Безопасная эксплуатация автотранспорта. Организация безопасной эксплуатации автомобилей. Что будем делать с полученным материалом

16.1.1. При эксплуатации транспортных средств на линии могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:

– наезды проезжающих транспортных средств;

– наезды при сцепке, расцепке автомобилей с прицепом (полуприцепом), запуске двигателя, само­произ­вольном движении транспортных средств;

– термические факторы (пожары, взрывы при по­даче топлива в карбюратор двигателя самотеком, проверке наличия топлива в баке с применением открытого огня, утечке газа из газобаллонной уста­новки; ожоги паром, водой из радиатора);

– преступные действия пассажиров и других лиц;

– падение поднятого кузова автомобиля-самосва­ла, опрокидывающейся кабины грузового автомоби­ля, выве­шенных на домкрате частей автомобилей;

– повышенные уровни шума и вибрации;

– повышенная температура и скорость движения воздуха в теплый период года;

– наличие в воздухе рабочей зоны вредных ве­ществ (углерода и азота оксидов, акролеина, углево­дородов алифатических предельных, формальдегида, метилмеркаптанов).

16.1.2. Перед пуском двигателя необходимо убе­диться, что автомобиль заторможен стояночным тор­мозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.

16.1.3. Пуск двигателя должен производиться при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

При пуске двигателя автомобиля пусковой руко­яткой необходимо, кроме требований согласно п.16.1.2, дополнительно придерживаться следующих требований:

– установить упорные колодки с обеих сторон колеса;

– пусковую рукоятку прокручивать снизу вверх;

– не брать рукоятку в обхват;

– при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

– не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, включить за­жигание;

– не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

16.1.4. Запрещается осуществлять пуск двигате­ля путем буксировки автомобиля и переключения цепи питания стартера.

16.1.5. Перед пуском двигателя автомобиля, под­ключенного к системе подогрева, необходимо отклю­чить и отсоединить элементы подогрева.

16.1.6. Управлять транспортными средствами на территории предприятия разрешается только лицам, назначенным приказом по предприятию и имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства.

16.1.7. Скорость движения транспортных средств по территории предприятия не должна превышать 10 км/час, а в помещениях – 5 км/час.

16.1.8. Для организации безопасного движения по территории предприятия составляется схематичный план (схема) движения транспортных средств и работников, с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, въездов и т.п. Этот план (схема) доводится до всех работающих и вывешивается при въезде на территорию предприятия.

16.1.9. Во время движения автомобиля по терри­тории предприятия (при обкатке, испытании и т.п.) запрещается нахождение на нем лиц, не имеющих к этому прямого отношения.

16.1.10. Заправку автомобилей следует проводить в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации стационарных, контейнерных и пере­движ­ных автозаправочных станций (раздел 2, п. 46 этих Правил).

16.1.11. При заправке автомобилей запрещается:

– проводить ремонтные и регулировочные работы;

– заправлять автомобиль топливом при работаю­щем двигателе;

– допускать перелив и разлив топлива;

– находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.

16.1.12. Собственник обязан выпускать на линию технически исправные транспортные средства, уком­плектованные согласно пп. 10.1.12, 10.1.13 этих Правил, что подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на ли­нию и водителя.

16.1.13. Водитель может выезжать на линию только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе.

16.1.14. Собственник перед выездом обязан про­информировать водителя об условиях работы на ли­нии, местах погрузочно-разгрузочных работ и особен­ностях перевозимого груза.

16.1.15. Собственник не имеет права:

– заставлять водителя (водитель не имеет права) выезжать на автомобиле, если его техническое состо­яние и дополнительное оборудование не отвечает Пра­вилам дорожного движения. Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного тран­спорта и этим Правилам;

– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными актами.

16.1.16. Направляя водителя в рейс продолжи­тель­ностью более 1 суток, собственник обязан:

– проверить укомплектованность автомобиля не­обхо­димыми приспособлениями, оборудованием и ин­вен­тарем в соответствии с п. 10.1.14 этих Правил и их исправность;

– сообщить водителю (водителям) режим работы и отдыха;

– записать в путевом листе маршрут следования с указанием мест временного и продолжительного от­дыха.

16.1.17. При направлении двух и более автомо­билей в рейс для совместной работы на срок более двух суток собственник обязан приказом назначить лицо, отвечающее за охрану труда. Выполнение тре­бований этого лица обязательно для всех водителей группы автомобилей.

16.1.18. При остановке на отдых за пределами населенных пунктов лицо, отвечающее за охрану труда, должно осуществлять контроль за соблюдени­ем требований безопасности труда.

16.1.19. Запрещается водителям, грузчикам и другим лицам во время стоянки отдыхать или спать в кабине, салоне при работающем двигателе.

16.1.20. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запре­щается.

Перевозка детей в кузове грузового автомобиля запрещается.

16.1.21. Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разре­шается только лицам, сопровождающим (получаю­щим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

– перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузовах автомобилей-самосвалов и специализирован­ных автомобилей;

– перевозка в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем оборудовано мест для сиде­ния или указано в паспорте завода-изготовителя;

– движение автомобиля с открытыми дверьми и при нахождении людей на подножках;

– выпрыгивать из кабины или кузова автомоби­ля.

16.1.23. Лица, находящиеся в автомобиле обя­заны выполнять требования водителя по вопросам без­опасности.

16.1.24. При остановке (стоянке) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять все меры против самопроизвольного его дви­жения: остановить двигатель, установить рычаг пе­реключения передач (контроллера) в нейтральное по­ложение, затормозить автомобиль стояночным тор­мозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно подставить под колеса упорные колодки.

На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движе­ния, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность их самопроизвольного движения.

16.1.25. Выходя из кабины автомобиля или са­лона автобуса, водитель должен предварительно убе­диться в состоянии поверхности (наличие выбоин, скользкости, посторонних предметов и т.п.), а при выходе на проезжую часть дороги – еще и в отсут­ствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

16.1.26. На автомобили-таксомоторы в регионах (городах) с высокой криминогенной обстановкой не­обходимо устанавливать защитный экран, а также специальную сигнализацию.

16.1.27. Сцепка и расцепка автомобилей с прице­пами и полуприцепами должна производиться толь­ко на ровной нескользкой поверхности с твердым покрытием.

16.1.28. Сцепку автопоезда, состоящего из авто­мобиля и прицепа, должны производить три челове­ка – водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координи­рующее их работу. При этом водитель подает авто­мобиль. назад самым малым ходом, строго выполняя команды лица, координирующего проведение сцепки.

Координирующее лицо должно находиться на мес­те, с которого ему одновременно хорошо видны води­тель и рабочий-сцепщик на протяжении всего пери­ода проведения сцепки. Оказывать помощь сцепщи­ку, а также покидать ему свое место до окончания сцепки запрещается.

В исключительных случаях (дальние рейсы, пере­возка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п.) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:

– затормозить прицеп стояночным тормозом;

– проверить состояние буксирного оборудования;

– подложить упорные колодки под задние колеса прицепа;

– провести сцепку, включая соединение гидравли­ческих, пневматических и электрических систем ав­томобиля и прицепа, а также крепление страховоч­ных тросов (цепей) на прицепах, не имеющих авто­мати­ческого оборудования.

Запрещается производить сцепку при неисправно­сти дышла прицепа (отсутствие пружин дышла, упо­ра, их неисправности и т.п.).

16.1.29. Перед началом движения задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

16.1.30. Водитель перед сцепкой полуприцепа должен осмотреть его и убедиться в исправности.

16.1.31. При сцепке и расцепке продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны распола­гаться на одной прямой.

16.1.32. Борта полуприцепа при сцепке и рас­цепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необхо­димо убедиться в том, что седельно-сцепное устрой­ство, шкворень и их крепление исправны; полупри­цеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте расположена так, что при сцеп­ке передняя кромка опорного листа попадает на по­лозки или на седло. При необходимости следует под­нять или опустить переднюю часть полуприцепа.

Перед сцепкой необходимо установить упорные колодки под колеса полуприцепа.

Запрещается производить расцепку при неопущен­ных катках опорного устройства, а также неравно­мерной загрузке полуприцепа.

16.1.33. Соединительные шланги и электропро­вода должны быть подвешены с помощью оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке, а после сцепки они должны быть присоединены.

16.1.34. Перед подачей автомобиля назад води­тель должен убедиться, что его никто не объезжает и вблизи нет людей или каких-либо преград.

Перед началом движения задним ходом в услови­ях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требо­вать, а собственник обязан выделять работника для организации движения автомобиля.

16.1.35. Во время движения на повороте води­тель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до такой, которая обеспечивала бы безопасность дорожного дви­жения.

16.1.36. При перегреве двигателя пробку радиа­тора можно открывать только тогда, когда темпера­тура воды (жидкости) ниже 100 °С, иначе при от­крытии пробки произойдет выброс кипящей воды.

Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавицах или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

16.1.37. Для предупреждения случаев обмороже­ния при устранении неисправностей зимой в дороге следует работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту руками без рукавиц.

16.1.38. Во избежание возникновения пожара на автомобиле запрещается:

– подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор из емкости самотеком при по­мощи шланга или другим способом;

– производить ремонт топливной системы при работающем или горячем двигателе, включенном за­жигании;

– оставлять в кабинах и на двигателе загрязнен­ные маслом или топливом использованные обтироч­ные материалы;

– подогревать двигатель и другие агрегаты откры­тым огнем, а также пользоваться им в непосредствен­ной близости от приборов системы питания двигате­ля (в т.ч. от топливных баков);

– курить и пользоваться открытым огнем при определении наличия топлива в баке, а также при заправке автомобилей из дополнительных емкостей.

16.1.39. Для проверки наличия топлива в топ­ливных баках следует применять специальные линей­ки, исключающие искрообразование в результате уда­ров, переносные светильники во взрывобезопасном исполнении и другие приспособления.

16.1.40. Буксирование неисправных автомобилей должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Украины.

16.1.41. При ремонте автомобиля на линии води­тель обязан выполнять требования безопасности тру­да, установленные для ремонта и профилактическо­го обслуживания транспортных средств на предприя­тии, согласно разделу 13 этих Правил. При отсут­ствии у водителя необходимых приспособлений и ин­струмента для безопасного выполнения конкретного вида работ ремонт запрещается.

Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров и т.п.).

16.1.42. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить ава­рийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет” и установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунк­тах и 40 м – за их пределами.

16.1.43. Перед вывешиванием части автомобиля домкратом необходимо установить его на горизонталь­ную нескользкую площадку за пределами проезжей части дороги, остановить двигатель, включить пони­женную передачу, затормозить автомобиль стояноч­ным тормозом, установить под колеса упорные ко­лодки, вывести людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.

При вывешивании автомобиля на грунтовой по­верх­ности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат прочную деревян­ную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.

Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

16.2. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей,

работающих на газовом топливе

16.2.1. При эксплуатации автомобилей, работаю­щих на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе, должны выполняться требования Руководства (инструкции) по их эксплуатации заводов-изготови­телей и этих Правил.

16.2.2. Запуск двигателя (карбюраторного) сле­дует производить на топливе одного вида: на газе или бензине.

16.2.3. Для подогрева двигателя и системы пита­ния, устранения ледовых образований и пробок разре­шается применять только горячую воду, воздух или пар.

16.2.4. Перед включением зажигания, осветитель­ных электрических приборов и запуском двигателя после межсменного отстоя или длительного хранения автомобилей необходимо не менее чем на 3 минуты открыть для проветривания капот, люки отсеков баллонов и двери (в автобусах), багажное отделение (в легковых автомобилях), после чего убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений системы питания.

16.2.5. Расходные и магистральные вентили не­обходимо открывать медленно, во избежание гидрав­лического удара, а закрывать – не прилагая боль­ших усилий, чтобы не повредить уплотнители.

16.2.6: В процессе эксплуатации автомобили, ра­ботающие на газовом топливе, должны, ежедневно, при выпуске на линию и при возвращении их с ли­нии, подлежать осмотру с целью проверки герметич­ности и исправности газовой аппаратуры, а также надежности крепления газовых баллонов и кронш­тейнов.

Проверку герметичности соединений газового оборудования и определения мест утечки газа произ­водят с помощью специальных приборов (газоинди­каторов, течеискателей) или мыльной эмульсии.

16.2.7. На легковых автомобилях (ГАЗ-24-07) и их модификациях необходимо проверить также со­стояние резинового уплотнителя и дренажного шлан­га заправочного устройства.

16.2.8. При обнаружении утечки газа из балло­нов через вентили, предохранительный клапан или другую арматуру на линии и невозможности ее уст­ранения необходимо выпустить газ из баллонов в ат­мосферу в безопасном месте вдалеке от людей и ис­точников огня.

Выпуск газа должен производиться при неработа­ющем двигателе и отключенной “массе”.

16.2.9. При обнаружении утечки газа во время движения водитель обязан немедленно остановить автомобиль, выключить двигатель, закрыть все вен­тили, выявить неисправности и принять меры к их устранению. При невозможности устранения неисп­равности необходимо прекратить работу и сообщить об этом на предприятие.

16.2.10. При эксплуатации автомобилей, работа­ющих на газовом топливе, запрещается:

– запускать двигатель и работать на автомобиле с неисправной газовой аппаратурой и при утечке газа из баллона или системы питания;

– работа двигателя на смеси двух топлив – бен­зина и газа;

– дозаправлять баллоны или выпускать (сливать) газ в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей;

– останавливать автомобиль ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

– производить проверку герметичности системы питания открытым огнем;

– проверять или регулировать приборы электро­обо­рудования, не убедившись в отсутствии газа под капотом двигателя и в других возможных местах его накопления;

– эксплуатировать автомобиль со снятым газовым фильтром;

– регулировать или ремонтировать газовую аппа­ратуру (кроме регулировки холостого хода) при рабо­тающем двигателе;

– ударять по газовой аппаратуре и арматуре, на­ходящейся под давлением;

– оставлять в промежуточном положении расходные вентили; они должны быть полностью открыты или закрыты;

– применять дополнительные рычаги для открывания или закрывания расходных или наполнитель­ных вентилей;

– эксплуатировать автомобиль на бензине с от­крытым электромагнитным клапаном и расходными магистральными вентилями;

– запускать двигатель при давлении газа в бал­лонах менее 0,5 МПа (5 кг/см 2).

16.2.11. После постановки автомобиля на дли­тельную стоянку необходимо закрыть расходные и магистральные вентили, выработать весь газ из сис­темы питания, после чего выключить зажигание и отключить “массу”.

При остановке двигателя на короткое время (не более 10 мин) магистральный вентиль разрешается оставлять открытым.

16.2.12. Заправлять автомобили газом разреша­ется только на стационарных или передвижных газо­напол­нительных станциях.

16.2.13. Перед заправкой автомобиля газовым топливом необходимо: высадить пассажиров из каби­ны (кузова) или салона автомобиля, остановить двигатель, выключить зажигание; закрыть магистраль­ный вентиль, расходные вентили при этом должны быть открыты.

16.2.14. При заправке газовым топливом запре­щается:

– стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

– подтягивать гайки соединений топливной сис­темы и стучать металлическими предметами;

– производить регулировку и ремонт газовой ап­паратуры;

– выполнять работы, вызывающие искрообразование;

– курить и пользоваться открытым огнем;

– работать без рукавиц;

– заправлять баллоны сжиженным нефтяным га­зом более чем на 90% полного объема;

– заправлять баллоны, если срок осмотра их ис­тек, или в случае обнаружения разгерметизации си­стемы питания.

16.2.15. Перед началом наполнения баллонов га­зом необходимо сначала открыть наполнительный вентиль на автомобиле, а потом – вентиль заправоч­ной колонки, а после наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль заправочной колонки, а потом – наполнительный вентиль на автомобиле.

Отсоединять и присоединять газонаполнительные шла­н­ги можно только тогда, когда оба вентиля за­крыты.

16.2.16. Если во время заправки газонаполнитель­ный шланг случайно разгерметизируется, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонапол­нительной колонке, а потом – наполнительный вен­тиль на автомобиле.

16.2.17. Эксплуатация баллонов для сжатого при­родного и сжиженного нефтяного газа должна осуще­ствляться согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

16.2.18. В случае возникновения пожара на авто­мобиле, работающем на газе, необходимо выключить зажигание и закрыть расходные и магистральные вентили. Тушить пожар необходимо огнетушителя­ми, кошмой, песком или струёй распыленной воды. Баллоны с газом необходимо обильно поливать хо­лодной водой, чтобы избежать чрезмерного повыше­ния давления в них.

16.3. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей

в отрыве от основной базы

16.3.1. Направление автомобилей для выполне­ния работ в отрыве от основной базы должно офор­мляться приказом по предприятию.

16.3.2. Приказом собственника предприятия на­значается также старший группы, направляемой в командировку (при 2 и более автомобилей), из числа опытных водителей или бригадиров или начальник колонны (более 20 автомобилей) из специалистов предприятия, на которого возлагается ответственность за соблюдение требований безопасности труда.

Выполнение требований ответственного лица обяза­тельно для всей группы, направляемой в командировку.

16.3.3. Перед направлением на работу необходи­мо выяснить на месте будущего расположения усло­вия и особенности работы, организацию жилья и быта состава группы, хранения и профилактического обслуживания транспортных средств, медицинского осмотра водителей.

16.3.4. Совместно с собственником организации, в распоряжение которой направляется автотранспорт, уточ­нить необходимое материальное и техническое обеспече­ние, что должно быть осуществлено как непо­средствен­но на предприятии, так и по месту командировки.

16.3.5. При подготовке к работе в отрыве от основной базы необходимо провести профилактиче­ское обслуживание всех транспортных средств. При этом особое внимание необходимо обратить на узлы и агрегаты, обеспечивающие безопасность движения и труда, пожарную безопасность.

16.3.6. При эксплуатации, профилактическом об­служивании и ремонте транспортных средств в отры­ве от основной базы необходимо соблюдать те же требования безопасности, что и в обычных условиях.

4.3.1. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться в том, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, рычаг переключения передач (контроллер) находится в нейтральном положении, транспортное средство отключено от системы подогрева (если таковая имеется) и пуск двигателя не создаст опасности для работников, находящихся у транспортного средства.
4.3.2. Пуск двигателя транспортного средства производится поворотом ключа замка зажигания, ключ-марки или другого штатного устройства пуска двигателя.
4.3.3. Использование пусковой рукоятки для пуска двигателя транспортного средства разрешается в исключительных случаях, при этом:
пусковая рукоятка должна поворачиваться снизу вверх; пусковую рукоятку нельзя брать в обхват. Рекомендуется для ручного пуска установить позднее зажигание.
4.3.4. Покидая кабину транспортного средства, водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (выключить зажигание, подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, а на уклоне, кроме того, поставить под колеса транспортного средства специальные упоры), и убедиться в личной безопасности, выходя на проезжую часть дороги.
4.3.5. При подъеме транспортного средства домкратом под домкрат устанавливается прочная подкладка достаточных размеров, обеспечивающая его устойчивость и исключающая проседание домкрата. Под неподнимаемые колеса транспортного средства должны быть установлены упоры (башмаки).
4.3.6. При вынужденной остановке транспортное средство должно быть отведено на обочину или на край проезжей части дороги и на расстоянии 15-30 м позади него должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
4.3.7. Водителю транспортного средства не разрешается:
а) подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, не оборудованную ограждениями или колесоотбойным брусом;
б) осуществлять движение транспортного средства (автомобиля-самосвала) с поднятым кузовом;
в) допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц (грузчиков и других лиц);
г) выполнять какие-либо работы под транспортным средством, поднятом только домкратом без установки под транспортное средство козелков;
д) использовать в качестве подставки под поднятое транспортное средство, а также в качестве подкладок под домкрат случайные предметы (камни, кирпичи и т.п.);
е) осуществлять подачу бензина в карбюратор при неисправной топливной системе непосредственно из емкости шлангом или другим аналогичным способом;
ж) применять легковоспламеняющиеся жидкости для мойки двигателя, узлов и деталей транспортного средства;
з) курить и пользоваться открытым огнем в непосредственной близости от приборов системы питания бензинового двигателя транспортного средства или двигателя транспортного средства, работающего на газовом топливе.
4.3.8. При подкачке шин колес, снятых с транспортного средства, необходимо установить в окно диска колеса предохранительную вилку, а колесо укладывать замочным кольцом вниз.
4.3.9. При движении на поворотах водитель автомобиля-цистерны, емкость которой заполнена менее чем на 75 % объема, обязан для исключения опрокидывания снизить скорость транспортного средства до минимального значения, обеспечивающего безопасное прохождение поворота.
4.3.10. Перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в том, что этому маневру ничто и никто не препятствует. В условиях ограниченной обзорности и (или) плохой видимости водитель транспортного средства для выполнения маневра должен прибегнуть к помощи другого работника, находящегося вне транспортного средства.
4.3.11. При остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.
4.3.12. Буксировка неисправного транспортного средства должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 20 Правил дорожного движения Российской Федерации1.
________
1 Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (Собрание Актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, cm. 4531).

4.3.13. В зимнее время года при устранении неисправностей, при заправке транспортного средства топливом водитель должен работать в рукавицах. Для подогрева двигателя и других агрегатов и систем транспортного средства не допускается пользование открытым огнем.
4.3.14. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо отворачивать осторожно, не допуская интенсивного прорыва пара. Эта операция должна выполняться в рукавицах или с использованием ветоши.
4.3.15. При обнаружении утечки газа на транспортном средстве, двигатель которого работает на газовом топливе, водитель обязан немедленно остановить двигатель, закрыть все вентили и принять меры к устранению неисправности.
4.3.16. При длительной стоянке транспортного средства с двигателем, работающем на газовом топливе, расходные вентили системы питания должны быть закрыты, а оставшийся в топливной магистрали газ должен быть выработан до остановки двигателя, после чего должно быть выключено зажигание, выключена кнопка массы и закрыт магистральный вентиль.
Во избежание гидравлического удара открытие вентилей газовой системы питания (магистрального и расходных) должно производиться медленно.
4.3.17. При завершении заправки баллонов транспортного средства, двигатель которого работает на газовом топливе (при наполнении баллонов газом), сначала необходимо закрыть вентиль на заправочной колонке, затем наполнительный вентиль системы питания на транспортном средстве.
Отсоединение газонаполнительного шланга от баллонов, установленных на транспортном средстве, должно производиться после закрытия обоих вентилей.
4.3.18. Работа двигателя транспортного средства на смеси двух топлив (бензина и газа) не допускается.
4.3.19. Перед въездом погрузчика в автофургон, автоприцеп водитель погрузчика должен убедиться в том, что автофургон (автоприцеп) заторможен, под колеса подложены упоры и любое перемещение автофургона (прицепа) исключено. Для автоприцепа, не сцепленного с тягачом, может оказаться необходимым применение опорных стоек для исключения возможного опрокидывания автоприцепа.
4.3.20. При захвате груза на вилы погрузчика необходимо обеспечить его устойчивое положение для перемещения. Обрабатывая груз, центр тяжести которого водителю не представляется возможным определить, погрузчик должен маневрировать с предельной осторожностью, для чего необходимо:
а) установить ширину вил соответственно ширине груза;
б) подвести вилы под груз настолько глубоко, насколько возможно;
в) поднять вилы на высоту, достаточную для перемещения груза;
г) наклонить вилы назад настолько, чтобы стабилизировать груз на вилах.
4.3.21. При движении погрузчика его грузоподъемное устройство должно быть отклонено назад, а захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от уровня дорожного полотна не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков на колесах с грузовыми шинами.
4.3.22. При движении погрузчика с грузом запрещается резко тормозить, изменять наклон грузоподъемного устройства, опускать или поднимать груз.
4.3.23. Перемещение погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, необходимо производить в сопровождении сигнальщика.
4.3.24. При штабелировании грузов погрузчик к штабелю должен приближаться медленно на необходимое расстояние, грузоподъемник с грузом приводится примерно в вертикальное положение и груз поднимается вверх несколько выше штабеля, затем погрузчик или выдвижные вилы погрузчика подаются вперед и груз укладывается на место, опуская вилы. После того, как водитель убедится в том, что груз хорошо уложен на свое место в штабеле, вилы отводятся и опускаются в транспортное положение и погрузчик отъезжает от штабеля.
4.3.25. При снятии груза со штабеля погрузчик необходимо остановить в 0,3 м от штабеля, подвести вилы погрузчика под нужный груз следя за тем, чтобы центр тяжести груза располагался посередине грузозахватного приспособления, приподнять груз, подать вилы или погрузчик назад, привести груз в транспортное положение и убедившись, что путь для движения свободен, произвести перемещение груза.
4.3.26. Перевозка людей на погрузчике или электрокаре запрещается кроме случая, когда в их конструкции и в технической документацией завода-изготовителя предусмотрено и оборудовано дополнительное посадочное место.
4.3.27. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей, кислот, щелочей транспортными средствами с электрическим приводом, аккумуляторные батареи которых располагаются под грузовой платформой, не допускается.
4.3.28. Подведение подъемной платформы электрокара (при работе на электрокаре с подъемной платформой) под груз следует производить до упора, избегая при этом ударов.
4.3.29. Горячие грузы (температура выше 70°С) должны перевозиться на транспортных средствах, оборудованных металлическим кузовом.
4.3.30. Пылящие грузы должны перевозиться на бортовых транспортных средствах с уплотненными кузовами и с соблюдением мер, исключающих их распыление при движении.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень среднего профессионального образования).

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» является одной из дисциплин по выбору студентов по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Изучение предмета базируется на знаниях студентов, полученных при изучении дисциплин: «Автомобили», «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей», «Правила безопасности дорожного движения».

Целью дисциплины является формирование у учащихся системы профессиональных знаний и навыков по эксплуатации автотранспортных средств.

В процессе изучения дисциплины учащиеся знакомятся с организацией работы грузового автомобильного транспорта в условиях нового хозяйственного механизма.

При изучении дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» особое внимание уделяется вопросам технологии транспортного процесса по перевозке грузов, эффективности использования автотранспортных средств, экономии трудовых и материальных ресурсов.

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» имеет целью помочь учащимся колледжа представить современное состояние и тенденции развития работы автотранспортных предприятий по организации грузоперевозок; эксплуатации, поддержанию технического состояния и повышению экономичности работы подвижного состава.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: типы и организационную структуру автотранспортных предприятий, основные показатели работы автотранспортных средств, классификацию и основные эксплуатационные свойства подвижного состава, основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия, классификацию грузов, организацию грузоперевозок, правила технического содержания подвижного состава, организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава.

Студенты должны уметь: составлять и оформлять техническую и отчетную документацию по эксплуатации и техническому обслуживанию подвижного состава; разрабатывать графики эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава; организовать работу персонала по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильного транспорта, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины; обеспечивать безопасность работ по эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей.

Учебному заведению предоставляется право корректировки содержания, последовательности изучения учебного материала, распределения учебных часов по темам, а также замены отдельных практических работ другими, сходными по содержанию. При этом могут вноситься дополнительные требования к уровню подготовки специалистов с учетом региональных особенностей специфики учебного заведения и требований заказчика.

Все изменения в программу вносятся по решению цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

2. Тематический план дисциплины.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение

2

Раздел 1.

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

2

Тема 1.2. Организационная

2

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта . Классификация автомобилей.

4

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

2

Итого по разделу

10

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава (КТГ).

2

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава (КВЛ, КИП, КИГ).

6

Итого по разделу

8

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы АТП . Экономическая подготовка. Техническая подготовка. Организационная подготовка.

6
2
2

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки . Учет выполненных работ

4

. Оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих. Оплата труда водителей. Особые случаи оплаты труда.

8

Итого по разделу

22
2

. Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов. Особенности перевозки различных грузов. Технологические, смешанные, централизованные перевозки.

8

. Централизованное и децентрализованное диспетчерское руководство.

4

Итого по разделу

14

. Планово-предупредительная система ТО и Р автомобилей.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания на автотранспортных предприятиях . Организация ремонта на автотранспортных предприятиях. Производительность труда. Рабочее место, инструмент и приспособления.

. Методы и средства диагностирования.

Итого по разделу

Тема 6.1. Топливо . Бензины. Дизельное топливо. Сжатые и сжиженные газы.

Тема 6.2. Моторные масла

Тема 6.3. Трансмиссионные масла

Тема 6.4. Специальные масла

Тема 6.5. Пластичные смазки

Тема 6. 6. Эксплуатационные жидкости. Электролит, амортизаторные, тормозные жидкости. Антифризы.

Тема 6.7 Жидкости для гидравлических систем.

Тема 6. 8. Вспомогательные материалы. Клеи и герметики. Средства по уходу за автомобилем.

Тема 6. 9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов. Изменение норм.

Итого по разделу

Тема 7.1. Обкатка автомобиля

Тема 7.2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях . Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7.3. Правила хранения подвижного состава. Кратковременное хранение. Консервация.

Итого по разделу

Всего по дисциплине

120

3. Содержание учебной дисциплины

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств». Значение дисциплины в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Связь с дисциплинами по специальности, последовательность изложения тем.

Раздел 1. Структура автотранспортных предприятий

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

Студент должен: знать:

— типы автотранспортных предприятий;

уметь:

— определять тип автотранспортного предприятия в зависимости от характера грузоперевозок .

Тема 1.2. Организационная структура автотранспортных предприятий

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные задачи автотранспортных предприятий;

— основные процессы автотранспортных предприятий;

организационную ;

уметь:

— определять основные задачи автотранспортных предприятий;

— составлять организационную структуру автотранспортных предприятий ;

Содержание учебного материала

Основные задачи автотранспортных предприятий, основные процессы автотранспортных предприятий.

Организационная структура автотранспортных предприятий .

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— классификацию подвижного состава

— маркировку автомобильного транспорта и прицепов

уметь:

— определять схему выбора подвижного состава в зависимости от характера груза.

Содержание учебного материала

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта, грузовой, пассажирский и специализированный подвижной состав, автомобильные прицепы.

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— грузоподъемность и вместительность

— тягово-скоростные свойства

— топливная экономичность

— надежность и безопасность движения

уметь:

— определять основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Содержание учебного материала

Определение эксплуатационных свойств подвижного состава, грузоподъемность и вместительность, тягово-скоростные свойства, топливная экономичность, надежность и безопасность движения

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава

Требования к представлениям, умениям

Студент должен знать:

показатели технической готовности подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент технической готовности парка (КТГ) за определенный период.

Содержание учебного материала

Готовность подвижного состава к транспортной работе, зависимость коэффициента технической готовности автомобильного парка от организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— показатели оценки работы автотранспортных предприятий

технико-экономические показатели работы подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент выпуска на линию (КВЛ)

— определять коэффициент использования пробега (КИП)

— определять коэффициент использования грузоподъемности (КИГ)

Содержание учебного материала

Показатели оценки работы автотранспортных предприятий, определение коэффициента выпуска на линию, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая, эксплуатационная скорость, пробег автомобиля, работа грузового автомобиля.

Раздел 3. Основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы автотранспортных предприятий

Требования к представлениям, знаниям

Студент должен знать:

— основные задачи на автомобильном транспорте

— планирование работы автотранспортных предприятий

уметь:

— определять рентабельность

— составлять трансфинплан

Содержание учебного материала

Основные задачи на автомобильном транспорте, доходы автотранспортных предприятий, экономическая, техническая и организационная подготовка по перевозке грузов.

Тема 3.2. Организация труда на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные производственные подразделения автотранспортных предприятий

— особенности централизованной и децентрализованной формы организации перевозок

уметь:

— определять функции основных производственных подразделений автотранспортных предприятий

Содержание учебного материала

Назначение службы эксплуатации (организации перевозок), централизованная и децентрализованная форма организации перевозок, служба маркетинга.

Тема 3.3. Факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

Студент должен: знать:

— факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

уметь:

— определять себестоимость перевозки груза

Содержание учебного материала

Себестоимость транспортного процесса, факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта. Методика определения себестоимости расходов, связанных с транспортированием.

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки и учет выполненных работ

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— технические измерители процесса перевозки грузов

Содержание учебного материала

Транспортная масса Транспортная работа (объем перевозок), грузопоток, транспортное время, транспортный путь транспортные тарифы, учет выполненных работ.

Тема 3.5. Техническое нормирование и оплата труда

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— техническое нормирование труда

— структура технически обоснованной нормы времени

— типовые нормы времени

уметь:

— определять технически обоснованную норму штучного времени

— определять норму выработки

Содержание учебного материала

Техническое нормирование труда, расчет комплексной нормы, оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих, оплата труда водителей, система оплаты труда отдельных групп рабочих АТП, особые случаи оплаты труда, надбавки и доплаты, премирование, хозяйственный расчет.

Раздел 4. Организация грузоперевозок

Тема 4.1. Классификация грузов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля

— классификация грузов по способу погрузки и разгрузки

— классификация грузов в зависимости от условий перевозки

Содержание учебного материала

Классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля, по способу погрузки и разгрузки, в зависимости от условий перевозки.

Тема 4.2. Организация перевозок различных видов грузов и пассажиров

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— погрузочно-разгрузочные работы

— маркировка грузов

— особенности перевозки различных грузов

— технологические перевозки

— смешанные перевозки

— централизованные перевозки

— междугородные перевозки

— перевозки пассажиров

Содержание учебного материала

Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов, особенности перевозки различных грузов, технологические перевозки, смешанные перевозки, централизованные перевозки, междугородные перевозки, перевозки пассажиров

Тема 4.3. Диспетчерское руководство работой подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— функции диспетчерской службы

— централизованное и децентрализованное диспетчерское управление

уметь:

— организовывать диспетчерское руководство подвижного состава

— выдавать сменное (суточное) задание водителям

Содержание учебного материала

Назначение диспетчерской службы, централизованное и децентрализованное диспетчерское управление. Сменное (суточное) задание.

Раздел 5. Правила технического содержания подвижного состава

Тема 5.1. Подготовка автомобильных транспортных средств к работе на линии

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

— обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

уметь:

— проводить подготовку автомобильных транспортных средств к работе на линии

Содержание учебного материала

Составление задания, действия водителя перед выездом на линию, обязанности механика, виды и оформление путевых листов, товарно-транспортных накладных.

Тема 5.2. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей

Требования к представлениям, знаниям, умениям

Студент должен

знать:

— положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта

уметь:

— определять объем работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Содержание учебного материала

Планово-предупредительная система ТО и ремонта, техническое обслуживание, ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава

уметь:

— составлять план-график по ТО и ремонт

— учитывать ТО и ремонт автомобилей

Содержание учебного материала

Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях. Схема производственного процесса автотранспортных предприятий. Ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт. Производительность труда, рабочее место, инструмент и приспособления.

Тема 5.4. Диагностика технического состояния автомобилей

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— цель диагностирования

— методы диагностирования

— средства диагностирования

Содержание учебного материала

Цель диагностирования при ТО. Цель диагностирования при ремонте. Общее и поэлементное диагностирование. Методы диагностирования. Средства диагностирования..

Тема 5.5. Механизация и автоматизация производственных процессов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— определение механизации и автоматизации

— средства механизации и автоматизации

Содержание учебного материала

Механизация и автоматизация производственных процессов. Средства механизации и автоматизации.

Раздел 6. Топлива, масла, эксплуатационные жидкости и вспомогательные материалы

Тема 6.1. Топливо

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— виды применяемых автомобильных топлив

уметь:

— определять основные эксплуатационные характеристики автомобильных топлив

Содержание учебного материала

Автомобильные бензины. Дизельные топлива. Сжиженный углеводородный газ. Сжатый газ.

Тема 6.2. Моторные и трансмиссионные масла

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение моторных и трансмиссионных масел

— классификацию моторных и трансмиссионных масел

— маркировку моторных и трансмиссионных масел

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики моторных и трансмиссионных масел

Содержание учебного материала

Получение моторных и трансмиссионных масел. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.3. Пластичные смазки

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение пластичных смазок

— классификацию пластичных смазок

— маркировку пластичных смазок

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики пластичных смазок

Содержание учебного материала

Получение пластичных смазок. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.4. Эксплуатационные жидкости

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение эксплуатационных жидкостей

— классификацию эксплуатационных жидкостей

— маркировку эксплуатационных жидкостей

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики эксплуатационных жидкостей

Содержание учебного материала

Получение эксплуатационных жидкостей. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.5. Вспомогательные материалы

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение вспомогательных материалов

— классификацию вспомогательных материалов

уметь:

— определять возможность применения вспомогательных материалов

— определять эксплуатационные характеристики вспомогательных материалов

Содержание учебного материала

Промывочные средства. Клеи и герметики. Растворители, разжижители и разбавители. Средства для шлифования кузовов автомобилей. Шпатлевки и грунтовки. Эмали. Материалы и средства по уходу за автомобилем и для его защиты от коррозии.

Тема 6.9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— необходимость нормирования расхода топлива и смазочных материалов

— виды расходов жидкого топлива

— возможность изменения норм топлива

— нормирование расхода смазочных материалов

уметь:

— определять нормы расхода топлива и смазочных материалов

Содержание учебного материала

Контрольный расход топлива. Эксплуатационный расход топлива. Расход топлива на единицу транспортной работы. Повышение норм. Снижение норм. Меры по экономии масла и смазочных материалов.

Раздел 7. Организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава

Тема 7 .1. Обкатка автомобиля

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями

— основные требования при обкатке автомобиля

Содержание учебного материала

Обкатка автомобиля. Процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями. Основные требования при обкатке автомобиля.

Тема 7 .2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях

— особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время

— особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях

Содержание учебного материала

Мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях. Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7 .3. Правила хранения подвижного состава

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— способы хранения подвижного состава

— расстояния между автомобилями

— средства облегчения пуска двигателя

— длительное хранение (консервация) автомобилей

Содержание учебного материала

Способы хранения подвижного состава, расстояния между автомобилями. Средства облегчения пуска двигателя. Длительное хранение (консервация) автомобилей. Операции по вводу автомобиля в эксплуатацию после консервации.

    Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Ефимова А.В., под редакцией Трофименко А.С., Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте, Ростов, Феникс, 2002

    Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфилд В.Д., Устройство и эксплуатация автотранспортных средств, М., Транспорт, 1997

Основные требования при эксплуатации автомобилей изложены в Ме­жотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском элект­рическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и ком­муникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила).

В соответствиями с требованиями Правил должностные и иные лица транс­портных и других организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не должны допускать к участию в дорож­ном движении транспортные средства и водителей при нарушении требова­ний, установленных Правилами дорожного движения и данными Правилами.

Водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр со­гласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицин­ских обследований водителей механических транспортных средств (за ис­ключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министер­ства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84.

Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем двумя противо­откатными упорами для подкладывания под колеса, собранной из двух слоев деревянной подкладкой под пяту домкрата, равной двух-, трехкратной пло­щади пяты, и толщиной не менее 30 - 40 мм, медицинской аптечкой; знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплекто­вываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.

При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью бо­лее 12 часов) грузовые автомобили и автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспо­соблением, в зимнее время - дополнительно цепями противоскольже­ния. Укомплектованность автомобиля данными приспособлениями долж­на подтверждаться записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя.

Наниматель обязан перед выездом информировать водителя об усло­виях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направ­лении водителя в рейс продолжительностью более одного дня - прове­рять укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность.

Наниматель не вправе:

Требовать от водителя (водитель не имеет права) выезжать на транс­портном средстве, если его техническое состояние и дополнительное обо­рудование не соответствуют Правилам дорожного движения, данным Правилам;

Направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного законодательством о труде.

Направляя водителя в рейс продолжительностью более одного дня, нани­матель обязан записать в путевой лист маршрут следования и режим работы водителя, провести инструктаж по безопасности дорожного движения.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней наниматель обязан приказом назначить лицо, ответственное за соблюдение требований по охране труда. Выполнение распоряжений этого лица обязательно для всех водителей данной группы автомобилей.

Работа автомобилей на строительных площадках, территории промыш­ленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения соответствующих должностных лиц, ответственных за безопасность труда на указанных объектах.

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть допол­нительно проинструктирован по правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Не допускается выполнение работ по обслуживанию и ремонту транс­портных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.

Наниматель перед направлением автомобилей в рейс по зимним до­рогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местах нахождения ближайших струк­турных подразделений государственной автомобильной инспекции, орга­низаций здравоохранения, дорожно-эксплуатационных организаций и тому подобных, а также помещениях для отдыха по всему пути следования.

Перевозка опасных грузов должна осуществляться только на специ­ально оборудованных автомобилях для конкретных грузов и при наличии аварийной карточки, предоставляемых заводом-изготовителем или отпра­вителем груза водителю, сопровождающему лицу.

Ежедневно при выпуске на линию и приемке с линии газобаллонные авто­мобили должны подвергаться дополнительному осмотру с целью проверки гер­метичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соедине­ний, газопроводов, клапанов газового редуктора проверяется с помощью специ­альных приборов или мыльной эмульсией. Обнаруженные неисправности га­зовой аппаратуры устраняются только в цехах (на постах) по ремонту и регули­ровке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

Не допускается запускать двигатель и эксплуатировать автомобили с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью.

При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан со­блюдать требования безопасности, установленные для ремонта и техни­ческого обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водите­ля необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается. Не допускаются к ремонту на линии посторонние лица (грузчики, сопро­вождающие, пассажиры и другие).

108. Основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) и технический ремонт (ТР) автомоби­лей необходимо выполнять в соответствии с требованиями Межотрасле­вых правил по охране труда на автомобильном и городском электричес­ком транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, и требова­ниями, предъявляемыми к техническому обслуживанию и текущему ре­монту подвижного состава автомобильного транспорта.

ТО и ТР транспортных средств производятся в специально отведен­ных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспо­соблениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР транспортные средства должны подаваться чисты­ми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руко­водством мастера или начальника участка.

Участие водителей, работников других профессий и должностей в тех­ническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации квалификационной характеристике выполняемых работ.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упо­ров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг короб­ки переключения передач должен быть установлен в нейтральное положение. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажи­гание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топ­лива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью: «Дви­гатель не запускать! Работают люди!».

Перед вывешиванием автомобиля с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо про­изводить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, элект­ромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывеше­на табличка с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди!».

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт транспортных средств, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъем­ными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стацио­нарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса про­тивооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием зад­ней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Работникам запрещается:

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприце­пе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специ­альных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;

Подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

Снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприце­пах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от мас­сы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

Проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, техноло­гия проведения которых требует пуска двигателя;

Поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

Находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;

Оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

Без наличия соответствующей квалификации самостоятельно про­изводить устранение неисправностей оборудования.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя, бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, са­мосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исклю­чающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

Работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосваль­ного прицепа без специального дополнительного упора;

Использовать случайные подставки и подкладки вместо специаль­ного дополнительного упора;

Работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

Пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

Производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобожде­ния от груза.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взры­воопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Газобаллонные автомобили могут въезжать на посты ТО и ТР толь­ко после перевода их на бензин или дизельное топливо. В зоне ТО и ТР транспортных средств не допускается:

Заправлять автомобили топливом;

Мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостя­ми (бензином, растворителями и тому подобным);

Хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее;

Хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным);

Хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, сма­зочных материалов и антифриза.

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей ра­ботники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремян­ками. Применять приставные лестницы не допускается.

Требования к техническому состоянию автотранспорта, производственному оборудованию и оснащению рабочих мест

В соответствии с разделом 6.1«Межотраслевых правил по охране труда па автомобильном транспорте. ПОТ РМ 027-2003», утвержденных постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28, к техническому состоянию автотранспорта (далее - AT) предъявляются следующие требования:

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность AT всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) AT предъявляются следующие
требования:
- боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
- шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
- отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны;
- применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
- пол кабины, салона и кузова AT должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления AT должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования AT должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Запрещается утечка электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое AT должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

В соответствии с разделом 7.1 вышеуказанных Правил к производственному оборудованию и оснащению рабочих мест предъявляются следующие требования:

7.1.1. Производственное оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока эксплуатации отвечать требованиям действующих государственных стандартов.