Зеленая зона между участками в садоводстве. Пользование землей общего пользования в снт. Как устроить в СНТ удобную жизнь

И могут распоряжаться ими по своему усмотрению, то с землями общего пользования положение несколько иное.

Порядок использования земель общего пользования содержится в Гражданском кодексе и Земельном кодексе.

Здесь приводятся общие положения, регламентирующие пользование общедоступными землями, а также порядок перевода их в собственность СНТ.

Отдельные положения относительно правового положения земель общего пользования с учетом специфики СНТ приведены в ФЗ-66.

Последняя редакция закона относится к 2016 году.

Землям общего пользования свойственны следующие особенности:

  • на них не распространяется так называемая « амнистия» (упрощенная процедура );
  • согласно ФЗ «О садоводческих объединениях граждан» , являющаяся имуществом общего пользования передается СНТ безвозмездно;
  • Земельный кодекс не ограничивает членов СНТ по срокам пользования участками.

Что такое земли общего пользования в СНТ

Гражданский кодекс указывает на то, что статус земли общего пользования получают участки, которые находятся в / собственности и на которых граждане могут находиться без необходимости оформления разрешений.

К таким землям относятся на территории СНТ могут быть отнесены переулки, проходы, дороги, площадки, проезды, санитарно-защитные зоны и (в т.ч. пожарные).

На них могут быть размещены объекты, направленные на удовлетворение потребностей жителей (например, ЛЭП, трубо-, газопроводы, сторожки, помещения правления СНТ, водокачки, подсобные помещения).

Площадь земель общего пользования рассчитывается так: из общей площади, выделенной под образование СНТ, вычитается площадь земель, которые находятся в собственности граждан.

Такие участки являются коллективной собственностью товариществ, либо закреплены за ними на правах бессрочного пользования.

Для беспрепятственного пользования землей у правления СНТ должны быть на руках правоустанавливающие : в собственность или закрепляющий .

Порядок пользования общей землей СНТ

Сегодня у СНТ есть два варианта оформления прав собственности на общее имущество (ст.28 Закона о СНТ):

  • как собственность СНТ-юрлица;
  • общая собственность членов объединения.

Стоит отметить, что на такие участки допускается исключительно оформление прав собственности и никак не аренды.

Право выбора варианта приватизации принадлежит членам СНТ. Если они выберут оформление общей собственности, то допускаются совместная и собственность. В первом случае заявление на приватизацию подается одно, подписанное всеми членами СНТ. Во втором случае его подает каждый гражданин с указанием на его долю. К заявлению нужно приложить протокол собрания членов товарищества.

При этом граждан не могут обязать приватизировать земли общего пользования. Если такие участки выделены СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

На практике переоформление земель в собственность имеет определенные преимущества для садоводов:

  • земли переводятся в собственность товарищества бесплатно;
  • земли, которые поставлены на учет, имеют четкие границы и это исключает соблазн для самозахвата и возникновение споров между собственниками участков и садоводами;
  • СНТ сможет официально зарегистрировать все постройки на общей земле, возведенные из взносов садоводов;

У СНТ появляется возможность распоряжаться землями по своему усмотрению:

  • застраивать их,
  • сдавать в ,
  • продавать и увеличивать участки садоводов.

Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

Члены СНТ вправе пользоваться землей исключительно с учетом целевого предназначения.

При этом никаких преимуществ для собственников граничащих с землей общего пользования участков не предусмотрено, они не обладают приоритетным правом на нее.

Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

При принятии решения правление будет руководствоваться интересами и законными правами членов товарищества. Например, если заявитель планирует установить там туалет или душевую, то с большей долей вероятности ему откажут.

Если в ходе проведения работ участок земли будет поврежден, то пользователь за свой счет обязан провести восстановительные работы.

Обычно участок предоставляется во временное пользование бесплатно. Но в некоторых случаях председатели накладывают определенную общественную нагрузку на заявителя. Например, требуют обрезать растительность.

Какие могут быть нарушения при пользовании общей землей СНТ и ответственность за них

При пользовании общими землями членами товарищества нередко допускаются различные нарушения.

Среди них наиболее часто встречаются такие:

  • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
  • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
  • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
  • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
  • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
  • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

Обычно за небольшие правонарушения пользователям грозит предупреждение, а при неустранении нарушений в положенные сроки накладывается штраф.

Более серьезными нарушениями земельного законодательства, такими как самозахват, занимаются уполномоченные госинспекторы. КоАП РФ предусмотрел административное наказание при самовольном занятии участков без документов. Для граждан штраф может варьироваться в пределах 500-1000 руб., для должностных лиц – 1000-2000 руб., юрлиц – 2000-20000 руб.

В нашем садоводстве предусмотрена «зелёная зона» входящая в земли общего пользования. Владелец участка, территория которого граничит с этой зоной, в течение нескольких лет занимает эту территорию – возводит на ней гаражи, баню, сарай, компостные кучи и др. В этом году, после того, как на общей территории появился ещё и стационарный навес (с забетонированными столбами) председатель сделал замечание и попросил убрать с общей территории стационарную постройку. Владелец участка игнорирует это требование мотивируя это тем, что данное сооружение никому не мешает. Правление планирует вынести этот вопрос для обсуждения на общем собрании. Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить данное решение и повлиять на «захватчика» общей территории?
Елена, Санкт-Петербург

Согласно ст. 26 Федерального закона № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в целях предупреждения и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами, соблюдения санитарных и иных правил содержания земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садовых, огородных и дачных земельных участков и прилегающих к ним территорий, обеспечения выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электросетей, электроустановок, средств пожаротушения, а также в целях охраны памятников и объектов природы, истории и культуры на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрании уполномоченных) может избираться комиссия такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, которая работает под руководством правления такого объединения.
Комиссия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по контролю за соблюдением законодательства оказывает консультативную помощь членам такого объединения, обеспечивает выполнение садоводами, огородниками и дачниками земельного, природоохранного, лесного, водного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно­эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, составляет акты о нарушениях законодательства и передает такие акты для принятия мер на рассмотрение правления такого объединения, которое вправе представлять их в государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства (например, акты о самозахвате земель общего пользования, загрязнения окружающей среды, использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением, нарушение строительных норм и т. д.).
Государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства, оказывают консультативную и практическую помощь членам данной комиссии и в обязательном порядке рассматривают представленные акты о нарушениях законодательства.
Члены комиссии садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по контролю за соблюдением законодательства в установленном порядке могут быть назначены общественными инспекторами государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, и наделены соответствующими полномочиями.
Вы можете обратиться в федеральную службу регистрации, кадастра и картографии вашего района, где находится садоводство и сообщить о факте самозахвата части земель общего пользования. К заявлению необходимо приложить выкопировку из генерального плана СНТ (с отмеченной линией самозахвата). Согласно постановлению Правительства РФ «О государственном земельном контроле» № 689, будет проведена выездная проверка, по результатам которой ваш сосед возможно будет привлечен к административной ответственности в порядке ст. 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но обязать перенести постройки можно только в судебном порядке, обратившись в суд общей юрисдикции по месту нахождения земельного участка, соблюдая требования статей № 131 и № 132 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Н. Уваров, юрисконсульт Центра
социально­правовой поддержки
садоводов.
Газета «САДОВОД» № 25, 2012 г.

Многие садоводы, столкнувшиеся с беспределом органов правления и председателя знают, что порой бывает очень непросто получить документы, связанные с деятельностью СНТ, как юридического лица. Особенно затруднительно до 2016 года было истребовать копии учредительных документов некоммерческих товариществ. Для этих целей садоводы писали письма в руководство СНТ, обращались в суд, правоохранительные органы и т.д.

В каких-то уставах садоводств процедура получения копий учредительных документов и их перечень были прописаны достаточно подробно, а в каких-то более туманно. Но очевидно то, что чтобы узнать, какой порядок получения учредительных документов товариществ предусмотрен уставом, нужно было этот устав увидеть. А вот это уже было задачей нелегкой.

Новое в снт 2016

Благодаря новым поправкам перечень документов и порядок их предоставления теперь отрегулирован на законодательном уровне. Что само по себе уже делает невозможным прописать в уставе какие-то иные положения. А как же быть с уставами, которые на момент принятия поправок уже содержат в себе иные условия, а порядок предоставления учредительных документов не отрегулирован?

Очевидно, что такие положения уставов будут недействительными, так как федеральный закон имеет большую юридическую силу над ними.

А теперь давайте разберемся, каким же образом теперь на уровне законодательного акта производится истребование документов.

В новом Федеральном законе, которые внес изменения законодательный акт об СНТ, теперь четко регламентируется перечень документов, которые руководство товарищество обязано предоставить по первому требованию. Это устав, финансовые документы, протоколы общих собраний, документы, касающиеся голосований и т.д. Как мы видим перечень этих документов является открытым, и это позволяет сделать вывод о том, что садовод может запросить любые документы, касающиеся жизнедеятельности садоводства.

Кстати!!! Выписка из протокола общего собрания снт едва ли не самый важный документ садоводства, потому как именно из его содержания Вы поймете насколько верно была отражена воля садоводов на принятие того или иного решения. Также очень важными являются документы, подтверждающие голосование по определенным вопросам, поскольку именно при голосовании по вопросам имеют место основные махинации и искажение воли голосовавших. Именно вследствие таких действий происходят рейдерские захваты товариществ, после которых в непонятном направлении начинает исчезать имущество общество пользования садоводства. Именно вследствие таких действий оплата взносов в снт вырастает чуть ли не до стоимости самого садового участка.

Важно помнить!!! Вопросы повышения размеров членских взносов принимается только общим собранием.

Заявление в правление снт о предоставлении документов

Теперь о том, как правильно запрашивать документы снт. В законе указано, что документы должны быть предоставлены по требованию члена СНТ, как же может быть выражено такое требование? Во-первых, в простой устной форме садовод может попросить представить ему необходимые документы, и/или путем подачи соответствующего письменного заявления в часы работы правления секретарю. Однако такая форма обращения может привести к отказу и даже к необоснованному отклонению в принятии заявления, зафиксировать такой отказ будет достаточно проблематично. Поэтому, если вы столкнулись с нежеланием руководства правления знакомить Вас с внутренними документами, то рекомендую делать запрос по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае, у Вас обязательно будет доказательство того, что администрация садоводства получила документы, или же уклонилась от их получения. Такие действия /бездействия правления всегда можно будет обжаловать в судебном порядке.