2 примера нормативно правовых актов. Нормативный правовой акт. Определение правового акта и нормативного правового акта

Пума – это хищное животное из семейства Кошачьих. Искусный и ловкий охотник, один из самых ярких и грациозных представителей больших кошек. В этой статье можно посмотреть описание и фото пумы, узнать много нового и интересного о жизни этой прекрасной дикой кошки.

Как выглядит пума и как ее называют?

Пума выглядит сильной кошкой, у нее очень гибкое тело, с длинным мускулистым хвостом. Лапы приспособлены для лазания по деревьям. Пума имеет короткую и густую шерсть.


Взрослые пумы преимущественно имеют рыжеватый окрас, нижняя сторона тела светлее верхней. Морда кошки с черными отметинами и темными ушками.


Длина тела пумы 100-180 см, длина хвоста 60-75 см. Высота в холке 60-90 см, вес пумы может достигать 100 кг. Примечательно, что самцы значительно крупнее самок. Средний вес женских особей колеблется в пределах 30-50 кг, а мужских – 60-80 кг.


Эта дикая кошка имеет и другие названия. Пуму называют также горный лев и кугуар.

Пума – заграничный представитель больших диких кошек. Живет пума в Северной и Южной Америке, населяет довольно большую площадь, - от Юкона (Канада) до Патагонии (Южная Америка).


Животное пума обитает в горных районах и не боится большой высоты. Также отдает предпочтение обитанию в хвойных и тропических лесах, встречается на болотах и равнинах.


Пумы практически универсальны, они с легкостью передвигаются по горным склонам и скалам, отлично лазают по деревьям и могут хорошо плавать в воде. Животное кугуар способно приспосабливаться к жизни в любой местности.


Взрослые пумы чаще всего выбирают жизнь в одиночестве, исключения составляют матери с котятами и пары брачного периода. В дикой природе кошка-пума живет до 20 лет.

Как охотится пума?

Кугуар – умелый охотник и превосходный хищник. Имеет очень острое зрение, поэтому пума охотится в сумерках и темное время суток. В некоторых случаях выходит на охоту и днем. У этой хищной кошки своя тактика охоты, она великий стратег.


Дикое животное пума подкрадывается к добыче с подветренной стороны, чтобы она не учуяла ее запах. Нападение пумы происходит посредством прыжка на спину жертве, после чего горный лев ломает шею добыче или хватает зубами за горло и начинает душить.


Пумы весьма умны и хитры, они прячут недоеденное мясо засыпая его листвой. Проголодавшись, они возвращаются к спрятанной добыче. Недоеденные туши обеспечивают пищей других окружающих животных.


Охотится пума преимущественно на оленей , лосей, гуанако. Однако хищная пума питается и другими животными, в том числе едят пумы и домашний скот. В год одна кошка-пума съедает от 800-1300 кг мяса, это около 48 копытных зверей.

Горный лев Америки имеет тридцать зубов, которые достаточно крепкие и приспособлены, чтобы разрывать ткани и ломать кости. Когти он использует для захвата и удержания добычи.


Кугуары способны совершать прыжки длиной до 6 метров и высотой до 2,5 метров, бежать на короткие дистанции со скоростью до 60 км/ч. Американский горный лев имеет в своем распоряжении весьма обширный охотничий участок. У самок пумы он составляет от 26 до 350 км², а у самцов – от 140 до 760 км².


Детеныши пумы: появление и развитие

Пума – животное довольно тихое. Громкие вопли она издает только в брачный период, который впервые наступает в возрасте двух-трех лет. Продолжительность беременности пумы составляет три месяца. В среднем у пумы рождается 2-3 детеныша, весом 250-450 г и длиной тела 25-30 см.


Котята пумы отличаются от взрослых особей в первую очередь окрасом. Детеныши кугуара имеют коричневато-серый оттенок с черными пятнами, который меняется к годовалому возрасту.


Детеныши пумы через 2 недели после рождения открывают глаза, первые зубы у них прорезаются в это же время. Изначально котята пумы имеют выраженный голубой цвет глаз, который через полгода постепенно меняется. Пятна на шерсти начинают выцветать к 9 месяцам и постепенно сходят к 2 годам.


Взрослой пищей котята пумы начинают питаться в возрасте 6 недель, но молоко по-прежнему входит в их рацион. Детеныши пумы остаются с матерью до двух лет, за это время они успевают научиться всем необходимым навыкам выживания и охоты, для дальнейшей самостоятельной жизни.


После чего детеныши кугуара отправляются на поиски собственных охотничьих угодий, но могут держаться группами с братьями и сестрами еще несколько месяцев после ухода от матери.


У самой крупной кошки Америки нет природных врагов. Мало кто решится на сражение с величественной и сообразительной пумой. Лишь изредка некоторые крупные хищники могут нападать на юных и невнимательных пум.

Если Вам понравилась эта статья и Вы любите читать про диких животных, подписывайтесь на обновления нашего сайта , чтобы первыми получать только самые новые и увлекательные статьи о разных животных нашей планеты.

Каких только кошек нет на свете - от маленьких и пушистых домашних любимцев до грозных и чрезвычайно опасных хищников, относящихся к семейству кошачьих. Одним из представителей этого многочисленного семейства является пума - животное грациозное, сильное и очень красивое.

Распространение и подвиды

В давние времена ареал обитания пумы считался весьма обширным среди всех млекопитающих Соединенных Штатов Америки. И даже сегодня по широте распространения эта грациозная кошка сопоставима (из семейства кошачьих) только с лесной кошкой, рыжей рысью и красавцем леопардом. Сейчас на территории Америки и Канады пума сохранилась в основном в гористых районах на западе страны. На востоке пума была истреблена полностью. Исключением является лишь совсем маленькая популяция редкого подвида Puma concolor coryi, которая обитает во Флориде.

Согласно свидетельствам очевидцев, в наши дни пума часто встречается в провинции Квебек в Канаде и в штате Вермонт (США).

Флоридская пума

Это самая редкая пума. Животное, численность которого в природе составляла в 2011 году всего 160 особей, обитает на болотах и в лесах южной Флориды. Его стремительное исчезновение объясняется осушением болот, отравлениями, спортивной охотой.

Флоридская пума имеет сравнительно мелкие размеры. Окрас шерсти - рыжеватый, темный. В результате инбридинга пума приобрела загнутый кончик хвоста. В настоящее время американские ученые собираются скрестить флоридских пум с представителями других подвидов, чтобы создать устойчивую саморегулирующуюся популяцию.

Черная пума

В природе существуют белые пумы, а также темно-коричневые особи, которые встречаются в Америке. Черная пума - животное, скорее, мифическое. Ученые утверждают, что черной пумы и пумы-меланиста в природе не существует.

Ранее встречались сообщения об обнаружении пум-меланистов, леуцистов, альбиносов. Сообщения о черных пумах приходили из Южной и Центральной Америки. Убитая в Коста-Рике в 1959 году черная пума оказалась темно-коричневой, а не черной.

Сообщалось, что черная пума зафиксирована в Кентукки, но позднее выяснилось, что у этой кошки живот был более светлого оттенка. Это означает, что животное было темно-коричневого окраса.

В Айдахо осенью 2007 года застрелили пуму с черной мордой, горлом и грудью. За ухом у нее было черное пятно, которое было признано учеными феноменом частичного меланизма. Для официального подтверждения данного факта необходима пума с известными родителями, содержащаяся в неволе. Поэтому сегодня данные о существовании черных пум пока не подтверждены.

Внешние особенности

Пума - животное, описание которого можно найти во всех изданиях, посвященных жизни хищников. Повадками этих красавцев интересуются не только специалисты, но и рядовые любители животных.

Один из крупнейших хищников из семейства кошачьих, который сегодня обитает в США - это пума. Животное по размерам уступает только ягуару. Эта кошечка имеет длину туловища до 180 см, причем длина хвоста составляет 75 см. Высота в холке достигает 76 см. Вес взрослого самца примерно 105 кг. Самки на 30 % мельче самцов.

Пума - животное с гибким и удлинённым телом, невысокими лапами и небольшой головой. Задние лапы намного массивнее передних. Хвост мускулистый, длинный, опушён равномерно.

Лапы широкие, заканчиваются острыми втяжными кривыми когтями. Подушечки пальцев овальные.

Шерстный покров и окрас

Пума (фото животного можно увидеть во всех справочниках о хищниках) имеет густой, короткий и грубый мех. Пумы — единственные кошки Америки однотонного окраса.

Взрослые животные имеют серовато-коричневую или коричневато-жёлтую шерсть. При этом нижняя сторона тела значительно светлее верхней. Окрас пум схож с окрасом их главной добычи - оленей. На горле, груди и животе имеются светлые подпалины, на морде - чёрные пятна. Уши тёмные, хвост заканчивается чёрным пятнышком. Пумы, живущие в тропических районах, рыжие, а северные особи имеют серый окрас.

У детенышей шерсть значительно гуще. Она с темными полосами, пятнами на задних и передних конечностях, а также с кольцами на хвосте.

Образ жизни

Пумы обитают в разных местностях — от равнин до довольно высоких гор (4700 м), в разных ландшафтах — в хвойных лесах гор, на травянистых равнинах, в пампасах. Одним словом, пума - животное, обитающее в любой местности. Она должно лишь найти там достаточно еды и надежное убежище.

Стараются избегать заболоченных земель и низин эти дикие животные. Пума отдает такие территории ягуарам, которые облюбовали подобные места. Эти хищники хорошо приспособлены к жизни на пересеченной местности. Мускулистые конечности позволяют им совершать прыжки до шести метров в длину и до двух с половиной метров в высоту. Пумы при беге развивают скорость до 50 км/ч (правда, лишь на коротких дистанциях).

Пума (фото животного вы можете увидеть в нашей статье) - животное, предпочитающее жить в одиночестве. Семьи образуются только в брачный период. Плотность популяции зависит от доступности дичи.

Участок самки, на котором она охотится, составляет от 26 до 350 квадратных километров. Участок самца может занимать огромную территорию до 760 квадратных километров. На своем участке пума перемещается в соответствии с сезоном. Зимой она может быть на одном участке, а летом - на другом.

Охота

За добычей пума выходит по ночам. Её рацион составляют по большей части копытные - олени, лоси, толстороги. Не откажется она и от домашнего скота.

Вместе с тем пума питается разными животными — от белок и мышей до рысей, койотов и даже пум. В отличие от леопардов и тигров, пума не делает никаких различий между домашними и дикими животными, нередко нападая на домашний скот, кошек, собак. При этом она убивает гораздо больше живности, чем способна съесть.

При охоте пума использует фактор неожиданности — она подкрадывается к крупной добыче и с довольно близкого расстояния прыгает на спину своей жертве, ломает ей шею. В год пума употребляет до 1300 кг мяса. Остатки добычи хищники прячут, засыпая ее хворостом, листьями или снегом. К этому хранилищу они могут возвращаться неоднократно.

Пума - это очень сильное и выносливое животное, которое способно перетащить на большое расстояние тушу, которая в пять-семь раз больше её собственного веса.

В природе врагов у пумы нет. Лишь изредка крупные хищники (гризли, ягуары, волки) нападают на молодых и больных особей.

Нападения на людей

В отличие от других хищников пумы на человека нападают редко. Они предпочитают избегать с ним встречи. С 1890 года в США и Канаде было официально зарегистрировано около 100 нападений на человека. Шестнадцать из них закончились летальным исходом. Нападения происходили ночью или в сумерки.

Рассмотрим виды нормативно-правовых актов Российской Федерации подробнее.

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года, является основой всего законодательства России. Высшим нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию - как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Верховенство её в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1). Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2). Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3). Конституция содержит перечень основных прав и свобод человека и гражданина; 4). Конституция фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 5). Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложнённой процедуры правотворчества; 6). Конституция устанавливает систему избрания и полномочия Президента России; 7). Конституция устанавливает систему судебной и исполнительной власти, отправные нормы местного самоуправления.

Её назначение - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, её международных отношений. Поэтому требование соблюдения Конституции РФ в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.

Основные положения Конституции РФ (гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного собрания, с выработкой проекта новой Конституции РФ, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесением на всенародное голосование (ст. 135 Конституции РФ).

Поправки к другим главам Конституции РФ тоже принимаются в особом порядке (ст. 136 Конституции РФ).

2. Федеральные законы Российской Федерации - они также имеют верховенство на всей её территории обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (кроме Конституции РФ) издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесённым к предметам ей ведения и совместного ведения Федерации, и её субъектов (ст. 71-72 Конституции РФ) и её субъектов.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течении четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам Конституции РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется? голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Закон от 14 июня 1994 г. признаёт датой принятия федерального закона день, когда он был утверждён Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, так как последние обладают более высокой юридической силой (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятия законов. В случае противоречия между федеральным законом, изданным в соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 76 Конституции РФ, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).Такие законы не могут противоречить федеральным законом. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Законы также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). По предметам совместного ведения, федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся законы о референдуме (п. «в» ст. 84 Конституции РФ); о введении режима военного или чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 87 и 88 Конституции РФ); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114 Конституции РФ) и другие законы.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, то есть подзаконными актами.

3. Указы президента Российской Федерации - издаются Президентом по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией (гл. 4 Конституции РФ).

В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.

Указы Президента следует отличать от его распоряжений, которые не носят нормативного характера

Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ). На этом основана обязательность указов Президента, изданных в пределах его компетенции и предметов ведения и полномочий Российской Федерации, по отношению к действиям и актам органов субъектов Российской Федерации. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу.

В случае возникновения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий, а в случае не достижения согласованного решения передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Что же касается федеральных органов исполнительной власти и Администрации Президента, то в силу полномочий главы государства указы Президента обязательны для всех названных органов и должностных лиц «по прямой вертикали».

Указы Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. З ст. 90 Конституции РФ). В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу.

Это положение дает иногда основание для вывода о безоговорочном отнесении указов Президента к числу подзаконных актов. Однако при этом забывают о принципе разделения властей и о полномочиях Президента как гаранта Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, принимающего меры по обеспечению независимости, и целостности государства, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Такие меры Президент РФ уполномочен принимать не только «на основе законов» (главная формула подзаконного характера акта), но и в отсутствие закона. А такое положение, к сожалению, в настоящее время переходного, нестабильного развития страны возникает неоднократно. Так, например, обстоит дело с осуществлением права частной собственности граждан на землю, предусмотренного ст. 9 и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, осуществлением второго этапа платной приватизации и даже с принятием законов о военном положении.

Можно ли, скажем, ожидать, что Президент обратится в Федеральное Собрание с предложением ввести военное положение, не приняв самостоятельных мер по отражению агрессии против даже самого малого и отдаленного региона России? Вряд ли это вытекает из Конституции России. Наоборот, ст. 80 Конституции РФ прямо уполномочивает Президента на самостоятельные действия в таком случае.

Аналогично обстоит положение и с обеспечением прав граждан, единого экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг и т.д.

Президент обязан в подобных случаях принимать нормативно-правовые меры для обеспечения норм Конституции впредь до принятия федеральных законов. В ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию не раз обращалось на это внимание. В условиях еще сохраняющейся нестабильности развития страны такая практика представляется просто необходимой. Эта возможность и вытекает из формулы - «указы., не должны противоречить Конституции и законам».

В современных развитых государствах приняты цивилизованные, прямо предусмотренные конституциями положения о «делегированном законодательстве», уполномочивающие президента или правительство страны принимать акты законодательного характера в установленном конституцией порядке (см., например, Конституции Испании, Франции, Италии). К сожалению, в России сохраняется прежнее, вытекающее из «всевластия» законодательного органа, отношение к «делегированному законодательству», в то время как многие государства признали рациональность и необходимость этой практики.

Следующим по юридической силе видом подзаконных нормативных актов являются постановления Правительства РФ.

4. Постановление Правительства РФ. По данным В.М. Сырых, ежегодно Правительство принимает более 1000 нормативных актов по различным вопросам. Примерно каждый третий федеральный закон содержит поручение Правительству разработать «в свое исполнение» те или иные нормативные акты.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране, принимает постановления и издаёт распоряжения. Решения имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений (ст. 115 Конституции РФ). Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, а также указов Президента РФ, и могут быть отменены Президентом в случае, если противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ст. 115 Конституции РФ).

Из этой конституционной формулы прямо вытекает подзаконность и даже «подуказность» постановлений Правительства Российской Федерации.

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах «органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской федерации» (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не предусмотренных Конституцией России, не возникает. Практические несоответствия и споры, конечно, имеют место, но они вполне разрешимы в рамках взаимодействия органов власти Российской Федерации и её субъектов на основе действующих законов.

5. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства (к ведомствам относят: государственный комитет, комитет, федеральную службу, российское агентство, федеральную инспекцию) могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и ведомств уступают указам Президента и постановлениям Правительства по юридической силе. Большинство актов министерств и ведомств являются актами внутреннего действия, т.е. регламентируют лишь структуру и порядок функционирования соответствующего ведомства и обязательны лишь для работников этого ведомства. Некоторые министерства и ведомства могут издавать акты внешнего действия, обязательные и для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству (например, акты Министерства внутренних дел, Центрального банка РФ, Министерства финансов Министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов.).

Издание подобных «ведомственных», как их часто называют, актов предусматривается Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», положениями о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти.

Нормативные акты министерств и ведомств, регулирующие права и свободы граждан, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Акты, не прошедшие такую регистрацию, в силу не вступают и правовых последствий не влекут. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.

На нормативные акты министерств и ведомств нельзя ссылаться судам при разрешении споров.

В Российской Федерация правом издания подзаконных нормативных актов также наделены исполнительные органы субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и местного самоуправления. Локальные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, выражая их в нормативно-правовых актах. Издаваемые ими нормативно-правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить.

Нормативные правовые акты местного самоуправления являются самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции и законам Российской Федерации и субъектов Федерации системой. Эти акты издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий - городских и сельских поселений, а также непосредственно само население. К нормативным правовым актам относятся постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых городов и поселков.

Акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий.

В соответствии с Конституцией РФ органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия государственных органов при условии передачи вместе с ними материальных и финансовых средств из бюджета города, района (ст. 132 Конституции РФ). Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и её органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения

Исполнение актов органов местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации, и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесённым к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность.

Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того что бы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти (например, устав общества с ограниченной ответственностью).

В настоящее время имеют место известные расхождения между федеральными законами и законами субъектов Федерации. Существуют и взаимные претензии и разногласия между сторонами. Они, однако, постепенно преодолеваются в процессе заключения договоров между Федерацией и её субъектами, а в отдельных случаях - решениями Конституционного Суда Российской Федерации.

Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик, губернаторы, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также правительства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации издают указы, постановления, приказы и инструкции в соответствии с их полномочиями, определенными конституциями, уставами. Эти акты принимаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъекта Федерации, а также в соответствии с федеральными Конституцией и законами.

В соответствии с Конституцией РФ и законами Федерации и её субъектов на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественные и хозяйственные объединения, в том числе коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила участия членов данной организации в управлении ее деятельностью, правила учета хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и т.п.

Все подобные правила, если они установлены самой организацией, ее органами на основе законов и иных актов государственных органов, носят название корпоративных актов и норм, имеющих значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации. Ими определяются внутренний распорядок работы, права и обязанности членов или трудового коллектива, порядок управления.

Характерными примерами сегодня могут быть уставы и правила внутренней организации акционерного общества, некоммерческого фонда, общественной организации, государственного учреждения.

Все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными или корпоративными органами (для общественных организаций, в том числе профсоюзами). Их действие имеет правовое значение, значительно возросшее в современных условиях свободного образования и деятельности общественных и коммерческих организаций.

Общественные отношения могут быть урегулированными и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством.

7. Нормативный договор. Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

Нормативный договор - соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Обязательны для многочисленного формально не определенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение.

С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах:

Признаки нормативного договора:

  • - правовая база - дополняет и конкретизирует действующее законодательство, чем более высокое место в управленческой иерархии занимает участвующий государственный орган, тем выше юридическая сила договора;
  • - заключаются в публичных интересах, цель - достижение общего блага;
  • - содержит правила, регулирующие поведение не только непосредственных участников договора, но и иных субъектов;
  • - неопределенность, многочисленность адресатов;
  • - рассчитаны на длительное действие и многократное применение;
  • - формализованная система заключения;
  • - изменение или отказ от выполнения в одностороннем порядке недопустим;
  • - публичность, общедоступность - официальное опубликование, конфиденциальность неприменима.

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора - чтобы он не противоречил действующему законодательству.

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим силу. Вместе с тем законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

8. Обычай как источник права.

Правовой обычай - сложившееся в результате длительного применения общепризнанное правило, официально не зафиксированное в нормативно-правовом акте.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай - неписанный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием.

Обычай, санкционированный государством, - весьма редко встречающаяся форма права.

9. Прецедент - правило, вновь сформулированное в решении суда правоположение общего характера, которому придается общеобязательное значение, служит эталоном при рассмотрении судами аналогичных дел. Публикуются для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов.

Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение .

Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества , который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций , выступающее регулятором общественных отношений.

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. .

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт - результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме .

Законы и подзаконные акты

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации .
  • Федеральные законы :
    • Федеральные законы (в том числе (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
  • Законы субъектов федерации .
  • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов .

  • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • административно-правовые
  • комплексные (муниципальные, экологические)

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.