвидации крупных пожаров таких как: пожар на ТЭЦ-1 на Раужской набережной; крупный пожар, при котором горел мост на причале Лужники;

пожар на «Вьетнамском рынке» на Новоданиловской набережной. Участвовал корабль «Надежда» и при тушении теплоходов «Москва-58» и «Москва-90» на затоне «Новинки». Был на счету корабля и случай, когда возвращаясь с учений, около Шелепихинского моста команда заметила двух тонущих людей и спасла их.

Вообщем работы у команды, служащей на корабле хватает, а команда состоит из 28 человек, которые несут службу посменно по 7 человек на сутки. Личный состав корабля отличается высоким профессионализмом и любовью к своей профессии. Требования к лично¬му составу пожарных кораблей иные, чем в пожарных частях на суше. Здесь мало знать пожарную технику и тактику пожаротушения. Необходимо ещё знать и флотское дело.

Механик корабля старший лейтенант внутренней службы Ефимов Анатолий Юрьевич с гордостью показывает машинное отделение, это можно сказать сердце корабля, и рассказывает про принцип работы двигателя и для чего нужны те или иные агрегаты. Далее проходим в капитанскую рубку, и капитан объясняет, как управлять таким судном, ведь рулевого штурвала здесь нет, и корабль управляется при помощи специальных рычагов-переключателей.

Также капитан рассказывает, что с 2013 года «Надежда» не только пожарный корабль, но и спасательный, так как сотрудники, работающие на корабле, прошли специальное обучение и получили соответствующие удостоверения. Из рубки спускаемся вниз, здесь в специальном отсеке корабля, хранится всё пожарно-спасательное оборудование, которое может понадобиться при ликвидации пожара или для спасения людей, но всё это будет уже весной, а сейчас корабль и его команда готовятся к закрытию навигационного сезона.

Пожарные суда относят к специализированным типам судов и нередко напоминают, только лишь с одной разницей - наличие нескольких брандспойтов. этого типа предназначены для тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и и оказание поддержки береговым пожарным расчетам в локализации очагов возгорания прибрежных объектов в случае неисправности водопроводных систем.


брандспойт


водная пожарная станция в Токио


пожарное судно ВМС Украины «Борщёв»


Современные пожарные суда и катера, как правило, оборудованы мощными насосными установками, способными перекачивать десятки тысяч литров морской воды.

современное пожарное судно «Warner L. Lawrence»


пожарное судно «Warner L. Lawrence» демонстрация возможностей



Одним из современных пожарных судов являются «Warner L. Lawrence », принадлежащее пожарной охране Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Судно было построено в 2000 году компанией «Robert Allan Ltd » в Вашингтоне, а затем 21 мая 2003 года доставлено в порт Сан-Педро для выполнения эксплуатационных функций.

Конструкторы называют судно «Warner L. Lawrence » самым технологически «продвинутым» пожарным судном в мире . Его брандспойты покрывают все направления. Его два уникальных движителя фирмы «Voith Schneider » позволяют прекрасно выполнять маневры в любых направлениях с максимальным набором мощности на ходу.

Пожарное судно «Warner L. Lawrence » с помощью собственных насосов способно извлечь до 380000 литров морской воды в час и выбросить ее на расстояние до 135 метров. К особенностям судна можно отнести наличие каюты с полным медицинским оборудованием, выдвижная пожарная лестница длиной 15 метров и дистанционный «ковш» грузоподъемностью 270 кг. В корме расположена платформа, опускаемая на глубину до 3 метров для выполнения водолазных спусков.


Технические характеристики пожарного судна «Warner L. Lawrence»:
Длина - 31,9 м;
Ширина - 8,8 м;
Осадка - 4 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя «MTU 12V4000» мощностью 1800 л.с.;
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование:
Брандспойты - 10;
Суммарная мощность насосных установок - 1575 л.с.;
Насосные установки - 2, извлекают до 1470 м³ воды/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 1250 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 800 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Брандспойт для воды - 1, пропускная способность 2500 м³/час, и подает на расстояние до 150 м;
Брандспойт для воды - 3, пропускная способность 800 м³/час, и подает на расстояние до 100 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, пропускной способностью 1250 м³/час, и подает на расстояние до 135 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, с пропускной способностью 225 м³/час, и подает на расстояние до 75 м;
Брандспойт для воды в кормовой части - 2, с пропускной способностью 450 м³/час;
Емкость для хранения пены - 2 по 11500 литров;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 620 л в минуту;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 220 л в минуту;

За работой пожарных судов часто можно наблюдать в акватории портов, где появляются огромные или известные. Несколько катеров расположенных по обоим бортам больших кораблей, выпускают мощные струи воды в разные стороны, оповещая таким способом событие или торжество.

встреча кораблей пожарными судами



Иногда пожарные используют для доставки пожарных команд, медицинского персонала с оборудованием на острова или другие корабли. Также пожарные катера могут быть применены в качестве спасательных судов, где пассажирам будет оказана первая медицинская помощь. Нередко пожарные суда оказывают помощь спасателям в локализации разлива нефтяных продуктов в море или океане.

канадское пожарное судно «William Lyon Mackenzie»


Главным пожарным судном пожарного департамента Канады является «William Lyon Mackenzie ». Специальный корабль построен в 1964 году в городе Owen Sound, штат Ontario на предприятии «Russel Brothers Limited ». В 2004 году пожарное судно «William Lyon Mackenzie » претерпело модернизацию, после которой будет действовать в эксплуатации до 2037 года. Уникальность этого пожарного судна в том, что оно работает круглый год. Его основной зоной обеспечения пожарной безопасности являются гавань города Торонто и прилегающие воды озера Онтарио.

пожарное судно «William Lyon Mackenzie» в действии


Пожарное оснащение пожарного судна «William Lyon Mackenzie»:
Насосная установка - два дизельных двигателя «Caterpillar», мощность 3412 л.с.;
Подъемная башня - 1;
Брандспойт - 8+2 на подъемном устройстве;

Пожарное судно было спущено на воду в 1900 году на судостроительном заводе «Crescent Shipyard » в городе Elizabeth Port, штат Нью-Джерси. Первоначально его название было «William S. Grattan». В 1953 году пожарное судно было модернизировано и было присвоено новое имя «Edward M. Cotter» в честь местного руководителя Союза пожарных.

Теперь «Edward M. Cotte r» считается самым старейшим действующим пожарным судном в мире и находится в составе пожарного департамента города Буффало, штат Нью-Йорк.

Наряду с функциями пожаротушения в зимнее время пожарное судно «Edward M. Cotter » используется в качестве ледокола на реке Буффало. имеет пять брандспойтов, каждый из которых выбрасывает до 15000 литров воды в час. Они расположены в носу, корме и на надстройке судна.

Пожарное судно «Edward M. Cotter » оснащено тремя насосными установками, которые подают воду с объемом до 9000 литров в минуту.

На счету судна множество спасательных операций, но самые значительные из них тушение пожара на ракетном крейсере ВМС США «USS Little Rock » в 1978 году в порту Буффало и польского парусного судна «Zawisza Czarny » во время визита 31 июля 1984 года.

С падением международной торговли в порту пожарное судно было переведено из пожарной охраны в Управление общественных работ в 1992 году для ледокольной функции. С 1996 году пожарному судну «Edward M. Cotter » был присвоен статус «Национального достояния», но, несмотря на это, судно активно принимает участие в различных фестивалях и шоу Великих озер.


Технические характеристики пожарного судна «Edward M. Cotter»:
Длина - 36 м;
Ширина - 7,3 м;
Осадка - 3,3 м;
Водоизмещение - 1900тонн;
Силовая установка - четыре дизельных «Caterpillar D-397»,
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование;
Два паровых двигателя «Babcock & Wilcox » мощностью 900 л.с., для трех насосных установок;
Брандспойт - 5;

Пожарное судно

Пожарное судно в действии

Пожарное судно - Корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. . Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки - системами динамического позиционирования.

Классификация

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские.

Средства пожаротушения

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы , подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии . Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии , что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах , береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества , диспергенты , устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

См. также

  • Пожарная машина
  • Пожарный самолёт
  • Пожарный вертолёт

Пожарные корабли (суда). Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

К пожарным кораблямотносятся:мореходные, базовые и речные,
к пожарным судам – пожарные катера. При небольших размерах корпуса
и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов,
а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для
защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Российского Речного регистра.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов
и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная
палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом
с ним устанавливается радионавигационное оборудование, находятся штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигателис генераторами переменного или постоянного тока .

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность
к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии (линия по борту,
до которой судно погружается в воду при осадке). Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при
напоре до 100 м.


На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 12.48.

Классификационные общества осуществляют государственный надзор за постройкой, эксплуатацией и ремонтом пожарных судов.

Согласно предъявляемым требованиям, пожарное судно должно обладать определенными мореходными, эксплуатационными и тактическими качествами.

Мореходные качества характеризуют способность судна плавать при определенных условиях. К мореходным качествам относят: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, период качки, управляемость. К эксплуатационным качествам относятся: грузоподъемность и автономность.

Плавучесть - способность плавать при определенном положении относительно поверхности воды, неся все предназначенные по его роду службы грузы, и иметь при этом заданное погружение (осадку).

Во время эксплуатации судно по тем или иным причинам может получить пробоину, через которую внутрь корпуса будет поступать вода. Поэтому, наряду с водоизмещением судна, важно знать запас его плавучести, т.е. количество груза, которое может быть принято на судно, чтобы оно не затонуло. Подобно тому как мерой плавучести судна является объем, ограниченный его подводной поверхностью, запас плавучести измеряется объемом надводной части судна, причем сюда относят только те отсеки, водонепроницаемость которых обеспечена.

Остойчивость - способность судна сохранять свое положение равновесия и вновь возвращаться к нему после того, как прекратится действие внешних сил, вызвавших изменение положения судна (например, порыв ветра, удар волны).

Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву после затопления части отсеков, сохраняя при этом остойчивость и частично другие мореходные качества. Она обеспечивается запасом плавучести, который равен внутреннему объему надводной части корпуса, имеющего водонепроницаемые закрытия.

Пробоины в корпусе выше ватерлинии, а также открытые иллюминаторы в надводной части снижают запас плывучести, т.к. водонепроницаемый надводный объем уменьшается до нижней кромки этих отверстий.

Место стоянки пожарного поезда на строящейся или реконструируемой станции должно предусматриваться в проекте, а на действующей - определяться комиссией. Комиссия назначается приказом начальника отделения дороги, в состав которой входят специалисты локомотивного хозяйства, перевозок, движения, пути водо- и электроснабжения, связи и военизированной охраны.

Место стоянки пожарного поезда обычно располагается на путях с двусторонним


выходом, вблизи расположения пожароопасных объектов станции. В тех случаях, когда пожарный поезд входит в состав стрелково-пожарной (пожарной) команды, его место стоянки должно находиться на расстоянии не более 500 метров от указанного подразделения.

Существует также ряд жестких требований по оборудованию места стоянки пожарного поезда развитыми коммуникациями и инфраструктурой. В частности, место стоянки должно быть оснащено стационарными бытовыми помещениями: для хранения топлива и горюче-смазочных материалов, мастерской для обслуживания и ремонта пожарного оборудования, камерой дымоокуривания для тренировок звеньев ГДЗС, туалетом и другими бытовыми помещениями. Вблизи поезда должны находиться: водопровод с пожарным гидрантом, линия электроснабжения напряжением 220 или 380 вольт и линия телефонной связи.

Постановка другою подвижного состава на путь стоянки пожарного поезда не допускается.

Другие бытовые помещения предусмотрены типовым проектом, утвержденным МПС для конкретного пожарного поезда.

Водопровод, гидранты и другое оборудование системы водоснабжения состоят на балансе отделения железной дороги.

Передислокация пожарного поезда из одного пункта в другой производится :

в пределах дороги - по указанию начальника железной дороги после согласования с Управлением военизированной охраны МПС;

в пределах нескольких дорог - по указанию МПС России.


Несение службы на пожарном поезде

Вопросы организации и несения пожарной службы, проведения пожарно-профилактической работы, обязанности должных лиц на пожарном поезде определяются «Наставлением по организации службы в пожарных подразделениях военизированной охраны Министерства путей сообщения (МПС)» и «Наставлением но организации и проведении пожарно-профилактической работы на железнодорожном транспорте».

Непосредственное руководство деятельностью пожарного поезда осуществляется отрядом и службой военизированной охраны железной дороги.

За постоянную боевую готовность пожарного поезда, профессиональную подготовку личного состава и правильную организацию пожарной службы несут ответственность - начальник пожарного поезда, (начальник стрелково-пожарной команды, его заместитель по пожарно-технической части) и начальник дежурного караула; за оснащение пожарного поезда в соответствии с табелем - начальник отряда, начальник службы военизированной охраны дорога.

В целом, пожарный поезд имеет структуру организации отрядной пожарной части. Здесь также на несении круглосуточной четырехсменной службы назначается четыре караула. Боевой расчет каждого из них насчитывает 6-8 человек (приложение 4). При выезде на тушение он может пополняться за счет:

личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;

свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи его стоянки, а также за счет членов добровольных пожарных дружин (ДПД), подготовленных для включения в боевые расчеты.

До постановки пожарного поезда на место стоянки постоянной дислокации оставлять его без локомотива запрещается.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование пожарного поезда к месту пожара, происшествия и возвращение его на место постоянной стоянки несут ответственность:

в пределах отделения железной дороги - дежурный по отделению:

в пределах железной дорог и - старший дорожный диспетчер оперативно-распорядительного отряда службы перевозок.

При необходимости оказания помощи в тушении пожара на соседней железной дороге пожарные поезда высылаются по получению заявки от дороги, на которой возник пожар, с последующим сообщением в Управление военизированной охраны МПС.

При получении сообщения о сходе с рельсов вагонов с опасными грузами, пожарный поезд высылается вместе с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении восстановительных работ.

Пожарный поезд сопровождается к месту происшествия представителем железной дороги, которой он принадлежит. Этот представитель является ответственным за безопасность движения пожарного поезда.

Все передвижения пожарного поезда от момента взятия его с постоянного места стоянки и до возвращения на место дислокации производится только по согласованию с начальником пожарного поезда (начальником караула).

Расходы по высылке пожарного поезда производятся за счет стороны, затребовавшей его.

Техническая характеристика пожарных поездов

Пожарные поезда универсальный, первой и второй категории состоят из 5, 4 и 3 вагонов соответственно - табл. (2).

* Примечание: вагон-гараж может быть заменен транспортной системой комбинированного пожаротушения.

Схема формирования пожарного поезда НИН может быть различной. В сцепке вагонов возможно присутствие цистерн емкостью 50 и 25 м 3 . Однако вагон-гараж всегда остается крайним в составе для обеспечения скорейшего боевого развертывания пожарного автомобиля.


Пожарный поезд первой категории по своей технической оснащенности практически не уступает универсальному пожарному поезду, поэтому ниже будут приведены данные по пожарным поездам и второй категорий.



ПРИМЕЧАНИЯ: противогазы должны храниться в шкафах, оборудованных гнездами. Гнезда обеспечиваются табличками с указанием на них номера противогаза и фамилии лица, за которым закреплен противогаз. Хранящиеся противогазы должны быть подготовлены к работе.

Номер необходимого инструмента для проверки противогаза и контрольные приборы определяются в зависимости от типов противогазов , имеющихся в пожарном поезде.

Пожарный поезд, оснащенный аппаратами сжатого воздуха, укомплектовывается
компрессором для зарядки баллонов.

В аптечках должен быть необходимый набор медикаментов. Одна из аптечек является неприкосновенной и без особой надобности не расходуется.

Пополнение аптечек производится отрядами военизированной охраны через лечебно- профилактические учреждения.

Вода в питьевом бачке должна быть кипяченой. Смена воды и промывка бачка производится ежедневно.

Личному составу, участвующему в тушении пожара, спецодежда выдается дополнительно согласно утвержденных норм (Приказ МПС № 38 Ц от 29.12.90 г).

Спецодежда личного состава (плащи, куртки, комбинезоны, брюки, телогрейки) после работы на пожаре очищается, а в необходимых случаях промывается и сушится.

В холодных климатических районах караулы пожарных поездов обеспечиваются дополнительно полушубками, валенками согласно норм, определенных для стрелково- пожарных команд, а также в пожарном поезде создается резерв теплой одежды для начальствующего состава отряда (службы) военизированной охраны железной дороги.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9

Базовые транспортные средства, их силовые агрегаты. Порядок разработки и сертификации пожарной

техники
Цель работы: Изучить системы и механизмы пожарных автомобилей и ДВС.
Системы и механизмы ПА и ДВС

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель – машина, преобразующая какой либо вид энергии в механическую работу. На автомобиле двигатель преобразует тепловую энергию, выделяющуюся в процессе сгорания топлива, в механическую работу.

Шасси состоит из механизмов, предназначенных для:

а) передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля.

б) передвижения автомобиля.

в) управления им.

К шасси относятся: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля и состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и служит для кратковременного их разобщения и плавного соединения.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и для длительного разобщения двигателя и трансмиссии.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента на ведущих колесах и передачи его под прямым углом от карданной передачи через дифференциал к полуосям.

Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной скоростью , что необходимо при поворотах и движении автомобиля по неровной дороге. Полуоси приводят во вращение ведущие колеса.

Ходовая часть состоит из рамы, передней и задней осей, рессор, амортизаторов и колес с пневматическими шинами. В безрамных автомобилях агрегаты крепятся к кузову.

Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозов. Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес, а тормоза – для замедления движения автомобиля и полной его остановки.

Автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским относятся: легковые, микроавтобусы (до 8 мест) и автобусы.

К грузовым – грузовые автомобили с грузовой платформой и легковые автомобили оборудованные для перевозки грузов(масса более 3.5 т).

К специальным – автомобили оборудованные для определенных видов работ:

Пожарные

Скорая помощь

Автомобили, применяемые в ГПС создаются на шассе грузовых автомобилей. На шассе этих автомобилей устанавливаются 4-х тактные карбюраторные ДВС или дизельные двигатели.

Поршневой ДВС представляет собой совокупность механизмов и систем:

кривошипно-шатунного механизма и механизмов газораспределения и передач;

системы питания,

системы смазки;

система охлаждения;

система зажигания;

система запуска.
Система питания состоит из топливного бака, топливопровода, фильтра топливного, топливного насоса, карбюратора (инжектора, топливный насос высокого давления плунжерного типа).
Система смазки состоит из масляного картера, масляный насос (шестеренчатого типа), масляной фильтр. Главная масляная магистраль и масло подающие каналы.
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения, радиатора, водяной помпы (ц\б), расширительный бачек, термостат и охлаждающей жидкости.