Административно-территориальное деление российской федерации. Территориальное деление и государственное управление Административно территориальное деление рф кратко

Административно-территориальное устройство является необходимым атрибутом государства. Однако если унитарное государство непосредственно делится на административно- территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, территория которых подразделяется в свою очередь на административно-территориальные единицы.

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве и иные нормативные правовые акты субъекта РФ.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ – это научно обоснованное разделение его территории на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей и сложившейся инфраструктуры.

Границей административно-территориального образования является закрепленная в установленном порядке линия, определяющая пределы территории административно-территориального образования, т.е. пространственный предел действия соответствующих органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ, как правило, совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Научно обоснованное разделение территории субъекта Федерации на административно-территориальные единицы базируется на принципах.

Важнейшим принципом экономический принцип. Он предполагает учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численности и плотности населения, тяготение населенных пунктов к определенным экономическим центрам; направление и характер путей сообщения, развитие средств связи, обеспечение экономических и организационных условий для формирования эффективно действующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Вторым принципом соответствие исторически сложившейся системы расселения тенденциям развития данной системы.

Третьим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является национальный принцип. Он означает учет национального состава населения, его специфических особенностей, обеспечение его компактного проживания в рамках одной административно- территориальной единицы. Цель этого принципа – развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп малочисленных народов, проживающих на территории субъекта РФ.

Четвертым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать максимальное приближение к населению как государственного аппарата, так и органов местного самоуправления.

Обязательным принципом административно-территориального устройства субъектов РФ является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых, упразднении существующих административно-территориальных единиц.

Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно- территориального деления субъекта Федерации, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Виды административно-территориальных единиц многообразны. Территория субъекта РФ делится в первую очередь на сельские районы и города.

Сельский район – административно-территориальное образование, не входящее в состав других административно- территориальных образований, состоящее из нескольких сельсоветов, поссоветов и (или) городов районного значения и имеющее единый административный центр.

Разновидностью сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ. Так, в Алтайском крае имеется Славгородский немецкий национальный район.

Город краевого (областного, республиканского) значения – административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов. Город краевого (областного, республиканского) значения должен насчитывать не менее 50 тыс. человек.

Крупные города делятся на внутригородские районы. Внутригородской район – административно-территориальное образование, входящее в состав города краевого (областного, республиканского) значения, состоящее из части его территории и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

Па территории субъекта Федерации имеются города районного значения – административно-территориальное образования, входящие в состав сельского района, состоящие из города с прилегающими к нему землями, необходимыми для развития и обслуживания города. Город районного значения должен насчитывать не менее 11–15 тыс. человек. Численность населения города регулируется законами об административно-территориальном устройстве каждого субъекта РФ по-разному. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

На территории сельского района находятся поселки и села.

Поселок городского тина (рабочий, курортный, дачный) – территориальная единица, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строительства, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры либо основным назначением которой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения, с численностью населения не менее 3000 человек. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

Сельский населенный пункт – село, деревня, хутор и другие типы сельских населенных пунктов, жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. Сельское поселение – территориальная единица, состоящая из нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, границы которой совпадают с границами муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения.

На территории субъекта РФ может находиться закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). ЗАТО – это административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Например, в Московской области находятся три ЗАТО: город Краснознаменск, поселок Восход, поселок Молодежный.

Административным центром административно-территориального образования является городской или сельский населенный пункт, расположенный на территории соответствующего административно-территориального образования, который в установленном порядке определен в качестве местонахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

В последние 20 лет появились новые, нетрадиционные административно-территориальные единицы. Так, территория города Москвы делится на округа, округа – на городские районы.

В результате укрупнения субъектов РФ, объединения двух и более субъектов Федерации некоторые бывшие субъекты РФ стали административно-территориальными единицами с особым статусом. Так, Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" в ч. 1 ст. 5 закрепил, что в составе нового субъекта РФ в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. Этот особый статус устанавливается федеральными законами, уставом (конституцией) и законами нового субъекта РФ.

Особый статус административно-территориальных единиц предполагает сохранение за ними территории, которую они имели до объединения с другими субъектами РФ.

В уставах вновь образованных субъектов РФ имеются специальные нормы об этнических меньшинствах, проживающих на территории административно-территориальных единиц с особым статусом.

В структуре исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может действовать специальный исполнительный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом. Так, в Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководитель которого (министр) является префектом – представителем края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание состоит из 60 депутатов, двое из которых представлены по квоте, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Аналогичная норма имеет место в Красноярском крае. Другие административно-территориальные единицы с особым статусом аналогичного представительства в парламенте субъекта РФ не имеют.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Так, к вопросам административно- территориального устройства законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, как правило, относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление и перенос административных центров районов; рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам или их переименовании.

К ведению исполнительного органа власти субъекта РФ (губернатор, глава администрации) относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение городов районного подчинения, поселков (рабочих или дачных), сельских населенных пунктов (сел, деревень, хуторов и других типов сельских населенных пунктов); внесение в законодательный орган государственной власти субъекта проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства; подготовка материалов с предложениями о присвоении наименований административно-территориальным единицам и их переименовании, направление их в законодательный орган государственной власти; присвоение имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других лиц, имеющих заслуги перед государством, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов; регистрация, учет и систематизация административно-территориальных единиц субъекта Федерации.

На основе административно-территориального устройства России строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Существующая система сложилась из-за обширной территории нашей страны, из-за ее особенных национальных, региональных, экономических условий. Так каково же административно-территориальные особенности РФ?

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономная область.

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Федеральные округа

В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.

Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.

Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.

Рис. 3. Москва.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 893.

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В РФ административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов:

Экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения.

Национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.

Максимальное приближение государственного аппарата и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом. Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь.

Действующая в настоящее время в субъектах РФ система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в РФ область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе РФ, а также в уставах других субъектов РФ. Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым - относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.


Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям , являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Имеются также закрытые административно-территориальные образования - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ.

Федеративный характер страны закреплен в статье 1 и главе 3 Конституции РФ. Основной закон указывает все регионы, входящие в состав России. Помимо простого перечисления, ее нормы закладывают основу взаимодействия между центром и субъектами страны. К этим вопросам относится политические моменты, а также культурные аспекты.

Виды регионов, входящих в состав РФ.

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями. В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края). Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации

Республики Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Края Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Области Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Города федерального значения Москва Санкт-Петербург Севастополь
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский - Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

К чему отнести федеральные округа?

С точки зрения конституционного устройства нашей страны такая проблема не стоит. Данные образования носят технический характер. Их целью является организация координированного сотрудничества между властями и гражданами соседних регионов для решения общих проблем или проведения совместных мероприятий.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году