За что бабульку бил раскольников. Преступление раскольникова, его причины и смысл. А необдуманных поступков предостаточно. Например, я считаю верхом безрассудства брать кредиты и займы под залог квартиры или дома

Роман «Преступление и наказание», краткое содержание которого здесь приведено, Ф. М. Достоевский написал в 60-х годах 19-го столетия. С тех пор прошло много лет, а у читателей он по-прежнему вызывает жгучий интерес. События, описанные в нем, актуальны и в наше время.

Знакомство с Родионом Раскольниковым

Родион Раскольников - бывший студент, живущий на чердаке одного старого дома. Денег у него нет, хозяйке дома он за все должен. Одет он скверно. В таких лохмотьях постеснялся бы выйти на улицу даже бродяга. В данное время живет тем, что закладывает свои немногочисленные ценные вещи старухе-процентщице. Настал день, когда ему пришлось отнести ей свое последнее сокровище. Родион задумывает убить старуху. По дороге к ней он размышляет о том, как было бы хорошо избавить мир от этой «старой и злой вдовицы». Заложив свои серебрянные часы, бывший студент идет домой, а по пути заходит в трактир, где знакомится с Мармеладовым, спившимся чиновником. Тот рассказывает Родиону о своей горькой жизни, о том, что его жена Катерина Ивановна заставляет его дочь Соню пойти на панель, чтобы справиться с нищетой. С описания условий жизни и наружности главного героя начинается роман «Преступление и наказание». Содержание его кратко приведено в этой статье.

Убийство старухи-процентщицы

Знакомство с Мармеладовым производит на Раскольникова большое впечатление. Особенно его потрясла история Сонечки, которая вынуждена стать проституткой, чтобы спасти себя и свою семью от нищеты. Наутро он получает письмо от своей матери, в котором она пишет о своем приезде к нему с его сестрой Дуней, которая собралась замуж. В женихи ей выискался некто Лужин - человек расчетливый и лживый. Мать Родиона надеется на то, что жених дочери даст средства для восстановления в учебе ее сына. Размышляя о жертвах Сонечки и Дуни, Родион еще более укрепляется в своем желании убить старуху-процентщицу, чтобы избавить этот мир от такого гнусного человека, который наживается на несчастии других людей. Настал день, когда он выполняет задуманное. Однако все пошло не так, как он ожидал. Когда он зарубил топором старуху, в квартиру вернулась ее сестра Лизавета. Чтобы избавиться от свидетеля, Раскольников убивает и ее. Затем он крадет ценные вещи из квартиры убитых и скрывается с места преступления. Украденное он прячет и не решается им воспользоваться. Цепочка обстоятельств, приведших главного героя к мысли о злодеянии, легко прослеживается в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет передать все подробности данного преступления.

Родиона подозревают в преступлении

После совершенного убийства Раскольников чувствует себя больным и разбитым. От окружающих его людей не укрылось его лихорадочное состояние. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его страшной тайне. Родион идет к следователю Порфирию Петровичу затем, чтобы якобы узнать судьбу его ценных вещей, заложенных у старухи. На самом деле он надеется отвести подозрение от себя. Опытный следователь быстро догадывается о том, что перед ним сейчас убийца старушек, но доказать ничего не может. Осмысление главным героем своего ужасного поступка красочно передано автором в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет полностью передать терзания и душевные мучения Родиона Раскольникова.

Смерть Мармеладова и знакомство Раскольникова с Соней и Катериной Ивановной

Бродя по Петербургу, наш герой размышляет о том, правильно ли он сделал, что совершил убийство. В это время на проезжей дороге происходит трагедия - карета переезжает человека, который получает страшные травмы. Ним оказывается Мармеладов. Родион спешит на помощь и отдает свои последние деньги на доктора для спившегося чиновника. Однако это уже не может помочь Мармеладову, и вскоре он умирает. В доме бывшего чиновника он знакомится с его дочерью Сонечкой и женой Катериной Ивановной. Упадок нравственных и семейных ценностей прослеживается в романе «Преступление и наказание», герои которого отвержены обществом. Знакомство главного героя с Соней - это надежда его на светлое будущее, на понимание с ее стороны и примирение его с окружающими людьми.

Раскольников признается Соне в убийстве

Родион чувствует себя одиноким среди людей. Его душа жаждет понимания. В надежде на это он сближается с Ему кажется, что именно она, преступившая, как и он, закон и поправшая моральные человеческие принципы, способна его понять. Раскольников признается ей в убийстве старушек. Соня уверяет его в том, что ему необходимо сдаться и понести наказание во искупление этого тяжкого греха. Ведь в данном убийстве сознался невиновный человек - маляр Миколка. Однако молодой человек не согласен с нею. Он надеется еще «побороться». Придя к себе домой, он находит там Порфирия Петровича, который пришел, чтобы убедить преступника явиться в полицию с повинной. Прежде чем пойти на это, Родион прощается с родными и Сонечкой. В полиции он делает официальное заявление. Раскольникова отправляют на каторгу в Сибирь. Соня селится рядом с ним. Постепенно убийца убеждается в том, что преступление - великий грех, и его нужно искупить. Родион берет в руки Евангелие.

Раскольников берет топор

Крадучись спустившись по лестнице, бывший студент взял из дворницкой топор и укрепил его в петле. Он следовал по улице не спеша, чтобы не вызвать подозрений.

Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице. Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.

Роскольников уже в квартире старухи

Раскольников почти силой заставил недоверчивую Алену Ивановну впустить его в квартиру и, сказав, что принес обещанную папиросочницу, подал ей сверток. Стараясь развязать узлы, она отвернулась к окну.

Раскольников ударил топором старуху. Убил.

Он расстегнул пальто, высвободил топор и, чувствуя слабость в руках, ударил ее обухом по голове. Старуха вскрикнула, но очень слабо. Тогда он изо всей силы упарил ее еще два раза. Кровь хлынула, и тело повалилось навзничь.

Родион, стараясь не запачкаться кровью, вытащил из старухиного кармана связку ключей и побежал в спальню. Когда он судорожно подбирал ключ к комоду. Возникло желание все бросить и уйти, но было поздно. Вдруг ему показалось, что процентщица еще жива. Он бросился к ней, схватил топор, замахнулся, но та была действительно мертва. Заметив на шее трупа шнурок, Раскольников, перемазав руки кровью, с трудом разрезал его, достал засаленный, туго набитый кошелек и, не глядя, сунул его в карман.

Он возился с ключами, но те не подходили. Наконец удалось открыть сундук, где среди старухиной одежды лежали золотые вещи. Раскольников стал набивать ими карманы, но вдруг услышал. что в соседней комнате кто-то ходит. Он схватил топор и вышел из спальни.

Раскольников убил также Лизавету — случайного свидетеля.

В комнате стояла Лизавета с узлом в руках. Увидев страшного незнакомца, она задрожала и стала отодвигаться в угол. Он бросился на нее, а несчастная даже руки не подняла, чтобы защититься. Родион ударил ее по черепу острием и сразу разрубил всю верхнюю часть лба почти до темени. Она так и рухнула. Раскольников растерялся, заметался по комнате, потом побежал в прихожую. Ему стало страшно, он осознал всю нелепость и безобразие совершенного им, в нем поднялось отвращение к содеянному.

Одумавшись, он увидел, что руки его — в крови. На кухне он вымыл руки и топор в стоявшем там ведре с водой и вытер их о белье, сушившееся на веревках. Осмотрев свою одежду. он ничего не заметил на ней, только на сапогах были пятна. Сообразив, что надо бежать, он вышел в прихожую и только сейчас заметил, что дверь в квартиру приоткрыта.

Раскольников скрылся с места преступления

Он долго стоял у двери и прислушивался. На лестнице раздались шаги. Раскольников вложил топор в петлю и, притворив дверь в квартиру, неслышно закрыл ее на запор. Незваный гость, тяжело отдышавшись («Толстый и большой, должно быть», — пронеслось в голове у Родиона), позвонил несколько раз, потом начал дергать дверь.

У убийцы кружилась голова, он чуть не упал, но опомнился. Человек, решив, что хозяйки заснули, продолжал звонить и дергать дверную ручку. Подошел еще один, судя по голосу — молодой человек. Мужчины решили, что если дверь заперта изнутри и хозяйки не открывают, значит, с ними что-то случилось. Молодой велел толстому остаться, а сам побежал за дворником. Раскольников обомлел. Но вскоре толстому надоело стоять, и он тоже пошел вниз.

С гордым романтиком Родионом Раскольниковым, возомнившим себя «вершителем судеб», школьники знакомятся в 10 классе. История убийства старухи-процентщицы, случившаяся в Петербурге в середине 60-ых годов XIX века, никого не оставляет равнодушным. подарил мировой литературе самого яркого представителя личности, в которой «дьявол борется с Богом».

История создания

Свое самое знаменитое произведение, которое уважают в каждом уголке мира, Федор Михайлович задумал на каторге, куда угодил за участие в кружке Петрашевского. В 1859 году автор нетленного романа писал брату из тверской ссылки:

«В декабре я начну роман. (…) я говорил тебе про одну исповедь-роман, который хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения».

Каторжный опыт в корне изменил убеждения писателя. Здесь он встретился с личностями, которые покорили Достоевского силой духа, – этот духовный опыт и должен был лечь в основу нового романа. Однако его рождение отложилось на шесть лет, и только столкнувшись с полным безденежьем, «родитель» взялся за перо.

Образ ключевого персонажа подсказала сама жизнь. В начале 1865 года газеты пестрили ужасающей новостью о том, что молодой москвич по имени Герасим Чистов убил топором прачку и кухарку, служивших у одной мещанки. Из сундуков женщин пропали золотые и серебряные вещи, а также все деньги.

Список прототипов дополнил французский убийца. У Пьера-Франсуа Ласенера Достоевский позаимствовал «высокие идеалы», лежащие в основе преступлений. Мужчина ничего предосудительного в своих убийствах не видел, мало того, оправдывал их, называя себя «жертвой общества».


А главный стержень романа появился после выхода книги «Жизнь Юлия Цезаря», в которой император высказывает мысль о том, что сильные мира сего, в отличии от «серой массы обычных людей», наделены правом попирать нравственные ценности и даже убивать, если считают это нужным. Вот откуда взялась теория Раскольникова о «сверхчеловеке».

Сначала «Преступление и наказание» задумывалось в форме исповеди главного героя, не превышавшей по объему пять-шесть печатных листов. Готовый первоначальный вариант автор нещадно сжег и принялся работать над расширенной версией, первая глава которой появилась в январе 1866 года в журнале «Русский вестник». Спустя 12 месяцев Достоевский поставил точку в очередном произведении, состоящем из шести частей и эпилога.

Биография и сюжет

Жизнь Раскольникова незавидна, как и у всех молодых людей из бедных семей XIX века. Родион Романович учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, однако из-за крайней нужды пришлось бросить учебу. Молодой человек жил в тесной чердачной каморке в районе Сенной площади. Однажды он заложил старухе-процентщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь – отцовские серебряные часы, и в тот же вечер в кабаке познакомился со спившимся безработным, бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот рассказал о страшной трагедии семьи: от безденежья жена отправила дочь Соню на панель.


На следующий день Раскольникову пришло письмо от матери, в котором были изложены беды уже его семьи. Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете.

Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась. В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв.


Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

После убийства Раскольникова настигают глубокие духовные переживания. Молодой человек собирался утопиться, но передумал. Он чувствует непреодолимую пропасть между собой и людьми, впадает в горячку и даже почти сознается в убийстве письмоводителю полицейского участка.


Измучившись от страха и одновременно с этим от жажды разоблачения, Родион Раскольников признался в убийстве . Сердобольной девушке не удалось уговорить молодого человека прийти в полицию с повинной, ведь тот намеревался «еще побороться». Но вскоре не выдержал, расплатившись за двойное убийство каторгой в Сибири. Соня отправилась вслед за Раскольниковым, поселившись рядом с местом его заключения.

Образ и основная мысль

Достоевский дает точное описание внешности Раскольникова: это красивый юноша с тонкими чертами лица и темными глазами, ростом выше среднего, стройный. Впечатление портит беднота одежды и злобное презрение, которое то и дело мелькает на лице героя.


Психологический портрет Родиона Романовича меняется на протяжении повествования. Сначала предстает гордая личность, но с крахом теории о «сверхчеловеке» гордыня усмиряется. В глубине души это добрый и чуткий человек, он преданно любит мать и сестру, однажды спас детей из пожара, а последние деньги отдал на похороны Мармеладова. Мысль о насилии ему чужда и даже противна.

Герой мучительно раздумывает на тему наполеоновской идеи о том, что человечество делится на две части – обычные люди и вершители судеб. Раскольникова беспокоят два вопроса – «тварь я дрожащая или право имею?» и «можно ли совершить малое зло ради большого добра?», ставшие мотивами его преступления.


Однако «идейный убийца» вскоре понимает, что преступить нравственные законы без последствий невозможно, придется пройти путь духовных страданий и прийти к раскаянию. Раскольникова можно смело назвать маргиналом, который не сумел защитить собственные убеждения. Его учение и бунт потерпели фиаско, нарисованная теория не выдержала испытаний реальностью. К концу романа характеристика главного персонажа меняется: Родион признает, что оказался «тварью дрожащей», обычным человеком со слабостями и пороками, и ему открывается истина – к полноте жизни, к любви, к Богу ведет лишь смирение сердца.

Экранизации

Главные герои романа «Преступление и наказание» появились во множестве фильмов российского и зарубежного кинематографа. Дебютировало произведение на родине в 1910 году, но современные любители творчества Достоевского потеряли возможность посмотреть труд режиссера Василия Гончарова – картина утрачена. Спустя три года Раскольников вновь «позвал» зрителей в кинотеатры, представ в лице артиста Павла Орленева.


Но это были незначительные ленты. Открыл летопись славных киноработ, поставленных по мотивам нетленного романа, фильм Пьера Шеналя с Пьером Бланшаром в главной роли. Французам удалось убедительно передать образ Раскольникова и трагизм русского произведения, актера даже наградили Кубком Вольпи. Еще в двух зарубежных картинах «Преступление и наказание» снимались словак Петер Лорре и француз .


Советский кинематограф прославился двухсерийным фильмом Льва Кулиджанова: на преступление пошел , который на съемочной площадке трудился вместе с (Порфирий Петрович), Татьяной Бедовой (Сонечка Мармеладова), (Лужин), (Мармеладов) и другими известными актерами. Тараторкину эта роль подарила популярность – до нее молодой актер скромно трудился в Ленинградском ТЮЗе и успел сняться в кино только однажды. Картина из всей россыпи постановок на тему произведения Федора Михайловича признана самой удачной.


Начало 2000-ых годов ознаменовалось бумом на создание фильмов по мотивам классических произведений. Режиссеры не прошли и мимо Достоевского. «Преступление и наказание» в восьми сериях экранизировал Дмитрий Светозаров. В картине 2007 года роль Родиона Раскольникова досталась , Соню Мармеладову сыграла , а Порфирия Петровича – . Киноработу с холодом приняли критики, назвав ее неоднозначной. В частности, смущала песня, сопровождающая титры:

«Кто много посмеет, тот и прав, тот над ними и властелин».
  • Журнал «Русский вестник» обязан роману Достоевского подъемом популярности. После опубликования «Преступления и наказания» издание приобрело 500 новых подписчиков – число внушительное по тем временам.
  • По первоначальной задумке автора роман ждал другой финал. Раскольников должен был покончить жизнь самоубийством, но Федор Михайлович решил, что такой исход уж слишком прост.

  • В Санкт-Петербурге по адресу ул. Гражданская, 19 – Столярный пер., 5 расположен дом, который называют домом Раскольникова. Считается, что в нем и жил главный герой романа. На чердак, как и написано в книге, ведут ровно 13 ступенек. Достоевский детально описывает и двор, где спрятал награбленное его персонаж. По мемуарным признаниям писателя, двор тоже реальный – Федор Михайлович обратил внимание на это место, когда на прогулке справлял там нужду.

  • Георгия Тараторкина утвердили на роль по фотографии. Актер лежал с тяжелой болезнью в больнице, диагноз ставили неутешительный – по прогнозам врачей пришлось бы ампутировать ноги. На фото Тараторкин впечатлил режиссера болезненным осунувшимся лицом, таким и представлялся ему Раскольников. Когда молодой актер получил радостную весть об утверждении его кандидатуры, тут же встал на ноги. Так роль спасла мужчине конечности.
  • В фильме Кулиджанова эпизод уничтожения улик Раскольниковым после убийства сопровождается приглушенным ритмичным стуком. Этот звук – записанное на магнитофон биение сердца Георгия Тараторкина.

Цитаты

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».
«Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
«Станьте солнцем, вас все и увидят».
«Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести».
«При неудаче все кажется глупо!»
«Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

Если не вдаваться в психологические особенности, то физически двоих. Старуху обухом топора и Лизавету лезвием. Если старуху Раскольников, как великий человек, убил только из-за того, что та преграда к осуществлению великих целей, то Лизавету по причине, которая отчетливо показывает Раскольникову, что он никакой не великий, и вообще ставит под вопрос саму теорию. Причина убийства сестры старухи – лишние глаза, просто убрал свидетельницу. А значит на подсознательном уровне (долго размышлять Раскольникову убивать ли Лизавету или нет, ему не пришлось) он понимал, что всё-таки это преступление. Теории о том, что якобы Лизавета была беременна, а следовательно он убил троих, абсолютно безосновательна и никак не подтверждается в тексте произведения (ссылаются на то, что Лизавета то и дело ходила с брюхом). Хотя в ранних версиях Преступления и наказания Лизавета была беременна, но Достоевский впоследствии это убрал.
Теперь поговорим, так сказать, об убийстве не столько физическом, сколько моральном. Раскольников своим отчуждением и, как сказала Дуня, эгоизмом просто убил свою мать. Но эта смерть не была похожа на смерть Лизаветы, это была долгая смерть. Пульхерия очень, очень любила своего сына, поэтому переживала за него, настолько сильно, что стресс перерос в душевное заболевание, а душевное повергло маму Раскольникова в смерть. Даже если порассуждать о такой смерти, получится, что она намного страшнее убийства, насилия. Ибо обычное убийство — это всё-таки убийство тела, а не души, а вместе с ним и рассудка. Но в случаи Пульхерии Александровны всё произошло по самому страшному сценарию. Возможно, она даже не почувствовала свое помешательство или старалась отодвинуть такие вопросы от себя, но смерть произошла по причине такого напряжения, такого разрыва чувств, что даже страшно представить. Жестокое убийство. Но Дуня, которая видела всё это, что она чувствовала? В произведении не говорится, но так ясно представляется картина, как плачет где-то в углу несчастная дочь. Убийство ли это? Даже, если нет, то очень серьезное ранение, возможно, намного худшее, чем смерть. И вся надежда на Разумихина. Но он не из титана сделан. Все скорби семьи он также пропускал через свое сердце, и страдал он не меньше, чем Дуня. Ведь для него эта и есть его НАСТОЯЩАЯ семья.
А что в душе у таких людей как Зосимов, Порфирий Петрович? Для Зосимова – Раскольников чуть ли не первый пациент, а что он говорил про таких? Первые пациенты, как свои родные дети, что он должен чувствовать? Серьезную, глубинную, интимную скорбь. А следователь? Думаете его совесть чиста? Да он мучается, я даже уверен, что как-нибудь перед сном, задумался: а следовало ли вообще его так сгноить? Можно ли смотреть выше строчки закона? Хладнокровность можно приписать Порфирию, но если так призадуматься: ведь его племянник Разумихин — лучший друг Раскольникова! О чем они могли говорить на свадьбе? Что друг к другу чувствовали? Тут целая повесть.
А знакомые Лизаветы? Скольким она помогла? Мне кажется, что очень многие лишились светоча любви, доброты, простоты, и что с ними стало? Скорбь на месяц или полная потеря смысла жизни? А как убивалась Соня? Хотя про Соню можно столько говорить, она также помогла, спасла многих и в первую очередь Раскольникова, кто как не святая может спасти загубленную душу? Кто, как не святая может принять все грехи мира? Кто как не святая в слезах своих, как инок, узрела падение естества человеческого? Но смерть ли это? Или жизнь иная? Более важная, чем простое мирское наслаждение? И тут уже встает вопрос: где заканчивается жизнь и начинается смерть? Неужели смерть – это только прекращение кровообращения? или что-то более массивное?
Если призадуматься: скольких людей убил физически и духовно Родион? Волосы на голове начнешь выдирать. Чем-то напоминает карточный домик: толкнул одну карту и всё рассыпалось. Разрушить человеческие жизни проще, чем срубить колос пшеницы.

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.