Задания по дисциплины теория государства и права. Образцы решения практических заданий по дисциплине. Что такое правосубъектность


задачи и тесты

Решение задач и тестов предназначено для закрепления и углубления знаний полученных на лекциях, семинарских занятиях, в результате самостоятельного изучения дисциплины. При решении задач и тестов рекомендуется пользоваться литературой, которая дана в конце каждой части (Часть 1. Теория государства, Часть 2. Теория права). После изучения литературы и ее осмысления можно приступать к решению задач и тестов. Недопустимо механическое переписывание учебников и других источников. В работе должен присутствовать анализ фактов и их критический разбор, а также собственная позиция автора по рассматриваемому вопросу.

Часть 1. Теория государства

Тема 1. Теория государства и права как наука

Как соотносятся с точки зрения элементов науки теории государства и права "общество" и "общие закономерности возникновения и функционирования государства и права, и с ними связанных социальных явлений и процессов".

Структура теории государства и права определяется через: предмет теории государства и права; методологию теории государства и права; все выше перечисленное.

О каких функциях теории государства и права идет речь:

"открытие новых государственно-правовых явлений";

"объяснение государственно-правовых процессов общественной жизни";

"определение новых тенденций в развитии государственно-правовых явлений".

Используя элементы методологии теории государства и права (принципы и методы) покажите их практическую реализацию на примере исследования темы "Форма правления Российской Федерации".

Тема 2. Власть в обществе

К каким классификационным критериям относятся следующие виды власти:

семейная, религиозная, власть армии;

исполнительная, законодательная, судебная;

политическая, экономическая, социальная.

Определить элементы власти и дать им характеристику на основе следующей ситуации: "За проезд на красный сигнал светофора инспектор ГИБДД составил на водителя протокол о совершении административного правонарушения с указанием размера штрафа".

Дайте сравнительную характеристику государственной и политической власти. Составьте таблицу.

К каким формам осуществления государственной власти относятся:

правотворческая деятельность;

планирование;

правоисполнительная и правообеспечительная деятельности;

государственные заказы.

Являются ли данные формы взаимодополняющими.

Дать характеристику легитимности государственной власти в РФ по следующему плану:

форма легитимности;

основания легитимности;

степень легитимности.

Дайте характеристику понятиям "легитимность власти", "доверие народа к политическим институтам и их лидерам".

Тема 3. Первобытное общество

Тип экономики в первобытном обществе был:

производящий;

присваивающий;

Раскрыть следующие принципы экономики первобытного общества: рецепроктность. редистрибуция, половозрастное разделение труда.

Власть в первобытном обществе основывалась на:

принуждении;

все вместе.

Верно ли утверждение, что: "люди в первобытном обществе объединялись только по кровнородственному признаку"?

О какой черте первобытного общества идет речь: "собрание всех общинников, равенство личных прав и обязанностей членов общины, выборность и смещение вождей и старейшин".

Раскройте следующие черты мононормы:

естественно-природная основа;

действие в силу привычки;

регулирование поведения людей, обеспечивающее их единство и сплоченность.

В какой форме выражались мононормы.

У австралийцев Западной Виктории существовали фратрии Черного и Белого Какаду, у селькуров - Кедровки и Орлы и т.д. Какую роль играли названия фратрий в регулировании поведения людей? Что такое "обычай" и какие виды санкций существовали в первобытном обществе за ненадлежащее поведение?

Тема 4. Происхождение государства и права

Сравните "восточный" и "европейский" пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.

Начертите схему образования протогосудаства (вождество). Раскройте признаки вождества.

Дайте характеристику военной демократии. Чем она отличается от вождества.

Дайте характеристику материалистическому (классовому) подходу возникновения государства и права, используя следующие схемы:


Суть общецивилизационного подхода к рассмотрению государства и права заключается в формуле:

"государство и право - результат человеческого прогресса, фактор общечеловеческой культуры". Раскройте содержание данного утверждения.

К теориям происхождения государства и права относятся:

психологическая теория, теологическая теория;

теория разделения властей;

Л. Гумплович, К. Каутский, Б. Дюринг;

Г. Гроций, Б. Спиноса, Р. Радищев;

Аристотель, Фома Аквинский.

В какой теории происхождения государства и права используются идеи Дарвина:

теологическая;

органическая;

психологическая.

Тема 5. Исторические типы государства и права

Проведите сравнительный анализ терминов "классификация" и "типология". На основе анализа дайте свое определение выше указанным категориям.

Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии.

Государственная власть - часть мира культуры;

Разнородность культур оказывают влияние на развитие государства.

Цивилизации в своем развитии проходят несколько этапов развития: локальные цивилизации, особенные цивилизации, современные цивилизации. К каким цивилизациям и почему относятся: западно-европейская, исламская, китайская, шумерская, федерации, индская.

По хронологии развития цивилизации подразделяются на: древние, средневековые и современные; по характеру политических режимов цивилизации бывают: тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические. Выделите иные классификационные критерии цивилизаций и их разновидностей.

Выделите недостатки цивилизационной типологии государства и права. P>

Тема 6. Понятие государства и его функции

Верно ли утверждение: "лагерь детского отдыха обладает признаками государства".

Дайте понятие категории "сущность" явления. Используя понятие "сущность явления" дать определение "сущности" государства и раскрыть ее содержание. Какая сущность государства характерна в современный период развития?

Верховенство государственной власти предполагает: исключение параллельного существования власти, обладающей аналогичной (высшей) юридической силой. наделение аналогичными государственно-властными полномочиями иных видов власти. Дать понятие "функции" государства. Охарактеризовать внутренние и внешние функции государства.

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом являются условными. Используя следующие классификационные критерии выделите иные виды функций государства:

по времени действия;

по характеру деятельности государства.

Тема 7. Форма государства

Составьте сравнительную таблицу по монархиям абсолютной и конституционной (дуалистическая, парламентарная).

От чего зависит характер форм правления? Раскройте содержание института контрасигнатуры.

Составьте сравнительную таблицу республик (президентская, парламентарная, смешанная).

На примере России и Италии рассмотрите признаки федеративного и унитарного государства.

Верно ли утверждение, что "конфедерация - это одна из форм государственно-территориального устройства"

На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов.

Тема 8. Государственный аппарат

Рассмотрите три позиции на соотношение терминов "аппарат" и "механизм" государства:

"аппарат и механизм государства" - идентичные понятия;

"аппарат" - составное звено механизма государства;

"аппарат" государства формирует для реализации своих функций "механизм" государства.

Соотнесите понятия "орган государства" и "орган государственной власти"

В чем заключаются специфические особенности полномочий органа государственной власти?

На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата.

Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?

Как соотносится государственная должность со статусом государственного служащего?

Раскройте профессионально-этические требования предъявляемые к государственным служащим.

Тема 9. Методы государственного управления

Метод государственного управления - это способ целенаправленного воздействия государства на общество с целью достижения определенного результата; воздействие одного органа государственной власти на другой; все вместе.

Прямые или косвенные методы государственного управления эффективны для управления экономикой государства?

Что понимается под убеждением? Раскройте формы убеждения.

Дайте понятие и раскройте принципы государственного принуждения.

Какая из мер государственного принуждения связана с возложением на правонарушителя обязанности, не существовавшей до правонарушения.

К каким мерам государственного принуждения относится восстановление сторон по сделке в первоначальное положение?

Тема 10. Государство в политической системе

Д. Истон в своих работах "Политическая система", "Системный анализ политической жизни" определял политическую систему как:

"взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества". Раскройте содержание понятия.

Дайте характеристику элементам политической системы (политические институты, политические отношения, политические нормы и принципы, политическое сознание и политическая культура).

Дать характеристику правовому статусу политических партий.

Чем политические партии отличаются от других общественных организаций?

Как вы оцениваете существующую практику лоббирования во властных структурах?

Дать характеристику видам политических систем.

Какой вид политической системы характерен для России?

Тема 11. Правовое государство и гражданское общество

Рассмотрите признаки правового государства на примере России. Является ли Российская Федерация правовым государством?

Соотнесите понятия "общество", "гражданское общество".

Раскройте принципы гражданского общества.

Формами взаимодействия гражданского общества и государства являются:

государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества;

законодательное закрепление обязанностей государства;

все вместе.

Тема 12. Современное Российское государство

Используя статьи Конституции РФ дайте характеристику Российской Федерации как социальному и правовому государству.

Черты каких республиканских форм правления сочетает в себе РФ?

Почему Российская Федерация является федеративным государством?

Верно ли утверждение, что "субъекты РФ обладают государственным суверенитетом".

Охарактеризуйте функции Российского государства.

Дайте характеристику легитимности Российской Федерации.

Тема 13. Личность, государство и право

Соотнесите понятия индивид - человек - личность.

Разграничьте правовую и социальную категорию "личность". Дайте характеристику элементам правового статуса личности.

Дайте понятие гражданству и раскройте его принципы.

Составьте таблицу оснований приобретения и прекращения гражданства.

Проклассифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.

Какие международные и внутригосударственные гарантии защиты прав и свобод существуют в государствах?

Тема 14. Государство, экономика, политика и культура

Основываясь на статьях Конституции РФ раскройте принципы рыночной экономики.

Рассмотрите варианты воздействия государства, права, политики друг на друга.

Какие геополитические факторы оказывают влияние на развитие государства?

Рассмотрите взаимодействие права и культуры друг на друга.

Возможно ли в государстве сочетание плановой и рыночной экономики?

Контроль государства в экономической сфере подразделяется на:

прямой, косвенный;

внутренний, внешний;

Налог - это:

платежи в бюджеты разных уровней;

платежи в бюджеты местных органов самоуправления.

Тема 15. Общая характеристика права

Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:

Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими".

Карл Маркс: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что "право заключает в себе общую волю".

Рассмотрите социально-психологический механизм действия права.

Верно ли утверждение, что "функции права выражают сущность права в общественных отношениях".

Раскройте следующие критерии ценностности права:

инструментальная ценность;

способствует развитию общественных отношений;

определение свободы личности в обществе;

выражает согласованную волю участников общественных отношений

Раскройте роль принципов права в построении правовой системы. Начертите схему.

Проанализируйте следующие утверждения:

принципы права - это основополагающие начала построения правовой системы;

принципы права - это требования предъявления к построению правовой системы.

Тема 16. Норма права в системе социальных норм

Раскройте признаки социальной нормы.

Составьте сравнительные таблицы нормы права и:

религиозные нормы;

корпоративные нормы;

технические нормы.

своих нормах безнравственных поступков".

Проанализируйте к каким классификационным критериям правовых норм относятся нормы права ГК РФ:

граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ч. 1 ст. 9). в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 13). местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).

Проанализируйте структурные элементы правовых норм, используя статьи гражданского кодекса РФ (ст. ст. 139, 149, 151, 152).

Используя статьи ГК РФ (ст. ст. 139, 149, 151, 152) проклассифицируйте структурные элементы нормы права.

Проведите сравнительный анализ нормы-предписания и логической нормы. Приведите примеры.

Тема 17. Система права

Определите составные элементы системы права:

Президент РФ;

избирательное право, избирательный процесс РФ;

порядок формирования Правительства РФ;

земельное право;

Разграничьте отрасль права, институт права, подотрасль права.

Проклассифицируйте следующие правовые институты:

правовой статус Государственной Думы РФ;

исковое судопроизводство;

применение наказания за нарушение закона;

право собственности.

Кто впервые подразделил право на публичное и частное? Составьте сравнительную таблицу частного и публичного права.

Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ.

Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным.

Приведите примеры подотрасли права.

Тема 18. Источники (формы) права

Разграничьте "нормативно-правовой акт", "нормативный акт", "правовой акт".

Охарактеризуйте принципы построения системы нормативных правовых актов.

используя критерии высшей юридической силы закона определите иерархию: инструкций и распоряжений министерств и ведомств,

Конституционных законов РФ, Федеральных законов РФ.

Охарактеризуйте действие Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах от 10.01.2003 г. во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Дайте характеристику правовым коллизиям. Раскройте способы устранения правовых коллизий.

Какие правила применения коллизионных норм вы знаете?

К каким видам систематизации относятся: ГК РФ, Конституция РФ, Сборник законов по Конституционному праву РФ, Положение. Дайте характеристику консолидации.

Тема 19. Правовые отношения

Дайте характеристику правоотношению купли-продажи недвижимости (признаки, субъект, объект, содержание).

Охарактеризуйте правосубъектность гражданина РФ, обладающего активным и пассивным избирательным правом.

Проклассифицируйте следующие отношения:

государственно-правовые, гражданские, административные;

закрепление прав и обязанностей;

процедура реализации прав и обязанностей;

субъект права обязан выполнять предписания правовой нормы;

субъекту права запрещено совершать какие-либо действия;

заказчик и подрядчик;

отношения собственности.

Составьте схему юридических фактов.

Разграничьте правонарушения и объективно противоправные деяния.

Охарактеризуйте юридический состав при достижении человеком пенсионного возраста.

Тема 20. Правосознание и правовая культура

Покажите реализацию функций правосознания (позновательной, оценочной, регулятивной) в следующей ситуации: за защитой нарушенного избирательного права гражданин РФ обратился в суд.

О каких видах правосознания идет речь:

правовое сознание юристов;

правосознание, складывающееся стихийно под влиянием жизненных условий, личного жизненного опыта;

правосозннание формирующееся на базе широких, обощенных правовых знаний.

Показать взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии в следующей ситуации: "Гражданини РФ обратился в суд за защитой нарушенного права потребителя в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей РФ".

Покажите влияние правового нигилизма на правовую культуру.

Какую роль играет правовое обучение и правовое воспитание в формирвоании правовой культуры и правосознания.

Тема 21. Реализация права

Какие формы реализации права обеспечиваются запрещающими нормами, обязывающими нормами, управомочивающими нормами?

Привести примеры.

Перечислите случаи применения права, используя ситуации:

рассмотрение судом иска и признании сделки купли-продажи недвижимости недействительной;

суд определил преступнику наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет;

гражданин решил выйти на пенсию.

Покажите взаимодействие организационно-правовых и интеллектуально-правовых стадий применения права.

Дайте характеристику категории "государственно-властные полномочия".

Составьте сравнительную таблицу актов применения права.

Составьте проект постановления Конституционного Суда РФ, проанализируйте составные части акта применения права.

Чем акты применения права отличаются от нормативных правовых актов?

Тема 22. Правотворчество в современном правовом государстве

Охарактеризуйте принципы правотворчества, субъектов правотворчества, правотворческую инициативу.

В чем заключается взаимосвязь правотворчества и законодательного процесса?

На примере принятия федеральных законов РФ рассмотрите законодательный процесс в РФ, используя Конституцию РФ.

Какую роль играет лоббизм в правотворческом процессе?

Дайте характеристику юридической техники разделу Конституции РФ о государственно-территориальном устройстве.

Как вы думаете могут ли в нормативно-правовом акте использоваться слова, термины иностранного происхождения?

Тема 23. Толкование норм права

Какую роль играет толкование норм права в правовой системе государства?

Дайте языковой способ толкования п. 2 ст. 612 ГК РФ: "Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены, при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

Используя ст.ст. 606, 607 и 613 ГК РФ проведите систематическое толкование правовых норм.

Как между собой связаны общие и специальные правовые нормы при систематическом способе толкования? Приведите пример.

О каких видах толкования по объему идет речь:


Привести примеры.

Составьте сравнительную таблицу видов толкования по субъектам.

Какие виды интерпретационных актов можно выделить? Охарактеризовать.

Тема 24. Правовое регулирование

Сравните правовое воздействие и правовое регулирование. Составьте таблицу. Начертите схему взаимодействия.

Могут ли относиться к предмету правового регулирования отношения дружбы, использование досуга и т.д.?

Выделите критерии предмета правового регулирования.

Дайте характеристику элементам системы правового регулирования:

нормативное и индивидуальное регулирование;

централизованное и децентрализованное регулирование;

координация и субординация;

способы правового регулирования.

Одним из элементов правового регулирования является тип правового регулирования. По схемам определить тип правового регулирования и привести пример.


Покажите работу элементов механизма правового регулирования на следующем примере: "Гражданин М. подал документы в вуз, прошел по конкурсу и был зачислен в студенты 1-ого курса на основании приказа ректора вуза".

Тема 25. Правомерное поведение. правонарушение и юридическая ответственность

О каких видах правомерного поведения идет речь:

участие в выборах;

оплата поезда в транспорте;

гражданин соблюдает правовые предписания из-за боязни быть привлеченным к юридической ответственности.

Составьте сравнительную таблицу на разграничение правомерного поведения и правонарушения. Приведите примеры.

Приведите примеры видов правонарушений:

административное правонарушение;

гражданское правонарушение;

трудовое правонарушение;

процессуальное правонарушение;

международное правонарушение;

Каковы критерии деления правонарушений на преступления и проступки?

сравните юридическую ответственность и меры защиты. Приведите примеры.

Покажите реализацию принципов юридической ответственности руководствуясь следующими статьями Конституции РФ (ст. 55, ч. 1 ст. 50, ч. 11 ст. 50, ст. 49).

Верно ли утверждение: "Виды юридической ответственности - форма осуществления юридической ответственности".

Тема 26. Законность и правопорядок

Покажите реализацию принципов законности (верховенство закона, единство законности, целесообразность и реальность законности) в правомерном поведении граждан и должностных лиц.

Какие профилактические мероприятия необходимо применять в обществе для утверждения порядка и законности?

Целесообразно ли выделять такие виды гарантий как общие условия" и "специальные юридические средства"?

Покажите на примерах реализацию юридических гарантий законности.

Тема 27. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем

Раскройте теорию трихотомии выдвинутую Г. Давидов. К. Цвейгертом и Г. Котцеси в книге "Введение в правовое сравнение в частном праве (1971 г.), в основу классификации правовых систем положен критерий "правового стиля". Раскройте содержание данной категории.

Сравните романо-германскую правовую семью и семью "общего права".

Чем американская правовая семья отличается от "общего права".

Составьте таблицу черт семьи религиозно-традиционного права.

В чем заключалась специфика семьи социалистического права?

Настоящий практикум по дисциплине «Теория государства и права» представляет собой учебно-методический комплекс и вместе с ангорским теоретическим курсом (учебным пособием) составляет органическое единство. Данный практикум включает: программу учебной дисциплины, список литературы, рекомендуемой для углубленного изучения дисциплины, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, а также перечень классических трудов и учебных курсов по теории государства и права; планы семинарских занятий (проблемно-практические задания к ним) и курсовых работ с методическими рекомендациями по их проведению и выполнению; тесты, практические задания, проблемные ситуации; темы и методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий студентов и проведению деловых (ролевых) и иных имитационных игр по дисциплине; методические рекомендации по проведению учебно-практических семинаров.
Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, факультетов, специальностей, направлений подготовки.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Проблемы и технологии обеспечения качества юридического образования в настоящее время являются приоритетными в системе профессиональной подготовки. Очевидно, что в системе высшего образования понятие «качество» толкуется неоднозначно, различные агенты образовательного процесса (заказчики, представители услуг и пр.) по разному рассматривают характеристики, требования и способы (технологии) в обеспечении качества высшего образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается целый комплекс характеристик, определяемых государственными стандартами, потребностями рынка труда, а также планируемыми результатами образовательной программы, реализуемой высшим учебным заведением. Так, согласно п. 29 ст. 2 качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия феде-ральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В данной нормативно-правовой дефиниции (законодательном определении) воспроизводится понимание качества образовательной деятельности, зафиксированного в международном стандарте ИСО 9001, в котором определяется, что качество представляет собой «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I Учебно-программный блок дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Рабочая программа дисциплины «Теория государства и права» 5
§ 1.1. Критерии качества рабочей программы дисциплины 5
§ 1.2. Аннотация рабочей программы «Теория государства и права» 8
§ 1.3. Цели освоения дисциплины 9
§ 1.4. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 9
§ 1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 11
§ 1.6. Содержание дисциплины 12
Предмет и методы теории государства и права 12
Возникновение и развитие теории государства и права 13
теория государства и права 15
теория права 19
Глава 2 Контрольные (экзаменационные) вопросы по дисциплине «Теория государства и права 29
Раздел II Практический блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Практико-ориентированное обучение по дисциплине «Теория государства и права» 33
Глава 2 Цель и содержание практического курса 35
1.1. Общая характеристика теории государства и права 37
1.2. Происхождение государства и права 39
1.3. Общая характеристика государства 40
1.4. Форма государства 42
1.5. Функции и механизм государства 45
1.6. Государство и политическая власть 47
1.7. Политическая система. Гражданское общество. Самоуправление 49
1.8. Правовое государство 51
1.9. Общая характеристика права. Типы правопонимания 53
1.10. Норма права. Толкование права 56
1.11. Источники и форма права. Нормативно-правовые акты 60
1.12. Правовые отношения 64
1.13. Правовая система и система права 68
1.14. Реализация права 68
1.15. Правонарушение и юридическая ответственность 70
1.16. Сущность правосознания 73
1.17. Законность и правопорядок 75
Раздел III Методико-технологический и организационно-иновационный блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Инновационные формы и технологии обучения. Фонды оценочных средств 77
1.1. Инновации в образовательной процессе 77
1.2. Модульная организация практико-ориентированного обучения 81
1.3. Фонды оценочных средств 82
Глава 2 Тематика курсовых и методических указаний по их выполнению 83
2.1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ (проектов) 83
2.2. Темы курсовых работ (проектов). Методические рекомендации к ним 87
Тема 1
Политическая власть: формирование и функционирование в современной России 87
Тема 2
Правовое сознание в условиях обновления российского общества 91
Тема 3
Механизм правового регулирования 93
Тема 4
Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства 95
Тема 5
Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования
Тема 6
Взаимодействие норм права и нравственности 97
Тема 7
Основные понятия о государстве 100
Тема 8
Нетипичные формы правления: история и современности 108
Тема 9
Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека 111
Тема 10
Политический режим как элемент формы государства 113
Тема 11
Основные понятия о праве 121
Тема 12
Правовое государство: проблемы теории 123
Тема 13
Понятие юридической нормы 126
Тема 14
Соотношение права и экономики 127
Тема 15
Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства 136
Тема 16
Личность в политической системе российского общества 137
Тема 17
Государство в политической системе общества 150
Тема 18
Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества 155
Тема 19
Правовые отношения 156
Тема 20
Государство и общество: соотношение понятий 158
Тема 21
Нормативные акты. Конституция России - основной нормативный акт 160
Тема 22
Механизм государства 161
Тема 23
Применение норм права 162
Тема 24
Функции государства: теоретические аспекты 163
Тема 25
Источник права: история и современность 165
Тема 26
Система законодательства: общее и особенное 168
Тема 27
Понятие, структура и направления обеспечения 169
Тема 28
Правовые презумпции и юридические фикции 171
Тема 29
Пробелы в российском праве: причины возникновения, способы преодоления и устранения пробелов 173
Тема 30
Коллизии в российском праве 176
2.3. Правила оформления письменных работ 178
2.4. Критерии оценивания курсовых работ 185
Глава 3 Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 186
Часть 1. Теория государства 187
1. Предмет и методология общей теории государства и права. Вопросы происхождения государства и права 187
2. Типология, формы, функции государства. Государственная власть 194
3. Политическая система. Механизм государства 204
4. Правовое государство 208
Часть 2. Теория права 211
1. Социальные нормы. Понятие, сущность, принципы, содержание, и функции права. Типы правопонимания 211
2. Нормы, источники, реализация права. Типология правовых систем 218
3. Система права. Правотворчество. Правовые отношения 226
4. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура 223
Глава 4 Практические задания для организации и проведения контрольных (модульных) срезов 240
Тема 1
Происхождение государства. Понятие государства 240
Тема 2
Форма государства 245
Тема 3
Функции и механизм государства 254
Тема 4
Государство и политическая власть 261
Тема 5
Политическая система 263
Тема 6
Правовое государство 270
Глава 5
Применение темы и проблематики коллоквиумов, круглых столов и деловых (ролевых) игр 273
Глава 6
Перечень тем индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению 286
Глава 7
Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения и методические указания по их выполнению 288.

    Номер работы:

    Год сдачи:

    Количество страниц:

    1. Приведите примеры социальных норм 3
    2. Опишите значение норм морали и обычаев для общества. Приведите примеры отрицательных последствий нарушения различных социальных норм - морали, обычаев и т.п. 3
    3.Определите политический режим, форму правления и форму государственного устройства РФ. Подтвердите свои ответы примерами. 4
    4. Примеры реализации политической, идеологической и социологической функций государства РФ. 6
    5. Приведите примеры из практики международного сотрудничества, когда государственные органы РФ реализуют внешние функции государства 7
    6. Уголовный кодекс РФ в Особенной части устанавливает санкции за отдельные виды преступлений. Проявление какой из функций это является - охранительной или регулятивной? 7
    7. Проявление какой из функций права - охранительной или регулятивной - является закрепление в Гражданском кодексе института права собственности? 7
    8. Приведите примеры наступления определенных юридических фактов, которые послужили возникновению, изменению или прекращению правоотношений 8
    9. С какой целью в юриспруденции существует конструкция юридического состава преступления? 8
    10. Охарактеризуйте уголовную ответственность. Перечислите виды уголовного наказания. Выскажите своё мнение об отмене смертной казни в России, аргументируйте свое мнение 8
    11. В чем основное различие уголовной и административной ответственности? Поясните свой ответ и приведите примеры 9
    12. Назовите виды гражданско-правовой ответственности. В каких случаях лицо может быть освобождено от гражданско-правовой ответственности? 10
    13. Дайте краткую характеристику видов ответственности рабочих и служащих 10
    14. Какие права Вы отнесете к личным (гражданским правам)? Приведите примеры 11
    15. Какие права Вы отнесете к политическим? Какие из политических прав Вы использовали? Приведите примеры 12
    16. Какие права Вы отнесете к социально - экономическим? Приведите примеры использования социально - экономических прав в Вашей жизни 12
    17. Охарактеризуйте состояние прав и свобод человека и гражданина в современной России 13
    18. Охарактеризуйте состояние местного самоуправления в населенном пункте, в котором Вы живете, учитесь или работаете 14

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Задания по ТГП
    Нормы морали и обычаи регулируют жизнь общества, но несколько другим способом. Не все стороны общественной жизни подлежат правовому регулированию. Например, отношения дружбы и любви между людьми регулируются общепризнанными нормами поведения, на основе которых каждый конкретный человек устанавливает себе рамки поведения, которые могут отклоняться в ту или иную сторону, но модель, образец поведения, одобряемый или порицаемый обществом, остается всегда.
    В качестве примера, можно отметить неодобрительное отношение к человеку, опаздывающему на встречу, свидание со стороны ожидающих его людей.
    Неодобрение и нехорошую деловую характеристику получает предприниматель, игнорирующий правила делового оборота

ПРАКТИКУМ

по теории государства и права

Челябинск
2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина , с которой студенты начинают освоение совершенно нового, незнакомого им ранее и очень интересного мира юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

С первых занятий студенты должны осознать практическую направленность обучения, научиться смотреть на жизнь через призму юридических понятий и категорий, уметь использовать их в сфере повседневного общения. Сложный процесс формирования юридического осмысления бытия начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры , представленные в настоящем пособии. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

Особенностью настоящего издания является форма рабочей тетради, способствующей самостоятельной работе учащихся в усвоении и закреплении основных положений теории государства и права. Преподаватель предлагает студентам (курсантам) заполнить соответствующий раздел практикума, чтобы в дальнейшем оценить и разобрать возможные трудности и ошибки.


В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике. В приложении приводятся полные тексты ряда актов официального толкования, что способствует решению не только указанных выше задач, но и знакомству студентов с реальной формой правовых актов .

В целях облегчения самостоятельной работы студентов в специальном разделе по каждой теме приводится краткий конспект лекций .

Автор надеется, что представленные практические задания позволят, не только более успешно освоить и закрепить теоретический материал, но и заинтересовать студентов изучаемой ими фундаментальной юридической наукой.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.

Практические задания

Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:

1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).

_________________

1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).

_____________

_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Составьте схемы:

3.1. "Классификация методов теории государства и права"

3.2. "Функции теории государства и права"

3.3. "Общая система наук"

Задание № 4.

4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

https://pandia.ru/text/79/131/images/image004_73.gif" width="360" height="76">

Тип № 4 Тип № 5

тип соотношения (номер)

методология и метод

предмет и метод

государство и право

право и закон

право и мораль

преступление и правонарушение

4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

тип № 1

Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:

5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

6.1.Закономерность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2.Концепция___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3.Парадигма___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.4.Теория______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.5.Система_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.6.Структура___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.7.Наука_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.8.Функция_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.9.Метод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.10.Эксперимент________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Происхождение государства и права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

На основе моделирования игровых ситуаций добиться четкого и глубокого понимания причин, вызывающих возникновение государства и права, а также закономерностей этого процесса. Особо важно уяснить роль государства в возникновении права.

Практические задания

Задание № 1. Игра "Многообразие теорий происхождения государства".

Условия игры: студенты (курсанты) по очереди называют и раскрывают характеристику отдельных теорий происхождения государства и права. Победителем становится студент (курсант), назвавший последним соответствующую теорию.

Задание № 2. Сюжетно-ролевая игра "Судебный поединок".

Условия игры: студенты (курсанты) делятся на 2-3 команды, каждая из которых выбирает для защиты одну из теорий происхождения государства и права (5 минут).

После обсуждения (10 минут), команды выбирают докладчика и содокладчика, выступающих в качестве защитников теории.

После выступления защитников команды-оппонентов (представители других команд) задают вопросы с целью "разрушить" доказательную базу защиты (10 минут на группу).

Игра завершается заключительным словом преподавателя и подведением итогов (10 минут).

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Баллы начисляются за защиту теории, за ответы и вопросы оппонентов.

Задание № 3. Разграничьте понятия обычай и традиция? Свою точку зрения аргументируйте, приведите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Составьте схемы:

2) структурная организация

3) территориальная организация

4) нормативная организация

Тема 3. Понятие права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Выяснить общечеловеческую и классовую сущность права, четко и полно выявить его признаки, сформулировать на этой основе развернутое определение понятия российского права. Уяснить основные концепции понимания права. Критически осмыслить развитие российского права.

Практические задания

Задание № 1. Проведите лексический анализ представленных интегративных определений понятия "право" в соответствии с основными подходами правопонимания.

1.1. Профессор: "Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения".

1.2. Профессор: "Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль во взаимоотношении друг с другом".

Задание № 2. Определите тип соотношения понятий "право" и "закон", соответствующий приведенным схемам. Свою позицию обоснуйте.

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

https://pandia.ru/text/79/131/images/image004_73.gif" width="360" height="76">

Тип № 4 Тип № 5

Задание № 3. Определите достоинства и недостатки основных концепций понимания права. Результаты оформите в виде таблицы.

подход

достоинства

недостатки

нормативный

социологический

философский

Задание № 4. Выразите одним словом суть каждого из подходов понимания права.

нормативный

социологический

философский

Задание № 5. Обоснуйте свое отношение к проблемным вопросам изучаемой темы.

5.1. Совместимы ли основные типы понимания права?

5.2. Какой концепции понимания права придерживаетесь вы?

5.3. Есть ли практическая необходимость в поиске определения понятия "право"; плюрализме правопонимания?

5.4. Охарактеризуйте соотношение сознания и правопонимания.

Тема 4. Правотворчество

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Закрепить на практике знания об условиях действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, тенденциях и основных направлениях развития российского законодательства.

Практические задания

Задание № 1. Обозначьте на графике обратную силу закона (ретроактивность) и переживание закона (ультраактивность).


Задание № 2. Решите представленные задачи. Свою точку зрения обоснуйте ссылками на законодательство.

2.1. Посол Российской Федерации в государстве Республика Панама, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Панама?

2.2. Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Мурманска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного Р к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому должен в данном случае обратиться потерпевший?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. В Городской отдел образования города Кыштыма 05 мая 2007 года поступил Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 000
от 01.01.01 года.

С какого момента данный приказ вступает в законную силу в городе Кыштыме?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Десятилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности разбил автомобиль соседа по дому.

Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или ее Совета для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности ?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Депутат Верховной Рады Украины, находясь за рулем собственной автомашины, грубо нарушил в г. Челябинске правила дорожного движения - создал опасную аварийную ситуацию.

Может ли работник ДПС ГИБДД Российской Федерации оштрафовать его? Возможно ли лишить этого депутата прав управления автомашиной без согласия Верховной Рады Украины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Установите иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации.

https://pandia.ru/text/79/131/images/image008_44.gif" width="640" height="174">

Задание № 4. В каком соотношении находятся международное и внутригосударственное и законодательство?

https://pandia.ru/text/79/131/images/image002_100.gif" width="640" height="76">

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Задание № 5. Составьте кроссворд по проблемам правотворчества в Российской Федерации (не менее чем из 20 слов).

Задание № 6. Деловая командная игра "Проблемы правотворчества в России".

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

к государственному экзамену по теории государства и права

для студентов очной формы обучения

ЗАДАНИЕ № 1

вместе с гражданином Н. занимались в 1983 году скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. скрылся и был арестован только в 1994 году, когда данная статья была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована). Следователь заявил о том, что он намерен возбудить уголовное дело, так как в момент совершения валютных операций данная статья действовала.

Правомерно ли заявление следователя?

ЗАДАНИЕ № 2

«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 3

«Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

в) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления ».

ЗАДАНИЕ № 48

Какой из перечисленных актов является актом официального легального толкования

а) постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 01.01.01 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии»»;

б) постановление Конституционного суда РФ от 6 июля 1999 г. «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и3) Конституции Российской Федерации»;

в) постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.01.01 г. № 000 «О толковании норм Закона Нижегородской области «О выборах губернатора Нижегородской области».

ЗАДАНИЕ № 49

Определите вид толкования по объему?

«Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 50

Определите вид толкования по объему?

«Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров» (ст. 110 Конституции РФ)

ЗАДАНИЕ № 51

Определите вид толкования по объему?

«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

ЗАДАНИЕ № 52

Определите вид толкования по объему?

«Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности , несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств » (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 53

Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

ЗАДАНИЕ № 54

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

Определите вид толкования по объему?