Адвокаты начинают битву за гонорары

Министерства финансов РФ в адрес Федеральной палаты адвокатов РФ, расходы федерального бюджета на вознаграждение адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда, с 2018 г. будут отражаться на отдельном направлении расходов «Выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда». Также ведомство сообщило о выделении МВД России около 1,6 млрд руб. в целях дополнительных бюджетных ассигнований для исполнения обязательств ведомства, связанных с погашением задолженности перед адвокатами по назначению.

16 октября 2017 г. президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко направил в Министерство финансов РФ письмо о мерах по оплате труда адвокатов, участвующих в уголовных делах по назначению.

В своем обращении к заместителю министра финансов РФ Алексею Лаврову президент ФПА РФ напомнил о достигнутом 23 мая 2017 г. в ходе переговоров между Минфином России и ФПА РФ соглашении, связанном с изменением механизма финансового обеспечения защиты по назначению, который исключил бы перебои с выплатами, а также сделал бы невозможным или затруднил манипулирование со стороны довольствующих органов средствами, выделенными на оплату труда адвокатов. В соответствии с договоренностями этому должно способствовать введение для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению.

Юрий Пилипенко сообщил, что по результатам мониторинга ситуации с оплатой труда адвокатов по назначению было выявлено, что на 30 сентября 2017 г. общая сумма задолженности перед адвокатами в 43 субъектах РФ составила160,8 млн руб., из которых большая часть (118, 6 млн руб.) приходится на органы МВД России. Кроме того, он указал на то, что в адвокатских палатах некоторых регионов ситуация стала критической и это привело к обращениям в прокуратуру и в Правительство, а также к решениям о приостановке приема новых поручений на защиту по уголовным делам по назначению органов дознания, следствия и суда.

В связи с этим президент ФПА РФ просил ускорить рассмотрение вопроса о введении для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению. Юрий Пилипенко просил принять незамедлительные меры по выделению соответствующих лимитов бюджетных средств для погашения имеющейся задолженности и выделить необходимые средства для обеспечения текущих платежей.

28 ноября 2017 г. Федеральная палата адвокатов получила ответ Минфина. Министерство сообщило, что с 2018 г. расходы федерального бюджета на вознаграждения защитников по назначению будут отражаться на отдельном направлении расходов «Выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда». Как подчеркнули в ведомстве, это «позволит в полной мере обеспечить обособленность и прозрачность, как в рамках расходов по закупке услуг, так и в рамках процессуальных издержек». Отмечается, что перераспределение средств с данного направления расходов может быть осуществлено только посредством внесения соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

Что касается вопросов увеличения объемов бюджетных ассигнований на вознаграждение адвокатов по назначению и погашения задолженности перед ними, Минфин указал, что планирование и определение приоритетных направлений расходования средств федерального бюджета отнесено к полномочиям главных распорядителей бюджетных средств. «На недостаточность средств для исполнения в полном объеме соответствующих обязательств в 2017 году указало только МВД России. В этой связи в 2017 году МВД России предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели в объеме 1599,8 млн рублей», – сообщается в ответе Минфина.

Адвокат не может быть независимым, если у него нет финансовой самостоятельности, — этот тезис был одним из ключевых во время сегодняшней дискуссии на заседании президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. В практической плоскости эта тема обсуждалась применительно к вознаграждению адвокатов по назначению. СПЧ предлагает для них небольшой бонус: платить по действующей сейчас ночной ставке (от 825 до 1800 руб.), начиная с 18.00. Поправки в постановление правительства, которым регулируются эти тарифы, уже подготовлены.

Адвокатура с таким подходом не согласна. Глава Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко заявил о необходимости увеличить минимальную подневную ставку адвоката по назначению с 550 руб. до 3000 руб. По его словам, именно по ней оплачивается свыше 70% работ. При этом для подавляющего большинства адвокатов — более 2/3 — именно дела по назначению являются основным источником доходов.

Обосновывая необходимость повышения гонораров, Пилипенко не ссылался на инфляцию, не упоминал, что в последний раз ставки увеличивались в январе 2013 года. Зато обратил внимание присутствующих на то, что другие участники уголовного процесса зарабатывают больше. Например, переводчик, рассказывал Пилипенко, по данным ФПА, получает по минимальной ставке 700 руб. в час, а по повышенной — 1500 руб. «У нас это не может не вызывать недоумения, — негодовал глава ФПА. — Но чашу нашего терпения переполнила информация , что Судебный департамент обнаружил средства, чтобы нанять в Москве казаков для охраны зданий судов по периметру». По словам Пилипенко, каждому казаку государство будет платить по 200 руб. в час.

«Мы приняли почти шутливое решение на Совете ФПА: предложить наши, адвокатские, возможности для охраны судов по периметру», — сообщил Пилипенко. После заседания L.R уточнил, что такой вопрос на совете действительно обсуждался, но в шутку.

— А у вас сабли нет, — заметил глава СПЧ Михаил Федотов.

— За такие деньжищи можно и две сабли купить, — парировал Пилипенко.

Адвокатура, по его словам, решила поставить вопрос о повышении труда защитников по назначению. Еще одно предложение — вернуть прозрачность финансирования, а именно специальную статью в бюджете, которая исчезла с 2014 года, и теперь средства закладываются в рамках финансирования МВД и Судебного департамента при Верховном суде РФ. «Отсутствие выделенной строки позволяет нашим смежникам подолгу задерживать эти несчастные деньги, — сетовал Пилипенко. — Мы, адвокаты, шутим, что наша работа оплачивается из той же бюджетной строки, что и кормление служебных собак в МВД». Всего, по подсчетам ФПА, государство тратит на оплату работы адвокатов по назначению 5,5-6 млрд руб. в год.

Где искать деньги на повышение ставок для оплаты труда адвокатов по назначению, подсказал адвокат, член СПЧ Юрий Костанов. По его словам, просто не стоит тратиться на организацию обязательной видеозаписи судебных процессов (такое новшество предложило правительство, законопроекты уже находятся в Госдуме, на реализацию этой идеи планируется потратить 6 млрд руб. единовременно, а затем ежегодно выделять еще около 1 млрд руб.). «Вы же понимаете, что видеозапись не обеспечивает полноты фиксации судебного разбирательства, потому что обнаружить подделку в этой записи практически невозможно: она фрагментарна — то следователя, то прокурора, то судью покажут. И между этими фрагментами можно что-то вставить или, наоборот, что-то вырезать. Аудиозапись идет сплошняком», — говорил Костанов.

Об отношении исполнительной власти к идее повышения ставок оплаты труда адвокатов по назначению сегодня узнать не удалось. В зале должны были находиться представители Минюста, а также Суддепа при ВС РФ, но они не выступали.

550 руб. – это плата за участие адвоката в судебном заседании или в следственных действиях (которые могут длиться несколько часов), где решаются важные, даже судьбоносные вопросы. Это почти в 3–4 раза меньше стоимости разовой платной консультации врача (около 15 минут), в 2 раза меньше стоимости замены сантехником прибора учета воды (20 минут) и примерно соответствует подшивке брюк в ателье (25 минут).

Возьмем идеальный случай: адвокат по назначению каждый рабочий день участвует в следственных действиях или судебных заседаниях (к которым надо еще подготовиться). В месяце, как правило, 21 рабочий день, значит, максимальное вознаграждение адвоката по назначению за месяц составит 11 550 руб. Но и эти деньги надо сначала «вытоптать», т. е. добиться их выплаты. Потом с них надо заплатить НДФЛ, т. е. минус 13%. Остается около 10 000 руб., что в любом случае значительно ниже размера оплаты труда следователя или прокурора.

Проблема повышения ставок оплаты особенно актуальна для адвокатов из регионов, где из-за низкой платежеспособности населения подавляющее большинство уголовных дел проходит именно с участием защитника по назначению. И если в городах-миллионниках малые ставки оплаты еще как-то возможно компенсировать гонорарными делами, то адвокату в провинции рассчитывать на них не приходится.

Можно ли в таких случаях рассчитывать на полноценную профессиональную защиту? Нет. Низкие ставки оплаты труда адвоката по назначению определенно негативно влияют на качество оказываемой юридической помощи. Конечно, есть адвокаты с имиджем статистов, которые успевают в день посетить несколько судебных заседаний или следственных действий. Однако исполнять такую чисто формальную роль становится все сложнее: адвокатское сообщество активно борется с этим, исходя из того что адвокат не должен брать дел больше, чем он может качественно провести.

Да, по правилам адвокатской профессии качество защиты по назначению не должно отличаться от качества работы адвоката по уголовному делу за гонорар. Но в случае оплаты труда адвоката доверителем у такого защитника значительно больше возможностей. Например, он может привлечь эксперта или специалиста для дачи заключения по отдельным вопросам дела, требующим специальных познаний, оплатив эти услуги из предварительно полученных от доверителя денег. Защитник по назначению такой возможности лишен. Такая же ситуация и в случаях возникающей необходимости выезда адвоката в командировки для сбора доказательств и материалов в пользу своего доверителя. Если бы труд адвоката по назначению оплачивался достойно, то эти затраты можно было бы первоначально оплачивать из дохода за ранее проведенные дела, также оплаченные из госбюджета. Однако существующие ставки едва позволяют адвокату по назначению сводить концы с концами.

Кроме того, не надо забывать, что адвокат – это не только самозанятый, но и самообеспечивающий себя участник уголовного судопроизводства: помимо обязательных взносов в органы адвокатского сообщества и адвокатское образование защитник самостоятельно несет все расходы, возникающие в процессе работы: организационно-технические, транспортные и проч. В итоге на руках у идеального защитника по назначению ежемесячно остается сумма, сравнимая с величиной прожиточного минимума.

Такие скромные доходы отрицательно влияют и на повышение адвокатом своей профессиональной квалификации. Ведь юридическая литература, кодексы, электронные правовые базы данных, различные формы учебы – все это стоит денег, и часто немалых. Рыночная стоимость одной лекции по правовой тематике составляет где-то 7–8 судодней защиты по назначению. Так что государство подобными ставками просто загоняет адвоката в сегмент низкой квалификации. Адвокатские палаты, насколько возможно, сопротивляются этому, организуют учебу по себестоимости, а не по рыночным ценам. Это частично смягчает остроту проблемы, но полностью не решает ее.

Крайне низкая оплата труда адвоката по назначению провоцирует возвращение к существовавшему в период развитого социализма подходу: «вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что работаем». И хотя дисциплинарные органы адвокатских палат жестко реагируют на такие ситуации (в том числе и на пассивность адвокатов в защите по назначению), необходимо, чтобы к такому методу жесткого администрирования процесса было добавлено и экономическое стимулирование.

В свою очередь достойная оплата защиты по назначению определенно будет побуждать успешных адвокатов избирать уголовную специализацию или добавлять ее к уже имеющейся у адвоката иной специализации. Это расширит количество задействованных в этой работе защитников, будет способствовать развитию здоровой конкуренции и дальнейшему росту качества защиты по назначению.

Адвокат по назначению – такой же участник уголовного судопроизводства, как следователь или прокурор, и было бы логично установить минимальный размер его вознаграждения за участие в следственном действии или судебном заседании исходя из, например, среднедневного заработка прокурора.

Да, как пишут коллеги из Ивановской области в обращении к президенту, повышение размера выплат адвокатам по назначению потребует дополнительных расходов из федерального бюджета – в сумме, сопоставимой с той, что уходит на повышение оплаты вознаграждений и должностных окладов других участников уголовного судопроизводства. Но, как известно, дешевый суд дорого стоит народу. Это социальная проблема, требующая политического решения, но это решение в интересах и общества, и государства.

Расходы на оплату труда адвокатов по назначению с 2018 года будут проходить в бюджете отдельной строкой. Об этом Business FM сообщили в Федеральной палате адвокатов (ФПА). Юристы надеются, что это окончательно решит проблему с многомилионной задолженностью перед защитниками, которая ежегодно скапливается начиная с середины года.

Андрей Сучков исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов «ФПА надеется, что отдельная строка в бюджете на оплату труда адвоката решит проблему хронических неплатежей и задержек. Сегодняшний порядок порождает систематическую задолженность, так как финансирование защиты по назначению сейчас находится в строке „Прочие расходы“ среди множества других финансовых обязательств МВД. Это провоцирует к оплате по остаточному принципу, тем более с учетом того, что денежные средства перечисляются в пользу процессуального противника. Отдельная строка в бюджете тоже не лишена своих сложностей, например необходимости четкого мониторинга выплат, учета динамики расходов и перспективного планирования. Но есть уверенность, что эти трудности преодолимы и длительные задержки в оплате труда адвокатов останутся в прошлом».

По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслана Коблева, оплата труда адвокатов - достаточно давняя проблема.

Руслан Коблев управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» «Это очень старая проблема. Разные палаты по-разному ее решают. Но везде одна сложность: идет недофинансирование со стороны госорганов, прежде всего МВД, потому что у них, как они считают, есть более важные расходы. А когда это будет прописано отдельно, деньги нельзя будет потратить на какие-то другие нужды. Например, они могли потратить их на то, чтобы дооснастить свое криминалистическое управление. В МВД считали, что это вообще не проблема, и никогда серьезно не относились к оплате труда адвокатов по назначению. Я согласен с руководством ФПА и региональных палат в том, что отныне будет сложнее волокитить эти вопросы и уклоняться от оплаты».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов считает решение Минфина приятной новостью для адвокатского сообщества.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Это очень приятная новость для адвокатского сообщества. Если для адвокатов Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных и платежеспособных регионов оплата услуг адвокатов по назначению не столь принципиальна, то для регионов с небольшой покупательной способностью (проще говоря, для бедных областей и республик) оплата труда адвокатов по назначению имеет существенное значение для семей местных адвокатов. Постоянная же задержка оплаты услуг адвокатов по назначению является, на мой взгляд, принижением роли отечественной адвокатуры. Надеюсь, что теперь адвокаты забудут о такой порочной практике, как задержка оплаты их услуг».

Как отмечает Федор Трусов, «очень отрадно, что руководство ФПА в последнее время так результативно борется за повышение статуса адвокатуры и защищает конкретные права адвокатов».

Минюст предлагает значительно усовершенствовать систему оказания бесплатной юридической помощи гражданам страны. Предполагается и корректировка системы оплаты труда адвокатов, работающих по назначению. Из-за кризиса у государства перед ними уже накопились миллионные долги.

Минюст опубликовал руководство для региональных властей по оказанию бесплатной юридической помощи населению. Ведомство Александра Коновалова подчеркивает, что проект подготовлен с опорой на позицию Совета Европы и «это своего рода пошаговая инструкция по выяснению, существуют ли в регионе лица, не обеспеченные юридической помощью».

В документе указаны и конкретные проблемы. Например, низкий уровень оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, предлагается решать с помощью «ориентирования на минимальные тарифы, утвержденные региональной палатой адвокатов исходя из средней стоимости юридических услуг».

В Минюсте на эту тему готовится еще и отдельный проект, в котором будут учтены предложения Федеральной палаты адвокатов (ФПА). Ранее глава ФПА Юрий Пилипенко заявил, что большинство государственных защитников живут на грани бедности. При этом около 70% всех адвокатов бесплатно работают для граждан. За день участия в процессе по делу им выплачивается всего 550 руб. За весь уголовный процесс такой защитник получает в среднем не более 10 тыс. руб. Однако даже эти деньги перестают платить.

На сегодняшний день средства разбросаны по различным строкам ведомственных бюджетов, что расходной дисциплине не способствует. В результате за прошлый год государство задолжало адвокатам по назначению более 454 млн руб. Часть долга приходится сейчас погашать за счет денег, выделенных из казны на оплату труда адвокатов уже в текущем году.

«По информации из отдельных регионов, бюджетные средства на 2017 год выделены с заведомым дефицитом. Данные обстоятельства дают основания прогнозировать недостаток бюджетных средств на оказание гражданам квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению и оплату труда адвокатов к середине текущего года», - говорится в письме ФПА.

Там предложили восстановить целевое бюджетное финансирование, которое было прекращено в 2014 году, повысить ставки оплаты защиты по назначению, их дифференциацию с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях, в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени. А также учитывать при формировании госбюджета реальные ежегодные расходы правоохранительных органов и судов на оплату труда защитников. «Увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание юридической помощи малоимущим лицам – до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей общей юрисдикции», – настаивает ФПА.

Сами адвокаты пишут обращения к властям с требованием повысить свой оклад до уровня не меньше 3 тыс. за день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Как альтернативу – они предлагают перевести их на почасовую оплату с минимальной ставкой вознаграждения не менее 500 руб. в час. Как оказалось, их вознаграждение ниже, чем у других участников уголовного судопроизводства. Например, переводчики получают более 1 тыс. за процесс. А размер ежемесячного дохода судьи и вовсе в 21 раз превысил доход адвоката по назначению.

Минюст, в свою очередь, заявил о «противоречивости» системы: порой из-за всех сложностей оплата труда защитников по назначению ложится на бюджет правоохранительной системы. Отсюда, кстати, и возникают зависимость адвокатов от силовиков и такое понятие, как «карманные адвокаты». При этом примерно 80% всех уголовных дел сопровождается адвокатами по назначению.