Виды методов тгп. Понятие теории государства и права. предмет и методы теории государства и права. Формы правового воспитания

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

ТГП

ТГП

Каждая наука имеет свои предмет и метод . Предмет Метод

Сущность права и государства

Общие закономерности генезиса, происхождения права и государства

Типы и формы права и государства

Общие закономерности, принципы, механизмы развития и функционирование права и государства

Общие закономерности связи права и государства сдруг другом и иными социальными явлениями.

Метод от греческого- способ исследования.

Метод ТГП:

1. Общенаучные методы:

Системный метод- сбор первичной информации, ее обработка и выстраивание системы знаний, позволяющей классифицировать явления.

Функциональный подход - определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.

Исторический – изучаемое явление рассматривается в динамике, исследуется его прошлое, прогнозируется будущее состояние

2. Обще-логические:

Анализ - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.

Синтез - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

Абстрагирование – использование абстрактных категории. Отвлечение идеи от ее носителя и создание обобщенных понятии.

Аналогия – изучение явления на основе опыта исследования сходного явления

3.Частно-научные- это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и гуманитарных наук:

Формально-юридический- изучение и определение основных юридических понятии, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

Сравнительно-правовой - сопоставление нпа, правовых систем в целом, определение общих закономерностей.

Статистический - исследование государственно-правовых вопросов на основе статистической информации.

Социологический - выяснение мнения общества по вопросам государства и права (анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирование, телефонные опросы и др.)

ТГП тесно взаимодействует с филосифией. Филосифия вырабатывает мировоззренческие основы ТГП и ее общую методологию. ТГП тесно взаимодействует с гуманитарными науками: социологией, психологией, политологией…, использует их методы.

Место ТГП в системе юридических наук определяется рядом обстоятельств. Общее ТГП с историко-правовыми науками (ИГП, ИППУ) в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития ГиП конкретно- исторически. В теории же преобладают методы не только исторического, а теоретического исследования (н: логический). По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как наука фундаментальная и обобщающая. 1)она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования ГиП 2) она исследует вопросы, общие для разных отраслевых наук (норма права, правоотношение, ответственность..) 3) она разрабатывает общие для отраслевых наук методы исследования и правовые категории (основные понятии). В то же время ТГП использует данные отраслевых наук.

Объект теории государства и права. Соотношение объекта и предмета теории государства и права.

ТГП – юридическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства

У каждой науки есть свой предмет, а объект может быть 1 у нескольких наук. Предмет- это конкретизация отдельных аспектов объекта.

Понятие объекта шире, оно охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет же – это часть, сторона , тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Иными словами, предмет науки – совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения; это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Объектом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни. Государство и право как объект теоретической науки – явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой.

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» и реальных государственно-правовых систем, юридическая техника правотворческой и правореализационной деятельности.

В плане их соотношения следует напомнить, что если в качестве предмета теории государства и права выступают общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права, т. е. определенная сторона, срез или аспект государства и права, то в качестве объекта ее исследования выступают государство и право в целом.

Монархическая форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Государство - единая организация, суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории. Государство существует за счет налогов, собираемых с населения.

Внешняя форма любого государства включает сл элементы: 1) форма правления 2) форма гос устройства 3) полит режим

Форма правления – совокупность способов организации гос власти. Она характеризует порядок формирования высших ОГВ, устанавливает систему взаимоотношений между ними

Выделяют 2 основные формы правления:

1) Монрхия

2) Республика

Монархия- это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству.

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной,

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

Виды монархии:

Абсолютная монархия

Отсутствует система разделения властей, вся полнота власти сосредоточена в руках монарха

Монарх самостоятельно формирует правительство

Специальный законодательный орган отсутствует (отсутствует парламент)

Нормотворческая деятельность осуществляется от имени монарха

Монарху принадлежат высшие судебные функции

Суверенитет власти принадлежит монарху по божественному праву

Отсутствует Конституция

В настоящее время в мире осталось только 5 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией - это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд

2) Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

2.1) Дуалистическая монархия

Власть монарха ограничена Конституцией и парламентом

Монарх полностью контролирует исполнительную ветвь власти(формирует правительство, отправляет в отставку)

В законодательной сфере за монархом м.б. зарезервирован блок вопросов, по которым он самостоятельно принимает нормативные акты

Монарх как правило обладает правом неограниченного роспуска парламента

Часть депутатов парламента может назначаться монархом

Дуалистической форма монархии сохранилась в Иордании и Марокко.

2.2) Парламентская монархия

Глава государства- правящий пожизненно монарх

Полномочия монарха при осуществлении гос власти ограничивается формально или фактически, т.е. монарх не вмешивается в систему управления, т.к. это запрещает ему Конституция или обычай

Практически полностью идентична парламентской форме республики

Король "царствует, но не правит"

Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительную власть осуществляет формально монарх, фактически правительство, глава правительства назначается формально монархом,но с учетом итогов парламентских выборов,правительство ответственно перед парламентом, право роспуска парламента есть у монарха(по рекомендации правительства) - Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия.

Президентская республика

Президент выполняет 2 функции: глава государства и глава правительства

Президент формирует правительство без участия парламента, иногда на внепартийной основе

Парламент не может отправить правительство в отставку, а президент не может распустить парламент и назначить досрочные выборы

Президент обладает очень большим объемом полномочий, как во внутр так и во внеш политике

Президент избирается на прямых выборах

Президент обладает реальным правом вета, преодолеть которое очень сложно

Парламентская республика

Правительство возглавляет премьер-министр

Президент в качестве премьера формально утверждает лидера парламентского большинства, а премьер на партийной основе формирует правительство

Премьер-министр возглавляет исп ветвь власти

Парламент выразив вотум недоверия может отправить правительство в отставку, а правительство поставив на голосовании вопрос о доверии к себе может спровоцировать роспуск парламента и преждевременные выборы (вотум- голосование)

Президент выполняет функции главы государства в соотв с пожеланиями премьера. Реальным правом вета такой резидент не обладает.

Президент выбирается как правило на косвенных выборах

При выборах президента во всех республиках действует правило: уровень легитимности пропорционален объему полномочий. Наивысший уровень легитимности обеспечивается прямыми всеобщими выборами.

Смешанная республика

Достаточно сильный президент с большими полномочиями особенно во внешней политике, но правительство возглавляет лидер парламентского большинства

Парламент обладает правом выразить недоверие правительству, а правительство может ставить вопрос о доверии себе перед парламентом

Президет избирается на всеобщих прямых выборах

Президент обладает правом вета

Президент может непосредственно руководить работой правительства, которая формируется на партийной системе.

Субъект

1)- лицо, совершившее правонарушение. Оно должно обладать таким элементом правосубъектности, как деликтоспособность с т.зр. данной отрасли права.

2) должен обладать свободй воли

3) некоторые виды правонарушений допускают к существованию коллективных субъектов.

ОПГ (организ. Преступ. Группа)- состав правонарушения, а не субъект.

Объект

1) это то, против чего направлено правонарушение, чему причиняется ущерб

2) Иногда объект может быть конкретизирован, вплоть до предмета правонарушения.Предмет правонарушения- матер, дух ценности, которым непосредственно причиняется ущерб. Н: объект кражи- отношения собственности, предмет- имущество.

3) объект правонарушении- обществ отношения, охраняемые законом.

Обьективная сторона

1) -\то внешняя характеристика деяния.вкл: обязательный компонент(Деяние, противоправность деяния, общ вредность-общ опастность-последствия, причинно-следственная связь меду противоправностью и общ вредностью-опастностью), и может включать факультативный конпонент(время, место, способ, обстановка, орудие)

Для формаоьных составов: обязательный компонет- деяние, для матер составов- обязательных компонетов 3- деяние, последствия, прич-следств связь.

Объективная сторона - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:

~ противоправное деяние. Как элемент объективной стороны противоправное деяние может выступать в форме противоправного действия, либо бездействия. Деяние - это всегда проявление поведения человека во внешнем мире. Поэтому намерения, убеждения, мысли человека, как бы предосудительны они не были, не влекут за собой юридической ответственности, если они не были воплощены в деяниях;

~ вред, причиненный общественным отношениям (результат противоправного деяния) и обществу материального или нематериального характера. Общественно-вредные последствия противоправного деяния, которые представляют собой вредные изменения в общественных отношениях в результате совершения правонарушения;

~ причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями. означает, что из определенного противоправного деяния объективно, прямо и непосредственно следует общественно-вредное последствие.

Факультативные элементы объективной стороны - место, время, орудие, способ и обстановка совершения правонарушения.

Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава. Отсутствие какого-либо из признаков, образующих в своей совокупности состав правонарушения (например, вины), приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением и не влечет за собой установленную законом ответственность.

Субъективная сторона.

1)- это внутр, психрическое отношение лица к совершенному деянию и последствиям.

2) осн компонент- вина, ост компоненты- факультативные (мотив, цель, эмоции) Мотив- чем руководствовалось лицо. Цель- к чему стремилось лицо.

Этот элемент состава правонарушения характеризует психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям.

Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

1. Вина - основной элемент. Вина имеет психологическое содержание:

Интеллектуальный элемент характеризуется двумя факторами: сознанием общественно опасного характера деяния и предвидением его общественно опасных последствий;

Волевой элемент характеризует волевые процессы, протекающие в психике субъекта преступления: виновный может желать или сознательно допускать наступление общественно вредных последствий либо легкомысленно рассчитывать на их предотвращение.

Выделяют две формы вины умысел и неосторожность:

a. умысел (означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий и сознательно допускало их). Умысел может быть прямым и косвенным:

Прямой - способность лица предвидеть, сознательно допускать и желать наступления общественно вредных последствий от этого противоправного деяния.

Косвенный - способность лица осознавать общественно вредный характер совершаемого деяния предвидеть наступление общественно вредных последствий и сознательно допускать, но не желать их наступления.

b. неосторожность (субъект правонарушения либо предвидит наступление противоправных последствий своего деяния и вследствие легкомыслия надеется их предотвратить, либо не предвидит их, хотя могло и должно было предвидеть(небрежность)).

2. Цель - это идеальное предвосхищение результата, модель противоправного результата, к достижению которого стремится виновный при совершении деяния.

3. Мотив - внутреннее осознанное побуждение, которым руководствовался правонарушитель при совершении правонарушения.

Священные тексты.

Священные книги – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). В РФ такой источник не признается. А признается в мусульманских старанх, в Индии, Израиле, где священные тексты наделены высшей юр силой. Вопросы семейного, уг права решаются на оанове священных текстов, а вопросы налогового, авторского, гражд права решаются на основе законов.

Труды ученых-юристов . Юридическая (правовая) доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Используется крайне редко, только например в странах общего права. Оказывает влияние на юр практику. В РФ не признается данный источник права.

НПА - основной вид источников права. НПА- письменный документ, который устанавливает, изменяет или прекращает действие нормы права. (- общеобязательное правило поведения, которое применяется неоднократно и не имеет персон адресата.

Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками:

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, затрагивающие правовой статус всех или многих субъектов-адресатов, и действует на конкретной территории, в течение определенного срока.

2. Имеет письменную форму. Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), и т.д.

3. Имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права.

4. Имеет определенный предмет регулирования (соответствующие общественные отношения).

5. Обладает юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов.

6. Его выполнение обеспечивается государственным принуждением.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные нормативно-правовые акты - принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего - конституции страны. Например: указы президента, постановления правительства, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

Виды толкования.

1)по способу

Грамматическое -уяснение действительного смысла фразы, предложения, составляющего текст нормы права. (Н: ст37ч3. права на рруд как такового нет)

Логическое- уяснение смысла логически неопределенных слов и предложений (Н: уважительная причина, в больших количествах..)

Спец-юр- перевод на рус яз специальных юр терминов, установление юр контекста слов общеупотребительного языка (Н: презумпция, реституция, легитимность)

Систематическое- этот способ необходим тога, когда смысл нормы непонятен без его сопоставления со смыслом др норм.(Н: иногда н. смотреть кодекс не только общей но и особенной части.)

Историческое- иногда смысл нормы можно понять из истор контекста её принятия (Н: ст.76ч6 противоречит ст4ч2- коллизия, но разрешается ст16ч2.- это связано с историей

2) по объему

Буквальное- это когда действительный словесный смысл нормы полностью совпадают

Расширительное- словестный смысл нормы расширяется до её действительного содержания

Ограничительный- словесный смысл нормы сужается до ее действительного содержания

3) по субъектам

Субъект толкования- те лица или органы, которые дают толкование. Давать толкование могут все, нго последствия разные.

3.1)по юр значимости:

Официальные- влекут юр последствия, обязательны (нормативные- используются неоднократно и не имеют конкретного адресата, обязательны для всех (.Нормативные: аутентичное:дается тем же органом что и принял норму, легальное- дается не тем органом который принял норму, а спец-уполномоч законом органом), казуальные- характеризуются однократным использованием применительно к конкретному случаю)

Неофициальные (обыденное- дается любым человеком, профессиональное- дается юристами- профессионалами, доктринальное- дается учными- юристами)

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

Правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

Правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

Юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

На материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

Устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

Правосознание как часть механизма правового воздействия не характеризуется специфическими юридическими, нормативно-регулирующими свойствами. Правосознание - это связующее звено между нормативными предписаниями, выражающими волю законодателя, и реальными общественными отношениями.

Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. При этом правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей как вместе с нормами права, наряду с ними, так иногда и вопреки им.

Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов. Особая роль правосознания в этом случае определяется тем, что должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознанием. Поэтому правосознание - это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц по сути влияет на возникающие юридические последствия.

Значение систематизации.

Систематизация НПА является тем средством, которое способствует:

Пути устранения

К прямым стратегиям VII Конгресс ООН отнес следующие:

а) уменьшение практических возможностей для совершения преступлений (т.е. устранение технических и организационных условий, способствующих деятельности преступников: охрана помещения, улучшение уличного освещения, патрулирование полицейских, использование охранной сигнализации и т.п.);

б) воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением, в том числе с учащимися (информация о мерах по предупреждению преступности и о работе правоохранительных органов; правовое воспитание; пропагандистские мероприятия);

в) вмешательство в кризисные ситуации (от простого совета по телефону до предоставления жилья, устройства на работу, решения острых или затянувшихся конфликтов);

г) привлечение общественности к борьбе с преступностью (создание общественных и смешанных государственно-общественных органов для профилактической работы; воспитание в чужих семьях детей из неблагополучных семей; создание общественных органов для разрешения споров - типа советов старейшин или товарищеских судов; привлечение к профилактической деятельности женских и молодежных организаций);

д) оказание помощи жертвам преступлений (государственная компенсация, моральная и социальная поддержка).

Таким образом, борьба с правонарушениями включает два основных направления - предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенные правонарушения. Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

Профилактика правонарушений является основным средством их предупреждения. Профилактика правонарушений – это систематически осуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, как в их собственных интересах, так и в интересах общества.

Целями профилактики являются:

· Ограничение влияния негативных социальных факторов, хотя и лежащих вне сферы правонарушений, но взаимосвязанных с их причинами, условиями и обстоятельствами;

· Воздействие на причины преступных проявлений, а также на условия и обстоятельства, способствующие этим проявлениям;

· Предупредительное влияние на негативные факторы непосредственного социального окружения личности, формирующие антиобщественные установки и мотивацию неправового поведения индивидов;

· Воздействие на личность, способную в силу своего антиобщественного образа жизни совершить правонарушение либо продолжать вести незаконную деятельность.

Юридическая техника: понятие, виды средств и приемы юридической техники. Требования, предъявляемые к юридическим терминам.

Юридическая техника - правило, применяемое при выработке правовых норм, издание н.а. , а так же правила, средства и приемы, формулирования и обработки индивидуальных правовых актов.

Правила юр техники часто закрепляются на уровне н.а., частично- юр практикой (в т.ч. судебной)

Виды средств юридической техники:

1) Средства юридического выражения воли законодателя:

а) нормативное построение – когда норма права выражается в виде нормы-предписания (гипотеза – диспозиция, гипотеза-санкция).

б) системное построение, когда норма выражается в виде логической нормы (гипотеза – диспозиция-санкция).

в) отраслевая типизация – каждая норма помещается в соответствующую отрасль права. 2)Средства словесно-документального изложения текста, реквизиты; структурные построения (части, параграфы, пункты); юридическая терминология, через них выражаются юридические понятия.

Виды юридических терминов :

Общеупотребляемые – машина, шапка, дом.

Специальные не юридические – эпидемия.

Специальные юридические – обвиняемый, процесс.

Приемы юридической техники.

1) По способу изложения элементов нормы: прямой – когда гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье; ссылочный – когда отдельные элементы нормы изложены в других статьях этого же закона; банкетный – когда законодатель для ознакомления отсылает к правилам, инструкциям других отраслей.

2) По степени обобщения: абстрактный – в этом случае используется обобщающая формулировка – преступление, вина; казуистический – когда последовательно перечисляются условия (случаи), при которых она действует.

Требования, предъявляемые к юридическим терминам.

Ясность и доступность языка акта

Структура акта должна быть такой, что бы гражданин мог без существенных трудностей найти нужную норму права.

Законодатель должен следить за тем, чтобы законодательство было по возможности систематизировано. Иногда может оказаться, что одно по сущемтву несложное правоотношение регулируется большим количеством нормативно-правовых актов.

Вводя закон в силу по частям, следует учитывать, как закон будет действовать без этих частей.

Право и экономика.

Есть 2 подхода:

1)Марксийский. Здесь первична экономика. Экономика- это эк базис, базисные отношения, а право- надстройка.

Сущность права – законно оформленная воля экономический господствующего класса

2)Общесоциологический: Экономика и право оказывают др на др взаимное влияние

С 1 стороны, право закрепляет тип эк отношений, а с др стороны- право может воздействовать на экономические процессы.

Экономика – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Социальные последствия соотношения права и экономики: а) позитивные – право способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует историческому ходу развития общества; б) негативные – право тормозит развитие экономики тогда, когда оно противоречит объективным экономическим законам развития общества.

Основные виды систем управления экономикой: а) командно-административная – государственно-правовое регулирование экономики; б) рыночная – стихийное саморегулирование; в) смешанная – сочетаются рыночные законы с разумным государственным регулированием экономики.

Пределы государственно-правового вмешательства в экономику: а) законодательно определяются цели, задачи и принципы рыночных отношений; б) законодательно закрепляются и гарантируются все виды форм собственности; в) регламентируется законодательный порядок рассмотрения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров; г) запрещается монополия, недобросовестная конкуренция; д) устанавливается ответственность за правонарушения в области экономики.

Право и политика

Есть 2 подхода.

1) Марксийский: право-вторично, политика- первична

С этой т.зр. политика первична, т.к. она из всех надстроек явл наиболее близкой к явлениям базисным., т.к. экономика влияет на политику, а политика-на все надстроечные явления.

2) Общесоциологический.:Взаимный характер.

Примеры воздействия политики на право: в эпоху диктатуры пролетариата законодательно была закреплена однопартийная система, что закрепляет власть большевиков.

Примеры воздействия права на политику: изменение зкд о пол партиях в РФ в посл 10илетия способны изменить полит ландшафт.

Политика – это искусство управления государством, практика осуществления политической власти, борьба за обладание ее как совокупность взаимосвязи и взаимоотношений по поводу власти.

Основные черты политики: а) классовый характер; б) национальный характер; в) устойчивость – продолжительность существования во времени; г) адаптивность – гибкое реагирование на изменение, происходящее во внутренней и международной жизни; д) продуктивность – соотношение между запланированным и достигнутым результатом; е) легитимность – поддержка гражданами существующего политического режима, одобрение решений и деятельности системы.

Виды толкования норм права.

Право - система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных гос-вом норм(и иных общепризнанных прав и свобод), отражающих уровень свободы общ-ва и являющихся регулятором общественных отношений между формально-определенными субъектами.

Толкование права - это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания воли законодателя, выраженной в правоврй норме.

Виды толкования:

Официальное толкование – разъяснение нормы права, осуществляемое компитентными органами и обязательное для всех суьъектов, кто принимает данную норму права.

О.Т находит свое вырожение в специальных актах, имеющие форму документа (постановления, методические указания, инструкции), которые издаёт компитентный орган.

Виды О.Т. Нормативное толкование – официальное разъяснение, даваемое уполномоченным государственным органом на основе обобщения юридической практики применения норм права, его цель – обеспечение единообразного понимания содержания применяемях норм. Например, ръяснения Пленума Высшего Арбитражного суда, выраженнае в его постановлении.

Аутентическое толкование – это официальное разъяснение, даваемое государственным органом, непосредственно издавшим толкуемые правовые нормы. Например, разъяснение правительством изданных им постановлений.

Казуальное толкование – это официальное разъяснение, даваемое связи с рассмотрением конкретного юридичесеого дела теми органами государства, которые применяют нормы права в определенной жизненной ситуации. Например приговор суда по уголовному делу, обосновывающий применение отягчающих обстоятельств.

Понятие, предмет и метод теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук.

ТГП – юридическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

ТГП - наука изучающая государство и права как важнейший социальный институт предназначенные для урегулирование общественных отношений.

Каждая наука имеет свои предмет и метод . Предмет – это то, что изучается данной наукой. Метод – это совокупность приемов и специальных способов исследования предмета.

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предметом теории государства и права выступает:

Сущность права и государства

Общие черты, присущие праву и государству любого типа и любой системы

Наука – это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочивание объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технический, биологических и социальных систем.

Теория государства и права – это гуманитарная наука о закономерностях возникновении, развитии и функционировании государства и права, а также это наука, которая вырабатывает систему основных понятий, которыми пользуются все юридические науки.

Предмет теории государства и права (сторона объективной действительности, которая изучается ТГП):

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (возникновение государства и права, смена их исторических типов, эволюция форм государства и права, построение органов государства и права, осуществление функций государства и права, пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения, расширение и обогащение прав личности и условия их защиты, укрепление принципов демократии, законности и правопорядка, соблюдение, исполнение, использование и применение норм права, развитие юридической науки);

2. Система основных понятий юриспруденции, которые используются всеми остальными юридическими науками.

Метод ТГП – это совокупность приемов, средств и правил, с помощью которых постигается предмет ТГП, получаются новые знания.

В зависимости от степени распространения, можно выделить следующие методы:

1. Всеобщие (философские) – это философские, мировоззренческие подходы, которые выражают наиболее универсальные принципы мышления:

Метафизика;

Диалектика (идеалистическая или материалистическая).

2. Общенаучные – это приемы и способы, которые применяются (в отличии от всеобщих) лишь на отдельных этапах:

Анализ – отделение сложного явления на отдельные части;

Синтез – это условное объединение составных частей сложного явления;

Системный поход – раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей;

Функциональный подход – выявление форм воздействия одних социальных связей на другие;

Метод социального эксперимента– проверка проекта решений.

3. Частнонаучные – методы, которые выступают следствием достижения усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук:

Социологический – получение о фактическом поведении субъектов на основе данных анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов;

Статический – получение количественных показателей;

Кибернетический;

Математический.

4. Частноправовые – это методы, которые используются только юридическими науками:

Формально-юридический – метод, в основе которого лежит исследование категорий, дефиниций, юридических конструкций, специально-юридические приемы, например, приемы толкования и законодательная техника;

Сравнительно-правовой метод – сопоставление различных правовых систем или отдельных правовых явлений.

Еще по теме Понятие, предмет и метод теории государства и права:

  1. § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права
  2. 2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин
  3. 1.2 Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
  4. § 1.2. Методы, используемые историей государства и права зарубежных стран
  5. Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.

Под методом науки понимается совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых постигается , получаются новые знания.

Благодаря методу наука получает стимулы к своему развитию, обогащаясь новыми идеями и принципами, динамично реагирует на изменения в повседневной действительности.

Значение научной методологии резко возрастает в переломные периоды истории, когда общество в условиях различного рода кризисов, социальной напряженности требует научно обоснованных реформ, определения перспектив желаемого развития общества.

В науке используются самые разные средства и приемы научного познания. Совокупность методов формирует методологию исследования, особое учение о совершенствовании системы способов и приемов научного познания. От выбора метода познания часто зависит достоверность результата. Для ученого важна не только цель, но и способ достижения цели. Правильность этого вывода особенно наглядно демонстрируют многочисленные политико-правовые теории и доктрины, среди которых есть и такие, которые вообще отрицают саму возможность познания государства и права (агностицизм) или объясняют факт их существования объективным разумом (объективный идеализм) или сознанием человека (субъективный идеализм).

Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, но его мнению, получить научно обоснованный результат, а также идеологической позицией ученого.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующем порядке.

Всеобщие и общенаучные методы теории государства и права

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:

  • анализ (предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части);
  • синтез (напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей);
  • системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
  • функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим);
  • метод социального эксперимента (связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования) и т. д.

Частнонаучные и частноправовые методы теории государства и права

Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

  • конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);
  • статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
  • кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

Частноправовые методы — это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими:

  • формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);
  • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).

Следует иметь в виду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно- правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий в ходе детализации общефилософских методов и решения этапных задач происходит преимущественное использование лишь определенных специальных методов познания.

Так, на стадии сбора и изучения эмпирических фактов используются такие приемы конкретно-социологического метода, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т. д.; на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический методы, классификация, математическое моделирование и т. п. Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно-чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своем содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов, отражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут служить юридические конструкции (состава правонарушения), различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения, обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.

Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственно-правовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своем совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права. Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права. Поэтому когда в литературе перед теоретиками ставится задача разработки методов предметно-практической деятельности законодателей и правоприменителей, то следует помнить, что это задача не для теоретиков, а для отраслевиков, анализирующих содержание конкретных юридических актов применительно к конкретным жизненным ситуациям.

Наука — это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний.

ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП - юридическая наука ТГП — изучает ГП в целом , в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;

ТГП — учебная дисциплина ТГП — содержит сведения о науке.

Объект ТГП — ГП, государственно-правовые явления.

Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии , поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.

Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Характерные черты предмета ТГП:

  • общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));
  • основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);
  • общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);
  • единство науки (ТГП — единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предмет ТГП:

  • закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;
  • сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;
  • основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.

Методология — это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Метод ТГП — совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Методы разделяются на:

1. общефилософские (мировоззренческие) методы — охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом):

  • метафизический — исходит из неизменности начал всего существующего в мире;
  • диалектический материализм — противоположен метафизике — все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);
  • агностицизм — отвергает саму возможность познания всего сущего;
  • идеализм — связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век):
  • Прагматизм — понятие научной истины неуловимо, истина всё то, что приносит успех.
  • Интуитивизм — исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

2. общенаучные (общие) методы — распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:

  • Исторический метод — требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;
  • Логический метод — позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;
  • Анализ — мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;
  • Синтез — предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.
  • Системный метод — рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;
  • Функциональный метод — выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).

3. частнонаучные (частные, специальные) методы — используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:

  • Статистический метод — использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);
  • Метод моделирования — изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;
  • Метод конкретно-социологических исследований — анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);
  • Метод социально-правового эксперимента — способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;
  • Сравнительный метод — сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.

4 . специальные юридические методы:

  • формально-логический (догматический) метод — изучение, систематизация и толкование норм действующего права;
  • сравнительный — сопоставление сходных объектов познания;
  • исторический — закономерности становления и развития ГП.