Значение слова краеведение. Кто такой краевед

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Родиноведение, краеведение, рнгионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.

Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое"


Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

В ряде высших и средних учебных заведений Самарской области читаются весьма близкие по содержанию учебные или специальные курсы – краеведение,регионоведение и самароведение (последний явно представляют вариант или симбиоз вышеназванных двух дисциплин). Кратко остановимся на некоторых отличительных чертах регионоведения.

В науке существует множество определений понятия "регион". Одни исследователи предпочитают определять его как хозяйственно-экономическую общность (напр. российский Волго-Вятский регион, германский Рур, американский Средний запад и т.д.), другие – как географически-административную единицу (напр., область), третьи – как историко-культурную область (Поволжье, Северная Россия и др.). Многие признают, что основополагающими признаками региона являются определенная территория, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем. Все же остальное зависит от тех задач, которые решает исследователь. Если он больше заинтересован в изучении экономических аспектов, то будет тяготеть к рассмотрению региона через призму имеющихся там хозяйственных связей. Возможно и комбинированное использование критериев, если задача носит комплексный характер. Можно привести еще одно определение: регион это "социологическая квалификация той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-эко­номическая и общественная деятельность проживающих в нем лю­дей".

Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, попу­ляризаторская деятельность по распространению полученных крае­ведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.

Параллельно с любительским краеведением возникает и разви­вается научное краеведение. Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краевед­ческие общества.

Термин «краеведение» появляется в нашей стране в 1914 г. Его трактовка изменялась в различные годы.

В 20-е гг. XX в. краеведение понимали как метод синтетического изучения какой-либо определенной территории, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам.

В 60-е гг. XX в. краеведение определялось как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к всестороннему научному познанию края.

В 80-е гг. XX в . было принято такое определение: краеведение — это всестороннее познание определенной территории (части страны, района, города или рабочих поселений) местными жителями, для которых она является родным краем. Под всесторонним познанием края понимали изучение природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

В настоящее время существует следующая трактовка этого термина. Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.

Рассматривая краеведение, необходимо отметить его несколько разновидностей (рис. 1), а также комплексное географическое краеведение, изучающее взаимосвязи природных и социальных явлений.

Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов во все времена были люди,хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории и т. д. Эти знания передавались последующим поколениям устно, в различных документах, произведениях народного творчества.

Рис. 1. Виды краеведения

Первое педагогическое обоснование идеи изучения краеведения получили, скорее всего, в трудах чешского педагога и общественного деятеля Я. А. Коменского (1592-1670) .

Рис. 2. Ян Амос Коменский

В нашей стране сведения краеведческого характера нашли отражение в летописях, государственных документах. В середине XVI в. были опубликованы первые описания областей России.

Одно из первых топографических описаний было дано инспектором гимназии Академии наук Л. Банмейстером в труде «Известия, служащие для полного географического описания Российской империи» (1771 — 1803). Это было описание Тульской провинции, входившей тогда в состав Московской губернии.

Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей в 1761 г. делает М. В. Ломоносов. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору образцов горных пород и минералов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам. Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований.

Выдвинутая М. В. Ломоносовым (рис. 3) идея всестороннего обследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией.

Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.).

Эти мысли также развивал русский писатель и общественный деятель начала XVIII в. Николай Иванович Новиков (1744-1818) (рис. 4). В статье «О воспитании и наставлении детей» он писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слушать и чувствовать».

Во второй половине XIX в. в России сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни вылилось в движении, названном отечествоведением. Центром его стало созданное в 1845 г. Императорское русское географическое общество , которое добилось исключительно больших результатов в изучении страны.

Рис. 3. Михаил Васильевич Ломоносов

Рис. 4. Николай Иванович Новиков

В 1862 г. российский педагог Николай Христианович Вессель (1837-1906) предложил ввести в школе специальный учебный предмет «Отчизноведение». В его содержание он включил элементы местной географии, естествознания и истории.

На основе «отечествоведения» и «отчизноведения» возникло «родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на изучение своей местности.

Четкое определение «родиноведения» как особого направления в школьном обучении географии дал впоследствии известный методист географии А. Соколов. Он писал: «Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями» (т. е. «родиноведение» — по существу «краеведение» в современной трактовке).

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имела в 40-х гг. XIX в. деятельность К. Д. Ушинского (1824-1870) (рис. 5).

В основе идей Ушинского о народности воспитания, под которым он понимал своеобразие русского народа, обусловленное его историческим развитием, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, лежит краеведческий (родиноведческий) принцип.

К. Д. Ушинский считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности — уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. Идеи К. Д. Ушинского об использовании краеведческого принципа в обучении получили конкретное воплощение в его учебных книгах для детей «Родное слово» и «Детский мир». В предисловии ко второй части «Родного слова» указывалось на необходимость развивать у детей «инстинкт местности», т. е. знание своего окружения и умение ставить в конкретное сопоставление со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал. Эту «способность, чрезвычайно полезную и в учении и в практической жизни» необходимо, прежде всего, прививать в процессе обучения географии.

Рис. 5. Константин Дмитриевич Ушинский

Под влиянием К. Д. Ушинского в 60-70-х гг. XIX в. появились учебники географии, основанные на родиновсдческом принципе. Так, в 1860 г. вышел первый выпуск «Уроков географии», созданный известным методистом, последователем учения

К. Д. Ушинского — Дмитрием Дмитриевичем Семеновым (1835- 1903). К 1862 г. вышли все три выпуска этого издания, которому К. Д. Ушинский дал высокую оценку. «Уроки географии» положили начало созданию других учебников родиноведческого направления в русской школе.

В 1862 г. был издан первый русский учебник географии с элементами краеведения — «Учебник всеобщей географии». Его автором был Порфирий Николаевич Белоха. В третьем издании (1867) этого учебника содержалась «Программа для изучения места жительства или родины». Идею создания школьных учебников на краеведческой основе позднее поддерживал Л. Н. Толстой.

Авторами первых в России методических рекомендаций по родиноведению были Вессель (Местный элемент в обучении // Учитель. 1862. № 17-19) и Ушинский, включивший методические рекомендации по использованию местного материала в «Родное слово. Книга для учащихся» (1864). В 1864 г. Д. Д. Семенов издает «Педагогические заметки для учителей». Это по существу первая сводная методика географии. В «Педагогических заметках» была сформулирована идея, определяющая содержание родиноведческого принципа в преподавании: «Лучше всего начинать преподавание географии с окрестностей той местности, на которой живут учащиеся... Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия о различных явлениях природы и географических терминах, не заучивая наизусть книжных определений...»

На уроках Д. Д. Семенов рекомендовал применять беседу, в которой объяснять детям географические объекты с помощью сравнения близких и знакомых явлений с незнакомыми и далекими. Высказывая мнение, что только путем правильно организованных экскурсий можно обогатить знания детей достаточным количеством географических фактов и добиться сознательного усвоения географических терминов, он разработал методику географических прогулок и экскурсий в ближайшие окрестности, во время которых можно наблюдать географические явления и предметы. «Основные понятия о земном шаре, — писал Д. Д. Семенов, — дитя усваивает из собственного наблюдения: глаза дают ему бессознательное понятие о том клочке, на котором он живет».

В XIX в. теоретические вопросы краеведения получили широкое отражение в научных работах и методических рекомендациях Э. Ю. Петри (1854- 1899) (рис. 6), С. П. Аржанова и др.

В конце XIX в. выходили и другие родиноведческие учебники. Однако развитие краеведения в эти годы шло стихийно. Его успехи зависели прежде всего от наличия в школе учителя, развивающего эти идеи. Кроме того, в 1870-1890-х гг. в школах все больше стали насаждаться методы преподавания, связанные с зубрежкой номенклатуры. География превратилась в сухой предмет.

Идеи краеведения снова ожили накануне Первой мировой войны. Краеведческий принцип стал отражаться в учебных программах и учебно-методических пособиях по географии. В младших классах был введен предмет «Родиноведение». В объяснительной записке к программе этого курса указывалось, что его цель: «Ознакомить детей с окрестною (доступною их прямому наблюдению) местностью... курс этот немыслим без действенных прогулок и без самодеятельного отношения к нему учащихся. Для каждого города программы "Родиноведения" должны быть различны».

На I Всероссийском съезде учителей географии, состоявшемся в Москве весной 1915 г., школьное краеведение в преподавании было признано необходимым методическим средством.

В советский период установка на изучение учащимися окружающей их природы и жизни родного края, на широкое использование краеведческого материала на всех этапах обучения была заложена в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в декларации «Основные принципы единой трудовой школы».

Немалую помощь в организации краеведческой работы в школах оказывали издававшиеся в те годы методические пособия и журнал «Краеведение», а также всероссийские конференции по краеведению, состоявшиеся в 1921 — 1930 гг.

Рис. 6. Эдуард Юрьевич Петри

Вопросы краеведения получили отражение в постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах». В нем указывалось на необходимость знания карты и основных элементов физической и экономической географии СССР как в целом, так и каждой республики, края и области. В постановлении отмечалась также необходимость введения в учебные программы по обществоведению,
литературе, языкам, географии и истории важнейших знаний, касающихся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также элементов краеведения (природные особенности, промышленность, сель- скос хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.). Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» каждому краю и области предоставлялось право издания краеведческой учебной книги для начальных школ.

В конце 50-х и начале 60-х гг. XX в. в соответствии с задачами практического осуществления связи обучения с жизнью и политехнической подготовкой учащихся были пересмотрены учебные программы по географии. Новые программы были целиком построены на краеведческой основе. В программы по курсам физической и экономической географии СССР впервые была включена специальная тема «Своя область (край, АССР)». Включение в программу этой темы послужило основой для широкого развития краеведческой работы в школах. Были созданы местные учебные пособия, а в ряде областей РСФСР и союзных республик — и специальные атласы родного края. Все это, несомненно, усилило роль и значение географии в системе политехнического образования и укрепило связь обучения с жизнью.

В разрешении теоретических вопросов школьного краеведения большую роль сыграли труды ученых — географов и методистов А. С. Баркова, Н. Н. Баранского, А. А. Половинкина, В. П. Буданова, В. К. Кондакова и др. В работах этих ученых рассматривались вопросы организации краеведческой работы, методы и приемы изучения исторических особенностей, природных и социально-экономических условий родного края.

А. С. Барков (1873-1953) (рис. 7) — географ, доктор географических наук, академик Академии педагогических наук РСФСР. Большое внимание в своей работе уделял краеведческой работе. По его инициативе при АПН РСФСР в 1946 г. была организована комиссия по школьному краеведению, в задачу которой входила научная разработка содержания, методов и организации краеведческой работы и ее обобщение.

Рис. 7. Александр Сергеевич Барков

А. А. Половинкин (1887-1955) (рис. 8) — доктор географических наук, профессор. Он отстаивал идею о необходимости перенесения большей части занятий со школьниками по естествознанию на природу. Пропагандировал школьное краеведение. «Нам нужно изучать физическую географию своего края, — писал А. А. Половинкин, — во-первых, для того, чтобы знать и понимать окружающее, а во-вторых, чтобы через изучение географических объектов своего края лучше понимать физическую географию всякой другой страны и всего земного шара».

О большом значении краеведения для преподавания географии говорил Владимир Петрович Буданов (1872-1940) — географ, методист, автор одного из первых в России пособий по методике преподавания географии, учебных пособий по физической географии. Он писал, что «конкретное, лично и в натуральную величину изученное местное дает неиссякаемый источник для сравнения в делах познания воображаемого (лично не наблюдаемого), далекого».

Как одно из конкретных условий правильной постановки преподавания географии выдвигал школьное краеведение Н. Н. Баранский. В его фундаментальную работу «Методика преподавания экономической географии» включена специальная глава, в которой говорится о содержании географического краеведения, о значении краеведческого подхода и о мерах по усилению его в преподавании географии.

Рис. 8. Александр Александрович Половинкин

Н. Н. Баранский пишет: «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое». При этом краеведение в процессе обучения географии позволяет переключаться «с книжных рельсов на реальную жизнь». Он указывает на две категории связей преподавания географии с краеведением: в виде приводимых учителем примеров из местной природы и местного хозяйства и в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением. При этом Н. Н. Баранский предупреждает, что «использование примеров из местной жизни — дело очень простое, но организация школьного краеведения — дело очень сложное, трудоемкое и далеко не легкое».

05.02.2014 10:48

кто такой краевед?

В журнала «Известия Русского Севера» начали дискуссию «Кто такой краевед»? Размышлениями на эту тему поделился один из старейших краеведов области, автор известных статей и книг Александр Александрович Тунгусов. В этом году ему исполнилось 94 года, из них 70 лет его называют краеведом.

Александр Александрович, как Вы думаете, кто такой краевед?

– Краеведом называют того, кто любит Родину. Сам я историю своего края начал изучать еще со школы. Сначала меня увлекли частушки, затем праздники. Постепенно накапливались знания. И как-то сами люди стали называть меня краеведом.

Все краеведы – историки, они проникают в глубь времени, как золотодобытчики достают из прошлого события, даты, имена забытых людей.

Считаю, что стремление к краеведению заложено в человеке с молодости. Как себя помню, всю свою жизнь учился. Как-то в районном архиве нашел судебные дела. В одном из них рассматривалось преступление подростков военного времени, перевозивших ящики с патронами. Один из ящиков раскололся, патроны высыпались. Ребята подобрали десяток и хотели продать. Их арестовали. В это же время погиб отец одного из мальчиков. Может, ему не хватило патронов? Из этой истории получился документальный рассказ о войне.

Каковы взаимоотношения краеведов и власти? Зачем краевед, его исследования нужны власти?

– Мои исследования помогли установить точную дату основания Верхней Тоймы. В результате, можно сказать, я подарил праздник району.

Недавно я следил за перипетиями в отношении краеведа Ивана Мосеева. Весь процесс считаю надуманным.

Может ли заниматься наукой любитель?

– Конечно, да. Считаю, что краевед помогает ученым в работе правильно освещать местные события. Он собирает большой фактический материал. А ученые-историки его используют в своих исследованиях. Например, об основании города Пустозёрска у меня была публичная дискуссия с профессором Михаилом Беловым, известным исследователем Арктики. Он не знал фактов об образовании этого города, утверждал, что Мангазея была основана раньше. В этом споре, на фактах, я доказал, что город Мангазею основали пустозерцы. Поэтому считаю проводимые краеведами исследования очень важными.

Над чем Вы сейчас работаете?

А в перспективе задумана книга о детских годах... Сидеть без дела некогда, работы много.

Спасибо за беседу. Успехов в ваших краеведческих исследованиях!

Вопросы задавал и записывал С.Клочев

Сравнительно недавно пришел в краеведение Валерий Григорьевич Карьялайнен. Одна из первых его статей была опубликована четыре года назад в нашем журнале. Сегодня он наш постоянный автор. Что толкает краеведа на поиски истины? Об этом он делится с читателями.

Начну со слов поэта Ю.Вольного:

«Краевед - как жук архивный,

в паутине вех и дат

вдруг отыщет свиток дивный,

и конечно, будет рад».

Кто и когда становится краеведом? У каждого свой путь. Например, для меня отправной точкой стала старинная фотография родственников моей жены. К началу поиска я обладал минимальными сведениями об этих людях. Начались кропотливые поиски необходимых сведений в областном архиве.

Благодарю судьбу за то, что подарила мне встречу с удивительным человеком – Евгением Ивановичем Овсянкиным. Ряд его советов и замечаний очень помогли, особенно на первых порах. На одной из книг, подаренных мне Е.И.Овсянкиным, есть надпись: «Валерию на память о наших страданиях – в поисках истины...».

Я испытал радость и гордость, когда впервые опубликовал первую статью и получил положительные отзывы о ней. Далее появились новые темы и новые статьи.

Конечно, требуется много времени и терпения краеведа, исследователя, чтобы собрать воедино отдельные разрозненные исторические сведения и факты. Всю полученную информацию необходимо не единожды проверить и сопоставить, чтобы избежать ошибок. Все расходы, связанные с распечаткой копий архивных материалов и фотодокументов, краевед оплачивает из личных средств.

Фактически, краеведы получают только моральное удовлетворение за свой труд, так как за напечатанный в СМИ материал гонорар не выплачивается.

Считаю, что труд краеведа необходим для понимания правдивой истории о людях, времени, событиях. Очень жаль, что нет притока новых исследователей.

В течение семи последних лет я не вижу новых имен в области краеведения. В чем здесь дело?

Санников Леонид Иванович – краевед, кандидат исторических наук, доцент

Поддерживаю дискуссию по вопросу «Кто такой краевед?», начатую редакцией журнала «Известия Русского Севера» в 2013 году и размышлениями его редактора С. Ю. Клочева.

В литературе приводятся различные мнения о том, кого считать краеведом. Одни авторы, опираясь на «Академический словарь русского языка», изданный в Петрограде еще в 1916 году, считают, что краеведы – это лица, контингент людей, изучающих свой край главным образом силами местного населения, местными силами 1 , другие сводят краеведение только к деятельности местного населения 2 .

По мнению С. И. Ожегова, автора известного «Словаря русского языка», краевед – это специалист по краеведению, а специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности 3 . Но как специальность краеведение в нашей стране не существует. Кстати, ни в советских, ни в российских энциклопедиях нет рубрики «краевед».

Сторонники ограничения (сведения) краеведения только к изысканиям, или, главным образом, к усилиям, местного населения, фактически отлучают от краеведческой работы ученых. А это неправильно. Именно лица с научными степенями и учеными званиями могут более всесторонне изучить местную проблему, научно и грамотно обработать добытые материалы и представить их читателю, зрителю.

В этом плане наиболее точно определение краеведения и краеведов дано доктором исторических наук, профессором, патриархом российского краеведения С. О. Шмидтом: краеведение – это «форма общественной деятельности, к которой причастны как ученые-профессионалы, так и местные жители» 4 .

Из определения видно, что краеведение не специальность, а среди краеведов на первом месте по важности стоят ученые-профессионалы. Это особенно необходимо в областях природы, литературы, языка и так далее.

Поскольку краеведение в России не считается особой, самостоятельной специальностью, то и только на краеведа никто и нигде специально не учит. Но определенная подготовка по краеведению дается студентам педагогических учебных заведений.

Еще в 80-е годы прошлого века в АГПИ доктором педагогических наук, профессором Т. С. Буториной была разработана программа «Региональный компонент в образовании», в соответствии с которой студентов учили краеведческой работе.

Программа не утратила своего практического значения и в настоящее время.

В ходе учебных практик студенты-историки работают в архивах, изучают документы, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы, доклады на научные конференции, студенты-географы занимаются краеведением во время туристических походов, обобщают материалы в виде докладов на конференциях, курсовых и дипломных работ на местные темы. Студенты-филологи в ходе практик собирают местные поговорки, песни, частушки, изучают говоры и так далее.

Уже в годы учебы в вузе у части студентов появляется устойчивая тяга к краеведению, которой многие остаются верны, пополняя ряды краеведов и в будущем.

Вся краеведческая работа со школьниками ведется под руководством учителей географии, истории, русского языка и литературы и так далее. Учащиеся знакомятся с природой родного края, пополняют музеи предметами местного труда и быта, готовят доклады для выступлений на конференциях по краеведению. Так, на последних X «больших» Стефановских чтениях, состоявшихся в Котласе в марте 2013 года, с докладами выступили школьницы А. Заборская и
З. Якубова.

Бывшие школьники, местные жители и интеллигенция составляют, видимо, самую многочисленную часть краеведов.

Премудростям местных народных ремесел, то есть краеведению, учат также в Архангельской областной школе народных ремесел, руководимой В.Н. Бурчевским.

С конца прошлого столетия работа краеведов в России значительно оживилась. В 1990 году создан Союз краеведов России, председателем которого в 1990-2006 годах, затем до кончины 22 мая 2013 года почетным председателем был уже упоминавшийся С.О. Шмидт. В субъектах федерации образованы региональные организации Союза. Краеведческая ассоциация создана и в Архангельской области (КААО).

В число краеведов вливаются новые люди, занимающиеся изучением родного края, публикацией своих исследований, пополнением экспонатами музеев и коллекций.

В связи с этим я не согласен с краеведом В.Г. Карьялайненом в том, что в настоящее время «нет притока новых исследователей», то есть краеведов 5 . Например, 2012 год был самым «урожайным» на краеведческие публикации. Среди авторов-краеведов много новых фамилий.

В области активизируется деятельность музеев, развивается туризм. В то же время историко-культурный потенциал региона используется далеко не полностью. Более открытой должна быть деятельность краеведческих организаций. Аббревиатура КААО мало кому известна.

В ходе дискуссии о краеведах следует обсудить вопрос о том, кого считать краеведом из 730 авторов статей в томе «Культура Архангельского Севера» Поморской энциклопедии.

ТРУБИН Михаил Кузьмич – краевед, Вилегодский район

Слово «краевед» у всех на слуху. Но не каждый, даже из братии журналистов, к сожалению, сможет дать полный и ясный ответ, не побыв в шкуре краеведа. А все потому, я думаю, что по сей день ни в трудах ученых, ни в энциклопедиях, даже у знаменитого Даля не найдете определение краеведа. Я полагаю, слово «краевед» заслуживает более широкого толкования (разъяснения), чем это сказано в трех словах в словаре Ожегова.

В обычной жизни встречаясь с людьми, когда заходит разговор о краеведах, люди по-своему объясняют деятельность краеведа. Вот несколько примеров.

Одна радиожурналистка на вопрос, кто такой краевед, не задумываясь, ответила: «Это что-то связано с природой. – И добавила: – Завтра у нас выставка цветов, приходите посмотреть».

Моя племянница выразилась совсем загадочно: «Умом понимаю, а как выразить словами, затрудняюсь».

Я думаю, здесь не надо много мудрствовать. Само слово «краевед» говорит само за себя: владею краем, то есть знаю историю своей местности, деревень, сел, поселков, городов, районов. Изучаю демографию, этнографию, встречаюсь и беседую с интересными людьми. Фиксирую (документирую) их рассказы об истории местности, узнавая что-то новое. Уточняю даты, события, роясь в пыльных залежавшихся архивных источниках.

Так человек-краевед из простого наблюдателя-созерцателя становится краеведом-писателем.

Теперь перейдем к вопросу: «Какая разница между ученым и краеведом?». И здесь не надо сильно напрягать свой ум. Ученый-исследователь, прежде всего, выполняет заказ общества (государства), получая за свой труд вознаграждение. Ему предоставлено рабочее место. Он может за государственный счет оформлять командировки в архивные учреждения, выезжать за границу на научные конференции, совершать экспедиции и так далее.

Ученый в своей научной деятельности прежде всего опирается на археологические раскопки. Одним словом, деятельность проявляет масштабно, на государственном уровне.

Деятельность краеведа осуществляется локально, то есть внутри государства, в пределах района. Такой краевед, умудренный жизненным опытом и пытливым умом, достигает широких познаний в исследовательской работе и в некоторых вопросах разбирается не хуже любого ученого.

И ученые не пренебрегают трудами краеведа, охотно используют их в своей работе.

Да, в какой-то степени краевед может быть в некоторых вопросах науки дилетантом, но это ему не возбраняется. За каждой строкой краеведческого материала кроется кропотливый труд исследователя-любителя. Он почитаем у себя в сельской местности (в городе, в районе). Ему верят. Ценят опубликованные статьи, ибо он заменяет как бы недостающего на селе ученого. От того его работа всегда востребована в научных кругах.

В моем понимании есть три типа краеведов:

1. Краевед-любитель, читает труды ученых, знакомится со статьями, связанными с историей местности, в которой он проживает. Делает вырезки из газет и журналов, накапливая свой домашний архив. И на этом вся его деятельность заканчивается.

2. Краевед-архивариус, который протер не одну пару штанов на государственной службе, роясь в залежавшихся папках-отчетах прошедшего времени. Нередко для написания книг и отчетов использует труд своих подчиненных в рабочее время. Не совершает хождение по забытым местам.

3. Краевед-исследователь отличается тем, что не сидит в уютном кресле, а совершает походы, экспедиции, набирая нужный материал. На свои собственные средства забирается в такие уголки местности, где ученые не бывали. За чашкой чая, беседуя с интересным человеком, записывает рассказанные им былины. Кроме всего прочего, краевед-исследователь часами может находиться в архивных учреждениях, музеях. Анализирует собранный материал для написания своих трудов-статей.

Как говорил один мой знакомый: «Настоящий краевед – это, прежде всего, путешественник, а потом уж исследователь, архивариус и так далее».

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

краеведение

краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

краеведение

Я, ср. Изучение отдель-ных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oсoбенностей.

прил. краеведческий, -ая, -ое. К музей. К. кружок.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

краеведение

    Совокупность различных - географических, этнографических, экономических и т.п. - знаний о каком-л. крае (3).

    Всестороннее изучение отдельных частей страны, обычно силами местного населения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

краеведение

изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.

Краеведение

всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. ≈ комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. ≈ отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. ≈ сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941≈45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. ≈ наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.

В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры ≈ курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах ≈ практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) ≈ общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.

Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.

Википедия

Краеведение

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем, а также энтузиасты из местного населения.

Примеры употребления слова краеведение в литературе.

Быть может, краеведение потому так и интересовало их, что оба родились и выросли и этом городе.

И если это верно, то краеведение , как общее дело, возможно только через кооперацию.

В музее краеведения Полина Исидоровна намеревалась встретить порог второго Пятилетия, был декабрь.

В музее краеведения , перед которым тщательно к празднику были разметены снега, зажгли большое количество электрических ламп -- там заседала новая комиссия.

И глубоко за полночь последним разбудили Ивана Авдеевича Грозу, сказали, чтоб сейчас же собирался в музей краеведения , проводили.

У него имелись особые основания задеть Таню, свою партнершу по парте, соседку по интернату, друга и союзника во всем, что касалось краеведения , походов в горы, взглядов на жизнь и еще многого другого, о чем не пишут и не говорят вслух.

Я знаю людей, которые спасли себя, занявшись медициной, краеведением или сельским хозяйством.

Видите ли, - говорит Белов, - я занимаюсь краеведением , в частности народным творчеством.

Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически вошли в книги.

Публичная библиотека - это не единственное место, где можно получить информацию, и если вас интересовало краеведение , события последних лет, лучше не ходить в библиотеку.

Крепса, поддержанной Мурманским обществом краеведения , Мурманский окружной совет и земельный отдел ходатайствовали перед Ленинградским облисполкомом о создании в западной части бассейна озера Имандра - на обширной площади Чуна- и Монче-тундры - заповедника широкого научного профиля.

Пять тысяч лауреат перевел в Иркутск, на пополнение библиотеки музея краеведения , пять тысяч - Кяхтинскому краеведческому музею, пять тысяч - в Томск, на материальную помощь студентам горного отделения.

Отчеты хранились в Штабе туризма и краеведения - специально выделенной нам большой комнате, - и теперь любой отряд, собираясь в поход, пользовался ими и получал у дежурного консультанта нужную информацию.

Как-то Александр Александрович Остапец-Свешников, тогда молодой кандидат, а ныне - доктор педагогических наук и президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения , сказал мне: - Возможно, ты делаешь интересное и нужное дело.

Основой обращения к этой теме, помимо личного интереса, стало изучение подходов и опыта краеведческой работы во Владимиро-Суздальском регионе, в том числе анализ позитивных результатов этой деятельности, а также причин общественной недооценки ее роли в современном мире. Высказываемые здесь соображения построены на общении и обсуждении этих вопросов с краеведами нашего региона и анализе социальных тенденций в сельской местности.

В работе сделана попытка рассмотрения краеведения как общественно-консолидирующего явления, касающегося многих сфер жизнедеятельности человека и социальных групп и имеющего интегрирующую патриотическую идеологию.

Одной из ключевых целей краеведческой деятельности следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. В данном случае мы не будем акцентироваться на вопросах методологии краеведения, а остановимся на малозаметных, но важных основах этого понятия.


Краеведение и история

Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевает наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.

Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения - это не только прошлое, а также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что мы делаем сегодня, по сути, не являясь историей, уже завтра станет ею. И любое дело, которое сегодня связано с данным регионом (краем), завтра станет историческим событием этого края. В этой связи несправедливо ассоциировать краеведение исключительно с предметом истории (науки о прошлом). Хотя историческая методология в полной мере может использоваться и в вопросах краеведения. При этом известно, что предметами краеведения также являются объекты природы, географии и других сфер, не связанных с историей.

Можно выделить еще одну отличительную особенность в сравнении двух предметов - это традиционная политизированность истории в угоду той или иной правящей конъюнктуре, в то время как краеведение аполитично и пытается искать подлинный ответ на вопрос «как это было на самом деле?».


Краеведение и обществознание

Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.

Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурт Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является не только тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, но и тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба - важные опоры и основы краеведения, залог его развития.

Очевидно, что накопленные знания об этом мире не смогли бы появиться ранее, жить сегодня и продолжить существование завтра без человека, без нас. Если настоящее невозможно без прошлого, а будущее, соответственно, без настоящего, то получается, что будущее невозможно без прошлого. Другими словами, если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым, которым станет и настоящее - мы сегодня. Приведем пример. Находилось на севере Юрьев-Польского уезда, а может быть, еще княжества, сельцо Ратьково. Сельцо небольшое, место интересное, огороженное оврагами. Был там когда-то даже храм - собор Иоанна Предтечи. Много столетий жили там люди, десятки, сотни тысяч людей со своими судьбами и историей, передавали из поколения в поколение память о прошлом, о своих предках. И вот прошло уже более 40 лет, как случилось ему исчезнуть. Последних уроженцев Ратькова сегодня почти не осталось, там уже не родились их дети, и где-то, в других местах, сейчас живут их внуки и правнуки. Что для каждого из них значит бывшее сельцо, которое уже 40 лет назад стало частью колхозного поля? Помнит ли кто-то из них о том, что их прабабушка или прадедушка родились и жили в этом селе? Но вероятный ответ несет в себе не только то, что забыта история какого-то там сельца Ратькова и многих тысяч его бывших жителей, но и то, что никому эта история в будущем будет не нужна и не интересна, так как не будет людей, связанных с этим местом, ассоциирующих себя именно с ним. Таких сел и деревень в России уже десятки тысяч. И в наше время к ним добавляется еще около тысячи ежегодно. Так во времена прогрессивного развития информационного пространства так же прогрессивно умирает историческое наследие великих масштабов, история миллиардов людей.

Можно сказать, что если человек перестает ассоциировать себя с землей, с конкретным местом на этой земле, то тем самым он становится своего рода «космополитом», то есть гражданином «всего мира», без отечества, не имеющим связи с конкретным местом и без обязательств сохранения этого места. Его отношение к окружающему обществу, где бы он ни находился, становится как минимум нейтральным. Фактически, нынешнее уничтожение сельского мира в России - многотысячелетнего уклада жизни человека - в будущем может стать причиной уничтожения российской государственности вообще и русской самоидентичности в частности. А отказ от прошлого сегодня может стать первым шагом к предательству завтра.


Краеведение и религия

Связь краеведения с религией состоит не только в уважении общих ценностей. В текстах Священного Писания содержатся уникальные краеведческие сведения - подробные историко-географические описания древних стран, народов, их культуры и обычаев. Кроме этого, Библия содержит многочисленные родословные росписи, подчеркивающие важность знания истории рода - одного из ключевых аспектов краеведения. «Авраам родил Исаака…» - первая известная генеалогическая запись. А родословная Иисуса Христа в Новом Завете описывается даже два раза.

В христианских регионах значимая доля всей сохранившейся краеведческой информации об истории населенных пунктов связана с деятельностью сельских приходов и монастырей. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры - уникальное собрание различных исторических документов, а коллекции метрических приходских книг - ценнейший источник знаний о жизни наших предков. Более того, первыми краеведами, оставившими значимое краеведческое наследие, были именно священники. Это были люди, понимавшие ценность не только наследия прошлого, но и сохранения информации о современности и ее подлинности. К счастью, такие люди были и в нашем регионе. Упомянем о некоторых из них и их известных работах. Ананий Федоров - ключарь Суздальского Богородничного Рождественского монастыря («Сказание о Богоспасаемом граде Суждале», ок. 1770), Василий Гаврилович Добронравов и Василий Маркович Березин («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896), Алексей Александрович Бобров («Гавриловский Посад за 200 лет назад по писцовым книгам», 1893), Михаил Ефимович Лавров («Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова», 1900) и др.

Сегодня тоже можно привести примеры подвижнической краеведческой деятельности среди священнослужителей. В нашем регионе это священник Александр Юрьевич Парфенов - автор книги «Ростов Великий» и Виталий Юрьевич Базанов (игумен Гермоген) - создатель краеведческого музея. В этой связи вспоминается высказывание одного из наших коллег, что «в церквях было бы больше людей, если бы среди священников было больше краеведов».


Краеведение и политика

Можно сказать, что краеведение в полной мере охватывает собой известное понятие «патриотизм», исключая при этом неизбежные общественно-политические разобщения. Например, сегодня идеи патриотизма зачастую склоняются в сторону национал-патриотизма или «исторического» патриотизма, когда патриотизм ассоциируют с конкретным историческим периодом или государственным лидером. Это может привести к превращению патриотизма в разрушающий радикал-патриотизм. Патриотизм в истинном смысле (любовь к отечеству, забота о нем, преданность ему) представлен именно в краеведении. Достаточно посетить интернет-ресурсы краеведческой тематики (к примеру, «Наше Ополье»), чтобы увидеть совершенный паритет в общении и делах людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков, священников и атеистов. Таким образом, одним из важных принципов краеведения является общественное согласие, чего не может, к примеру, достичь ни одно современное политическое движение.

Более того, краеведение обобщает в себе идеи всех основных политических течений. Например, «либерализм» (уважение к человеку) полностью созвучен с важностью роли личности в краеведении. Биографическим исследованиям выдающихся земляков посвящено множество краеведческих работ. Также, в не меньшей степени, краеведение использует идеи консерватизма, например, в части вопросов сохранения культурных традиций регионов, социальных и религиозных ценностей, исторических памятников.

В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современного политического мира к такому консолидирующему, созидательному и патриотичному явлению, как краеведение. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются пожилыми и чудаковатыми дедушками и бабушками, которые с самозабвением штудируют в архивах пыльные книги. На самом деле, среди краеведов сегодня часто можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями. А упомянутые дедушки и бабушки - это преданные своему делу люди, являющиеся, по своей сути, истинными патриотами. Можно даже сказать, что краевед - это своего рода образец морального облика современного россиянина, подлинный герой нашего времени, имеющий ценности, не измеряемые деньгами и властью. Достаточно поинтересоваться личностями краеведов в регионах, чтобы увидеть, что это в подавляющем большинстве порядочные и уважаемые люди.

Среди итогов наших рассуждений можно отметить, что идеи краеведения уникальны своей широтой и не могут быть охвачены ни одной наукой или структурной отраслью в сфере жизнедеятельности человека. Они создают возможности разрешения ряда проблем общества, в том числе отношений и конфликтов людей внутри него. И здесь важно понимание личного, непосредственного отношения к краеведению практически каждого человека, которому не безразлична судьба его родины, его страны. Изучаешь историю края - краевед, участвуешь на любом уровне в общественных делах края - опять краевед, помнишь, где жили бабушка и дедушка, - тоже краевед.

Эти соображения, на самом деле, вполне очевидны, но, к сожалению, их обсуждение непопулярно. Даже современные подходы в изучении истории сразу лишают ребенка понимания своего места в этом мире. Какое отношение он имеет к исчезнувшим цивилизациям? Такое же, как к несуществующей деревне Ратьково, исчезнувшей где-то между Владимирской и Ивановской областями. Другое дело, если начать изучение прошлого с первого шага, со своего дома, села, района, области, своих родителей, бабушек, дедушек, всех других наших предков, неразрывно связанных с развитием всей истории человечества. Но этого нет. Надеюсь, пока нет.

Поддержка идей краеведения означает поддержку исторических ценностей (память о значимых событиях, предках, выдающихся личностях, традициях, малых и больших поселениях); заботу о настоящем (созидание, бережное отношение к окружающему миру и обществу, к земле и природе); участие в формировании будущего (сохранение прошлого в настоящем). Эти ценности являются вечными. По крайней мере, до нашего времени они дожили.