Влияние человека на природу. Техносфера. Какие последствия вызывает действие негативных факторов техносферы

Понятие о системах «человек-среда обитания» и «природа-техносфера»

В процессе эволюционного развития мира совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и степень освоения человеком ее недр; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». С возникновением техносферы образовалась постоянно действующая система «природа – техносфера».

В ноксологии используют ряд установившихся понятий. К ним, прежде всего, относятся: понятие совокупности систем «человек–техносфера» и «природа–техносфера». Эти системы используются для описания процессов негативного взаимодействия человека (коллектива людей, населения города, региона, страны, планеты Земля, (далее «человека») с окружающей его техносферой и для описания взаимодействия природы с техносферой. В современном мире для человека существует два полярных вида среды обитания – природная (биосфера) и техносфера (производственная, селитебная и бытовая). Последняя наиболее характерна. Для описания негативного влияния техносферы на природу используют совокупность систем «природа–техносфера».

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причем уровень физических и химических факторов воздействия в XX в. непрерывно возрастал, часто негативно влияя на человека и окружающую природную среду. В обществе возникла потребность в защите человека и природы от негативного влияния техносферы.

Обусловленные техногенными причинами выбросы различных загрязнителей и энергетическое загрязнение окружающей среды (шум, вибрация, электромагнитное излучение, тепловое загрязнение и др.) за несколько лет создают неоаномалии среды обитания человека (природной, городской, промышленной, бытовой) с повышенной частотой заболеваний и смертностью, с деградацией окружающей природной среды. Радиус действия таких неоаномалий может составлять 5–8 км, иногда влияние этой области распространяется до 40–50 км и более. Для обеспечения безопасности человека и сохранности природной среды устанавливают пороговые или предельно допустимые значения потоков воздействия.

Различают простые и сложные факторы воздействия. К простым факторам могут быть отнесены: температура воздуха, атмосферное давление, температура нагретых поверхностей, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, магнитное поле, электрический ток, звук, микроорганизмы и т.д. К сложным факторам относят: взрыв, пожар, горение, землетрясения, наводнения, вулканы, сели, снежные лавины, туман, осадки, гололед, магнитные бури, оползни, цунами, ураганы, смерчи, паника, суициды и др. Фактор внешней среды может превратиться в опасность в результате роста величины (например, температура, электрическое напряжение), накопления малых воздействий в течение длительного времени – кумулятивный эффект (например, ионизирующее излучение) и совместного воздействия нескольких факторов.



Взаимодействие человека и техносферы. Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации» (Закон сохранения жизни, Ю.Н. Куражковский).

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

– комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

– допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

– опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

– чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информаций.

Негативные факторы техносферы, влияние их на атмосферу и окружающую среду.

Выполнила: Василенко Анна Евгеньевна,

Курс Биолого-почвенного факультета.

1) Введение

2) Определение техносферы, процесс ее формирования, воздействие на человека и среду обитания

3) Негативные факторы техносферы, их влияние на человека и среду обитания

3.1) Понятие негативного фактора техносферы

3.2) Основные негативные факторы техносферы и их влияние

4) Загрязнение атмосферы

5) Загрязнение гидросферы

6) Энергетические загрязнения техносферы

7) Антропогенные опасности

8) Виды, источники негативных факторов производственной среды

9) Заключение

Введение

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в. - начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. в результате масштабной антропогенной деятельности во многих регионах мира произошло глобальное загрязнение среды обитания и жизненно необходимых источников опасными и вредными для здоровья человека веществами. На Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к ее частичной, а в ряде случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта и ряд других процессов.

Определение техносферы, процесс ее формирования, воздействие на человека и среду обитания

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.



Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему "человек – среда обитания". В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком.; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном го биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими, так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Негативные факторы техносферы, их влияние на человека и среду обитания.

Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера - область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы высотой 12–15 км, всю водную среду планеты (гидросферу) и верхнюю часть земной коры (литосферу глубиной 2–3 км). Верхняя граница биосферы находится на высоте 15–20 км от поверхности Земли в стратосфере. Активная техногенная деятельность человека привела к разрушению биосферы во многих регионах планеты и созданию нового типа среды обитания - техносферы.

Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

Техносфера пришла на смену биосфере, и в результате на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах - Европе, Северной Америке, Японии. Естественные экосистемы сохранились здесь на небольших площадях, которые окружены со всех сторон территориями, нарушенными деятельностью человека. Поэтому сохранившиеся относительно небольшие пятна биосферы подвержены сильному техносферному давлению.

Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой - были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания.


Оглавление

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения 3
2. Какими факторами обусловлена опасность развития техносферы для населения и окружающей среды? 8
3. Классификационная таблица «Средства защиты органов дыхания и кожи» 9
4. Терминологический словарь по разделу «Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций» 10
5. Схема состава Вооруженных Сил 12
Список литературы 13

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения

Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.
Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций.
Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.
Педагогический труд – творческий труд. Он «требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи» . Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.
Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.
Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство. Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.
Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Труд преподавателей отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Работники педагогического труда «назначаются из числа лиц, имеющих специальное педагогическое образование, по состоянию здоровья могут выполнять соответствующий вид работы и прошли обучение и соответствующие инструктажи по вопросам охраны труда, безопасности жизнедеятельности» .
Перед допуском к работе начальник проводит с работником первичный инструктаж по охране труда, знакомит его с условиями труда. При выполнении работ, не предусмотренных трудовым соглашением или на которые не оформляются распоряжения или другие документы, педагогический работник должен получить целевой инструктаж на рабочем месте.
Педагогический работник должен знать правила пожарной безопасности и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). О выявленных неисправностях оборудования, оборудования, устройств, другие опасные проявления и случаи, произошедшие в помещении учебного заведения, педагогический работник должен сообщить директору или лицу, его заменяющему.
Педагогический работник перед началом работы должен:
1. Осмотреть свое рабочее место (спальную, игровую комнату или игровую площадку) с целью устранения выявленных опасных для жизни и здоровья детей факторов.
2. В случае выявления нарушений или неисправностей, принять меры по их устранению, а при необходимости − сообщить руководителю учебного заведения.
3. Перед пользованием электроприборами необходимо визуально проверить целостность электропроводов, электровилок.
4. Проверить, чтобы на рабочем места у электророзеток были сделаны трафаретные яркие надписи, указывающие на величину напряжения .
Педагогический работник не должен пользоваться поврежденными розетками и удлинителями, включателями и другими электроприборами, оставлять без присмотра свое рабочее место, когда оборудование подключено к электросети (компьютер, радиоприемники нагревательные электроприборы и т.д.).
При возникновении несчастного случая, который произошел во время учебно-воспитательного процесса с учеником или воспитанником, педагог обязан оказать первую доврачебную помощь, вызвать медработника и сообщить директору.
При этом педагог образовательного учреждения должен осмысленно относиться к вопросам безопасности, систематически проходить специальное обучение по использованию ценностей физического воспитания и здорового образа жизни в форме семинаров, курсов, специально организованных мероприятий. Осуществляя созн......

Список литературы

1. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности / В.А. Алексеенко, И.Ю. Матасова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.
2. Безопасность жизнедеятельности / Сост. М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 123 с.
3. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка / Е.Я. Гаткин. - М.: Лист, 2007. - 173 с.
4. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 2009. - 218 с.
5. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О.Н. Русан. - СПб.: Лань, 2010. - 340 с.
6. Соколов, Э.М. Безопасность жизнедеятельности / Э.М. Соколов. - Тула: Гриф и К, 2009. - 357 с.
7. Сантаева, Т.С. Педагогическое и правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и работников ДОУ / Т.С. Сантаева. - Якутск: Оперативная полиграфия, 2008. - 118 с.

Основы БЖД. Основные понятия, термины и определения. Критерии комфортности, безопасности и экологичности техносферы. Показатели ее негативности.

Основное условие безопасности в зоне пребывания человека име­ет вид

где П - показатель опасности; ПДП - предельно допустимое значе­ние показателя.

Критерии комфортности. Зоны пребывания человека считаются безопасными, если в них не превышены нормативные требования по параметрам микроклимата, по освещению, предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ в компонентах среды обита­ния (воздух, вода, пищевые продукты), предельно допустимым интенсивностям энергетического излучения и т. д.

В качестве критериев комфортности по параметрам микроклима­та установлены значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности В качестве критериев комфортности по освещению установлены нормативные требования к естественному и искусственному освеще­нию помещений и территорийдля оценки качества атмосферного воздуха в насе­ленных пунктах регламентированы два вида допустимых концентра­ций: максимально разовая (ПДК мр) и среднесуточная (ПДКсс). Кон­центрация (С) каждого вредного вещества в приземном слое атмосферы не должна превышать максимально разовой предельно допус­тимой концентрации, т. е. С < ПДК мр при ее экспозиции не более 20 мин. Если время воздействия вредного вещества превышает 20 мин, то необходимо соблюдать С < ПДКс С негативное влияние загрязняющих воздух веществ оценивают индексом загрязнения атмо­сферы (ИЗА). Для каждого /-го вещества ИЗА, = k t (Q /ПДКс С/), где k t - коэффициент, равный 1,7, для веществ I класса; 1,3 - для веществ II класса; 1,0 - для веществ III класса и 0,9 - для IV класса; С, - теку­щая концентрация /-го вещества в атмосфере, ПДК/ - предельно до­пустимая среднесуточная концентрация /-го вещества.

При загрязнении среды обитания потоками энергии условие ком­фортности принимает вид 1<ПДУi

ПДУ, - предельно допус­тимый уровень интенсивности i-го потока энергии. Конкретные значения ПДУ устанавливаются государственными нормативными актами.

Критерии травмобезопасности. Риск - вероятность реализации негативного воздействия (воздей­ствие опасности) за определенный период времени (например, за год).

Риск рассчитывается по формуле R=(N 4 C /N 0); где R - риск; N 4 C - число чрезвычайных событий в год; N 0 - общее число событий в год

В БЖД риск реализации чрезвычайно опасных негативных воз­действий оценивают, используя следующие виды риска:

Индивидуальный риск (Д,) - объектом защиты является чело­век;

Социальный риск (Д) - объектом защиты является группа или сообщество людей.

Индивидуальный риск рассчитывается:

где Т си - численность пострадавших (погибших) от определенного фактора опасного воздействия за год или от их совокупности, напри­мер при работе шахтером, испытателем и т. п.; С - численность лю­дей, подверженных воздействию этих факторов за год. Социальный риск характеризует негативное воздействие чрезвы­чайных происшествий на группы людей.

В БЖД иногда используют понятие экологического риска (Кэ). Его оценивают как отношение численности разрушенных природных объектов к общей численности объектов на рассматриваемой территории в течение года.

Показатели негативного влияния опасностей на человека и обще­ство. Реализованные в среде обитания человека опасности неизбежно сопровождаются потерей здоровья и гибелью людей. Для оценки этих потерь на объектах экономики в условиях города, региона или в быту используют следующие абсолютные показатели:

1. численность Г с погибших от внешних факторов за год;

2. численность Т Тр пострадавших от воздействия травмирующих факторов за год;

3. численность Т 3 , получивших региональные или профессио­нальные заболевания от воздействия вредных факторов.

Для оценки травматизма в производственных условиях, кроме аб­солютных показателей, используют относительные показатели час­тоты и тяжести травматизма.

5. Основы бжд. Основные понятия, термины и опр-я. Бжд как наука. Аксиомы безопасности.

Бжд Жизнеде-ть Биосфера Техносфера Среда обитания Происшествие Авария Катастрофа Опасность Аксиомы безопасности : 1) техногенные опасн-ти сущ-ют, если повседневные потоки в-ва, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. 2) источниками техногенных опасностей явл элементы техносферы. 3) техногенные опасности действуют в простр-ве и во времени. 4) тех-ые оп-сти оказыв негатив воздейств на человека, природу и элементы техносферы одновременно . 5)тех-ые оп-сти ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материал потерям, деградации природ среды. 6) защита от тех-ых оп-стей достиг совершенств источника опасности, увелич расстоян между источн опасности и объектом защиты. 7) компетентность людей в мире опасн-и и способах защиты от них необходим условия достижения Бжд.

6. Основы бжд. Основные понятия, термины и опр-я. Место и роль знаний по бжд человека в современном мире.

Бжд - наука о сохранении здоровья и жизни человека в среде обитания, науч дисциплина изучающая опасности, закономерности их развития, способы и средства защиты от них. Жизнеде-ть - совокупность всех форм человеческой активности. Биосфера - обл распрост-ия жизни на земле, вкл нижний слой атмосферы, гидросф, верх слой литосф.не испытавшие техногенного воздействие. Техносфера - регион биосферы в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств целях улучшения материл и социал потребностей. Среда обитания - окруж человека среда обусловленная в данный момент совокупностью факторов,способн оказ-ть прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельн человека,здоровье,потомство. Происшествие - событие,сост из негативных воздействий с причин ущерба людским,природным или материал ресурсам. Авария - происшест в технич системе не сопровожд гибелью людей при котором восстанавл технич средств невозможно или экономич невыгодно. Катастрофа - происшествие в технич сфере сопровожд пропажей безвести людей или гибелью. Опасность - угроза,негативные св-ва живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям,природ среде, материал ценностям. Безопасность- такое сост объекта защиты при котором воздействие на него всех потоков в-ва, энергии и информации не превышает max допустим значений. Экология - наука о доме . В экологии главное изучение сост среды обитания и процессов взаимод-я существ со ОС. Объектами экологии явл биосфера, экосистемы, популяции организмов, биотоп.В 19 в. экологи изучали закономерности биологиче­ского взаимод-я в биосфере, роль человека считалась второстепенной. В конце 19-20 в. ситуация из­менилась: экологов стала беспокоить роль человека в изме­нении ОС. Биосфера утрачивала господствующее значение и в населен­ных людьми регионах стала превращаться в техносферу.В ОС возникли новые усл взаимод-я живой и неживой материи: взаимод-е человека с техносфе­рой, взаимод-е техносферы с биосферой (природой) и др. Сей­час можно говорить о возникн новой обл знаний - экологии техносферы, где главными явл человек и созданная им техносфера.Наука «экология» распад на 2 большие обл- экология биосферы и экология техно­сферы(наука о взаимодействии человека с техно­сферой.)Взаимовлияние знаний о БЖД и защита биосферы, их объединяет общность техносферных источников опасности, одновременно негативно дей­ствующих на человека и биосферу.

7. Опасности техносферы. Совокупность и классификация опасностей.

Опасность - св-во человека и компонент ОС, способные причинять ущерб живой и неживой материи. Классификация опасностей. По происхождению опасности делят на естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены климатическими и при­родными явл. Возникают при изменении погодных усл и естествосвещенности в биосфере, стихийных явл.Человек воздействует на ОС своей деятел-ю и продуктами деятел-и создавая в ОС техноген­ные и антропогенные опасности. Техн-ые оп-ти создают элементы техносферы - маши­ны, сооружения, в-ва. Производствен­ные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра­ции, электромагн-е поля, ионизирующие изл-я, повыш-е или пониж-е параметры атм-го воздуха (темпер, влаж-и, подвижности воздуха, давления), недост-ое и не­прав-ое освещение, монотонность деятельности, тяжелый физ труд, а к травмирующим относ: эл ток, падающие предметы, высота, движущиеся ма­шины и механизмы, части разрушающихся конструкций. Антропогенные оп-ти возникают в рез-те ошибочных или несанкц-ых действий человека или групп людей. По видам потоков в жизненном прост-ве оп-ти делят на массовые, энерг-ие и инф-е, а по интенсивности на опасные и чрезвычайно опасные. По длительности воздействия оп-ти класс-ют на по­стоян, перемен и импульсные. Постоянные -действуют в течение рабочего дня, суток. Переменные оп-ти хар-ны для ус­л реализации циклических процессов: шум в зоне аэропорта или около транспортной магистрали. По видам зоны воздействия оп-ти делят на произв-ые, бытовые, городские зон ЧС. По размерам зоны воздействия оп-ти класют на локальные, региональ­ные, межрегиональные и глобальные. По степени завершенности воздействия опасности на объекты за­щиты делят на потенциальные, реальные и реализованные. Потенциальная опасность представ угрозу общего хар-ра, не связанную с прост-ом и временем воздействия. Например, в выражении «углеводородные топли­ва - пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опас­ности для человека шума и горючих в-в. Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздейст­вия на объект защиты (человека); она координирована в пр-ве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

8. Опасности техносферы. Источники опасности. Естественные опасности.

Опасность - св-во человека и компонент ОС, способные причинять ущерб живой и неживой материи. Классификация опасностей. По происхождению опасности делят на естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены климатическими и при­родными явл. Возникают при изменении погодных усл и естествосвещенности в биосфере, стихийных явл.Человек воздействует на ОС своей деятел-ю и продуктами деятел-и создавая в ОС техноген­ные и антропогенные опасности. Техн-ые оп-ти создают элементы техносферы - маши­ны, сооружения, в-ва. Производствен­ные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра­ции, электромагн-е поля, ионизирующие изл-я, повыш-е или пониж-е параметры атм-го воздуха (темпер, влаж-и, подвижности воздуха, давления), недост-ое и не­прав-ое освещение, монотонность деятельности, тяжелый физ труд, а к травмирующим относ: эл ток, падающие предметы, высота, движущиеся ма­шины и механизмы, части разрушающихся конструкций. Антропогенные оп-ти возникают в рез-те ошибочных или несанкц-ых действий человека или групп людей. Естест-е оп-и возникают при изменении абиотиче­ских факторов биосферы и при стихийных природных явл. К первым относятся: климатические (атмосферные) факторы (темпер и влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное дав­ление, газовый состав воздуха, осадки, прозрачность атмосферы, из­лучение Солнца); факторы водной среды (темпер воды, ее состав, кислотность и др.); почвенные факторы (состав, кислотность, темпер и др.) и топографические факторы (высота над уровнем моря, крутизна склона и др.). Стихийные природные явления лежат в основе возникновения природных ЧС. При землетрясениях в ОС набл-ся сейсмический удар, происходит деформация горных пород, извержение вулканов, цунами, смещение горных по­род, снежных масс, ледников. При извержениях вулканов набл-ся: деформация и сотрясения земной пов-ти; выброс и выпадение продуктов извержения; движение лавы, грязевых, каменных потоков; гравит-е смещение горных пород. В атмосферу вырывается большое кол-во паров и газов, приводящих к хим загряз-ю атмосферы. Раскаленная лава приводит к тепловому загряз-ю ОС с потенциальной опасностью образ-я крупно­масштабных пожаров. Сели - это внезапно возникающий в руслах горных рек времен­ный поток, хар-ся резким подъемом уровня воды и вы­соким содер-м продуктов разрушения горных пород. Оползень - скользящее под влиянием силы тяжести вниз по склону смещение горных пород. Селевые потоки и оползни способны вызвать крупные завалы и обрушения автомобильных и железных дорог, разрушение зданий и сооружений, населенных пунктов, затопление территорий, пораже­ние и гибель людей. Наводнения - затопление значительных территорий, возникаю­щее в рез-те разлива рек во время половодья и паводков, ливне­вых дождей, ледяных заторов рек, обильного таяния снегов. Грозовые разряды представляют значительную опасность для промышл, гражданских и военных объектов, т.к могут стать причиной пожаров, механ-х повреждений оборудования, нарушений на линиях связи и энергоснабжения и взрывов технологического обо­рудования.

Опасности техносферы. Источники опасности. ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ

Опасность - свойство человека и компонент окружающей среды, способные причинять ущерб живой и неживой материи. При оценке условий возникновения и реализации опасностей важно понимать, что опасное воздействие возможно лишь в системе «источник опас­ности - объект защиты», а признание потока воздействия опасным зависит не только от его параметров, но и от способности объекта за­щиты воспринимать тот или иной поток вещества, энергии или ин­формации. Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
2. окружающая среда;
3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
В БЖД существуют 2 понятия:
1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);
2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).
Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер

Элементы техносферы создают техногенные опасности, возни­кающие при загрязнении окружающей среды различными отходами и потоками энергий. Зоны действия техногенных опасностей распро­страняются на регионы техносферы и примыкающие к ним природ­ные зоны, на территории и помещения объектов экономики, на транспортные, городские и селитебные зоны. В отдельных случаях техногенные опасности проявляются на межрегиональном и глобаль­ном уровнях.

Современная техносфера многообразна:- её представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны, - транспортные узлы и магистрали,- торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения,- ТЭС и ТЭЦ, - зоны отдыха и т.п.
Техногенные негативные факторы в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию негативные факторы техносферы имеют в сфере производства. Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере]. К ним относятся:

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.


Похожая информация.


Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера -- область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы высотой 12-15 км, всю водную среду планеты (гидросферу) и верхнюю часть земной коры (литосферу глубиной 2-3 км). Верхняя граница биосферы находится на высоте 15-20 км от поверхности Земли в стратосфере. Активная техногенная деятельность человека привела к разрушению биосферы во многих регионах планеты и созданию нового типа среды обитания -- техносферы.

Техносфера -- объект планетарной экологии, состоящий из элементов биосферы, гидросферы и т. д. (экосферы), которые претерпели антропогенные изменения либо созданы в результате сознательной деятельности человека.

Рисунок 1.1 - Взаимодействие человека, техносферы и биосферы

Техносфера пришла на смену биосфере и в результате на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах -- Европе, Северной Америке, Японии. Естественные экосистемы сохранились здесь на небольших площадях, которые окружены со всех сторон территориями, нарушенными деятельностью человека. Поэтому сохранившиеся относительно небольшие пятна биосферы подвержены сильному техносферному давлению. Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой -- были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако, созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей. К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает. Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах. Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином “антропогенное загрязнение”, под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее биотические и абиотические свойства. Окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях. При создании объектов техносферы происходит форсирование естественных процессов, протекающих в объектах экологии. В качестве примера можно привести влияние на среду профиля города и рельефа литосферы, изображенных на рисунке 1.2.

здесь

Рисунок 1.2 - Влияние техносферы на окружающую среду

Здесь г t T - коэффициент влияния на среду объекта тех носферы соответствует г t L - коэффициенту влияния на среду объекта литосферы:

Это соответствие подтверждается законом коммутативности. Другими словами, человек воздействует на среду в копоткий промежуток времени в той степени, которую природа создает в течение многих столетий и даже тысячелетий (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Инженерная экология и управление техносферой

Научно-технический прогресс (создание новых объектов техносферы, новые технологии и т. п.) требует постоянного совершенствования принципов, форм и методов управления.

Чрезвычайно острой становится проблема нарушения экологического равновесия из-за всего возрастающего количества отходов производства. Нарушается самоочищающая функция биосферы. Однако безводные, маловодные и замкнутые циклы, безотходные технологии с рециркуляцией сырья и материалов, техпроцессы, собирающие отходы и осуществляющие их утилизацию, нейтрализацию, консервацию и т. п., создают новые возможности для сохранения и восстановления природной среды.