Жилищный кодекс беларуси. Жилищное законодательство рб. Штрафы за нарушение земельного законодательства »

    Понятие и предмет жилищного права. Жилищные правоотношения. Основные принципы жилищного права.

    Понятие жилищного законодательства. Источники жилищного права

    Понятие жилищного фонда. Виды жилищных фондов в Республике Беларусь

    Понятие и предмет жилищного права. Жилищные правоотношения

Жилищному праву свойственны свои специфические предмет регулирования, принципы, наличие основных положений, отдельных особых способов и приемов правового регулирования. Ему присущи также наличие специфического механизма и режима правового регулирования. Жилищное право как комплексная отрасль имеет свою систему, т.е. свои правовые институты, правовые нормы, которыми регулируются соответствующие

группы однородных жилищных отношений.

Таким образом, жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

Предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые называются жилищными отношениями. Жилищные отношения -это имущественные отношения товарно-денежного характера, имеющие стоимостную форму. Они регулируются нормами гражданского права. Из этого следует, что

жилищные правоотношения являются гражданско-правовыми отношениями, а нормы права, регулирующие их, составляют отдельный институт, именуемый жилищным правом. Объектами жилищных отношений являются жилые помещения.

Субъектами жилищных отношений являются:

    граждане Республики Беларусь;

Иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица независимо от форм собственности;

Государственные органы.

Основные принципы жилищного права

Под правовыми принципами (принципами права) понимаются основные начала, важнейшие положения правового регулирования общественных отношений.

В жилищном праве проявляются действия принципов нескольких отраслей права, которые пронизывают все жилищное законодательство. Важнейшими принципами жилищного права являются принципы" Недопустимости произвольного лишения жилища и доступности для граждан условий найма жилых помещений. Эти конституционные принципы (ст. 48 Конституции) имеют исключительно важное значение для реализации права на пользование жилищем. Они получили законодательное развитие в Жилищном кодексе Республики Беларусь (далее - ЖК) и других актах жилищного законодательства, предусматривающих невозможность расторжения договора найма в домах государственного и общественного жилищных фондов по требованию наймодателя и выселения из жилых помещений, не иначе как по основаниям, установленным законом, и только в судебном порядке.

Гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора найма или поднайма жилого помещения; вступления в члены организаций граждан-застройщиков либо путем вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья (право собственности, завещательный отказ и др.). Для охраны жилищных прав особое значение имеет принцип неприкосновенности жилища (ст. 29 Конституции). Этот принцип предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище, направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. Никто не может без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нем граждан, но и иные формы получения сведений о том. что происходит в жилище. Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц является преступлением.

Не менее важное значение для регулирования жилищных отношений имеют иришщпь Л Ьбщедемократического, гуманистического отношения к гражданам - нанимателям и собственникам жилых помещений, а также пршшщНцивилизованного использования жилых помещений. Выделяют также принцип А едопустимости ограничения (или лишение) права пользования жилым помещение за такие действия нанимателя или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или с невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушали права и законные интересы других лиц. Данный принцип заключается в том, что никто не может быть произвольна лишен жилья и что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав-и свобод других лиц (ст. 23,48 Конституции).

    Понятие жилищного законодательства. Источники жилищного права.

Жилищное законодательство представляет [собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Систему жилищного законодательства образуют источники жилищного права. Они представляют собой систему, состоящую из актов различной юридической силы. Юридическая сила нормативного правового акта определяется положением органа, издавшего его, в общей структуре государства. Классификация нормативных правовых актов по юридической

силе дает возможность разделить их на законы и подзаконные нормативные акты.

К числу важнейших актов жилищного законодательства следует отнести, в частности: Конституцию, Жилищный, Гражданский кодексы, Кодекс о браке и семье, Законы «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь», «О прокуратуре», «О статусе военнослужащих», «О милиции», «О социальной защите граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС» и др., постановления Правительства, регулирующие жилищные правоотношения. Ряд важнейших жилищно-правовых норм содержится и в постановлениях министерств и ведомств, в решениях органов местного управления и самоуправления, в локальных нормативных актах (например, в коллективных договорах).

Кодексом и иным законодательством. 13. Жилищный фонд – совокупность жилых помещений государственного и частного жилищных фондов. Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Документы, указанные в абзацах восьмом и девятом пункта 2 статьи 39 настоящего Кодекса, прилагаются к заявлению в зависимости от оснований принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статья 3. Жилищное законодательство.

В общем и целом, жилищный кодекс в Беларуси регулирует жилищные отношения между всеми видами субъектов. Таким образом, в 2012 году был подготовлен новый проект жилищного кодекса Республики Беларусь.

Была создана и утверждена Инструкция по привлечению семейного капитала в процесс улучшения жилищных условий. 2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. 2. Иные республиканские органы государственного управления осуществляют государственное регулирование в области жилищных отношений в пределах своей компетенции, определенной законодательством.

5. Жилые помещения включаются в состав государственного или частного жилищного фондов после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Управлению делами Президента Республики Беларусь, осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Последние изменения в жилищном законодательстве Беларуси

ПЕРЕУСТРОЙСТВО И (ИЛИ) ПЕРЕПЛАНИРОВКА. Жилое помещение может являться местом нахождения частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства на условиях и в порядке, определенных Президентом Республики Беларусь. В решении об отказе в переводе жилого помещения в нежилое указывается мотивированная причина такого отказа. 1. Защита прав и законных интересов граждан и организаций в области жилищных отношений осуществляется в судебном, административном или ином порядке, не противоречащем законодательству.

Наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда вносит плату за пользование жилым помещением по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами. Если заявления поданы несколькими гражданами в один и тот же день, они включаются в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке регистрации заявлений.

Документы по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хранятся в порядке, установленном для хранения документов строгой отчетности. 2. Наймодателем может быть собственник жилого помещения. По истечении указанного срока наниматель жилого помещения, не освободивший жилое помещение, подлежит выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

4. Обязательства по договору поднайма жилого помещения прекращаются в случае прекращения либо расторжения этого договора и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами или этим договором.

1. Жилое помещение может быть временно предоставлено в безвозмездное владение и пользование. 4. Коммерческие организации не вправе приобретать жилые помещения у иных коммерческих организаций по договору дарения жилого помещения в любых населенных пунктах Республики Беларусь. Продажа жилых помещений государственного жилищного фонда осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или местными Советами депутатов.

Что незамедлительно повлекло за собой и заметное увеличение «пассажиропотока» в пригородных видах транспорта – электричках, автобусах. Военнослужащим альтернативной службы на время ее прохождения будут давать отсрочку по жилищному кредиту.

Жилищный кодекс РБ – история становления

Новый кодекс стал действовать в 2013 году после одобрения его текста Советом министров. Регулирование жилищных прав обязанных лиц. В случае подачи искового заявления исполнительным или распорядительным органом, вероятно выселение обязанного лица из занимаемого жилья в судебном порядке.

Кодекс - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (статья 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, направлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь,информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE».Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2. Блокированный жилой дом – жилой дом, состоящий из двух и более квартир или двух и более квартир и вспомогательных помещений, каждая из которых имеет вход непосредственно с придомовой территории.

3. Сроки исковой давности по требованиям в области жилищных отношений устанавливаются в соответствии с главой 12 Гражданского кодекса Республики Беларусь и настоящим Кодексом

49. Родственники – близкие родственники, а также иные граждане, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадеда и прабабки включительно.

2. Управление коммунальным жилищным фондом осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. 1. Жилое помещение предназначается для проживания граждан. 3. Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

3. Граждане вправе осуществлять обмен жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных в одном или разных жилых домах, находящихся как в одном, так и в разных населенных пунктах. Статья 33. Ответственность за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением. 4. Договор найма жилого помещения заключается на срок, определенный соглашением сторон, либо без указания срока, если иное не установлено настоящим Кодексом.