Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России. Арбитражные суды

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ, в Российской Федерации система судебных органов, осуществляющих правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности посредством рассмотрения и разрешения конкретных дел, отнесённых законом к их подведомственности. Являясь самостоятельной ветвью, арбитражные суды, наряду с конституционными (уставными) и судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации. Своим названием арбитражные суды обязаны государственному арбитражу, реформирование которого привело к образованию самостоятельной системы арбитражных судов.

Организация арбитражных судов устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» (1996 год), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 год).

Систему арбитражных судов образуют четыре звена: Высший арбитражный суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Высший арбитражный суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет надзорные функции, формирует судебную практику. Его возглавляет председатель. В структуру суда входят: пленум; президиум; судебные коллегии соответственно по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных правоотношений, в которых образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел. Пленум не наделён правомочиями, связанными с отправлением правосудия по конкретным делам; он решает важнейшие вопросы организации и деятельности системы арбитражных судов, в частности, даёт разъяснения по вопросам судебной практики, выступает с законодательной инициативой, утверждает регламент арбитражных судов, решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий и др. Президиум - председатель, заместитель председателя и председатели судебных составов - созывается по мере необходимости. Его основной функцией является пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. В компетенцию президиума входит также рассмотрение отдельных вопросов судебной практики. В судебных коллегиях Высшего арбитражного суда Российской Федерации рассматриваются и разрешаются по первой инстанции дела, отнесённые законом к его подсудности.

В судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, разрешаются экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания, Правительства Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляется в судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и др.

Федеральные арбитражные суды округов (ФАСО) действуют в 10 судебных округах, созданных на территории Российской Федерации вне границ национального и административно-территориального устройства государства, и осуществляют пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке. В структуру арбитражного кассационного суда входят: президиум; судебные коллегии, а в коллегиях — судебные составы.

Следующее звено системы арбитражных судов образуют арбитражные апелляционные суды - по два в каждом судебном округе (к 2006 году - 20 арбитражных апелляционных судов). Основной их задачей является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных решений и определений арбитражных судов субъектов Российской Федерации. К компетенции президиума суда отнесены оргвопросы, а рассмотрением дел в апелляционном порядке занимаются судебные коллегии.

Низшее звено системы арбитражных судов - это суды субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит рассмотрение и разрешение по первой инстанции дел, отнесённых к подведомственности арбитражных судов (кроме дел, подсудных Высшему арбитражному суду Российской Федерации). Законом допускается создание на территории нескольких субъектов Российской Федерации одного арбитражного суда (например, Арбитражный суд города Санкт-Петербург и Ленинградской области), а также нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта Российской Федерации. Основной единицей структуры арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении по первой инстанции (по существу) отдельных категорий дел. Создание судебных коллегий возможно по решению президиума арбитражных судов субъекта Российской Федерации, если в этом существует необходимость. Организационное руководство арбитражных судов субъекта Российской Федерации осуществляет его президиум.

Хотя законом не предусмотрено образование арбитражных судов на районном и городском уровне, в целях приближения правосудия к месту нахождения (жительства) участвующих в деле лиц, находящихся (проживающих) в отдалённых местностях, могут создаваться постоянные судебные присутствия судов субъектов Российской Федерации, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Действующим законодательством к подведомственности арбитражных судов отнесены экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Под «экономическими» понимаются имущественные споры, возникающие из гражданских, земельных, административных, финансовых и иных правоотношений. К числу других относятся разнохарактерные дела, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели в связи с осуществляемой ими предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Круг возникающих из административных и иных публично-правовых отношений дел, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах, строго определён в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации: 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; 2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В компетенцию арбитражных судов входит также рассмотрение дел: 1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2)об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, вынесенных по спорам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В виде исключения к подведомственности арбитражных судов отнесены дела с участием граждан, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, наряду с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными организациями, нуждаются в судебной защите: 1) о несостоятельности (банкротстве); 2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; 3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; 5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 6) другие дела в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В зарубежных системах права органами арбитража являются третейские суды, то есть суды, назначаемые самими сторонами для разрешения возникающих между ними споров. Арбитражные суды как органы экономической (хозяйственной) юрисдикции действуют лишь в Российской Федерации и некоторых государствах бывшего СССР (например, в Украине). Отправлением правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в большинстве государств, как правило, занимаются специализированные суды (например, в Норвегии, Франции, Великобритании, США, Швейцарии) либо системы специализированных судов (например, в ФРГ, Испании, Финляндии). Причём в ряде государств специализированные суды (система судов) созданы для рассмотрения всех коммерческих споров (например, торговые суды Швейцарии), а в других - для рассмотрения и разрешения лишь отдельных категорий дел (например, в ФРГ, Норвегии, США).

Лит.: Клеандров М. И. Арбитражные суды Российской Федерации. М., 2001; он же. Экономическое правосудие в государствах-участниках СНГ. М., 2003.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Место в судебной системе

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

И т.д. Однако, судя по поступающим вопросам, зачастую, посетители сайта, а, иногда, это юристы по арбитражным спорам , не имеют представления о базовых понятиях: что такое арбитражные суды, какие из них являются вышестоящими по отношению к другим и какими полномочиями они наделены. В этой статье я постараюсь раскрыть основы, как это принято называть, теории арбитражного суда.

Арбитражные суды в РФ представляют из себя единую систему судов, определяемую Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации», а также ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно последнему, в России действует Высший Арбитражный Суд – ВАС РФ, десять федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов.

Система арбитражных судов

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является органом судебной власти по рассмотрению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет в указанных федеральным законом случаях надзор за их деятельностью, дает разъяснения по судебной практике применения Закона (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

ВАС РФ – это вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным федеральным судам (кассационным судам), апелляционным и арбитражным судам.

Федеральный арбитражный окружной суд (федеральный кассационный суд, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа) в рамках своих полномочий рассматривает экономические и иные споры в качестве кассационной судебной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная инстанция является вышестоящей по отношению к апелляционной и суду первой инстанции.

Апелляционный суд (по городу Москве – это Девятый арбитражный апелляционный суд) рассматривает не вступившие в законную силу решения арбитражного суда в качестве второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Соответственно, арбитражный суд субъекта РФ , например, Арбитражный суд города Москвы, является судом первой инстанции, рассматривающим подведомственные арбитражу споры.

Арбитражный суд. Устройство

Внутренняя структура арбитражного суда является его устройством. Высший Арбитражный Суд РФ имеет следующее устройство:

  • Пленум ВАС РФ
  • Президиум ВАС РФ
  • Судебная коллегия по рассмотрению гражданских и иных споров;
  • Судебная коллегия по административным спорам.

Каждый арбитражный суд имеет свой аппарат, который осуществляет: прием входящих документов, содействие судьям при подготовке дел к судебным заседаниям, удостоверение копий судебных актов и их выдачу, рассылку документов, проверяет уплату гос. пошлины и другие полномочия. Внутренняя структура суда включает в себя канцелярию, экспедицию, судебные отделения (куда входят судьи, помощники, специалисты, секретари), судебные составы и их председателей, отдел судебных приставов и др.

Функции арбитражных судов, задачи арбитражного судопроизводства

В настоящее время арбитраж имеет две основные функции:

  1. рассмотрением подведомственных дел занимаются все арбитры
  2. изучение и обобщение судебной практики, подготовка и внесение законодательной инициативы – ВАС РФ

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет в виде Постановлений всем арбитражам порядок применения действующего законодательства. Совместно с Пленумом Верховного Суда РФ, он разрабатывает и принимает обязательные для всех судов постановления. Например, 01.06.1996 г. было принято постановление 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ», которое регулирует основы гражданских правоотношений и по настоящий момент.

Президиум ВАС РФ, публикуя в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», издает Информационные письма, разъясняющие арбитражную судебную практику законодательного регулирования по различным направлениям.

Общими задачами арбитражного судопроизводства, согласно АПК РФ, являются:

  • обеспечение защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также государственных и муниципальных образований
  • реализация доступности правосудия для вышеуказанных лиц
  • соответствующее закону судебное разбирательство в разумный срок беспристрастным и независимым судом.

Судья арбитражного суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству. Исключение из этого правила составляют только научно-исследовательская и педагогическая деятельность.

Также, судьи не вправе публично, где бы-то ни было, высказывать свое мнение относительно рассматриваемого спора. Полномочия судей не ограничены сроком и действуют до ухода судьи в отставку.

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.

Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.

Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.

Арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Арбитражные суды в России осуществляют судебную власть, защищая нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предприятий, учреждений, организаций и граждан в области предпринимательской и иной экономической деятельности и в правоотношениях в сфере управления.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ. Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

Система арбитражных судов четырехуровневая и включает четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:

1. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

2. арбитражные апелляционные суды;

3. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

4. специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе:

1. президиума арбитражного суда округа;

2. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

3. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды первой инстанции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации », арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

Задачи арбитражных судов в России

статья 2 АПК РФ Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; 2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом; 4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 5) формирование уважительного отношения к закону и суду; 6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Функции арбитражных судов в России

  1. разрешение споров, возникающих в процессе реализации предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  3. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в России

Арбитражным судам подведомственны: дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. дела, возникающие из гражданских правоотношений (рассматриваются в порядке искового производства),
  2. дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (рассматриваются в порядке административного судопроизводства):
    1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливает возможность рассмотрения таких дел арбитражным судом;
    2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;
    3. о привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;
    4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;
  3. дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (рассматриваются в порядке особого производства);

Компетенция арбитражных судов по рассмотрению некоторых категорий дел определяется правилами специальной подведомственности. Это, например, дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по корпоративным спорам;
  3. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды подсудности дел арбитражным судам: 1. по выбору истца; 2. по месту жительства ответчика; 3. договорная (определяется по соглашению сторон); 4. исключительная.

Классификация арбитражных судов в России

Ссылки

Нормативная литература

  • «Федеральный Конституционный Закон „Об арбитражных судах в Российский федерации“ »

Учебная литература

Примечания

См. также

  • Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Арбитражный адвокат