Виды функций государства. Классификация функций государства

Страница 3 из 3

3. Основные функции государства

Основные внутренние функции государства. Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны.
Экономическая функция государства - это объективно необходимая, законодательно регламентированная деятельность государства в области хозяйства, которая направлена на решение экономических задач, выражает его сущность и социальное назначение и которая проявляется в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, определении порядка экономической жизни общества, развитии внешнеэкономических связей и т.д.
Она заключается в формировании экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны); управлении госсектором экономики; в стимулировании развития наиболее приоритетных отраслей экономики; в создании правовых основ рынка, направленных на развитие предпринимательства, в охране собственности, в ограничении монополизма и недобросовестной конкуренции, в защите прав потребителей и др.
Одна из самых злободневных проблем рыночной экономики - это недобросовестная конкуренция, которая может проявляться в самых различных формах. В частности, к ним относятся: подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов; получение информации, составляющей производственную или коммерческую тайну конкурента, путем шпионажа или подкупа его служащих; неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента; побуждение служащих конкурента к нарушению или расторжению контрактов с нанимателем; угроза конкурентам исками о нарушении пользования патентами или товарными знаками, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции; демпинг, то есть продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее; создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет; намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента; поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами; выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов и др.
Финансовая функция заключается в формировании государственного бюджета и его исполнении; осуществлении финансового контроля (определения и учета доходов); налогообложения (налог на прибыль, на имущество, на землю, подоходные налоги, целевые и акцизные сборы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость) и др.
Политическая функция государства - это деятельность государства по гармонизации интересов индивидуумов и государства, различных социальных групп и интересов в сфере реализации политической власти в стране, проявляющаяся в определении государством прав и обязанностей граждан, установлении им основы функционирования политической системы, порядка политической борьбы за власть, а также в обеспечении государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охране суверенитета государства от внутренних и внешних посягательств. Важнейшим направлением деятельности государства в данной сфере является создание жизнеспособного демократического общества (развитие демократии, национального и классового согласия, поддержание стабильности и порядка в обществе).
Социальная функция государства - это деятельность государства, направленная на обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. (установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, на строительство жилья и др.).
В целом социальная функция государства состоит в создании условий для достойного и свободного развития человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства; защищенности тех, кто в силу различных причин не может участвовать в трудовой сфере (инвалиды, больные, пенсионеры, дети, студенты); поддержании социальных сфер, неприбыльных экономически и поэтому очень часто игнорируемых иными держателями финансов, но необходимых для жизнедеятельности всего общества (здравоохранение, транспорт и связь, строительство жилья для малообеспеченных категорий населения).
Правоохранительная функция государства - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми субъектами права, а также по профилактике, пресечению и борьбе с правонарушениями.
Это, прежде всего, защита прав и свобод граждан, охрана правопорядка, борьба с преступностью, обеспечение национальной безопасности; поддержание стабильного правопорядка не только силами специальных органов, но и всей системой правоохранительных органов; стремление не только к устранению правонарушений, но и к обеспечению неукоснительного соблюдения требований права всеми субъектами (обеспечение законности); охрана и зашита личности, общества и государства от посягательств.
Экологическая (природоохранительная) функция государства - это жизненно важная деятельность любого современного государства, заключающаяся в разработке эффективного природоохранного законодательства, регулировании деятельности людей и различных организаций в области использования природной среды, разработке национальных программ по охране окружающей среды, предусматривающих применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства, меры юридической ответственности за нарушение требований этого законодательства.
Экологическая функция направлена на обеспечение экологического благополучия граждан и обеспечение гармоничного сосуществования природы и человека.
Идеологическая функция государства - это деятельность государства по формированию, поддержанию, пропаганде, укреплению определенной идеологии государства. Осуществляется эта функция средствами образования, культуры, печати, телевидения и др.
Культурно-воспитательная функция государства - это многосторонняя деятельность государства по развитию, искусства (литературы, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры), физической культуры и спорта, средств массовой информации, по сохранению историко-культурных памятников, архивов, музеев, а также по государственной поддержке науки, по развитию образовательной сферы в стране и др.
Основные внешние функции государства. Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным предназначением и задачами в международном общении и межгосударственных отношениях (внешнеэкономическая, дипломатическая, функции поддержания мирового порядка, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, культурного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области охраны окружающей среды и др.).
Оборонительная функция государства - это деятельность государства по обеспечению военной безопасности страны, отражению агрессии, направленной против государства, в вооруженной защите целостности и неприкосновенности его территории.
Сущность этой функции состоит в создании военной (оборонительной) доктрины, в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны, в отражении военной агрессии, в организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств, в создании системы фажданской обороны и др.
Внешнеэкономическая функция государства - это деятельность государства по развитию взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей и др. Внешнеэкономическая деятельность государства заключается в интефации национальной экономики в мировую, в государственном стимулировании иностранных инвестиций, международной торговли и т.п.
Дипломатическая функция государства - это деятельность государства, которая способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют; это деятельность государства на международной арене по установлению и поддержанию нормальных добрососедских отношений с другими государствами, направленная на достижение стабильности и процветания всего человечества.
Поддержание мирового порядка - это деятельность государства на международной арене, которая заключается в политическом сотрудничестве государств с целью сохранения мира, предотвращения войны, в ликвидации ядерного оружия и оружия массового поражения (бактериологического, химического и иного), в сотрудничестве с другими государствами в борьбе с международной и национальной преступностью, с терроризмом, в предотвращении глобальных военных конфликтов.
Участие в решении глобальных проблем современности, т.е. совокупности стоящих перед человечеством проблем, от решения которых напрямую зависит его будущее (экологических, демографических, сырьевых, энергетических, экологических, космической угрозы (метеориты, астероиды), продовольственных, охраны здоровья (борьба с эпидемиями, пандемиями) и др.
Международное сотрудничество с другими странами является одной из главных функции современного государства. Это сотрудничество ведется по самым различным направлениям. Назовем некоторыми из них: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами (разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств); межгосударственное экономическое сотрудничество (активное участие государства в международном разделении труда, в кооперировании и специализации производства, в обмене новейшими технологиями, в координации товарооборота, в развитии кредитно-финансовых связей); культурное и научно-техническое сотрудничество (осуществляемый в различных формах и на различных межгосударственных уровнях обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами); сотрудничество в области охраны окружающей среды (участие государств в мероприятиях по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете); оказание разносторонней правовой помощи другим государствам (система нормативных и организационно-правовых средств, используемых при сотрудничестве государств в области взаимного оказания помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны: вопросы защиты субъектов права, определения компетентности судебных инстанций для рассмотрения споров различных категорий, применимых правовых систем, соблюдения процессуальных прав иностранцев, апатридов и бипатридов; порядок признания действительности разнообразных документов (свидетельств, дипломов и др.), исполнение судебных поручений, решений по спорам, пересылки документов, выдачи преступников (экстрадиции) и т.д.

Некоторые ключевые понятия темы

Задача государства - это объективно возникшая перед государством и требующая оперативного решения конкретная социальная проблема, связанная с целями государства, закрепленная политическими и правовыми документами и предполагающая определенную деятельность (функцию) по ее разрешению.
Эволюция функций государства - это развитие и изменение функций государства под воздействием как содержательных и формальных его характеристик, так и развивающейся внешней среды.
Функция финансового контроля - это направление деятельности государства в финансовой сфере, которое выражается в выявлении и учете государством доходов производителей с целью передачи части этих доходов в виде налогов в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд.
Фискальная функция государства (функция налогообложения) - это одно из важнейших направлений деятельности государства, которое заключается в формировании и пополнении государственной казны - государственного бюджета, за счет налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Безопасность общества - это состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств. (Безопасность общества складывается из: социальной справедливости, прав граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством, режима законности, экономического благополучия граждан, демократического плюрализма, гласности и открытости общества и т.п.)
Безопасность личности (гражданина) - это составная часть безопасности общества, базирующаяся на фундаментальных, естественных правах и свободах человека, на законных интересах.
Безопасность государства - это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Составными частями безопасности государства являются конституционный порядок и политическая стабильность, крепкая государственная власть и эффективная экономика, суверенитет, территориальная целостность, нерушимость границ и др.
Правосудие - это деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел с целью укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан.
Финансовый контроль (представительных органов государственной власти и местного самоуправления; президента; исполнительных органов власти общей компетенции; финансово-кредитных органов; ведомственный и внутрихозяйственный; общественный; аудиторский) - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления.
Стандартизация - это деятельность специально уполномоченных на то органов по установлению норм, правил и характеристик товаров, работ, услуг.
Метрология - это деятельность органов и учреждений по обеспечению единства измерений в рамках всего государства.
Сертификация - это процесс подтверждения соответствия товара обязательным требованиям стандартов, производимый специально уполномоченными на то органами и учреждениями.
Демаркация границ - это определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями.

Контрольные вопросы

1. Определение и признаки функций государства.
2. Классовое и общесоциальное в функциях государства.
3. Эволюционный путь развития функций государства.
4. Причины изменения функций государства.
5. Основные функции государства на современном этапе.
6. Связь функций государства и его сущности.
7. Механизм реализации функций государства.
8. Формы и методы осуществления функций государства.
9. Социально-экономическая база, сущность, функции и форма современного Российского государства.
10. Основные внутренние функции Российского государства в условиях рыночной экономики.
11. Основные внешние функции государства.
12. Взаимосвязь внешних и внутренних функций государства.
13. Глобальные проблемы человечества и роль государства в их разрешении.
14. Усложнение роли и задач государства в ходе исторического развития общества.

Государство как политико - экономическая общность, функции государства.

Практически все население земного шара проживает в том или ином государстве. Исторически складывалось так, что развитие общества, совершенствование орудий труда приводило к объединению индивидов в сообщества, которые к конечном счете превращались в политико-социально-экономические формации, называемые государствами.

Понятие и правовая сущность

Государство — форма организации политической власти общества, которая имеет свой аппарат управления, направленный на защиту прав и интересов господствующего класса в обществе.

Любое государство обладает определенными функциями. Под функциями государства понимаются направления его деятельности, целью которой является поддержание и существование государства в нормальном режиме.

Основными функциями государства являются

    Физическая защита жителей государства.

    Обеспечение реализации прав и свобод граждан государства.

    Обеспечение суверенитета и целостности страны.

    Управление экономикой государства.

    Решение возникающих экономических и социальных проблем в обществе.

Другие классификации функций государства

1. Внутренние функции государства

Направлены на управление политической, экономической и иной жизнью общества внутри страны. Политическая составляющая предполагает установление законной и эффективной системы управления всеми сферами общественной жизни. Государство, как носитель суверенитета, выполняет волю своего народа, являющегося единственным источником власти в стране.

Существуют различные формы реализации народной власти

    Непосредственное волеизъявление граждан. Осуществляется посредством проведения референдумов и других открытых голосований.

    Опосредованное волеизъявление. Осуществляется через избранные и создаваемые органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основной целью государства является реализация прав и свобод своих граждан в полном объеме. Конечной целью ставится построение правового государства. Правовое государство это государство, деятельность которого строится в строгом соответствии нормам права. В свою очередь, нормы права принимаются и устанавливаются органами государственной власти. Должное исполнение функций государства уполномоченными органами, должно способствовать гражданскому развитию общества через его постоянное реформирование.

Подвидом внутренней функции государства является экономическая, которая предполагает осуществление экономической политики внутри страны. В рамках данной стратегии в демократических государствах провозглашается приоритет права собственности и свободы предпринимательской деятельности, государственное регулирование рыночных отношений допускается лишь выборочно, для более эффективного развития экономики и недопущения наступления экономического кризиса в стране.

Вот еще несколько внутренних функций государства

Правоохранительная функция государства - направлена на защиту прав и свобод гражданина и человека, гарантирует равенство всех перед законом, независимо от их социального и финансового положения, пола, расы и других отличительных признаков. В рамках данной функции государство обеспечивает безопасность и правопорядок в обществе через специально создаваемые органы управления, в том числе правоохранительных органов (полиции, прокуратуры, исполнения наказания, и т.д.).

Социальная функция государства. Она направлена на создание достойной жизни социально незащищенных слоев общества (детей, пенсионеров, инвалидов, и т.д.). Данная функция призвана обеспечить минимально допустимый уровень жизни для своих граждан, независимо от их финансового дохода. В нашей стране гражданам гарантируется всеобщая бесплатная медицинская помощь. Социальные службы, созданные в государстве помогают перераспределить его доходы в пользу нуждающихся. Государство контролирует такие неотъемлемые права человека как право на труд и отдых, а также соблюдение в отношении работника положенных гарантий и компенсаций.

2. Внешние функции государства

Определяют положение государства в международной сфере. Направлены на отстаивание суверенитета государства, его целостности как единого образования, а также взаимодействия с другими государствами, международными институтами и отдельными гражданами.

Такие функции можно подразделить на следующие

    Связанные с защитой своих граждан, находящихся вне его пределов.

    Международное научно-техническое сотрудничество и культурные связи.

    Отстаивание суверенитета и обороноспособности страны.

Внешние функции государства схожи по своей сути с внутренними функциями и сводятся к защите прав и свобод своих граждан за пределами своего государства. Граждане, оказавшиеся в трудной ситуации за пределами своей страны вправе рассчитывать на помощь своего государства, которая может осуществляться посредством оказания правовой и материальной помощи, мероприятий по эвакуации и т.п.

Любое демократическое государство стремиться развивать свои международные связи в политической, культурной, научной и других областях жизнедеятельности. Существующие международные организации способствуют культурному межгосударственному развитию. Как правило, порядок и условия сотрудничества излагаются в международных правовых актах, подписываемых представителями заинтересованных государств и ратифицированных в установленном порядке.

Функция обороны государства включает в себя создание и финансирование вооруженных сил страны, закрепление в международных актах государственных границ, заключение соглашений о мире и добрососедстве и других нормативных актов, направленных на урегулирование всех возможных международных территориальных и иных споров между государствами. Государство разрабатывает и реализовывает военную доктрину, повышают боеспособность вооруженных сил, осуществляют внешнюю разведывательную деятельность.

Главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции, в предмете ведения, в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.

Приведенные ниже функции государства отражают реализацию общесоциальных или «общих дел» (а не классовых), обеспечивающих объективное существование людей.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по способам его деятельности:

  • законодательная;
  • исполнительная (управленческая);
  • судебная;
  • правоохранительная;
  • информационная.

Функции цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние и внешние .

Внутренние функции - обеспечивают его внутреннюю политику:

1) политическая - выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

2) экономическая - регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства: организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики;

3) налогообложения и финансового контроля - организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная - обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая - обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная) - консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки; охрана культурного наследия;

7) информационная - организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации;

8) правоохранительная - обеспечение охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений.

Внутренние функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

Внешние функции - обеспечивают его внешнюю политику:

1) политическая (дипломатическая) - установление и поддержание дипломатических отношений с иностранными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая - установление и поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая - поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) - поддержание и развитие культурных и научных связей с иностранными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная - участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства - защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) поддержание мирового правопорядка - участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов; борьба с международными преступлениями.

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность .

Особенности классовых функций эксплуататорского государства

Внутренние

Внешние

1. Функция подавления угнетенных классов.

1. Функция захвата чужих территорий.

2. Функция охраны частной собственности эксплуататоров на средства производства.

2. Функция подавления освободительных движений.

3. Функция идеологического подавления своих классовых и политических противников.

3. Функция охраны интересов господствующих классов от посягательств на них извне.

Нельзя отождествлять функции государства с формами их реализации - правовыми и организационными, а также с методами их реализации (убеждение, поощрение, государственное принуждение, подавление).

Основные правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.

Конкретная функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти в определенной сфере деятельности государства; характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Содержание внутренних и внешних функций государства изменяется на разных этапах его развития. Например, в период становления буржуазного государства экономическая функция была слабо развита. С середины XIX века, особенно в XX веке с конца 50-х гг., в странах Западной Европы и Северной Америки ее роль значительно возросла как по значимости, так и по объему. Государственно-правовое регулирование социально-экономической сферы общественных отношений направлено на обеспечение политики «полной занятости» населения и предотвращения экономических кризисов. Западные страны прибегают к помощи системы планирования (в том числе - долгосрочного), создания специальных ведомств по прогнозированию развития экономики и социального развития. Возросло воздействие на частный сектор путем различных способов регулирования и контроля - политики цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов, кредитной политики и т. п. Но это не означает, что государство поглощает деятельность частного сектора в экономике, не создает условий для его развития.

В отличие от западных буржуазных стран, в СССР, в состав которого входила Советская Украина, очень ограниченное время (нэп) был разрешен частный сектор. Государственное регулирование экономических отношений занимало господствующее положение. Государство было монополистом во всех сферах жизнедеятельности общества, а в экономической сфере взяло на себя буквально все - от установления уровня инвестиций в ту или иную отрасль экономики до наименования продуктов и цен на них.

В независимой Украине с переходом к рыночным отношениям содержание экономической функции государства (по сравнению с СССР) существенно меняется. Сфера государственного управления не сводится к государственному сектору экономики. Устанавливаются только пределы для вмешательства государства в частный сектор экономики.

С определением курса на построение социального правового государства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция - создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (см. главу «Социальное правовое государство»).

Блог

Шокирующие факты о гигиене в средние века

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда - она гораздо менее… хм… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

Сильные стороны знаков Зодиака

Каждому человеку при рождении звезды подарили свою суперсилу . А ты знаешь, какая твоя?

15 сокровенных тайн мужчин

Мужчины никогда и никому не раскрывали эти секреты. Как мы их узнали? Все очень просто, но это секрет!

15 причин не стать успешными

У всех есть мечта , но не все достигают ее. Точно также и с жизненными целями. По официальной статистике только 1% людей реально получил от жизни то, что хотел. И этот 1% населения нашей планеты знает один большой секрет , а если быть точнее, то секретов целых пятнадцать. Узнай их и ты!

Вся правда о 30-летних, или почему мечты остались мечтами

Это статья про поколение рожденных в конце 80-х – начале 90-х годов. Вы неплохо закончили школу, получили высшее образование и даже устроились на работу, но до сих пор не чувствуете себя счастливым? Вам около 30 лет и в погоне за мечтой вы погрязли в рутине… Хотите это изменить? Тогда читайте.

основные направления деятельности государства внутри страны и вне ее пределов, которые выражают его сущность и социальное назначение (экономическая функция, функция обеспечения правопорядка, социальная функция и др.). Функции государства видоизменяются в процессе его становления, укрепления, развития.

От Ф.г. следует отличать функции государственных органов, составляющих ветви государственной власти – законотворчество, сбор налогов и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Функции государства

это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность в наиболее важных сферах социальной действительности, с исторически меняющимися, эволюционными, производными от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития, направлениями.

Функции государства выполняются скоординированными действиями всех его органов, всем государственным механизмом. Их реализация обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей). Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди них особо следует выделить своеобразие его сущности (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и тому подобных проблем, стоящих перед данным обществом.

По степени общности выделяют основные и неосновные функции государства; по сферам деятельности государства - внутренние и внешние; по продолжительности действия - постоянные и временные; по специфике объектов государственного воздействия - экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, обороны и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Введение

1.1Понятие и содержание функций государства

1.2 Признаки функций государства

1 Критерии классификации

2 Внутренние и внешние функции

Заключение

Список литературы


Введение


Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства - это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

Как известно, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящее время процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства могут распадаться; другие государства объединяются в более крупные.

Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций - а именно характеристик того, как и что «делает» государство.

Государство есть сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.

Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Объектом исследования является государство в целом, а предметом выступает понятие функций государства.

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.

Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;

выделение формальных признаков функций государства;

характеристика различных классификаций функций государства;

рассмотрение основных внешних и внутренних функций;

кратко рассмотреть основные функции российского государства.

При написании работы использовались нормативно-правовые акты, специальная литературы, монографии юристов.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

государство формальный внешний

Глава 1. Понятие и признаки функций государства


1Понятие и содержание функций государства


Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода к государству выделялась классовая сущность государства, общесоциальное классовое назначение государства. Утверждалось, что поскольку направление, предмет, содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции.

Обратимся к понятию смысла термина «функция» в прямом и переносном смысле.

В философии под функциями понимается внешнее направление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под ним подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри и вне государства. Однако, все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство, ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует очень энергично. Это активное, деятельное начало, является способом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью. Государство, есть организация власти экономически господствующих политических сил.

В условиях эксплуататорских обществ активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до военного подавления угнетенных классов.

С точки зрения влияния на экономические отношения, государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в отживающих недрах. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно-прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношение в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема определить главные направления его деятельности, в которых воплощается, реализуется, развивается его сущность и которые отражают способы существования государства. В то же время неверно думать, что в функциях государства отражается только его сущность, так как у него возникают задачи и функции, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией политического властвования, спецификой управления государственно-организованным обществом.

Выделение основных направлений деятельности государства есть «дробление» деятельности государства в целом, которое не означает дробления деятельности государственных органов. Главные направления - это социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключены все его органы, а не какие либо отдельные звенья. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат отражения в функциях, и сама категория «функция государства» потеряет и политический и практический смысл и окажется чисто умозрительной (спекулятивной).

Следует отметить, что современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние.

Л.А. Морозова предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как «механизма государственного воздействия» на общественные процессы. Осуществление конкретных функций может и стабилизировать или усиливать кризис. Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

Общепризнано, что существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа.

Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Вместе с тем, в определенные периоды существования государства, может происходить смена приоритетных интересов, что влечет и изменение в его функционировании - на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение.

Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются приемов, масштабов конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы и могут быть;

охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;

ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;

целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

Современная трактовка функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Если государство представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса, общество носит ярко выраженную классовую структуру, где его отдельные части противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства, то функционирование государства посвящено преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по признаку собственности) классу.

Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и др.).

Здесь важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что умалялось, а порой игнорировалось на марксистко-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение этих функций государства приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

Как известно, наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства. Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной и яркой степени выражают классовые интересы общества.

Государство сильно сознательностью личностей, которые поддерживают его, если оно умеет считаться и учитывать в своем функционировании на основе демократических идей многообразие классовых, групповых, национальных и иных различных социальных интересов, опираясь при этом на общечеловеческие, гуманистические ценности. Любое другое государство нельзя считать цивилизованным.


1.2 Признаки функции государства


В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать прежде всего на следующие.

Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.

Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части.

Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества, а соответственно и людей, являющимися его членами. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Выводы по главе: Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория «функции государства», во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития и совершенствования общественных отношений сущность государства меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

Обобщая вышеизложенное можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

Глава 2. Классификация функций государства


2.1 Критерии классификации


Для изучения функций государства, практического использования научных знаний в этой области эффективно используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов практически невозможно.

Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации:

по сферам реализации;

по продолжительности действия;

по социальной значимости;

по правовым формам существования (принципу разделения властей);

на основании территориального масштаба.

Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Но следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий - экологическая функция

выходит на первый план.

Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции». Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.

Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.


2.2 Внутренние и внешние функции


Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

Экологическая (природоохранительная) функция - стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

Функция государства по обороне страны от внешнего нападения - составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды - это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.


3 Основные функции Российского государства


На современном этапе существования Российского государства на первый план выдвигается экономическая функция, которая является основой функционирования правового и социального государства.

В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют определенные экономические свободы и гарантии, закреплённые в Конституции РФ.

Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической политики государства. Страна нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства.

Налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором. В соответствие со статьей 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение - обеспечить в стране заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Социальные гарантии обозначены в статье 7 Конституции Российской Федерации.

Тем не менее, говоря о России как о социальном государстве надо иметь ввиду, что оно не достаточно обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий.

Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В статьях 1 и 17 Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.

Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное значение функции охраны природы и окружающей среды. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в нормативно-правовых актах. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма функции братской помощи социалистическим странам постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Основное направление внешнеполитической деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений можно сказать, что интеграция России в мировую экономику является одной из основных внешних функций государства. Немаловажную роль играет развитие торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них - недопущение новой глобальной войны. Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов.

Одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации, поэтому функция обороны страны продолжает оставаться в ряду основных. Вооруженные Силы России предназначены: для защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России.

На современном этапе Российское государство сотрудничает с другими государствами также в решении таких мировых и глобальных проблем как борьба с международной преступностью, предотвращение экологических катастроф, всеобщая охрана природы и сохранение благоприятного глобального климата.

Выводы по главе: Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.


Заключение


Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Исчезают одни функции, возникают другие.

Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих.

Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние. Среди внутренних можно выделить экономическую, социальную, экологическую, функцию финансового контроля, обороны страны, охраны правопорядка, а среди внешних - функции международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику, поддержания мирового правопорядка, охраны окружающей среды и культурно-технического сотрудничества.

Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

На современном этапе развития Российское государство старается в полной мере реализовать свои внутренние функции во благо населения страны и, являясь полноправным членом мирового сообщества, и базируясь на международном сотрудничестве, прикладывает все усилия для реализации внешних функций.


Список литературы


Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7.

Водный кодекс Российской Федерации от 03. 06. 2006г., №74-ФЗ // Российская газета от 08.06.2006

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001г, №136-ФЗ // СЗ РФ, 2001, №44. ст.4147

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г, №195-ФЗ // Российская газета от 31.12.2001 г.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (Принят Государственный Думой 16 июля 1998, с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 28, 29, 30 декабря 2001 г., 28 мая, 6, 30 июня, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 1 июля, 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.) // Российская газета от 12.03.2007

Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2006. - С. 568.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. - С. 294.

Гавриленко Д.Я. Правовое государство и дисциплина./Под ред. В.И. Шабайлова.-Минск.: Наука и техника.,1991.- С.104.

Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. - М.: Юрид. лит.,1986.- С. 89.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Манускрипт, 2006 - С. 312.

Лившиц Р.З. Государство и право в современном мире. // Теория права: Новые идеи. Вып.1 - М.:1991.- С. 79.

Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2007. - С. 88.

Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. - М.:Юристъ, 2011.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. -М., 1998. - С. 125.

Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право.- 1993.№6. - С. 190.

Соловей Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы // Государство и право.-1993.№4.-С.181.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: БЕК, 1995.-С. 301.

Теория государства и права: курс лекций./ Под ред. Марченко М.Н.. -М.,1998. - С.169.

Тихомиров Ю.А. государственность: крах или воскрешение // Государство и право.-1992.№9. - С.31.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М.,2005.- С. 384.

Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002.

Шендрик М.П. Социалистическое общенародное государство: социально-философский очерк. - М.: Мысль. - 1985.- С. 287.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.