Жизненные ценности Мцыри (по поэме М. Лермонтова «Мцыри»).  Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

«Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаи-ла Юрьевича Лермонтова) — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмеш-ливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проница-тельным, беспощадным умом», — говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода.

Несомненно, Лермонтов — поэт-романтик. Им написано в ранний пери-од творчества около тридцати поэм. Наиболее известными являются «Боя-рин Орша», «Сашка». «Демон», «Сказка для детей», «Тамбовская казна-чейша» и «Мцыри».

Основной особенностью романтической поэмы «Мцыри» является изо-бражение героя с необычной судьбой, отражающего какие-то грани духовно-го мира самого автора. Мцыри — мальчик-горец, в возрасте шести лет он попал в плен к русским и до юности прожил в монастыре. Лермонтов ут-верждает через образ Мцыри такие нравственные ценности, как свободо-любие, любовь к Родине, народным обычаям. И это близко и дорого само-му поэту, что проявляется даже в том, что язык исповеди Мцыри не отли-чается от языка стихов автора.

«Смысл поэмы Лермонтова заключается не в рассказе о достижениях героя — их не было, — и не в призыве отказаться от бесплодной борьбы, — наступательный пафос поэмы несовместим с фаталистической покорно-стью, — а в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели», — писал критик Д. Е. Максимов, выделяя те нравственные ценности, которые утверждаются в поэме «Мцыри».

Лаконичен сюжет поэмы и не вполне обычна ее композиция. Поэма состоит из двадцати шести глав. В первых трех главах рассказывается о многих годах жизни Мцыри в монастыре. А одиннадцать глав поэмы рас-сказывают о «трех блаженных днях», проведенных им на воле. Причем Лермонтов не описывает обыденную жизнь героя. Автора интересуют только важнейшие и притом самые сильные моменты трех дней, прожитых Мцы-ри на воле: бегство из монастыря, борьба с барсом, предсмертный бред у ворот монастыря… И это повествование после краткого вступления пере-ходит в монолог героя. Характерно внимание автора к психологии Мцыри. Поэт пытается «рассказать душу» своих героев, что и делает в поэме, ис-пользуя форму исповеди:

Ты слушать исповедь мою Пришел сюда. Благодарю…

Несмотря на препятствия, стоящие перед Мцыри, юноша борется до последних сил. Гибель героя неизбежна, тем не менее поэма не порождает уныния, а вызывает стремление к деятельности, призывает к борьбе как нрав-ственной ценности. В этом новаторство поэта, который ввел в романтиче-скую поэму героя, отмеченного печатью «сердца вольного» и пламенными страстями:

Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть.

Эта страсть «сожгла» душу Мцыри. Она родила желание прижаться «пы-лающей» грудью к родной груди. Такое сердце «вдруг зажглося жаждою борьбы». Материал с сайта

Даже художественные средства поэмы подчинены утверждению тех нравственных ценностей, которые дороги М. Ю. Лермонтову и носителем которых является юноша Мцыри. К примеру, М. Ю. Лермонтов, широко использует в поэме мужские рифмы. В. Г. Белинский писал: «Этот четы-рехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют… с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Любовь к Отечеству, земле отцов, желание общей жизни с родным народом, жажда борьбы, преодо-ление непреодолимого во имя поставленной цели — таковы нравственные ценности, утверждаемые поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри», поставившие ее в ряд высших достижений романтизма в русской и мировой литературе.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном Лермонтовым от Байрона, – отсюда подчеркнутое одиночество человека в мире и понимание этого одиночества как знака избранности. Отличительной чертой творчества поэта стало изображение непонимания лирического героя самыми близкими людьми (даже возлюбленной) и неприятия его обществом; «дьявольская», манфредовская гордость такого героя, поиски им пристанища и одновременно невозможность его обретения в силу качеств самой личности оказались в центре внимания Лермонтова.
Другим истоком поэзии стала декабристская традиция с ее идеями о предназначении человека для служения отчизне, острым неприятием общественного строя, мечтами о либеральных изменениях в России, размышлением о ее судьбах. Именно поэтому в лермонтовской лирике частым становится сочетание гражданского, философского и личного содержания, а лирический герой является носителем индивидуалистического характера, поэтом-мыслителем и гражданином, размышляющим о свободе и рабстве, жизни и смерти. Все эти идеи получают значительное переосмысление в творчестве позднего Лермонтова и, в частности, в поэме «Мцыри».
Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова оказался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в поэме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова. Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламенных страстей, находящегося в постоянном поиске, не совместимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал человеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализовать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет. Между человеком и Богом, небом и землей когда-то очень давно произошел трагический разрыв, после чего человек оказался обреченным на внутреннюю пустоту и поиски – себя и Бога, оказался подвластен влиянию зла – так в поэзии Лермонтова появляется образ Демона. Однако в поэме «Мцыри» читатель видит отстаивание совсем другой позиции. Мцыри не приживается в монастыре, но не потому, что в монастыре нельзя обрести Бога, а потому что Мцыри слишком отличается от обитателей монастыря. Их путь к Богу, святости и полноте жизни не может стать его путем – именно поэтому он сбегает из монастыря, что ощущает: цель его поисков лежит за стенами обители.
Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное – он постигает вкус свободы. Лермонтов в своей ранней лирике указывал на природу как на некий идеальный мир, к слиянию с которым как пути к абсолютной гармонии и должен стремиться человек. То, что происходит в природе, можно рассматривать как символ происходящего внутри самого человека, что очень важно для лермонтовского лирического героя, который является, прежде всего, «внутренним человеком» по своему устройству. Именно пробуждение души и переживает Мцыри, прислушиваясь к тому, что происходит вокруг него.
Но постепенно читатель наблюдает изменения в мироощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно – хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смертельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе – это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия). Здесь герой обречен на вечное скитальчество – не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И, наконец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою Родину.
Родина в понимании самого Лермонтова – это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсегда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна – герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад. Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем – и порой является даже более ощутимым и реальным, чем нежеланное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кроме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им разрыв между прошлым и настоящим, прошлое – это еще и единственный источник воспоминаний о неком изначальном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни – а значит, существует надежда на обретение этого идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивается тяжким искушением, поддавшись которому герой навсегда теряет всякую возможность попасть на Родину и таким образом обрести свою гармонию.
Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, что искал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на Родину закончились полным поражением. Однако Мцыри не проклинает все окружающее, как сделал бы романтический герой. Мцыри осознает, что искал он прежде всего другого человека, который оказался бы способен к пониманию и сочувствию. Именно поэтому он рассказывает монаху о том, что пережил за те три дня, когда его не было, – герой раннего Лермонтова никогда бы не пошел на такой поступок: он был горд собственным одиночеством как знаком некой миссии. Но в поэме «Мцыри» романтический герой примиряется с окружающим миром, хотя и не обретает в нем своего определенного места. Так, среди тех нравственных ценностей, которые утверждала и лирика раннего Лермонтова (свобода, независимость, осознание собственного избранничества, постоянный поиск и духовная неуспокоенность), появляется новая, очень значительная: необходимость мира, духовной близости и понимания между людьми.

Какие ценности хотел донести до читателей М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? свобода и достоинство человека в

Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский.

Поэма Лермонтова «Мцыри» - произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной для среднего читателя обстановке.

Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, разочаровавшись в окружающей его реальности (напомним, что это была эпоха реакции, застоя, преследования всякого свободомыслия), пытался найти свой идеал в экзотической стране и необычных героях. Он, прежде всего, хотел увидеть человека, сильного духом, имеющего четкие идеалы, жизненную цель. И готового ради всего этого пожертвовать своей жизнью.

Именно таким героем предстает перед нами юноша Мцыри – послушник, живущий в монастыре в долине Грузии. Он попал в этот монастырь не по своей воле – его, пленного мальчика, оставил здесь русский генерал. Уже тогда Мцыри отличался странным нравом – он был «пуглив и дик», кроме того, очень слаб физически. Однако у этого мальчика была огромная сила духа и чувство внутреннего достоинства:

…даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Выхоженный монахом, герой остался в монастыре. Однако он не был счастлив там ни минуты – всей душой Мцыри рвался домой, «на восток», в страну предков. Поэтому монастырские стены с самого детства герой воспринимал как стены тюрьмы, как преграду, которая мешает исполнению его мечты.

Дитя гор, Мцыри страстно мечтал о жизни, «полной тревог». В ней он видел воплощение своего идеала – свободы, слияния с природой, постоянного испытания собственных сил и возможностей:

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И Мцыри решился исполнить свою мечту – «Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной». Герой стремился попасть к себе на родину, чтобы больше не быть «рабом и сиротой», а стать полноценным человеком, имеющим собственное имя и свои корни.

Он признается своему наставнику, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни:

… и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Герой понял, что значит быть свободным и рассчитывать лишь на собственные силы. На воле он почувствовал себя частью природа, частью огромного мира, который не проникал за стены монастыря: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему». В общении с природой Мцыри начал вспоминать обретать себя – вспоминать свое прошлое, из раба превращаться в свободного человека.

Путь Мцыри был суров и труден – его ожидали муки усталости, голода, отчаянья. Но герой был готов скорее умереть, чем сдаться, попросить помощи у людей. Сила его характера и желание достичь своей цели не знала границ. Именно эта внутренняя мощь помогла Мцыри победить «могучего барса».

Истощенный человек вступил в бой с сытым и сильным животным. Мучителен был их поединок:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом…

Однако в момент боя в юноше говорила кровь его предков – бесстрашных бойцов. Он почувствовал в себе огромные силы, которые и помогли Мцыри победить барса:

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Однако «пробуждение» героя оказалось временным. Яд рабства, бессилия, заложенный в нем в монастыре, оказался сильнее: «На мне печать свою тюрьма Оставила...» И вот, после странствий, он опять, неожиданно для себя, возвратился к стенам монастыря – своей тюрьмы, но и своего дома.

Сам Лермонтов, на мой взгляд, восхищается своим героем, любуется его сильным характером, стойкой натурой, независимым и гордым нравом. Точно так же, как и критик В.Г. Белинский, писавший о Мцыри: «...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!».

Лермонтов в полной мере сочувствует своему персонажу, которому не суждено было попасть домой. Однако, говорит автор, дух рабства неистребим в человеке, он делает слабыми даже самых сильных людей, подтачивает их изнутри.

В поэме «Мцыри» Лермонтов воплотил свое представление о «настоящем человеке» - цельной и сильной личности, имеющей жизненную цель и всеми силами стремящейся ее достичь. С другой стороны, поэт выразил, «от противного», и свою мечту об идеальном обществе, где главными ценностями являются свобода и достоинство человека.

Тема 51. Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри ещё до того, как герой начнёт её рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь - тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”. Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.

Эта история даётся в форме исповеди - от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии - страстный рассказ юноши, о трёх днях, проведённых “на воле”.

Таким образом, внимание читателя сосредоточивается на главном - внутреннем мире героя. Б.Эйхенбаум в «Статьях о Лермонтове» писал, что в поэме «Мцыри» “выдвинута… проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную»”.

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребёнка, из-за войны лишённого родины. Но этот же монастырь - “тюрьма” для Мцыри. По мысли Ю.В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведённому порядку вещей”. Это - образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Неоднократно подчёркивается, что он умирает “гордо”: будучи мальчиком и будучи юношей. В гордости - протест и вызов, это чувство, чуждое во многом христианскому смирению. “Гордый взор” - то, что характеризует его отца в представлении Мцыри. В уже цитированной выше статье Ю.В. Манн отмечает, что Мцыри чужд желанию прощения, идеям христианского смирения, он не ропщет на Бога, но и не обращается к нему - в этом причина его одиночества. И происходит это потому, что “желанный, родной Мцыри край - вне видимого наличного круга явлений… в «Божьем мире», где всё на своём месте, Мцыри оказался лишним звеном”.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” - невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовёт и манит его. “Душой дитя” - “судьбой монах” - важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя - “пламенной страстью”, живущей в нём.

С монастырём связана тема смирения - отказ от отчизны, родных, друзей (“я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать». // Конечно, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имён”). Мцыри не приемлет смирения, потому и “не молит о прощении”.

“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” - “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.

Путь Мцыри - не только путь на Родину, но и жизненный путь, не случайно некоторые исследователи проводят параллели с «Божественной комедией» Данте. И нравственный выбор Мцыри лежит в стороне от пути, выбранного для него жизнью, от пути, намеченного появлением прекрасной грузинки, от манящего пути из песни рыбки. Это однажды избранный жизненный путь, вскормленный “слезами и тоской”, признанный “пред небом и землёй”, верность которому закреплена клятвой.

Дни, проведённые на свободе, - жизнь в её истинном, единственно возможном для Мцыри значении - средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы - не случайно цель его - “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.

Смерть для Мцыри - прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей её полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д.Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.