Абсолютная монархия абсолютизм. Современные страны с абсолютной монархией

За всю историю монархической власти существовало несколько ее типов и вариаций. Все зависело от того, насколько сильной была власть правителя в каждой из них. Особняком в этом списке стоит монархия абсолютная, зародившаяся в XVI веке и имевшая как положительные стороны (например, объединение земель в централизованное государство), так и отрицательные – это безграничная власть самодержца.

Понятие и сущность монархии

Первые зачатки монархии относятся к периоду возникновения государств Древнего Востока – в Междуречье, Египте, Индии и Китае. Владычество правителя было неограниченным, в его руках была сконцентрирована вся полнота власти. Главным судьей в государстве был правитель, он же был главнокомандующим войсками и, что самое главное, объявлялся сыном какого-либо бога, чаще всего Солнца. Такая форма правления называется деспотией. Монархия абсолютная имеет ряд совпадающих с ней характеристик.

В средневековье, с зарождением и развитием феодальных отношений, власть землевладельцев усилилась, а власть правителя, наоборот, была в какой-то мере ущемлена. Такое положение в Европе сохранялось вплоть до XVII века. Абсолютно представительная монархия ограничивала действия правителя.

Предпосылки появления самодержавия

Монархия абсолютная появилась не на пустом месте, и этому были свои причины. В развитом средневековье в Европе не было государств с сильной властью единого правителя. В то время – в XIV-XV вв., существовало господство феодалов и церкви. В колыбели абсолютизма Франции во власти короля находилось меньше половины земель государства, и назывались они одним словом - домен. В отдельных случаях феодалы даже могли принудить монарха подписать тот или иной закон. Что касается власти церкви – она была безграничной, и король не осмелился бы с ней идти на конфликт.

Однако нужно сказать, что развитое средневековье является временем возникновения буржуазии, для успешной деятельности которой просто необходим был порядок и сильная власть центра.

В результате установился порядок вещей, при котором старая аристократия хотела оставить все как прежде, не теряя своей власти и не давая господства королю. Новые же слои буржуазии чувствовали бы себя намного увереннее при абсолютной власти монарха. Церковь тоже была на стороне последних, так как предполагала, что она и государственный аппарат сплетутся в единое целое, что еще более усилит положение в обществе первого лица. Абсолютная монархия во Франции представляла именно такой симбиоз.

Возникновение абсолютной монархии

До эпохи абсолютизма существовала сословно-представительная монархия. Государственные органы при таком виде власти: во Франции – Генеральные Штаты, в Англии – Парламент, в Испании – Кортесы и т. д.

Колыбелью абсолютной монархии являлось Французское королевство. Именно там в XVI веке король стал безграничным правителем. Все земли стали государственными, а власть Парижа - непререкаемой. Короли на престол стали короноваться именно Папой Римским, что означало богоизбранность монарха. А в средневековье религия была неотъемлемой частью жизни любого гражданина. Таким образом, подданные считали короля помазанником Бога.

В период абсолютной монархии во Франции произошло сращивание церкви с государством. Отныне высокие государственные посты могли получить только представители духовенства. А крупные феодалы и другие зажиточные слои населения отдавали своих детей обучаться преимущественно в духовные учебные заведения, т. к. понимали, что именно через церковь те смогут построить себе карьеру. Самым знаменитым церковником и при этом государственным деятелем эпохи абсолютизма был Ришелье, занимавший во Французском королевстве более 30 постов одновременно, и по влиянию не уступавший королю.

Отличительные особенности абсолютной монархии

Раньше всего абсолютизм возник во Франции. Произошло это во время смены эпох: новая промышленная буржуазия наращивала свои позиции в обществе и государстве, оттесняя, таким образом, старую землевладельческую аристократию. Король в это время не растерялся и на волне противостояния двух преобладающих классов увеличил свое влияние. С этого момента законодательная, фискальная и судебная ветви власти находились в руках одного человека – монарха. Для поддержания своего статуса королю необходима была сила - создается регулярная армия, целиком подчиняющаяся напрямую королю.

Если раньше монархия была дворянской, т. е. опорой была землевладельческая аристократия, то с возникновением абсолютизма король «становится на две ноги»: к феодалам присоединяется класс буржуазии, который включает в себя деятелей торговли и промышленности. Сложившийся статус-кво взяла на вооружение абсолютная монархия, век которой наступил в XVII столетии и был назван эпохой «классического абсолютизма».

По принципу Левиафана, абсолютизм характеризовался следующими словами: власть в интересах какого-либо сословия делегируется в руки государства (в лице монарха), и всем подданным остается подчиняться.

Аппарат управления государством

Монархия абсолютная стала точкой, с которой началось разрастание аппарата управления – бюрократизация государства. До эпохи абсолютизма большинство земель были розданы феодалам, и управление ими осуществлялось самими землевладельцами. Королю же оставалось только собирать налоги.

Когда вся власть сосредоточилась в руках монарха, возникла необходимость четкой организации управления на всей территории страны. Именно поэтому стали появляться бюро с огромным количеством новых должностей. Большую роль при этом стали играть секретари всех рангов. Города лишились самоуправления. Должности мэров, бывшие ранее выборными, стали назначаемыми. Король по своему усмотрению жаловал титул правителя города какому-либо богатому человеку, т. к. чаще всего выбор монарха зависел от солидной суммы, которую ему предлагал претендент на должность мэра. Только деревне было даровано самоуправление, которое тоже существовало недолго.

Возникновение самодержавия в России

Россия шла немного иным путем развития политической системы, но это не помешало ей примерно в то же время, что и в Европе, перейти к абсолютизму. В XVI веке у власти в Москве был Иван IV, которому дали прозвище «Грозный». Именно он стал основателем на Руси абсолютной монархии и первым русским царем. Власть Ивана IV была безграничной. В своей деятельности он опирался только на себя и преданных ему людей. При нем произошло усиление государства, расширение границ, началось развитие экономики и финансовой системы.

Продолжателем дела укрепления единоличной власти царя стал Петр I. Абсолютная монархия в России в годы правления Петра приобрела окончательный, сформировавшийся вид, и ей было суждено существовать практически без изменений в течение 200 лет, до момента падения самодержавия в 1917 году.

Особенности абсолютизма в России

При правлении царя Ивана IV создается избранная Рада. Она включала в себя представителей всех сословий, приближенных к царю. После этого создается Земский Собор. Целью этих действий было ослабление роли старой аристократии, являвшейся преградой на пути становления абсолютизма. Были созданы новые законы, стрелецкое войско, введена система налогообложения.

Если на Западе абсолютизм возник в результате противоречий старых и новых порядков, то в России причиной стала необходимость объединения для защиты от внешних угроз. Поэтому власть была деспотической, ставившей царей на один уровень с правителями первых цивилизаций Египта и Месопотамии.

Абсолютные монархии в современном мире

На начало 2016 года в мире абсолютными монархиями являются: Ватикан в Европе; Свазиленд – в Африке; Катар, Оман, Бруней, Саудовская Аравия – в Азии. Во главе этих стран стоят правители с разными титулами, но всех их объединяет неограниченность власти.

Таким образом, абсолютная монархия, зародившаяся еще в XVI веке как необходимость для обеспечения экономического прогресса или защиты от внешних факторов, прошла длительный путь развития и сегодня имеет место в 6 государствах мира.

На протяжении всего 19 века в мире активно развивалась парламентская власть. Земли, которые на протяжении веков управлялись королевскими семьями, меняли систему своего правления: граждане получили возможность выбрать своего правителя и парламент.

Однако некоторые страны сохранили монархический уклад. Где сегодня сохранилась абсолютная монархия — примеры стран с таким способом управления рассмотрим далее.

Список довольно обширный — содержит 41 государство . В основном это страны Азии, Европы, Полинезии, Африки. На сегодняшний день существует всего 12 абсолютных монархий в мире. Наибольшее их число расположено на Ближнем Востоке.

Вконтакте

Основные положения системы управления

Абсолютная или неограниченная монархия — это форма правления, при которой вся власть находится в руках одного человека , который управляет законодательной деятельностью, культурной и экономической жизнью страны. Если в государстве существует какой-либо совет или парламент, то его полностью контролирует монарх, либо орган состоит из прямых родственников главы государства.

Дуалистическая монархия – это разновидность абсолютизма , при котором деятельность правителя формально регулируется парламентом. Однако у монарха сохраняются полномочия на роспуск парламента и право вето, поэтому фактически государством управляет он сам .

История абсолютизма

Впервые государства с абсолютной монархией появились в эпоху Нового времени.

Абсолютная монархия в Европе зародилась в XVI-XVII веке , когда ослабла власть феодалов и перестали действовать сословные собрания.

Неограниченная монархия расцвела к XVIII-XIX векам , в конец абсолютного правления пришёлся на начало XX века.

Современный мир и абсолютная монархия

На сегодняшний день сохранилось только 7 государств, которыми управляет абсолютный монарх. Наибольшее число абсолютных монархий расположено на Ближнем Востоке .

Оман

  • правитель: султан Кабус бен Саид;
  • религия: ислам;

Государство на юго-востоке Аравийского полуострова. В Омане родственники правителя не принимают большого участия в государственных делах, что нетипично для ближневосточного абсолютизма.

В стране существует Консультативная ассамблея , члены которой назначаются монархом. Ассамблея изучает проекты законодательства и дает рекомендации по их усовершенствованию.

Население: 4 млн человек (по данным 2014 года), при этом 1 млн – иностранцы, занятые в нефтедобывающей промышленности.

Объединенные Арабские Эмираты

  • правитель: эмир Халифа эн-Нахайнян;
  • религия: ислам;
  • основа экономики: добыча нефти, туризм.

Объединенные Арабские Эмираты имеют федеративное устройство , куда входят 7 эмиратов – государств с неограниченной монархией. Главой ОАЭ является эмир самого крупного эмирата Абу-Даби (этот же город является столицей).

Ежегодно в Абу-Даби собирается Высший совет союза, на котором присутствуют эмиры всех семи республик. Они определяют внешнюю и внутреннюю политику государства.

Всего в стране проживает 9,3 млн человек, из которых 85% — трудовые мигранты.

Катар

  • правитель: эмир Тамим бин Хамад Аль Тани;
  • религия: ислам;
  • основа экономики: добыча нефти.

Катар находится на Ближнем Востоке, соседствует с Саудовской Аравией, представляет собой эмират. Он живет по принципам шариата , но это самое открытое из арабских сообществ .

Катар – одна из богатейших стран мира.

Саудовская Аравия

  • правитель: король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд;
  • религия: ислам;
  • основа экономика: добыча нефти.

Самое крупное государство Аравийского полуострова. Его население – 31,5 млн человек (по данным 2015 года).

Все министры назначаются королем, должности распределяются между его родственниками. Монарх также назначает членов парламента и судей.

Саудовская Аравия живет по законам шариата .

Поскольку уголовное право основано на этих законах, в стране официально низкий уровень преступности (обсуждать преступления запрещено), в то же время мало соблюдаются права человека , процветает торговля людьми.

Саудовская Аравия – ключевой нефтедобытчик мира, на её территории находятся 24% нефтяных запасов планеты .

Важно! Саудовская Аравия – одно из трех государств мира, названных в честь правящей династии.

Бруней

  • правитель: султан Хассанал Болкиахом;
  • религия: ислам;
  • основа экономики: добыча нефти.

Официальное название Брунея — Государство Бруней-Даруссалам.

Население – 401 890 человек (по данным 2011 года). Одна треть брунейцев проживает в столице, большинство жителей сосредоточено в районе нефтяных месторождений.

Добыча нефти превратила Бруней в самое богатое государство Азии . Страна активно торгует с Японией, Индонезией, Южной Кореей и Австралией.

С 2014 года Бруней живет по законам шариата.

Королевство Свазиленд

  • правитель: король Мсвати III;
  • религия: христианство;
  • основа экономики: сельское хозяйство.

На карте мира Свазиленд можно найти на Юге Африки.

По оценке 2009 года, всего в стране проживает 1,2 миллиона человек . В основном жители государства занимаются сельским хозяйством: выращивают сахарный тростник, кукурузу, хлопчатник, табак, рис, цитрусовые и ананасы.

Ватикан

  • правитель: папа Римский Франциск I;
  • религия: католицизм;
  • основа экономики: церковные пожертвования, туризм.

Абсолютная монархия в Европе представлена Ватиканом. Ватикан – город-государство с теократической монократией. Папа Римский – Правитель, он избирается кардиналами на пожизненный срок.

В них правит король, который принимает решения по внутренней и внешней политике, экономическому развитию и другим вопросам. Государств, возглавляемых «Величествами», не так много.

Форма правления абсолютная монархия страны

Бруней со столицей Бандар-Сери-Бегаван: «исламский Диснейленд»

Крошечное государство в Юго-Восточной Азии имеет площадь в 5 765 км². Благодаря богатым запасам нефти и природных ресурсов страна считается одной из самых обеспеченных в мире (ВВП на душу населения «переваливает» за 50000 долларов).

Управление страной осуществляет «аналог короля» — султан. Он возглавляет правительство и считается религиозным лидером всех проживающих в стране мусульман.

Кстати, правительство Брунея состоит исключительно из родственников султана Хассанал Болкиах .


Оман со столицей Маскат: этот сложный путь диверсификации

Оман «цветет и пахнет». Но в основном за счет добычи нефти. В стране правит Султан Кабус (полное имя — Кабус бин Саид Аль Бу Саид). В его руках сосредоточены все бразды правления государством. Он не только монарх. Султан «прибрал» к своим рукам почетные должности премьер-министра, минобороны, минфина, министра по внешним сношениям и председателя Центрального банка. По сути, все решения принимаются им единолично.

В результате получится так: после смерти султана ни один из наследников и приемников не сможет управлять государством. Потому как нынешний султан никого не подпускает к власти.

Что дает абсолютная монархия? Примеры стран показывают, что строго судить: «Это – хорошо, а это – очень плохо!» нельзя. Неограниченная монархия и диктатура произрастают в первую очередь в странах с патриархальным укладом. И здесь прав мудрец, который сказал: «Каждый народ заслуживает своего правительства».

Саудовская Аравия со столицей Эр-Рияд

Страна, которая живет по принятым еще в 1992 году законам. Согласно им, управление государством осуществляют сыновья и внуки Абделя Азиза. Власть главы государства здесь (как и во многих патриархальных исламских странах) ограничивается только положениями шариата.

В исторической ретроспективе такая форма монархии является наиболее распространенной. Она приходит на смену сословно-представительной, однако это историческое «правило» не всегда соблюдалось. Существует целый ряд стран, в которых не было сословно-представительной монархии. В первую очередь это страны Аравийского полуострова и Персидского залива. Конечно же, в них присутствовали органы управления помимо самого монарха (халифа), но они носили по большей мере совещательный характер. На практике получалось, что страной правил халиф, его главные государственные советники - шейхи, то есть представители богатой земельной аристократии, им же, в свою очередь, помогали старейшины, которые являлись своеобразными местными управленцами. Собственно говоря, была сильная, жесткая, централизованная власть, которая не терпела никого «непослушания». В Европе, в целом, абсолютная монархия проявлялась примерно в такой же форме государственного устройства.

Соответственно, мы можем дать определение данному виду монархии:

Абсолютная монархия -- это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без каких-либо ограничений.

Важно при этом заметить, что правитель не только пользуется властью без ограничений, но и ни с кем не делит ее. Абсолютная монархия является исключительно наследственной.

Какие же выводы можно сделать из приведенного определения? В чем суть? Суть в том, что, помимо безграничных возможностей монарха в своем государстве, при абсолютной монархии народ - это даже не подданные Его Величества, как при конституционной монархии, а слуги, которые, порой, превращаются в рабов, готовых служить вечно своему Господину и отдать жизнь, если будет нужно, за Него. Ведь, как это часто происходило и происходит по сей день, правитель любого государства зачастую преувеличивает и злоупотребляет своими полномочиями, хоть это строго запрещено законом, который он сам же принимал. А теперь просто представьте, насколько велик соблазн делать все, что «пожелает душа», по сути, такого же человека, как и все, когда, грубо говоря, все разрешено. Разве кто-нибудь устоит перед желанием сделать то, что для всех остальных запрещено и при этом четко знать, что за это ничего не будет. Достаточно абстрактное выражение, но сколько в нем конкретики.

Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны, а точнее, какими законными полномочиями обладает монарх при абсолютной монархии:

Монарх - единственный и неоспоримый источник власти.

Монарх обладает высшей исполнительной, законодательной и судебной властями.

Монарх обладает высшей духовной властью.

Монарх является носителем государственного суверенитета.

Монарх является главнокомандующим в армии.

Абсолютно все люди в государстве, кроме самого монарха и его семьи, являются его слугами.

А теперь только подумайте, сколько прав и полномочий вытекает из всего вышеперечисленного. Я бы сказал, что трудно найти то действие, которое монарх не имел бы права совершить, или то право, которым он не обладает. Если сказать прямо - таковых просто не существует. Вот так и получается, что он может все, и имеет право на все.

И сейчас мы готовы сделать второй важнейший вывод об абсолютной монархии - монарху разрешены любые, правомерные или неправомерные, законные или незаконные, «умные или глупые», «хорошие или плохие», «нужные или ненужные» и прочие «манипуляции» с, кем бы Вы думали, народом, причем исключительно на «правовой» основе, то есть личном желании монарха. И самое главное здесь заключается в том, что народ готов и согласен «идти по этой дороге». И вот как раз в этом моменте и проявляется сущность монарха как человека, как личности, который «держит судьбу своего народа». Для ясности и понятности того, что я имею в виду, представьте себе человека, сидящего на королевском троне. На одном плече у него «сидит» ангел, на другом демон - вечный человеческий внутренний конфликт «плохого и хорошего», «нужного и желаемого». И вот демон говорит: «Ты Царь. Делай все, что хочешь. Тебе ведь за это ничего не будет. Никто даже не посмеет тебя в чем-либо упрекнуть, ведь все пред тобой склоняются и дрожат». И царь думает, правду же говорит, кто мне что сделает. Но тут говорит ангел: «Ты царь. Ты должен делать то, что нужно твоему народу. Помни, не они твои слуги, а ты их слуга. Ты призван Богом служить своему народу, ибо без него ты ничего не значишь». И тут возникает вопрос: «кому верить?». Можно говорить и делать все, что угодно, но народ ведь даже не подозревает, какой силой он обладает.

Обратите внимание, что в словах демона и ангела слово «царь», написано с разных букв. Почему? Это зависит от того, какое значение придается самому царю. В связи с этим, хочется задать риторический вопрос: «легко или тяжело быть человеком, который обладает всей властью и абсолютной свободой?». И да, и нет. Делай все, что хочешь, но за твоими решениями стоят судьбы людей. Поступай так, как считаешь нужным, но вся ответственность лежит на тебе. Ведь при неумелом обращении, свобода просто «разорвет на части» любого человека. Исходя из этого, можно говорить о приемлемости абсолютной монархии в современном мире. Может быть, поэтому их осталось так мало?

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Для начала уточним, какие абсолютные монархии есть сегодня на политической карте мира. Это: Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней. Однако в сравнительно «чистом» виде, абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента, либо иного представительного органа. Вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. Но другие страны «ушли» недалеко. В них хоть и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти сохранился в традиционной форме. Конституции в них являются октроированными, то есть дарованными монархами. К тому же Коран имеет значительно большую юридическую силу. Парламенты же в этих странах крайне ограничены в своих функциях, и носят характер лишь совещательных органов. Но что примечательно, большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центральных и местных органах.

Понятно, что монархия проникает во все сферы жизнедеятельности общества. Но нам важно узнать и понять, как она влияет на каждую из них в отдельности.

Политическая сфера. О сущности монархической политики Л. Тихомиров пишет так: «Политика монархическая есть именно политика Монархической Верховной власти в достижении тех целей, которые имеет государственная политика вообще. Разумная вероисповедная политика требует поэтому союза Верховной власти с теми ростками религиозного сознания народа, которые ведут к истинной религии». При этом абсолютную монархию в данной сфере можно охарактеризовать как «вечную и неизменяемую». Власть принадлежит монарху, монарх получил ее от Бога, и никто другой ей не может обладать. Эти три звена лежат в основе правления. Так было, есть и будет всегда. Изменение хотя б одного из них влечет к достаточно быстрому краху системы в целом. Все построено именно на однообразии мышления и беспрекословном подчинении. Здесь даже речи быть не может о таких вещах, как политические партии, политическое инакомыслие, борьба за власть и т. д. Всех, кто пытается заниматься подобными вещами, ждет весьма печальная участь. Правда, наличие формальных органов управления для обеспечения формальных прав и свобод народонаселения на бумаге не отрицается, а порой даже приветствуется.

В своей книге Л. Тихомиров довольно часто ссылается на исследования П. Чичерина в области монархии. П. Чичерин указывает на следующие положительные и отрицательные стороны монархической государственности по отношению, в основном, к политике.

К выгодным (положительным) он относит:

Наилучшим образом обеспечивается единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.

Монархия по независимости своей непричастна духу партий. Монарх стоит вне частных интересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы. Он в отношении народа есть не личность, а идея.

В силу предыдущего монархия наилучше обеспечивает порядок. Монарх есть наиболее справедливый третейский судья социальных столкновений.

Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.

Крупной личности точно так же легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.

Слабые стороны монархии, по Чичерину, состоят в следующем:

Замещение власти совершается не по способности, а по случайности рождения. Это ставит судьбы народа в зависимость от случайности: может родиться гений, но может родиться и малоспособный.

Безграничная власть производит плохое влияние на некрепкую душу. Великая душа сдерживает себя. Слабый человек, напротив, превозносится или становится двоедушным. Противостать искушениям, окружающим власть, очень трудно, а когда на престоле царствует пророк, говорит Чичерин, то и подчиненное общество следует тому же примеру.

К искушениям власти присоединяется лесть и ухаживанье окружающих. Монарх есть источник всех благ, и их стараются получить лестью и раболепством. Эти качества становятся господствующим качеством придворных и чиновных сфер. Вокруг монарха образуется мираж официальной лжи, заслоняющей истинное положение дел.

Монархия легко переходит в произвол.

Она легко предпочитает внешний порядок внутреннему. Отсюда беспорядки в управлении: "сверху - блеск, снизу - гниль".

В случае произвола - право теряет ограждение, и Чичерин находит, что, даже и помимо злоупотреблений, монархия менее охраняет право, чем другие власти.

Личная и общественная самодеятельность в монархии, по мнению Чичерина, ослабляется, исчезает инициатива. Монархия все и всех "опекает", и это ослабляет развитие народа.

Важно заметить, что наиболее справедливой данная характеристика может быть именно для абсолютной монархии.

Экономическая сфера. Официально, монарх - «хозяин и владелец» всех природных богатств государства. Он имеет полное право ими распоряжаться по своему усмотрения в целях улучшения благосостояния страны и населения. Красивые слова, но, на самом деле, за счет принадлежащих государству ресурсов идет весьма солидное личное обогащение денежными средствами приближенных к правителю людей. И, естественно, полученные средства (не все, конечно) идут на личные цели, совершенно не касающиеся государственных интересов. Такая ситуация не только на ресурсном рынке. Это касается всех экономических областей, так как все они «заняты своими людьми», которые их контролируют и регулируют в них отношения, пресекают любые попытки проникновения «со стороны». В итоге получается, что подобные страны мы можем, фактически, назвать частными. Однако в оправдание существующему порядку следует сказать, что люди, «управляющие экономикой» в этих странах, «знают свое дело», потому что если бы они его «не знали», то вряд ли бы долго «продержались» бы на своих местах. Однако как отмечает Л. Тихомиров: «экономическая политика государства имеет целью такую завершенность производственных сил нации, которая бы обеспечивала самостоятельность ее в удовлетворении своих нужд».

Социальная сфера. Л. Тихомиров акцентирует внимание на том, что здоровое состояние социального строя особенно необходимо для монархического государства. Забота о социальном строе характеризует все эпохи процветания монархий, которые всегда относятся к нему крайне бережно, стараются не ломать его, а именно на нем воздвигать свои государственные построения. По этому поводу и говорят о природной сословности монархических наций. Несмотря на это, в странах с абсолютной монархией, как правило, весьма сильно проявляется социальный конфликт. Ярко выражено фактическое неравенство людей перед законом (правовой статус шейха и простого рабочего сильно рознится), происходит постоянное ущемление прав и свобод человека (под словами «ущемление прав и свобод» понимаются реальные ограничения в правах и «сдерживание» свободы человека, а не какие-то абстрактные, идеалистические понятия, которые усиленно продвигаются в Америке и Западной Европе). Однако социальную сферу сильнее всего затрагивает экономический резонанс в обществе. С одной стороны есть «верхушка», которая «имеет все», с другой - основная масса людей, у которой нет ничего. Как было сказано: «С общего стола им падают лишь крохи, которые случайно проронили сидящие за ним». То есть получается, что средний класс практически отсутствует. Это свидетельствует о колоссальной разнице между самыми богатыми и самыми бедными. Казалось бы, такое общество долго не просуществует. И вот тут, пожалуй, монарх «играет» свою важнейшую роль в обществе и государстве. Во-первых, он символизирует и олицетворяет единство народа. Во-вторых, он, образно выражаясь, говорит людям: «Какая разница, богаты вы или бедны. Вы все служите мне, для меня вы все равны и одинаковы». Фраза, подобная этой, произнесенная из уст правителя, настолько поднимает моральных дух народа, что тот продолжает верить в правдивость сказанного.

Из-за разделения общества на сословия, возникла идея единого общегражданского строя. Л. Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» определяет ее следующим образом: «Эта идея общегражданского строя в настоящее время завоевала все умы. Он считается высшим звеном развития идеи государства и основой свободы. Строй сословный объявлен синонимом подневольности граждан и реакционности своих сторонников. Но теория общегражданского строя не сознает, что она создана собственно борьбой демократической идеи против монархической. Действительно, осуждение сословного строя произносится ему совместно с "неограниченной" монархией». В то же время Тихомиров отмечает, что сословный порядок составляет естественную принадлежность неограниченной монархии, где отдельные интересы имеют каждый свою организацию, и надо всеми возвышается объединяющая их власть. Но он (сословный порядок) неуместен в конституционном правлении, где представительство должно выражать не раздельные интересы сословий, а общий всем интерес государства.

Духовная (религиозная) сфера. «Монархия возникает с таким содержанием народного духа и кончается с его уничтожением. Первая задача ее состоит, стало быть, в том, чтобы помочь нации сохранять и развивать это духовное содержание. Это составляет первую задачу и обязанность как в отношении нации, так и в отношении самой монархии, ибо свое нравственное содержание Верховная власть почерпает из нации. Когда оно есть в нации, оно передается неизбежно Верховной власти; иссякая в нации, столь же неизбежно иссякает и в Верховной власти. Отсюда является важность вопроса о правильном отношении монархической политики к религиозным верованиям и к тем учреждениям, которые ими создаются и объединяют религиозную жизнь нации». - Л. Тихомиров.

Попытаемся сделать вывод о том, что это означает. Монарх является духовным лидером в стране. Без преувеличений, он занимает первый после Бога, который наделил его властью, и это абсолютно нормально. Ибо только в этом случае нельзя будет усомниться в правильности и правомерности его действий. На этом построена и держится вся система абсолютной монархии. Данная система является крайне консервативной. Изменения в ней происходят очень редко и идут слишком медленно. Как правило, подобные системы закостеневают и перестают быть гибким, а результатом этого становится несоответствие существующего государственного строя реалиям и потребностям общества. Это, в свою очередь, становится предпосылками народных волнений, которыми могут воспользоваться «жаждущие» власти люди. В результате может «вспыхнуть» революция, а как ее прямое следствие - смена государственной власти и установление новой системы, путем замены старой. Во избежание подобного, духовная власть монарха выходит на первое место. Он говорит: «Мне власть дана Богом. И то, что мы «имеем», и я делаю, на это тоже есть Божья воля». И народ снова радуется и ликует - он счастлив. Помимо всего прочего, монарх является идеалом человеческой нравственности.

Военная сфера. Одно из приоритетных направлений развития общества и государства. Монарх, как было уже сказано, является главнокомандующим вооруженными силами. В средневековье король шел в бой вместе со своим войском, и это сильно поднимало моральный дух воинов. Они радостно кричали: «За короля!». Сейчас таково уже, естественно, нет. Однако во время военного положения, монарх является мощной объединительной силой, которая в самые «острые» и нужные моменты оказывает значительное влияние на ход разворачивающихся событий. И самое главное это то, что у народа появляется чувство морального долга, что он должен любой ценой защитить своего господина. Но при потере монарха, шансы населения защитить свою страну и победить в войне «падают в геометрической прогрессии», так как будет потерян смысл самой защиты.

Международная сфера. Правитель является законным представителем своего государства на международной «арене». Только с его согласия заключаются все международные договоры, касающиеся его страны, то есть на договорах стоит его личная подпись.

«В своем международном существовании, государство имеет целью сохранить и развить самого себя, союз своей нации (или наций). Международная политика его поэтому направляется на осуществление блага и интересов исключительно своего союза». - Л. Тихомиров из книги «Монархическая государственность»

Думаю, что не стоит говорить, какое влияние имеет правитель в других сферах общества. Правда, своего «рабочего» времени у него на них практически не остается. Контроль там предоставлен доверенным лицам монарха.

В заключение хочу добавить, что, помимо всех прочих функций, у монарха есть одна очень важная общественная. Он выполняет церемониальную функцию. Ни одно событие государственного масштаба не может пройти без его непосредственного участия. Как правило, правитель вначале выступает с речью, в которой говорит много общего, а уже потом начинается самое действие (открытие соревнований, например). Иными словами можно выразиться следующим образом: участие монарха является гарантом законности и правомерности происходящего. Если бы его там не было, то, грубо говоря, неизвестно, чем бы это могло обернуться для организаторов.

В данной главе мы рассмотрели абсолютную монархию как форму правления. Узнали ее важнейшие особенности. Рассмотрели роль монарха в различных сферах жизнедеятельности общества. Сделали некоторые выводы о приемлемости такой формы правления на современном этапе развития общества и государства.

Абсолютная монархия — особая форма управления государством. Абсолютизм предполагает, что один монарх выполняет функции и главного исполнительного, и законодательного, и судебного органа. Также он является главой духовного мира в стране.

Такой вид власти длительное время можно было наблюдать в разных державах до XVIII века.

Обратите внимание! Историки утверждают, что государства к абсолютному правлению пришли естественным путем.

Википедия определяет этот термин так:

Основные черты абсолютизма следующие:

  • практически безграничный уровень централизации государственной власти;
  • развитие бюрократического аппарата во всех сферах жизнедеятельности державы;
  • создание постоянной полиции и армии;
  • дворянство является социальной опорой правителя;
  • управление страной основывается на идеологических тезисах, свидетельствующих о божественном происхождении самодержца;
  • возможное присутствие неформальных ограничений власти короля со сторон экономики, социальной сферы и идеологии.

Перечисленные особенности и признаки абсолютной монархии присутствуют в каждом , но в каждом конкретном случае могут иметь значительные различия.

Абсолютизм в истории

Единоличное управление державой имеет черты, характерные для неограниченной власти, которая, как правило, переходит от поколения к поколению. Однако в некоторых странах абсолютизм имел некоторые ограничения. К примеру, в Испании монархи подчинялись кортесам, во Франции генеральным штатам, русские цари подчинялись Земским соборам.

Несмотря на то, что правитель обладал безграничной властью, он был обязан считаться с подданными. Точка зрения простого народа выражалась абсолютно разными способами. Это могли быть как рекомендации советников, так и свержения самодержца и народные восстания.

В период Просвещения этот вид монократии был не просто безграничным, но и подчеркивалось божественное происхождение самодержца. На это повлияли богословы, которые жили в те времена в монархических странах.

Франция

Знаменитый король-солнце Франции XVII века Людовик XIV описал абсолютизм своими словами: «Государство – это я».

Самодержавие является благоприятной почвой для развития бюрократии во всех сферах, в том числе в армии и полицейских структурах.

Апогей становления всевластия в западноевропейских державах и королевствах наступил в XVII-XVIII веках. В это время произошла полная централизация державы. Монарх, обладая всеми полномочиями, единолично принимает решения, определяет уровень налогообложения, на свое усмотрение распоряжается державной казной.

Самодержавие королей держалась на дворянстве. Абсолютизм формировался во времена феодальной раздробленности, поэтому начало его развития было очень стремительным. Процесс становления монархии сопровождался прогрессивными событиями: устранением пережитков феодального раскола, применением единых законов, установлением власти над церковным миром.

Деятельность страны с полным самодержавием была направлена на создание мощной военной структуры, которую впоследствии использовали для проведения войн. Ради усиления армии все силы бросали на развитие торговли, внутренней экономики и промышленности.

Историки утверждают, что признаки абсолютизма в разной степени наблюдались практически в каждой европейской стране. Самой завершенной монархией могла похвастаться только Франция. Во французском королевстве абсолютная монархия образовалась в XVI веке. Спустя столетие, во времена правления династии Бурбонов, наступил пик самодержавия.

Англия

В Британии абсолютная монархия возникла при правлении королевы Елизаветы I. Но в Англии классический абсолютизм не сформировался. Основным препятствием тому стал британский парламент. За это время на островах не образовался бюрократический аппарат, не были созданы государственные войска.

В определенных королевствах абсолютизм обладал конкретными особенностями. В основном характер правления определялся степенью влияния разных слоев общества на внутригосударственную политику. К примеру, во Франции и Англии на ведение внутренней политики влияла буржуазия.

Начиная с 50-х годов XVIII века, наступила эра просвещенного абсолютизма. В это время монархия находилась под влиянием принципов эпохи Просвещения.

С тех пор в европейских странах начал зарождаться капиталистический строй. Со временем он только развивался и укреплялся. Потом настал момент, когда капитализм и абсолютизм начали сильно противоречить друг другу. Эти два строя не могли бок о бок существовать в

В отдельных государствах соперничество между обществом, стремящимся к развитию, и властью, которая ограничивает это развитие, было разрешено революционными событиями.

Это интересно! Наиболее значимые исторически революции происходили во Франции, Великобритании и России. Некоторые державы к конституционному правлению пришли постепенно.

Абсолютизм в нынешних странах

В настоящее время в мире до сих пор существуют державы, форма правления которых стала или сохранилась абсолютной.

Существуют примеры абсолютной монархии:

    • Религиозная держава Ватикан. Страной руководит глава католической церкви, то есть Папа Римский.
    • Саудовская Аравия. Аравийское королевство с конфессиональной абсолютной монархией. На всевластие короля способны повлиять шариатские нормы.
    • Свазиленд. Южноафриканское королевство, в котором король наделен исполнительной властью. Формально функцию высшего законодательного органа выполняет парламент государства. Но на самом деле на его плечах лежит лишь консультативная работа.
    • ОАЭ. Ближневосточное федеративное государство, состоящее из семи отдельных государств – эмиратов. В эмиратах царит самодержавие. Эмир Абу-Даби выполняет функции президента федерации, премьер-министр — глава Дубаи. Верховный орган ОАЭ – высший совет, состоящий из семи эмиров.
    • Бруней. Государство-султанат, во главе которого стоит султан. В его руках закреплена неограниченная теократическая власть. Формально в султанате существует парламент, но в его состав входят только родственники правителя.
    • Оман. Страна-султанат с классической формой абсолютизма. Султан Оман обладает полностью всей властью. Он выполняет функции премьер-министра, директора Центробанка, министра обороны, финансов и ИД.

  • Катар. Богатейшее государство. Конституционно Катар обозначен как абсолютная монархия с соответствующим видом правления. Эмир Катара самостоятельно и на свое усмотрение назначает состав консультационного совета и членов правительства.
  • Особое внимание заслуживает княжество Андорра. В нем существует отдельный режим правления. Более семи веков во главе государства находятся два князя, среди которых правитель Франции. В княжестве успешно сосуществуют феодализм и капитализм.

К современным странам с абсолютизмом в управлении также относятся Кувейт и Бахрейн. Во всех монархических государствах, кроме Омана, есть конституции и проводятся парламентские выборы, однако признаки абсолютной монархии не изменились. Причиной тому стали дарованные правителями конституции, которые подчиняются Корану. Парламентские органы имеют очень ограниченные функции.

В некоторых странах с абсолютным монархическим строем важную роль играет семейный совет. Структура относится к неформальным органам, членами которых становятся семьи монарха, его близкие родственники, признанные улемы – особые знатоки Корана.

Семейный совет считается важным органом. Часто его члены могут занимать ключевые руководящие посты в столицах и на периферии.

Король в одночасье является высшим духовным лицом, то есть имамом. Мусульманство обозначено как государственная религия. Монарх совмещает духовную и светскую власть.

Полезное видео

Подведем итоги

Монархические государства не являются полностью феодальными державами. Правящий класс, созданный на основе феодальной аристократии, развивается благодаря не феодальной эксплуатации простых крестьян, а благодаря использованию запасов нефти государственным органом. Более того, большая часть власти сконцентрирована в руках огромной финансовой буржуазии.