Выставка конференция обеспечение комплексной безопасности. Международный салон «Комплексная безопасность. Презентации организаций — участников комплексной экспозиции Минобрнауки

Гарнизонная служба пожарной ох­раны организуется для централизо­ванного и квалифицированного руко­водства пожарными подразделениями.

Подразделения, а также учебные заведения пожарной охраны, распо­ложенные в населенном пункте незави­симо от их ведомственной принад­лежности, составляют гарнизон по­жарной охраны.

В территорию гарнизона вклю­чаются населенные пункты, в которых


расположены пожарные подразделе­ния, при необходимости могут вклю­чаться и близлежащие населенные пункты.

Границы территории гарнизона и назначение начальника гарнизона, ко­торым является старший оперативный начальник пожарной охраны, оформ­ляются приказами по республике, краю, области.

В районном звене или городах областного подчинения начальниками гарнизонов назначаются: начальники отделов, отделений или инспекций, а также начальники отрядов, частей, дислоцированных в данных населен­ных пунктах.

Начальник гарнизона лично орга­низует тактическую и психологичес­кую подготовку начальствующего сос­тава, изучение наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении объектов. Он активно участвует в вос­питании волевых качеств руководи­телей тушения пожаров, способных возглавлять боевые действия на пожа­ре, в этой работе также участвуют должностные лица гарнизона.

Согласно Уставу службы, долж­ностными лицами гарнизона являют­ся: начальник гарнизона, оперативный дежурный, начальник службы связи, старший диспетчер Центрального пун­кта пожарной связи (ЦППС) и начальник газодымозащитной службы гарнизона (ГДЗС), начальник техни­ческой службы гарнизона.

Круглосуточное управление сила­ми и средствами начальник гарнизона осуществляет через старшего диспет­чера ЦППС и дежурную службу пожаротушения (ДСПТ), а также че­рез пункты пожарной связи местных (сельских) гарнизонов пожарной ох­раны.

Дежурная служба пожаротушения находится в прямом подчинении на­чальника УПО (ОПО) (начальника гарнизона) и в непосредственном подчинении начальника отдела (отде­ления) службы и подготовки и обес­печивает контроль за боеготовностью и боеспособностью пожарных под­разделений гарнизона. Организует и


проводит мероприятия по совершен­ствованию тактической и психологи­ческой подготовки личного состава. Разрабатывает и корректирует опера­тивные документы гарнизона по служ­бе, подготовке и тушению пожаров, а также по взаимодействию с дру­гими службами.

ДСПТ осуществляет оперативное руководство центральным пунктом по­жарной связи или дежурной частью автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССО УПО), где таковая имеется в гарнизоне.

Дежурному составу ДСПТ област­ного, краевого, республиканского цен­тров в оперативном отношении под­чиняются все дежурные службы по­жаротушения (оперативные дежурные по отрядам), пожарные части гар­низонов пожарной охраны области, края, республики, а также дежурные смены ЦППС.


Дежурные группы ДСПТ 1-го разряда возглавляет заместитель ру­ководителя тушения пожара, а 2-го и 3-го разрядов - старший помощ­ник руководителя тушения пожара, которые во время несения службы являются оперативными дежурными по гарнизону; старший помощник и помощник руководителя тушения по­жара являются соответственно его заместителем и помощником (табл. 4.1).

Организацию деятельности дежур­ной службы пожаротушения в гарни­зоне осуществляют согласно Положе­нию о ДСПТ ГУПО.

Для приема сообщений о пожарах, обеспечения связи между пожарными


подразделениями в пути следования и с места пожара, а также для связи с отдельными службами гарни­зона организуются центральные пунк­ты пожарной охраны (рис. 4.1).

ЦППС - основной орган связи и управления в гарнизоне, орган по­стоянного контроля оперативной об­становки, обеспечения комплексного использования сил и средств. ЦППС регулирует все выезды дежурных караулов пожарных частей на заня­тия, учения и другие мероприятия, постоянно информирует оперативного дежурного об оперативной обстановке в гарнизоне.

ЦППС организуется при УПО, ОПО или одной из центральных частей гарнизона, оборудуется стан­цией и коммутатором оперативной связи, светопланом области, города, района, табло учета сил и средств гарнизона, аппаратурой звукозаписи и т. д. К станциям оперативной связи подсоединяются линии прямой провод­ной связи с пожарными частями, важными объектами и службами горо­да, привлекаемыми для совместной работы по тушению пожаров; линии городской телефонной станции, обес­печивающие связь с любым пожар­ным подразделением и городским абонентом. Кроме того, станция обес­печивает циркулярную телефонную пе­редачу по прямым проводам в пожар­ные части и службы города. Кроме того, ЦППС оборудуется центральной радиостанцией, которая обеспечивает радиосвязь со всеми стационарными и автомобильными радиостанциями гарнизона. Радиостанция на пожар­ных автомобилях включается в момент выезда подразделения на пожар или занятие.

На светоплане города обозначены границы районов"обслуживания час­тей, условными знаками выделены промышленные объекты, безводные участки города, нанесена дислокация пожарных подразделений и располо­жение пожарного водоснабжения (гидранты, водоемы и др.).

Дополнительным материалом к плану города (населенного пункта)

Положение о пожарно-спасательных гарнизонах

I. Общие положения.

1.1. Настоящее положение о пожарно-спасательных гарнизонах разработано в соответствии со статьями 22 и 22.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 и определяет порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, в том числе организации и осуществления гарнизонной службы, полномочия должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов, порядок привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений к действиям по тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.2. Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, спасательные воинские формирования, горно-спасательные части, другие организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе входящие в состав территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение АСР, расположенные постоянно или временно на территории с установленными административными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

1.3. Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальный пожарно-спасательный гарнизон объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.



1.4. В местных пожарно-спасательных гарнизонах, в зоне ответственности которых расположены отдаленные сельские населенные пункты, создаются подразделения объединений пожарной охраны – пожарно-спасательные посты Корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы (далее – посты Корпуса сил).

Руководство постами Корпуса сил осуществляет начальник местного пожарно-спасательного гарнизона.

1.5. Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

1.6. Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается начальником Главного управления МЧС России.

1.7. Границами пожарно-спасательных гарнизонов являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - границы субъекта Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона - границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.

Границы местного пожарно-спасательного гарнизона определяются начальником территориального органа МЧС России - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований

1.8. В каждом пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

1.9. Караульная служба предназначена для поддержания постоянной готовности дежурных караулов (дежурных смен) подразделений, обеспечения тушения пожаров и проведения АСР. Задачи и функции караульной службы определяются Уставом подразделений пожарной охраны.



Противопожарного режима

3.1. При установлении особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности, а также при осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновении чрезвычайной ситуации подразделения переводятся на усиленный вариант несения службы.

3.2. При усиленном варианте несения службы подразделениями осуществляются следующие мероприятия:

организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава подразделений в соответствии с разрабатываемым графиком;

усиливается охрана зданий и территорий подразделений;

создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;

проводится разъяснительная работа по усиленному варианту несения службы среди личного состава;

вводится в расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом дежурные караулы (дежурные смены), организуется сбор свободного от несения службы личного состава;

проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты взрывопожароопасных объектов;

проводится, с учетом складывающейся обстановки, передислокация сил и средств подразделений;

уточняется порядок взаимодействия со службами жизнеобеспечения.

IV. Организация привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений к действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС

4.1. Организация привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений к действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС проводится должностными лицами пожарно-спасательных гарнизонов и входящих в их состав подразделений и устанавливается документами предварительного планирования сил и средств для тушения пожаров и ликвидации ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС (далее - План привлечения);

расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС (далее - Расписание выезда);

строевой запиской пожарно-спасательного гарнизона (далее – строевая записка); (приложение 2);

расчетом сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и ликвидации ЧС местного пожарно-спасательного гарнизона (далее – ОП).

4.2. Разработку Плана привлечения на территории субъекта Российской Федерации, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального пожарно-спасательного гарнизона.

4.3. Разработку Расписания выезда на территории муниципального образования обеспечивает начальник местного пожарно-спасательного гарнизона.

4.4. Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители подразделений всех подразделений, входящих в состав пожарно-спасательного гарнизона представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.) и несут персональную ответственность за своевременность, качество и достоверность представленной информации.

4.5. План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления МЧС России, а также с начальниками всех пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров ЗАТО, а также в особо важных и режимных организациях (далее - специальные подразделения ФПС), дислоцированных на территории данного субъекта Российской Федерации, в части, их касающейся, утверждается постановлением руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4.6. Количество сил и средств подразделений на сопредельных территориях двух и более субъектов Российской Федерации определяется руководством главных управлений МЧС России по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

4.7. Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления МЧС России, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории муниципального образования, и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории муниципального образования, утверждается распоряжением главы муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

V. Разработка Расписания выезда сил и средств подразделений пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории города федерального значения, муниципального образования

5.1. При разработке Расписания выезда устанавливается порядок (количество и последовательность) привлечения сил и средств подразделений пожарно-спасательных гарнизонов, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений, оперативно-тактических особенностей территории муниципального образования, в том числе отдельных объектов и сооружений, расположенных на его территории.

В ходе данной работы предусматривается резерв сил и средств для тушения пожаров и ликвидации ЧС одновременно в двух и более местах (в том числе за пределами территории муниципального образования).

5.2. При одновременном возникновении на территории, охраняемой местным пожарно-спасательным гарнизоном, двух и более крупных пожаров вопросы организации управления, тушения пожаров и ликвидации ЧС решаются руководством Главного управления МЧС России.

5.3. Расписание выезда хранится на центральном пункте пожарной связи (далее - ЦППС), при отсутствии ЦППС на пункте связи части. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (копия) из Расписания выезда с приложениями к Расписанию выезда в части, его касающейся.

5.4. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования Расписанием выезда определяется территория, в границах которой предусмотрено первоочередное направление сил и средств этого подразделения пожарной охраны по первому сообщению о пожаре (далее - район выезда).

5.5. На территории района выезда подразделения пожарной охраны предусматриваются подрайоны выезда для ближайших подразделений (далее - подрайон выезда). Подрайоном выезда может являться как часть территории, так и вся территория района выезда другого подразделения

5.6. Подразделений ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе, подразделения ведомственной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем (собственником) охраняемой организации, руководителем подразделения пожарной охраны, расположенной (расположенного) на территории соответствующего пожарно-спасательного гарнизона, путем заключения соглашений в установленном порядке.

Подразделения добровольной пожарной охраны включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем подразделения добровольной пожарной охраны.

Аварийно-спасательные формирования включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем подразделения АСФ.

5.7. В случае если специализированные пожарно-спасательные части или специализированная часть по тушению крупных пожаров будут задействованы для тушения пожаров или ликвидации чрезвычайных ситуации и их последствий на территории субъектов Российской Федерации и при этом сил и средств для прикрытия закрепленного района выезда, предусмотренного расписанием выезда, будет недостаточно, необходимо предусмотреть компенсирующие мероприятия прикрытия района выезда СПСЧ и СПЧ другими подразделениями пожарной охраны.

5.8. На территории Российской Федерации, исходя из количества привлекаемых к тушению основных пожарных автомобилей, предусматривается единая градация номеров (рангов) пожаров (с № 1 по № 5).

Номер (ранг) пожара является условным признаком сложности пожара и определяет количество расчетов (отделений) на основных пожарных автомобилях, привлекаемых для его тушения исходя из возможностей пожарно-спасательных гарнизонов.

При необходимости привлечения сил и средств превышающем количество основных пожарных автомобилей соответствующих номеру (рангу) пожара № 1, устанавливается дополнительный номер (ранг) пожара с индексом «БИС», соответствующий двукратному увеличению привлекаемых основных пожарных автомобилей

На тушение повышенных номеров (рангов) пожаров (от № 2 и выше) привлекаются силы и средства пожарно-спасательного гарнизона в соответствии с Расписанием выезда, а также, при необходимости, руководящий состав пожарно-спасательного гарнизона, допущенный к руководству тушением пожаров и ликвидации ЧС.

5.9. В ходе разработки Расписания выезда для каждого местного пожарно-спасательного гарнизона определяется максимально возможный повышенный номер (ранг) пожара, которым предусматривается привлечение для тушения пожара и ликвидации ЧС всех расчетов (отделений) на основных пожарных автомобилях, находящихся на дежурстве в местном пожарно-спасательном гарнизоне, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и постановкой на дежурство резервной техники.

Количество и последовательность привлечения сил и пожарно-спасательного гарнизона по повышенным номерам (рангам) пожаров, не являющимися максимальными, определяются в ходе разработки Расписания выезда исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений, оперативно-тактических особенностей территории муниципального образования, а также отдельных сооружений (объектов), располагающихся на его территории.

5.10. Сбор личного состава, свободного от несения службы, и постановка на дежурство резервной техники предусматриваются также при выезде дежурного караула (дежурной смены) для тушения пожара и ликвидации ЧС за пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется не более одного подразделения пожарной охраны.

5.11. Выезд подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС согласно Расписанию выезда производится:

при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ по средствам связи;

при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ в устной форме;

по внешним признакам;

при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

5.12. При составлении Расписания выезда учитывается то, что на участок охраняемого района пожарный расчет (отделение) может прибыть позже, чем пожарный расчет (отделение) соседней пожарной части, в случае нахождения его на другом пожаре, а также при наличии на маршруте следования указанного расчета разводных мостов, железнодорожных переездов, водных переправ, поэтому предусматривается одновременная высылка не менее одного пожарного расчета (отделения) пожарной части, охраняющей сопредельный район выезда, либо объектового подразделения пожарной охраны.

5.13. В случае если населенный пункт одного муниципального образования расположен на расстоянии прибытия подразделения пожарной охраны (до 10 мин. в городе и до 20 мин. в сельском населенном пункте) другого муниципального образования, при этом подразделения пожарной охраны в данном населенном пункте отсутствуют, он включается в район выезда ближайшего подразделения пожарной охраны.

5.14. Расписание выезда разрабатывается по форме согласно приложению № 3 к настоящему положению. Дополнительно к Расписанию выезда прилагаются:

перечень сил и средств подразделений муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда;

выписка из Плана привлечения в части, касающейся муниципального образования, с указанием номеров (рангов) пожара, по которым привлекаются силы и средства пожарно-спасательных гарнизонов соседних муниципальных образований;

перечень сил и средств подразделений сопредельных муниципальных образований, выделяемых для тушения и ликвидации ЧС на территории муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда, с указанием расстояния до центра муниципального образования, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;

описание территориальных границ районов и подрайонов выезда подразделений, зон ответственности СПСЧ, СПЧ, ОП, пожарных поездов, границ акваторий для пожарно-спасательных судов, а также условий, при которых они направляются в подрайоны выезда по первому сообщению о пожаре;

порядок выезда для тушения пожаров и ликвидации ЧС должностных лиц органов управления и подразделений, судебно-экспертных учреждений ФПС (по согласованию с главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору);

порядок привлечения к тушению пожаров и ликвидации ЧС технических средств, приспособленных для тушения пожаров и ликвидации ЧС;

порядок выезда объектовых пожарно-спасательных подразделений ФПС и подразделений иных видов пожарной охраны для тушения пожаров и ликвидации ЧС за пределы территории охраняемого объекта (организации);

порядок использования резервной пожарной и аварийно-спасательной техники, а также сбора личного состава, свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;

инструкции по взаимодействию с аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными службами и службами жизнеобеспечения;

инструкция по действиям сотрудников (работников) дежурно-диспетчерских служб при получении сообщений, не связанных с пожарами;

перечень организаций, на которые при получении первого сообщения о пожаре направляются силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенному номеру (рангу) пожара;

сведения о специальных пожарных автомобилях и вспомогательной технике, высылаемой для тушения пожаров в соответствии с особенностями объекта;

список пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации список пожароопасных объектов, (при наличии указанных объектов);

список объектов с массовым и ночным пребыванием людей;

список улиц, объектов, населенных пунктов и участков территории, недостаточно обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения;

порядок определения руководителя тушения пожара в организациях, охраняемых объектовыми и специальными подразделениями ФПС;

порядок незамедлительного убытия с места вызова объектовых, специальных и договорных пожарно-спасательных подразделений ФПС, осуществляющих тушение пожара и ликвидации ЧС в своем подрайоне (районе) выезда, а также в случае привлечения их по повышенному номеру (рангу) пожара в район выезда другой части, при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации в ЗАТО, в охраняемой организации, а также при сосредоточении на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ необходимого количества сил и средств пожарно-спасательного гарнизона, или объявлении ликвидации пожара, окончания проведения аварийно-спасательных работ;

перечень населенных пунктов к которым отсутствуют подъезды по дорогам общего пользования,

перечень населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров;

порядок действий диспетчеров (радиотелефонистов) по отработке вызовов поступающих с территорий охраняемых подразделениями других пожарно-спасательных гарнизонов;

компенсирующие мероприятия, предусматривающие привлечение сил и средств подразделений в район выезда СПСЧ, СПЧ в случае если данные подразделения будут задействованы для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории субъектов Российской Федерации и при этом сил и средств для прикрытия закрепленного района выезда, предусмотренного расписанием выезда, будет недостаточно;

лист корректировки Расписания выездов.

5.15. Для города федерального значения разрабатывается Расписание выезда по форме согласно п риложению № 3.

5.16. Разработка Расписания выезда включает в себя:

предварительное планирование действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории города федерального значения, муниципального образования;

определение перечня организаций, расположенных на территории города федерального значения, муниципального образования, на которых для тушения пожаров и ликвидации ЧС необходимо привлечение сил и средств подразделений по повышенным номерам (рангам) вызова;

определение перечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, на которых для тушения пожаров и ликвидации ЧС необходимо привлечение сил и средств подразделений других муниципальных образований (далее - специальный перечень);

определение количества дополнительных сил и средств подразделений, необходимых для тушения пожаров в организациях (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень;

определение количества дополнительных сил и средств подразделений муниципального образования, которые могут быть выделены для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории соседних муниципальных образований;

разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения и ликвидации ЧС на территории муниципального образования при использовании сил и средств подразделений на территории других муниципальных образований;

разработку и согласование инструкций о взаимодействии при тушении пожаров и ликвидации ЧС со службами жизнеобеспечения, заинтересованными организациями и т.д.

5.17. Порядок привлечения подразделений, дислоцированных на территории муниципального образования, для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории муниципальных образований граничащих субъектов Российской Федерации отражается в плане привлечения.

5.18. Корректировка Расписания выездов проводится по мере необходимости путем замены листов с отметкой в листе корректировки Расписания выездов, но не реже одного раза в три года, а также при:

издании новых нормативных актов в области организации пожаротушения;

изменении границ районов и подрайонов выезда пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований и ОП, а также границ акваторий для пожарно-спасательных судов;

изменении количества пожарных подразделений, штатной численности личного состава, пожарной и специальной аварийно-спасательной техники.

VI. Разработка Плана привлечения сил и средств подразделений, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и ликвидации ЧС в субъекте Российской Федерации

6.1. Для организации работы по разработке Плана привлечения решением начальника Главного управления МЧС России создается рабочая группа по подготовке Плана привлечения.

В состав рабочей группы включаются представители всех специальных подразделений ФПС, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, а также представители противопожарной службы субъекта Российской Федерации и аварийно-спасательных формирований.

6.2. План привлечения разрабатывается по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению. Дополнительно к Плану привлечения прилагаются:

перечень сил и средств подразделений на территории субъекта Российской Федерации;

состав сил и средств подразделений, направляемых граничащими субъектами Российской Федерации для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации, в интересах которого разрабатывается План привлечения, с указанием расстояния до географического центра субъекта Российской Федерации, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;

перечень сил и средств подразделений направляемых для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территории сопредельных субъектов Российской Федерации, с указанием расстояния от места дислокации выделяемых подразделений до географического центра территории субъекта Российской Федерации, маршрутов следования, состояния дорожных покрытий и компенсирующих мероприятий на указанный период;

лист корректировки Плана привлечения.

6.3. План привлечения хранится в центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется заверенная выписка (копия) из Плана привлечения в части, его касающейся.

6.4. Разработка Плана привлечения включает в себя:

предварительное планирование действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в населенных пунктах и на объектах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, города федерального значения;

определение специального перечня объектов (населенных пунктов) субъекта Российской Федерации, города федерального значения, для тушения пожаров и ликвидации ЧС на которых необходимо привлечение дополнительных сил и средств подразделений других субъектов Российской Федерации;

определение количества дополнительных сил и средств подразделений, необходимых для тушения пожаров и ликвидации ЧС на объектах (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень;

определение количества дополнительных сил и средств подразделений соседних субъектов Российской Федерации, необходимых для тушения пожара и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации, города федерального значения;

разработку необходимых документов по определению порядка привлечения сил и средств подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС на сопредельных территориях;

разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территориях других субъектов Российской Федерации;

разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения на территории субъекта Российской Федерации при использовании сил и средств подразделений для тушения пожаров и ликвидации ЧС на территориях других субъектов Российской Федерации;

разработку и согласование инструкций о взаимодействии со службами жизнеобеспечения и заинтересованными организациями.

6.5. Корректировка Плана привлечения проводится по мере необходимости путем замены листов с отметкой в листе корректировки Плана привлечения, но не реже одного раза в три года.

СТРОЕВАЯ ЗАПИСКА

_____________________пожарно-спасательного гарнизона

на ______________ час. «____»____________20__ года № ____

Расчет сил и средств

Перечень организаций

(объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться

ПТП и КТП

Начальник

местного пожарно-спасательного гарнизона

«____»_____________20___ г.


Приложение № 8

План–график

составления и корректировки планов тушения пожаров

и карточек тушения пожаров на организации (объекты, населенные пункты), расположенные в районе выезда ________________________

(наименование пожарного подразделения)

на 20___ год

Руководитель

подразделения пожарной охраны

«____»_____________20___ г.


Приложение № 9

к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах


ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

(наименование организации, ведомственная

____________________________________________________________________

принадлежность, адрес)

ТЕЛЕФОНЫ:

Руководитель (собственник) организации (объекта) _____________

Главный инженер ______________________________

Добровольное формирование пожарной охраны ______________ ___

Диспетчерская служба ______________________________

Предусмотрена высылка сил и средств по рангу пожара №______.

План тушения пожара составил: ________________

Таблица № 1

Табель пожарного расчета

Таблица № 2

Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), ЗАТО

Таблица № 3

Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны


Таблица № 4

Оперативно-тактическая характеристика здания (наименование, №)

Размеры геометрические (м) Конструктивные элементы Предел огнестойкости, строительной конструкции (час) Количество входов Характеристика лестничных клеток Энергетическое обеспечение Системы извещения и тушения пожара
Стены Перекрытие Перегородки Кровля Напряжение в сети Где и кем отключается Отопление

Таблица № 5

Наличие и характеристика установок пожаротушения

Таблица № 6

Наличие и характеристика системы дымоудаления и подпора воздуха

Таблица № 7

Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся

в производстве и меры защиты личного состава

Таблица № 8

Наличие АХОВ, радиоактивных веществ в помещениях,

технологических установках (аппаратах)

Таблица № 9

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распрос

Гарнизон пожарной охраны - это комплекс разных ведомств, расположенных в пределах одной территории, отвечающих за пожарную безопасность на ней. В их перечень входят следующие структуры: управленческие органы; отделения пожарной охраны; специализированные технические подразделения; профильные образовательные учреждения.

При этом не имеют значения их форматы собственности.

Вопрос по формированию

Гарнизон пожарной охраны (ГПО) - это специальное формирование, устраиваемое на таких территориях:

  1. Субъект страны (край, область и т.д.).
  2. Город.
  3. Село.

Гарнизоны п.2 и п.3 включаются в состав ГПО определенного субъекта. Пределы территориального гарнизона обозначаются по приказу руководителя управленческого органа в данном субъекте.

Управленческий вопрос

Оперативное управление ГПО осуществляется нештатными специальными структурами. А ими, в свою очередь, руководят должностные персоны, назначаемые специальными приказами сверху.

В гарнизонах, действующих в определенных местностях и территориях, функционируют структуры таких профилей:

  • управленческого;
  • оборонительного;
  • технического;
  • связного.

О потенциале ГПО

Каждый гарнизон оснащается максимально возможно для оперативного реагирования и борьбы с пламенем. Его сотрудники должны обладать солидной квалификацией. Это все потенциал этой организации. Иначе говоря - силы и средства гарнизона пожарной охраны.

При более детальном разборе это:

  1. Личный штат данного гарнизона.
  2. Техника для спасательных операций.
  3. Устройства для связи и контроля.
  4. Вещества для тушения пламени.
  5. Прочие техсредства, входящие в арсенал этого ведомства.

Под силами гарнизона пожарной охраны понимаются все его сотрудники, реализующие свои функции:

  • гарант необходимой безопасности;
  • налаженная связь и координирование;
  • разные техники и ремонтники.

Документационная основа

Гарнизон пожарной охраны - это организация, чья работа узаконена специальной документацией. Это главный оперативный документ - график выезда для устранения огня и спасательных действий. Согласно ему формируется алгоритм быстрого и налаженного распределения потенциала ГПО в зонах пожаров. Также документ определяет, какие средства направляются на определенный вызов.

В сельском районе аналогом этого документа является план включения сил и средств.

Также в графике выезда значатся отделения добровольного пожарного ведомства. Его еще именуют народным. Его отделы включены в состав ГПО.

О руководстве

Начальник гарнизона пожарной охраны - это высшая должность в данном ведомстве. Он ответственен за функциональность его службы. Под его контролем находятся ее оснащение и вооружение. Помогают осуществлять контроль и старший диспетчер.

Если территориальное образование - закрытое, местный ГПО возглавляет руководитель особого подразделения ФПС (федеральной пожарной службы). Обычно он специально создается для работы на подобной территории.

Если на территориальном образовании отсутствуют должностные персоны ФПС, то местным гарнизоном руководит специалист из подразделения ФПС соответствующего субъекта. Все обозначенные назначения в обязательном порядке согласовываются с региональным высшим исполнительным ведомством, наделенным госвластью.

Ключевые обязанности

ГПО должен выполнять такой спектр обязанностей:

  1. Использовать свой потенциал и вооружения с максимальным КПД для решения устранения пламени и спасения жизней (ключевых задач). Создавать оптимальные условия для этого.
  2. Создавать единый механизм контроля над своим потенциалом.
  3. Взаимодействовать с МЧС, медицинскими, правоохранительными структурами. Для этого должны разрабатываться специальные договора о сотрудничестве
  4. Устраивать совместные мероприятия для любых пожарных и спасательных ведомств, значащихся в его составе.
  5. Тщательно продумывать использование своего оснащения и сил для борьбы с огнем и спасательной работы.
  6. Следить за своим штатом и вооружением.
  7. Подготавливать личный штат с помощью необходимых занятий, тренировок, семинаров и т. д.
  8. Устраивать связь при решении ключевых задач.
  9. Налаживать прием и фиксацию вызовов, и информационные технологии.
  10. Привлекать личный штат, не занятый в службе, к устранению различных возгораний и последствий ЧС.

О нештатных структурах

Чтобы управление, оборона, связь и спецтехника в гарнизоне работали слаженно, создаются специальные службы. Их называют нештатными. Их виды таковы:

  • Первая - Управленческая. Функции: руководить местной службой; следить за готовностью ГПО к борьбе с пожарами и профессиональному развитию своего состава; оперативно реагировать на изменение обстановки на подведомственной территории.
  • Вторая - Оборонительная. Оснащает сотрудников защитными средствами от дыма и огня.
  • Третья -Техническая. Следит за состоянием спецтехники и спасательного вооружения. Подготавливает ее для необходимой работы.
  • Четвертая - Связная. Оснащает весь гарнизон аппаратами связи. Налаживает их и следит за их функциональностью.

В исключительных случаях создаются и прочие нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Их профили могут быть различными в зависимости от ситуации, например - трудовая охрана и химическая безопасность.

В местных ГПО может не быть связной службы. Ее функции выполняет технический отдел.

Руководить таковыми службами могут должностные персоны из:

  1. Главного управленческого ведомства. Этот критерий применим для территориального ГПО.
  2. Отделений ФПС. Критерий распространяется на местные ГПО.

Начальников обозначенных служб назначают строго по приказу вышестоящего территориального руководства.

Заключение

Пожары в современном мире происходят всегда. Это явление чаще всего имеет внезапный, случайный характер. Хотя и умышленные поджоги случаются не реже. Так или иначе, огонь требуется оперативно ликвидировать, а людей спасти (если в загоревшемся объекте находятся люди).

И для населения, в первую очередь, гарнизон пожарной охраны - это то ведомство, которое приходит на помощь вовремя и спасает человеческие жизни. А затем уже идут всякие документационные и прочие формальности.