Абзац 5 статьи 256 тк рф. Теория всего. Как оплачивается отпуск

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Комментарий к ст. 256 TК РФ

1. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть предоставлен как женщине - матери ребенка, так и другим членам семьи полностью или по частям в пределах установленного срока с выплатой на определенных условиях пособия по государственному социальному страхованию.2. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период такого отпуска определяются ФЗ от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. II). Ст. 313).3. Кроме пособия по государственному социальному страхованию лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, имеют право на компенсационные выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3035).См. также Постановление Правительства РФ от 4 августа 2006 г. N 472 "О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации" (СЗ РФ. 2006. N 33. Ст. 3633).

Судебная практика по статье 256 TК РФ

Определение Президиума Верховного Суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03

Признавая пункт 20 Порядка в обжалуемой части не действующим, Кассационная коллегия сослалась на то, что ни Трудовым кодексом РФ, ни иными федеральными законами не предусмотрены компенсации за счет средств работодателя лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Напротив, по мнению Кассационной коллегии, статья Трудового кодекса РФ предусматривает выплату таким лицам не компенсаций, а пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска.


"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года"

Вопрос 5: Возможно ли распространение ч. 2 ст. Трудового кодекса Российской Федерации на сотрудников органов внутренних дел, которые являются отцами детей до трех лет, и предоставление указанным сотрудникам отпусков по уходу за ребенком вне зависимости от того, могут ли осуществлять уход за детьми их матери?


Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2006 N 4-В06-42

Кроме того, суд в решении сослался на ст. Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).


Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 231-О

При установлении конкретных мер социальной защиты работников с семейными обязанностями возможность их использования предоставляется федеральным законодателем, как правило, обоим родителям. Так, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает зачет в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, периода ухода одного из родителей (т.е. матери или отца) за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1 статьи 11); статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставлено матери либо отцу, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию; части вторая и пятая статьи Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован как матерью, так и отцом ребенка; при этом данный период засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности; право на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляется одному из родителей (часть первая статьи 262) и др.


Обзор судебной практики, Приложение к письму ФСС РФ от 31.05.2004 N 02-18/07-3413

Статьей ТК РФ установлено, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период отпуска по уходу за ребенком определяются федеральным законом.


Определение Верховного Суда РФ от 04.11.2004 N 1-В04-10

Что касается ст. ТК РФ, регулирующей порядок предоставления отпусков по уходу за ребенком, то эта норма является общей. Специальной же нормой (п. 1 ст. 35 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации") законодатель установил дополнительные льготы для сотрудников таможенных органов, что является правом законодателя.


Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2003 N КАС03-165

Ни Трудовым кодексом РФ, ни иными федеральными законами не предусмотрены компенсации за счет средств работодателя лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Напротив, ст. Трудового кодекса РФ предусматривает выплату таким лицам не компенсаций, а пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска.


Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 534-О-О

СТАТЬЕЙ ТРУДОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,


Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2009 N 3-П

Порядок предоставления этих пособий урегулирован Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющим в статьях 13 и 14 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет как матерью ребенка, так и его отцом либо другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на который эти лица имеют право в силу статьи Трудового кодекса Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2009 N ВКПИ09-28

В соответствии со ст. ТК РФ отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется по заявлению женщины и может быть использован также отцом ребенка. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).


Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 614-О-О

Прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законодательством случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Возможность же прекращения срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, ранее времени окончания предполагаемого периода отсутствия такого работника, в частности при досрочном прекращении по инициативе работника отпуска по уходу за ребенком (статья Трудового кодекса Российской Федерации), обусловлена необходимостью защиты прав и свобод временно отсутствующего работника. Данное правило распространяется на всех лиц, заключивших срочный трудовой договор, и не может рассматриваться как противоречащее принципу равенства прав и свобод человека. Что же касается разумного периода времени, за который работник предупреждается о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия, то его установление относится к компетенции законодателя.


Комментарий к статье 256

1. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет обеспечивает возможность осуществления материнского ухода за ребенком в тот период, когда ребенок особенно нуждается в этом.

Право на этот отпуск имеют все женщины, состоящие в трудовых отношениях, независимо от стажа работы, использования ими отпуска по беременности и родам, наличия в семье других лиц, способных осуществлять уход за ребенком, организационно-правовой формы организации-работодателя и т. п.

2. Кроме матери отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет может быть также предоставлен отцу ребенка, бабушке, деду и любому другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком. Для предоставления этого отпуска степень родства ребенка с лицом, осуществляющим уход за ним, значения не имеет, однако наличие каких-либо родственных отношений или отношений свойства (речь идет о членах семьи, не состоящих в отношениях кровного родства с ребенком, например о мачехе или отчиме его родителей) по смыслу ч. 2 ст. 256 ТК требуется. При предоставлении отпуска этим лицам они должны представить документы, подтверждающие это родство (свойство).

При предоставлении отпуска другому лицу не имеет значения, почему уход за ребенком осуществляет не его мать, равно как не имеет значения и то, относится ли мать ребенка к числу работающих по трудовому договору, учащихся, военнослужащих и пр.

3. Помимо родственников ребенка право на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет имеет также опекун ребенка.

В соответствии со ст. 146 СК и ст. 35 ГК опекуном может быть назначено любое совершеннолетнее дееспособное лицо, за исключением лиц, лишенных родительских прав. При назначении опекуна учитывается его способность содержать ребенка, обеспечить уход за ним, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун назначается органом опеки и попечительства, в качестве которых в соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ выступают органы местного самоуправления (с 1 января 2008 г. - органы исполнительной власти субъекта РФ). Решение о назначении опекуна выносится главой местной администрации, на основании которого опекуну выдается опекунское удостоверение.

4. Право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возникает со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, предоставленного его матери. Если послеродовый отпуск матерью не используется, отпуск по уходу за ребенком может предоставляться в любое время после рождения ребенка. Как правило, такая ситуация возникает в случае, если уход за ребенком осуществляет не мать, а другое лицо.

В случае смерти матери отпуск по уходу за ребенком должен быть предоставлен со дня ее смерти.

Заканчивается право на отпуск в день достижения ребенком трехлетнего возраста.

5. В период отпуска мать или иное лицо, находящееся в отпуске, может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. Поскольку ч. 3 ст. 256 ТК не содержит никаких ограничений, работа на условиях неполного рабочего времени может осуществляться как по основному месту работы, так и по совместительству.

О неполном рабочем времени см. ст. 93 ТК и комментарий к ней.

Об условиях работы по совместительству см. гл. 44 ТК и комментарий к ней.

Об условиях работы на дому см. гл. 49 ТК и комментарий к ней.

6. Отпуск по уходу за ребенком может использоваться одним лицом полностью или несколькими лицами по частям. В отпуске по уходу за одним ребенком одновременно может находиться только одно лицо, однако при наличии в семье нескольких детей в возрасте до трех лет отпуск по уходу за каждым из них может быть предоставлен и разным лицам.

7. Для предоставления отпуска необходимо письменное заявление работника, а также свидетельство о рождении ребенка. При предоставлении отпуска не матери, а иному лицу необходимо предоставление документов, подтверждающих родство с ребенком, либо опекунского удостоверения, а также справки с места работы (учебы, службы) матери о том, что ей отпуск не предоставлен.

Предоставление отпуска по уходу за ребенком оформляется приказом с указанием срока начала отпуска. Лицо, находящееся в отпуске, имеет право прервать его в любой момент, поэтому указание даты окончания отпуска в приказе нецелесообразно, достаточно указать, что отпуск предоставляется на период до достижения ребенком возраста трех лет.

8. В период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за работником сохраняется место работы (должность). Это означает, что находящийся в отпуске работник не может быть уволен по инициативе работодателя, переведен на другую работу (должность); он имеет право в любой момент прервать свой отпуск, и на это не требуется согласия работодателя.

Если за время пребывания работника в отпуске в организации произошло сокращение штатов, то увольнение по этому основанию возможно только с соблюдением процедуры, установленной ст. ст. 82 и 180 ТК, т. е. с предупреждением работника об увольнении не менее чем за два месяца.

Если на место работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, принимается другой работник, то с ним следует заключить срочный трудовой договор в соответствии с абз. 1 ст. 59 ТК. При выходе работника, находящегося в отпуске, на работу замещающего его работника следует уволить по п. 2 ст. 77 ТК в связи с истечением срока трудового договора либо с его согласия перевести на другую работу (другую должность).

9. Период отпуска засчитывается матери и другому лицу, осуществляющему уход за ребенком, в страховой стаж, непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Исключением является стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Поскольку для зачета периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочную пенсию, необходимо, чтобы соответствующая работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, периоды отпуска по уходу за ребенком в него не засчитываются (см. п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 (в ред. от 2 мая 2006 г.)).

10. В соответствии с ч. 1 ст. 256 ТК в период отпуска по уходу за ребенком должно выплачиваться пособие по государственному социальному страхованию, порядок и сроки выплаты которого устанавливаются федеральными законами. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которым предусмотрена выплата пособия в период до достижения ребенком возраста полутора лет. Таким образом, отпуск по уходу за ребенком распадается на две части: первая - со дня предоставления отпуска и до дня достижения ребенком возраста полутора лет, в течение которой выплачивается пособие по государственному социальному страхованию; и вторая - со дня, следующего за днем исполнения ребенку полуторалетнего возраста, и до дня достижения им возраста трех лет, в течение которого выплата пособия по государственному социальному страхованию не предусмотрена.

11. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается лицу, находящемуся в отпуске, в размере 40% его среднего заработка, но не менее 1500 руб. в месяц при уходе за первым ребенком и 3000 руб. в месяц при уходе за вторым и последующими детьми и не более 6000 руб. в месяц. В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет пособие выплачивается с учетом каждого ребенка. Если в отпуске по уходу за разными детьми в возрасте до полутора лет находятся разные лица, то пособие выплачивается каждому из них.

12. Пособие выплачивается раз в месяц в дни, установленные для выплаты заработной платы.

При предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по частям пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на отпуск по уходу за ребенком (см. п. 28 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей).

13. Работникам, занятым на сезонных работах, выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет производится до окончания сезона.

14. Пособие назначается работодателем на основании заявления о назначении пособия, к которому должны быть приложены копия свидетельства о рождении ребенка, а в случае, если пособие выплачивается не матери, а другому члену семьи, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, также документы, подтверждающие родство (свойство) с ребенком и справка с места работы (учебы, службы) матери о том, что ей пособие не выплачивается.

Пособие выплачивается только в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком, однако лица, работающие в период отпуска на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохраняют право на пособие в полном размере.

15. Пособие назначается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком полутора лет. При обращении за пособием позднее указанного срока оно не назначается.

16. В соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", право на пособие имеют также:

Матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

Матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

Матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

Другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

17. В ряде случаев федеральными законами установлены повышенные в два раза размеры пособия на период отпуска по уходу за ребенком и удлиненный до достижения ребенком трехлетнего возраста срок его выплаты:

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7 ст. 18 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС"), на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (ч. 1 ст. 19 того же Закона), в зоне отселения до их переселения в другие районы (ст. 20 того же Закона);

Гражданам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) дополнительно над уровнем естественного радиоактивного фона данной местности.

18. Кроме пособия по государственному социальному страхованию лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваются компенсационные выплаты в размере 50 руб. в месяц на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 (в ред. от 17 апреля 2003 г.). Порядок их назначения и выплаты утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 (в ред. от 4 августа 2006 г.).

Компенсационные выплаты назначаются матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпусках по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту работы (службы), а уволенными женщинами - в орган социальной защиты населения по месту жительства. Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается работодателем или руководителем органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанных отпусков. При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев с месяца, в котором подано заявление о назначении этих выплат.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а после окончания выплаты этого пособия - в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых организациями на оплату труда, независимо от их организационно-правовых форм.

Организации, воинские формирования, финансируемые из бюджетов, реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

В ч. 1 ст. 256 ТК РФ установлена возможность женщины взять дни отдыха для осуществления ухода за малолетним ребенком в возрасте до 3 лет. Соответствующий период предоставляется по ее заявлению. При этом по ст. 256 ТК РФ, отпуск является оплачиваемым. Женщине полагается пособие по государственному соцстрахованию. Рассмотрим далее ст. 256 ТК РФ подробнее.

Срок и порядок выплаты пособия устанавливаются в федеральных законах. По части 2 ст. 256 ТК РФ , дни отдыха могут использоваться частично либо полностью и иными родственниками. В частности, речь об отце, бабушке/дедушке, иных близких, а также опекунах, непосредственно осуществляющих уход за малолетним. Женщина (или иной субъект, указанный выше) в дни отдыха может осуществлять трудовую деятельность, в соответствии со ст. 256 ТК РФ - неполное рабочее время или на дому. При этом за лицом сохраняется выплата пособия. По ч. 4 ст. 256 ТК РФ , на период отдыха субъект не теряет свою должность на предприятии. Дни, в которые осуществлялся уход за малолетним ребенком, включаются в стаж: общий, непрерывный и по специальности. Исключением являются случаи досрочного начисления пенсии по старости.

Ст. 256 ТК РФ с комментариями

Дни отдыха женщине или иному лицу, которое осуществляет фактический уход за малолетним ребенком, предоставляются по заявлению. Взять отпуск можно полностью или частично в рамках предусмотренного законом срока. Предоставление дней осуществляется по приказу/распоряжению руководителя предприятия. Субъект, который ухаживает за ребенком, может в любой момент прервать период и вернуться на предприятие для выполнения профессиональных задач. Для этого лицу также необходимо подать заявление. Отказ нанимателя от предоставления прежней работы не допускается. Если руководитель не удовлетворил заявление, то данное решение можно оспорить в суде.

Другие родственники

По ч. 2 ст. 256 ТК РФ, дни отдыха могут предоставляться отцу, бабушке/дедушке, другим близким, опекунам, которые фактически ухаживают за малолетним. Указанные граждане наделяются теми же правами, что и матери. Они также могут использовать все дни отдыха или только их часть. При этом место профессиональной деятельности они не теряют. Специфику правил части второй ст. 256 ТК РФ рассматривает ВС. В пленарном постановлении №1 от 28 янв. 2014 г. обращается внимание на то, что возможность получения дней отдыха для ухода за малолетним не зависит от степени родства. Не имеет значения также факт совместного проживания этих лиц с родителями ребенка. При рассмотрении споров об отказе в предоставлении дней отдыха бабушке/дедушке, отцу, иному субъекту суд должен проверить, осуществляет ли данный гражданин непосредственный уход и не предоставлялся ли отпуск матери.

Специфика выплат

По закону, регламентирующему сферу социального страхования, пособие начисляется с даты выхода в отпуск и до достижения малолетним 1,5 л. Выплата осуществляется ежемесячно. Ее величина составляет 40% от средней зарплаты застрахованного субъекта, но не меньше минимального размера, определенного законодательством. Сумма индексируется на соответствующие периоды исходя из уровня инфляции. С 1 янв. 2014 г. величина выплаты - 2576,63 р. на первого ребенка, 5153,24 р. - на второго и последующих. Если уход осуществляется за двумя и более детьми до 1,5 лет одновременно, выплаты суммируются. При этом размер полученного пособия не может быть выше 100% средней зарплаты застрахованного лица.

Правила расчета

По законодательству, исчисление пособия осуществляется из средней зарплаты. Величина выплаты рассчитывается путем умножения дневной оплаты на 30,4. Средняя зарплата, в соответствии с которой осуществляется начисление, учитывается за каждый год (календарный) в сумме, которая не превышает величину, установленную законодательством о взносах в ПФР.

Сроки

Денежное пособие на период ухода за малолетним ребенком назначается, если соответствующее заявление было подано в течение 6 мес. с даты достижения им 1,5 л. Если срок был пропущен, решение о начислении принимается территориальным подразделением страховщика. При этом заявитель должен доказать уважительность причин, по которым он не успел обратиться в установленный период времени. Перечень обстоятельств, по которым срок может быть пропущен, утвержден по Приказу Минздравсоцразвития №47 от 31 янв. 2007 г.

Дополнительные гарантии

Право получать пособие имеют не только застрахованные лица. На выплату могут рассчитывать матери, которые были уволены в дородовой период в связи с ликвидацией предприятия, прекращением деятельности физлица в качестве ИП, обучающиеся на очной форме, прочие родственники, фактически ухаживающие за малолетним ребенком и не подлежащие соцстрахованию, если отец/мать скончались, были лишены прав родителей, признаны недееспособными/ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, не могут по состоянию здоровья содержать и воспитывать ребенка, отбывают наказание в виде тюремного заключения и пр.

Право выбора

При наступлении отпуска по БиР в период ухода за ребенком женщина может рассчитывать на получение одного из предусмотренных законодательством пособий. Матерям, которым полагается по закону выплата по беременности/родам, после рождения ребенка назначается или она, или ежемесячная дотация по уходу за малолетним с зачетом ранее перечисленной суммы по БиР, если величина последней меньше. В тех местностях, где в установленном порядке применяются коэффициенты к зарплате, пределы выплат определяются с их учетом. Органы госвласти вправе повышать установленные суммы за счет региональных бюджетов.

Компенсационные начисления

Они устанавливаются в соответствии с президентским Указом №1110. Такие выплаты назначаются лицам, осуществляющим фактический уход за малолетним ребенком до 3 лет. К ним относят:

  1. Матерей, отца, усыновителя, опекуна, дедушку/бабушку, иного родственника, фактически осуществляющего уход, состоящему в трудовых отношениях с предприятием на условиях найма. При этом не имеет значения организационно-правовой тип предприятия.
  2. Матерей, которые служат по контракту, в том числе в качестве лиц из начальствующего и рядового составов ОВД.
  3. Нетрудоустроенных женщин, уволенных при ликвидации предприятия. При этом на момент расторжения договора они должны находиться в отпуске по уходу за малолетним ребенком и не получать пособия от центра занятости (по безработице).
  4. Матерей, служащих по контракту, состоящих в составе гражданского персонала в военных формированиях РФ, находящихся за пределами страны, в случаях, определенных международными соглашениями.

Льготные категории

Некоторые граждане могут рассчитывать на более высокую выплату. К ним относят лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии в Чернобыле, постоянно находящихся/работающих в пределах зоны проживания с возможностью отселения, в том числе до переселения на другие территории, с льготным социально-экономическим режимом. Указанные субъекты могут обратиться за получением пособия в двойной сумме до достижения малолетним ребенком 3 л. Как и в общих случаях, при содержании двух и более детей одновременно выплаты суммируются. Однако их величина не должна быть больше 100% заработка, на основании которого осуществлялось начисление, и не меньше двукратного минимального пособия, установленного законодательством. Данная льгота действует также в отношении лиц, проживающих в местностях, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на объединении "Маяк", на которых среднегодовая эффективная доза излучения больше 0,1 бэр. В коллективных договорах может предусматриваться более высокий размер ежемесячной компенсации трудоустроенным женщинам и иным гражданам, осуществляющим фактический уход за малолетними детьми до 3 лет.

Ч. 3 ст. 256 ТК РФ

В части третьей установлены дополнительные гарантии, касающиеся осуществления трудовой деятельности. В частности, предусматривается возможность выполнять производственные задачи неполный день или на дому. В рассматриваемой норме нет указания на то, что деятельность допускается только на основном предприятии. Таким образом, есть основания предполагать, что выполнение производственных задач, в соответствии с ч. 3 ст. 256 ТК РФ , может осуществляться по совместительству в другой компании. Лица, продолжающие трудовую деятельность, имеют право на получение пособия ежемесячно. Если во время ухода за ребенком у гражданина появляется возможность взять учебный оплачиваемый отпуск, он может им воспользоваться. При этом законодательство предусматривает ряд правил. Отпуск по уходу на время учебы допускается прервать. Его впоследствии можно получить снова. За счет учебного периода отпуск по уходу не продлевается.

Сохранение должности

Место трудовой деятельности на период ухода за малолетними детьми до 3 лет остается за гражданином. По президентскому Указу №606 от 7 мая 2012 г., Правительству и исполнительным структурам регионального уровня предписано предпринять меры, ориентированные на формирование условий для совмещения матерями обязанностей по воспитанию и содержанию детей с выполнением производственных задач. Кроме этого, указанные органы должны обеспечить организацию профобучения (переобучения) лиц, которые пребывают в отпуске по уходу до достижения 3 л. Согласно законодательству, повышение квалификации производится по направлению службы занятости. При этом женщинам, осуществляющим уход за малолетними, следует самостоятельно обратиться в орган по трудоустройству с заявлением. Условия и порядок направления лиц, находящихся в отпусках по уходу за малолетними до 3 л., на прохождение профобучения и получение дополнительного профобразования определяются органами региональной власти. По Приказу Минтруда были утверждены рекомендации по разработке структурами власти субъектов мер, ориентированных на формирование условий для совмещения гражданами обязанностей по содержанию и воспитанию малолетних с осуществлением трудовой деятельности.

Заключение

По ст. 256 ТК РФ, период ухода за малолетним до 3 лет засчитывается в стаж - общий, непрерывный и по специальности. Исключение составляет досрочный выход на пенсию. Случаи, при которых у субъекта возникает такое право, устанавливаются законодательством. Период отпуска, определенный ст. 256 ТК РФ, не включается в стаж, дающий возможность получить оплачиваемый ежегодный отпуск. Соответствующее правило устанавливается 121 статьей Кодекса. Начисление пособий производится по заявлению, поданному в органы соцзащиты по месту проживания матери, отца, дедушки/бабушки, иного родственника или лица, фактически осуществляющего уход за малолетним. По достижении ребенком 3 лет выплаты прекращаются. Региональными органами могут предусматриваться различные дополнительные гарантии для женщин и иных лиц, ухаживающих за малолетними. Финансирование повышенных выплат осуществляется из бюджетов субъектов.

В настоящее время женщины, строящие карьеру, не исключение.

И некоторые мамы встают перед выбором – работа или семья. Государство идет навстречу каждому своему гражданину. Именно поэтому в может находиться не только мать ребенка, но и ее родственники.

Может ли, кроме матери новорожденного, кто-то ухаживать за ним? И не просто помогать роженице, а еще и получать положенные социальные выплаты до полутора лет. Согласно законодательству нашей страны о труде и гарантиях соблюдения прав трудящихся, возможность официально заботиться о только что появившимся на свет человеке есть не только у родившей его женщины.

Матери ребенка

Время нахождения женщины дома. Пока она сидит с ребенком в простонародье называют . Каждая женщина имеет право по ст. 256 Трудового Кодекса РФ сидеть дома до наступления трехлетнего возраста ребенка. Трудовой Кодекс РФ дает возможность молодой маме выйти на работу в любое время по ее желанию до завершения декретного отпуска. В свою очередь, работодатель не имеет права вызвать человека на работу раньше, если он того не хочет (или не имеет возможности). Некоторые люди путают понятия «до полутора лет» и «до трех лет». Хотя по закону разграничений по отпуску нет.

Декретный предоставляется до достижения малышом 3 лет. Просто до полутора лет, человеку, ухаживающему за ним, платят ежемесячное пособие, которое так и называется «по уходу за ребенком». Согласно ч 3 ст. 256, роженица может воспользоваться возможностью выходить на работу по сокращенному рабочему дню или заниматься работой/подработкой на дому и при этом сохранить положенное ей пособие.

Другим родственникам

В нашей стране 256 статья Трудового кодекса дает право находиться в отпуске с целью ухаживания за ребенком не только его матери. Когда у женщины нет возможности оставить работу или она просто не хочет этого делать, с ребенком могут сидеть ее муж, ее родители или родители мужа или другие родственники. Основное условие – наличие официального трудоустройства. Для родных возможно оформление по ТК РФ.

Любой работающий родич молодой мамы имеет право оформить документы на себя, сидеть с ребенком и получать на него пособие в случаях, если молодая мама:

  • начала работать и отказалась от положенного ей отдыха после родов;
  • погибла/умерла;
  • ушла в декретный повторно с другим ребенком и оформила на себя пособие, положенное в этом случае;
  • была лишена дееспособности и/или лишилась родительских прав.

Если отец ребенка по каким-то причинам не может или просто не хочет оформлять отпуск на себя и присматривать за малышом. Любой из родственников не сможет оформить документально уход за малышом, при условии, что его мама работает официально, но неполный день и если она сама получает социальные выплаты на ребенка. В этом случае для женщины возможно совмещение работы и выполнения обязанностей мамы. В любой момент роженица имеет право перехватить инициативу у родственников и переоформить отпускное пособие на себя и самостоятельно воспитывать свое чадо.

Порядок предоставления отпуска

Пока женщина заботится о своем чаде, за ней сохраняются все привилегии на работе (должность, оклад и т.п.).

Оформление документов происходит через работодателя. Для этого необходимо написать заявление в отделе кадров. И принести на работу подтверждающие документы: выписка из больницы, свидетельство о рождении ребенка и т.п. Если женщина у нескольких работодателей, то декрет необходимо оформить везде. Пособие будет платиться от одного работодателя, но с учетом средней заработной платы от этого же работодателя. Зарплата по совместительству будет учитываться, если роженица уволится от «совместителя». Получение социальной выплаты происходит через органы социального страхования. Чтобы получить детские деньги, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • свидетельства о рождении на всех детей, а также их копии;
  • документальное подтверждение с работы второго из родителей того, что данная социальная выплата им не оформлялась;
  • по желанию женщины заявление о том, что года расчетного периода нужно заменить;
  • подтверждение заработка от предыдущих работодателей при необходимости;
  • подтверждение с другой работы (совместительство) того, что данная социальная выплата не оформлялась там.

Также пишется заявление с просьбой назначить социальную поддержку семье, в которой имеются малолетние дети. При наличии всех необходимых бумаг, руководитель должен подписать приказ о том, что его сотруднику предоставлен отпуск по уходу за новорожденным чадом. Копия приказа должна быть получена уходящим в отпуск подчиненным под подпись.

Продолжительность отпуска

В РФ статья 256 определяет время, предоставленное молодой маме (или ее родственникам) для заботы о малыше. Этот срок составляет 36 месяцев с даты рождения ребенка. То есть вызвать на работу роженицу до наступления его третьего дня рождения, начальство не имеет права, только если она сама этого не пожелает. Фактически такой отдых делят на две равных части. Юридически это один и тот же отпуск, на который необходимо написать одно заявление в отделе кадров. Разница в том, что вторая половина отпуска не оплачивается (пособие на ребенка в Российской Федерации мамы получают до 1 года 6 месяцев).

Течение отпуска по уходу за ребенком начинается с момента окончания . Его продолжительность зависит от того, как проходил процесс вынашивания ребенка, как проходили роды и сколько детей одновременно родилось. Отдыхать по БиР женщина может:

  • при обычном вынашивании и без осложнений во время рождения малыша – 70 дней;
  • при необходимости проведения кесарева сечения и/или получении родовой травмы – 86 дней;
  • в случае вынашивания – 110 дней.

Именно по прошествии этого времени необходимо будет писать заявление о том, что новоиспеченная мама собирается ухаживать за своим малышом. Ну или кто-то из ее родных.

Для опекунов/усыновителей есть возможность уйти с работы и воспользоваться отдыхом по БиР, если они берут в семью малыша младше трех месяцев продолжительностью 70 дней или если принимают двух и более малышей — сроком 110 дней.

Как оплачивается отпуск?

После того как заканчивается время отдыха по БиР, начинается время ухода за малышом. Первые полтора года молодая мама получает пособие, составляющее 40 процентов от ее . Средняя зарплата в этом случае рассчитывается за 24 месяца, предшествующих декретному. Оформить данное пособие может и отец малыша (например, если у него зарплата была больше или мать не может сидеть с ребенком сама). Но социальная выплата полагается только одному человеку из семьи и при этом он не должен работать полный рабочий день.

На текущий год минимальный размер выплат в целях помощи молодым родителям составляет 3065 рублей 69 копеек на одного ребенка и 6131 рублей 37 копеек. Максимально, что можно получить это 12262 рубля 74 копейки, при условии, что организация была ликвидирована. Для московских мам в этом случае предусмотрено дополнительная денежная гарантия в размере полутора тысяч. Обычные работающие люди по максиму могут ежемесячно получать не более 23 089 рублей 04 копейки. Минимальные суммы могут быть изменены с применением районного коэффициента. К максимальным суммам данное правило перерасчета не применяется.

Сумма едина по всей территории Российской Федерации. Необходимо учитывать, что максимальные и минимальные суммы выплат могут различаться в зависимости от региона проживания. После полутора годов до трех лет женщине положено пособие в размере 50 рублей. Для семей, считающихся многодетными, предусмотрены дополнительные выплаты (на третьего и последующих детей).

Размер данного пособия будет также различаться в зависимости от региона проживания и назначается с момента окончания отпуска по БиР и до трехлетнего возраста. Самая маленькая дополнительная выплата составляет чуть больше 6000 рублей, самый большой размер выплат чуть больше 16000 рублей. Для расчета средней зарплаты берут 24 календарных месяца. При этом данный срок может быть суммирован, даже если будущая мама трудилась в разных организациях. Только необходимо будет представить справку о заработке с предыдущего места трудоустройства, подтверждающего доход.

Получить детские можно только в том случае, если написали заявление не позднее достижения малышом возраста 24 месяцев (1,5 года плюс еще 6 месяцев), иначе данные социальные выплаты будут потеряны безвозвратно.

Засчитывается ли отпуск в трудовой стаж?

Согласно современному законодательству, время, потраченное на вынашивание ребенка и роды, а также, время, ухода за малышом, засчитываются в . Как в общий, так и в непрерывный. Помимо этого, если трудовая пенсия не назначена предварительно, период БиР и ухода за малышом зачисляется в стаж работы на определенной должности. Существует достаточно распространенный миф, о том, что ухаживая за малышом дома можно сидеть более трех лет. На текущий период данное мнение действительно является мифом. В некоторых территориальных единицах (городах территориального значения, областях и т.п.) предусмотрена компенсация отсутствия места в детском саду. То есть дополнительные пособия, положенные родителям после трех лет.

Вам это будет интересно

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 256 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Закон о животном мире, Закон об охране окружающей среды. Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать законодательство РФ и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.

2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения, находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды. Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по комментируемой статье. К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи — котики, морские бобры (иное название — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Не относятся к водным животным водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатра, выдра, речной бобр, нутрия и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК.

К промысловым морским растениям относится, например, ламинария (морская капуста), которая используется для питания, выработки удобрений, изготовления медицинских и косметических препаратов.

3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет незаконной, если она производится без разрешения (лицензии, договора); в том числе и с просроченным разрешением; недозволенными орудиями, приемами и способами, в запрещенное время, в запрещенном месте; в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, или с нарушением иных условий, обозначенных в разрешении.

При решении вопроса о наличии крупного ущерба (п. «а» ч. 1 комментируемой статьи) в результате незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов следует учитывать: количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость по специальным таксам, распространенность животных; их отнесение к редким и исчезающим видам; экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания, размер вреда, нанесенного животному или растительному миру (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). К добыче (вылову) с причинением такого вреда относятся, например, добыча, сопряженная с уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отловом или уничтожением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Действующие таксы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (в ред. от 10.03.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972; 2009. N 12. Ст. 1429.

Правительство РФ приняло Постановление от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным» . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие.

В литературе высказано предложение о необходимости законодательного установления конкретных пределов крупного ущерба в стоимостном исчислении, которое необходимо ввиду отсутствия четких критериев его определения и периодического пересмотра такс для исчисления размера взыскания за ущерб, которое следует поддержать с оговоркой, что таксы будут учитывать экологическую составляющую вреда.
———————————
Российская юстиция. 2003. N 12. С. 46. Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Международной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005. С. 348, 422, 511 (авторы — Ю.А. Ляшева, Ю.В. Надточий, Н.Л. Романова).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей, в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и др. исключительно для лова рыбы и добычи зверя, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова); взрывчатых и химических веществ; электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений (гон рыбы, использование сетей при любительской ловле, заграждение протоков и др.) характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи).

Места нереста, миграционные пути к ним (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи). Лов вне сроков нереста или орудиями, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку — см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26), особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. ст. 247, 250), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах территориального моря России: внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая в открытом море, регулируется нормами международного права. За ведение незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Преступления, предусмотренные п. п. «б» — «г» ч. 1 комментируемой статьи, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента начала незаконной добычи (лова) независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или растения.
———————————
В связи с этим представляется неточным употребление в законодательстве слова «вылов», так как оно характеризует момент окончания, результат добычи (лова), а не его процесс.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые «лежбища», где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 комментируемой статьи и ч. 2 этой статьи, поскольку действие ч. 2 распространяется на эти зоны, а действие ч. 1 не распространяется. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (например, морские звери обустраивают себе сейчас лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (при причинении крупного ущерба также предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде крупного ущерба) и желает так действовать (при причинении крупного ущерба желает наступления этого последствия). Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (например, в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из законодательной формулировки состава преступления.

Мотив совершения преступлении (преобладает корыстный) не относится к признакам состава и лежит за его пределами.

6. Квалифицирующими признаками состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (например, работниками органов рыбоохраны, органов власти) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35). При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.

7. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административного правонарушения (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) с учетом признаков преступления, указанного в комментируемой статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.