44 фз изменение реквизитов контракта. Как изменить несущественные условия контракта. Право на изменение реквизитов в контракте

Был заключен контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Позднее контрагент изменил наименование.

Необходимо ли заключать дополнительное соглашение к контракту о смене наименования контрагента?

Необходимо ли направлять какие-либо документы для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в связи с изменением наименования стороны контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В приведенной ситуации направлять какие-либо документы для включения в реестр контрактов не требуется.

Обоснование вывода:

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) этот закон основан на нормах в том числе Гражданского кодекса РФ. Заключаемые в соответствии с этим законом контракты являются гражданско-правовыми договорами, к которым применяются, в частности, общие положения ГК РФ о договоре (если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Под условиями договора понимаются предмет договора, способ и порядок исполнения обязательств по договору, иные обстоятельства, подлежащие согласованию сторонами сделки (смотрите, в частности, ст.ст. 1, 307, 309, 310, 420, 421 ГК РФ). Для изменения условий договора по общему правилу требуется согласие его сторон, которое может быть выражено, в частности, путем подписания дополнительного соглашения. Изменение же наименования какой-либо из сторон договора в таком согласовании не нуждается.

Юридическое лицо, участвуя в том или ином договоре, действует от своего имени (ст. 48 ГК РФ), которое само по себе не является условием договора и не может изменяться по согласованию сторон договора. Таким образом, изменение наименования какой-либо из сторон договора не является изменением условий договора и не требует подписания дополнительного соглашения (не содержит таких требований и Закон N 44-ФЗ). Права и обязанности по заключенному контракту в этом случае никак не изменяются, контракт продолжает действовать и должен исполняться надлежащим образом.

Подтверждающей сказанное правоприменительной практики, которая касалась бы контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, мы не обнаружили, однако в отношении иных гражданско-правовых договоров подобная практика представлена весьма широко (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2010 N А60-9667/2010-С12, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2011 по делу N А53-16076/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2010 по делу N А70-4146/2009, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 N 11АП-5332/11, кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.06.2010 по делу N 33-14990/2010, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 N 09АП-46620/13).

Вместе с тем, разумеется, факт изменения наименования стороны договора может быть зафиксирован документально и путем подписания двустороннего документа (например дополнительного соглашения к договору), содержащего информацию об изменении наименования*(1). Однако заключение такого соглашения не свидетельствует об изменении условий договора, а в целях надлежащего исполнения заказчиком денежных обязательств перед контрагентом достаточно получения письменного уведомления об изменении наименования от контрагента с приложением подтверждающих документов (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц).

Информация и документы, относящиеся к заключенным заказчиками контрактам, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр), перечислены в ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 на основании ч. 6 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. К таким информации и документам относятся в том числе наименование контрагента (п. 7 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп. «ж» п. 2 Правил), информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены (п. 8 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп. «з» п. 2 Правил). Согласно п.п. 7, 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены, а также информация о наименовании контрагента направляется заказчиками в Федеральное казначейство для внесения в реестр соответственно в течение 3 рабочих дней с даты изменения контракта и в течение 3 рабочих дней с даты его заключения. Как уже отмечено, изменение наименования контрагента не свидетельствует об изменении условий контракта. Требований о направлении для включения в реестр каких-либо документов в связи с изменением наименования стороны контракта нормативные акты не предусматривают. Поэтому направлять какие-либо документы в Федеральное казначейство при изложенных в вопросе обстоятельствах не требуется. Это касается как дополнительного соглашения к контракту, так и документов, подтверждающих изменение наименования контрагента. Подобной обязанности не установлено ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни Правилами.

Нередко при исполнении госконтрактов контрактные управляющие сталкиваются с ситуацией, когда у них или подрядчиков изменились реквизиты. В последнее время участились смена банками организационно-правовых форм при приведении их в соответствие с изменениями, внесенными в ГК РФ, например смена ОАО на ПАО или АО. Что делать в таких случаях, расскажем ниже.

Право на изменение реквизитов в контракте

В части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ содержится запрет на изменение существенных условий госконтрактов , к которым п. 1 ст. 432 ГК РФ и ст. 34 Закона № 44-ФЗ относят:

  • предмет, оформляемого контракта;
  • прочие существенные условия, определенные в качестве таковых ГК РФ и др. законами;
  • условия, которые стороны определили как существенные;
  • твердая цена госконтракта;
  • сроки оплаты и порядок расчетов;
  • информация о порядке приемки исполненного по госконтракту;

Как видим, реквизиты партнеров не относятся к существенным условиям госконтракта и их изменение допускается. Данная позиция содержится в письме Минэкономразвития от 31.03.2016 .

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как составить дополнительное соглашение на изменение реквизитов

При изменении реквизитов партнеров в заключаемом соглашении требуется указать обязательные атрибуты:

  • дата оформления соглашения;
  • место оформления соглашения;
  • названия сторон и их данные их представителей;
  • реквизиты госконтракта, в который вносятся изменения;
  • ссылка на изменяемый раздел госконтракта;
  • новые реквизиты госзаказчика или поставщика;
  • подписи представителей сторон.

Такое соглашение становится неотъемлемой частью госконтракта, о чем и делается указание по тексту соглашению.

Полезно

Практикующие юристы нередко высказывают мнение, что при смене:

  • адреса одного из контрагентов;
  • банковских реквизитов, в т.ч. при изменении названия банка;
  • руководителя организации.

оформлять доп соглашение не требуется. Ни положения ГК РФ, ни положения Закона № 44-ФЗ такого обязательства не предусматривают. Неправильное указание реквизитов контрагентов не может свидетельствовать о незаключенности или недействительности оформленного госконтракта.

Кроме того, их первоначальное присвоение, как и последующее изменение, никак не зависит от контрагента и по своей сути не является условием договора . В таких случаях бывает достаточно направить информационное письмо в адрес партнера с указанием измененного реквизита.

Об отсутствии необходимости оформления дополнительного соглашения при смене наименования одной из сторон договора см. Постановление ФАС Московского округа от 16.05.2014 по делу № А40-123095/2013.

Как составить допсоглашение о смене генерального директора

Указанная выше позиция может применяться, если в организации произошла смена руководства. Может быть достаточно направления информационного письма с приложением подтверждающих документов: протокола (решения) собственников бизнеса о смене руководителя и листа записи, подтверждающего внесение таких изменений в ЕГРЮЛ.

Стоит иметь в виду, что контрагенты при оформлении контракта могут прописать условие, что изменение любой информации, содержащейся в госконтракте возможно только путем составления доп соглашения . В таком случае дополнительное соглашение о смене директора должно содержать в себе следующее:

  • дату и место совершения соглашения;
  • указание на госконтракт, в который вносятся изменения;
  • названия сторон;
  • сведения о смене руководителя с указанием данных нового директора;
  • положение, что соглашение является неотъемлемой частью госконтракта;
  • указание о количестве экземпляров;
  • подписи сторон.

Внесение изменений в реестр контрактов

При оформлении дополнительных соглашений следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ госзаказчик в течение 3-х рабочих дней с даты внесения изменений обязан направить в Федеральное казначейство данные о внесенных изменениях, в частности сведения о смене:

  • наименования, адреса места нахождения, ИНН юр. лица,
  • ФИО, ИНН, адреса проживания физ. лица (п. 7 части 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ),
  • условий контракта с указанием произведенных изменений (п. 8 части 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Такие же правила содержатся в Постановлении Правительства от 28.11.2013 № 1084 « ».

Таким образом вопрос о необходимости заключать доп соглашение при смене банковских реквизитов одного из контрагентов, руководителя и т.п. необходимо регулировать на стадии формирования проекта госконтракта. Для предотвращения споров и разногласий целесообразно указать, изменение каких сведения потребует оформления доп. соглашения, а об изменении каких будет достаточно простого информирования в виде направления письма.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Добрый день! Сообщите, пожалуйста, какие сведения должны содержаться в контракте?

  • Вопрос: №516 от: 2014-04-02.

Первое, это положения Гражданского кодекса РФ, второй, это положения Закона 44-ФЗ, а также может быть третий момент, касающийся специализированного законодательства, если товары, работы, услуги подпадают под специальные требования законов.

По поводу Гражданского кодекса РФ в отношении контрактов можно сказать следующее.

В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Во второй части ГК РФ расположены положения об отдельных видах обязательств. Это основные виды обязательств и по ним гражданское право указывает конкретные существенные условия, которые необходимо предусмотреть в контрактах.

Пример: существенные условия договора поставки.

Стороны договора.

Предмет договора поставки (статья 506 ГК РФ) по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Существенные условия: срок поставки, цена контракта.

Форма и порядок заключения: простая письменная форма.

Иные условия в рамках гражданского законодательства: права и обязанности сторон, порядок разрешения конфликтных ситуаций и т.д. В случае отсутствия данных условия, суды руководствуются положениями ГК РФ и сложившейся судебной практикой.

Также договор поставки не должен противоречить положениям параграфа 4 главы 30 ГК РФ «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд».

По поводу обязательных условий, которые установлены Законом 44-ФЗ можно сказать следующее. Опишу основные условия, которые необходимо включать практически в каждый контракт, так сказать «жизненные принципы».

В статье 34 Закона 44-ФЗ «Контракт» указаны основные условия, которым должен соответствовать контракт в рамках Закона 44-ФЗ.

Принцип неизменности цены и условий контракта, согласно пункт 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Часть 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Случаи, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19 и включают в себя:

Заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;

Заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;

Заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Принцип включения обязательной ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде пени и штрафа, согласно ч. 4 - 7 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Принцип обязательности условий порядка приемки и порядка оплаты . В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, согласно части 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Принцип возможности . В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракт а в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Важным моментом является, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Это значит, можно ссылаться в контракте только на те случаи одностороннего расторжения контракта, которые непосредственно указаны в каждой отдельной главе части 2 ГК РФ.

Принцип, обязывающий предоставлять информацию при осуществлении закупки товара, работы, услуги, если НМЦК превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно части 23 статьи 34 Закона 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В силу Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 775 в соответствии с частями 19 и 23 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность участника закупки товара, работы, услуги (далее - закупка), с которым заключается контракт, предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и др.), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления юридических лиц участников закупки путем указания фамилий, имен, отчеств (при наличии) таких лиц с учетом положений Федерального закона "О персональных данных":

2. Установить следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Принцип о банковском сопровождении контракта (часть 26 статьи 34 Закона 44-ФЗ) с 01 июля 2014 года.

Принцип обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

Принцип включения обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 27 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

Необходимо обратить внимание, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта (часть 12 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

ВАЖНО:

В отношении контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по:

п. 4части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ - осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей

п. 15части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ - заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

п. 28 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ - осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту (ч. 15 Закона 44-ФЗ).

Т.е., по вопросам пени, штрафа, порядка приемки, обеспечения контракта, Заказчик имеет право не применять в отношении п. 4, п. 15, п. 28 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 5, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Поставщик коммунальных услуг прислал подписанное дополнительное соглашение на изменение реквизитов. Заказчик является бюджетным учреждением. Заключение дополнительного соглашения связано с изменением платежных реквизитов контрагента. Нужно ли в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" размещать в ЕИС это изменение к контракту?
Если да, то какую причину изменения условий контракта нужно указывать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заключать дополнительное соглашение не требуется, для оплаты по новым реквизитам заказчику достаточно письменного уведомления от контрагента. В случае подписания двустороннего документа, фиксирующего факт изменения банковских реквизитов контрагента, размещать этот документ в единой информационной системе не нужно.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) информация об изменении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС) в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта.
Согласно Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч. и Закона N 44-ФЗ. Как видим, изменение банковских реквизитов стороны контракта к таким случаям не отнесено. Поэтому основания для изменения условий контракта в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
Более того, в связи с изменением банковских реквизитов у организации в принципе не возникает необходимости вносить изменения в ранее заключенные договоры (контракты). Согласно ГК РФ договором (а контракт, заключаемый в соответствии с N 44-ФЗ, в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого закона является гражданско-правовым договором) признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Под условиями договора понимаются предмет договора, способ и порядок исполнения обязательств по договору, иные обстоятельства, подлежащие согласованию сторонами (смотрите, в частности, ГК РФ). Для изменения условий договора по общему правилу требуется соответствующее соглашение сторон договора ( ГК РФ). Однако не все включенные в договор (контракт) сведения являются условиями договора, подлежащими согласованию. Так, например, сведения о наименовании юридического лица, сведения о его руководителе или ином лице, подписавшем договор (контракт) на основании доверенности, адресе и прочих реквизитах стороны договора (включая сведения о банковских реквизитах организации) не являются условиями, относительно которых стороны достигают соглашения. Эти сведения носят исключительно информационный, вспомогательный характер и сами по себе не влияют на права и обязанности сторон (смотрите, например, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 N 09АП-46620/13).
Следовательно, изменение реквизитов, относящихся к одной из сторон (в том числе в связи с открытием нового банковского счета), по смыслу ГК РФ и ГК РФ, не приводит к изменению договора и не требует согласования сторонами. Организация остается стороной заключенных ею ранее контрактов (договоров), они продолжают действовать независимо от изменения реквизитов и должны исполняться надлежащим образом как самой организацией, так и ее контрагентами. Таким образом, изменение банковских реквизитов организации не влечет необходимости внесения каких-либо изменений в ранее заключенные ею договоры (контракты), а отсутствие соглашения, фиксирующего факт изменения банковских реквизитов одной из сторон контракта, не свидетельствует о нарушении закона (смотрите Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2016 г. N 11-215/16).
Об изменении соответствующих реквизитов достаточно уведомить контрагента по договору (смотрите, например, Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2016 г. N 44-4200/16). Разумеется, ничто не мешает сторонам зафиксировать факт изменения реквизитов в отдельном документе, который может быть поименован в том числе и как "дополнительное соглашение" (смотрите Минэкономразвития от 31.03.2016 N Д28и-854). Однако поскольку, как уже отмечено, условия контракта при этом не изменяются, у заказчика не возникает ни обязанности разместить такой документ (информацию о его подписании) в ЕИС, ни обязанности направить его (информацию о нем) для включения в реестр контрактов ( Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?

Рассмотрим, можно ли вносить изменения в контракт по 44-ФЗ после заключения, и каким образом осуществить возможные корректировки.

Что считать несущественными условиями

Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий. Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28), можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон. Другими словами, изменение не существенных условий контракта по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения договора.

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по 44-ФЗ происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре — этапы заключения и исполнения.

Как изменить контракт на этапе заключения

Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.

Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.

В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.

Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.

При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.

Как изменить контракт на этапе исполнения

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон возможно и на этапе исполнения. Аналогично первому случаю повторяются этапы уведомления и анализа предложений по корректировке, а третьим шагом является составление дополнительного соглашения с указанием всех необходимых параметров.

Заказчику в последующем необходимо отразить все сделанные изменения в Единой информационной системе, опубликовав акт корректировки.

Когда существенные условия нельзя изменить

Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ невозможно при проведении запроса котировок (Письма Минфина России от 01.12.2017 № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 № 24-03-07/73936).

Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015).

Также не допускается изменение следующих параметров:

  1. Смена исполнителя договора (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику (ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
  3. Корректировка цены контракта более чем на 10 %.

Особое внимание следует обратить на увеличение ставки НДС до 20 % с 01.01.2019. Ко всем договорам, которые были заключены до роста НДС, с 01.01.2019 применяется новая ставка. Общая стоимость при этом не меняется, а налог увеличивается за счет исполнителя (Письмо Минфина России № 24-03-07/61247 от 28.08.2018). Данное требование неприменимо для договоров, соответствующих критериям, закрепленным в Постановлении Правительства № 1186 от 19.12.2013.