Временная прописка: как сделать? Временная прописка: законы РФ. Временная прописка без постоянной регистрации

Если нет прописки и некуда прописаться что делать? Конституцией предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Между тем законы административного характера закрепляют обязанность каждого гражданина регистрироваться по месту жительства, будь оно хоть постоянное, хоть временное. Однако встречаются случаи, когда зарегистрироваться просто негде, так как нет места жительства.

Что будет, если нет прописки, и чем это грозит? Наличие либо отсутствие прописки никоим образом не влияет на осуществление лицом предоставленных ему конституционных прав. Ограничения любого характера по данному основанию недопустимы. Однако по природе некоторых правоотношений требуется наличие у лица адреса, по которому он зарегистрирован.

В перечень таких правоотношений включены:
  • оформление медицинской страховки;
  • получение водительских прав;
  • открытие счёта в банке;
  • получение кредита;
  • постановка на учёт по вопросу улучшения жилищных условий;
  • услуги ЗАГС (запись актов гражданского состояния);
  • некоторые действия в предпринимательской деятельности.

Вместе с тем есть самые распространённые ситуации, когда вследствие отсутствия у лица регистрации ему отказывают в осуществлении тех или иных действий, реализации прав.

К таким ситуациям относятся:
  1. Трудоустройство. Трудовое законодательство предоставляет гарантию трудоустройства каждому трудоспособному человеку по его собственному желанию. Такое право может быть ограничено лишь по решению суда. Если в трудоустройстве отказали по причине отсутствия регистрации, то такой отказ нужно обжаловать в инспекцию труда либо в суд.
  2. Социальное обустройство детей. Некоторые детские сады и школы отказывают принимать детей, так как у них нет регистрации. Такой отказ является незаконным, ведь он нарушает конституционные права ребёнка. Его можно обжаловать в прокуратуре или в суде.
  3. Медицинское обслуживание. Ни одно медицинское учреждение не имеет права отказывать в предоставлении медицинской помощи, помимо частных учреждений, которые оказывают медицинские услуги на платной основе. Скорая медицинская помощь должна оказываться вне зависимости от указанного обстоятельства.

Любое нарушение либо ограничение конституционных прав на основании отсутствия регистрации является незаконным и может быть обжаловано. Лица, которые допустили такое нарушение, привлекаются к ответственности в общем порядке.

Между тем административное законодательство устанавливает некоторые санкции для лиц, которые не имеют постоянной или временной регистрации. Данное положение закреплено в статье 19.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, данной нормой предусмотрены следующие денежные штрафы для лиц, проживающих без регистрации по тому или иному адресу:
  • от 2 до 3 тысяч рублей – для лиц, проживающих без регистрации;
  • от 3 до 5 тысяч рублей – для лиц, проживающих без регистрации в черте городов Москва и Санкт-Петербург.

К тому же предусмотрены денежные штрафы, которые налагаются на лиц, допустивших такое проживание. Так что прописываться всё же нужно.

Однако указанной нормой предусмотрены исключения из правил, когда лица не привлекаются к ответственности за данное правонарушение:
  • если лицо проживает без регистрации, но имеет регистрацию в другом месте;
  • если лицо проживает без регистрации в черте города Москвы, но имеет регистрацию по другому адресу, находящемуся в пределах города Москвы;
  • когда лицо проживает в Санкт-Петербурге без регистрации, при этом имеет регистрацию по другому адресу в черте Санкт-Петербурга;
  • если проживающие без регистрации лица являются близкими родственниками (помимо братьев и сестёр) или супругами другого лица, имеющего регистрацию по данному адресу.

Законодательство о регистрации лиц по месту их пребывания является инструментом учёта граждан, позволяющим определять и находить их в случаях, когда такое требуется законодательством.

Законодательство достаточно чётко регламентирует требования к тому, по какому адресу лица должны быть зарегистрированы.

Определяется это по следующим условиям:
  • где проживает фактически данное лицо;
  • имеет ли это место статус жилого помещения.

Статус помещения в качестве жилого определяется Жилищным кодексом РФ и правительственными актами. Разумеется, люди могут проживать и в помещениях, не совсем подходящих под критерии, обозначенные в данных актах, но они являются основным условием доступности жилья к тому, чтобы граждане могли в нём прописаться.

Согласно данным актам лица могут прописаться в одном из нижеследующих жилых помещений:
  • квартира в многоквартирном доме;
  • жилой дом на участке под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • дачный дом;
  • общежитие;
  • дома престарелых;
  • приюты;
  • гостиницы;
  • временное жилье манёвренного назначения;
  • интернаты и так далее.

При этом не имеет значения, является ли гражданин собственником указанных жилых помещений или нет. Однако нужно учитывать, что регистрация может быть осуществлена лишь при согласии собственника.

Между тем законодатель в целях определения срока проживания и действия регистрации подразделяет указанные выше помещения на следующие категории:
  • место постоянного пребывания;
  • место временного пребывания или просто пребывания.

К местам постоянного жительства относятся частные дома и квартиры. А местами пребывания признаются гостиницы и иные подобные учреждения, в которых граждане проживают менее 3 месяцев. Там обычно проживают временно, но если нет своего жилья, то закон не запрещает проживать в таких местах постоянно.

Необходимость регистрации гражданина по месту временного пребывания возникает лишь тогда, когда он планирует остаться там более чем на 3 месяца. Однако на иностранцев данное правило не распространяется, и они обязаны регистрироваться, если планируют оставаться на более чем неделю (в некоторых случаях более чем месяц).

Что делать, если нет прописки и как сделать себе регистрацию? Порядок регистрации граждан на профессиональном языке называется как миграционный учёт. Ответственным за такой учёт граждан и иностранцев является миграционная служба. Ранее она была самостоятельной структурой федерального значения. Ныне данный орган является структурным подразделением МВД.

Для постановки лица на миграционный учёт по месту пребывания подаётся заявление. Его необходимо подать в соответствующее отделение миграционный службы (паспортного стола) либо в любое из отделений МФЦ (многофункционального центра).

К заявлению прилагается следующий перечень документов:
  • паспорта собственника жилого помещения и лица, прописываемого в его квартире;
  • документ, удостоверяющий правомочие собственности;
  • согласие иных собственников жилого помещения, если оно находится в долевом владении, составленное письменно;
  • справка из жилищной организации о лицах, проживающих совместно с регистрирующимся лицом;
  • разрешение муниципального органа, заведующего государственным фондом жилья (жилищная инспекция) на регистрацию гражданина в муниципальном жилище;
  • соглашение об аренде жилья, договор социального найма, предоставляющий регистрирующемуся лицу право использования жилого помещения.

Срок, в течение которого в миграционной службе прописывают гражданина по месту его пребывания, составляет три дня. В некоторых случаях по резолюции начальника отдела миграционной службы регистрация людей может быть осуществлена за один день.

Однако когда заявление на регистрацию подаётся через МФЦ либо из отделения паспортного стола, находящегося в другом городе или районе, этот срок может быть продлён до недели. Такое же продление срока происходит, когда по тем или иным причинам один или несколько необходимых для регистрации документов находятся в распоряжении другого государственного органа по востребованию.

Факт временного пребывания регистрируется по упрощённой схеме. Для этого гостям достаточно подать заявление администрации учреждения, являющегося управляющим места временного пребывания.

Что будет, если нет жилья у человека и ему просто негде прописаться? Право на жилище является гарантированным конституцией правом. Однако не все об этом знают. По этой причине очень часто можно встретить бездомных, лиц без установленного места проживания. Такие люди вообще не имеют места жительства, даже временного.

Однако конституционную гарантию пока что никто не отменял. Согласно административному законодательству таким лицам жильё предоставляется из фондов государства. Для этого бездомные лица должны подавать заявление в муниципалитет.

Ответственными за обеспечение населения жильём являются органы социальной защиты.

Порядок действия для получения жилья следующий:
  • необходимо с паспортом обратиться в местное отделение органа социальной защиты;
  • нужно встать на учёт в качестве безработного лица на бирже труда;
  • оформить специальное государственное пособие по безработице.

Разумеется, за этим последует трудоустройство согласно квалификации гражданина. А жильё будет предоставлено на основе соглашения о социальном найме по низкой стоимости. В таком жилье можно прописаться в общем порядке. Его также можно в дальнейшем приватизировать, если законом не предусмотрено иное.

Но бывают случаи, с точностью до наоборот отражающие описанное выше. Лица фактически имеют место для проживания, но не имеют регистрации из-за отказа сотрудников паспортного стола. Отказывают они вследствие отсутствия у такого лица основания для регистрации по соответствующему адресу.

Что нужно делать в таких случаях? Чтобы узаконить своё проживание по тому или иному адресу и получить по нему прописку нужно обратиться в суд. Рассматриваться дело будет согласно порядку особого производства с привлечением всех заинтересованных лиц.

Юридическое определение фактических обстоятельств является обычным делом и встречается в судах довольно часто. Так что при наличии свидетельских показаний, документов, подтверждающих фактическое проживание лица в соответствующей квартире, суд удовлетворяет требование. В итоге паспортный стол зарегистрирует такое лицо на основании решения суда.

Не стоит отчаиваться, если у человека нет жилья и даже средств к существованию. Государство обязано обеспечить каждого своего гражданина жильём и рабочим местом согласно его квалификации.

Однако многие граждане не пользуются такими возможностями из-за недоверия к государству и должностным лицам уполномоченных органов. Да и сами должностные лица частенько ведут себя неподобающим образом, тем самым вынуждая граждан идти на улицу.

Узнайте на нашем сайте о том, а также о том, по месту пребывания.

Можно ли?

Возможна ли временная регистрация без постоянной? Ситуации, когда обратившийся за учетными мерами по месту пребывания гражданин не имеет , есть двух разновидностей:

  • когда человек выписан с места жительства;
  • если отсутствует совсем штамп адреса жительства — его не было.

О том, что делать, если , узнайте из нашей статьи.

Обычно за постановкой на учет по пункту непродолжительного нахождения обращаются люди, поставленные на учет по месту жительства и покинувшие родные пенаты на срок более 90 дней .

При временной прописке нужно ли выписываться? При проведении учетных действий в новому пункте нахождения (на некоторый период) штамп в паспорте по месту основного жительства остается, он не отменяется, а продолжает действовать параллельно .

Но это работает только в случае, если человек поставлен на учет там, где находится преимущественный период жизни, но ведь требования нормативных законодательных актов не включают это условие как обязательное.

О том, квартиры, а также о том, по месту пребывания, узнайте из наших статей.

Какими законами регламентируется?

Регистрационные меры регламентируются следующими правительственными актами:

  • Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1;
  • Приказ ФМС от 11 сентября 2012 г. N 288 «Об утверждении Админ. регламента…».

В этих актах учитываются все нюансы относительно действий ФМС.

Узнайте на нашем сайте о том, как заполнить на временную прописку, а также получить о регистрации по месту пребывания.

Различия видов

В случае, если перед отъездом из дому гражданин прекратил действие учета по основному местонахождению – выписался, то ему выдали листок убытия , который нужно предъявить вместе с пакетом документов, извещая органы ФМС о своем пребывании в новом пункте.

Это единственное отличие от стандартной учетной процедуры по пункту пребывания.

Несколько иной алгоритм учета по непостоянному адресу, если прописки как таковой у гражданина не было: за жительство без уведомления властей о своем присутствии гражданин заплатит сначала штраф (ст. 19.15.1 КоАП РФ , согласно которой жившему без проведения учетных мер придется выложить от 2 до 5 тыс. руб.).

После предъявления квитанций о полном расчете, с чистого листа человек будет поставлен на учет в пункте пребывания, заполнив заявление и предъявив собственника жилья с его паспортом и документами на квартиру.

Смена постоянной на временную


Такой специальной процедуры по учету передвижения граждан не предусмотрено , но перейти с постоянной регистрации на временную, если это необходимо, можно.

Для этого нужно с места жительства произвести выписку , результатом которой будет снятие с учета по старому постоянному адресу с оттиском штампа в паспорте соответствующего содержания.

Потом можно 2 месяца и 23 дня жить вполне безмятежно в месте пребывания, а потом обратиться в подразделение ФМС, чтобы поставили на учет на некоторое время (согласованное с тем, кто дает свой кров), только обязательно захватить листок убытия.

Отмена регистрации

Прописка по адресу пребывания имеет свои даты начала и окончания действия, оговоренные в свидетельстве .

Обычно обращение в ФМС не требуется, чтобы ее прекратить, она автоматически заканчивается вместе со сроком учета.

Если нужно прервать ее, то без вмешательства органов ФМС этого сделать невозможно.

Обратившись к паспортисту, работнику ФМС или МФЦ, намеревающийся убыть раньше срока человек должен написать заявление с просьбой аннулировать действие регистрации , что и будет выполнено.

Регистрационные меры по передвижению граждан являются обязательными , при этом учетные процедуры специалисты стараются проводить как можно быстрее и проще, поэтому при любых обстоятельствах нужно выбрать время и обратиться в органы ФМС.