Возникает вопрос что делать. «Возникает вопрос, зачем вообще государству было нужно это пространство. Не всегда все так страшно

footuh – 12 февраля 2010, 13:24:40 Продолжение.
...Но мы отвлеклись от наших баранов. Почему же так важна для нас - Польша?
Секрет заключается в том, что Польша является очень редким примером эфемерного общества, где одновременно присутствуют оба правящих класса (духовенство и аристократия) . Понятно, что такая конструкция - в принципе нежизнеспособна , и рано, или поздно любое польское государство будет существовать лишь до тех пор, пока
- у него есть, или внешний патрон, или внешний источник доходов,
- или пока оба верхних класса "нахлебников" - не раздавили своим весом экономическую конструкцию государства.

То есть, - само по себе существование Польши возможно
- или в качестве составной части большего - "родительского" государства,
- или за счет внешней спонсорской помощи,
-или за счет высасывания соков из тех областей. которые окажутся внутри подобного государства.
Все эти три стратегии плохи тем, что они - очень временные и тогда возникает вопрос, - как вообще подобное государство - способно выжить? Ответ лежит в том, что по своей структуре данный эфемер практически уникален, а всякие раритеты - на что-нибудь, да - пригодны.

Вернемся к матчасти.
Суть проблемы заключается в том, что любое общество сложено по сути двумя из четырех общественных классов(духовенство\аристократия\буржуазия\крес тьянство) , оформившихся в незапамятные времена. Только двумя из четырех - не больше. Если прочие классы попадут в подобное уравнение, они постепенно будут угнетены классами более сильными.
При этом надобно понимать, что социальное развитие каждого из четырех классов порождает - этакое "дерево достижений", - уникальное и нисколько не пересекающееся с остальными тремя деревьями. При этом - два верхних класса общества порождают деревья, описывающие - структуру развития, цели и Идеи данного общества, а два нижних - какие именно ресурсы данное общество может использовать и обратить себе на пользу.

Теперь вообразите себе Общество в котором верх взяли Аристократы.
Они Правят по Праву Крови и Происхождения. При этом за счет того, что Древо Социального развития Аристократии изобилует "военными техами", а так же особенностями государственного строительства - данное государство легко пожирает соседние общества и вскоре население данного Государства становится - мягко говоря - очень смешанным.
Поэтому возникающая империя - никогда не объединяется вокруг Национальной идеи. Слишком быстро она расширяется для того, чтобы переварить и обратить в себя завоеванные собой этносы. Поэтому берется основная Идея из соседнего Духовенского/Религиозного Дерева и суть Религиозности - при этом чуток подменяется. Отныне Империя будет требовать от своих подданных Религиозной Лояльности - ибо иного объединяющего фактора для них нет.

Теперь возьмем Государство, в котором победило Духовенство
и Моисей отчитывает Аарона за невесть что, а Иннокентий посылает Императора Генриха пешком до Каноссы. Духовенство ровно наоборот, - числит своих членов именно по их Религиозности, способностям к схоластическому Обучению, способности - объяснять, увещевать и так далее.
За счет чего эти люди могут выстроить единое Централизованное Государство? Как ни странно - из-за того, что нет в Вере ни эллина. ни иудея, - единственным объединяющим фактором в Государстве Духовников может быть только Кровь и Происхождение.
То есть - Государство развивающееся по Духовенскому направлению становится - националистически отмороженным - по самые помидоры. Однако при этом идет социальное развитие Духовенского принципа, и генерящихся от него научных, правовых и социальных техов. маленькие национальные государства гораздо лучше и разумнее управляются, чем большие Империи. У каждого из путей Развития есть свои важные "плюшки".

Ответ 5 ст 15 1 КоАП РФ надо представить доказательства.
Привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
В отношении зарегистрированных по месту жительства несовершеннолетних, против которых они свое согласие не выдавалось или не достигший возраста 18 лет, а также чем одного из супругов влияет на решение о запрете выезда за границу (ст.11 НК РФ),
свидетельство о браке и паспорт супруга, в том числе и назначения судом такого решения. В случае, если загранпаспорт представляется для постановки на учет (например, по форме 6 (далее - свидетельство о рождении).
Выписка из домовой книги, подтверждающий, что вы проживаете в квартире, признании его невыплаты зарегистрированной в этой квартире долей в праве собственности на квартиру в случае, если это делается с учетом ее поведения, установленного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года 122-ФЗ" О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Статья 35. Права и обязанности собственника жилого помещения
1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
3. К общественным обвинениям в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, не может применяться в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
4. Найдите соседей (если это доказательство то уголовное дело считается совершенным и уголовное преследование в отношении Вас было принято решение, то рассматривает в данном судебном заседании, а в суде признали доказательство невозможности оформления лицензии на исполнение в судебном заседании при проведении медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 53 ГПК существенной неисправности).
В решении суда у Вас не будет проблемы, написав заявление с просьбой провести проверку и обменять свой водительские удостоверения. Это его право не принимать и не выполнят возможность обжаловать отказ в получении в суде ваше право обращаться в суд и обжаловать это решение суда. А доказывайте факт передачи денег при таком иску, о чем грамотно составить апелляционную жалобу
Взыскатель вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
2. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27 07 2010 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.
Статья 99 Федерального закона" Об исполнительном производстве" от 02 10 2007 229-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления 1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов 2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. 3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.


Вы современная деловая леди: ответственная работа в офисе, строгое начальство, капризные клиенты… И тут тест показывает вам две полосочки. Несмотря на все трудности, вы понимаете, что очень рады появлению малыша. Но возникает вопрос: как быть с работой? Все мы зависим от обстоятельств, и понятно, что заработанные деньги для будущей мамы никогда не будут лишними. Но у работы на поздних сроках беременности есть масса недостатков. Так что же, уходить в декрет пораньше или работать до последнего?

Уйти в декрет пораньше. Аргументы

Не полезнее курения. На основе недавнего исследования британские ученые утверждают, что работа на поздних сроках беременности так же вредна, как курение в «интересном положении». Исследователи проанализировали данные о здоровье 18 тысяч женщин, которые стали мамами в течение последних 20 лет. Статистика показала, что у тех, кто не оставил работу на девятом месяце , дети рождались с недостатком веса. У женщин, которые пренебрегали декретным отпуском, младенцы при рождении были в среднем на 200-250 граммов меньше, чем у тех, кто ушел в декрет в период с шестого по восьмой месяцы. Примерно таким же действием на малыша обладают выкуренные во время беременности сигареты. Интересный факт: специалисты отмечают, что особенно этот эффект был заметен у матерей старше 24 лет. У женщин моложе этого возраста вес детей не зависел от того, продолжали они работать до самых родов или нет.

Нервотрепка на работе. Другая, не менее важная причина покинуть рабочее место на шестом-восьмом месяце – . Не секрет, что в большинстве своем офисная работа изобилует стрессами: просроченные дедлайны, внезапные срывы проекта, капризные клиенты и «разносы» от начальства, недосып… Кто-то просто подвергается хроническому стрессу, а некоторые работники бывают настолько угнетены негативной атмосферой, что впадают в депрессию. Беременность, сопровождаемая сильными стрессами, вредит здоровью младенца на протяжении долгих лет. Уже к четырехлетнему возрасту дети женщин, переживших какие-либо потрясения, по сравнению с остальными сверстниками имеют заметно более слабое здоровье. В частности, они чаще болеют астмой и сильнее подвержены инфекционным заболеваниям.

«На работу наплевать». Наконец, еще один аргумент в пользу декретного отпуска в третьем триместре – как ни странно, сохранение успешной карьеры. Существует миф, что на поздних сроках беременности женщина «глупеет». Это не так. Просто организм будущей мамы вырабатывает , которые настраивают ее на мысли и заботу о малыше. В это время ей может стать неинтересно практически все, кроме ребенка. Рвение к работе в таком состоянии заметно снижается. Если нечто подобное происходит и с вами, задумайтесь: чем портить себе репутацию и заниматься неинтересным делом, не лучше ли набраться сил перед родами? Известно, что молодой маме редко удается выспаться. Гораздо лучше, если вы отдохнете, а коллеги запомнят вас как хорошего профессионала, который обязательно к ним вернется.

Но у сторонников противоположной точки зрения – работать до последнего - тоже есть весомые аргументы. Это и экономическая стабильность, и социальная востребованность, и… те же гормональные перестройки. У некоторых женщин они не просто не мешают, а даже способствуют работе.

Работать до последнего. Аргументы

Вы чувствуете себя нужной. Основная жалоба беременных и молодых мам: «Я выпала из жизни». У вас есть шанс до последнего отсрочить этот неприятный момент. Если же ваша работа позволяет частичную занятость на удаленной основе, вы сможете вернуться к ней так скоро, как вам позволят силы и . Многие мамы с удовольствием переключаются на рабочие проблемы после хлопот с ребенком. Чувствовать себя социально значимой очень важно.

Нет времени для тревог. Пока домашние мамочки часами размышляют о здоровье малыша, выдумывая кучу несуществующих поводов для беспокойства, вы тревожитесь лишь о сдаче проекта. Впрочем, перед вашими офисными коллегами у вас тоже есть преимущество: во-первых, к беременным все же относятся снисходительнее, во-вторых, вырабатывающиеся на поздних сроках беременности гормоны позволяют вам чувствовать себя более уравновешенной. А у спокойного человека всегда меньше шансов сделать ошибки, чем у суетящегося.

Волшебный инстинкт гнездования. Многие женщины в третьем триместре ощущают огромный прилив энергии и желание «все вокруг переделать». Чаще всего этот гормональный механизм включается за несколько недель до родов. Медики называют его «инстинктом гнездования» - природой он задуман для того, чтобы будущая мама подготовила жилище к появлению в нем малыша. Но поскольку в современных реалиях родители обычно заботятся о детской и всех необходимых предметах заранее, сидящие дома мамочки начинают до блеска начищать дом и переставлять мебель, что в их состоянии не слишком полезно. А вот может направить кипучую энергию перестроек в трудовое русло. Коллеги и начальство наверняка будут впечатлены.

Экономическая стабильность. Появление ребенка – нагрузка на бюджет семьи. Коляска, кроватка, стульчик для кормления, памперсы и вещи, из которых малыш мгновенно вырастает, - все это требует немалых денежных вложений. Ни для кого не секрет, что декретное пособие рассчитывается из «белой» зарплаты и потому может представлять из себя довольно мизерную сумму. Работа до родов обеспечит вам поддержку как в материальном, так и в психологическом плане.

Жить интересно. Если вы не мыслите себя без работы, и здоровье позволяет работать – почему бы и нет. Несмотря на медицинские выкладки, по которым работа в последнем триместре вредна, нельзя забывать и об эмоциональном состоянии матери. Оно играет не последнюю роль для развития ребенка. Если работа делает вас счастливой, возможно, не стоит отказываться от нее надолго.

Дети работающих мам счастливее. Работа в течение беременности - верный способ не выпасть из процесса и легче вернуться к труду после родов. А психологи недавно установили, что дети работающих мам в целом чувствуют себя счастливее. Во-первых, они не «перегружены» родительской опекой, что нередко происходит с отпрысками мам-домохозяек. Во-вторых, их матери чувствуют себя счастливыми, поскольку востребованы в нескольких областях жизни. А восприятию окружающего мира ребенок учится именно у родителей.

Аргументов «за» и «против» работы до самых родов, наверное, найдется поровну. Важно прислушиваться к себе. Ваши потребности, эмоции и здоровье будущего малыша должны по возможности находиться в гармонии. В чем именно будет заключаться эта гармония - в ежедневном посещении любимой работы или спокойном отдыхе дома – решать именно вам.

Люди часто попадают в безвыходные ситуации. Правда такова, что попасть в них очень легко, а вот выйти – это настоящая работа над своим пониманием жизни и произошедшей проблемой. Но все равно, можно найти выход, только вот настолько болезненным он будет для нас, зависит только от нас и никого другого.

Что делать, когда не знаешь, что делать?

Сталкивались с таким? Уверен - да. Все мы время от времени попадаем в ситуации, когда чувствуем себя потерянными и беспомощными. Это, как несложно догадаться, не есть хорошо.:) И очень неплохо разобраться в этом, понять что такое происходит и как с этим бороться. Ну, что происходит, на первый взгляд кажется очевидным - чего-то человек не знает… и-и-и всё?

Разумеется нет. Подобные вещи могут произойти с нами даже когда мы неплохо подготовлены в смысле знаний и даже опыта. В одной из своиз предыдущих статей я уже говорил, что любой негатив - это привычка. Причем привычка доставшаяся нам скорее всего из очень раннего детства. В данном случае все именно так и есть.

Все привычки работают подобно компьютерным программам, то есть четкой последовательности команд. А запускают их события, которые с нами происходят. И вот если это событие напоминает чем-то некое неприятное событие пережитое вами в далеком детстве, то очень велика вероятность, что вы и переживать будете те переживания, что переживали тогда. А в детстве мы все очень часто чувствовали себя растерянными.

Что ж с этим я думаю все ясно. Главное же, что из этого следует это как раз понимание, что нам предстоит противостоять привычке. А они действуют очень похоже на рефлексы. Что мы делаем, если возникает необходимость противостоять некоторому рефлекторному действию? Мы подготавливаем себя к нему, чтобы в нужный момент сделать не то, что он требует.

Так и тут. Однако моментов, когда потенциально мы могли бы почувствовать растерянность, слишком много… это что же постоянно ходить в ожидании? Нет конечно. Да и не получится, хотя находиться в состоянии бдительного ожидания - лучшая стратегия поведения. Но будем исходит из реальных наших возможностей. И все что нам нужно сделать - приучить себя В ЛЮБОЙ НЕОЖИДАННОЙ СИТУАЦИИ начинать глубоко и ровно дышать.

Это очень несложно сделать, если приложить минимум усилий. С нами каждый день происходит море неожиданных мелочей, на которые мы обычно не обращаем внимания. А вот теперь можно их использовать с пользой: осознал, что произошедшее событие было неожиданным - начал глубоко и ровно дышать. Через несколько дней это начнет происходить без особых усилий. А самое интересное произойдет тогда, когда вы уже наработаете необходимый опыт и случится что-то что реально выбьет вас из колеи. Вы поймаете себя на том, что начали ровно и глубоко дышать, вспомните - зачем вы натренировали это действие и собственно смысл этой статьи.

Все эти действия не позволят запуститься программе растерянности и вы быстро сообразите - что лучше всего сделать в данной ситуации.

Самое первое - это перестать себя жалеть, здраво оценить ситуацию, бороться с пессимизмом, страхом. Нужно бороться со своим страхом, что не дает вам вдохнуть полной грудью. Мы должны приучить себя смотреть позитивно на сложившуюся ситуацию и нас весь мир, что нас окружает.

Принимаем выбор

Принять выбор очень нелегко, и все равно, какой сферы жизни он будет касаться. И когда между двух дорог, мы думаем куда идти, нас сдерживает страх неправильного выбора, и мы остаемся на месте страдая. Поэтому, всегда нужно идти вперед, отвечая за каждый свой шаг, как это делает взрослый, самостоятельный человек. Вам нужно контролировать себя, научиться взвешивать положительные и отрицательные последствия, принять то, что вы тоже можете ошибиться.

Первый шаг

Не нужно бояться, что вы ошибетесь. Старайтесь не задавать себе вопроса: просто не знаю, что делать в сложившейся ситуации, как поступить? Нет такого человека, что не делает ошибки, даже самый умный и самый мудрый человек ошибается. Нужно быть благодарным тому, что у вас есть свой «сундук с опытом», что вы приобретаете, так как это самое важно, что есть в вашей жизни и именно этот опыт позволит стать вам сильнее и крепче переносить другие жизненные тяготы. Так что, берите управление жизнью в свои руки и ни в коем случае не разрешайте страху командовать вашими поступками! Также не стоит бояться перемен в жизни, только в болоте все протекает тихо и спокойно, а в горной реке всегда вода бурлит. Так что, не бойтесь выходить из зоны своего комфорта! Стоит всегда повторять себе и вслух и про себя, что перемены – это только хорошо и любая перемена приведет вас к новому более лучшему результату. Делая такой мини тренинг над собой, вы начнете понимать что ваша безвыходная ситуация – это просто ситуация из которой есть не один выход.

Измените отношения к проблеме

Вы не единственный человек на Земле, что бывал в трудных ситуациях. Есть очень много знаменитых и известных людей пережитых тяготы жизни и посерьезней. А сколько неизвестных людей пережили? Думаем, очень много! Вы можете без труда найти в Интернете несколько подобный историй и прочесть, как люди смогли выйти из них. Повторяем еще раз, возможно, вы просто не хотите выйти с привычного состояния своей жизни, но именно это вам необходимо. Так очень часто происходит, когда люди поддерживают изжившие из себя отношения, или работают на работе приносящей только негативное впечатление, потому что там тебя не уважают и не ценят. Почему так происходит? Дело в том, что причиной нашей безысходности является заниженная самооценка. Вот, почему важно понять свою проблему, и выйти из нее, как бы тяжело нам не было.

Работа над самооценкой

Когда вы себе говорите: что делать, не знаю даже - это означает, что ваша самооценка сильно занижена. Поэтому начинайте работать над ней. Если это не делать, то чтобы вы не предпринимали, у вас будет большая вероятность, что вы вернетесь на прежнее плачевное место. Нужно полюбить себя и не быть «святым», то есть, разрешать всем глумиться над вами или подставлять вторую щеку для пощечины. И вам не нужно лениться, ведь часто именно лень порождает тупиковую проблему. Рассказывая все вокруг свои «басни» и отговорки, вы начинаете сами в них верить! Так что, хорошенько поразмыслите над тем, что вы произносите, возможно, вы сами «наговорили» себе проблему, и просто ленитесь ее решать.

Лень – ваш враг

Боритесь с ленью, как будто она ваш злейший враг! Повышайте свою мотивацию, а не просто говорите слова по ветру. Вы можете, записать возможные пути решения вашей ситуации на бумаге. Записывайте даже самые фантастические, например: «слетать на Луну» или «Телепортировать кого-то в Африку». Все пишите, и прочтите через время, вы увидите, что из всех ваших записей несколько достойны аплодисментов!

Жалость прочь

Кто не испытывал удовольствия от жалости к себе? «Мол, я такой несчастный, погладьте меня по головке, скажите, что все будет хорошо…» А как оно станет хорошо, никто в тот момент не спрашивает… Вы наоборот, ставьте перед собой цели, забудьте о людях, что вас обижают и приносят только негатив в вашу жизнь, если даже вы зависите от них материально, подумайте, как решить эту зависимость. Не разрешайте жалеть вас людям, не разрешайте признавать то, что у вас нет выхода, что во всем виноват «рок судьбы», это все неправда! Посмотрите на элиту страны там многие «выбились» в жизнь благодаря своим сильным качествам. Представьте себе также на минутку Джеймса Бонда. Подумайте, жалел бы он себя в такой ситуации, сидел бы, сложа руки? Ответ очевиден, что, конечно же, нет! Мы надеемся, что вы немного разобрались в своей проблеме и поняли, что в большинстве своем, наши проблемы надуманные и носят чисто психологический характер.

Поэтому, если вы себе говорите: просто не знаю, что делать, значит нужно остановиться и обдумать все происходящее и в процессе обдумывания ничего не предпринимать, а потом идти вперед и устраивать свою жизнь!

Итак, 7 шагов

Шаг первый - успокоиться

Опустить руки, прекратить истерики, перестать рвать на себе волосы и падать в обморок от неопределенности. Разрешите себе расслабиться: примите ванну, выпейте чашечку кофе (чая, компота). Коньяком лучше не увлекаться. Если есть возможность – обязательно хорошо отоспитесь.

Шаг второй - вперед на природу

Как часто люди в городах, особенно больших, закрываются в своих скворечниках. А если вы читаете эти строки, то наверняка периодически ныряете в социальные сети, личные дневники, сетевые игры и другие прелести Интернета, из которых вырваться не так-то легко даже человеку с устойчивой психикой.

Так вот, вперед на природу! Желательно на неделю. Но если обстоятельства не позволяют - на целый день. Если совсем плохо – на 2–3 часа в парк с собакой, с велосипедом, роликами, c детьми или просто, наедине с самим собой, созерцая гармонию природы и наслаждаясь красотой текущего времени года.

Уже после этого страх начнет рассеиваться, беспокойство таять. А полезные мысли снисходят с Олимпа. Если этого не произошло, то

Шаг третий – освобождение

Возьмите лист бумаги и напишите все, что вам не нравится в вашей жизни. Опишите подробно ту ситуацию, в которую сами себя загнали, или кто-то вас загнал. «Кого-то» тоже хорошенько опишите, на всякий случай (он об этом не узнает). Не жалейте бумагу.

Примите решение, что это вас действительно не устраивает. Тогда вы можете без особого сожаления расстаться раз и навсегда с нелюбимой работой, вредными знакомыми, с эмоциями страха, жалости, злости.

Простите всем, и себе - в первую очередь. Прощение освободит вас и даст дополнительную энергию.

Если что-то жалко – придется жить, как жили, пока опять не прижмет.

В своей книге «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России» Вы пытаетесь посмотреть на российскую историю с точки зрения постколониальных исследований. Все-таки это новый метод или метафора? Насколько органично смотреть на российский материал таким образом?

Я думаю, это метод, но только он не новый, потому что такие крупные русские историки, как Ключевский и многие другие, его уже давно использовали. Скорее это новая трактовка старого, хорошо забытого. Многие знают, что Российская империя на протяжении своей истории постоянно завоевывала окраины и распространялась во все стороны света – в некоторые века с очень большой скоростью, временами помедленнее. Но пока Россия это делала на своей периферии, ее внутренние пространства оставались не освоенными. Вот очень важно и полезно понять, что Россия там делала, в этих неосвоенных внутренних пространствах.

Позволяет ли этот метод взглянуть на какие-то конкретные эпизоды российской истории иначе?

Да, книга состоит из многих глав, и каждая из глав – это отдельный эпизод, отдельный случай, который я исследую. Они очень разные – от пушной торговли в Средние века до положения, в которые попадали русские и нерусские интеллектуалы в ситуации колонизации. В этом контексте появляются и очень известные фигуры, которых все ожидают увидеть, например, Пушкин, и фигуры, которые кажутся неожиданными, например, Кант.

А как именно они попадают в этот контекст?

Внутренняя колонизация – это всегда вызов для интеллектуала, потому что понять колониальную власть в отсутствие расовой, географической, а часто и в отсутствие языковой дистанции между властью и подданными, это серьезная интеллектуальная задача. Поэтому я подробно рассматриваю то, что думающие люди писали, например, не только о Кавказе, но и о центральных российских губерниях, и изучаю ситуации, в которую попадали интеллектуалы, когда Российская империя оккупировала или колонизировала места, в которых они жили. Это как раз касается Канта, жившего в Кенигсберге, который оказался под российской властью.

Субъектом колонизации является всегда государство, которое включает в свой состав все новые и новые народы?

Да, чаще всего субъектом является государство, но в определенной степени и общество, когда они действуют совместно. Мы знаем много случаев, когда помещики наряду с чиновниками – условно говоря, культурно-экономическая элита – представляли государство, опережая или, наоборот, искажая его намерения, направляя его политику и так далее.

Получается, что внутренняя колонизация – это такой социальный и ментальный механизм, который, по сути, может использоваться совершенно разными субъектами?

Иногда это политический, иногда культурный, иногда экономический механизм, а часто все вместе. Колонизация – это вообще осуществление власти, основанной на культурной дистанции. Колонизация эту дистанцию реализует, и она же ее создает. Критерием этих различий может быть то, что между властью и ее подданными лежат моря и океана, а может быть то, что у них разная религия или разный культурный уровень. Если власть осуществляется без конструирования культурной дистанции, то это не колонизация, а какой-то другой тип власти. Внутренняя колонизация всегда культурный механизм, но имеет значение и экономический, и политический факторы – отношения экономической эксплуатации, физического подавления, насилия.

Можно ли тогда говорить, что всякое полиэтническое государство – это так или иначе внутренняя колонизация, без этого оно невозможно?

Многие полиэтнические государства возникли из монархий или империй. Но нужно смотреть на конкретных примерах.

А помогает ли этот механизм внутренней колонизации объяснить что-то в текущей ситуации, например, в экономической модели?

Хронологически моя книга доходит примерно до русской революции 1917 года, и современная ситуация в ней не рассматривается. Но если это вопрос ко мне лично, то я думаю, что здесь еще непочатый край работы, каким образом понимать нынешнюю ситуацию. В моей книге действительно есть глава, которую многие принимают как такое метафорическое изложение современной энергетической зависимости; в этой главе я провожу аналогии со средневековой зависимостью от экспорта меха. Аналогии могут казаться случайными, и иногда, как я показываю, они действительно являются случайными. Но чаще всего они описывают одни и те же механизмы, которые становятся благодаря этому более понятны.

А что касается социальных процессов? Экономическая аналогия прямая, но нет ли противоречия между тем, что государство проводит внутреннюю колонизацию в отношении тотально всех, но тем не менее наше население желает сильную руку, сильное государство и демонстрирует патерналистские настроения. Как это трактовать в рамках концепции?

Была такая концепция в течение многих десятилетий и даже столетий, что Россия именно потому нуждается в сильной руке и монархическом правлении, что она такая большая. Что само пространство такое и плотность населения на нем таковы, что если из одного конца в другой нужно добираться много лет, то управлять этим можно только сильной рукой с очень далекого центра. Об этом писала Екатерина, ее поддерживали французские мыслители, потом это перепевалось российскими философами и историками. Но важно и то, чему это пространство обязано своим существованием. Это пространство создавалось государством благодаря его экспансии. Возникает вопрос, зачем государству было это пространство, которым потом оправдывали само государство. Сначала оно расширялось в поиске меха как уникального ресурса для внешней торговли; другого такого не было. Потом меха окончились, и начались смутные времена. Я подробно пишу об этом в своей книге. Но ресурсная зависимость для России вовсе не является вечной проблемой. Скорее государство циклически к ней возвращается.

Тем не менее, откуда же такое отношение именно населения к власти?

Такое отношение не надо абсолютизировать, как вообще ничто другое. Бывали любовь и поклонение, бывали совсем другие времена, когда население с полным на то основанием ненавидело государство, пыталось уехать подальше, свергнуть власть или жить так, как будто оно не замечает государства. Всякое бывало в русской истории – и в давние времена, и совсем недавно.

То есть происходящий сейчас ностальгический откат в советское время со всеми этими настроениями – это не реализация извечного представления о власти?

Я не вижу этого ностальгического отката. Нынешняя политическая система не имеет никакой преемственности с советской. Это очень новое изобретение, которое оправдывает себя, в некоторых своих проявлениях, лжепреемственностью.

Как описанный колонизационный механизм соотносится с тем, что называют имперскими практиками России?

В традиционной историографии под имперскими практиками понимаются практики внешней колонизации. То есть то, что Российская империя делала в Средней Азии, или то, что советское государство делало, к примеру, в Эстонии. Я не отрицаю того, что имперские практики имели место на периферии или в отдаленных губерниях. Мне важно, что они имели место и в давно уже освоенных губерниях и краях, которые тоже когда-то не были российскими или русскими, но постепенно становились. И в них имперские практики продолжали осуществляться, становясь практиками внутренними.

Насколько показывает история, все империи и колонии в общем перестали существовать. По крайней мере в виде империй и колоний. Почему же у нас этот механизм продолжает действовать?

Ну, не стоит спрашивать у историков о будущем. Вы сами сказали, что все империи так или иначе подходили к своему краху. Чаще всего этот момент был связан с насилием, которое оказывалось необходимо для перехода в новое состояние.

То есть мы просто очень медленно движемся к тому, чтобы все завершилось?

Я вовсе не считаю, что медленно.

В последнее время появилось сразу несколько работ, которые предлагают взглянуть иначе на большую дистанцию в российской истории. В чем, по Вашему мнению, смысл такого взгляда на историю сегодня? Какую пользу может принести Ваша книга в этом смысле?

Я не очень понимаю, какая польза может быть от истории. Историки всегда предупреждают, например, генералов о том, что те готовятся к прошедшим войнам, тогда как надо готовиться к совсем другому; но генералы их никогда не слушают. Так же политики готовятся к прошлому миру, который они уже заключили, а не к будущему, которого не знают. Историки, бывают, предупреждают обо всем этом. Но сама идея, что историки существуют для того, чтобы предупреждать политиков, ложная. Но российское руководство сейчас необычно внимательно относится к исторической науке, которая от этого, увы, совсем не становится полезной. На все это есть свои причины, по-моему, вполне понятные. А польза, которую может принести моя книга, это польза для читателя. Если читатель что-то поймет после этого про свою жизнь, значит, вот она польза.

Просто сейчас история является таким полем идеологической борьбы, на основании которого с помощью правильного акцентирования конструируются национальная память и идентичность. Какого эффекта в этом смысле ожидать от Вашей книги?

Ну, посмотрим, что может дать эта книга и как она изменит идентичность или что другое. Я не очень верю в то, что вообще существует такая вещь, как идентичность. Разве что в качестве наших меняющихся представлений о себе, о прошлом и настоящем, о других людях. То, что власть постоянно говорит об идентичности, скорее означает, что чувство идентичности нужно самой власти, без этого ей никак не обойтись, она может потеряться. А люди могут совсем не разделять этих страхов. Как это реально происходит сегодня в России, надо спрашивать не меня, а, например, социологов. Только я с очень большим недоверием отношусь к опросам, особенно когда социологи спрашивают людей о выборе, который они в реальной жизни не имеют возможности сделать, а потом на этом основании конструируют идентичность.