Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт. Может ли заказчик полностью удержать обеспечение контракта? Частичный возврат обеспечения контракта по 44 фз

Об обеспечении контракта, но в ней нет правил, по которым заказчик возвращает или удерживает обеспечение «живыми деньгами», если подрядчик нарушил условия контракта. Четко прописаны только два вида финансовой ответственности поставщика, о которых мы писали : пени за просрочку и штраф за ненадлежащее исполнение контракта. Расторгая контракт в одностороннем порядке, заказчик вправе возместить «только фактически понесенный ущерб» (ч. 23 ст. 95 44-ФЗ).

Посмотрим на позицию в Гражданском кодексе. Он разрешает заказчику:

  • Покрыть из суммы обеспечения задолженность или ущерб (ст. 381.1, 381.2 ГК РФ). То есть заказчик может забрать обеспечение целиком, если докажет, что ущерб или неустойка соответствует его сумме .
  • При расторжении контракта полностью удержать обеспечение, если это прописано в контракте . Дословно сказано так: «Прекращение основного обязательства влечет и прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено договором» (п. 4 ст. 329 ГК РФ).

Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчик самостоятельно прописывает в контракте условия, по которым он распорядится обеспечением:

  • срок возврата,
  • будет ли взыскивать из него штрафы и пени,
  • ситуации, когда полностью его удержит.

Например, заказчик может просто указать срок возврата обеспечения, как в контракте на эту закупку . Или прописать, что будет использовать обеспечение как компенсацию за ненадлежащее исполнение контракта, как в этой закупке .

Как заказчик может распорядиться обеспечением?

Обеспечение вернут полностью

Это происходит, когда контракт:

  • Исполнен без претензий.
  • Расторгнут по соглашению сторон, но не в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств.
  • Исполнен, у заказчика есть финансовые претензии, но поставщик оплачивает штраф или пени не из суммы обеспечения.
  • Разорван в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств, но заказчик не выставляет финансовые претензии. Заказчик включает исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), не оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Обеспечение вернут частично

Условия контракта были нарушены, и заказчик взыскивает пени или неустойку из суммы обеспечения. Если это условие не было прописано в контракте, то действие заказчика можно оспорить в арбитраже.

Обеспечение не вернут

Поставщик может потерять обеспечение полностью в двух случаях:

  • Финансовые претензии заказчика равны сумме обеспечения. Но при этом заказчик не разрывает контракт, а после подписания акта-приемки оплачивает товар или работы. Поставщик не попадает в РНП.
  • Заказчик разрывает контракт в одностороннем порядке и забирает обеспечение, если обе возможности прописаны в контракте. Поставщик попадает в РНП.

Если заказчик разрывает контракт и при этом оставляет обеспечение себе, хотя это не прописано в контракте, это повод для поставщика обратиться в суд.

Что делает заказчик, чтобы удержать обеспечение?

Чтобы удержать обеспечение целиком, заказчик должен прописать эту возможность в контракте. Он может забрать деньги:

  • по соглашению сторон,
  • через суд.

По соглашению сторон

В этом случае заказчик направляет в адрес поставщика претензию. Поставщик соглашается оплатить неустойку из суммы обеспечения, выполняет контракт и получает оплату по нему. Обеспечение остается у заказчика.

​Через суд

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. О том, как обращаться в суд, мы писали . Обратите внимание, что с 1 января 2017 суды принимают иски в электронном виде через систему «Мой арбитр». Подписывать документы нужно квалифицированной электронной подписью.

Некоторые судьи признают недействительным условие, по которому поставщик теряет обеспечение, не исполнив обязательства. Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2014 № 17АП-13071/14 сказано, что пункт контракта, по которому заказчик полностью удерживает обеспечение «противоречит правовой природе института обеспечения исполнения контрактных обязательств, не отвечает принципам равенства участников гражданско-правовых отношений, сбалансированности мер ответственности сторон одного контракта, не соответствует целям размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также допускает возможность применения двойной меры ответственности за одно и то же нарушение, что недопустимо» .

Другие судьи встают на сторону заказчика на основании того, что это условие было прописано в контракте и обе стороны под ними подписались.

Как заказчик вносит поставщика в РНП?

Мы писали о ситуациях, когда есть риск попасть в РНП . В этой статье остановимся на том, как заказчик поступает с поставщиком, с которым расторгает контракт в одностороннем порядке или по решению суда.

Возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон должна быть прописана в контракте. В этом случае заказчик уведомляет поставщика в течение трех рабочих дней о том, что хочет р асторгнуть контракт (ч. 12, 20 ст. 95 44-ФЗ). Решение заказчик размещает в ЕИС и дублирует поставщику: заказным письмом или через электронную почту.

У поставщика есть десять дней, чтобы устранить нарушения. Если он этого не сделал, то решение вступает в силу (ч. 13 ст. 95). После этого заказчик отправляет информацию о расторжении в РНП. Для заказчика передача данных в реестр — обязанность. Если есть основание включить поставщика в реестр, а заказчик этого не сделает, его ждет штраф.

Не позже трех рабочих дней с момента, когда контракт расторгнут, заказчик отправляет в ФАС сведения о поставщике. Это можно сделать через ЕИС, бумажным или электронным письмом. Заказчик подписывает документ собственноручно или квалифицированной электронной подписью.

В письме заказчик указывает:

  • ИНН, название и адрес поставщика,
  • сведения о закупке (идентификационный код, дату проведения, объект закупки, цену контракта и срок исполнения),
  • выписку из протокола
  • обоснование причин расторжения и дата аннулирования контракта,
  • копию решения суда (если контракт расторгается по суду).

За 10 дней ФАС проверяет все документы и факты нарушений и еще за 3 дня включает поставщика в реестр. Это решение поставщик может оспорить в суде, если у него есть доказательства, что он нарушил контракт ненамеренно.

Какие выводы можно сделать?

  • В 44-ФЗ и Гражданском кодексе не сказано, что заказчик априори удерживает обеспечение при расторжении контракта. Как минимум это условие нужно прописать в контракте.
  • Эксперты и некоторые судьи сходятся во мнении, что обеспечение контракта — средство, с помощью которого заказчик может только возместить реальные убытки или взыскать неустойку с исполнителя.
  • Все условия возврата обеспечения должны быть прописаны в контракте. Обязательно посмотрите их на этапе подачи заявки. Если вы подпишитесь под условием, что заказчик может полностью забрать обеспечение, вернуть его будет сложнее.
  • Спорные ситуации арбитраж и высшие инстанции рассматривают индивидуально, исходя из конкретной ситуации.

Обязательным условием для поставщика для участия в торгах и подписании контракта с заказчиком является предоставление обеспечения исполнения договора.

Оно может быть внесено как личными денежными средствами, так и банковской гарантией. Эта сумма страхует заказчика при ненадлежащем исполнении или неисполнении поставщиком условий договора, она компенсирует убытки, которые он может понести.

Однако, правовые нормы защищают не только интересы заказчика, но не оставляют в стороне и исполнителя, предоставляя ему возможность провести возврат обеспечения. Каков же алгоритм и срок данной процедуры?

Причины возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ

Важно помнить, что в первую очередь возврат залоговых средств проводится при окончании договора. После подписания определенного пакета документов, исполнителю обязаны вернуть внесенные ранее денежные средства.

Также причиной может послужить изменение способа обеспечения.

Например, замена собственных денежных средств на банковскую гарантию.

Но встречаются такие ситуации, как и расторжение отношений по обоюдному согласию или только по инициативе заказчика. В этом случае стороны также обязаны оформить возврат обеспечения контракта. Хотя, если у госпредприятия существуют какие-либо претензии к поставщику, то по закону он может воспользоваться залоговой суммой или ее частью для того, чтобы компенсировать убытки, которые он понес.

При этом 44 ФЗ не регулирует вопрос точного размера взыскания, которое может изыматься с поставщика. Данный момент остается полностью на усмотрение заказчика с учетом условий контракта.

Сроки возврата банковской гарантии

Они регулируются самим контрактом и аукционной документацией и могут достигать 45 дней.

Однако, чаще всего происходит, что средства поступают на счет в течение 5 дней после того, как стороны подписали все документы предусмотренные договором, а так же было предоставлено письмо о возврате (по общему шаблону или в произвольной форме). И если возникает ситуация, когда заказчики «тянут» с тем, чтобы вернуть залоговое обеспечение или и вовсе отказываются отдавать его, необходимо без промедления обращаться в суд.

Во время проведения многолотового аукциона — обеспечение исполнения контракта, как собственными денежными средствами, так и банковской гарантией, вносится каждому заказчику отдельно (что довольно обременительно для поставщика, так как ему приходится оформлять много банковских гарантий (или платежных поручений) на разные суммы). Каждое госпредприятие выставляет проект контракта и после получения средств подписывает его.

Возврат обеспечения исполнения контракта в таком случае осуществляется от всех участников закупки отдельно.

Всех заказчиков нужно проинформировать уведомлением. Это происходит путем отправки письма по почте или вручением лично в руки заказчику. Если денежные средства вносились со счета третьих лиц (другое юридическое лицо, кредитующая организация), то к данному прошению так же прикрепляются платежные поручения, в которых указываются с какого юридического лица или ИП был осуществлен платеж.

Поэтому, чтобы избежать трудностей с тем, чтобы вернуть денежные средства, а так же сэкономить время, обращайтесь к специалистам.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Здравствуйте, вот наиболее оптимальный ответ на ваш вопрос, если после ознакомления с ним останутся вопросы, то пишите их.

В соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт может быть расторгнут по соглашению сторон. Такая возможность поставлена Законом N 44-ФЗ в зависимость исключительно от наличия обоюдного согласия сторон. То обстоятельство, что контрагент по каким-либо причинам не может исполнить предусмотренные контрактом обязательства, расторжению контракта по соглашению сторон само по себе не препятствует (отдельно следует отметить, что если до расторжения контракта контрагентом были нарушены (в том числе не исполнены в установленные сроки) предусмотренные контрактом обязательства, заказчик обязан направить контрагенту требование об уплате неустойки - смотрите ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).


Согласно ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом). В то же время порядок возврата суммы обеспечения Законом N 44-ФЗ не установлен.


В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и ГК РФ мерами ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, является уплата неустойки (пени, штрафа) и возмещение не покрытых неустойкой убытков (ст.ст. 393, 394 ГК РФ, ч. 6, ч. 7, ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), но не оставление за собой (удержание) всей суммы, перечисленной в обеспечение исполнения контракта.


Обеспечение надлежащего исполнения обязательства по контракту, являясь дополнительным обязательством, следует судьбе основного обязательства, исполнение которого оно призвано обеспечивать. По общему правилу с прекращением основного обязательства прекращается и сопутствующее ему обязательство. Соответственно, с прекращением предусмотренного контрактом обязательства контрагента (как в связи с его исполнением, так и, например, в связи с расторжением контракта) денежные средства, внесенные контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, утрачивают свою обеспечительную функцию, а правовые основания для удержания заказчиком суммы обеспечения отпадают.


Таким образом, мы полагаем, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должны быть возвращены заказчиком в срок, предусмотренный контрактом, либо в разумный срок (ст. 314 ГК РФ) после расторжения контракта.


Вместе с тем сказанное не означает, что заказчик не может удовлетворить за счет полученной от контрагента суммы обеспечения исполнения контракта требования, возникшие в связи с неисполнением контрагентом предусмотренных контрактом обязательств.


Полагаем, что возврат контрагенту перечисленной им суммы обеспечения контракта за вычетом подлежащей уплате неустойки (штрафа, пени) в отсутствие судебного акта может считаться правомерным в случае признания контрагентом соответствующего долга либо в случае, если такая возможность предусмотрена соглашением между заказчиком и контрагентом (смотрите, например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 N 08АП-10345/14, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 N 04АП-5140/14, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 N 15АП-10269/14). В иных случаях нельзя исключить, что удовлетворение заказчиком имеющихся у него требований к контрагенту об уплате неустойки из перечисленной ему контрагентом обеспечительной суммы может быть признано неправомерным. Косвенно сказанное находит подтверждение и в письме Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 N 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805, где указывается на то, что частичное или полное удержание суммы обеспечения осуществляется в соответствии с условиями контракта.


Кроме того, Закон N 44-ФЗ не устанавливает запрета на прекращение обязательств зачетом (ст. 411 ГК РФ), поэтому, если это не запрещено контрактом, при соблюдении установленных ст. 410 ГК РФ требований встречные обязательства заказчика и контрагента могут быть прекращены зачетом. Это в полной мере относится и к прекращению обязательства по уплате неустойки. Требования о возврате суммы обеспечения и об уплате неустойки являются однородными, поэтому могут быть (полностью либо частично) прекращены зачетом по заявлению заказчика (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 N 03АП-2849/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 N 18АП-6125/14). Разумеется, в случае несогласия с размером исчисленной заказчиком неустойки контрагент сможет обратиться в суд с соответствующим требованием. Однако, повторим, принципиально обязательство заказчика по возврату суммы обеспечения и обязательство контрагента по уплате неустойки могут быть прекращены зачетом, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2013 N А60-2225/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 N 09АП-16900/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 N 03АП-4416/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 N 13АП-12653/14, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.01.2015 N Ф08-9866/104, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 N 15АП-21743/14, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 N 04АП-5761/14, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 N 14АП-11150/14).

Для участия в государственных тендерах и при заключении договоров на поставку различных товаров и услуг подрядчики предоставляют госзаказчикам обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта. Оно необходимо госзаказчику как залог выполнения подрядчиком взятых на себя обязательств. В этой статье мы рассмотрим порядок и сроки возврата финансовой гарантии в форме залога денежных средств добросовестному Исполнителю.

Госзаказчик должен быть уверен, что в случае невыполнения договорных обязательств, поставщик или подрядчик автоматически компенсируют все убытки за счёт представленных по договору финансовых гарантий.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) предусматривает право заказчика определить условия обеспечения исполнения контракта. Но в ситуации, когда цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30 %, заказчик обязан их установить.

При этом участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 № Д28-84).

Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 94-ФЗ) предусматривает обеспечение двух видов обязательств:

  • обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе путём внесения денежных средств в размере, установленном соответственно конкурсной документацией либо документацией об аукционе (ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 32 Закона № 94-ФЗ);
  • обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в форме безотзывной банковской гарантии либо страхования ответственности по контракту, либо поручительства, либо передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12, ч. 37 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).

Если заказчиком или уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, такой контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт соответствующего обеспечения.

Правила об обеспечении исполнения контакта не применяются в случаях, когда участником закупки является государственное или муниципальное казённое учреждение (ч. 4 ст. 29 Закона № 94-ФЗ).

Денежные средства, которые поступили от участника размещения заказа, победителя торгов в счёт обеспечения исполнения государственного контракта, считаются временно поступившими в распоряжение заказчика и зачисляются на лицевой счёт последнего в таком качестве. Указанные денежные средства находятся в распоряжении заказчика на всё время исполнения госконтракта до полного исполнения обязательств.

Что значит для заказчика полное исполнение условий контракта? Это:

  • поставка, оказание услуг, выполнение работ Исполнителем в натуре;
  • подписание актов выполненных работ, счетов-фактур, накладных (ТТН, ТН) без замечаний, что подтверждает выполнение Заказчиком работ в полном объёме.

Кроме всего вышеизложенного, осуществление оплаты Заказчиком выполненных работ, оказанных услуг или поставленного товара Исполнителю.

Порядок возврата Законом № 94-ФЗ установлен только в отношении денежных средств, внесённых в обеспечение заявки на участие в торгах (ч. 12 ст. 28, ч. 2 и 5 ст. 29, ч. 11 ст. 37 Закона № 94-ФЗ). В отношении возврата обеспечения исполнения государственного контракта установлен только размер и не оговорен порядок и сроки возврата финансовой гарантии.

Поэтому, как правило, порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта предусматриваются условиями государственного контракта. В контрактах, например, встречаются следующие формулировки: «12.2. Возврат обеспечения исполнения Контракта осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты последнего платёжного поручения по Контракту с отметкой банка о списании денежных средств со счёта Заказчика».

Однако Исполнители госконтрактов могут столкнуться с ситуацией, когда в государственный контракт не включены условия о возврате обеспечения исполнения контракта, а работы выполнены в полном объёме, все документы об исполнении контракта подписаны заказчиком.

Если все условия выполнены, финансовое обеспечение Исполнителю обязаны вернуть. Для этого Исполнителю нужно написать заявление о возврате обеспечения исполнения контракта. На основании данного заявления Заказчик оформит поручение о возврате денежных средств, поступивших в качестве обеспечения исполнения контракта. Заявление должно содержать перечень необходимых реквизитов исполнителя – юридического лица, по которым возвращаются денежные средства, а именно:

  • наименование;
  • сведения об организационно-правовой форме;
  • местонахождение и почтовый адрес.

Для исполнителя – физического лица:

  • Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания исполнителя;
  • ИНН, КПП;
  • сумму, подлежащую возврату.

Типового, утверждённого образца нет. Заявление составляется в произвольной форме, желательно на фирменном бланке компании-исполнителя, главное, чтобы оно содержало основные реквизиты.

Образец заявления:

(наименование Заказчика)

(наименование или Ф.И.О. Исполнителя)

адрес местонахождения (жительства): _______________________

телефон: __________, факс: _______, эл. адрес: _____________

Заявление

о возврате обеспечения исполнения контракта (государственного контракта, договора) №___ от «___»________20__г.

Между Заказчиком (наименование) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт) и Исполнителем (наименование, Ф.И.О.) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт от имени Исполнителя) был заключён контракт №____ от «___» _________20___г. Условия контракта выполнены в полном объёме, что подтверждается ________________ актом выполненных работ, счётом-фактурой, ТТН, ТН и др., оплатой выполненных работ (№ платёжного поручения, дата). В качестве обеспечения контракта Заказчику была перечислена сумма в размере ______________ (сумма прописью) рублей ___ коп. Поскольку обязательства по контракту Исполнителем выполнены в полном объёме, со стороны Заказчика претензий к качеству (количеству) выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) не имеется, прошу возвратить сумму обеспечения контракта в размере ___________(сумма прописью) рублей ___ коп. Указанную сумму прошу перечислить по следующим реквизитам:

расчётный/счёт_________________________ в БАНКЕ (наименование банка)

корреспондентский/счёт_____________________

ИНН____________________

КПП____________________

ОГРН___________________

Адрес местонахождения Исполнителя

Исполнитель (подпись руководителя, дата)

На основании заявления исполнителя заказчик составляет поручение, которое подписывает Администратор закупок и начальник структурного подразделения администратора (тот, кто осуществлял закупки) и направляет его в Финансовое управление заказчика.

Форма типового поручения также не установлена. Обычно заказчик сам разрабатывает и утверждает содержание и форму такого поручения, но с обязательным содержанием основных реквизитов. Поручение должно содержать перечень необходимых сведений об исполнителе, которому возвращаются денежные средства, а именно:

  • наименование;
  • информацию об организационно-правовой форме;
  • местонахождение и почтовый адрес участника размещения заказа или исполнителя (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания участника размещения заказа или исполнителя – физического лица);
  • ИНН, КПП;
  • банковские реквизиты счёта, на который производится перечисление средств;
  • сумму, подлежащую возврату, и реквизиты документа, на основании которого производится возврат денежных средств.

Образец Поручения:

_________________________________________

(наименование Финансового управления Заказчика)

________________________________________

(наименование или Ф.И.О. должностного лица Заказчика, администратора закупок)

Поручение.

В связи с выполнением работ (оказанием услуг, поставкой) по государственному контракту (договору) №____ от «___» ________20__г., и подписанием актов выполненных работ (актов оказанных услуг, счетов-фактур, ТТН, ТН), прошу возвратить Исполнителю (наименование и адрес Исполнителя, ОГРН, ИНН, КПП, банковские реквизиты) сумму, уплаченную последним, в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, заключённого по результатам конкурса (аукциона, ОАЭФ, запроса котировок и др.) №__________________ от «____»________20__г., и перечисленную на лицевой счёт Заказчика платёжными поручениями №___ от «___»________20__г. в полном объёме в размере ___________(сумма прописью) рублей ___коп.

Приложение:

  1. Копия государственного контракта в 1 экз., ____листов;
  2. Копия акта выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура) в 1 экз., ____листов;
  3. Копия платёжного поручения (от Исполнителя) №__ от «___»_____20__г. в 1 экз., ____листов.

Подпись должностного лица

Кроме того, к поручению прикладываются документы, подтверждающие исполнение контракта в полном объёме, которые являются основанием возврата денежных средств, перечисленных исполнителем в качестве обеспечения исполнения госконтракта. Как правило, к Поручению прикладываются копия государственного контракта, копия актов выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура), копия платёжного поручения, которым были перечислены денежные средства в счёт обеспечения исполнения обязательств победителем торгов.

При приёмке Поручения работник Финансового управления, принявший Поручение, проставляет дату приёмки на его копии с указанием даты и времени поступления документа.

Перечисление денежных средств на счёт Исполнителя в качестве возврата обеспечения государственного контракта по Поручению должно быть исполнено Финансовым управлением в течение трёх рабочих дней (п. 4.13 Приказа Казначейства РФ от 16.06.2010 № 145 «Об организации взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, участвующих в осуществлении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг»). Однако указанный срок может затянуться для проверки сведений об основаниях возврата денежных средств. В том случае, если по указанному поручению будет принято положительное решение, срок может быть соблюдён.

В среднем с момента подачи заявления о возврате обеспечения исполнения обязательства по государственному контракту Исполнителю проходит около десяти-пятнадцати дней до момента возврата.

Специальная административная ответственность за несоблюдение сроков возврата обеспечения исполнения контракта не установлена. «Недобросовестного» заказчика можно привлечь к ответственности только в рамках гражданского законодательства.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего за днём истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Если в контракте не установлено иное, то размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

C 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон, регулирующий порядок осуществления закупок государственными и муниципальными учреждениями: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ). Закон № 94-ФЗ прекращает своё действие со вступления в силу Закона № 44-ФЗ.

Новый закон более конкретно регулирует правоотношения в сфере государственных и муниципальных закупок. Его положения основаны на практике применения старого закона о закупках (94-ФЗ), а также сложившейся судебной практики в этой сфере.

В новом законе предусмотрена обязанность Заказчика включать требование об обеспечении исполнения всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), за исключением контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). В отношении контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, Заказчик вправе установить требования об обеспечении исполнения контракта, но не обязан этого делать.

Из способов обеспечения исполнения контракта остались только два, на выбор заказчика:

  1. Банковская гарантия. Причём срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц (ч. 3 ст. 96 Закона №44-ФЗ).
  2. Залог – внесение денежных средств на счёт заказчика.

Кроме того, Законом № 44-ФЗ конкретизированы размеры обеспечения исполнения контрактов:

  • 5 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • 10 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.

В случае выплаты по условиям контракта аванса, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В таком случае обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Законом о федеральной контрактной системе предусмотрена возможность уменьшения финансового обеспечения и изменения способа обеспечения обязательств в процессе исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Если порядок и сроки возврата не были урегулированы в старом законе о закупках, и в основном возникающие спорные ситуации решались в судебном порядке, то новый закон о контрактной системе устанавливает как обязанность включение в контракт положений о сроках и порядке возврата финансовых гарантий Исполнителю (ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суды рекомендуют руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ при решении вопросов о сроках и порядке возврата обеспечения исполнения контракта, регулирующих соответствующий вид обеспечения исполнения обязательств (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 № 15АП-13959/2012 по делу № А53-18257/2012, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу № А43-9812/2010 и др.).

Таким образом, со вступлением в силу нового закона о контрактной системе, многие проблемы, возникающие в настоящее время в процессе осуществления закупок на основании норм Закона № 94-ФЗ, будут регламентироваться на законодательном уровне.