Веселый роджер символ. Флаг пиратский: история и фото. Интересные факты о пиратских флагах. Почему его так называют

Флаг, который сейчас называют «Веселым Роджером», действительно существовал четыре столетия назад. Правда, он был далеко не единственным. Пираты вывешивали на своих мачтах самые разные . Кто именно первым вывесил «Веселого Роджера», историки спорят и по сей день. Во всяком случае, именно такой флаг реял на мачте корабля знаменитого пирата Эммануэля Вайна.

Череп со скрещенными костями был и на флаге Стеда Боннета. Правда, на корабельных вымпелах тех времен вместе с черепом были и другие – песочные часы, сердце и кинжал. Цвета были выбраны не совсем случайно. Черный цвет в геральдической традиции символизировал свободу, а во время битвы – предъявление ультиматума. Белое же изображение на нем было видно лучше других. Впрочем, флаг с черепом и костями мог быть и красным – этот цвет символизирует войну.

Откуда взялось название?

Есть несколько версий происхождения названия «Веселый Роджер». По- оно звучит как Jolly Roger. Некоторые историки «берегового братства» считают, что название это имеет французское . Ярко-красный флаг по-французски назывался Joyeux Rouge. Во время атаки сначала поднимался черный флаг, затем, если противник не обращал внимания на ультиматум – красный. Англичане переделали трудное для них французское название в более привычное их слуху.

Впрочем, есть и другая легенда о названии. Если на корабле начиналась эпидемия какого-либо смертельного по тем временам заболевания, на мачте появлялся черный флаг с двумя белыми диагоналями. Другие корабли не должны были приближаться, поскольку это было опасно для экипажей. Этим обстоятельством воспользовались пираты – запрет другим кораблям подходить гарантировал некоторую безопасность. Белые диагонали в конце концов превратились в кости.

Из восточных морей

Существует и «восточная» версия происхождения флага и названия. Пиратским ремеслом промышляли уроженцы многих стран, в том числе и на берегах Индийского океана. Тамильские пираты называли свой «клан» «Али Раджа», что, по легенде, англичане переделали в Jolly Roger. Впрочем, ни одна из версий не является полностью доказанной. Вполне возможно, что знаменитая пиратская эмблема получила свое название от Рожера Сицилийского, на алом выпели которого красовались две скрещенные кости. Несмотря на то, что пиратских флагов было много, «Веселый Роджер» завоевал наибольшую популярность. Особенно известен он стал в начале прошлого века, после выхода в свет романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ».

Видео по теме

Всем известный пиратский флаг, который также называют «веселый Роджер», представляет собой полотнище с изображением черепа и костей на черном фоне. Происхождение пиратского флага уходит корнями в так называемую эпоху золотого века пиратства.

Первым устрашающее изображение использовал Эммануэль Уинн, пират, в 1700 году. Упоминание об этом событии встречается в записях британского адмиралтейства той эпохи. В отчете капитана Джона Крэнби от 18 июля 1700 года говорится о том, как корабли британского флота преследовали пиратский корабль Уинна возле островов Кабо-Верде. В описании флага присутствуют , кости, песочные часы и черный фон. Песочные часы на флаге означали то, что только быстрая капитуляция спасет жертв пиратов от гибели.

Символизм флага

Кости и символизировали смерть со времен Древнего Рима. Их выкладывали в катакомбах, могилах, криптах эпохи Средневековья. Изначально символизм костей означал продление жизни, жизнь , так как скелет умершего человека сохраняется намного дольше остальных тканей. Позднее череп и кости и их изображения стали напоминанием живым о том, что все когда-нибудь умрут. Таким образом, они стали символизировать смерть.

Почему кости на флаге изображены крест-накрест? Одно из объяснений этому – связь с образом христианской . Другой вариант относится к изображению распятия Христа, на котором очень часто присутствовали череп и пересеченные кости, сразу у ног распятого Иисуса. Это был символ триумфа над смертью и, в то же время, напоминание о раскопках места распятия – Голгофы, что в переводе с греческого значит «череп».

Именно оттого, что символом стали часто пользоваться пираты, он постепенно исчез с распятия к 1800 году. Идея сосуществования жестокого поведения пиратов и христианского распятия в одном символе стала неприемлема.

«Веселый Роджер» или «красивый красный»

Название знаменитого пиратского флага овеяно ореолом тайны. По одной из версий, английское Jolly Roger (что переводится как «веселый Роджер») произошло от французского joli rouge. Но французское словосочетание сильно отличается по смыслу от английского: оно означает «красивый красный». Это объясняется тем, что еще до того, как «веселый Роджер» вошел в моду, некоторые пиратские флаги были красного, как кровь, цвета. Этот цвет означал, что пираты не пощадят никого их тех, на кого нападут. Но это только одна из версий.
В эпоху королевы Елизаветы пришедшее из французского языка rouge стало в английском именем Roger. Это имя на сленге означало «бродяга» и относилось ко всем асоциальным элементам общества, а в особенности к пиратам, бороздившим на кораблях водные просторы Ла-Манша.

Еще одна версия утверждает, что пираты называли Старым Роджером дьявола. Отсюда и название флага. Веселым его прозвали потому, что череп на флаге как бы улыбается.

Различные интерпретации и голливудская слава пиратского флага в современной культуре затрудняют раскрытие его подлинного происхождения. Следует учитывать, что история «веселого Роджера» весьма коротка: этот дизайн флага пользовался популярностью у пиратов в течение примерно первых 20 лет 18 века.

Фантазия разбойников была достаточно приземленной, но богатой, и чуждые вычурности пираты охотно наделяли своих собратьев всевозможными незатейливыми кличками. За прозвищами могли скрываться люди самые разные. Одни предпочитали сохранить в тайне свои подлинные имена, другие — особые любимчики пиратского мира — гордо носили прозвища как почетный титул, а некоторые пираты обладали столь необычными физическими особенностями, что оставить их без внимания было просто невозможно.

Нередко прозвища получали по географическому признаку. Нетрудно понять, откуда родом Гассан Венеииано, знаменитый алжирский корсар XVI в. Легендарный Жан Франсуа Но, известный как Олоне и прославившийся своей жестокостью, родился в местечке Сабль д"Олон. Прозвища Пьера Пикардийца, Мигеля Ле Баска, Рока Бразильца или Бартоломео Португальца также выдают их национальную принадлежность или напоминают о странах, с которыми так или иначе были связаны эти люди.

Вряд ли нуждаются в особых пояснениях и прозвища, связанные с физическими особенностями их носителей. Например, Длинный Бен, Пьер Длинный, Красавчик, Тич Черная Борода, два рыжебородых брата Арудж и Хайраддин, вошедшие в историю как Барбаросса I и II. Широко распространено было прозвище Деревянная нога. Знакомый всем пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ», возможно, обязан своим появлением известности двух реально существовавших героев пиратских баталий в Испанском Мейне — французу Франсуа Леклерку и голландцу Корнелису Елу. В других случаях фантазия пиратов была изощреннее. Если прозвище флибустьерского главаря Александра Железная рука наводит на мысль, что его носитель обладал всесокрушающим мощным ударом и огромной физической силой, то Пьер Легран (фр. «grand» — «большой», «великий»), вероятно, был просто высоким человеком, а может быть, и обладал великим умом. Некий флибустьер Вест-Индии носил прозвище Крепкозубый, а другой был известен как Легкий На Ногу. Трудно определить, какими качествами прославился пират по прозвищу Попутный Ветер. Вполне может статься, что для своих товарищей он был чем-то вроде талисмана, и его присутствие на корабле сулило нужное направление ветра, а возможно, он заслужил прозвище из-за постоянной готовности поучаствовать в славной драке и лихой попойке. Явно шутливое прозвище было придумано одному известному алжирскому разбойнику — Мертвая Голова. Его абсолютно лысая голова напоминала безводную мертвую пустыню, где не было места живой растительности.

Более замысловатые прозвища давались за особые «отличия». Мир Карибского моря сохранил несколько довольно типичных кличек — например, Проныра или Гроза Приливов. Наибольшую известность приобрело прозвище Истребитель, полученное шевалье де Монбаром за всепоглощающую страсть к истреблению испанцев.

Наконец, были и таинственные прозвища-псевдонимы. К таким относится имя, взятое известным пиратом Генри Эвери, или Джоном Авери. Подлинная фамилия его была Бриджмен, и он происходил из семьи честных законопослушных моряков. Чтобы не запятнать своих родственников, он придумал для себя странное Эвери (англ, «every» — «любой, каждый»). Непросто по такому прозвищу распознать, как же по-настоящему зовут его владельца.

Весьма показателен пример пирата Джеймса Келли. На протяжении своего бурного жизненного пути, наполненного авантюрами и плаваниями, он несколько раз менял имя и либо выступал под собственной фамилией, либо становился Сэмпсоном Маршаллом или Джеймсом Гиллиамом. Невозможно с точностью определить, на каких этапах происходили перевоплощения этого ловкача. Его деятельность на ниве пиратства и приватирства продолжалась почти двадцать лет. Она началась в 1680 году, когда молодой англичанин оставил родную страну и на работорговом судне двинулся к западному побережью Африки. Здесь судно было захвачено пиратами капитана Янки, и Келли решил сделаться разбойником. Несколько лет он грабил в Испанском Мейне, переходя с одного судна на другое. В конце концов он оказался на пиратском корабле Джона Кука. Весной 1683 года судно пришло к берегам Виргинии в залив Чезапик, где был набран экипаж и закуплена провизия. Отметим, что среди новых членов команды оказались знаменитые впоследствии Уильям Дампир и Эмброз Коули, оставившие записки об этом плавании. В апреле корабль Кука отправился в плавание. В Атлантике он перехватил голландское торговое судно. Команде Кука понравились его осадка, крепость, и пираты перебрались на него, прихватив ценный груз (шестьдесят черных невольниц) и оставив голландцу в обмен свое судно. Теперь корабль, на котором поплыл Келли, стал называться «Бечелос Делайт» («Услада холостяка»). Пираты пошли в Тихий океан, но, пройдя мыс Горн, попали в ужасный шторм. После тяжелых испытаний в южных широтах, они наконец выбрались к чилийскому побережью. Здесь они повстречались с другими пиратскими судами, и солидная англо-франко-голландская компания продолжила совместную охоту за испанскими галионами. Никаких особых успехов не было достигнуто, экипажи рассорились, и сообщество развалилось. Келли оказался в группе под командованием Эдварда Дэвиса (Кук к этому времени умер), которая ушла обратно в Карибское море. Здесь Келли направился на Ямайку и принял амнистию Вильгельма I, став приватиром. Однако официальный статус ему вскоре надоел, и он вернулся к пиратству. Захватив шлюп «Даймонд» («Бриллиант»), Келли, уже в качестве капитана, направился в Индийский океан, где и пропал за несколько лет. Предполагают, что он провел немало времени на острове Мадагаскар, а возможно, и находился в плену. Кончилось тем, что Келли, под именем Маршалла, с экипажем известного Роберта Каллифорда пришел на остров Сен-Мари. Здесь он встретился с капитаном Киддом и вернулся с ним в Вест-Индию, но уже под именем Джеймса Гиллиама. Но Келли не остался в Америке, а, возвратившись в Англию, поселился в Лондоне со своей семьей. Он умер как респектабельный господин, окруженный любовью и уважением.

Какими бы причинами ни руководствовались авторы прозвищ, все прозвища несли определенную психологическую нагрузку, придавая пиратской жизни загадочность, необычность. Порой эти клички превращались в своеобразные визитные карточки, от которых потенциальные жертвы их владельцев содрогались от страха.

* * *

Важную роль психологического воздействия на противника играли названия пиратских судов. Исследователь морского разбоя М. Редикер, проанализировав названия сорока четырех пиратских кораблей, установил: в восьми случаях (18,2%) упоминалась слово «месть» (вспомним знаменитый бриг Тича «Месть королевы Анны» или судно Стеда Боннета «Месть»), в семи (15,9%) присутствует слово «бродяга» («ranger») или «скиталец» («rover»), в пяти случаях название судна упоминает о королевской власти .

Самым знаменитым символом пиратства является зловещий флаг «Веселый Роджер» («Jolly Rodger»). Его впервые зафиксировал «Oxford English Dictionary» в 1724 году. Он получил очень широкое распространение и был известен в различных вариантах. На черном поле помещался излюбленный знак морских разбойников — череп с перекрещенными костями или целый скелет в полный рост. Использовалась различная атрибутика морской жизни, вооружение и другие предметы, в зависимости от фантазии и пристрастий команды. В большинстве случаев это было оружие — от абордажных клинков и шпаг до ножей и стрел. Так, например, над кораблем капитана Спригсса развевался черный флаг, в середине которого был изображен белый скелет. В одной руке он зажал стрелу, пронзающую сердце, с которого стекали три капли крови, в другой находились песочные часы, указывающие встретившемуся кораблю, что смертный час пробил. Ранее такой же флаг, но под названием «Старый Роджер», был зафиксирован у пирата Джона Куэлча, пришедшего в Бразилию в 1703 году. У Бартоломью Робертса жуткий скелет стоял на двух черепах, под которым были выведены буквы «АВН» и «АМН» . Конечно, власти островов Барбадос и Мартиника, заклятые враги Робертса, зная про эти буквы под мертвыми головами, не могли забыть об особой «привязанности» разбойника к их владениям.

Известен рапорт о черном флаге со скелетом, который держит в одной руке чашу пунша, а в другой — шпагу. Иногда цвета варьировались, и тогда черный скелет выступал на белом поле.

С «Веселым Роджером» связано немало спорных вопросов. Во-первых, известно, что это название было не единственным для пиратских флагов. Применялись и «Черный Флаг», и «Роджер», и уже упоминавшийся «Старый Роджер». Во-вторых , цвет пиратского флага далеко не всегда был черным . Собственно, первое упоминание о черном цвете относится лишь к 1700 году, и такой фон имел флаг французского пирата Эммануэля Дюна.

Ранее же черный цвет (равно как и черные платки) широко использовали испанские пираты. В одном из правил, определяющих порядок оформления катафалков для похорон испанского короля, записано: «Не следует ни на вершине, ни на одном из этажей траурной башни вывешивать черный флаг. Несмотря на то, что он является знаком и цветом короля, этот флаг опозорен (разрядка наша), как флаг, употребляющийся на пиратских кораблях. Поэтому надлежит ограничиться флагом темно-фиолетовым или кардинальским пурпуром».

Возможно, испанские разбойники издевались не только над монархом — черный цвет носили и флаги испанских военных эскадр (в том числе они были и на «Непобедимой Армаде»). Кроме того, черный костюм испанского аристократа служил отличительным признаком принадлежности к высшим классам и знаком «высокой моды» XVI в. Нет ничего удивительного, что пиратам захотелось «приобщиться» к высшему свету.

Однако излюбленным у бандитов (особенно англичан и французов) был красный, или кровавый, флаг, цвет которого, по-видимому, символизировал кровопролитие, готовность выбросившего этот флаг пролить кровь и находиться в постоянной боевой готовности. Не случайно красный флаг был сигналом опасности, возвещал тревогу и стал впоследствии флагом восстаний. В судовом журнале капитана Массерси приводится рассказ о том, как отряд флибустьеров повстречался на дороге к городу Капоне в Западной Мексике с индейцами, находящимися на стороне испанцев: «Когда они увидели нас, то испугались… Мы сразу же спустили белый флаг и подняли красный с черепом и скрещенными костями белого цвета». Вспомним и знаменитое наступление 1680 года на Панаму Первой Тихоокеанской волны буканьеров. Пять отрядов из семи шли под красными флагами: авангард (первый отряд) капитана Бартоломью Шарпа под красным флагом с белыми и зелеными лентами; главные силы — второй отряд Ричарда Соукинса под красным флагом с желтыми полосами, третий и четвертый отряды (команды Питера Харриса) под зелеными флагами, пятый и шестой отряды под красными флагами; арьергард (седьмой отряд) Эдмонда Кука под красным флагом с желтой полосой, изображением обнаженной руки и меча.

Красный флаг разбойников повторял кровавый боевой флаг военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено «на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета». В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой вспоминает одно столкновение с противником и рассказывает, что вначале на его корабле был поднят белый флаг переговоров, а с началом сражения на мачте взвился красный флаг. Близким к красному был и светло-оранжевый цвет, в который было выкрашено полотнище Тича Черной Бороды.

Заметим, что в XVII в. морские разбойники предпочитали плавать под своим национальным флагом или пользовались флагом того государства, которое предоставило им каперскую лицензию. Но уж если при встрече с противником на мачте взмывало кровавое знамя, то его появление говорило о том, что пощады никому не будет (то же и на суше). Бескомпромиссный, тотально враждебный характер красного флага был зафиксирован свидетелями. Так, капитан Ричард Хоукинс, захваченный пиратами в 1724 году, рассказывал, что если пираты сражаются под «Веселым Роджером», они как бы дают возможность намеченной жертве поразмыслить, стоит ли сопротивляться, и готовы принять добровольную сдачу, но уж если появляется красный флаг, значит, дело дошло до крайней точки, и схватка предстоит не на жизнь, а на смерть. Ту же функцию кровавый флаг играл, например, у Эвери. Этот грабитель плавал под крестом Св. Георга, используя собственную символику — четыре серебряных шеврона на красном поле. Появление этого флага означало, что Эвери готов вступить в переговоры о сдаче, но когда на флагшток взлетал простой красный флаг, экипажу купеческого судна следовало готовиться к рукопашной. Возможно, что черный флаг, используемый, как и красный, с целью устрашить противника, нес в себе некий миролюбивый подтекст. Символика выбора могла опираться на то, что черный цвет считался цветом траура, скорби и смерти, в то время как красный рассматривался как цвет восстания и мятежа, знак беспощадной войны и смерти.

В-третьих, остается открытым вопрос о происхождении самого названия «Веселый Роджер». Если это связано со свирепым оскалом черепа, то вполне вероятно, что пираты («в шутку») могли назвать этого жуткого монстра «веселым». Но при чем здесь Роджер? Исследователь Патрик Прингл предложил несколько объяснений. Одно из них отмечает то обстоятельство, что французские флибустьеры и буканьеры называли красный флаг «joli rouge». Произнося первое слово, пираты нарочито акцентировали конечную гласную, добавляя призвук «е». Английские флибустьеры привнесли свое прочтение в название, и в ходе эволюции «joli» превратился в «jolly», a «rouge» стал «Roger». Причем все это соединилось воедино в черном флаге. По другой версии, термин получил происхождение в зоне Индийского океана. Предводитель местных пиратов, плававших под красными флагами, имел титул Али Раджа (Аli Raja). Он назывался «королем моря». У пришедших сюда англичан слово «Raja» превратилось в «Roger», a Ali стал принадлежностью любого Роджера — Ally, Old или Jolly. Впрочем, возможно, что английское «rоgеr» этимологически связано со словом «rogue» («жулик», «бродяга») и обозначало начало независимой бродяжнической жизни.

Что же касается черепа, то его появление на флаге, по-видимому, уходит в историю распространения и применения этого знака как символа смерти. И это вовсе не было изобретением пиратов. Череп как эмблема смерти был принят уже давно и распространился в европейских армиях XVI в. Капитаны же торговых судов применяли череп с костями при записях в судовых журналах, констатируя смерть кого-либо из членов экипажа.

* * *

Особый колорит пиратству придавало использование символов и атрибутов «личного характера», без которых невозможно представить разбойничий мир моря. Можно ли говорить о моряке и не сказать о татуировке? Морские знаки, талисманы, символы, таинственные письмена, буквы — изощренная фантазия подсказывала тысячи и тысячи различных вариаций. На портовых улочках Старого и Нового Света, Ост-Индии моряки находили специальные «салоны», где мастера наносили татуировки, позволявшие их владельцам не только красоваться перед другими членами команды, но и… скрываться от правосудия. Дело в том, что татуировка — признак принадлежности к морской касте, помимо эстетического, психологического подтекста, несла дополнительную функцию: с ее помощью разбойники прятали вечные, несмываемые следы правосудия — «стигмат позора» (по определению кардинала де Ришелье), клеймо. Наносимые раскаленным железом лилии и короны стереть и уничтожить было невозможно — и тогда преступники прятали их среди множества татуировок и рисунков (черепа, скелеты с косами, сабли, ножи, кресты, монограммы Христа, Мадонна), наносимых на плечи и предплечья .

Приведем несколько примеров таких «заретушированных» клейм.

Рис. 1 — 3 иллюстрируют варианты сокрытия знаков французского правосудия — лилий Бурбонов. На рис. 1 «царственный» цветок прикрыт пучком молний, олицетворяющих бесстрашие и могущество (XVII в.). Клеймо на левом плече (вторая четверть XVIII в.) спрятано: на рис. 2 — нанесенными черепами; на рис. 3 — изображением обнаженной красавицы. На рис. 4а — 4б показана трансформация, которую претерпело клеймо испанской инквизиции (буква «Р», от «praedo» (лат.) — «разбойник», «пират», «грабитель», увенчанная знаком королевской короны), выжигаемое на правой стороне груди, — полученная печальная композиция состоит из виселицы с повешенным и сидящей на ней птицей.

Любопытнейший образец демонстрирует татуировка на рис. 5 — испанское клеймо (старый герб королевства Кастилия), дополненное в нижней части якорем, превратилось в герб XVII в. испанского Адмиралтейства. На рис. 6 и 7 изображены характерные татуировки морских разбойников XVII — XVIII вв. В первом случае (рис. 6) — это татуировка, приносящая удачу (роза ветров, сердце, якорь и два магических треугольника); во втором (рис. 7) — татуировка, сулящая удачу (солнце над кораблем).

Надежду на фортуну, богатую добычу, счастливое плавание и удачу в бою любой разбойник, не слишком образованный, суеверный человек, связывал также с наличием амулетов, различных талисманов, священных тотемов и отправлением магических культов. Известно испытание — своеобразный обряд посвящения, инициации, — которое Тич Черная Борода проводил для новых членов команды. Их помещали в тесное помещение (как правило, в трюм) и окуривали серой, выясняя, по тому времени, которое матрос мог выдержать, сколь «силен» новоприбывший. Можно вспомнить и чарующее действо «лунных заточек» — заточек холодного оружия о лунный свет, происходившее обычно накануне военных походов. Одурманенные наркотическими зельями (чаще всего использовался «пейотль» — наркотическое вещество, добываемое из кактуса) разбойники с обнаженными клинками собирались в круг и ждали восхода луны; когда свет падал на оружие, они наносили друг другу легкие раны и не стирали кровь с лезвия. Широко распространены были и запреты, основанные на суеверных представлениях, — плевать за борт во время плавания, сбривать или подстригать волосы во время похода, брать еду и питье левой рукой.

В том же ряду стоят и амулеты, неразделимо связанные с морским разбойным промыслом. Число их бесконечно. Вот несколько примеров (XVI — XVIII вв.):

1) Амулет, предохраняющий от предательского выстрела. Сделан из свинцовой пули, расплющенной о панцирь или металлическую часть такелажа: ее оправляли в серебро или в золото и носили на шейной цепочке.

2) Астрологический, с гороскопом владельца.

3) Амулет, гарантирующий счастливое возвращение домой, — медвежий зуб (знак земли).

4) Навигационный амулет, обещающий хорошее плавание, — якорь Нептуна.

5) Амулет дружественных духов — лавовый кружок с геральдическими и астрологическими знаками и буквами.

6) Амулет, предохраняющий от индейских и негритянских чар, — нефритовая черепаха со знаком креста; носилась на шнурке, сплетенном из конского волоса (старинный амулет конкистадоров).

7) Амулет от колдовства, обмана и злых чар — цыганский амулет в форме цехина.

8) Амулет, обеспечивающий победу в бою, — боевой топорик с магической пентаграммой.

9) Амулет безопасности плавания в Южном полушарии — скорлупа моллюска с выжженными знаками Луны и Южного креста.

10) Амулет, снимающий колдовство, распространенный в Средиземноморье.

11) Амулет, гарантирующий верность жены и удачу в любовных приключениях, — пучок волос черного козла.

12) Амулет от ранений и смерти от огнестрельного оружия — лук с тетивой (должна быть сплетена из волос павшего в бою).

13) Амулет, приносящий горе врагу, — кусочек коралла в форме человеческой головы (нельзя было обрабатывать материал).

  1. Амулет, предохраняющий от мщения убитых, — череп со знаками зодиака владельца (на рис. — Рыбы) и острием, символизирующим ранение.

15) Амулет, обеспечивающий победу в перестрелке, — огненный меч.

16) Амулет безопасности — фигурка дьявола, вырезанная из кусочка черного дерева.

Назовем еще несколько магических талисманов и амулетов. Обломок холодного оружия (ножа, кинжала, стилета, рапиры и т. д.), извлеченный из раны, гарантировал победу в бою (его носили в кожаном кармашке у пояса). У йеменских пиратов был распространен талисман в форме «руки фатьмы» (любопытно, что в Марокко это был женский талисман), у мавританских пиратов — клыки льва, у алжирских пиратов — уши леопарда.

В заключение вспомним еще один амулет, на наш взгляд, ярко характеризующий специфический характер пиратского сообщества. Это так называемый побратимский амулет. Пираты-побратимы, сделав надрезы на левом предплечье, собирали несколько капель крови в сосудики, изготовленные из выдолбленного кактуса, и добавляли в них немного земли с того места, где происходила вся процедура. Сосудики покрывали воском, и «братья» обменивались талисманами. Если когда-нибудь один из них получал такой сосудик, он должен был бросить все свои дела и идти на помощь другу-побратиму.

Мрачная символика была средством, с помощью которого разбойники устрашали свои жертвы. Флаг смерти, мести, свирепости и обреченности, развеваясь над морями, бросал вызов всему миру. Подобная атрибутика была неотъемлемой частью пиратского мира, мира самостоятельного, осмелившегося бросить вызов цивилизованному обществу. Пиратство как обособленная система, пытаясь замкнуться на собственной исключительности, превратилась в общество обреченных людей, объединенных непривычными для цивилизации отношениями. Дикость, свирепость, жестокость и обреченность этих изгоев соединялись с осознанием ими своей преступной исключительности, некоей избранности людей, пошедших против принятых законов породившего их общества. И, понимая это, цивилизованный, добропорядочный мир объявил грабителям безжалостную войну: трупы повешенных на перекрестках дорог и на набережных усугубляли мрачную тональность пиратского промысла, напоминая о непримиримом противостоянии двух миров.

Мир преисподней темным призраком поднимался над морями. Он нес предупреждение о том, какая роковая разрушительная сила затаилась в недрах человеческого сообщества. «Защитники справедливости», эти пиратские Робины Гуды, устрашая своих врагов, не принимая «систему», казалось, заведомо обрекали себя на уничтожение. Но сами они смотрели на жизнь другими глазами. Отвергая общество, основанное на знатности и богатстве, пираты рисовали себе принципиально иную картину устройства их замкнутого социума. На пиратских кораблях, в разбойничьих поселениях царствовали свои порядки. Взяв на себя миссию мщения за несправедливость, пираты не ограничились призывами к разрушению. Пиратский корабль стал символическим котлом, в котором вываривался особый общественный продукт, своего рода попытка воздвигнуть общество социальной альтернативы. Его составляющими стали демократические принципы народовластия и уравнительные идеи распределения собственности. Над новым сооружением взвился белый флаг Либерталии.

Либерталия

Белый флаг чистоты и свободы с надписью «За Бога и свободу» впервые взвился над французским кораблем «Виктуар» («Победа»). Произошло это в начале 90-х годов XVII в. во время Войны Франции против Аугсбургской лиги. В сражении с английским приватирским судном «Винчестер» в районе Мартиники «Виктуар» одержал верх.

За победу была заплачена высокая цена — погибли почти все офицеры и около половины экипажа. Остался в живых лишь один офицер-дворянин из Прованса лейтенант Миссон. Со своим приятелем, молодым итальянским монахом-расстригой Караччиоли, он обратился к матросам с предложением стать пиратами. Но это будет не простой грабеж, говорил бунтовщик, интеллектуал Миссон, мы понесем по миру свет идей равенства, людского братства и избавим человечество от власти золота. Ему вторил Караччиоли: «Мы не пираты. Мы, свободные люди, боремся за право человека жить по законам Бога и природы. У нас нет ничего общего с пиратами, кроме того, что мы ищем счастья на море». Ошеломленные матросы согласились. Пиратский корабль направился в освободительный вояж. На судах, которые разбойники захватывали по пути, не могли прийти в себя от изумления. Пираты не «грабили», а лишь забирали необходимые им снаряжение и продовольствие. Золото, найденное на захваченных судах, шло в казну будущего государства. Серьезно пострадало лишь голландское судно с грузом рабов — невольников из Африки. Все захваченные ценности были разделены поровну, освобожденных негров объявили свободными, переодели в платье убитых голландцев и доставили на родину. Всех недовольных странными порядками пираты отпускали восвояси. Долго странствовал корабль свободы в Атлантике и Индийском океане, пока в 1694 году не вошел в безлюдную пустынную бухту Диего-Суарес, расположенную На северо-восточной оконечности острова Мадагаскар. На скалистых берегах залива пираты построили селение и объявили о новоявленной республике справедливости Либерталии (Стране свободы). Мир равных людей, расовое равенство, справедливое устройство общества, в котором «сильный не будет забивать слабого» — такими «разумными законами» руководствовались его творцы. Свободный город отправлял свои корабли в океан и приглашал всех пиратов идти в царство справедливости. Призывы из Либерталии не оставались без ответа. Так, экипаж пирата Кидда бросил своего капитана и отправился на Мадагаскар. Одним из лидеров нового государства стал карибский пират Томас Тью, прибывший в город Свободы со своим кораблем.

Жители Либерталии именовали себя либеры. Была отменена частная собственность. Город имел общую казну, пополняемую за счет пиратства. Отсюда черпались средства, необходимые для освоения окружающей местности, городского строительства и обеспечения нетрудоспособных. Деньги не имели хождения. В соответствии с легендой, гражданство Либерталии предоставлялось вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Здесь жили в равных условиях и англичане, и голландцы, и французы, и африканцы, и арабы. Были запрещены азартные игры, пьянство, ругань и драки. Управлял городом Совет старейшин, переизбираемый раз в три года. Во главе государства был поставлен Хранитель — Миссон, государственным секретарем выбрали Караччиоли, а великим адмиралом, командующим военно-морскими силами Республики, — Тью. «Флибустьерская республика равенства» постепенно закреплялась на острове. Было отбито нападение португальской эскадры, материальное благосостояние города росло за счет удачных грабежей и успешной колонизации окрестностей. Однако прекрасной мечте пришел конец, когда флот Либерталии во главе с Миссоном отправился в очередной рейд. Воинственные местные племена внезапно напали на город, разграбили его, захватили казну и перерезали всех жителей, оставив на месте коммуны дымящиеся развалины. Лишь горстка либеров сумела улизнуть и, уплыв на маленьком боте, добралась до эскадры и рассказала о катастрофе. Миссон и Тью (Караччиоли погиб при нападении на Либерталию) отправились в Америку, чтобы все начать сызнова. Но по дороге их корабли разлучились. Шлюп Миссона разбился у мыса Доброй Надежды, и вся команда утонула. Тью плавал еще несколько лет и был известной фигурой в мире пиратского бизнеса. О том, как закончилась его жизнь, доподлинно мы не знаем — по одной версии, он погиб у берегов Аравии в бою с кораблем Великого Могола, по другой — был повешен англичанами.

Историю об утопической пиратской республике Либерталии поведал нам загадочный капитан Джонсон. Неизвестно, что легло в основу легенды о пиратском государстве, — талантливая мистификация, навеянная социальными проблемами и надеждами на обновление человеческой цивилизации, или реальные события, приведшие к созданию общества, казалось, воплотившего идеалы справедливости и равенства. Так или иначе, но принципы пиратства, представления морских разбойников о социальном идеале вполне могли обернуться попыткой создать подобное «общество гармонии».

Морскими путями пролегала дорога из общества неравенства и частной собственности — «преступного общества» — к обществу преступников, врагов правящих добропорядочными людьми законов. Несправедливость современной цивилизации толкала тысячи искателей приключений на поиски «правды». Разбойное пиратство под черным флагом устрашения превратилось в жуткое пугало для всего мира. Но стал ли белый флаг разбойников-мстителей предостережением для мира частной собственности?

Д. Н. Копелев

Из книги «Золотая эпоха морского разбоя»

Примечания

В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т.д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

Происхождение пиратского флага неизвестно, но его историю можно проследить.

Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

Известные пираты часто пользовались уникальными флагами, что было особенно эффективно. Так, Бартоломью Робертс враждебно относился к колониям Барбадос и Мартиника. Поэтому, появляясь в виду этих островов, он поднимал флаг, на котором изображался пират, стоящий на двух черепах. Пират, по-видимому, означал самого Робертса, а под черепами стояли буквы: ABH (A Barbadian’s Head - «череп барбадосца») и АМН (A MartiniquarTs Head -«череп мартиникца»). Угроза была слишком очевидной, и корабли с этих двух островов сдавались без боя.

Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

В море, определив флаг корабля, можно было определить его государственную принадлежность, после чего становилось понятным, кто это - друг или враг. Но флаг не давал полной гарантии. Пираты и каперы, а случалось, что и военные корабли, часто поднимали чужие государственные флаги, чтобы иметь возможность спокойно приблизиться к противнику. Сблизившись с противником, корабль поднимал свой настоящий флаг, что по морским законам того времени давало основания начать бой. Поэтому, наиболее разумным подходом было считать все встречающиеся на пути корабли вражескими, особенно во время войны.

Каперы несли государственный флаг той страны, которая выдала им лицензию (Георгиевский крест для Англии, триколор для Голландии и т.д.). С середины XVII века каперы кроме государственного флага стали поднимать дополнительные символы, указывающие на их каперскую деятельность.

Корабли без национального флага считались пиратскими.

Дизайн ранних каперских флагов нам не известен. Но мы знаем, что в 1694 году английское Адмиралтейство издало закон, обязывающий английских каперов поднимать красный флаг. Красный флаг изображен и на ранних голландских морских гравюрах, но назначение этого флага не указано. В наши дни красный флаг символизирует предупреждение. По-видимому, каперы XVII века также предупреждали противника не оказывать сопротивления. Флаг, введенный в 1694 году Адмиралтейством, получил прозвище The Red Jack («Красный Джек»).

Примерно в то же время появился и другой дизайн пиратского флага. Черное пиратское полотнище в первый раз отмечено в 1697 году. Его поднимали каперы в том случае, если жертва пыталась оказать сопротивление. Поднятие этого флага означало, что никакой пощады противнику больше не будет.

В XVII веке использовались и желтые флаги. Известно, что они означали карантин, но одним этим значением не ограничивались, хотя до нас другие значения желтого флага не дошли.

Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов. Они сохранили свои флаги, хотя у пиратов большей популярностью стало пользоваться черное полотнище. Красный цвет продолжал ассоциироваться с каперством вплоть до XIX века.

Американские каперы в XVIII веке поднимали красный флаг с белыми горизонтальными полосами, напоминавший государственный флаг США.

Известное всем название «Веселый Роджер» (Jolly Roger) зафиксировано в письменных источниках того времени. Французское название каперского флага звучало как Jolie Rouge («веселый красный»), которое английскими пиратами было переосмыслено в «Веселого Роджера». Возможно и другое объяснение. В конце XVII века в Англии были приняты так называемые rouge laws - законы против бродяжничества. Поэтому Роджер мог означать «бродяга», «нищий» или «попрошайка». Голландских «морских гёзов», сражавшихся за независимость Голландии в конце XVI века, называли sea beggars - «морские нищие». Это название еще долгое время использовалось для обозначения каперов, действующих в районе Ла-Манша, в первую очередь возле порта Дюнкерк. Веселым Роджером стали называть любой каперский флаг, независимо от того, красный он был или черный. Позднее это же название перенесли и на пиратские флаги.

Первое упоминание о доработанном «Веселом Роджере» относится к 1700 году. В этом году французский капер Эммануил Вюн поднял черный флаг, украшенный белым черепом, скрещенными костями и песочными часами. Возможно, Вюн не был первым, но свидетельств на этот счет не сохранилось. Кроме того, новый флаг мог означать и переход Вюном от каперства к чистому пиратству. Очень быстро появилось еще несколько красных и черных флагов с дополнительными изображениями. Очень быстро подобного рода флаги стали прочно ассоциироваться с пиратами.

Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы.

В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями.

В Европе того времени весьма распространенной была тема танца смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время. Все эти символы мы можем найти на аллегорических картинах того времени, а также на надгробных памятниках.

Символы часто комбинировались друг с другом. Например, Кристофер Муди, который пиратствовал в районе Каролины в 1717 году, имел на флаге череп и скрещенные кости, меч, а также песочные часы с крыльями. На флаге Эдварда Тича (Черная Борода) был изображен скелет, держащий песочные часы, и копье, направленное на кровоточащее сердце. У Бартоломью Робертса кроме уже упомянутого флага с аббревиатурой АВН/АМН, был флаг, изображающий пирата, держащего песочные часы, и скелет, сжимающий копье. Очевиден фатализм в пиратской символике, одинаково применимый как к самим пиратам, так и к их жертвам.

Пираты могли поднимать и национальные флаги, особенно в том случае, если хотели ввести в заблуждение противника. В 1718 году Чарльз Вейн поднимал на одной мачте английский флаг и черный пиратский флаг на другой. В 1720 году Эдвард Ингленд держал черный флаг на грот-мачте и красный флаг на фок-мачте, а на флагштоке поднимал английский флаг.

Бутылка рома, повязка на глазу, деревянная нога, попугай на плече, карты сокровищ, полные золота сундуки и, конечно же, флаг с Веселым Роджером — все это у нас ассоциируется с пиратами. Пиратская романтика не чужда и современным любителям приключений. Виной тому приключенческая литература и множество фильмов, показывающих жизнь морских разбойников интересной, полной риска и увлекательных авантюр. Веселый Роджер стал своего рода символом пиратов и всего, что с ними связано. Не удивительно, что он встречается и в татуировках. Поэтому сегодня мы рассмотрим подробнее значение тату Веселый Роджер, происхождение этого символа и самые подходящие для него стили.

Почему, собственно, Роджер?

На самом деле какого-то единого флага для всех пиратов не существовало. Флагом с изображением черепа и скрещенных костей действительно пользовались пираты XVII-XVIII веков, однако далеко не все. Корабли морских разбойников ходили под разными флагами. Например, если пираты хотели напасть на испанское судно, то могли поднять английский флаг, а чтобы избежать битвы с английским военным кораблем, вывешивали голландский флаг, ведь с Голландией Англия была в относительно теплых отношениях. Все зависело от конкретной ситуации или от симпатии пиратов к тому или иному государству.

Так откуда же тогда взялся Веселый Роджер? Считается, что первым Веселого Роджера на своем флаге изобразил некий Эммануэль Вайн. Рядом с черепом также красовались песочные часы, намекая на то, что у противника осталось мало времени.

У самого названия есть несколько версий происхождения. Согласно первой из них, английское название “Jolly Roger” происходит от французского “Joyeux Rouge”, что означает ярко-красный. Дело в том, что красные флаги корсары поднимали в случае, когда противник сдавался. Англичанам было неудобно выговаривать французские слова, поэтому ярко-красный и трансформировался в созвучного Веселого Роджера.

Вторая версия гласит, что название флаг получил благодаря королю Рожеру II Сицилийскому, который одержал множество побед в морских битвах. На его флаге были изображены скрещенные кости на красном фоне.

Третья версия тоже звучит весьма правдоподобно. Если на корабле начинала свирепствовать какая-либо заразная болезнь, обычно поднимали черный флаг с двумя пересекающимися диагональными линиями белого цвета. Для других кораблей это служило сигналом не приближаться, чтобы не подвергать свою команду опасности. Пираты часто пользовались этим, чтобы избежать сражений с военными судами.

В любом случае Веселый Роджер — это однозначный символ пиратства и романтики морских путешествий.

Что о вас расскажет Веселый Роджер?

Веселому Роджеру абсолютно все равно, будет он красоваться на женском теле или на мужском, ведь дух авантюризма может быть близок каждому из нас. Итак, что означает тату Веселый Роджер?

  • Свобода. Пираты — едва ли не единственные свободные люди той эпохи. Да, их жизнь была связана с постоянным риском, на каждом шагу их подстерегали опасности, но это не мешало им быть свободными и подчиняться лишь собственной воле. Человек, выбравший татуировку с пиратским символом, жаждет такой же свободы. Возможно, он даже уже освободился от оков, которые на нас надевает общество со своими условностями и формальностями, и теперь хочет заявить об этом всем окружающим.
  • Пренебрежение правилами. Пиратам чужды законы, действующие на обычных граждан, у них свои правила. Тату Веселый Роджер указывает на то, что человек сам себе хозяин и сам себе закон. В разумных пределах, естественно.
  • Жизнь в свое удовольствие. Если человеку близок символизм Веселого Роджера, это говорит о том, что он не хочет брать на себя дополнительную ответственность, он просто наслаждается жизнью и не обременяет себя слишком серьезными мыслями.

Какие стили близки Веселому Роджеру?

Талантливые реалистичные работы всегда выглядят круто. Реализм позволяет изобразить мельчайшие детали такими, какие они есть на самом деле, передать эмоции, например, агрессивный оскал черепа или злорадную ухмылку. Этот стиль в исполнении очень сложен, поэтому внимательно изучите портфолио мастера, прежде чем к нему обращаться, ведь не каждый может качественно выполнить такую работу.

Еще один стиль, вполне подходящий Веселому Роджеру — олдскул. Этот стиль зародился среди моряков и тесно связан с морской тематикой. Яркие контрастные цвета и четкие широкие контуры делает изображение заметным и притягивающим взоры.

Если просмотреть фото тату Веселый Роджер, можно почерпнуть много интересных идей. Главный пиратский символ может быть изображен, например, с пистолетами или саблями вместо костей. На череп часто надевают бандану или треуголку, повязку на глаз или вдевают серьгу в несуществующее ухо. Встречаются и вовсе необычные идеи, к примеру, вместо черепа может быть изображен шлем имперского штурмовика из “Звездных войн” или череп животного вместо человеческого.

Веселый Роджер будет отлично выглядеть на любой части тела: от шеи до лодыжек. Чаще всего для татуировки выбирают предплечье, плечо, грудь или спину.

Современные дети, так же, как и их ровесники много лет назад, мечтают поднять флаг пиратский над своей шхуной и стать грозными покорителями морской пучины. Книги, фильмы и компьютерные игры на эту тему не теряют своей популярности и становятся основой для детских игр.

Почему именно «веселый Роджер», как принято называть пиратский флаг, считается основным символом морских разбойников, по какой причине за ним закрепилось это название, когда и где он появился, и что значат изображенные на нем символы? Постараемся в этом разобраться.

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, давайте вспомним, кто считался пиратом, какими были эти люди.

Кто они?

В реальности морские разбойники не были такими забавными, какими они изображаются в мультипликационной ленте «Абрафакс под пиратским флагом». Слово «пират» довольно древнее, и ученые считают, что оно возникло еще в V веке до н.э. В переводе с латыни оно обозначает «пытающий счастья морской разбойник». Со временем появились и другие названия: буканьер, капер, флибустьер, приватир, буканир, корсар.

Грабеж «в законе»

Каперы, флибустьеры, корсары и приватиры практиковали пиратские грабежи судов других держав во время войны, получая для этого особые каперские свидетельства - официальные разрешения от того или иного королевского дома. За подобную лицензию на грабеж все они отчисляли определенный процент государству, пополняя таким образом казну. При атаках на вражеские корабли они должны были поднимать флаг страны, давшей им разрешение. А вот поднятый черный флаг пиратский означал предъявление ультимативного требования сдаться. В том случае, если противник не собирался этого делать, каперы поднимали красный флаг, который предупреждал, что пощады не будет.

После окончания войн многие наемные разбойники не желали оставлять столь прибыльное дело. Они продолжали грабить торговые суда как прежних врагов, так и своих бывших хозяев.

Как все начиналось

Впервые «веселый Роджер» как флаг пиратский, согласно документальным свидетельствам, стал использовать Эммануэль Вайн в конце XVII - начале XVIII веков. Известное нам сегодня изображение на его флаге было дополнено песочными часами, означавшими следующее: «Ваше время истекает». В дальнейшем многие предводители морских разбойников разрабатывали свой уникальный вариант рисунка «веселого Роджера». Поднятие такого флага предупреждало капитанов о том, с кем им предстоит иметь дело.

Самый старый из сохранившихся до наших дней пиратский флаг, фото которого вы видите ниже, находится в портсмутском Национальном музее Англии. Он был захвачен в бою у африканского побережья в 1780 году. И сегодня на нем можно разглядеть небольшие пулевые отверстия с обожженными краями.

Какого он цвета?

Знакомый нам по кино и мультфильмам пиратский флаг черного цвета. Однако так было не всегда. Первоначально пираты использовали красное полотно, означавшее, что будут уничтожены все, пощады ждать не следует. Кроме того, морские разбойники могли использовать как государственные флаги, чтобы устрашить или уменьшить бдительность своих противников, так и знамена других цветов, обозначая себя для союзников.

Почему его так называют?

Многие задумываются над тем, почему флаг пиратский называют «веселым Роджером». Сегодня существует несколько теорий, пытающихся это объяснить.

Первая из них гласит, что во время чумы и прочих заразных заболеваний на кораблях поднимали черный флаг с двумя белыми полосами, предупреждавший другие суда об опасности. В дальнейшем полосы стали перекрещенными. К ним присоединился человеческий череп, что и использовали морские грабители.

Другая версия опирается на документально зафиксированный факт о том, что во Франции каперский флаг официально назывался Joyeux Rouge - «веселый красный». Британские пираты переосмыслили и услышали так: Также вспомним тот факт, что в конце XVII века в Великобритании были приняты законы против бродяжничества - rouge laws, и слово «роджер» можно понимать как «мошенник», «попрошайка», «бродяга». Кроме того, в северных провинциях Англии и в Ирландии «старым Роджером» иногда называли предводителя темных сил.

Существует еще одна гипотеза: свое название пиратский флаг получил благодаря королю Рожеру II Сицилийскому (1095-1154 гг). Этот правитель прославился множеством побед как на море, так и на суше под на котором были изображены перекрещенные кости.

Популярные символы

Для нас обязательным рисунком, украшающим пиратский флаг (картинка представлена ниже), является человеческий череп и две перекрещенные кости на черном фоне.

И действительно, этот символ смерти был наиболее широко используемым как в среде морских разбойников, так и на надгробиях в Англии. Не менее распространенными знаками, напоминавшими, что всех ждет могила, были скелеты, песочные часы, мечи и копья, скрещенные шпаги и сабли, поднятые стаканы и крылья. Это были популярные символы, расшифровать которые мог любой. Так, и крылья означали ускользающее время, а полный стакан - тост за смерть. Подобные изображения встречались как по отдельности, так и в различных комбинациях.

Персональные Роджеры

Как уже говорилось, череп с перекрещенными костями - один из старейших и известнейших вариантов «веселого Роджера». Стоит отметить, что именно в таком виде его использовал Эдвард Инглэнд - морской грабитель из Ирландии, промышлявший разбоем в Индийском океане в первой четверти XVIII века. Многие капитаны старались создать собственный легко узнаваемый рисунок на флаге.

Так, довольно известный валлийский капитан Бартоломью Робертс, промышлявший в XVIII веке в Карибском море, украсил пиратский флаг (картинка находится чуть ниже) самим собой, стоящим на двух черепах над аббревиатурами АМН (A Martiniquar"s Head - «череп мартиникца») и ABH (A Barbadian"s Head - «череп барбадосца»).

Почему-то этот валлиец очень сильно недолюбливал жителей указанных островов, и, правильно понимая этот намек, суда из тех краев предпочитали сдаваться без боя.

Пиратствовавший в районе Каролины в начале XVII века Кристофер Мудин свой пиратский флаг, фото которого вы видите ниже, украсил черепом с перекрещенными костями, песочными часами с крыльями и рукой с занесенным мечом.

На флаге больше известного как Черная Борода, нарисован скелет с песочными часами и направленное на кровоточащее сердце копье.

Кто сегодня поднимает пиратские флаги?

Не стоит думать, что «веселый Роджер» поднимается сегодня только на детских или взрослых вечеринках. Введенная еще в Первую мировую войну традиция моряков-подводников входить в порт после удачно проведенной операции с поднятым пиратским флагом жива сегодня во многих флотах. И даже во время войны с Ираком многие британские подводные лодки поднимали «веселого Роджера», возвращаясь на базу.

На таких флагах символически рассказывалась история судна, а также его достижения. Экипаж субмарин делал пиратский флаг своими руками, дополняя его различными деталями после удачных операций. Сегодняшняя коллекция современных «веселых Роджеров» в английском Музее подводного Королевского флота насчитывает пятнадцать экземпляров, которые характеризуются собственными уникальными символами. Так, например, красные прямоугольники обозначают военные, а белые - торговые суда. Изображение кинжала свидетельствует о том, что субмарина принимала участие в каких-то шпионских или секретных операциях у вражеских берегов.