Афганистан — как это было (цветные фото). Солдаты, которые отказались возвращаться из Афганистана (25 фото)

В списке советских военнослужащих, пропавших без вести в , числится сейчас 264 человека. Один из них – уроженец Одесской области. Журналистам удалось пролить свет на обстоятельства исчезновения солдата.

Об этом пишут Денис Корнышев и Олег Константинов в «Думской» .

Когда мы только приступили к разработке этой темы, то планировали приурочить публикацию статьи к очередной «афганской» дате – скажем, годовщине вывода войск из горной республики. Нам казалось, что рассказ о нечасто вспоминаемой категории жертв той войны – военнопленных – будет совсем не лишним. Ведь порой их истории являют пример настоящего мужества. Взять хотя бы знаменитое восстание советских пленных в лагере Бадабер, закончившееся уничтожением пакистанской базы. А вдруг, думали мы, разыскивая сослуживцев, односельчан и родных парня, рассылая информационные запросы, вдруг окажется, что он не просто «пропавший», а забытый герой, о котором сам бог велел поведать публике.

Увы, когда редакция получила больше информации о нашем земляке, стало ясно, что «героическим» материал не выйдет в силу ряда причин, о которых - ниже. По тем же причинам мы решили изменить имя и фамилию фигуранта, а также не указывать населенный пункт, откуда он призывался и где до сих пор живет его родня. Совсем отказаться от публикации «Думская» не могла – в конце концов, добытые нами факты закрывают одно из многочисленных белых пятен истории локального конфликта в ДРА. Кроме того, есть все основания предполагать, что Александр Н. (так мы будем называть военнослужащего) до сих пор жив, хотя вряд ли горит желанием вернуться на родину… Но обо всем по порядку.

«КРАСНЫЕ ТЮЛЬПАНЫ», ОХОТА НА ЗАЙЦА И СПИСОК-92

О том, что в Афганистане остаются наши военнопленные, широкой советской общественности стало известно лишь спустя год после вывода «ограниченного контингента». До этого тему «пропавших без вести» скромно обходили стороной, статистика не оглашалась, и о том, что такая категория потерь вообще существует, знали только участники боевых действий да родственники «пропавших».

Информационный вакуум начал заполняться в 1990-м году. Первой выстрелила ведомственная «Красная Звезда», которая, не называя имен, рассказала о восстании в Бадабере. Тогда же в прессе начали публиковаться страшные свидетельства о судьбе, попавших в плен. Неокрепшую психику советских обывателей травмировали повествованиями о том, как несчастным отрубали руки и ноги, вырезали языки, выкалывали глаза или же делали из них «красные тюльпаны» - надрезали кожу на животе, натягивали вверх и завязывали над головой, после чего человек умирал в страшных муках.

Игорь Рыков и Олег Хлань в лагере для военнопленных, 1983 год. Журнал Soldier Of Fortune

Чуть позже появились сведения о том, что некоторые солдаты и офицеры оказались в руках моджахедов по собственной воле. Кто-то бежал из политических убеждений, кто-то от дедовщины, а кто-то – от уголовного преследования, когда вскрылись факты хищений и других незаконных действий.

Самый высокопоставленный беглец - начальник разведки 122 полка 201-й мотострелковой дивизии, подполковник Николай Заяц. Во время одной из операций он расстрелял двух сотрудников афганской службы безопасности ХАД. Офицера отстранили от должности, началось расследование, но он угнал БРДМ и отправился на нем в расположение противника. Потом стало известно, что разведчика убили моджахеды. По одной из версий - за отказ сотрудничать. Однако в своих мемуарах бывший начальник разведки 201-й дивизии, а ныне профессор кафедры разведки Национального университета обороны Украины Николай Кузьмин утверждает, что Заяц не только сотрудничал - он руководил некоторыми операциями противника. А «шлепнули» его, когда советские войска блокировали зону, где находился предатель.

«Зайца несколько раз пытались вывезти в горы, но не получилось, - пишет Кузьмин. - Стало ясно, что его захват нашими - дело времени. Совет главарей решил, что раз вывести его невозможно, а он уже почти 1,5 месяца был у них, видел многих главарей, их базы и схроны, то целесообразно его ликвидировать, как нежелательного свидетеля. Что и было незамедлительно сделано. Его вывели на берег р. Кундуз, застрелили, тело раздели догола и бросили в реку. Теперь через 1-2 дня его уже нельзя бы было опознать: жара, рыбы и раки сделают свое дело. А бесхозных трупов в реках Афганистана в те годы было предостаточно. Так пропал и погиб подполковник Заяц».

Как бы то ни было, преступниками ни Зайца, ни других дезертиров называть нельзя, поскольку в 1988-м году Верховный Совет СССР, «руководствуясь принципами гуманизма», издал беспрецедентное постановление, освободившее от уголовной ответственности всех лиц, которые совершили преступления во время прохождения воинской службы на территории Афганистана. Вне зависимости от характера этих преступлений! Амнистия эта сравнима разве что с массовым освобождением заключенных Керенским и Берией.

В феврале 1992-го году все та же «Красная Звезда» наконец обнародовала полный список пропавших без вести. К тому времени общественные и государственные структуры уже вовсю работали над возвращением пленных. Многих - как, например, будущего вице-президента России и лидера антиельциновской оппозиции генерала Руцкого - выкупали, некоторых боевики выдавали безвозмездно. Для координации этой деятельности при СНГ был сформирован Комитет по делам воинов-интернационалистов (неофициальное название - Комитет-92). За первые десять лет работы сотрудники этой организации нашли 29 бывших военнослужащих, 22 из которых вернулись на родину, а семь остались жить в Афганистане.

Крайним, но, надеемся, не последним в марте сего года удалось разыскать рядового 101-го мотострелкового полка, узбека Бахретдина Хакимова, который пропал без вести в провинции Герат в сентябре 1980 года. В бою с душманами он был серьезно ранен и не смог отойти вместе со своим подразделением. Местные жители подобрали его и приняли к себе. Бывший солдат остался жить в Афганистане. Постепенно он научился у старейшины тайнам траволечения и сам стал уважаемым лекарем под именем Шейх Абдулла. Возвращаться не захотел…

ПРОПАЛ В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ

Но вернемся к нашему земляку. Младший сержант Александр Михайлович Н. родился в 1964-м году в небольшом селе на границе Одесской и Николаевской областей. Окончил местную школу. В ряды Советской Армии парня призвали 27 марта 1982-го года. В августе того же года он попал в артдивизион 122-й мотострелкового полка 201-й Гатчинской дивизии, который дислоцировался в провинции Кундуз.

Александр Н. Фото из личного дела призывника, сайт salambacha.com

По официальным данным, в период с 31 декабря 1983 по 2 января 1984 года военнослужащий Н. пропал без вести. Вот уже 30 лет о нем - ни слуху ни духу. Мать-старушка и сестра ждут его до сих пор.

«Сразу после школы пошел в армию. Сам хотел служить. Силком никого туда не тащили в то время. Саша был одним из трех, кого призвали со всего района в Афган. Хороший, сильный и добрый человек. Маме он снится каждую ночь, говорит, что скоро вернется», – рассказывается сестра Н. Валентина Михайловна.

Когда семье стало известно об исчезновении солдата, мать ездила в Киев и Москву, писала многочисленные письма во все инстанции, но ответ был один: «Сведений о вашем сыне нет». И только в 1992-м году они узнали, что Саша жив, но в плену. Подробностей ни им, ни местным властям не сообщили. По сей день каждое 15 февраля - день вывода войск из Афганистана - младший сержант Н. упоминается на официальных мероприятиях района в качестве героя.

К сожалению, героем он не был, о чем свидетельствуют как закрытое после объявления «афганской» амнистии уголовное дело, так и показания сослуживцев.

«Сержант Н. – предатель, который ушел из гарнизона Ак-Мазар (до конца 1985 года там стоял взвод управления и три орудия второго огневого взвода 3-й гаубичной батареи артдивизиона полка, – Ред.) Мой взвод стоял в трех километрах от них. Я отлично помню, как проходили его поиски, какие разведданные приходили и как велись переговоры с духами о его выдаче, правда, безуспешно», – утверждает бывший комвзвода Сергей Полушкин.

По его словам, младший сержант Н. был командиром орудийного расчета. Его подразделение охраняло трассу Термез-Кабул в районе города Айбак провинции Саманган (а не в Кундузе, как указано в списке «Красной Звезды»).

«Артиллерис­ты в отличие от мотострелк­ов, привлекали­сь к операциям только тогда, когда нужно было обстрелять­ территорию­ в пределах радиуса поражения гаубиц - около 15 километров­. В остальное время бойцы артдивизио­на сидели безвылазно на высотке, с другими подразделениями не контактировали. Что у них там происходило, никто не знал», - вспоминает командир 3-го батальона полка Михаил Тетерятников.

«Он ушел в новогоднюю ночь, а пропавшим без вести его объявили 2 января. Я разговаривал с солдатом, который видел парня буквально за несколько минут до побега. Александр был абсолютно спокоен. С собой он прихватил автомат и шесть магазинов, причем два засунул в сапоги. Почему он сбежал – непонятно. Могло быть всякое - от неуставных отношений до идейных убеждений. Но для всех было шоком когда он ушел. Уходили узбеки, таджики, а тут – славянин! Могу сказать одно: на это он пошел осмысленно, поскольку после этого воевал против нас», – говорит Сергей Полушкин.

Артиллеристы 122 мсп, фото 1985-го года

Александр Н. перебежал в банду моджахедов, которая действовала против полка.

«После его дезертирства вражеская группа резко активизировалась, они начали вести себя совсем дерзко - предатель знал нашу тактику и мог предугадывать наши ходы. Он много крови нам попортил. Убивал ли он лично советских солдат или нет – не знаю. Его надо спросить, если эта тварь жива», – не сдерживает эмоций Полушкин.

Другие ветераны 122 полка рассказывают, что у моджахедов Н. проработал достаточно долго. Учил их устанавливать мины, нападать на транспортные конвои и другим военным премудростям. Принимал активное участие в боестолкновениях. Иногда вклинивался с помощью рации в эфир и глумливо предлагал бывшим товарищам сдаться в плен.

Виктор Роднов, служивший в роте связи 122-го мсп рассказывает, что сразу после исчезновения сержанта, весь полк подняли на его поиски:

«Я не знаю ни одного случая, когда бы мы бросили своих. Даже трупы из ущелий доставали и пленных выкупали иногда. Но освободить можно лишь того, кто хочет освободиться. Н. сам выходил с нами на радиосвязь во время боя на тех частотах, которые знали только свои, материл нас. То, что из-за него духи потом спокойно проходили наши посты и ставили мины – факт», - утверждает ветеран.

«Сотрудники ХАДа вели переговоры с моджахедами о выдаче дезертира - вначале была надежда, что это случайность. Но когда Александр отказался от передачи, все стало ясно. Группа, посланная отбить его, попала в засаду. Нескольких человек ранило», – добавляет Полушкин.

Источники «Думской» в украинских спецслужбах подтвердили, что в их архивах есть упоминания о побеге сержанта Н. Какое-то время, несмотря на амнистию, он фигурировал в ориентировках в качестве особо опасного преступника, при задержании которого можно и нужно применять оружие. Однако в начале 1990-х, по словам наших собеседников, мужчину вывезли в Канаду сотрудники ЦРУ, и с тех пор его след потерялся. Жив ли Александр сейчас, неизвестно. Невыясненными остались и мотивы, побудившие юношу из маленького украинского села на берегу Тилигульского лимана забыть о присяге…

Наверное, писать о таких страшных вещах в новогодние праздники - дело не совсем правильное. Однако с другой стороны, эту дату никак не изменишь и не поменяешь. Ведь именно в канун нового 1980 года начался ввод советских войск в Афганистан, что стало отправной точкой многолетней афганской войны, стоившей нашей стране многих тысяч жизней...

Сегодня об этой войне написаны сотни книг и воспоминаний, прочих всевозможных исторических материалов. Но вот что бросается в глаза. Авторы как-то старательно обходят тему гибели советских военнопленных на афганской земле. Да, некоторые эпизоды этой трагедии в отдельных мемуарах участников войны упоминаются. Но вот системная, обобщающая работа о погибших пленных автору этих строк что-то ни разу не попадалась - хотя я очень внимательно слежу за афганской исторической тематикой. Между тем о такой же проблеме с другой стороны - гибели афганцев от рук советских войск - уже написаны целые книги (главным образом, западных авторов). Даже есть интернет-сайты (в том числе и в России), которые без устали разоблачают «преступления советских войск, зверски уничтожавших мирное население и бойцов афганского сопротивления». А вот о зачастую жуткой участи советских пленных солдат практически не говорится ничего.

Я не оговорился - именно жуткой участи. Дело всё в том, что обречённых на смерть советских военнопленных афганские душманы редко когда убивали сразу. Везло тем, кого афганцы хотели обратить в ислам, обменять на своих или подарить в качестве «жеста доброй воли» западным правозащитным организациям, чтобы те, в свою очередь, на весь мир прославляли «великодушных моджахедов». Но тех, кого обрекали на смерть... Обычно гибели пленного предшествовали настолько страшные пытки и истязания, от одного описания которых сразу становится не по себе.

Почему афганцы делали это? По всей видимости, всё дело в отсталом афганском обществе, где традиции самого радикального ислама, требовавшего мучительной смерти неверного в качестве гаранта попадания в рай, соседствовали с дикими языческими пережитками отдельных племён, где в практике были человеческие жертвоприношения, сопровождавшиеся самым настоящим изуверством. Нередко всё это служило средством психологической войны, дабы устрашить советского противника - изуродованные останки пленных душманы частенько подбрасывали к нашим воинским гарнизонам...

Как говорят специалисты, в плен наши солдаты попадали по-разному - кто-то находился в самовольной отлучке из воинской части, кто-то дезертировал по причине неуставных отношений, кого-то душманы захватили на посту или в настоящем бою. Да, сегодня мы можем осуждать этих пленных за их необдуманные поступки, приведшие к трагедии (либо наоборот, восхищаться, кого пленили в условиях боевой обстановки). Но те, кто из них принял мученическую смерть, уже своей гибелью искупили все свои явные и мнимые грехи. И потому они - хотя бы с чисто христианской точки зрения - в наших сердцах заслуживают не менее светлой памяти, чем те солдаты афганской войны (живые и мёртвые), которые совершили героические, признанные подвиги.

Вот только некоторые эпизоды трагедии афганского плена, которые автору удалось собрать по открытым источникам.

Легенда о «красном тюльпане»

Из книги американского журналиста Джорджа Крайла «Война Чарли Уилсона» (неизвестные подробности тайной войны ЦРУ в Афганистане):

«Говорят, это правдивая история, и, хотя подробности менялись с годами, в целом она звучит примерно следующим образом. Утром на второй день после вторжения в Афганистан советский часовой заметил пять джутовых мешков на краю взлётно-посадочной полосы аваибазы Баграм в окрестностях Кабула. Сначала он не придал этому большого значения, но потом ткнул стволом автомата в ближайший мешок и увидел выступившую кровь. Были вызваны эксперты по взрывотехнике, проверившие мешки на наличие мин-ловушек. Но они обнаружили нечто гораздо более ужасное. В каждом мешке находился молодой советский солдат, завёрнутый в собственную кожу. Насколько смогла определить медицинская экспертиза, эти люди умерли особенно мучительной смертью: их кожа была надрезана на животе, а потом натянута вверх и завязана над головой».

Такой вид зверской казни называется «красный тюльпан», и о нём слышали практически все солдаты, служившие на афганской земле - обречённого человека, введя в беспамятство большой дозой наркотика, подвешивали за руки. Затем кожа подрезалась вокруг всего тела и заворачивалась вверх. Когда действие дурмана заканчивалось, приговоренный, испытав сильный болевой шок, сначала сходил с ума, а потом медленно умирал…

Сегодня сложно сказать, сколько наших солдат нашли свой конец именно таким вот способом. Обычно разговоров среди ветеранов Афганистана о «красном тюльпане» ходило и ходит много - одну из легенд как раз привёл американец Крайл. Но мало кто из ветеранов может назвать конкретную фамилию того или иного мученика. Тем не менее, это вовсе не значит, что эта казнь является только афганской легендой. Так, достоверно зафиксирован факт применения «красного тюльпана» к рядовому Виктору Грязнову, водителю армейского грузовика, пропавшего без вести в январе 1981 года.

Только спустя 28 лет земляки Виктора, журналисты из Казахстана, смогли узнать подробности его гибели.

В начале января 1981 года Виктор Грязнов и прапорщик Валентин Ярош получили задание поехать в город Пули-Хумри на военный склад для получения груза. Спустя несколько дней они отправились в обратный путь. Но по дороге колонна подверглась нападению душманов. Грузовик, за рулём которого находился Грязнов, вышел из строя, и тогда он с Валентином Ярошем взялись за оружие. Бой длился с полчаса... Тело прапорщика потом нашли недалеко от места сражения, с разбитой головой и вырезанными глазами. А вот Виктора душманы утащили с собой. Что с ним стало потом, свидетельствует справка, присланная казахстанским журналистам на их официальный запрос из Афганистана:

«В начале 1981 года моджахедами отряда Абдул Разада Асхакзая во время боя с неверными был взят в плен шурави (советский), назвался Грязновым Виктором Ивановичем. Ему было предложено стать правоверным мусульманином, моджахедом, защитником ислама, участвовать в газават - священной войне - с неверными кафирами. Грязнов отказался стать истинным правоверным и уничтожать шурави. Приговором шариатского суда Грязнов был приговорен к к смертной казни - красный тюльпан, приговор приведён в исполнение".

Конечно, каждый волен думать над этим эпизодом, как ему вздумается, но лично мне кажется, что рядовой Грязнов совершил настоящий подвиг, отказавшись пойти на предательство и приняв за это лютую смерть. Остаётся только догадываться, сколько ещё наших ребят в Афганистане совершили такие же героические поступки, которые, к сожалению, и доныне остаются неизвестными.

Говорят иностранные свидетели

Впрочем, в арсенале душманов, помимо «красного тюльпана», было ещё много зверских способов умерщвления советских пленных.

Свидетельствует итальянская журналистка Ориана Фалаччи, неоднократно в 80-ые годы бывавшая в Афганистане и Пакистане. В ходе этих поездок она окончательно разочаровалась в афганских моджахедах, коих западная пропаганда тогда рисовала исключительно как благородных борцов с коммунизмом. «Благородные борцы» оказались настоящими монстрами в человеческом обличье:

«В Европе мне не верили, когда я рассказывала о том, что они обычно делали с советскими пленными. Как отпиливали советским руки и ноги... Жертвы не умирали сразу. Лишь через некоторое время жертву наконец обезглавливали и отрубленной головой играли в „бузкаши“ - афганскую разновидность поло. Что касается рук и ног, их продавали в качестве трофеев на базаре...».

Нечто подобное описывает и английский журналист Джон Фуллертон в своей книге «Советская оккупация Афганистана»:

«Смерть - это обычный конец тех советских пленных, которые являлись коммунистами... Первые годы войны участь советских пленников зачастую была ужасной. Одну группу пленных, с которых содрали кожу, повесили на крюках в лавке мясника. Другой пленный стал центральной игрушкой аттракциона под названием „бузкаши“ - жестокого и дикарского поло афганцев, скачущих на лошадях, выхватывая друг у друга вместо мяча обезглавленную овцу. Взамен неё они использовали пленника. Живого! И он был разодран буквально на куски».

А вот ещё одно шокирующее признание иностранца. Это отрывок из романа Фредерика Форсайта «Афганец». Форсайт известен своей близостью к британским спецслужбам, помогавших афганским душманам, и потому со знаем дела он написал следующее:

«Война была жестокая. Пленных брали мало, и те, кто погибал быстро, могли считать себя счастливчиками. Особенно люто горцы ненавидели русских лётчиков. Захваченных живыми оставляли на солнце, сделав небольшой разрез на животе, так что внутренности распухали, вываливались наружу и поджаривались до тех пор, пока облегчение не приносила смерть. Иногда пленных отдавали женщинам, которые ножами сдирали с живых кожу...».

За пределами человеческого разума

Всё это находит подтверждение и в наших источниках. Например, в книге-воспоминании журналиста-международника Ионы Андронова, неоднократно бывавшего в Афганистане:

«После боёв под Джелалабадом мне показали в руинах пригородного кишлака изувеченные трупы двух советских солдат, пленённых моджахедами. Вспоротые кинжалами тела выглядели тошнотворно-кровавым месивом. Про такое изуверство я слышал много раз: живодёры отрезали пленникам уши и носы, рассекали животы и вырывали кишки наружу, отрубали головы и запихивали внутрь распоротой брюшины. А если захватывали нескольких пленников, то измывались над ними поочерёдно на глазах следующих мучеников».

Андронов в своей книге вспоминает своего друга, военного переводчика Виктора Лосева, имевшего несчастье попасть раненным в плен:

"Я узнал, что... армейское начальство в Кабуле смогло через афганских посредников выкупить за немалые деньги у моджахедов труп Лосева... Отданное нашим тело советского офицера подверглось такому надругательству, что описывать это я до сих пор не решаюсь. И не знаю: погиб ли он от боевого ранения или раненый замучен насмерть чудовищной пыткой. Изрубленные останки Виктора в запаянном наглухо цинке унёс домой «чёрный тюльпан».

Кстати, участь пленных советских военных и гражданских советников действительно была страшной. К примеру, в 1982 году душманами был замучен сотрудник военной контрразведки Виктор Колесников, служивший советником в одной из частей афганской правительственной армии. Эти афганские солдаты перешли на сторону душманов, а в качестве «подарка» «преподнесли» моджахедам советского офицера и переводчика. Вспоминает майор КГБ СССР Владимир Гарькавый:

«Колесникова и переводчика долго и изощрённо пытали. В этом деле „духи“ были мастера. Затем обоим отрезали головы и, упаковав истерзанные тела в мешки, выбросили в придорожную пыль на трассе Кабул - Мазари-Шариф, недалеко от советского блок-поста».

Как видим, и Андронов, и Гарькавый воздерживаются от подробностей гибели своих товарищей, щадя психику читателя. Но об этих пытках можно догадаться - хотя бы из воспоминаний бывшего офицера КГБ Александра Нездоли:

«А сколько раз по неопытности, а порой и в результате элементарного пренебрежения мерами безопасности, погибали не только воины-интернационалисты, а и откомандированные ЦК ВЛКСМ комсомольские работники для создания молодёжных организаций. Запомнился случай вопиюще жестокой расправы над одним из таких ребят. Он должен был вылететь самолетом из Герата в Кабул. Но в спешке забыл папку с документами и вернулся за ней, а догоняя группу, напоролся на.душманов. Захватив его живым, „духи“ жестоко поиздевались над ним, отрезали уши, вспороли живот и набили его и рот землёй. Затем все ещё живого комсомольца посадили на кол и, демонстрируя свою азиатскую жестокость, носили перед населением кишлаков.

После того, как это стало всем известно, каждый из спецназовцев нашей команды „Карпаты“ взял себе за правило в левом лацкане кармана куртки носить гранату Ф-1. Чтобы, в случае ранения или безвыходного положения не даться в руки душманов живым…»

Жуткая картина представала перед теми, кто по долгу службы должен был собирать останки замученных людей - сотрудников военной контрразведки и медицинских работников. Многие из этих людей до сих пор молчат о том, что им пришлось видеть в Афганистане, и это вполне понятно. Но некоторые всё же решаются говорить. Вот что однажды рассказала белорусской писательнице Светлане Алексиевич медсестра кабульского военного госпиталя:

«Весь март тут же, возле палаток, сваливали отрезанные руки, ноги...

Трупы... Они лежали в отдельной палате... Полуголые, с выколотыми глазами,

Один раз - с вырезанной звездой на животе... Раньше в кино о гражданской

Войне такое видела.»

Не менее потрясающие вещи рассказал писательнице Ларисе Кучеровой (автору книги «КГБ в Афганистане») бывший начальник особого отдела 103-ей воздушно-десантной дивизии, полковник Виктор Шейко-Кошуба. Однажды ему довелось расследовать инцидент с пропажей целой колонны наших грузовиков вместе с водителями - тридцать два человека во главе с прапорщиком. Эта колонна выехала из Кабула в район водохранилища Карча за песком для строительных нужд. Колонна выехала и... пропала. Лишь на пятый день поднятые по тревоге десантники 103-ей дивизии нашли то, что осталось от водителей, которых, как оказалось, пленили душманы:

«Изуродованные, расчленённые останки человеческих тел, припорошенные густой тягучей пылью, были разбросаны по сухой каменистой земле. Жара и время уже сделали своё дело, но то, что сотворили люди, не поддаётся никакому описанию! Пустые глазницы выколотых глаз, уставившиеся в равнодушное пустое небо, вспоротые и выпотрошенные животы, отрезанные гениталии... Даже у повидавших многое на этой войне и считавших себя непробиваемыми мужиками сдавали нервы... Спустя какое-то время наши разведчики получили информацию о том, что после того, как ребят захватили, душманы несколько дней водили их связанными по кишлакам, и мирные жители с неистовой яростью пыряли ножами беззащитных, обезумевших от ужаса мальчишек. Мужчины и женщины, старики и молодые... Утолив кровавую жажду, толпа охваченных чувством животной ненавистью людей забросала полуживые тела камнями. А когда каменный дождь повалил их с ног, за дело взялись вооружённые кинжалами душманы...

Столь чудовищные подробности стали известны от непосредственного участника той бойни, захваченного во время проведения очередной операции. Спокойно глядя в глаза присутствующим советским офицерам он подробно, смакуя каждую деталь, рассказал об издевательствах, которым подверглись безоружные мальчишки. Невооружённым взглядом было видно, что в тот момент пленный получал особое удовольствие от самих воспоминаний о пытках...».

Душманы действительно к своим зверским акциям привлекали мирное афганское население, которое, похоже, с большой охотой участвовало в глумлении над нашими военнослужащими. Так произошло с раненными солдатами роты нашего спецназа, в апреле 1985 года попавшей в душманскую засаду в ущелье Маравары, близ пакистанской границы. Рота без должного прикрытия вошла в один из афганских кишлаков, после чего там началась самая настоящая бойня. Вот как её описал в своих воспоминаниях руководитель Оперативной группы Министерства обороны Советского Союза в Афганистане генерал Валентин Варенников

«Рота расползлась по селению. Вдруг справа и слева с высот начали бить сразу несколько крупнокалиберных пулемётов. Все солдаты и офицеры выскочили из дворов и домов и рассыпались вокруг кишлака, ища убежище где-то у подножия гор, откуда шла интенсивная стрельба. Это была роковая ошибка. Если бы рота укрылась в этих саманных домах и за толстыми дувалами, которые не пробиваются не только крупнокалиберными пулеметами, но и гранатомётом, то личный состав мог бы вести бой и сутки, и больше, пока не подошла бы помощь.

В первые же минуты был убит командир роты и разбита радиостанция. Это внесло еще больший разлад в действия. Личный состав метался у подножия гор, где не было ни камней, ни кустика, которые бы укрыли от свинцового ливня. Большая часть людей была перебита, остальные ранены.

И тогда душманы спустились с гор. Их было десять - двенадцать человек. Они посовещались. Затем один забрался на крышу и стал вести наблюдение, двое ушли по дороге в соседний кишлак (он был в километре), а остальные начали обходить наших солдат. Раненых, набросив им на ступню ноги петлю из ремня, волоком подтаскивали ближе к кишлаку, а всем убитым делали контрольный выстрел в голову.

Приблизительно через час двое вернулись, но уже в сопровождении девяти подростков в возрасте десяти - пятнадцати лет и трех больших собак - афганских овчарок. Предводители дали им определенное наставление, и те с визгом и криками бросились добивать наших раненых ножами, кинжалами и топориками. Собаки грызли наших солдат за горло, мальчишки отрубали им руки и ноги, отрезали носы, уши, распарывали животы, выкалывали глаза. А взрослые подбадривали их и одобрительно смеялись.

Через тридцать-сорок минут всё закончилось. Собаки облизывались. Два подростка постарше отрубили две головы, нанизали их на кол, подняли, как знамя, и вся команда остервенелых палачей и садистов отправилась обратно в кишлак, прихватив с собой все оружие погибших».

Вареников пишет, что в живых тогда остался только младший сержант Владимир Турчин. Солдат спрятался в речные камыши и своими глазами видел, как истязали его товарищей. Только на следующий день ему удалось выбраться к своим. После трагедии с ним пожелал увидеться сам Вареников. Но разговора не получилось, ибо как пишет генерал:

«Он весь дрожал. Не просто немного подрагивал, нет, у него дрожало всё - лицо, руки, ноги, туловище. Я взял его за плечо, и эта дрожь передалась и по руке мне. Было такое впечатление, что у него вибрационная болезнь. Даже если что-то говорил, то клацал зубами, поэтому старался отвечать на вопросы кивком головы (соглашался или отрицал). Бедняга не знал, что делать с руками, они очень дрожали.

Я понял, что серьёзного разговора с ним не получится. Посадил и, взяв его за плечи и стараясь успокоить, стал утешать его, говорить добрые слова, что все уже позади, что надо войти в форму. Но он продолжал дрожать. Глаза его выражали весь ужас пережитого. Он был психически тяжело травмирован».

Наверное, такая реакция со стороны 19-летнего мальчишки не удивительна - от увиденного зрелища двинуться разумом могли и вполне взрослые, повидавшие виды мужчины. Говорят, что Турчин даже сегодня, спустя почти три десятка лет, до сих пор не пришёл в себя и категорически с кем-либо отказывается говорить на афганскую тему...

Бог ему судья и утешитель! Как и всем тем, кому своими глазами довелось видеть всю дикую бесчеловечность афганской войны.

Говорят, что война не заканчивается, пока не похоронен последний солдат. Афганский конфликт закончился четверть века назад, но мы не знаем даже о судьбе тех советских воинов, кто после вывода войск остался в плену у моджахедов. Данные разнятся. Из 417 пропавших без вести 130 были освобождены до развала СССР, более сотни погибли, восемь человек были завербованы противником, 21 стали «невозвращенцами». Такова официальная статистика. В 1992 году США предоставили России информацию еще о 163 российских гражданах, пропавших в Афганистане. Судьба десятков солдат остается неизвестной.

Бахретдин Хакимов, Герат. Его призвали в армию в 1979 году. В 1980-м пропал без вести во время боя в провинции Герат, был официально назван убитым. На деле оказался тяжело ранен в голову. Местные жители подобрали его и выходили. Скорее всего, именно ранение привело к тому, что Хакимов практически забыл русский язык, путает даты и названия. Иногда называет себя офицером разведки. Психологи объясняют, что при таких ранениях огромна вероятность формирования ложной памяти, перестановка дат и имен.


Бахретдин Хакимов сейчас живет в Герате на территории музея Джихада в маленькой комнате.

Фотограф Алексей Николаев отыскал бывших советских солдат, которые рассказали ему свои удивительные истории о жизни в неволе и после, в миру. Все они долгое время прожили в Афганистане, приняли ислам, обзавелись семьями, говорят и думают на дари – восточном варианте персидского языка, одном из двух государственных языков Афганистана. Кто-то успел повоевать на стороне моджахедов. Кто-то совершил хадж. Некоторые вернулись на Родину, но иногда их тянет обратно в страну, которая дала им вторую жизнь.

«Об Афганистане я впервые услышал от моего отчима. Он служил в западной провинции Герат, сражался в районе Шинданда. Мне он практически ничего не рассказывал о той войне, но к нам часто приезжали его сослуживцы. Тогда табу на Афган временно снималось, и я заслушивался историями с далекого удивительного Востока – одновременно забавными и печальными, героическими и трогательными. Иногда спокойные и сдержанные разговоры перерастали в жаркие споры, но о чем – в том возрасте я понять не мог.


Николай Быстров попал в плен в 1982 году: старослужащие отправили в самоволку за анашой. Раненого и плененного, Быстрова увели в Панджшер, на базу моджахедов, где произошла его встреча с Амад Шахом Масудом. В дальнейшем Николай принял ислам и стал личным телохранителем Ахмад Шаха. Вернулся в Россию в 1999 году с афганской женой и дочерью.


Николай Быстров с семьёй живёт в краснодарскомм крае, станица Усть-Лабинская.

Афганистан вернулся в мою жизнь много позже, после разговора с фоторедактором Олесей Емельяновой. Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов. Оказалось, что их много, они живы, а их судьбы уникальны и не похожи одна на другую. Мы начали искать "афганцев", общались, договаривались о встречах. После первого разговора с бывшим военнопленным я понял, что уже не смогу остановиться. Захотелось найти всех, кого возможно, поговорить с каждым, услышать и понять их судьбу. Чем для них стал плен? Как они справились с поствоенным синдромом и справились ли вообще? Что они думают о стране, которая послала их на войну и забыла вернуть обратно? Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире.


Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия.


Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим. На деле принял ислам и остался жить в Афганистане. Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном. Живёт в Башкирии, село Приютово.

Поездка в Афганистан была сродни прыжку в холодную воду. Я впервые оказался в стране, которая воюет десятилетиями, где правительство сражается с большей частью населения, а иностранное вторжение воспринимается привычно, поскольку никогда не заканчивается оккупацией. Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры.

Поездки по Афганистану – как путешествие на машине времени. Покидаешь пределы Кабула и ты – в 19-м веке. В некоторых местах люди столетиями не меняют образ жизни. В Чагчаране о цивилизации напоминали только остовы БТР и оторванные башни танков вдоль обочин. Местные подозрительно реагировали на человека с камерой, но пары слов на русском оказалось достаточно, чтобы встретить радушный прием. Здесь прекрасно помнят, что именно русские построили единственную больницу в округе и проложили дороги к нескольким аулам. Войну с Советами практически никто не обсуждает, да и сколько уже новых военных конфликтов прокатились по многострадальному Афгану с 80-х... А советская больница по-прежнему служит людям.


Александр (Ахмад) Левенц.


Геннадий (Негмамад) Цевма. Александру (Ахмаду) Левенцу и Геннадию (Негмамаду) Цевме по 49 лет. Оба уроженцы юго-восточной Украины (один из Луганской, второй – из Донецкой области), оба попали в Афганистан во время срочной службы. Осенью 1983 года оказались в плену, приняли ислам, женились, а после вывода советских войск осели в городе Кундуз на северо-востоке страны. Геннадий – инвалид и передвигается с трудом. Александр работает таксистом.

В Афганистане удивительно красиво и жутко небезопасно. Помню, на обратном пути из города Кундуз на самой высокой точке перевала у машины порвался ремень ГРМ. Часть пути мы просто катились под уклон, иногда подталкивая машину на ровных участках дороги. Поражались горным красотам и молились, чтобы нашу черепашью процессию кто-нибудь не подстрелил ненароком.

Первые несколько недель после возвращения в Москву меня не покидало ощущение, что стоит повернуть за угол Тверской, как я увижу мужчин, жарящих шиш-кебаб, торговцев коврами, птичий рынок и женщин, скрытых за ярко-голубыми бурками. Мой друг говорил: "Либо ты возненавидишь эту страну на первый день, либо влюбишься на третий". Не влюбиться было невозможно».

История Сергея Красноперова

Прилетев в Чагчаран рано утром, я отправился к Сергею на работу. Доехать можно было только на грузовом мотороллере - еще та была поездка. Сергей работает прорабом, у него в подчинении 10 человек, они добывают щебень для строительства дороги. Еще он подрабатывает электромехаником на местной ГЭС.

Принял он меня настороженно, что естественно - я был первым российским журналистом, который с ним встретился за все время его жизни в Афганистане. Мы побеседовали, попили чай и договорились встретиться вечером для поездки к нему домой.

Но мои планы нарушила полиция, окружив меня охраной и заботой, которая заключалась в категорическом нежелании выпускать меня из города к Сергею в аул.

В итоге несколько часов переговоров, три или четыре литра чая, и меня согласились отвезти к нему, но с условием, что мы не будем там ночевать.

После этой встречи мы много раз виделись в городе, но дома я у него уже не бывал - было опасно выезжать из города. Сергей говорил, что все теперь знают, что тут журналист, и что я могу пострадать.

С первого взгляда о Сергее сложилось впечатление как о сильном, спокойном и уверенном в себе человеке. Он много говорил о семье, о том, что хочет переехать из аула в город. Насколько я знаю, он строит в городе дом.

Когда я задумываюсь о его будущей судьбе, я спокоен за него. Афганистан стал для него настоящим домом.

Я родился в Зауралье, в Кургане. До сих пор помню свой домашний адрес: улица Бажова, дом 43. Оказался в Афганистане, а под конец службы, когда мне было 20 лет, ушел к душманам. Ушел, потому что не сошелся характером со своими сослуживцами. Они там все объединились, я был совсем один - меня оскорбляли, ответить я не мог. Хотя это даже не дедовщина, потому что все эти парни были со мной из одного призыва. Я ведь, в общем, и бежать не хотел, хотел, чтобы тех, кто надо мной издевался, наказали. А командирам было все равно.

У меня даже не было оружия, а то бы сразу их убил. Зато духи, которые были близко к нашей части, меня приняли. Правда, не сразу - дней на 20 меня заперли в каком-то маленьком помещении, но это была не тюрьма, у двери были охранники. На ночь надевали кандалы, а днем снимали - даже если окажешься в ущелье, все равно не поймешь, куда идти дальше. Потом приехал командир моджахедов, который сказал, что раз я сам пришел, то сам могу и уйти, и кандалы, охранники мне не нужны. Хотя в часть я бы все равно вряд ли вернулся - думаю, меня сразу бы пристрелили. Скорее всего, их командир так меня испытывал.

Первые три-четыре месяца я на афганском не разговаривал, а потом постепенно стали друг друга понимать. К моджахедам постоянно ходили муллы, мы начали общаться, и я осознал, что на самом деле Бог один и религия одна, просто Иисус и Мухаммед - посланники разной веры. У моджахедов я ничем не занимался, иногда помогал с ремонтом автоматов. Потом меня приставили к одному командиру, который воевал с другими племенами, но его скоро убили. Против советских солдат я не воевал - только чистил оружие, тем более из той области, где я был, войска вывели довольно быстро. Моджахеды поняли, что если меня женить, то я сам с ними останусь. Так и вышло. Женился через год, после этого с меня совсем сняли надзор, раньше одного никуда не пускали. Но я по-прежнему ничем не занимался, приходилось выживать - перенес несколько каких-то смертельно опасных болезней, даже не знаю каких.

У меня шесть детей, было больше, но многие умерли. Они все у меня белокурые, почти славянские. Впрочем, и жена такая же. Я зарабатываю тысячу двести долларов в месяц, такие деньги здесь дуракам не платят. Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая - тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать. Как сейчас в России говорят: это бизнес.

Песок, горы, жажда и смерть - таким встретил майора Александра Метлу Афганистан. До вывода советских войск оставалось два года, пережить которые выпало далеко не каждому. Каждый афганец хорошо знает, как опасно сойти на обочину, подобрать "случайно" оброненный предмет или оторваться от своих.

Впервые ступившему в начале апреля 1987 года на бетонку Кабула замполиту только предстояло пережить все ужасы войны. По просьбе сайт Александр Метла рассказал об особенностях той войны и своих изобретениях – импровизированных самоходных минометах и гантраке "Метла 2".

Скорпионы были страшнее пуль


Первое время боялся больше не пуль, а местной фауны, которая была очень недружелюбна. Скорпионы, тарантулы и различные ядовитые змеи не давали расслабиться. Заснуть просто так в теньке под "Уралом" было очень рискованно. А прежде чем зайти в помещение, нужно было проверить все темные уголки, которые так любят скорпионы.

Чаще всего от укусов страдала необстрелянная молодежь. Однажды у нас бойца ночью укусила гюрза, парню оставалось жить меньше часа, а он находился на заставе в горах на высоте в 3500 м. Как только нам об этом передали по рации, рванул к пилоту "Ми-8", который после боевых спал в палатке. Растормошил, говорю, у нас боец умирает, так летчик даже комбинезон натягивать не стал, в чем был, в том и полетел. На высоте двигатели начали выдыхаться, и вертолет буквально упал на площадку, но вакцину доставили вовремя. Обратно даже не улетали, а падали: машина буквально нырнула вниз в ущелье. Потом летчик смог ее выровнять, и мы скоро были дома, причем все это было проделано в кромешной темноте – вертолетчики у нас были уникальные парни.


Самым простым и действенным решением в борьбе с опасными насекомыми оказался обычный овечий тулуп, который Александр получил на складе.

Афганские овцы - особенные животные: они практически всеядны, пищи на пыльных просторах этой страны не так много, поэтому они едят все, что попадается по пути. Бывали случаи, когда солдаты выбрасывали промасленную бумагу от патронов, и она моментально съедалась овцами. Скорпионами и другими насекомыми они тоже не брезговали. Поэтому овечий запах заставлял ретироваться всю ядовитую мелочь.


Их быт – настоящее средневековье

Условия, в которых жили афганцы, поражали советских военнослужащих, но для местных были нормой – других они не знали.

Если в Кабуле бытовые условия были на более-менее цивилизованном уровне, то в дальних кишлаках царило настоящее средневековье. Как правило, крестьяне жили очень бедно в глинобитных домах с маленькими окнами. И если в мужской половине было более-менее чисто, то в женской царила грязь и антисанитария. Спали жены обычно на жестких циновках на полу, рядом жили дети и козы, отхожее место было там же. О том, что на дворе 20-й век, напоминал лишь японский магнитофон, закрепленный на деревянной сохе.

Незнание обычаев часто приводило к недоразумениям с местными. Например, на женскую половину дома мог заходить только хозяин, и если женщина тяжело болела и советский медик пытался ей помочь, то чаще всего на него набрасывался разъяренный муж с мотыгой.

Кроме того, душманы очень жестоко относились к пленным, особенно наемники, прошедшие подготовку в тренировочных лагерях в Пакистане.

Многие бойцы носили с собой гранаты в нагрудном кармане, чтобы не попадать живыми в плен. Смерть, тех, кого захватили душманы, была очень страшной. У них, что ли, особенность такая – издеваться над пленными. Как правило, с собой носилась Ф-1, чтобы наверняка.

С первых дней стало понятно, что наша форма, мягко говоря, не приспособлена к местным условиям, только появившаяся позже афганка несколько улучшила ситуацию.

Лучше всех были "упакованы" разведчики, ходившие досматривать караваны. Душманы частенько под видом мирной продукции провозили оружие. Делалось это так: сверху на ишаке закреплялось несколько ящиков с тканями, техникой и другими товарами, а снизу, под брюхом, подвешивалось оружие. Противника снабжал весь мир – оружие, боеприпасы, обмундирование и снаряжение поставлялись из США, Канады, Китая и других стран. Мне как-то из рейда разведчики принесли пару канадских ботинок, мягкие, удобные и прочные они относились весь срок службы. Также ценились разгрузки, у нас их еще называли "лифчики".

В них помещалось от 4 до 6 магазинов и пара ручных гранат. Кроме удобства переноски, это давало еще и неплохую защиту, как правило, полный магазин пуля не пробивала. Многие шили такие разгрузки сами. Еще ценились рюкзаки, прочные со множеством отделений – такие в Союзе было не достать. Это сегодня их можно купить в любом магазине, а раньше они были жутким дефицитом. А еще желанным трофеем были берцы, часы, компасы, радиостанции и много других полезных вещей, аналогов которым у нас просто не было.

А вот оружие наше было лучше. Например, часто попадались в качестве трофеев китайские копии АК-47, металл у них был плохой: достаточно было выпустить пару магазинов, чтобы автомат начинал "плеваться" и точность огня катастрофически падала. Советский же автомат работал при любых условиях, не помню, чтобы наш калашников клинило. Вообще душманы были вооружены очень пестро, от кремневых ружей позапрошлого века, до новеньких М16.

Замполит машины боевой

56-й гвардейской отдельной штурмовой бригаде, в которую попал Александр Метла, было доверено обеспечивать безопасность дороги Кабул - Гардез. Солдаты подразделения сопровождали колонны и постоянно несли потери от огня душманов, которые часто устраивали засады и минировали дороги. Случалось и так, что подрывниками становились обычные крестьяне, которые воевали не за веру, но за деньги – за уничтожение советской техники хорошо платили.

Большая часть местного населения жила за чертой бедности, поэтому для них война была одним из способов заработать на кусок хлеба. Делалось это так: крестьянин за свои деньги покупал мину и устанавливал на дороге, если подрывался БТР, БМП или другая техника, то получал вознаграждение, если же саперы обезвреживали, то крестьянин был разорен. Поэтому зачастую местные еще и караулили неподалеку от закладки, открывая огонь по нашим саперам, когда те пытались обезвредить мину. Да и сами душманы не давали покоя. У них была хорошо поставлена разведка, зачастую, когда колонна советских войск выходила с базы, они уже знали ее состав и маршрут.



Горная местность давала нападающим большое преимущество, засев высоко на скалах, "духи" могли беспрепятственно обстреливать колонну. Танки так высоко задрать ствол не могли, впрочем, как и БТР с БМП. Тут пригодились ЗСУ "Шилка" с которых снималось радиоэлектронное оборудование, необходимое для стрельбы по воздушным целям, а на его месте размещался дополнительный боекомплект и самоходные минометы "Метла". Последние получили свое название как раз благодаря замполиту, который их и изобрел.




Так получилось, что на маршруте нашей колонны в одном и том же месте "духи" постоянно устраивали засады. К месту они подбирались по руслу засохшей речки, совершали небольшой огневой налет и быстро отходили. По ним открывала огонь артиллерия, в том числе РСЗО "Град", но из-за особенностей местности, снаряды просто перелетали позицию духов, не причиняя им вреда. Единственное оружие, которое было способно достать моджахедов – минометы. Но если заранее оборудовать позиции по маршруту движения колонны, то "духи" либо их заминируют, либо устроят засады и вырежут расчеты.

Тогда у Александра Метлы родилась идея сделать самоходный миномет. Замполит пришел к командиру части, но тот был сильно занят и, вполуха выслушав, только отмахнулся "делай". За основу был взят автомобиль "Урал", в кузове которого был установлен лафет от ЗУ-23, вращающийся на 360 градусов. На него был приварен 82-мм миномет 2Б9М "Василек", благодаря чему оружие имело круговой сектор обстрела. Импровизированный лафет защитили противопульным щитом, а сам грузовик бронировали стальными пластинами.

Увидев самоходный миномет, заместитель по вооружению категорически запретил применять его. Мол, неизвестно как оружие поведет себя и вообще всю самодеятельность стоит прекратить. Но похоронить проект не дал командир бригады полковник Виталий Раевский, который разрешил испытать систему на полигоне.

Зам по вооружению вмешался и здесь, приказав стрелять ослабленным зарядом. Но какая тут к черту дальность и точность, тем более что по рекомендации все того же зама к спуску привязали веревку, а сам боец сидел в паре метров в окопе. Понимая, что все сейчас пойдет насмарку, подошел к комбригу и попросил под свою ответственность стрелять полным зарядом. Стреляли по корпусу старого БТР, находившегося в двух километрах. Первый выстрел – перелет, второй – недолет. Все вилка, следующий залп очередью в почти сотню мин, БТР буквально разрывает на части – все наблюдавшие в восторге.

Первое боевое применение установки прошло также успешно. Когда "духи", уверенные в своей безнаказанности, открыли огонь по колонне, Александр Метла приказал расчету миномета открыть огонь. Буквально за минуту на позиции "духов" свалилась сотня мин. Огонь со стороны моджахедов мгновенно прекратился. Позже разведчики обнаружили на месте засады более 60 трупов, сколько было ранено, остается только гадать.

Военные быстро признали эффективность установок Александра Метлы, и вскоре было построено еще три таких же. Сам Александр в качестве командира установки № 1 (все они получили название "Метла" в качестве признания заслуг создателя) каждый раз выезжал на сопровождение колонны. Моджахеды развернули настоящую охоту на этот необычный вид оружия шурави. И однажды им удалось подбить установку № 1.

Во время очередного боя мы сильно увлеклись и перестали следить за тылом. Да и не до этого было: каждая замолчавшая пулеметная точка врага означала, что еще один парень вернется домой живым. В это время по кирязу нас обошел 12-летний парнишка. Я только успел заметить краем глаза, как он скинул громоздкий для него РПГ и выстрелил. Граната попала в борт, весь наш экипаж был ранен, кроме меня – все осколки приняли на себя каска и бронежилет. Тем временем пацан бросил оружие и скрылся в кирязе.

Из происшествия были сделаны соответствующие выводы и построена новая самоходка – "Метла". На этот раз в кузов "Урала" был поставлен корпус от БРДМ, а на его башне приварили блок НУРС от вертолета "Ми-24". Сам "Урал" основательно обшили броней. Конечно, вести прицельную стрельбу из блока НУРС было невозможно, зато психологический эффект был сильный. Душманы просто разбегались, когда шурави применяли свою шайтан-машину.

Александру Метле часто говорили, мол, зачем тебе ходить в бой? Сидел бы, заполнял карточки, и война прошла бы безопаснее, "… далась тебе это передовая?". Но замполит всегда считал, что воспитывать и завоевывать авторитет нужно только собственным примером.

Я никогда не рвался бой, а просто делал свою работу. Да и не побывав под пулями, что бы я мог сказать тем парням, которые ежедневно ходят под смертью и могут в любой момент не вернуться из боя, смог бы я понять их, будут ли они верить мне? Вряд ли. Война – это не наука и не ремесло – это испытание, пройти которое до конца и не сломаться очень непросто.

P.S. Увидеть вживую, как сражались белорусы в Афганистане, можно будет

Существует довольно много информации о том, как во время Афганской войны 1979-1989 годов душманы обращались с советскими солдатами. Но почти не встречается сведений о пребывании афганских боевиков в советском плену. Почему?

Око за око…

Длительное время в нашей стране пропагандировался героический образ советского воина-интернационалиста. Многое оставалось за кадром, и лишь в постперестроечные годы в СМИ стали просачиваться отдельные крупицы информации об обратной стороне войны в Афганистане. Тогда общественность узнала и о бывших советских воинах, добровольно перешедших на сторону моджахедов, и о зверствах, которые творили последние с нашими пленными, и о жестокости, которую проявляли наши солдаты и офицеры по отношению к местному населению…

Так, журналисту А. Нурееву однажды рассказали об офицере-десантнике, который собственноручно расстрелял семь пленных душманов. Журналист был в шоке: как же так, ведь существует Женевская международная конвенция об обращении с военнопленными, в 1954 году ратифицированная СССР. В ней говорится: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно… Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому насилию… Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессалий воспрещается…»

Если в самом начале войны актов насилия по отношению к пленным и афганцам вообще со стороны советских военнослужащих практически не наблюдалось, то потом ситуация резко изменилась. Причиной тому стали многочисленные зверства моджахедов, которые они творили с нашими военными. Попавших в плен советских солдат подвергали изощренным пыткам, сдирали заживо кожу, расчленяли, вследствие чего они умирали в ужасных мучениях… И очень часто бывало так, что после их гибели товарищи по части шли в ближайший кишлак и жгли там дома, убивали мирных жителей, насиловали женщин… Как говорится, око за око, зуб за зуб…

Пытки и казни

Что же касается пленных душманов, то их нередко пытали. Как свидетельствуют очевидцы, пленников, например, подвешивали в резиновой петле к стволу танковой пушки, так, чтобы пальцы ног едва касались земли. Так же Могли загонять под ногти иголки, как это делали фашисты во время Великой Отечественной. В лучшем случае пленных просто сильно избивали. Роль палача исполнял обычно какой-нибудь прапорщик, обладавший большой физической силой.

Летом 1981 года в ходе боевого рейда в районе Гардеза отряд десантников взял в плен шесть моджахедов. Командир отдал приказ доставить их на вертолете в штаб. Но, когда вертолет уже взлетел в воздух, командир бригады из штаба прислал радиограмму: «Мне нечем пленных кормить!» Командир отряда связался с сопровождавшим пленных офицером, и тот решил их… отпустить. Маленький нюанс: вертолет в это время находился на высоте 2000 метров и не собирался совершать посадку. То есть душманов просто сбросили вниз с огромной высоты. А когда последний из них покидал салон, ему в ухо вогнали шомпол от пистолета Макарова… Кстати, эпизод со сбрасыванием пленных с вертолета был далеко не единичен.

Не всегда подобные вещи оставались безнаказанными. В прессу попала информация о том, как военный трибунал приговорил заместителя командира полка, дислоцированного в районе Газни, и одного из командиров роты к высшей мере наказания за расстрел двенадцати пленных моджахедов. Остальные участники расстрела получили внушительные тюремные сроки.

Убийство или обмен?

Бывшие спецназовцы рассказывают, что они вообще не очень стремились брать моджахедов в плен, так как с ними было много «возни и мороки». Часто «духов» сразу убивали. В основном к ним относились как к бандитам, допрашивали с пристрастием. Держали обычно в тюрьмах, а не в расположении части.

Существовали, впрочем, и специальные лагеря для афганских военнопленных. С душманами там обращались более-менее сносно, так как их готовили к обмену на советских пленных. Моджахеды торговались, требовали, чтобы обмен был не один к одному, а, скажем, за одного «шурави» - шесть афганцев. Как правило, в конце концов приходили к консенсусу.

Как бы нас ни призывали к гуманизму, но война есть война. Во все времена воюющие стороны не щадили своих противников, пытали пленных, убивали женщин и детей… А насилие, как правило, порождает только насилие… События в Афганистане лишний раз это доказали.