Занятия по обж в начальной школе. О преподавании основ безопасность жизнедеятельности в начальной школе. Проверка домашнего задания

Конспект внеклассного занятия в начальной школе «Темная улица и безопасность»

Цели: подвести детей к пониманию того, что безопасность, прежде всего, зависит от их поступков; познакомить с основами безопасности на улице в темное время суток.

Ход мероприятия

— Ребята, вы часто слышите слово «безопасность». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Ответы детей.)

— Почему, как вы думаете, с некоторыми людьми часто происходят неприятности, а у других жизнь проходит более спокойно?

Действительно, чтобы с тобой не происходили печальные события, необходимо контролировать себя и свои поступки. Вообще, все правила безопасности сводятся к одному короткому НЕ:

НЕ задерживайся на улице по дороге из школы.

НЕ играй на улице, когда темно.

НЕ впускай незнакомца в дом.

НЕ ходи никуда с незнакомым человеком.

НЕ садись в машину с незнакомцем.

НЕ знакомься на улице.

НЕ привлекай к себе внимания.

(Дети могут составить сами фразы, опираясь на собственный опыт.)

— Почему порой бывает трудно соблюдать эти правила, как вы думаете?

(К каждому правилу дети предлагают ситуации, когда это правило приходится нарушать: по дороге из школы на улице встретил друзей, и они уговорили поиграть в соседнем дворе, вы не смогли отказаться; незнакомый человек сказал, что он слесарь и его вызвала в дом мама, так как неисправен кран, вы ему поверили, потому что действительно кран неисправен и т. д.)

Сейчас очень трудное время, и часто мы попадаем в ситуации, из которых непросто найти выход. Как из таких ситуаций можно выйти с минимальными потерями, мы и поговорим сегодня.

Начнем с темной улицы. Вы должны помнить главное правило — темная улица не для маленьких детей. Но если случилось так, что вы оказались одни на темной улице, вы должны знать о том, что существуют способы самозащиты при нападении преступников.

Первый принцип самозащиты в городских джунглях - выбирайте маршрут к дому не короткий, а безопасный. Второй важный принцип — вы должны досконально знать дорогу.

— Какие предметы можно носить с собой на всякий случай и как их нужно применять? (Фонарик, мобильный телефон, свисток и т. д.)

Прогнозировать развитие событий хотя бы на 2—3 мин — это одно из правил школы выживания. Освойте несколько приемов самообороны, не пожалейте времени и доведите их до автоматизма. Если, к счастью, никогда не придется их применять, уверенности в себе у вас наверняка прибавится.

Не будьте слишком самоуверенны, не ведите себя вызывающе.

Старайтесь подавить противника психологически.

Говорите с ним смело, не теряйтесь, не дайте запугать себя.

Можно оказать психологическое давление. Пусть поверит преступник, что вы ждете папу или взрослого родственника или ищете собаку. Надо показать, что вы не боитесь, и сказать строгим голосом: «Рекс! Барс! Ко мне!» Или подбежать к любому дому (так, как будто это ваш дом) и крикнуть под окнами: «Папа!»

— Как получить помощь со стороны? В первую очередь надо привлечь к себе внимание.

(Учитель задает вопросы, дети пытаются на них ответить, потом все вместе выбирают правильный ответ.)

— Что лучше всего кричать, чтобы на тебя обратили внимание? (Пожар!)

— Что можно сделать, пробегая мимо автомобиля? (Ударить по нему, чтобы заработала сигнализация.)

— Вы пробегаете мимо группы людей, ваши действия. (Лучше врезаться в эту группу.)

— А если вы пробегаете мимо витрины? (Ударить по стеклу, чтобы заработала сигнализация.)

— Как можно еще привлечь к себе внимание? (Ответы детей.)

Цель: обсудить с учащимися опасные ситуации, в которых может оказаться ребенок; научить правильно действовать в опасной ситуации.

Оборудование: Презентация , памятки, телефон.

Форма проведения: групповая работа.

1. Постановка цели.

– Сегодня наш классный час (Слайд 1) мы проведем в «Школе безопасности» и узнаем (Слайд 2), как нужно вести себя в опасных ситуациях.
– А что такое опасность? (Слайд 3)
Опасность – это ситуация, когда человеку что-то или кто-то угрожает.

2. Введение в тему

– В старые времена, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок. Давайте вспомним некоторые из них:

«Волк и семеро козлят» (Слайд 4)

– Почему козлята попали в беду?
– Что нужно было сделать?

«Три поросенка» (Слайд 5)

– Какой урок можно извлечь из этой сказки?

Шла девочка по лесу милая. (Слайд 6)
Славная, добрая, смелая.
А навстречу ей личность темная,
Во всех отношениях серая.

– Кто эта девочка? С кем она повстречалась?
– Почему Красная Шапочка попала в беду?

Вот тут как раз урок возьмите: (Слайд 7)
И с незнакомой личностью совсем не говорите.

3. Работа по теме

– Давайте вспомним правила поведения с незнакомыми людьми: Какие вы знаете? (Слайд 8)

Никогда не разговаривай с незнакомцем.
Никогда не садись в машину к незнакомцу.
Не играй по дороге из школы домой.
Не играй с наступлением темноты.

– Что может случиться, если не соблюдать эти правила? (Слайд 9)
– А вот теперь представьте, что вы будете делать, если незнакомец позвонит в дверь вашей квартиры?
– Даже взрослый должен убедиться, что это не злоумышленник.
– Что для этого нужно сделать? (Посмотреть в глазок или спросить «Кто там?»)
Некоторые люди почему-то стесняются спросить: «Кто там?» и даже посмотреть в дверной глазок. И очень жаль. Потому что нет никакого смысла ставить запоры и железные двери, если сам открываешь их, кому попало.

Поэтому запомните правила: (Слайд 10)


Но бывают случаи, когда незнакомец представляется и говорит, что он по поручению мамы. Запомни! Незнакомых людей не впускать ни под каким предлогом.
Ну а чтобы не облегчать ворам совершать их темные делишки –
2. Не оставляй ключ от квартиры в «надежном месте» (где-нибудь под ковриком или в другом укромном месте).


– Как вы думаете, почему этого не следует делать?

4. Обсуждение ситуаций в группах (Слайд 11)

Цель: сейчас мы проверим на практике, как вы будете действовать в той или иной ситуации.
Каждой группе предлагается ситуация. Вы ее читаете, обсуждаете. Пусть свое мнение выскажет каждый. Но прежде, чем принимать решения в опасной ситуации, выполните следующие шаги: (Слайд 12)

1. Остановись
2. Подумай
3. Выбери
4. Похвали себя

Ситуация 1. (Слайд 13)

К тебе домой пришел друг или подруга, и вы вместе смотрите телевизор. Кроме вас в квартире никого нет. Но вот к вам позвонили в дверь. Опишите, что вы будете делать?

Ситуация 2.

Ты играешь на улице. Неожиданно к тебе подошел хорошо одетый мужчина и предложил покататься на его машине. Что вы ему ответите?

Ситуация 3.

Ты спрятал ключ от квартиры в «надежном месте» – и скорей на улицу, играть. Вернувшись, ключа на месте не обнаружил. Как ты будешь действовать и что должны сделать взрослые после этого?

Ситуация 4.

Мама с папой на работе, а ты в доме один. Звонок в дверь. Ты посмотрел в глазок и спросил: «Кто там?». Человек представился другом семьи и сказал, что забыл у вас в доме зонтик, попросив вернуть его. Ваши действия?

Вывод (слайд 14)

1. Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.
2. Не оставляй ключ от квартиры в «надежном месте»
3. А если ты потерял ключ – немедленно скажи об этом родителям.
4. Никогда не хвастайся новыми вещами и достатком семьи ни во дворе, ни в школе.

5. Ты и телефон. (Слайд 15)

– Поговорим о том, умеете ли вы говорить по телефону, если взрослых нет дома. По телефону говорить очень просто, это каждый знает. Но и тут есть важное правило: разговаривать надо только со знакомым. А кого не знаешь – извиняться, прощаться и вешать трубку. Кем бы ни назвался тот, кто звонит, помни: (Слайд 16)

1. Не называй адрес или номер квартиры.
2. Никогда не называй номер своего телефона.
3. Не вступай в разговоры с незнакомцами.

– А сейчас мы проведем мастер-класс, как правильно разговаривать по телефону (двое учеников разыгрывают разговор по телефону). (Приложение, слайд 17)

1-ый разговор

– Алло.
– Кто говорит?
– А кто вам нужен?

2-ой разговор

– Это какая квартира?
– Это моя квартира. А вам какая нужна?

3-ий разговор

– Это какой номер?
– Назовите, какой вам нужен. Я скажу этот или нет.

4-ый разговор

– А взрослые дома есть?
– Сейчас никто не может подойти. Перезвоните позже.

5-ый разговор

– Сейчас придет сотрудник милиции, открой ему дверь.
– Я не могу открыть. Обратитесь к соседям.

Телефон (слайд 18) – хорошая вещь, если умеешь им пользоваться. И если ты остаешься в доме один, телефон просто необходим. Ты всегда можешь позвонить и спросить о чем-то бабушку, маму, папу, позвать на помощь соседей или милицию. А может быть, даже вызвать пожарных. Но для этого надо знать номера:

Если мы позвоним по телефону 01, то попадем … (слайд 19)

Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.

Если мы позвоним по телефону 02 , то попадем … (слайд 20)

Дома я один остался.
Кто-то дверь открыть пытался
Я тогда «02» набрал
И милицию позвал.

Если мы позвоним по телефону 03, то попадем … (слайд 21)

Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.

Если мы позвоним по телефону 04, то попадем… (слайд 22)

Если ты пришел с прогулки,
Шапку снял и вдруг в квартире
Обнаружил запах газа,
Набирай ты 04 –
И тебе помогут сразу.

6. Итог

– Наш урок в «Школе безопасности» закончился. Мы узнали о некоторых правилах поведения, которые помогут вам избежать опасных ситуаций. (Слайд 23). Опасные ситуации можно предупредить! Надеюсь, что этот урок пойдет вам на пользу. А итог вы сейчас подведете сами, продолжив рифмой мои фразы:

Если нас зовут купаться, в телевизоре сниматься, (Слайд 24)
Обещают дать конфет, отвечайте твердо… (нет) .

Если вам по телефону
Звонит кто-то незнакомый…
Молча выслушав, сдержись,
Попрощавшись, … (извинись) .

Конечно, в сказках так случается, (Слайд 25)
Что хорошо в них все кончается,
А чтобы нам спокойно жить,
С правилами безопасности надо … (дружить)

Рабочая программа

на уровень начального общего образования

основы безопасности жизнедеятельности

(срок реализации программы 2016-2017 г.)

Разработала : Волкова Н.А.

Брянск 2016г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 .ЛИЧНОСТНЫЕ,ПРЕДМЕТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2007.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Цели рабочей программы :

    конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников;

    формирование социального опыта школьника;

    осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи :

    прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

    выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

    формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;

    развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

    стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

    воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;

    Формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.

Основной формой организации учебного процесса является внеурочная система обучения. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы занятий (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальные для младшего школьника следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

При организации внеурочных занятий применяется деятельностный подход,

который предполагает активное участие ребенка в образовательном процессе., за умениями, навыками, развитием и воспитанием обучающегося всегда стоит действие. Необходимо научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, «оценочная» деятельность обучающихся.

ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана

для 1 - 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю)

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Принципы и методы обучения младших школьников ОБЖ
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядныесредства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Метод обучения - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.
Например, исторические справки по дорожной, пожарной или бытовой тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебнике или рабочей тетради, записью новых слов, понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора, между природным явлением и особенностями поведения человека при нём и т, д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Так, наблюдая происходящее на улице, в природе, в месте скопления людей ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие целиком. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.
Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой,рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в различных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы - диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.
Беседа может строиться дедуктивно (от известных общих правил к частным заключениям) или индуктивно (от отдельных фактов, понятий к общим выводам). Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой пройденного.
В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой - актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в окружающей среде.
В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные - комментировать, поправлять. Можно предложить каждому учащемуся самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других учащихся.
Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и водители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить школьника придумать название для картинки, задача усложнится. Учащийся сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).
Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.
Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальными картинами жизни. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира; пожарного, спасателя, медицинского работника. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в рассматриваемой обстановке. То есть младших школьников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.
Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.
Домашние задания, имеющиеся в учебниках и рабочих тетрадях, даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности поведения, закрепить и обобщить изученное в школе.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.
В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места по маршруту движения в школу, вокруг школы, объекты, представляющие опасность, закрывающие обзор, сезонные изменениядорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, указательные знаки, светофоры и т.д.
Педагог просит детей прислушаться к звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов; где нельзя гулять, играть, находиться длительное время и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций.
В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.
Экскурсия может быть вводной, ознакомительной, обзорной. Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у учащихся целостное представление об окружающей их среде, взаимосвязи в ней объектов и субъектов жизнедеятельности, постоянно возникающих различных нестандартных ситуаций и т.д. Обратить внимание детей на особенности опасного поведения участниковдорожного движения, окружения людей в плане пожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения на природе, у воды и нарушения правил безопасности жизнедеятельности. Научить детей видеть и предвидеть опасности. Рассказать о типичных ошибках в поведении детей, не умеющих предвидеть опасность. Объяснить новые для детей понятия по тематике безопасности.
Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике ОБЖ, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1 класс

Должны знать:

- общие понятия и чрезвычайные ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;

Общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

Правила безопасного поведения в парке, скверах. В лесу, понятие об ориентировании на местности;

Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

2 класс

Должны знать:

Чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторож­ности следует принять при движении по льду водоемов;

Правила поведения на пляже. Правила купания в обо­рудованных и необорудованных местах;

Правила безопасного поведения в лесу, в поле;

Возможные опасные ситуации при движении по откры­той местности: ориентирование, правила -поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила --поведе­ния при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье. -Как живет наш орга­низм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычай­ные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуа­циях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

3 класса.

Учащиеся должны знать:

    Чем опасны водоёмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоёмов;

    Правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

    Правила безопасного поведения в лесу, в поле;

    Возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др..

    Ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.

    От чего зависит наше здоровье? Как живёт наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес.

    Травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки.

    Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений.

    Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Учащиеся должны уметь:

    Правильно переходить по льду.

    Правильно вести себя на пляже.

    Плавать техникой плавания «Кроль на груди».

    Ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой.

    Уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них.

    Уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами.

    Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении.

    Уметь действовать при сигнале «Внимание всем!»

4 класса.

учащиеся должны знать:

    правила перехода дороги;

    правила движения на велосипедах;

    правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров;

    основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, прикатании на лодке;

    способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;

    как ориентироваться на местности;

    как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности при разведении костра;

    когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;

    основные понятия- «здоровье», «здоровый образ жизни»

    факторы, влияющие на состояние здоровья- (курение, алкоголь, токсикомания).

учащиеся должны уметь:

    правильно переходить дорогу, перекрёсток;

    ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным признакам;

    определять расстояние по карте и по местности;

    организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;

    завязать 1-2 вида узлов;

    развести и погасить костёр;

    вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;

    оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

1 класс


1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
2.2. Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
I
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
4.1. Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Мы - пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
4.5. Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.

2 класс

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
- подготовительные упражнения для освоения в воде;
- техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

3 класс

I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы - пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт - наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях .
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

4 класс

I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1-3 классах)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1-3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тема урока

Характеристика деятельности

Безопасный путь в школу и домой

Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу

Правила перехода дорог

Движение пешеходов

Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход» и

Дорожные знаки

Сигналы светофора и регулировщика

Мы- пассажиры, обязанности пассажира

Причины возникновения пожара

Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться разговаривать по телефону

Правила поведения на воде

Выработать правила поведения на воде

Как вести себя, когда дома ты один

Сформировать правила безопасного поведения и меры защиты

Средства бытовой химии

Опасные ситуации при общении с незнакомыми людьми

Познакомить с правилами при общении с незнакомыми людьми

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми

Формировать умения осторожного общения с незнакомыми людьми

Где можно и где нельзя играть

Вырабатывать правила игры и места, где можно играть

Безопасное поведение в природе

Правила поведения в природе

Вырабатывать умение правильно вести себя в природе

Влияние температуры на здоровье человека

Познакомить с погодными условиями и их влиянием на организм человека

Причины загрязнения воздуха

Первая медицинская помощь при укусах насекомых

Выработать правила оказания первой помощи при кровотечениях

Первая помощь при кровотечениях

Выработать правила оказания первой помощи при кровотечении

Первая медицинская помощь при ожогах

Выработать правила оказания первой помощи при ожогах

Как уберечься от ожогов

Формировать умение оказать первую медицинскую помощь

Здоровый образ жизни

Закрепить знания о здоровом образе жизни

Режим дня первоклассника

Познакомить с режимом дня для первоклассников

Профилактика переутомления

Формировать умения о соблюдении режима дня

Как ухаживать за своим телом

Закрепить знания об уходе за своим телом

Умывание и купание

Общие понятия опасности

Применять

Чрезвычайные ситуации

Гражданская оборона по защите населения

Овладевать навыками о гражданской обороне

Подготовка учащихся к действиям в мирное и военное время

Моделировать поиск выхода в военное время

Подготовка учащихся ко дню защиты детей

2 класс

Тема урока

Характеристика деятельности

Что такое

безопасность?

Ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения.

Что такое

безопасность?

Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения.

Город, посёлок, микрорайон, где мы живём

Обобщить знания о населённых пунктах. Ввести термин «улица». Учить предвидеть опасные ситуации на дороге.

Что такое чрезвычайная ситуация

Ознакомить с понятиями «чрезвычайная ситуация» (ЧС). Видами ЧС.

Безопасность на улице

Ознакомить с правилами безопасности на улице. Развивать умение предвидеть опасную ситуацию.

Как правильно переходить дорогу

Ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги.

Наиболее безопасный путь в школу и из школы

Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу.

Сигналы регулирования дорожного движения.

Обобщить знания о светофорах и их сигналах.

Сигналы регулирования дорожного движения

Ознакомить с сигналами регулирования. Повторять правила дорожного движения.

Виды перекрёстков

Ознакомить с разными видами перекрёстков. Повторить изученные правила дорожного движения.

Знакомство с дорожными зна ками.

Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход» и др.

Угадай, какой знак

Закрепить знания о дорожных знаках. Научить практически использовать полученные знания.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Объяснить учащимся термины: одностороннее и двустороннее движение.

Будь внимательным и осторожным

Повторить и закрепить знания. Полученные на предыдущих уроках.

Движение группами

Ознакомить с особенностями движения группами. С правилами движения по загородной дороге.

Особенностями движения по мокрой и скользкой дороге

Изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге.

Где можно и где нельзя играть

Понять. Что игры на проезжей части опасны, определить наиболее безопасные места для игр.

Практическое занятие «Улицы города».

Ознакомить с улицами города. Определить улицы с односторонним и двусторонним движением.

Знакомство с транспортом города.

Ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками. Обозначающими остановку транспорта.

Правила поведения в транспорте.

Ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и правилами пользования общественным транспортом.

Встреча с работником ГИБДД.

Повторить правила дорожного движения. Проанализировать случаи. Происшедшие с детьми.

Обобщающий урок по теме «Улица полна неожиданностей».

Обобщить знания по правилам дорожного движения.

Практическое занятие «Виды перекрестков».

Обобщить знания по теме «Перекрестков».

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний период

Актуализировать знания детей о водоёмах. Ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период

Составить правила поведения у водоёма в летнее время.

Основные спасательные средства.

Ознакомить с основными спасательными средствами. Повторить правила безопасного поведения у водоёмов.

Основные спасательные средства.

Учить предвидеть опасности дома. Видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при общении с ними.

Какие опасности нас окружают

Основные правила пожарной безопасности

Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.

Детские шалости с огнём

Разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей. Повторить правила пожарной безопасности. Изучить правила действия при пожаре.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте

Познакомить с правилами поведения при возникновении пожара дома. В школе, в транспорте.

Обобщающий урок

Обобщить полученные за год знания.

3 класс

Название темы

Характеристика деятельности

Правила поведения учащихся

Тест «Как общаться с незнакомцем»

- Обсуждать коллективно правила поведения учащихся в школе.

-выявлять опасные ситуации на дороге до школы. Моделирование безопасного маршрута от школы до дома.

Чем опасны водоемы

Выявить опасности на водоёмах;

Как вести себя на воде

Обсудить правила поведения на воде;

Где вода – там беда

Тест «Как нужно купаться»

Формировать умения пользоваться правилами поведения на воде;

Меры предосторожности при движении по льду водоемов

Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации;

Урок-конкурс «Отдыхаем на реке»

Планировать действия,

давать полные ответы на вопросы;

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения

Развивать коммуникативную активность;

Наблюдать за окружающей средой;

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма

Как ориентироваться в лесу (практическое занятие) Тест «Лесные опасности»

Планировать действия,

давать полные ответы на вопросы; Овладевать навыками самоконтроля

Основные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад

Овладевать навыками поведения в ситуации;

Безопасность при любой погоде

Формировать правила разумного поведения при любой погоде;

Ядовитые растения, ягоды, меры безопасности.

Запомнить ядовитые растения, ягоды; меры безопасности; правила первой помощи;

Грибы - съедобные и несъедобные

Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации;

Опасные насекомые и животные

Запомнить и выполнять правила поведения при встрече с опасными насекомыми и животными и мерами защиты от них.

Мы и животные

Формировать коммуникативную активность, взаимопомощь;

Экологическая ситуация «Покормите птиц зимой

Позаботиться о зимующих птицах, проявить заботу, сочувствие.

Правила поведения учащихся в повседневной жизни

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

От чего зависит наше здоровье?

Соблюдать режим дня, правила поведения, употребление витаминов, гигиену питания;

Классифицировать продукты по их пользе в питании;

Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека?

Расширить представления о строении организма человека, следить за работой некоторых органов.

Правильное питание - залог здоровья

Моделировать меню;

Формировать коммуникативную активность;

Личная гигиена. Уход за кожей, за ногтями

Овладеть знаниями о личной гигиене;

Выработать привычку соблюдать правила личной гигиены;

Знать правила ухода за кожей

Берегите зубы. Выбор зубной щетки, зубной пасты.

Беречь зубы,

Овладеть правилами ухода за ними.

Гигиена зрения

Овладеть правилами посадки при работе за компьютером, при просмотре телепередач.

Органы дыхания

Осознать вред курения, сформировать негативное отношение к курению.

Почему случаются травмы

Тест «Домашние опасности»

Приучиться к безопасному поведению в быту.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Если из раны течёт кровь. Основные виды травм

Овладеть основными правилами оказания первой медицинской помощи при лёгких травмах.

Болезни и их возможные причины

Соблюдать правила личной гигиены.

Отравления причины и признаки.

Способствовать формированию культуры питания.

Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация

- Применятьправила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Огонь в доме. Как говорить по телефону

Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться разговаривать по телефону 01

Как могут стать опасными опасные вещи

Проверочная работа

Цели : развивать речь, мышление, память; учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия

I. Вводное слово.

Учитель . Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на занятиях по ОБЖ. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом.

Тема нашего сегодняшнего занятия - «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятая - научиться оказывать первую помощь при травмах.

II. Вопрос - ответ (беседа).

Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог....

И кто же чаще всего бывает виноват в получении травмы? (Мы сами.)

Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.

Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа - в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай.

А такие необходимые для вас предметы, как велосипед, лыжи, коньки, мяч, могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться.)

Что же произошло с ребятами? (Неприятные истории.)

Почему так случилось? (Забыли об осторожности.)

III. Рассказы учащихся.

1. Двенадцатилетний Алеша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, толчка не получилось и Алеша упал на лед. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.

2. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехать не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате вывих голеностопного сустава и сотрясение мозга.

Учитель. Царапины заживают, проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь этого можно было избежать, травма сопутствует неосторожности.

IV. Практикум «Как помочь себе при травмах».

Плакат на доске.

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПРИВЫКШИЙ ОБДУМЫВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, РЕДКО ПОЛУЧАЕТ ТРАВМУ.

Учитель . Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.

1. Рассмотрим легкие травмы (травмы-царапины).

Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача - предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?

1) Освободить раненое место от одежды.

2) Смазать края раны йодом.

3) Наложить чистую повязку.

Нельзя класть на рану вату, мази. (Практические занятия. Учимся обрабатывать рану.)

2. Ушибы.

1) Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).

2) При ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.

3) При ушибе головы - создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело - голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.

4) При ушибах груди - полный покой.

5) При ушибах живота - положить больного на спину, на живот холод.

3. Переломы.

При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.

4. Солнечный удар.

При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы - солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение:

а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

б) дайте ему холодное питье;

в) положите на голову холодный компресс.

Выполнение практических заданий (закрепление).

1. Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.

Вопрос . Кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? Как оказать первую помощь?

2. На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку. (Ответы на вопросы.)

V. Итог.

Учитель . Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим уберечь себя от несчастья. Этому мы и будем учиться на всех последующих занятиях.

Класс: 4

  1. Разбор причин возникновения пожара в быту, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.
  2. Вести грамотно в использовании электроприборов, обращении с огнем.
  3. Воспитывать нормы поведения ребенка, оставившего одного дома, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющийся предметы.

Оборудование: карточки, медия.

Ход урока

1. Организационный момент:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

2. Проверка домашнего задания.

Мы с вами продолжаем серию уроков “Раздела безопасности и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Вы дома должны были вспомнить сказки, в которых нарушены основные безопасности жизнедеятельности, привело к печальным последствиям.

Раздать индивидуальные карточки.

“Чем опасен предмет” (газ. плита, утюг, э. розетка)

3. Сообщение темы и цели урока.

Огонь, ребята, и друг, и враг человека. Когда друг?

(ответы детей)

Когда враг?

(ответы детей)

Мы сегодня поговорим о пожаре. На уроке:

В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. Познакомились в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный огонь” не мог

перепрыгнуть реку, значит он боится воды. Понравилась им пища, обожжённая огнём. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “красный зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой.

Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой.

4. Причины пожара.

Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера.

Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём? К чему это может привести?

(к пожару)

Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар. Что это такое?

(ответы детей)

Рис 2 ПОЖАР

Дома, в которых мы живём, обеспечены газом, электроприборами. В них пожары возникают значительно чаще, чем в общественных зданиях.

Статистика пожаров в Российской Федерации за 2006 г.

Зарегистрировано 218 тысяч 570 пожаров;

Погибли 17 тысяч 65 человек, в том числе 698 детей; Статистика

Получили травмы 13 тысяч 379 человек;

Прямой материальный ущерб причинен в размере 7, 9 млрд. руб. .

ЕЖЕДНЕВНО

Подразделения ГПС спасли на пожарах:

  • 96 тысяч 851 человека
  • материальных ценностей на сумму 30 млрд. рублей.

Кто нам поможет справиться с пожаром? (пожарные)

Как вызвать людей этой профессии?

На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди. Они бросаясь в огонь и дым спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.

НО отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак, “Рассказ о неизвестном герое. ”)

О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.

5. Мультфильм “Кошкин дом”. (кадры)

6. Физкультминутка

Маша шла, шла, шла, (Дети шагают на месте)
Маша ягодку нашла. (Присели)
Опустилась, подняла - (Поднялись)
“Ах, какая ягодка!” (Показывают, как любуются ягодкой)

Возле газовой плиты
Расшалился - жди беды.
Лучше даже и не стой
Перед газовой плитой.

Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается нередко.

Какие приборы в доме опасны?

7. -Д\задание.

Придумать запрещающие знаки об использовании домашних приборов.

8. Вывод

Причины пожаров

  • Неосторожное обращение с огнем. причины
  • Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
  • Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

9 . УСТРАНЕНИЕ ПОЖАРА.

Чем можно потушить пожар?

Добавь словечко:

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. . . (водой).

Недаром говорят:

ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.

А ещё чем можно?

Пожар не ждёт!К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …

Если есть огнетушитель – пенный

На следующем уроке мы познакомимся с другими существующими огнетушителями и научимся их применять.

Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги.

1. степени-покраснение

2. степени-появляются пузыри

3, 4-степени-самые тяжёлые

10. Закрепление знаний.

ТЕСТЫ.

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

а) Залить телевизор водой

б) позвать кого-нибудь на помощь

в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ

б) пойду понюхаю, откуда пахнет

в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это

буду делать, не включая света

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) Убежать

б) Закричать.

в) Вызвать пожарных.

4. Телефон при пожаре:

11. Проверка тестов.

12. Подведение итогов.

О чём говорили на уроке?

ПАМЯТКА

1. Никогда и нигде не играй со спичками. 2. Не зажигай самостоятельно газ. плиту и печь.

3. Не оставляй без присмотра утюг и электроприборы.

ИГРА. “Это я, это я, это все мои друзья. ”

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушел?

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?

Ну, вот теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

Урок окончен. Можете быть свободны. СПАСИБО за урок!