Большинство людей соблюдает законы потому что. Эссе законы важно соблюдать. Почему важно соблюдать законы

В человеке внутри заложено стремление к упорядочиванию чего-либо. Люди часто собирают модели железных дорог, городов, которые упорядочены, доведены до совершенства. Это касается и обычной уборки в доме. Каждый школьник берется за такую работу без энтузиазма, но со временем, выработав определенную систему, он приводит комнату в порядок, желая довести его до идеала, но порядок сохранить на долгое время никогда не получается (рис. 1).

Каждый человек является маленькой частью глобальной системы, и то, что происходит с ним в жизни, – это небольшой прообраз того, что происходит в обществе. Человек убрался в квартире, создал порядок в своем быту, то же касается и общества, человек и его должен упорядочить, чтобы не было хаоса, так как тогда человеческая жизнь будет неопределенной и неуравновешенной. Люди нуждаются в тепле, в пище, в получении образования, получении медицинского обслуживания, в организованном отдыхе. Механизмы, с помощью которых эти процессы организовываются, выдуманы давно и называются они законами.

Законы

Закон – писаные правила поведения человека. Существует один главный закон, который определяет границы для того, чтобы были написаны все остальные законы. Такой закон называется Конституцией. Он и формулируется как основной закон государства. Конституция – рамочное соглашение, потому в ней описаны все стороны, определяющие жизнь людей в той или иной стране. Если там написано, что гражданин отдельно взятого государства ни при каких обстоятельствах не может быть лишен жизни, это значит, что ни один закон, написанный в последующем, не может посягнуть на человеческую жизнь. И это касается всего остального.

Конституция – Основной Закон государства

Современное общество – очень сложный механизм. В нем много всевозможных связей, ситуаций, возникающих каждый день, потому никакой единый закон, какой бы полный он ни был, не может описать все те события, которые происходят с человеком в его повседневной жизни, а тем более Конституция, которая носит самый общий характер. Для того чтобы регламентировать повседневную жизнь людей, существует масса узконаправленных законов («Закон об образовании», «Закон о здравоохранении»), всевозможные кодексы – своды законов, касающиеся разных направлений общественной жизни (Кодекс законов «О семье», «Трудовой кодекс» и т. д.).

Законы и кодексы

Законов великое множество, и знание их требует изучения специальной дисциплины, обучения специалистов по правоведению. Таких специалистов называют юристами. Их деятельность охватывает большое количество разных сфер и направлений, обладающих определенной спецификой. Существует множество юридических профессий: адвокат, прокурор, судья и т. д. (рис. 2).

Профессия юриста

Неоднократно было отмечено, что все люди разные, и к сожалению, многие не имеют чувства справедливости и ответственности. Некоторые люди нарушают законы, и это плохо, вредно и опасно. Любой человек может подумать, что ничего страшного в небольшом отходе от буквы закона нет, если так он добьется определенного успеха в каком-нибудь деле. Но право человека ограничивается правом его соседа, и обходить закон, написанный для всех, по определению нельзя.

Нарушение закона

Совершив какое-то противоправное действие, нарушая закон, человек тем самым нарушает всю систему. На примере обычной вазы можно показать и хрупкость системы. Сделав противоправный поступок, человек разбивает целостность вазы (системы) (рис. 3).

Рис. 3. Ваза как символ человеческого общества ()

Уголовный кодекс

Для людей, которые совершают преступления, существует Уголовный кодекс.

Уголовный кодекс – свод законов, который регламентирует поведение общества относительно тех людей, которые переступают закон, нарушая в опасной форме жизнь и деятельность общества и отдельно взятых граждан. Это жесткая система мер наказания вплоть до лишения свободы (рис. 4).

Рис. 4. Итог преступных действий ()

Свободное общество

В каждом государстве существует система законов, государство имеет специальный аппарат чиновников, которые должны следить, чтобы граждане исполняли законы. Государство имеет свои правоохранительные органы и систему, исполняющую постановления суда.

В философии существует мысль о том, что человеческое общество может жить и без государства, существовать без всей мощной структуры охраны порядка. Для этого необходимо лишь четкое понимание каждым человеком того, что надо соблюдать законы. Если каждый будет исполнять законы, не ущемлять интересы другого человека, тогда никому не будут нужны милиционеры, тюрьмы, прокуратура, все чиновники, на которых тратится огромное количество денег по их содержанию, и само государство. Проблема здесь лишь в одном. Построить такое общество, а это анархия – общество, в котором нет государства, – крайне сложно. Все люди разные, одни выполняют законы, другие сознательно пренебрегают ими, считая, что их эгоистические интересы важнее интересов всего остального общества. Результат построения свободного общества предвидеть сейчас нельзя, так как построить такое справедливое общество всеобщего благоденствия, скорее всего, невозможно. Возможно, в будущем, когда люди станут намного умнее и научатся все, без исключения, выполнять законы, такое общество будет построено.

Для чего соблюдают законы?

Даже такая жесткая система наказаний основана по принципу справедливости. Философы говорят: «Справедливость – это когда каждому воздается по его правам». Если человек нарушает права, то он должен понести за это ответственность, если чьи-то права были ущемлены, то они должны быть компенсированы.

Законы не защищают слабых от сильных. Законы защищают добропорядочных и законопослушных людей. Для того чтобы был порядок, необходима система, любое нарушение системы разрушает ее, потому и существуют законы. Всякого рода ограничения и правила, законы служат, чтобы сохранить человеческую свободу. Оговаривая рамки человеческого поведения, законы устанавливают именно то поле, где человек абсолютно свободен.

Подводя итог, нужно отметить, что у человеческого общества нет другого пути. Если люди не хотят глобальной катастрофы, если люди не хотят в будущем увидеть мир в том виде, в котором его представляют фантасты, где правит только сильный – надо соблюдать законы. «Dura lex, sed lex» – «Закон суров, но это закон» – говорили древние римляне. Эта основа римского права и сейчас остается основой человеческого общества.

Домашнее задание

  1. Запишите несколько причин, почему надо исполнять законы.
  2. Найдите в интернет-ресурсах несколько правовых систем древнего мира и средних веков, чем они отличались от современного права?
  3. Напишите небольшое сочинение на тему: «Исполнение законов – моя гражданская обязанность».
  4. *Проведите опрос в классе, насколько часто ваши сверстники делают мелкие административные правонарушения (перебегают дорогу на красный свет или переходят ее в неположенном месте, не покупают билет в городском транспорте и т. д.). Сделайте выводы. Как вы считаете, можно ли решить эту проблему, и каким способом

Источники

Позвольте вас сразу огорчить, даже герои соблюдают установленные законы. Любой человек, пребывающий в обществе, должен понимать, что без помощи такого инструмента, как закон, невозможно функционирование этого самого общества. Заглянув в далекое прошлое, мы увидим, что существуют действия, которые не только не помогают обществу, но и наносят ему вред. Как раз регулированием подобного рода отношений занимается закон.Если вы не согласны с моей позицией, представьте себе общество, в котором отсутствуют какие-либо законы! Представили? Наступил бы полный хаос. Под угрозой оказалась бы ваша жизнь и жизни близких вам людей, ваше имущество и т.д. Невозможно было бы выйти из дома, так как не было никаких гарантий того, что можно вернуться обратно. Люди жили бы в постоянном страхе и вели бы себя как животные, а у них, как всем известно, выживает сильнейший, и не факт, что это были бы именно вы. Страшная картина, не правда ли? Отсюда сделаем вывод, что закон представляет собой соглашение, компромисс, предназначенный для нормального взаимодействия членов общества между собой. Человека, начиная с самого рождения, приучают следовать различного рода правилам, принятым в данном обществе. По мере взросления к ним присоединяются и законы - сборники норм, специально предназначенных для того, чтобы регулировать отношения между членами общества, между отдельно взятым человеком и государством и т.д. Соблюдение законов составляет первооснову развития общества.Люди могут нарушать законы по самым разным причинам, но они не оправдывают того ущерба, который может наступить в связи с такими поступками. Где бы вы ни находились, будьте добры, соблюдайте существующие законы! Это обережет вас и окружающих от разного рода бед.

Видео по теме

Соблюдение государственных законов - одна из гарантий порядка в обществе. Наличие власти, которая обеспечивает беспрекословное выполнение всех законодательных норм - также важный аспект нормального существование страны.

Законодательством страны обеспечивается защита прав и . Есть систем управления и контроля благополучия и безопасности разных стран, что определено историческими событиями развития государств.

В большинстве своем законы напрямую или косвенно влияют на жизнедеятельность человека, обеспечивая возможность нормально трудиться и жить, при этом минимально ограничивая его свободу.

Узкие области, специально направленной деятельности, затрагивающие отдельные слои населения управляются нормативными актами. Это скорее исключение из правил.

Общие принципы воздействия законов

Все положения норм, законов, установленных государством, подчинены общим правилам, соблюдение которых очень важно.

1. Защита меньшинств различного уровня, справедливое распределение прав и обязанностей вне зависимости от рангов, чинов, положения в обществе.
2. Возможность самостоятельного принятия решений и отстаивание своей точки зрения в рамках общих положений.
3. Ограничение совершений злонамеренных поступков, наступление наказаний в случае отступа от норм.
4. Преобладание общественных интересов при соблюдении личных потребностей.
5. Внесение значительных корректив в поведение людей.
6. Создание норм и изменение правил позволено лишь независимой от обстоятельств группой законодателей, одобрение документов производится руководителями, избранными народом страны.
7. Принятые акты делают выигрышной общепринятую национальную идею, от осуществления которой улучшается благополучие всего общества.

Возможные проблемы при отсутствии законодательных баз

Если по каким-либо причинам обществом не соблюдаются совокупные правила, а контролирующий орган отсутствует, то все взаимоотношения могут превратиться в хаос. Нужно знать, что в таком случае государство и народ получает:

1. Отсутствие безопасности граждан и всего сообщества.
2. Превалирование прав силы, которая не подчиняется разуму.
3. Разгул

Почему важно соблюдать законы.

Цели:

· Ознакомить учащихся с понятием закон и почему так важно соблюдать законы

· Познакомить с основным содержанием Конституции РФ.

· Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам другого человека

· Формировать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать свое мнение, понимать динамику исторического процесса

· Способствовать формированию активной жизненной позиции

Основные понятия:

· Справедливость

· Свобода

План урока:

1. Почему важно соблюдать законы:

а/ Закон устанавливает порядок

б/ Закон стремится к справедливости

в/ Закон устанавливает границы поведения.

Ход занятия

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы встречаемся в очередной раз, и мне хочется узнать, помните ли вы понятия. А для этого я предлагаю вам решить кроссворд. Работать будете в парах. Первые 4 человека, решившие правильно кроссворд, получат пятерки.

https://pandia.ru/text/79/126/images/image001_8.gif" width="420" height="300">

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами (обряд)

2. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.(манеры)

3. Последовательность действий (привычка)

4. Закон, или постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах (правило)

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (ритуал)

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности (право)

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом (обычаи)

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм (санкции)

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах (этикет)

У вас должно получиться слово, которое связывает эти слова в единое целое. Это слово ДЕКЛАРАЦИЯ. Я прошу вас дать определение этому понятию.(Документ, определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод граждан.)

В каком документе нашего государства закреплены основные положения этой декларации?

Какие права человека закреплены в нашей Конституции? (по мере ответов учащихся на доске крепится схема)

Как вы думаете важно соблюдать права человека?

Важно ещё и по - тому, что это законы нашего государства. И по - этому темой нашего урока стал вопрос: Почему важно соблюдать законы?

(учащиеся записывают тему урока)

А как вы думаете: что такое закон?

ЗАКОН– правило, которое устанавливает государство. Главный закон нашего государства - это Конституция, почему же её так важно соблюдать?

У вас на столах лежат листы бумаги розового цвета. В них описаны жизненные ситуации. Ваша задача, работая с Конституцией РФ определить какими правами воспользовались люди, а может права людей были нарушены. Работа в парах.

Ситуации:

· Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он.

· Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.

· Найдите ошибку в тексте:

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за умеренную плату. Государство обязано содержать и развивать систему здравоохранения.

· Найдите ошибку в тексте.

Каждый имеет право на жилище. Каждый может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Жилье малоимущим гражданам предоставляется за плату.

· Лето. Было жарко. Мы пошли купаться на речку. Но подходя к местному пляжу мы обнаружили разбросанные стеклянные бутылки, раскиданный мусор, везде валялись окурки от сигарет и тлело два кострища. Настроение в тот вечер было безнадежно испорчено.

· Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала.

· Учащиеся школы решили создать свой союз, который бы защищал интересы школьников.

Во многих ситуациях, мы с вами видим, что права человека были нарушены, а это нарушение нашего основного закона страны Конституции.

По мере работы на доске и в тетрадях учащихся записывается схема:

https://pandia.ru/text/79/126/images/image004_2.gif" width="612" height="192">

2. Закон стремится установить справедливость.

Как вы думаете, что такое справедливость?

(учащиеся работают с параграфом стр.36)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это когда каждый получает то, на что имеет право.

Люди всегда стремились каким - либо способом утвердить справедливость. И нашли самый надёжный способ - с помощью законов. Может, кто ни будь, мне назовет, какие есть в истории примеры законов? (Русская Правда, Соборное уложение)

Наша Конституция – закон законов и служит главным образцом справедливости. Приведите мне примеры из Конституции тех статей, которые на ваш взгляд являются наиболее справедливыми.

3. Закон устанавливает границы свободного поведения

Что такое свобода? СВОБОДА-это отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию. Но ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Хочется вспомнить пример такой побасенки, которую любят рассказывать юристы:

Жили - были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: « Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

На нашей планете людей много, у каждого свои интересы, своя свобода и подумайте, что будет, если вдруг все решат стать абсолютно свободными.

Давайте подведем итог нашего сегодняшнего разговора.

Почему же так важно соблюдать законы?

(ответы детей)

Да, это так законы важно соблюдать даже ценой жизни. Мне хочется привести пример из жизни одного исторического деятеля эпохи Древней Греции. Это человек - Сократ

(доклад учащегося)

Как выдумаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Как бы вы поступили на его месте?

Изучив тему нашего урока, попробуйте сделать вывод.

Д/з: Учебник № 3. Напишите в тетрадях мини - сочинение 5-6 предложений на тему: « Почему важно соблюдать законы?»

Выставление оценок

1. Опираясь на текст учебника, запиши признаки понятия «закон».

Закон — это правила, которые:
1) устанавливает государство;
2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:

1) упорядочивают жизнь
4) облегчают принятие решения
5) за несоблюдение их возможно наказание

Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

Изначально, функцию законов исполняли обычаи.

3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.

1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.
4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.

4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?

Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.

5. Проанализируй факты.

а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.
б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

1) Напиши, что объединяет эти факты.

В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их - идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти - наместником бога на Земле.

2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.
Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.

6. Прочитай текст и выполни задания.

Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие - целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона - философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.
С точки зрения того времени противоречия нет.
С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.

7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Закон устанавливает порядок в обществе

Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

Обсуждение закона в Государственной Думе

Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Может ли она стать основой жизни общества?

Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного - обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других - только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости. Можешь в этом убедиться. Вот некоторые статьи Конституции России:

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свободный человек, свобода слова, свобода передвижения, свободное место, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих выражениях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Вообще свобода - это нормальное, естественное состояние человека. В. И. Даль определял свободу словом воля, имея в виду «простор в поступках, отсутствие неволи, насилия, принуждения».

В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. В мудром нашем языке есть слова вольница и вольничать. Согласно В. И. Далю, вольница - это гулливая толпа, скопище шаловливой молодёжи; своевольная, буйная шайка, вольница также - разбойники. Сильно сказано!

Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод строгий: свобода - не вольница! Свобода - это порядок. Быть свободным - не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам.

Подумай сам: людей много, у каждого свои интересы, желания - своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы - соблюдать законы. Только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу.

Вполне логично, что в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Например, часть 5 статьи 13 - яркий пример установленной законом юридической границы. В статье записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

Каждому понятно, почему государство вводит такой строгий закон: речь идёт о самом важном - о безопасности государства и всего народа. Поэтому запрет справедлив.

Проверим себя

  1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
  2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
  3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
  4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
  5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

В классе и дома

  1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
  2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
  3. Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
  4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
  5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
  6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Учимся читать и уважать закон

Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутренней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учитывает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижают других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в части 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ставит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
  2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.