Жанр мистерия. Что такое мистерия

Мистерия это один из основных жанров западноевропейской драматургии позднего Средневековья (14-16 веков). Мистерией инсценировали Библию. Первоначально мистерию представляли собой живые картины, размещавшиеся либо на повозках, двигавшихся по городу вдоль неподвижной толпы (что более характерно для Англии), либо на стоящих неподвижно помостах, вдоль которых вереницей шли зрители (этот способ был более распространен во Франции). Лишь с середины 15 века появляются мистерии с говорящими персонажами. Мистерии устраивались, как правило, в честь какоголибо торжественного события и представляли собой пышное действо с огромным количеством действующих лиц (доходившим иногда до нескольких сотен), с текстом в несколько десятков тысяч строк.

Иногда мистерии разыгрывались лишь в определенные дни недели и шли в течение многих месяцев. Обычно в них участвовали не профессиональные актеры, а горожане. Особые актерские братства, разыгрывавшие мистерии, появились начиная с 15 века. Представление мистерии часто сопровождалось интермедиями, в первую очередь - фарсами и соти. Наибольшее развитие мистерии получили во Франции и в Англии, но также ставились в Германии, Италии. В Испании их роль играли ауто. Во Франции наиболее известными авторами мистерии были А.Гребан и Ж.Мишель (оба - 15 век), каждый из которых написал свою «Мистерию о страстях Господних». Если во Франции мистерия инсценировала любые эпизоды Священного Писания, то в Англии она включала лишь евангельские сюжеты. Наиболее полный и известный английский мистериальный цикл Йоркский (48 пьес неизвестных авторов). По образцу религиозных мистерий создавались также светские, посвященные великим историческим событиям. Светские мистерии целиком усвоили драматургическую технику и общую концепцию мира мистерий религиозных. Самая ранняя из светских мистерий - «Осада Орлеана» (1429). Известна также «Разрушение великой Трои» (1450), написанная на легендарный античный сюжет. В 16 веке новые мистерии уже не создаются, а в середине столетия во Франции постановка мистерий на библейские сюжеты запрещается.

В начале 20 века была предпринята попытка реставрации средневекового театра (Франция, Россия, Англия, Германия), в том числе и мистерии. Особенно проявилось увлечение средневековой драмой в 1920-30-е в Кентербери, где ставились «Убийство в соборе» (1935) Т.С.Элиота, «Томас Кранмер Кентерберийский» (1936) Ч.Уильямса. Во Франции жанр мистерии оказал влияние на творчество П.Клоделя. В России мистерию пытался воссоздать А.Белый («Пришедшие», 1903). Образец трансформации в революционно-героическом духе представлен в «Мистериибуфф» (1918) В.В.Маяковского.

Мистерия

(от греч. mystnrion - таинство, тайна) - жанр зап.-европ. ср.-век. религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на гор. площадь. Развитие жанра связано с расцветом ср.-век. городов в 14-15 вв. М. - драм. представления на религ. сюжеты - были составной частью гор. празднеств, организовывались гор. властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и происходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглёры. Тематика и содержание М. отражали характерную для того времени борьбу религ. и мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистич. шуточными, иногда и натуралистич. сценами, религ. мистика - с житейским реализмом, набожность - с богохульством. Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками.
Представления М. отличались масштабностью (напр., "Мистерия Ветхого завета" состояла примерно из 40 пьес, включавших ок. 50 тыс. стихов; в ней участвовало св. 200 исполнителей, а представление длилось неск. недель; "История апостолов" бр. А. и С. Гребанов содержала 62 тыс. стихов). М. - красочное, пышное зрелище. Для их исп. делались спец. декорации, возводились помосты с приспособлениями для "вознесения". Наиболее живописно оформлялись "ад" и "рай". Постановки осуществлялись разл. способами: широко использовался принцип симультанной сцены (на сценич. площадке одноврем. в отд. "беседках" монтировались все сцены и места действия M.), a также система передвижных сцен-площадок (многочисл. эпизоды М. демонстрировались на отд. повозках, разъезжавших по всему городу; каждая повозка являлась местом действия одной сцены).
Музыка М. (по сравнению с литургич. драмой) демократизируется. Хотя осн. часть текста исполняется в виде речитации (частично на лат., частично - на нац. языках) важное значение приобретает и напевное начало - в виде литургич. песнопений, инстр. интермедий, танцев. Григорианская основа литургич. песнопений постепенно вытесняется светской и нар. музыкой, напевами миннезингеров и трубадуров.
Реалистич. чертами были отмечены М. в протестантских странах - Великобритании, Германии, а также в Нидерландах. Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религ. содержанием. Комич. начало в М., их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церк. и светских властей, особенно во времена Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. М. были запрещены почти во всех странах Зап. Европы.
В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались попытки создания стилизованных образцов жанра: постановка "Мистерии страстей господних" в селении Обераммергау (Юж. Германия), "Мистерии тела господнего" в Эльче (Испания). Нек-рые оперы и оратории 19-20 вв. по своему религ.-мистич. характеру приближаются к М.: оперы "Парсифаль" Вагнера (1882), "Легенда о Святом Кристофе" д"Энди (1915). К этому жанру принадлежит музыка К. Дебюсси к М. "Мученичество святого Себастьяна" Г. Д"Аннунцио (1911) и др.
Образец интерпретации М. в духе революц. иск-ва создал В. В. Маяковский ("Мистерия-буфф", 1-я ред. 1918, 2-я - 1921). Иронической трактовкой религ. притчи явилась пост. варшавским "Театром народовы" М. 15 в. "Истории о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962). "Мистерии страстей" периодически демонстрируются в Париже перед собором Нотр-Дам. Новые образцы жанра созданы комп. К. Орфом - "Комедия воскресения Христа" (1956), "Игра о рождении младенца" (1960), "Комедия конца света" (1972).
Литература : Иоффе И. И., Мистерия и опера. (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Jullеvillе L., Les mystиres, v. 1-2, P., 1880; Cohen G., Histoire de la mise en scиne dans le thйвtre religieux franзais du moyen вge, P., 1952; см. также лит. при ст. Литургическая драма . М. Р. Волкова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Мистерия" в других словарях:

    МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия

    Мистерия - МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов

    - (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    Жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь

    МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии

    мистерия - мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Мистерия - (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мистерии (от греч. "таинство, тайное священнодействие") — совокупность тайных культовых мероприятий. Они представляли собой театрализованные представления, в которых участвовали обычно лишь посвящённые лица. Они до сих пор остались загадкой в истории развития религии. Появились они в Древнем Египте, но наибольшее распространение получили в Древней Греции, Элевсине. Позднее мистерии были заимствованы христианством и стали составной частью христианского богослужения. Одним из наиболее известных является обряд причащения.

Участников мистерий называли мистами, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами — объектами культа. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т.д. Со временем они обособились от официальной религии и приняли характер тайных.

Древние философы, такие, как Платон, Цицерон, придавали большое значение мистериям, к ним относились с огромным уважением.

Мистерии являлись ещё праздниками посвящения (инициация) . Все желающие, за исключением преступников, могли пройти обряд посвящения, который сопровождался театрализованным действием. Во время этого действия показывались сцены из жизни божеств , причём некоторые сцены были неизвестными широкой массе людей. В этом состояло определённое таинство. Эти праздники сопровождались также очищением, искупительными жертвами, покаяниями в грехах, песнями, танцами и различными проявлениями экстаза. Через год человек, посвящённый в мисты, мог получить окончательное посвящения, становясь эпотом (созерцающим), а впоследствии стать мистагогом , руководя другими мистериями.

Некоторые мистерии были государственными, как например Элевсинские . Ряд из них были разрешены лицам только одного пола (дионисии, фесмофории) . Существовали также незаконные и даже преследуемые мистерии (орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибелы) .

Элевсинские мистерии совершались ежегодно в честь богини плодородия и земледелия Деметры и Коры (Персефона — богиня плодородия и царства мёртвых). Во время этих драматических действий воспроизводился миф о Деметре, участникам показывались священные предметы, раскрывались тайны, неизвестные другим людям.

Самофракийские мистерии предохраняли от опасностей, особенно в море и сопровождались исповедью в грехах.

Критские мистерии были открыты для всех желающих. В них отображался миф о воспитании Зевса на Крите.

В орфических мистериях принимало участие ограниченное количество людей. На посвящённых налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе. Эти мистерии послужили началом для мистически-оргиастических празднеств, в частности вакханалии .

Из древнеегипетских мистерий известны мистерии, посвящённые Озирису и Изиде.

В Европе мистерия стала в 14-16 веках жанром религиозного театра и представляла собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако со временем в драму стал проникать народный язык выражения, усилилась действенность и зрелищная часть. Это противоречило канону церкви и в 1210 году папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях.

С тех пор представления были перенесены на папереть, что сделало религиозный театр ещё более популярным. Постепенно, в этих представлениях стали принимать участие миряне. Сюжеты из Библии и Евангелия перемежались с бытовыми интермедиями и комическими номерами.

Такое привнесение язычества нарушало саму идеологию религиозного театра, который должен был служить проводником идеологии христианства в массы. К середине 16 века мистерии были запрещены во многих странах Западной Европы.

Однако до сих пор люди могут быть свидетелями подобных театрализованных представлений во время празднеств, создающих особую радостную атмосферу.

греч. mysterion – тайна) – 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов;

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мистерия

от греч. mysterion - тайна, таинство) - вид средневекового религ. представления в Зап. Европе. Возникнув в XII-XIII вв., мистерии получили развитие в XV в. во Франции, в Англии и Германии. Постановкой мистерий, в которых принимали участие десятки, а иногда сотни человек, занимались гор. совет и ремесленные цехи. Они придавали спектаклю большую роскошь и иногда превращали его в демонстрацию своей Щедрости. Представления разыгрывались на площади или на ярмарке в течение нескольких дней, иногда недель, превращаясь в яркие и занимательные зрелища с довольно сложной бутафорией. Примером ранней м. является англо-нормандская «Игра об Адаме» (сер. XII в.), а поздней, гигантской, - «Мистерия Ветхого завета» (50-е гг. XV в.). С течением времени религиозно-дидактич. мотивы в мистериях постепенно уступают место бытовым и комич. элементам, библ. персонажи приобретают черты живых людей, их поступки получают психологич. обоснование. Усиление светского начала привело в XVI в. к запрещению церк. властями постановок мистерий.

МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion – таинство, тайна), жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв.

Мистерия возникла из более раннего (9–13 вв.) вида религиозных представлений, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако с течением времени литургическая драма начала меняться: в ее язык стали проникать народные выражения, в исполнение – бытовые черты; усилились действенность и зрелищная часть (за счет разнообразных технических приспособлений, делавших зримым «проваливание в ад» или «вознесение на небеса»). Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям. Постепенно в них стали принимать участие и миряне (преимущественно в комических ролях). Вскоре и церковная паперть перед храмом перестала вмещать все желающих посмотреть представления, и они были перенесены на перегороженные площади и улицы. К тому же времени литургическая драма видоизменилась в мистерию.

Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов. Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках-пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней.

Представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в «братства», профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей в мистериях. В религиозные представления врывалась стихия народного театрализованного праздника , эстетика карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции, исполненная амбивалентного смеха, снижения и профанации священных понятий, фамильярности и грубоватой непристойности. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов. Таким образом, мистерия, бывшая порождением религиозного театра и призванная служить проводником идеологии христианства в массы, превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. Это не могло не вызвать нападок на мистерию со стороны клерикальной и светской власти. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена.

Вклад мистерии в историю развития театрализованных праздников и зрелищного искусства в целом очень велик. Кроме популяризации театра как вида искусства, мистерия фактически положила начало возникновению театральной самодеятельности. В мистерии возникли и другие жанры средневекового театра – моралите и фарс. И, наконец, именно в недрах мистерии зародились многие театральные профессии, помимо актерских – от сценографов до постановщиков трюков, и даже продюсеров, осуществляющих всю финансово-организационную работу по выпуску спектакля.

Татьяна Шабалина