Административный кодекс ст 14.15

Новая редакция Ст. 14.15 КоАП РФ

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 14.15 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителя при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи.

Отношения в данной области регулируются ГК, Законом от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей (ЗоЗПП РФ) " (далее - Закон), другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих:

Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила);

Правила продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства от 21 июля 1997 г. N 918.

Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322).

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Объектом правонарушения являются права и интересы потребителя, урегулированные ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, установленными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.

2. С объективной стороны правонарушение характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил продажи: продовольственных товаров; текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви; технически сложных товаров бытового назначения; парфюмерно-косметических товаров; автомобилей, мототехники, прицепов и номерных знаков; изделий из драгоценных камней; лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; животных и растений; товаров бытовой химии; пестицидов и агрохимикатов; экземпляров фильмов, произведенных на видеоносителях; оружия и патронов к нему.

3. Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции квалифицируется по ч.3 ст.14.16 (см. комментарий).

4. Следует различать нарушения продажи отдельных видов товаров и незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена. Ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, наступает по ст.14.2 (см. комментарий).

5. Под продажей товаров, по смыслу данной статьи, следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому, согласно ст.492 ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет выделить предмет этой деятельности: не любая продажа товаров, а только продажа в розницу.

6. Учитывая бланкетный характер комментируемой статьи, при привлечении виновного к административной ответственности следует устанавливать в каждом случае привлечения к административной ответственности, какое правило продажи отдельных видов товаров нарушено и в каком конкретном действии или бездействии оно проявилось.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Например, лицо, зная, осознавая, что хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде, небрежно относится к соблюдению данного правила, продавая хлебобулочные изделия без упаковки.

Правомерность привлечения лиц к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров) в настоящее время стала актуальной темой в связи с многочисленными жалобами граждан в судебные инстанции.

Санкция указанной статьи устанавливает, что совершение рассматриваемого правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. При этом каждое отдельное правонарушение подлежит квалификации по ст. 14.15 КоАП РФ, а не в совокупности, даже при том условии, что правонарушение совершено одним и тем же лицом в один период времени.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области торговли. Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, являются правила продажи отдельных видов товаров и услуг.

Субъектом правонарушения могут быть физические лица - граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" устанавливает, что в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное, для ст. 14.15 КоАП РФ исключений не предусмотрено. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Субъективная сторона - правонарушение совершается с прямым умыслом.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила продажи отдельных видов товаров, а именно: Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612; Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444; Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55; Правила продажи товаров по образцам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

В практике имеет место неправомерное привлечение к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ за применение контрольно-кассовой машины, зарегистрированной по другому адресу. Согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 января 2005 г. N А55-13574/04-29 данное деяние не входит в объективную сторону указанного правонарушения.

Важным аспектом законного привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является правомерность действий государственных органов. Исчерпывающий перечень органов, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен ст. 23.49 КоАП РФ. Указанная статья устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе).

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять их в соответствующий орган для рассмотрения обладают органы прокуратуры.

В случае же привлечения к административной ответственности ненадлежащим должностным лицом данное решение подлежит отмене. Так, прокуратурой в арбитражный суд направлено заявление о признании незаконным и отмене постановления должностного лица Удачнинского отдела полиции межмуниципального отдела МВД "Мирнинский" о назначении индивидуальному предпринимателю Г. административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ. Основанием для обращения в суд с заявленным требованием послужило существенное нарушение должностным лицом органа внутренних дел требований ст. 23.49 КоАП РФ, связанное с незаконным рассмотрением дела и назначением административного наказания. В соответствии с требованиями данной нормы закона, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, полномочны рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, к которым органы полиции не относятся. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.05.2012 заявление прокуратуры удовлетворено в полном объеме (ЯСИА Якутское-Саха Информационное Агентство, 25.05.2012).

Статья 14.15 КоАП РФ является общей нормой по отношению к другим статьям. Так, действия виновных лиц следует квалифицировать по ст. 14.15 КоАП РФ, если данное правонарушение не предусмотрено другими статьями КоАП РФ. Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N 2375/07 видно, что в суд поступило заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и Постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Так, в ходе проверки, проведенной инспекцией 08.08.2006 в торговой точке, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, установлен факт реализации спиртосодержащей парфюмерной продукции трех наименований без товарно-транспортных документов и сертификатов соответствия. По результатам рассмотрения судом сделан вывод, что решение суда кассационной инстанции о том, что действия предпринимателя следовало квалифицировать по статье 14.15 КоАП РФ, является неправомерным. Статья 14.15 КоАП РФ является общей нормой об административной ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, в то время как статья 14.16 Кодекса - специальная норма. В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом, в данном случае по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

При привлечении к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ необходимо, чтобы в протоколе об административном правонарушении и в материалах административного дела содержались сведения о том, при отсутствии какой конкретно установленной информации о продавце осуществлена продажа товара, в чем выразилось нарушение права покупателя на получение необходимой и достоверной информации о продавце, какие конкретно нарушены правила продажи отдельных видов товаров. В противном случае судом будет сделан вывод об отсутствии события административного правонарушения (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2007 г. N Ф08-5902/07-2428А).

Неотъемлемой частью правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является и то, что лицо, которое привлекается к административной ответственности, должно быть надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении. Так, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Составление протокола об административном правонарушении допускается лишь тем числом, о котором уведомлено надлежащим образом лицо, привлекаемое к административной ответственности. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2005 г. N Ф08-444/05-189А установлено, что в акте проверки от 10.06.2004, составленном при участии продавца Б.П.А., имеется отметка о необходимости явки 11.06.2004 предпринимателя Б.И.А. для составления протокола об административном правонарушении. Между тем протокол об административном правонарушении составлен более поздним числом, а именно 24.06.2004. Свое участие в составлении протокола предприниматель отрицает. Доказательства того, что предприниматель был уведомлен надлежащим образом о составлении протокола 24.06.2004, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев. Однако из этого правила есть исключение. Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для анализа правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ необходимо установить следующее:

1) правомочно ли было должностное лицо составлять протокол об административном правонарушении по указанной статье;

2) имеются ли иные статьи КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за аналогичные деяния, то есть имеется ли специальная норма;

3) нашли ли свое отражение в протоколе об административном правонарушении сведения о том, какие конкретно нарушены правила продажи товаров, в чем это выразилось;

4) надлежащим ли образом извещено лицо, привлекаемое к административной ответственности;

5) не нарушен ли срок давности привлечения к административной ответственности.

Несоответствие какого-либо одного из названных пунктов нормам закона может привести к отмене решения о привлечении к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.

Судебная практика по ст. 14.15 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение правил продажи отдельных видов товаров

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Судья Барковский В.М. Дело N 12-55/17
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., рассмотрев 28 марта 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре З. административное дело по жалобе на решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 января 2017 года в отношении ООО «»,

установил:

Постановлением N Ю 78-00-03-0495 по делу об административном правонарушении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 19 сентября 2016 года, ООО «» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Законный представитель ООО «», не согласившись с вынесенным постановлением, направил жалобу в Московский районный суд Санкт-Петербурга, решением которого от 27 января 2017 года постановление N Ю 78-00-03-0495 заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу 19 сентября 2016 года о привлечении ООО «» к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу <…> Р.К. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд, в которой просит отменить решение Московского районного суда и прекратить производство по делу, по следующим основаниям. Обжалуемое постановление было вынесено в отношении юридического лица, которое осуществляет коммерческую деятельность и зарегистрировано в установленном порядке. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ включен в главу 14 КоАП РФ — административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», жалобы юридических лиц и ИП на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 . 1 ст. 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или ИП привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Генеральный директор ООО «» С. и заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу <…> Р.К. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, поскольку они надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Р. в Санкт-Петербургский городской суд явилась, доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, считаю, что вынесенное Московским районным судом решение по жалобе ООО «» подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Как усматривается из материалов дела, законным представителем ООО «» обжалуется постановление о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, связанного с осуществлением юридическим лицом предпринимательской деятельности. Объектом вменяемого правонарушения является охраняемые законом отношения в сфере предпринимательской деятельности. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ составляют действия (бездействие), в результате которых нарушаются правила продажи отдельных видов товаров.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, Московским районным судом Санкт-Петербурга жалоба законного представителя ООО «» была рассмотрена с нарушением правил подведомственности, в связи с чем решение Московского районного суда Санкт-Петербурга подлежит отмене, а производство по жалобе ООО «» на постановление по делу об административном правонарушении — прекращению, поскольку жалоба не может быть направлена в Арбитражный суд по подведомственности.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 января 2017 года по жалобе генерального директора ООО «» С. на постановление по делу об административном правонарушении N Ю 78-00-03-0495 заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 19 сентября 2016 года о признании ООО «» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, отменить, производство по жалобе прекратить в связи с не подведомственностью жалобы суду общей юрисдикции.

Полный текст ст. 14.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 14.15 КОАП РФ.

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

Комментарий к статье 14.15 КоАП РФ

1. Данная статья направлена на охрану правил продажи отдельных видов товаров, устанавливаемых Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 2 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующий Государственный стандарт в области торговли под товаром понимает любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи (принят и введен в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

2. Объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. ст. 14.1 - 14.8, 14.10, 14.16, 14.17 Кодекса.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.)); за нарушение Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 (с изм. и доп.).

3. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

4. Субъект административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части нарушения правил продажи продукции отдельных видов, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 14.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 14.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.15 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере торговли.

Объективная сторона может в равной мере выражаться как в форме действия, так и посредством бездействия, например необеспечения температурного режима хранения скоропортящихся товаров. В форме действия объективная сторона данного правонарушения нередко реализуется путем совмещения мест продажи различных видов товаров, для которых необходимы специальные условия, например мороженой рыбы и красной икры. Несмотря на родственный характер указанных товаров, их хранение в торговом зале осуществляется с разным температурным режимом, в связи с чем указанные товары не могут быть помещены в один холодильник или холодильную камеру. Также сложно представить мороженное на одной полке с крупами и т.п.

2. Субъектом рассматриваемого деяния может быть признан гражданин, достигший установленного КоАП РФ возраста административной ответственности, а также должностные и юридические лица. Как правило, применительно к субъекту рассматриваемого правонарушения речь идет о лице, осуществляющем торговлю отдельными видами товаров, и допустившем нарушение условий их продажи.