Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание

/ / / Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» затронул глубокие нравственные проблемы. Автор рассмотрел социальные несправедливости того времени, в которое он жил и творил. Впрочем, эти проблемы были, есть и будут. Писателя тревожит отсутствие нравственности, которое царит в разных общественных слоях, власть денег, которая формирует неравенство людей в отношении друг друга. Эти бумажки ценятся превыше всего.

В судьбе главного героя анализируемого произведения, общество сыграло не последнюю роль. Молодой человек уверен, что совершаемое им убийство необходимо. И идет на этот шаг.

Им движет мысль, что таким образом он сможет помочь всем униженным и оскорбленным. Родион ощущает свою силу и значимость.

Но теории несостоявшегося «Наполеона» не суждено воплотиться в жизнь. Она не логична уже в своей основе. Именно это теперь причина всех мучений и страданий Родиона. Он осознает, что зря совершил грех, что он и есть та самая «дрожащая тварь» и никаких прав на решение чьих-то судеб он не имеет.

Достоевский в своем произведении не берет в расчет юридическую составляющую, его интересует преступление против нравственных законов.

Главный герой, хотя и такой молодой, равнодушен к людям, в его жизни нет любви. Убийство другого человека в данном случае равносильно убийству самого себя. Это преступление сделало совершенно пустой душу и жизнь Раскольникова. Автор понимает, что необходим человек, который тоже много страдал, но остался чист нравственно. Только он сможет спасти Родиона. И этим человеком становится Соня Мармеладова. Девушка будто ангел-хранитель наполняет жизнь молодого человека смыслом, заполняет всю ту пустоту, которая была до нее.

Не отличается внешней красотой, да это и не важно для Достоевского. Главное, что она прекрасна в душе. Слабая девушка несет на себе непосильную ношу. Деньги, заработанные распутством, она отдает пьянице-отцу, Катерине Ивановне и ее маленьким детям. Соня – жертва, которая безропотно подчиняется правилам жизни. Этот персонаж самый искренний, добрый и чистый в романе Достоевского, она готова помогать всем и каждому, сострадать и переживать.

Девушка сильна своей верой, и именно она вытаскивает Раскольникова из тьмы, в которую он сам себя загнал.

Благодаря ей Родион идет признаваться в совершенном преступлении. Соня не боится разлуки с любимым, она решает пройти и этот путь на каторге вместе с ним, разделить с ним все лишения и тяготы. Молодой человек сначала равнодушно принимал все эти знаки внимания, ласку и заботу. И только лишь постепенно оттаял душой, смягчился. В нем зародилось чувство, которое он никогда раньше не испытывал, Родион полюбил. Росток любви в сердце Родиона Раскольникова помог ему начать новую жизнь, возродить нравственное начало в его душе, раскаяться в совершенном преступлении.

Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

А. С. Пушкин

Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга - роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня. Роман “Преступление и наказание” написан в 1866 году. Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось только время действия и формы общения между людьми. Мысли и чувства людей не изменились. Их стремления почти такие же, как и в XIX веке. Сейчас многих людей волнуют те же вопросы, какие задавал себе Родион Раскольников, главный герой романа “Преступление и наказание”. В своем произведении Достоевский подробно описывает вопросы, которые мучили Раскольникова. В романе Достоевского видны условия, из-за которых Раскольников попал в такое ужасное положение. Его унижали, оскорбляли; он был “тварью дрожащей”. Но человек не может жить в таком состоянии. Достоевский показывает весь ужас положения таких людей. Они очень измучены, им тяжело жить. И каждый стремится выбраться из такого состояния. Это стремление человека к свободе естественно. И Достоевский показывает попытку вырваться из такого состояния на конкретном примере. Роман “Преступление и наказание” - это произведение, посвященное истории о том, как мятущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В этом романе Достоевский рассматривает преступление Раскольникова с этой точки зрения. Для Достоевского преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все - “твари дрожащие”, а он, возможно, “право имеющий”.

Раскольников решил подняться “над этим муравейником”. Он решил убить старуху, ограбить ее и получить достаточно средств для достижения своих целей. Но его мучает один вопрос: имеет ли он право преступить юридические законы? Если обратиться к его теории, то можно увидеть, что Раскольников имеет право перешагнуть через любые препятствия, если это необходимо для достижения его целей. Убив старуху, Раскольников отнес себя к разряду людей, к которому не принадлежат ни “квартальные поручики”, ни сестра, ни мать, ни Разумихин, ни Соня. Раскольников “отрезал” себя от людей “как будто ножницами”. И для него это стало трагедией. Раскрыв поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат. Человек не может жить без общения с людьми. Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд “низших людей”. Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести.

Он очень страдает от всего этого: “Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить...” В этом монологе выявляется весь ужас его положения. Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни - вот краеугольный камень философии Достоевского.

Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию “белокурых бестий”, “суперчеловека”, которому все разрешается. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла многочисленные бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского имела и имеет огромное общественное значение.

Мне кажется, что роман Достоевского “Преступление и наказание” должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Этот роман полезен всем людям. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похожую ситуацию, найдут в романе выход из создавшегося положения.

Мне этот роман очень помог. Когда я его прочитал, то смог глубже понять смысл жизни. Этот роман предостерег меня от ошибок, которые я мог бы совершить. Я думаю, что это очень интересная, полезная книга, которую должен прочитать каждый человек, не просто прочитать, а задуматься над теми проблемами и вопросами, о которых хотел предупредить человечество Достоевский.

Коллекция сочинений: Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание» поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение "униженных и оскорбленных» и роскошь, пресыщение, вседозволенность "хозяев жизни». В этом "страшном» мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.

Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка "лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Когда они оживлялись, "выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической. Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.

Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – "сумасшедшей от горя», среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по "желтому билету». Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня "переступила», чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком "совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают». Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: "Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют». Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: "Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…»

Раскольникова глубоко потрясает Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – "… вечная Сонечка, пока мир стоит!» Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: "Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу». Родион объясняет изумленной девушке: "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Сама Соня считает себя "великой грешницей». "Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии "дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.

Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: "Что ж бы я без Бога-то была?» "Ненасытимое сострадание» к ближнему столь велико в душе Сони, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет».

Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке "Новый завет». Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, "глядят кротко и тихо».

Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – "простонародный» - крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким "диким» взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.

Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как "мудрость». В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.

Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.

В романе проблемы нравственного, философского и религиозного характера.

1. Проблемы общества . Нищета — одна из вечных проблем русского общества. пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

2. Проблема нравственности. Одна из главных проблем романа — вопрос о жизненных приоритетах. Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

3. Проблема добра и зла в романе
Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

4. Проблема гуманизма
Достоевский в романе «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо.

Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой — процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Актуальность произведения "Преступление и наказание"

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа - наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди - мать и сестра - стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».

Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек - не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» - говорил он Соне, осознавая свой поступок.

Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства -- все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство. преступление наказание роман герой

Каждое время раскрывает проблемы жизни по-своему, с только ему присущей окраской. Каждая эпоха воспринимает все не так, как предыдущие, и не так, как воспримут последующие. Все мы в круговороте собственной жизни иногда забываем о таких незыблемых жизненных ценностях, как нравственность, честь и долг. И только такие великие писатели, как Ф. М. Достоевский, помогают нам вспомнить об этом. В нашем, двадцатом веке властвуют деньги. За деньги можно купить все: славу, известность, могущество, уважение, и даже люди покупаются за деньги. Да, богатым, а следовательно, и могущественным можно все. Можно убивать, грабить, совершать насилие, но при этом оставаться безнаказанным. Так и Родион Раскольников считал, что великие люди могут совершить преступление, но это будет всего лишь шаг на пути к великим делам. И сам он решил стать властелином над людьми, а для этого убил процентщицу Алену Ивановну. Могут ли деньги и могущество позволить человеку безнаказанно убивать? Вот главный актуальный вопрос, который в наши дни остается опять без ответа. Кроме этой проблемы Достоевский показывает бедных, несчастных людей, которых жизнь толкает на безнравственные поступки. Сонечка пошла на панель, чтобы прокормить мачеху и своих близких. А что толкнуло Алену Ивановну заняться таким грязным делом. Неужели хорошая жизнь?! А сколько таких примеров в нашей жизни. Один, два? Нет, мы просто перестали уже на это обращать внимание, потому что их миллионы! Люди не могут заработать на жизнь честным трудом, и что же им остается делать? Умирать с голоду? И вот тут встает вопрос, который в свою очередь поставил в своем романе Ф. М. Достоевский: «Сохранить чистоту души или выбрать достаток безнравственным путем?» Ведь кристальной душой не прокормишь голодных детей, не поможешь мужу спастись от алкоголизма и не вылечишься от чахотки. Каждый человек сам выбирает свой путь в силу своих убеждений, воспитания и влияния среды, в которой он живет. Недавно я ходила в Московский художественный театр имени А. П. Чехова и смотрела спектакль «Преступление и наказание», который явился премьерой сезона. Театр взял на себя важную задачу просвещать молодежь. Спектакль был поставлен для того, чтобы юное поколение могло хотя бы иметь представление о том, какие проблемы являются вечными в нашей жизни и переходят из поколения в поколение. Во МХАТе всегда очень хорошее музыкальное оформление и декорации. Это, конечно же, имеет очень большое значение. Главное, я увидела в истинном свете, в какую пропасть упал Раскольников. Он страдал, мучался и чуть не сошел с ума. Но ведь даже такое испытание, как каторга, не поколебали его уверенности в том, что великие люди имеют право на безнаказанное убийство. Он продолжал считать, что убил всего лишь «вошь», ничтожное существо. А ведь если подумать, то каким жалким предстает перед нами Раскольников. Он сам нам кажется «вошью». И все такие: маленькие, ничтожные людишки. Значит, мы не имеем права жить?

Ответить на этот вопрос я попытаюсь на примере романа «Преступление и наказание». «Самое главное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, чего-то, к чему сходятся все лучи и от чего исходят». (Л. Н. Толстой) «Преступление и наказание» -- идеологический роман, где все элементы: композиция, система характеров, исповеди героев, их напряженная интеллектуальная жизнь -- подчинены раскрытию глубочайших идей. Столкновение персонажей -- это, в сущности, столкновение точек зрения, воплощенных в человеческих характерах. Разрешение конфликта -- это победа или поражение идеи. Родион Раскольников, главный герой романа, -- это молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета, вынужденный оставить обучение из-за нехватки денежных средств. Он опустился практически на самое дно человеческой жизни, живет в ужасных условиях, в каморке, похожей на гроб. Он чувствителен и отзывчив к боли людей, особенно своих близких. Раскольников выделяет себя из общей массы, герой полон сознания собственной исключительности. Несомненно, каждый или почти каждый человек зачастую возвышает себя в своих глазах до неимоверных высот, если он сделал что-либо очень хорошо, -- это гордыня. Это чувство свойственно для всех: для наших предков, для нас и, конечно, для наших потомков. Недаром этот порок описывается в Священном писании, а значит, это один из вечных вопросов, которые не теряют своей актуальности никогда. Личные проблемы героя не являются основной причиной его преступления. За несколько месяцев до убийства он пишет статью, сравнивает в ней психическое состояние после преступления с болезнью, симптомами которой являются помрачение ума, раздвоение личности, нелогичность поступков и т. д. В ней же герой касается «преступления по совести». Разъясняя эту мысль, Раскольников показывает нам свою классификацию людей. В первую группу входят те, кто имеет право на убийство, к ней он причисляет и себя. В нее входят «властелины судьбы» -- Наполеон и Магомет, которые достигли своих целей при помощи преступлений, убийств. Однако в развитии действия мы сталкиваемся с опровержением теории Раскольникова, согласно которой можно убить одного человека, чтобы осчастливить сотню. Разработанная им теория фактически противится человеческой сущности. Цель не оправдывает средства. Все равно рано или поздно человек должен столкнуться с нравственной проблемой ответственности за совершенное преступление не только перед законом, но и перед своей совестью. Она актуальна и сегодня. Мы видели своеобразное воплощение теории Раскольникова во время двух попыток переворота в нашем государстве, когда группа людей, которая, как мне кажется, относилась к «властелинам судьбы», пыталась насильственным способом осчастливить людей, но ничего не вышло, так как счастье и кровь, насилие -- это вещи несовместимые. Трагедия Раскольникова в «Преступлении и наказании» в том, что он, гуманный по природе человек, который вовсе не принадлежит к «породе» людей, жаждущих крови, пытался уничтожить идею любви к ближнему. «Я не человека, я принцип убил». Убийство старухи можно расценить как самоубийство Раскольникова, вот что он говорит после убийства: «Если бы я из-за того убил, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был...» JSro трагедия не столько в боязни возмездия, сколько в огромной боли от душевной пустоты, одиночества, ужаса оторванности от людей, пытки пустотой, которую он ощущает после убийства. Чудовищные трагедии, которые происходят на улицах Петербурга, описывает Достоевский: девушка-ребенок торгует собой на бульваре, безразличие доводит людей до такого состояния, что они в порыве отчаяния готовы на самоубийство. И в наше время много девушек вынуждены продавать себя за какие-то бумажки, мало кто задумывается над тем, что творится у них внутри, что подтолкнуло их на этот путь. А то безразличие, с которым мы относимся к нищим, просящим подаяния в метро! Многие из нас просто делают вид, что не замечают их, проходя мимо. А ведь им нужно только немножко тепла и ласки, которыми они обделены. Во все времена будет жить вера в человеке, пусть у всех она разная, но она будет жить. Путь к счастью и нравственному возрождению всегда проходит через страдание, христианское смирение, веру в божий промысел. Именно такой выход указывает Раскольникову Соня Мармеладова, которая пожертвовала собой, своей честью ради своей семьи. Достоевский убеждает нас в том, что путь к человечности, братству заключен в единении, в способности к страданию, к состраданию, к самопожертвованию. Высший фокус романа заключается в нравственной и философской проблематике, -- это роман духовных исканий. Он волнует нас и сейчас, более чем через сто лет, так как ставит вечные, всегда современные вопросы: преступления и наказания, нравственности и безнравственности, душевной жестокости и чувственности и т. д. Я бы даже сказала, что сегодняшнее время является как бы своеобразным отражением жизни Петербурга и его людей, описанных в романе «Преступление и наказание»; но это отражение является немного кривоватым, поскольку идет время, меняются взгляды, но отношение к людям и попытки осмысления вечных проблем остаются всегда актуальными, а значит, остается актуальным и весь роман «Преступление и наказание»