Большая энциклопедия нефти и газа. Профзаболевания органа зрения, профилактика. простых упражнения для глаз

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Основные задачи физиологии труда:

исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;

изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности;

разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени. Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы

труда и отдыха в зависимости от интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности; выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приему, переработке и выдаче информации (например, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления); определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет, оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до, во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. Центральная нервная система (ЦНС) - головной и спинной мозг - формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система - это нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, существует вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

В зависимости от функции, которую выполняют нервы, их делят на две группы:

центростремительные, которые несут различную информацию (раздражение) от разных органов человеческого тела к головному и спинному мозгу;

центробежные, несущие возбуждение от ЦНС к мышцам, железам и другим органам.

Центростремительные нервы имеют особые воспринимающие аппараты - рецепторы - во всех органах и системах организма.

Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью.

По инициативе Н.Е. Введенского в физиологию было введено понятие функциональной подвижности, или лабильности, характеризующейся максимальным числом импульсов, которые ткань способна воспроизвести за данный отрезок времени в ответ на раздражения. Был сделан вывод, что лабильность нервной ткани при неблагоприятных для нее условиях снижается, т.е. нерв уже не может провести максимальное число импульсов. Это состояние, получившее название парабиоза, имеет три фазы: 1)

уравнительная или трансформирующая: и сильные, и слабые раздражения вызывают одинаковые возбуждения в угнетенном нерве; 2)

парадоксальная: сильные раздражения вызывают слабую волну возбуждения, а слабые, наоборот, - сильную волну воз-

буждения и, соответственно, более сильное, чем обычно, сокращение мышцы;

3) тормозящая: ни слабые, ни сильные раздражения не вызывают волны возбуждения.

Вся деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого тела регулируется, управляется ЦНС, благодаря которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом.

Наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раздражение извне попадает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы делятся на безусловные и условные. Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных, корковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общие особенности условно-рефлекторной деятельности человеческого организма в процессе труда: 1)

осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов; 2)

воздействие в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС не только физических и химических раздражителей, но и раздражителей социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой

деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система, выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей информации получает через зрительный анализатор. Восприятие визуальной информации ограничено пределами так называемого поля зрения - пространства, обозреваемого человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, той сферы, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной защитой: рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности роговицы и век пылинки, и благодаря наличию в ней лизоцима (обеззараживающего вещества) убивает микробы; защитную функцию выполняют и ресницы. Однако естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие отрицательно влияют на здоровье человека, некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать измене-

ния по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат - позволяет осуществлять трудовую деятельность.

Двигательным называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) является источником мощных нервных импульсов.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом суставом (пример кинематических пар: плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом).

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства человеческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многообразия двигательных задач.

Из всего арсенала движений организм избирает те, которые для решения конкретной задачи являются наиболее целесообразными, экономичными и точными. Но если использовать одновременно все эти возможности, то получится хаос движений. Благодаря ЦНС устанавливаются порядок и последовательность использования двигательного аппарата при выполнении задач, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Различают два вида мышц: гладкие (из которых состоит мускулатура стенок кровеносных сосудов и всех внутренних органов, кроме сердца) и поперечно-полосатые (из которых состоит вся сердечная и скелетная мускулатура).

Поперечно-полосатые мышцы называются также скелетными.

В мышцах различают три вида мышечных элементов: белые и красные мышечные волокна и мышечные веретена.

Специфическая функция мышечного волокна и мышцы в целом заключается в акте сокращения. Эта функция связана с преобразованием химической энергии в механическую и тепловую, которое происходит внутри мышечного волокна.

Различают два вида мышечной деятельности: динамическая работа и статическая работа.

Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и преимущественно в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамическая работа внешне воспринимается как перемещение предметов труда, инструмента и т.д. Следует иметь в виду, что двигательные функции осуществляются не только двигательным аппаратом, но и всем организмом.

Под воздействием условных раздражителей от нервных окончаний, заложенных в зрительных, двигательных и других окончаниях периферических анализаторов, импульсы идут по нервным волокнам к коре больших полушарий, в которой находится двигательная зона, осуществляющая двигательные функции организма.

Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем, что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещения движущихся звеньев и всего тела. Статическая работа в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы.

Статическую работу нельзя измерить обычными показателями механической работы, поскольку при ней не наблюдаются энергетические движения, однако она сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление.

Динамическая и статическая работа связаны между собой общей программой действия.

Динамическая работа создается и регулируется с помощью двигательных условных рефлексов, статическая - с помощью условных рефлексов положения конечностей и условных рефлексов позы (стоя, сидя).

Выбор правильной и удобной позы необходим для: 1) здоровья человека, так как длительное пребывание в неудобной позе приводит к патологическим изменениям; 2) обеспечения эффективной работоспособности человека.

Удобство позы зависит главным образом от: 1) положения центра тяжести и площади опоры; 2) величины напряжения тонических мышечных групп, препятствующего нарушению соответствующего расположения частей тела.

В процессе труда наиболее распространены позы «стоя» и «сидя».

Поза «стоя» требует больших энергетических затрат и менее устойчива, поэтому целесообразно заменять ее позой «сидя». Труд - основное условие существования человека. Различают следующие основные формы труда (рис. 2.4):

1) требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них - неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени;

2) механизированные. При этом энергетические затраты колеб- лются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал) в сутки.

Механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда;

3) частично автоматизированные. Данная форма труда исклюю- чает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп рабо- ты, нервная напряженность.

От работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок;

4) групповые - конвейерные: разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполне- ния, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует соответствующего темпа и ритма работы. Чем проще содержание операции, тем меньше времени на нее тратит работник и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - преждевременная усталость и нервное истощение работника;

5) интеллектуальный труд. С точки зрения физиологии разли- чают две основные формы управления производственными про цессами: в одних случаях пульты управления требуют частых, в других - редких активных действий человека.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерно значительное снижение двигательной активности, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Различаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению, выражающемуся во временном снижении работоспособности, и переутомлению, называемому иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Важными мерами профилактики утомления являются внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха - одна из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеют активный отдых, в частности физические упражнения, санитарное состояние производственных помещений, их микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

Безопасная трудовая деятельность возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности организма и созданию комфортных условий для работы.

Согласно «аксиоме о потенциальной опасности» любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции организм человека постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям - низким температурам севера, высоким температурам

экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в окружении болот. Потенциальная опасность заключается в скрытом характере проявления опасностей.

Например, человек не ощущает до определенного момента увеличение концентрации С02 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% С02, однако в помещении, где постоянно находятся люди, концентрация С02 увеличивается. Нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности; изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления. Все это может привести к травматизму.

Потенциальная опасность - это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.

Негативные факторы, воздействующие на людей, подразделяются на:

естественные, т.е. природные (например, пыль в воздухе появляется в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почвы);

антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Например, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями;

физические - движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции; острые и падающие предметы; повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запыленность и загрязненность; повышенный уровень шума; акустических колебаний; вибрации; повышенный уровень электромагнитного излучения и т.д.;

химические - вредные вещества, используемые в технологических процессах; промышленные яды; используемые в сельском хозяйстве и быту ядохимикаты; боевые отравляющие вещества;

биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизнедеятельности. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки стоков;

психифизиологические - факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;

Травмирующее - повреждения в организме человека, вызванные действием факторов внешней среды. Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска - вероятности реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, т.е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима: пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функ­ционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства ор­ганизации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:

исследование физиологических параметров организма чело­века при различных видах работ;

изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности;

выработка практических рекомендаций и мероприятий, на­правленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высоко]! рабо­тоспособности в течение продолжительного времени, Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы труда и отдыха исходя из интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности: выясняет опти­мальные и предельные возможности человека по приему, перера­ботке и выдаче информации (к примеру, наилучшие способы пода­чи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления): определяет наиболее экономичные и наименее утом­ляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет. оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до. во время и после трудовой деятельности; разрабатыва­ет способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает ме­роприятия по рационализации труда, ведущие к повышению рабо­тоспособности человека и сохранению его здоровья.

Стр.
Размещено на реф.рф
49 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

...

Любой вид трудовой деятельности представляет собой слож­ны]! комплекс физиологических процессов, в который вовлека­ются всœе органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспе­чивающая координацию функциональных изменений, развиваю­щихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы, Центр&\ьная нервная система (ЦИС) - головной и спинной мозг - формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система - это нервы, по которым рас­пространяются нервные импульсы с периферии в нервные цент­ры. и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Вместе с тем, существует вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних орга­нов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Учитывая зависимость отфункции, которую выполняют нервы, их делят на две группы:

центростремительные, которые несут различную информа­цию (раздражение) от разных органов человеческого тела к головнол[у и спинному мозгу;

центробежные, несущие возбуждение от ЦНС к мышцам, же­лезам и другим органам.

Центростремительные нервы имеют особые воспринимаю­щие аппараты - рецепторы- во всœех орган ах и системах организ­ма.

Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью,

По инициативе Н.Е, Введенского в физиологию было введено понятие функциональной подвижности, или лабильности, харак­теризующейся максимальным числом импульсов, которые ткань способна воспроизвести за данный отрезок времени в ответ на раздражения. Был сделан вывод, что лабильность нервной ткани при неблагоприятных для нее условиях снижается, ᴛ.ᴇ. нерв уже не может провести максимальное число импульсов. Это состоя­ние, получившее название парабиоза, имеет три фазы:

1) уравнительная или трансформирующая: и сильные, и сла­бые раздражения вызывают одинаковые возбуждения в угнетен­ном нерве;

2) парадоксальная: сильные раздражения вызывают слабую волну возбуждения, а слабые, напротив - - сильную волну воз-

Стр.
Размещено на реф.рф
50 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

буждения и, соответственно, более сильное, чем обычно, сокра­щение мышцы;

3) тормозящая: ни слабые, ни сильные раздражения не вызы­вают волны возбуждения,

Вся деятельность клеток, тканей, органон и систем человечес­кого тела регулируется, управляется ЦНС, благодаря которой ор­ганизм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осу­ществляемая при участии и под контролем ЦНС, принято называть реф­лексом,

Наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рео>лекса: раздражение извне попадает на соответству­ющие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным во­локнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, всœе рефлексы делятся на без­условные и условные. Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных, корковые рефлексы, возникаю­щие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общие особенности условно-рефлекторной де­ятельности человеческого организма в процессе труда:

1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов:

2) воздействие в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС не только физических и химических раздражителœей, но и раздражителœей социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности орга­низма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. По этой причине различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой

Стр.
Размещено на реф.рф
51 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нервная система, выполняет две основные функции: 1} обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует всœе функции жизнедеятельности всœего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всœей инфор­мации получает через зрительный анализатор.
Размещено на реф.рф
Восприятие визу­альной информации ограничено пределами так называемого поля зрения - пространства, обозреваемого человеком при неподвиж­ном состоянии глаз и головы, тон сферы, электромагнитные вол­ны в которой возбуждают визуальные ощущения, Б пределах угла зрения 30-40* условия для видения оптимальны. Основные носи­тели информации целœесообразно помещать в данном диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен ес­тественной зашитой: рефлекторно закрывающиеся веки защища­ют сетчатку глаза от сильного света͵ а роговицу - от механичес­ких воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности ро­говицы и век пылинки, и благодаря наличию в ней лизоцнма (обеззараживающего вещества) убивает микробы; защитную фун­кцию выполняют и ресницы. При этом естественная защита для глаз оказывается недостаточной. По этой причине при опасных для глаз условиях следует применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки прият­ны. другие отрицательно влияют на здоровье человека, некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Звуковые волны направляются в слуховую систему через на­ружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механи­ческим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, нос более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает вос­приятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать измене-

Стр.
Размещено на реф.рф
52 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

ния по интенсивное™ и частотному составу, определять направ­ление прихода звука,

Двигательный аппарат - позволяет осуществлять трудовую деятельность.

Двигательным называют специализированный аппарат, кото­рый состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, су­хожилия): 6) скелœетных и речевых мышц: в) двигательных не­рвных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и не­рвов, связывающих эти центры с мышцами,

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) яв­ляется исполнительным механизмом, посредством которого че­ловек, используя орудия труда, воздействует на предмет груда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления: 3) явля­ется источником мощных нервных импульсов.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинœематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединœенных друг с другом суставом (пример кинœематических пар: плечо-предплечье, бедро- голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом).

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства челове­ческого организма: небольшое количество кинœематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многооб­разия двигательных задач.

Из всœего арсенала движений организм избирает те. которые для решения конкретной задачи являются наиболее целœесообраз­ными, экономичными и точными. Но если использовать одновре­менно всœе эти возможности, то получится хаос движении. Благо­даря 1ДНС устанавливаются порядок и последовательность ис­пользования двигательного аппарата при выполнении задач. возникающих в процессе трудовой деятельности,

Различают два вида мышц: гладкие (из которых состоит мус­кулатура стенок кровеносных сосудов и всœех внутренних органов, кроме сердца) и поперечно-полосатые (из которых состоит вся сердечная и скелœетная мускулатура), Поперечно-полосатые мыш­цы называются также скелœетными.

В мышцах различают три вида мышечных элементов: белые и красные мышечные волокна и мышечные веретена.

Специфическая функция мышечного волокна и мышцы в це­лом состоит в акте сокращения. Эта функция связана с пре­образованием химической энергии в механическую и тепловую, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит внутри мышечного волокна.

Стр.
Размещено на реф.рф
53 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Различают два вида мышечной деятельности: динамическая работа и статическая работа.

Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и преимущественно в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамичес­кая работа внешне воспринимается как перемешен не предметов труда, инструмента и т.д. Следует иметь в виду, что двигательные функции реализуются не только двигательным аппаратом, но и всœем организмом.

Под воздействием условных раздражителœей от нервных оконча­ний, заложенных в зрительных, двигательных и других окончаниях периферических анализаторов, импульсы идут по нервным волок­нам к коре больших полушарий, в которой находится двигательная зона, осуществляющая двигательные функции организма,

Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем. что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещения движущихся звеньев и всœего тела. Статическая работа в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы,

Статическую работу нельзя измерить обычными показателя­ми механической работы, поскольку при ней не наблюдаются энергетические движения, однако она сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление,

Динамическая и статическая работа связаны между собой об­щей программой действия.

Динамическая работа создается и регулируется с помощью двигательных условных рефлексов, статическая - с помощью ус­ловных рефлексов положения конечностей и условных рефлексов позы (стоя, сидя).

Выбор правильной и удобной позы необходим для: 1) здоровья человека, так как долгое пребывание в неудобной позе при­водит к патологическим изменениям; 2) обеспечения эффектив­ной работоспособности человека.

Удобство позы зависит главным образом от: 1) положения центра тяжести и площади опорьг, 2) величины напряжения тони­ческих мышечных групп, препятствующего нарушению соответ­ствующего расположения частей тела.

В процессе труда наиболее распространены позы ʼʼстояʼʼ и ʼʼсидя*-.

Стр.
Размещено на реф.рф
54 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Поза ʼʼстоя* требует больших энергетических затрат и менее устои чина, в связи с этим целœесообразно заменять ее позон ʼʼсидяʼʼ. Труд - основное условие существования человека, Различают следующие основные формы труда (рис, 2,4):

1) требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4О0СМз0О0 Ккал) и выше,

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них- неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и крайне важно стью перерывов на восстановление физических сил. доходящих до 50% рабочего времени;

2) механизированные. При этом энергетические затрать] колеб­ лются в пределах 12.5-17 МДж (?000-4000 Ккал} в сутки,

Механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий, При этом однообразие простых действий и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда;

3) частично автоматизированные. Данная форма труда исклю­ чает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп рабо­ ты, нервная напряженность,

От работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок;

4) групповые - конвейерные, разделœение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполне­ ния, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера,

Конвейерная форма труда требует соответствующего темпа и ритма работы. Чем проще содержание операции, тем меньше вре­мени на нее тратит работник и тем монотоннее работа͵

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - преждевременная усталость и нервное истошение работника;

5) интеллектуальный труд. С точки зрения физиологии разли­ чают две основные формы управления производственными про­ цессами: в одних случаях пульты управления требуют частых, в других - редких активных действий человека,

Стр.
Размещено на реф.рф
55 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Стр.
Размещено на реф.рф
56 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Интеллектуальный труд состоит в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, а следовательно. требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата͵ активизации процессов мышления. Мышечные нагруз­ки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составля­ют 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерно значительное сни­жение двигательной активности, приводящее к ослаблению реак­тивности организма и повышению эмоционального напряжения,

Умственный труд подразделяют на операторский, управлен­ческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателœей, учащихся и студентов. Различаются они органи­зацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Интенсивная работа͵ как физическая, так и умственная, мо­жет привести к утомлению, выражающемуся во временном сни­жении работоспособности, и переутомлению, называемому иног­да хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность,

Важными мерами профилактики утомления являются внедре­ние в производственную деятельность оптимального режима тру­да и отдыха, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочета­ется с нысокой и устойчивой работоспособностью человека в те­чение возможно длительного времени. Необходимость чередова­ния работы и отдыха - одна из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже исходя из характера и конкретных условий труда, Большое значение в профилактике утомления имеют активный отдых, в частности физические упражнения, санитарное состояние производствен­ных помещений, их микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

Безопасная трудовая деятельность возможна при обязатель­ном учете физиологически* основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности орга­низма и созданию комфортных условий для работы.

Согласно ʼʼаксиоме о потенциальной опасностиʼʼ любая деятель­ность потенциально опасна. В процессе эволюции организм чело­века постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям- низким температурам севера., высоким температурам

Стр.
Размещено на реф.рф
57 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и н окружении бо­лот. Потенциальная опасность состоит в скрытом характере проявления опасностей.

К примеру, человек не ощущает до определœенного момента увели­чение концентрации 0О 2 в воздухе. Б норме атмосферный воздух дол­жен содержать не более 0,05% 0О 2 , однако в помещении, где постоян­но находятся люди, концентрация С0 2 увеличивается. Нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности; изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериаль­ного давления. Все это может привести к травматизму.

Потенциальная опасность - это возможность воздействия на человека негативных пли несовместимых с жизнью факторов.

Негативные факторы, возлействующие на людей, подразделя­ются на:

естественные, те. природные (к примеру, пыль в воздухе по­ является в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почны);

* антропогенные, те. вызванные деятельностью человека. На­ пример, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями:

физические - движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции: острые и падающие предметы: повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запылен­ ность и загрязненность: повышенный уровень шума: акусти­ ческих колебаний: вибрации; повышенный уровень электро­ магнитного излучения и т.д.:

‣‣‣ химические- вредные вешества. используемые в технологичес­ ких процессах: промышленные яды; используемые в сельском хозяйстве и быту ядохимикаты; боевые отравляющие вещества;

биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, ви­русы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизнеде­ятельности. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнических предпри­ятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки сто­ков;

психифизиологическое - факторы, обусловленные особеннос­тями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;

Стр.
Размещено на реф.рф
58 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

травмирующее - повреждения н организме человека, вызван­ные действием факторов внешней среды. Потенциальную опасность можно оценить с помощью рис­ка - вероятности реализации опасности. Состояние безопаснос­ти предполагает отсутствие риска, ᴛ.ᴇ. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недо­стижима: пока существует источник опасности, всœегда сохраняет­ся некоторый остаточный риск.

Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека" 2017, 2018.

По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть на какой-либо предмет вдали на 1 -2 с.

Держите книгу ниже уровня подбородка, чтобы не было необхо­димости поднимать веки.

Во время чтения необходимо почаще моргать. Вам надо делать по одному – два моргания на каждой строке текста. Легче всего при­учить себя моргать в конце строки. Можно также моргать на каждом знаке препинания в тексте. В связи с морганием часто спрашивают, не замедлит ли такой способ чтения его скорость. Безусловно, нет! Длительность моргания столь мала, что вряд ли этот фактор стоит принимать во внимание. А вот если Вы попытаетесь читать без мор­гания и других приемов расслабления, то будете вынуждены часто прерывать свое чтение из-за наступающего утомления глаз и мозга. Поэтому время, затраченное на расслабление, окупается с лихвой.

Не читайте на солнце, так как из-за отражения лучей солнца на белой бумаге глаза начинают напрягаться и быстро устают.

Книгу надо держать на таком расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего.

Старайтесь не наклонять голову и тело сильно вперед. Это приво­дит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга.

Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.

Никогда не читайте, если Вы больны, взволнованы, испытываете головные боли или сильно устали.

При письме надо соблюдать следующие правила: почаще моргать, а также не читать только что написанные буквы. Вместо последнего следует перемещать свой взгляд вслед за движением кончика пера.

Во время шитья Ваш взгляд после выхода иголки из ткани и перед входом в него должен сопровождать иголку по всей траектории ее движения. Кроме того, Вам надо периодически делать моргания.

Во время просмотра всегда снимайте очки периодически или постоянно. Дайте возможность глазам поработать самим.

Садитесь на таком расстоянии от экрана, чтобы это было удоб­но при Вашем состоянии зрения.

Всякий раз, когда представляется такая возможность, садитесь по центру зала, а не сбоку от экрана.

Сидя в зрительном зале или комнате, надо сохранять правильное положение тела. Подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приопущены, чтобы держать глаза полузакрытыми в рас­слабленном состоянии. Не наклоняйте го­лову вперед, глядя на экран. Держите го­лову прямо, опирая ее на позвоночник.

Не смотрите пристально на экран. По­чаще моргайте и глубоко дышите, особенно в напряженные моменты фильма. Глаза дол­жны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Во время затянувшихся сцен, незначимых диалогов или в пере­рыве между фильмами мягко прикрывайте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть.

При близорукости более 3 диоптрий максимальное время про­смотра составляет 2 ч, детям дошкольного возраста - не более 60 мин в течение дня. При глаукоме необходимо воздерживаться от просмотра передач в темном помещении.

Вам, наверное, не раз приходилось слышать или испытывать самому, что вождение машины утомляет глаза и приводит к голов­ным болям. Практика подтверждает, что явление это возникает из-за того, что глаза постоянно устремлены на дорогу, пристально раз­глядывая какой-то объект. Эта привычка характерна для пассажиров, водитель же по необходимости должен часто посматривать вокруг. Если человек с подобной фик­сацией будет первоначально созна­тельно обращать внимание на движе­ние, блуждание своего взгляда, то вскоре глаза и психика избавятся от дур­ной привычки неподвижно и присталь­но смотреть. Это перемещение станет непроизвольным, непрерывным процессом и будет осуществляться без сознательного вмешательства. На­пряжение тогда исчезнет. Итак, первое правило - не «прилипай­те» взглядом и не делайте серьезных усилий увидеть интересую­щий Вас объект.

Как и в случаях обычной зрительной работы старайтесь чаще моргать во время движения.

  • во время длительных поездок по открытой местности старай­тесь путешествовать взглядом по горизонту, затем следовать по белой полосе вдоль автострады по ее центру от наиболее дальней точки до машины;
  • посмотрите вдаль на горизонт слева от себя, обращая при этом внимание на тот факт, что близкие объекты быстро проносятся мимо. Потом сделайте то же самое справа от себя, чередуя стороны до тех пор, пока это ощущение движения прочно не закрепится;
  • при стремлении удержать взглядом близкие объекты, мимо которых проезжает машина, у людей нередко появляется чувство тош­ноты. Надо смотреть не на телеграфные столбы, а далеко за них, позволяя столбам проскакивать мимо;
  • для тренировки глаз посмотрите на спидометр, а затем пере­едите свой взгляд со спидометра на наиболее дальний видимый Вами объект, после чего опять взгляните на спи­дометр и т.д.;
  • в условиях интенсивного городского движе­ния не смотрите постоянно с раздражением на багажник машины перед Вами. Вместо этого пе­ренесите свое внимание с одного заднего бу­фера машины, стоящей перед Вами, на другой, затем пройдите это расстояние по верху маши­ны, на такой высоте, на какой позволит Ваше ло­бовое стекло;
  • помните про правильную позу водителя во время движения. Дер­жите верхнюю часть шеи на одной прямой с позвоночником, а голо­ву тяните вверх. Чтобы убедиться в том, что голова находится на од­ной прямой с позвоночником, надо остановиться у края дороги, сце­пить хорошенько руки за головой и сделать рывок вперед, толкая верхнюю часть головы вперед, а подбородок оттягивая назад и вверх к позвоночнику. Постарайтесь это сделать, и у Вас появится опреде­ленное ощущение, которое впоследствии можно воспроизвести во время поездки, не отрывая рук от руля. Это соответствует улучше­нию кровоснабжения и, что не менее важно, является профилакти­кой сонливости во время поездки.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ГИГИЕНЕ ОСВЕЩЕНИЯ

Зрение настолько важно во всех видах нашей деятельности, что необходимость создания наилучших условий для работы глаза со­вершенно естественна и понятна. Поэтому хорошее освещение дол­жно быть нужной интенсивности, достаточно равномерным и подхо­дящим по спектральному составу.

Требования по интенсивности освещения вытекают из тех про­стых фактов, что при слишком слабом освещении наше зрение терпит явный ущерб, мы видим хуже и с большим субъективным напряжением При слишком большом освещении мы также попадаем в неблагоприятные условия, поскольку чувствуем себя ослепленными. Равномерность освещения, то есть яр­кость в пределах поля зрения, вытекает из следу­ющего. Если отдельные даже незначительные по площади фрагменты поля зрения сильно отлича­ются друг от друга по яркости, то при переходе взора от одной яркости к другой меняется чувстви­тельность глаза. При этом достаточно короткого раздражения большой яркости, чтобы чувствитель­ность глаза понизилась. Представим себе, что, работая за письменным столом, мы время от времени отрываем свой взор от рабочей поверхности и смотрим на что-нибудь более яркое. Тогда, как только мы вновь обратимся к чтению или письму, мы будем чувствовать себя в известной мере ослепленными, что выразится в снижении зрения и появлении симптомов зрительного дискомфорта.

Что касается того, чтобы освещение было соответствующим по своему спектральному составу, то здесь имеется в виду выбор осве­щения, которое было бы наиболее приятно и выгодно для различения интересующих объектов, как правило - это дневной свет или его аналоги в виде люминесцентных и других видов ламп.

Известно, что различают дневное и искусственное освещение. Однако в вечернее время, а иногда и днем при недостаточности дневного света, нередко приходится прибегать к освещению смешан­ному, то есть зажигать лампы при наличии естественного света. В этой связи высказываются сомнения, не является ли такой двойной свет вредным для зрения. Однако нет достаточных аргументов в под­тверждение подобных сомнений. Конечно, если дневной и искусст­венный свет падает с разных сторон, создавая в поле зрения перепа­ды освещенности, то такого рода эффекты неприятны и раздражают ‘лаз. Однако виной тому не смешение света, а несовершенное его распределение в поле зрения. Таким образом, пренебречь доста­точной освещенностью только из-за того, что приходится дополнять Дневное освещение искусственным, безусловно нерационально. Надо лишь заботиться о том, чтобы смешанное освещение не чувствова­лась как два совершенно особых, раздельных и даже конкурирую­щих друг с другом световых потока.

Необходимая величина освещенности рабочих поверхностей определяется в зависимости от характера работы, степени ее точно­сти, размера объекта, а также величины контраста объекта с фоном, то есть коэффициентом отражения поверхности. Чем более сложный и точный характер работы, а также чем меньше контраст, тем выше уровень освещенности требуется для качественного выполнения зри­тельной деятельности.

Равномерность распределения яркости в поле зрения зависит от выбора источника света, светильника и в целом системы освеще­ния. При этом гигиенически оптимальным распределением яркости в поле зрения, особенно при выполнении точных работ, является со­отношение яркостей фона и рабочей поверхности, составляющее 60%. Помните, что локальное местное освещение практически ни­когда не может обеспечить требуемую равномерность. Поэтому бо­лее целесообразным следует признать комбинацию общего и мест­ного освещения.

Очень важно не реже двух раз в месяц очищать светильники от запыленности. Осевшая пыль не должна быть заметна с расстояния 2-3 м. И конечно же, сразу менять лампы, ибо хорошие световые усло­вия во время работы - лучшая профилактика расстройств зрения.

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:

Исследование физиологических параметров организма чело­века при различных видах работ;

Изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система (ЦНС), обеспечива­ющая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. ЦНС - головной и спинной мозг. Эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Перифери­ческая нервная система - нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, есть вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь орга­низма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется, управляется ЦНС, благодаря деятельности которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на поступление раздражения рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом. Вот наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раз­дражение извне падает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где оно подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Рефлексы низ­ших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных. Кор­ковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общими особенностями условно-рефлекторной дея­тельности человеческого организма в процессе труда являются следующие:

1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов;

2) в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС воздействуют не только физические и химические раздражители, но и раздражители социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности орга­низма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, при­емы, операции, совершаемые человеком во время трудовой деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей инфор­мации получает через зрительный анализатор. Восприятие визу­альной информации ограничено пределами так называемого поля зрения. Поле зрения - это пространство, обозреваемое челове­ком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естест­венной защитой. Рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий. Слезная жидкость смывает с поверхности и век пылинки, а благодаря наличию в ней лизоцима (обеззаражива­ющее вещество) убивает микробы. Защитную функцию выпол­няют и ресницы. Однако, несмотря на совершенство, естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие звуки отрицательно влияют на здоровье человека. Неко­торые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Ухо человека состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо пере­даются к внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окру­жающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат позволяет осуществлять трудовую дея­тельность человека.

Двигательным аппаратом человеческого организма называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) явля­ется исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую; 4) является источником мощных нервных импульсаций.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом посредством сустава, напоминающих собой шарнир. Примером таких кинематических пар могут служить плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом.

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства челове­ческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного много­образия двигательных задач.

Трудовая деятельность человека и окружающая среда посто­янно меняются в процессе ускорения научно-технического про­гресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека.

В настоящее время различают следующие основные формы труда (рис. 2.3).

1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют значительных энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный - это неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью пере­рывов на восстановление физических сил, составляющих до 50% рабочего времени.

2. Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в сутки в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал).

Механизация труда позволяет уменьшить характер мышечных нагрузок и усложнить программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой при этом информации приводят к монотонности труда.

3. Формы, связанные с автоматизированным производством. При данной форме труда человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этих форм труда - монотонность, высокие темп и ритм работы, нервная напряжен­ность.

При автоматизированных формах труда от работника требу­ются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения возникающих непо­ладок.

4. Групповые формы труда - конвейерные. Отличительные осо­бенности данной формы - разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с по­мощью ленты конвейера.

При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других -

Умственный (интеллектуальный) труд представлен профес­сиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), и профессиями вне материального производства (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. зна­чительное снижение двигательной активности человека, при­водящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Умственный труд подразделяют на: операторский, управлен­ческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоциональ­ного напряжения.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выража­ющееся во временном снижении работоспособности. При длитель­ном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, называемое иногда хроническим, когда снизившуюся за день работоспособность ночной отдых полностью не восстанавливает.

Важными мерами профилактики утомления являются обосно­вание и внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха - это распорядок в трудовой деятельности, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха является одной из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже, в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические уп­ражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Занятия физкультурой в организациях во время работы позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.

Необходимыми факторами для профилактики утомления, явля­ются надлежащие санитарное состояние производственных помеще­ний, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др. Безопасная трудовая деятельность человека возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физио­логического труда, проведении мер по повышению работоспособ­ности организма и созданию комфортных условий для работы.

Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утвер­ждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности» и подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции человеческий организм постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям: низким температурам севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, человек не ощущает до определенного момента увеличения концентрации СО 2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО 2 , но в помещении, где находятся люди, концентрация СО 2 увеличива­ется. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявляется через усталость, вялость, снижение работоспособности. Организм человека, систематически пребыва­ющего в таких условиях, реагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления, чреватыми травматизмом.

При чтении:
1. Книга должна находиться ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать
веки, и на таком расстоянии, откуда шрифт лучше всего виден.
2. При чтении не рекомендуется сильно наклонять вперед голову и тело, так как это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга. Мышцы рук и плеч должны быть расслаблены.
3. По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль на какой-либо предмет (1-2 секунды).
4. Во время чтения необходимо чаще моргать. Проще всего это делать в конце каждой строки.
5. Для снятия напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1-2 секунды.
6. Не следует читать при сильном солнечном освещении, так как из-за отраженных солнечных лучей на белой бумаге глаза сильно напрягаются и быстро устают.
7. Чтение не рекомендуется при сильных головных болях, сильной усталости организма и различных стрессовых ситуациях.
При письме:
1. При письменной зрительной работе также необходимо частое моргание.
2. Не следует читать только что написанные буквы, лучше перемещать взгляд за движением кончика пера.
При шитье:
1. Чтобы глаза не испытывали сильного напряжения, необходимо направлять взгляд за иглой по всей траектории ее движения.
При просмотре телепрограмм и кинофильмов в кинотеатре:
1. Во время просмотра следует периодически снимать очки, предоставляя возможность глазам поработать самостоятельно.
2. При просмотре теле- и кинопрограмм важно сохранять правильное положение тела: подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приспущены, чтобы глаза находились в расслабленном сосстоянии. Не следует наклонять голову вперед, глядя на экран.
3. Не рекомендуется пристально смотреть на экран, глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части.
4. При длительных просмотрах следует периодически прикрывать глаза (на 2-3 минуты), давая им отдохнуть.
5. Просмотр телепередач рекомендуется проводить при естественном или искусственном освещении комнаты и с расстояния не менее 2-3 м от экрана. Больные глаукомой должны помнить, что длительные просмотры теле- и кинопрограмм в темном помещении могут спровоцировать острый приступ заболевания.
При вождении автомобиля:
1. Необходимо выработать правильную позу водителя во время движения автомобиля: верхняя часть шеи должна находиться на одной прямой с позвоночником, а голова - направлена строго вверх. Такое положение тела улучшает кровоснабжение и является хорошей профилактикой сонливости во время длительных поездок.
2. Во время длительных поездок по открытой местности полезно перемещать взгляд вдоль горизонта, затем - по белой полосе автострады от наиболее дальней ее точки до машины.
3. Для тренировки глаз полезно периодически переводить взгляд со спидометра на наиболее дальний видимый объект и обратно.
4. В условиях интенсивного городского движения не следует постоянно рассматривать багажник машины, движущейся перед вашим автомобилем,
полезнее перемещать взгляд по его контуру настолько широко, насколько позволяет лобовое стекло вашего автомобиля.