Акциз на дизельное топливо. Акцизы на топливо. Повышение цен — вынужденная мера


Вернуться назад на

Ставки акцизов на бензин на 2017 год установлены ст. 193 НК РФ. Они различаются в зависимости от класса бензина:

Прямогонный бензин и автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 - 13 100 руб. за 1 т;

Бензин класса 5 - 10 130 руб. за 1 т.

Их величина сохранена в тех же значениях, которые в 2016 году начали действовать с 01.04.2016. В течение 1 квартала 2016 года размер ставок акцизов на бензин был ниже: 10 500 и 7 530 руб. за 1 т, соответственно.

Оплачивать акциз на бензин и представлять декларацию в налоговый орган необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Следует помнить, что уплата акциза на бензин должна осуществляться по месту фактического производства или переработки бензина (п. 4 ст. 204 НК РФ). Декларация подается в налоговый орган по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 5 ст. 204 НК РФ).

Бензин - сверхприбыльный товар, что делает его весьма привлекательным с точки зрения налогообложения. Ставки акцизов на бензин достаточно часто пересматриваются, но на 2017 год они сохранены в тех же значениях, которые действовали на протяжении последних 3-х кварталов 2016 года.

Существенное увеличение (на 29,8%) могут почувствовать те, кто пользуется газом, а это значительная часть населения нашей страны. Причем на газ начинают переходить именно по причине его дешевизны, и такая выгода станет не рентабельной.

Предстоящее повышение:

«Евро - 5» (бензин экологического класса):

2016 год – 7530 рублей за тонну;

2017 год – до 10130 рублей за тонну;

2018 год – 10535 рублей;

2019 – 10957руб.

Дизельной топливо, средние дистилляты:

2017 год – 6800 рублей за тонну;

2018 год – 7072 рубля за тонну;

2019 год – 7355 рублей.

Бензин остальной, в том числе прямогонный:

2016 год – 10500 рублей за тонну;

2017 год – 13100 рублей.

Планируемое повышение увеличит долю содержания налоговой составляющей в стоимости. Для дизельного топлива это будет уже 80%, а для бензина составит около 25%. Подобные цифры ощутимо скажутся на товарах повседневного спроса.

Многие аналитики считают очевидным, что цены возрастут примерно на 10%, так как повысятся расходы топливных компаний, и они тоже накинут свою долю. Например, АИ – 95 стоит в среднем 38 рублей, а придётся за него платить примерно 42,5 рубля/ литр. И если в этом году заправить 40 литров в бак получалось за 1 500 рублей, в будущем будет стоить 1 700 рублей.

Один из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления, называется акцизом . Акцизы представляют собой нечто схожее с таможенными платежами, однако распространяются на продукцию, реализуемую внутри страны, тогда как таможенные платежи предназначаются для продуктов, ввезенных из-за рубежа. Для государства подобные налоги являются одним из важных источников пополнения бюджета .

Товары, на которые распространяются акцизы, определены на законодательном уровне и перечислены в Налоговом кодексе РФ. Помимо таких известных подакцизных товаров как и табак, к данной категории относится и бензин. От акциза на топливо во многом зависит уровень цен на прочие продукты. Акцизы включены в стоимость товаров, поэтому изменение уровня этого налога в первую очередь ощущает конечный потребитель.

Однако, бензин, как и другие подакцизные товары, относится к той группе продукции, которую будут покупать вне зависимости от его стоимости.

Что облагается и кто должен платить

Согласно статьи 179 НК РФ , налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кроме этого, налог за акциз обязаны уплачивать и другие лица, перемещающие подакцизные товары через границу ЕАЭС.

Что касается объектов налогообложения, то здесь стоит обратиться к статье 182 , которая приравнивает к ним следующие операции :

  1. Реализация на территории нашей страны товаров, которые признаются подакцизными. Примечательно, что под реализацией стоит понимать и безвозмездную передачу подобной продукции.
  2. Реализация конфискованной подакцизной продукции.
  3. Передача подакцизных товаров владельцам сырья, из которого эти товары были изготовлены, ровно как и другим лицам. К объектам налогообложения можно также отнести получение подакцизных товаров в счет оплаты услуг за их производство и передачу такой продукции для переработки.
  4. Передача в рамках предприятия изготовленных подакцизных товаров для дальнейшего производства товаров, неподлежащих обложению акцизами. Исключение составляет прямогонный бензин, который предназначается для дальнейшего использования в нефтехимической отрасли.
  5. Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
  6. Импорт на территорию РФ подобной продукции.
  7. Получение прямогонного бензина, а также оприходование его.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.

Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Ставки и база

Налоговые ставки на подакцизные товары определяются статьей 193 НК РФ . Для того чтобы оценить размер ставок на последующие три года, рассмотрим следующую таблицу.

Каждый из подакцизных товаров имеет свои особенности при определении базы налогообложения:

  1. Если товар имеет твердую налоговую ставку, база определяется как объем реализованных товаров.
  2. Если имеет место процентная налоговая ставка, база определяется как стоимость реализованной продукции, без учета .
  3. Для товаров с комбинированными налоговыми ставками база определяется как объем товаров в натуральной форме при применении твердой ставки и расчетная стоимость товаров, исчисляемая по максимальным розничным ценам при процентной ставке.

Прибыль, которая получена организацией или предпринимателем, несвязанная с реализацией акцизных товаров, не должна включаться в налоговую базу. Если налогоплательщик получил в иностранной валюте, необходимо применить курсы ЦБ, которые действовали на момент реализации.

Порядок расчета

Для расчета акциза необходимо оперировать такими данными, как налоговая ставка за определенный период и база налогообложения. Определение налоговой базы при этом должно производиться отдельно для каждого из подакцизных товаров.

Сумма к уплате

Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2018 году ставка на бензин 5 класса равняется 11 213 рублей , тогда как ставка на бензин ниже пятого класса равна 13 100 . Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива .

По какой формуле рассчитывается

∑Акцизов = База налогообложения * Ставка

Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.

Примеры

В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.

При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:

110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.

Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:

100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.

Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.

Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2018 году:

100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.

В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.

С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.

Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:

1 тонна * 11 213 = 11 213 рублей.

Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.

Нюансы реализации прямогонного бензина

Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами .

Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.

Акцизы на бензин рассчитываются и выплачиваются в определенном порядке. Как уже отмечалось, обязанность по уплате акциза в итоге возлагается на конечного потребителя. В связи с этим на всех этапах реализации топлива, каждый из контрагентов обязан рассчитать сумму акциза и включить ее в стоимость продукта , тем самым передавая эту обязанность следующему звену цепи производитель-потребитель.

Сроки и отчетность

Налоговым периодом для акциза на бензин является календарный месяц. Если в прошедшем налоговом периоде возникла обязанность по уплате акциза, он должен быть перечислен в казну не позднее 25 числа текущего месяца .

Отчетность по акцизу на топливо должна подаваться в ФНС ежемесячно, причем последний день сдачи – 25 число месяца, следующего за отчетным. Форма декларации указана в Приказе ММВ-7-3/1@ от 12.01.16 . Кроме этого, данный приказ содержит и информацию о правильном заполнении и оформлении декларации.

Будет ли увеличен акциз на топливо в ближайшее время

Налоговый кодекс устанавливает ставки на топливо, судя по статье 193 в ближайшее время стоит ожидать повышения этого налога и, как следствие, увеличение цены бензина на заправках. С 2017 до 2019 года акцизы не вырастут для бензина ниже 5 класса, прямогонного бензина и авиационного керосина. Что касается бензина 5 класса и дизельного топлива, то до 2019 года акцизы заметно вырастут.

Аналитики подсчитали, что повышение налога позволит государству пополнить бюджет на 180 миллиардов рублей. В свою очередь рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая ожидается на уровне 4%.

Дополнительная информация по акцизу на бензин представлена в данном видео.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Размеры акциз на нефтепродукты в 2017 году

К облагаемым этим сбором нефтепродуктам, согласно статье 181 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), относятся:

В данной статье мы разберем основные правила исчисления таких сборов для этих продуктов, за исключением отправляемого для дополнительной переработки прямогонного бензина.

Согласно статьи 182-ой НК РФ, в качестве объекта обложения принимаются операции по реализации на территории России произведенных продуктов, относящихся к подакцизным. Под реализацией понимается передача права собственности на конкретный товар. Реализация же их становится объектом налогообложения в случае, когда её производят их непосредственные производители.

Бывают случаи, когда объектом обложения признается не реализация, а передача. Основное отличие этих операций в том, что при передаче собственник не меняется, однако производители все равно должны начислять сумму этого сбора (статья 182 НК РФ).

К таким операциям на территории РФ относятся:

  • передача произведенных из давальческого сырья товаров или его собственнику, или иным лицам (включая получение в собственность в качестве оплаты услуг по изготовлению). Другими словами, если что-то производится из давальческого сырья, то акциз всегда платит переработчик;
  • передача внутри организации произведенных ею продуктов с целью дальнейшего изготовления из них не облагаемых этим сбором продуктов; исключение составляют такие операции с прямогонным бензином, произведенным самой организацией, для дальнейшего изготовления нефтехимических материалов;
  • передача произведенных материалов для собственных нужд;
  • передача таким материалов, произведенных самой организацией, в свой уставный капитал, либо в паевые кооперативные фонды, либо как взнос по договору о совместной деятельности;
  • передача, при которой хозяйственное товарищество или общество произведенные им облагаемую этим налогом продукты передает своему участнику, или его наследнику (правопреемнику) в случае его выхода из этого товарищества или общества;
  • передача облагаемых продуктов, которая была изготовлена по договору простого товарищества, участнику или правопреемнику такого договора, если его доля имущества либо выделяется из общей собственности участников такого договора, либо происходит раздел этого имущества;
  • передача изготовленной на предприятии продукции в качестве давальческого сырья.

Как уже было сказано выше, плательщиками этих налоговых сборов выступают производители. Но есть одна операция, при которой их платит посредник. Этой операцией является реализация такими посредниками товаров, которые они получают либо в качестве конфискованных решением суда, либо бесхозяйственных, либо полученных путем отказа в пользу государства (они должны быть обращены либо в государственную, либо в муниципальную собственность).

Если нефтепродукты изготовлены за пределами РФ, то акциз возникает при их ввозе в Россию, и уплачивается на таможне (для всех государств, кроме Республики Беларусь). Кроме того, производством считается любое смешивание нефтепродуктов, посредством которого на выходе получается продукт, который попадает под обложение этим сбором (пункт 3 статьи 182 НК РФ).

Стоит сказать, что данные операции признаются производством только в тех случаях, когда после смешивания получается товар с более высокой утвержденной ставкой, чем его ингредиенты. Такая поправка действует с 1 января 2009-го года, и с этого момента акциз не платится, если при смешивании получается продукт с равной или более низкой, чем у его компонентов, ставкой исчисления.

Другими словами, этот сбор не будут платить организации или частные предприниматели, которые, например, получают автомобильный бензин следующим смешиванием:

Обложение нефтепродуктов, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь, регулируется Соглашением между правительствами этих стран, которое вступило в силу 1 января 2005 года. По нему его платят по месту постановки на учет отечественных налогоплательщиков, а не на таможне. Кроме того, не облагаются ввозимые продукты, если их назначение – давальческое сырье, с последующим вывозом полученной продукции за пределы РФ.

Если же подакцизные товары произведены на территории Республики Беларусь из российского давальческого сырья, а затем ввозится обратно в Россию, то этот сбор платит организация, которая осуществляет обратный ввоз.

Размер ставок в 2017-ом году

Акцизы на нефтепродукты в 2017 году установлены следующие (руб/тонна):

  • автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу – 13 100;
  • автомобильный бензин, соответствующий 5-му классу – 10 130;
  • дизтопливо – 6 800;
  • моторные масла – 5 400;
  • прямогонный бензин – 13 100;
  • бензол, ортоксилол, параксилол и авиационный керосин – 2 800;
  • средние дистилляты – 7 800.

Любая сумма этого налога (в том числе при операциях импорта) рассчитывается путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

Согласно статье 187 НК РФ, определение налоговой базы производится по каждому виду такого продукта отдельно. Все эти виды перечислены в статье 193 НК РФ, а их количество равно количеству ставок.

Для тех видов продукции, на которые определены специфические налоговые ставки, налоговой базой является объем либо реализованных, либо переданных товаров в его натуральном выражении (например, вес в тоннах).

Закрепленное пунктом 2 статьи 199 НК общее правило определяет, что суммы акцизов, которые платит покупатель, приобретая облагаемый ими продукт, включаются в его стоимость. Исключением из этого правило является ситуация, когда такие товары предназначены для дальнейшего использования в качестве сырья с последующим изготовлением из них других видов продукции, облагаемой этим сбором. В таком случае уплаченные суммы этого сбора принимают к вычету. При этом необходимо, чтобы ставки на компоненты и на полученную из них продукцию были рассчитаны на одинаковые единицы измерения налоговых баз.

Примером такой операции, к которой применимы вычеты, может служить изготовление из прямогонного бензина – автомобильного, либо получение автомобильного бензина с более низким показателем октанового числа.

К вычету принимают только те суммы налогов, которые были выплачены фактически, причем они применяются только в той части стоимости сырья, облагаемого акцизом, которая фактически включена в производственные расходы.

Применение налоговых вычетов в случае производства продукции из сырья, предоставленного на давальческой основе

В этом случае акциз начисляет как сам производитель давальческого нефтепродукта, так и его переработчик. Налоговые вычеты в таких ситуациях позволяют исключить двойное налогообложение. Другими словами, при такой операции сумма выплаты сбора уменьшается на ту сумму, которая уже уплачена собственником давальческого сырья.

Товары, изготовленные из давальческого сырья, может и дальше служить основой для производства подакцизных товаров, причем тоже – на давальческой основе. Если результатом такой вторичной переработки является продукт, облагаемый акцизом, то налоговые вычеты принимаются при наличии следующих документов:

  • копии первичных документов, которые подтверждают факт того, что налогоплательщик предъявил собственнику сырья рассчитанную акцизную сумму по тем продуктам, которые были получены как результат первичной переработки;
  • платежные документы с банковской отметкой, которые подтверждают факт того, что собственник сырья выплатил стоимость производства с включенной в него суммой акциза.

Применение вычетов в ситуациях, когда для производства применялась технология смешивания (с 1 января 2009-го года)

Как мы уже сказали ранее, действующая редакция 182-ой статьи НК РФ (пункт 3) приравнивает к производству любые виды смешивания товаров, производимого в местах их реализации и хранения, результатом которого является получение подакцизной продукции.

К примеру, если организация покупает бензин с октановым числом 92 и добавляет в него моющую присадку, которая не меняет октановое число полученного улучшенного бензина, то ставка остается такой же, как на приобретаемый бензин Аи-92. Дополнительный сбор в этом случае организация не платит, поскольку он уже выплачен продавцу сырья.

Однако, на практике такое возможно не всегда. К примеру, если нефтепродукт, применяемый в качестве сырья, организация покупает не у его производителя, а у перекупщика, который плательщиком этого сбора не является.

Еще раз вспомним, что право на налоговый вычет в части суммы акциза, которая уплачивается при покупке продукта, имеют налогоплательщики, которые используют этот продукт для изготовления другой продукции, также облагаемой этим налогом. Налоговые вычеты принимаются в случае наличия счетов-фактур и предоставления расчетных документов, которые подтверждают подтверждающих выплату акциза продавцу сырья.

Стоит сказать, что выделять эту сумму в расчетных документах отдельной строкой и предъявлять её покупателю в момент реализации продукции имеет право только её производитель. Исходя из этого, налогоплательщик, который использует такие продукты в качестве сырья, имеет право на налоговый вычет лишь в том случае, если эти продукты были куплены не у перекупщика, а у непосредственного производителя.

Также напомним, что с 1 января 2009 года этот сбор не платится, если в процессе смешивания получается товар, акцизная ставка для которого равна или меньше аналогичной ставки на первичный продукт.

Такими операциями являются:

  • передача облагаемой продукции между внутренними подразделениями организации, которые не являются самостоятельными налогоплательщиками, с целью изготовления из них другой облагаемой продукции. Для примера можно привести операцию, при которой бензин одной марки передается в другое подразделение этой же организации с целью изготовить из него бензин другого сорта. Причем это подразделение может находиться на другой территории, но не является самостоятельным налогоплательщиком. Такая операция этим налогом не облагается.
  • от выплаты освобождаются также экспортные операции по вывозу продукции, в случае соблюдения в их процессе ряда условий. Право на освобождение от таких выплат имеет только их непосредственный плательщик, который является производителем вывозимой продукции (под эту категорию попадают изготовители продуктов из давальческого сырья). Такое освобождение регламентируется пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ. Такое право остается у налогоплательщика и тогда, когда экспортная операция проводится другой организацией, на основании поручения налогоплательщика-производителя или собственника давальческого сырья. Такое поручение должно быть оформлено либо договором комиссии, либо договором поручения, либо агентским договором.

В случае, когда облагаемый сбором нефтепродукт куплен на территории РФ, а затем его покупатель перепродает его за пределы страны, то от уплаты не освобождается ни перепродавец, осуществляющий экспортную операцию, ни производитель этого товара. Также ни тот, ни другой не имеют права на возмещение ранее уплаченных сумм этих сборов.

Освобождение экспортных операций от выплаты производится на основании предоставленного в налоговые органы банковского поручительства или банковской гарантии.

Это необходимо для того, чтобы подтвердить факт обязанности банка выплатить как саму сумму акциза, так и возможные пени, если:

  • налогоплательщик в течение 180-ти календарных дней с даты реализации не предоставит в налоговые органы документы, которые подтвердят факт вывоза продукции за территорию РФ;
  • если он сам не оплатит сбор и возникшие пени.

В случае отсутствия таких банковских гарантий, налогоплательщик должен оплатить всю сумму этого сбора в установленном на внутреннем рынке порядке, а в последующем, после предоставления в налоговые органы подтверждающих экспортную операцию документов, подать эту сумму к возмещению, которое регламентируется 203-ей статьей НК РФ.

В среду Госдума приняла во втором, основном чтении, поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.

Новогоднее повышение

Повышение цен на горючку начнется с Нового года. В соответствии с поправками, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин класса 5 с 1 января 2018 года увеличится на 10,7% по сравнению с действующей в этом году и составит 11,213 тыс. рублей за тонну.

Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка в размере 10,535 тыс. рублей за тонну.

Через год ставки акцизов продолжат рост. С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 составит 12,314 тыс. рублей за тонну вместо запланированной ранее ставки в размере 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году ставка составит 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну.

«Эта мера уже отражается на ценах, как на оптовых, так и на розничных. Напомню, что уже вчера, в день принятия поправок, тонна 92-го бензина подорожала на на 0,46%, до 44,746 тыс рублей, 95-го до 46,93 тыс, то есть на 0,23%. Это лишь начало роста, который, надо полагать, будет поддерживаться ожиданиями роста акциза и высоким спросом на топливо со стороны участников рынка с целью формирования запасов», - комментирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

На строительство дорог в Крыму

Акцизы на дизельное топливо тоже пойдут в рост — с 1 января 2018 года. Акциз вырастет на 12,7% — до 7,665 тыс. рублей за тонну.

Второй этап повышения предусмотрен с 1 июля 2018 года — до 8,258 тыс. рублей за тонну. Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка 7,072 тыс. рублей за тонну.

В 2019 году ставка составит 8,541 тыс. рублей за тонну вместо 7,355 тыс. рублей, в 2020 году — 8,835 тыс. рублей за тонну вместо 7,649 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. Как сообщил ранее Минфин, индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо необходима для ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов.

Прежде всего, дополнительные средства планируется направить на строительство новых автомобильных дорог — в присоединенном Крыму, а также в Калининграде и на Дальнем Востоке.

Согласно официальным данным, доля акциза в розничной цене данных нефтепродуктов - до 20%.

Однако не все согласны с такой оценкой.

«Авторы законопроекта указывают на то, что на долю акциза в стоимости топлива для конечного потребителя приходится всего 20%. Во-первых, это не совсем так: при текущих ценах на бензин, доля акциза составляет примерно 35%, а еще к ним необходимо добавить НДПИ и НДС, в итоге выйдет, что на 60% стоимость бензина складывается из налогов и отчислений в пользу государства», - указывает Яковенко.

Эксперты отмечают, что почувствуют на себе рост стоимости топлива без исключения все категории граждан, даже те, кто не владеет собственным автомобилем. Рост стоимости топлива учитывается при ценообразовании всех без исключения товаров и услуг за счет необходимости транспортировки.

«Очевидно, что выбор момента для повышения акциза обусловлен низкими темпами инфляции, поскольку на этот показатель повышение акциза традиционно влияет, и не в лучшую сторону, - комментирует Яковенко. - Если говорить о перспективах, то, на мой взгляд,

АИ-95 по 43-43,5 рублей и АИ-92 по 39,5-40 рублей в следующем году стоит расценивать как наиболее вероятную стоимость в рознице».

«За каждым из этапов грядущего увеличения акцизов в начале и середине года последуют две ценовые волны. Учитывая, что в конечной стоимости топлива доля акцизов, НДПИ и прочих налогов составляет не менее 60%, а также прогнозы по ослаблению рубля (МЭР ожидает средний курс в 2018 на уровне 64,7 руб. за доллар) и высокую вероятность разворота годовой инфляции к 4%, приблизительный

рост цен на литр бензина в рознице в будущем году можно оценить в диапазоне 2-5 рублей от текущих цен в зависимости от региона», -

прогнозирует эксперт ФГ БКС Иван Копейкин.

Минфину не по нраву Ferrari

Одобренный в первом чтении законопроект также предлагает дифференцировать ставки акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил. Было предложено установить для них повышенные ставки в зависимости от мощности двигателя.

Ранее ставки дифференцировались по мощности для автомобилей до 150 л.с., а сверх этой мощности была единая ставка (в 2017 году — 420 рублей за 1 л.с.)

Предлагается добавить новые категории: 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с. и свыше 500 л. с.

Ставки акцизов на эти категории автомобилей были существенно снижены по сравнению со ставками, заложенными в законопроект в первом чтении. Так, размер акцизов для категории автомобилей с мощностью от 200 до 300 л.с. в 2018 году устанавливается в размере 714 рублей за 1 л.с. (в первом чтении законопроекта предполагалось, что размер ставки составит 897 рублей), в 2019 году — 743 рубля (в первом чтении — 933 рубля), в 2020 году — 773 рубля (в первом чтении — 971 рубль).

Акциз для автомобилей с мощностью от 300 л.с. до 400 л.с. в 2018 году составит 1,218 тыс. рублей, в 2019 году — 1,267 тыс. рублей, в 2020 году — 1,317 тыс. рублей.

На автомобили с мощностью от 400 до 500 л.с. ставка в 2018 году составит 1,260 тыс. рублей, в 2019 году — 1,310 тыс. рублей, в 2020 году — 1,363 тыс. рублей.

Ставка акцизов на автомобили с мощностью двигателя свыше 500 л.с. в 2018 году заложена на уровне 1,302 тыс. рубля.

В 2019 году — 1,354 тыс. рублей, в 2020 году — 1,408 тыс. рублей.

К новым ценовым рекордам

На этой неделе цены на бензин на АЗС уже выросли до рекордных значений. Менее чем за неделю бензин подорожал на 2% — АИ-92 с 7 по 13 ноября вырос до 42,85 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — до 44,99 тысяч.

Оптовые цены на бензин АИ-92 с начала ноября выросли на 2,3% до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7% до 44,99 тыс. руб. за тонну. Данные показатели являются рекордными за текущий год.

По мнению участников рынка, это связано, в частности, с сокращением выпуска бензинов на Московском НПЗ «Газпром-нефть».

Остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго.

В компании не стали это комментировать. По мнению экспертов, остановка каткрекинга привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

ФАС винит во всем «нервозность трейдеров». Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин ранее говорил об отсутствии дефицита бензина в стране.

«Одной из причин (роста биржевых цен на бензины) стала реакция трейдеров на информацию о приостановке работы на установке каткрекинга Московского НПЗ. С «Газпром-нефтью» уже проведена работа по поводу поставок бензинов на внутренний рынок. Также работа проведена с другими компаниями, в частности, с «Роснефтью» и «ЛУКойлом». Рассчитываем, что в результате произойдет максимальная переориентация бензинов на внутренний рынок и увеличение предложения на бирже», — сказал он.

Важно, чтобы частные трейдеры не «раздували» ситуацию на рынке, в противном случае продолжится рост цен, отмечали в ФАС.

5 класса составляет 10130 руб./тонну, для бензина класса ниже 5 и для прямогонного бензина – это 13100 руб./тонну. А что же с газом и дизелем? Сегодня мы это и узнаем.

Акцизы на топливо

Тонкости расчетов

Для согласно новым акцизным ставкам используется такое понятие, как база налогообложения. Это, по сути, количество бензина, реализованное предприятием-производителем за отчетный период времени. Расчет суммы производится по следующей формуле: СУММА акциза=налогооблагаемая БАЗА*СТАВКУ .

При определении суммы акциза для уплаты налога используются за одну и ту же партию топлива. Делается это с тем, чтобы избежать двойного налогообложения.

Так, вычет акцизов делается в том случае, если, к примеру, производитель топлива купил партию бензина в 2016 году, за которую был уплачен акциз в предыдущем отчетном периоде, когда ставка была ниже. В таком случае фактической суммой для уплаты налога будет разница акцизной ставки, умноженная на количество топлива этой партии, выраженная в тоннах.

  • Не требуется уплачивать акциз в государственный бюджет, если топливное сырье передается внутри предприятия-изготовителя для дальнейшей переработки.
  • Что делать, если предприятие приобрело партию бензина у другого предприятия, которое по какой-либо причине не уплатило акциз и соответственно не предоставило покупателю документов по его уплате? В этом случае покупатель обязан в полной мере .
  • При операциях покупки-продажи прямогонного бензина также действуют системы вычета уплаченных акцизных сумм.
  • Система вычетов акциза действует в любой операции по перепродаже топлива, по всей цепочке от изготовителя к потребителю.

Это видео рассказывает об акцизах на топливо:

Сроки уплаты

Сумма акцизного налога на топливо должна быть начислена за календарный месяц. Уплату начисленной суммы в бюджет необходимо сделать до 25 числа, месяца, следующего за отчетным.

В ФНС ежемесячно нужно подавать отчетные документы по акцизам; последний срок для сдачи отчетности – 25 число последующего за отчетным периодом месяцем.

О том, как правильно и какие формы отчетных документов должны быть, следует обратиться к Приказу ММВ-7-3/1@ от 12.01.16.

Ставки и нюансы оплаты сбора на топливо

Дизельное

Ставка акциза на дизельное топливо в 2017 году составляет 6800 рублей за одну тонну.

Уплачивать акциз должны все , занимающиеся реализацией дизельного топлива и переработкой сырья для получения готовой продукции. Дизельное топливо облагается акцизным сбором и при его перемещении через российскую таможню. Уплачивать акцизный сбор должны и иностранные компании, осуществляющие на территории России операции с подакцизными товарами или сырьем для их производства.

Обязательство по уплате акциза наступает в момент совершения операции, которая облагается акцизом, согласно ст. 179 НК РФ. При перепродаже дизельного топлива и других операциях, связанных с изменением его владельца, в государственный бюджет обязательно уплачивается акцизный сбор. Во избежание двойного налогообложения, когда за одну и ту же партию дизельного топлива дважды уплачивается акцизный сбор, существует система вычетов. Основанием для вычета являются документы, подтверждающие уплату акцизного сбора предприятием, у которого была закуплена партия дизельного топлива.

Судовое

Судовое топливо подлежит акцизному налогообложению. Его ставка в 2017 году составляет 7800 рублей за одну тонну. Судовое топливо относится к средним дистиллятам и в таблице по ставке акцизов именно в этой графе и записана ставка акциза по этому виду топлива.

Такая классификация введена с той целью, чтобы отделить судовое топливо от общего понятие топлива, под которыми можно понимать, например дизельное топливо, используемое для автомобилей. Именно поэтому судовому маловязкому топливу было дано определение согласно его химическим свойствам. Это жидкий углерод (при условии: 15-20 0 С и 760 мм. рт. ст.), который получен при переработке нефти. Этот продукт характеризуется такими свойствами: плотность 750 кг/м 3 , но не более 930 кг/м 3 при 15-20 0 С.

Уплачивать акциз по судовому топливу должны компании, занимающиеся продажей и переработкой этого вида продукта. Для совершения операций с судовым топливом необходимо получить в налоговых органах свидетельство, дающее право совершать операции со средними дистиллятами. Для владельцев судов, использующих для бункеровки средние дистилляты, предусмотрен налоговый вычет. Им можно воспользоваться при наличии документов от продавца, подтверждающих уплату акциза по данной партии среднего дистиллята.

Расчет налогового вычета осуществляется в соответствии со ставкой акциза с коэффициентом.

Печное

Печное топливо является подакцизным продуктом. В таблице акцизных ставок оно подпадает под классификацию средних дистиллятов. В 2017 году ставка по печному топливу составляет 7800 рублей за одну тонну.

Такая классификация была сделана согласно химическим свойствам печного топлива и для отделения этого вида продукта от понятия автомобильного дизельного топлива. Для этой категории акцизов применимы все правила расчетов и взаимозачетов, осуществляемых в цепочке изготовитель-продавец-потребитель.

Керосин

Керосин авиационный относится к подакцизным продуктам. Согласно таблице акцизных ставок на 2017 год акциз на керосин составляет 2800 рублей за одну тонну.

В ближайшие 2018 и 2019 года не предполагается изменение ставки на этот вид продукта.

Газ

Природный газ подпадает под акцизное налогообложение согласно пп.14 п.1.ст. 181 НК РФ. Он является специфичным подакцизным товаром, поскольку для исчисления налога используется не жесткая ставка акциза, а расчет ведется согласно адвалорной налоговой ставке, то есть в процентном соотношении от налоговой базы.

Налоговая ставка за реализацию природного газа за пределы РФ рассчитывается следующим образом. От стоимости реализованного газа отнимаются таможенные расходы и расходы по транспортировке его за пределы страны. На полученную в результате чистую прибыль начисляется налог в размере 30%.

Все остальные налоговые расчеты и отчеты по операциям с природным газом такие же, как для других подакцизных товаров.

Ставка акцизов на ГСМ рассмотрены в этом видеоролике:

Сборы с ГСМ

Горюче смазочные материалы являются подакцизным товаром, что определено в НК РФ ст.181 п.1. Ставки акцизов на ГСМ регламентированы ст. 193 НК РФ

Акциз по ГСМ должны уплачивать предприятия, занимающиеся его изготовлением и продажей. Во избежание двойного налогообложения используется система налоговых вычетов. Ее применяют, например, в случае покупки ГСМ для дальнейшей перепродажи. Чтобы воспользоваться возможностью налоговых вычетов покупатель продукции должен получить от продавца документ, подтверждающий уплату акцизного сбора по данной партии товара.

Ставка акцизов на моторные масла в 2017 году составляет 5400 рублей за одну тонну. В ближайшие 2018 и 2019 года предполагается, что ставка не будет меняться.

Обложение средних дистиллятов

К средним дистиллятам относятся определенные нефтепродукты, полученные путем перегонки углеводородов. Это могут быть, например печное топливо, топливо для морских судов, дистиллят газового конденсата и другие. Точное определение относится ли данный вид товара и среднему дистилляту выполняется путем физико-химических анализов. Сверку можно провести, например, при проверке предприятия налоговыми органами.

Средние дистилляты являются подакцизным и операции с ними подлежат акцизному налогообложению. Акцизная ставка по средним дистиллятам в 2017 году составляет 7800 рублей за одну тонну.

Уплачивать акциз по операциям со средними дистиллятами нужно:

  • в случае их продажи на территории РФ;
  • при передаче их согласно договору по давальческому сырью;
  • при передаче их с целью переработки в неподакцизные товары;
  • при передаче их в качестве ;
  • при передаче их правопреемникам;

Существуют ситуации, когда операции со средними дистиллятами не облагаются акцизным налогом. Это при передаче их организации, не являющейся и в случае передачи для производства из них товаров, не подлежащих акцизному налогообложению.