Чёрная Дева Монсерратская. Дева монсеррат - черная мадонна

Впервые монастырь Монсеррат в древних источниках указан в 880 году. К IX веку здесь расположилось четыре скита. Бенедиктинский монастырь был основан аббатом Олибой Рипольским в 1025 году. В XII веке сооружение было достроено. Именем монастыря Христофор Колумб назвал остров, входящий в архипелаг Малых Антильских островов. Игнатий Лойола, основоположник ордена иезуитов, совершает паломничество в Монтсеррат в 1522 году. Спустя 70 лет новый собор освящают. Разместившись на обрыве скалы, монастырь имеет внушительные размеры. Варвары армии Наполеона в 1811 году подожгли собор, практически разрушив его. Бенедиктинская община и население Каталонии в 1844 году начинают восстановление сооружения, которое затянулось на целый век.

Архитекторы, скульпторы, художники в XIX и XX веках упорно трудились над созданием интерьера собора. В итоге видим соединение нескольких направлений с явным преимуществом стиля модернизм.

Титул малой базилики Монтсеррат получает в 1881 году от папы Льва XIII. Этот титул присваивался паломническим церквям, имеющим историческую значимость.

Алтарь монастыря Монсеррат высекают из скалы, украшают серебром и эмалью.

Стены Монтсеррат оберегают святыню Каталонии - статую Богоматери с младенцем на коленях, созданную в XII веке. Высота статуи 95 см, каталонцы называют ее "Смугляночка", поскольку сделана она из черного тополя. Облачена она в золотые одежды, но все равно получила прозвище "Черная мадонна".

Со всего мира спешат к ней паломники на поклон. Прикосновение к ее руке гарантирует исполнение желания. В здании храма отвели специальную комнату, где хранятся вещи, подтверждающие исполнение прошений: костыли, свадебные платья и т.д.

Легенда гласит, что статую нашел в одной из пещер один из поселенцев во времена Реконкисты (период , когда христиане отвоевывали страну у мусульман).

Светильники для зала преподносят в качестве дара общины страны. После Гражданской войны на средства народа сооружается трон Девы Марии из литого серебра. Знаменитый испанский архитектор Антонио Гауди оформлял алтарную часовню монастыря.

Одна из стен монастыря вмещает в себя статую рыцаря. Он ничем непримечателен, но только его взгляд будет вас преследовать, в какую сторону от него вы не отошли бы.

На Монтсеррат расположилась знаменитая библиотека, в которой собраны рукописные книги Средневековья, издания монастырской типографии, открытой в 15 веке. Фонд библиотеки состоит из 300 тысяч томов, 400 из них - рукописные. Одно из ценнейших приобретений - сборник десяти средневековых песен XIV века "Llibre Vermell".

В храме служит 79 монахов бенедиктинского ордена. Они принимают, обслуживают паломников. Кстати, на территории собора расположена гостиница. В личное время иноки рукодельничают, производят натуральные продукты для продажи: торты, мед, вино, ликеры, орехи, творог.

Ежедневно в час дня хор мальчиков поет гимн Деве Марии "Виролай". Хористы - воспитанники музыкальной школы при храме «Escolania de Montserrat». Эта древнейшее музыкальное заведение Европы, основанное в XIII веке. Хор мальчиков задействован во всех торжественных литургиях. Участники хора - дети от 9 до 14 лет в количестве 50 человек. Хористы живут в монастыре, получая музыкальное и школьное образование. Наряду с духовной исполняют и классическую хоровую музыку. За стенами монастыря начинают гастрольную деятельность с 1968 года. Сейчас о них знают не только в Европе, но и на других материках. Мальчики поют в хоре до мутации голоса. С началом ломки голосовых связок заканчивается их пребывание в школе.

При монастыре функционирует музей с шестью основными экспозициями:

1) археологической, содержащей экспонаты Ближнего Востока;

2) иконографией Девы Марии;

3) драгоценными камнями;

4) живописью 15-18 веков;

5) живописью и скульптурами 19-20 веков;

6) коллекцией православных икон.

Жемчужина Каталонии заслуживает выданных ей регалий и нескончаемый поток посетителей.

Королевство Испания – это независимое государство, расположенное в юго-западной части Европы на Пиренейском полуострове, который она делит с Португалией. Столичным городом является Мадрид. Это одна из самых гористых держав Европы. Омывается Атлантическим океаном (на западе и севере) и Средиземным морем (на востоке и юге).

Неподалеку от Барселоны находится одна из самых загадочных достопримечательностей Испании - Монтсеррат.

Местонахождение горы Монтсеррат

Монтсеррат - это гора, которая имеет очень причудливую форму и находится в пятидесяти километрах от столицы Каталонии - - на полпути к Пиренеям. В переводе с каталонского Montserrat означает – зубчатые или разрезанные горы. Миллионы лет тому назад на месте современной Каталонии располагалось море, которые затем вздыбилось, превратившись в горный хребет. После сошел ледник и произошло образование Пиренеев. А вот гора Монтсеррат откололась от главного хребта и осталась стоять в одиночестве. Её высота составляет 1236 м., ширина – пять километров, а длина - десять километров.

Добираться до горы нужно различными видами транспорта. До её подножия можно доехать на автобусе или автомобиле по автостраде, либо на отходящей электричке от площади Испании в Барселоне. Затем подъем в гору можно осуществить тремя способами: на горном поезде (кремальере), пешком или по канатной дороге. А на самую верхнюю точку горы можно добраться на фуникулере. Оттуда имеются три пеших маршрута. А всего для подъема на Монтсеррат и прохода по ее склонам функционируют порядка десяти пеших маршрутов для туристов.

Монастырь на горе и Чёрная Мадонна

На горе Монтсеррат находится бенедиктинский монастырь, дойти до которого можно за пару часов из долины реки Ллобрегат по горной тропке. Это места с давних времен влекло к себе туристов и паломников, поэтому в 1892 был сооружен фуникулер от монастыря до местечка под названием Monistrol de Montserrat. Затем его заменили канаткой.

Сам монастырь был основан в 1025 году Олибой (Риппольский аббат). Монастырь несколько раз перестраивался, армия Наполеона разрушила его но впоследствии он был восстановлен. Самые свежие постройки были сделаны в начале прошлого столетия. В данный момент там проживают примерно 100 монахов-бенедиктинцев. Тут есть и гостиница, которая принимает паломников.

Главным предметом паломничества является хранящаяся в монастыре статуя Черной Мадонны (La Moreneta). Легенда гласит, что ее вырезал Святой Лука, а затем Святой Петр перенес ее в Испанию. В 718 г. статую спрятали в горах Монтсеррат, чтобы спасти ее сарацинов, а затем она потерялась. В 890 году Чёрную Мадонну чудом обнаружили пастухи в пещере, куда они пришли под влиянием ангельского пения и загадочного сияния. В этом месте построили часовню, а пещера стала называться Santa Cova.

Та статуя, к которой сейчас приезжают паломники и туристы, датируется XII веком. Есть разные теории, которые объясняют черный цвет Младенца и Мадонны. К слову сказать,правдоподобного обоснования ни одна из них не имеет. Возможно, она потемнела от многочисленных свечей, которые веками сгорали около нее.

К La Moreneta совершали паломничество различные исторические личности, например, Св. Игнатий Лойола, повесивший оружие у ее алтаря и ставший на путь религиозного подвижничества. В 1881 году пап Лев XIII канонизировал статую, провозгласив ее святой-покровительницей Каталонии. Считается, что эта статуя помогает девушкам стать матерями, поэтому здесь много молодых пар и женщин, желающих забеременеть.

В монастыре есть картинная галерея, в которой можно понаблюдать за картинами классических живописцев (Моралес, Караваджо, Эль Греко) и современных (Дега, Дали, Пикассо). А вот огромная библиотека очень сильно пострадала в наполеоновские времена. Сейчас в ней около четырехсот подлинных манускриптов, среди которых египетские папирусы, песнопевческий сборник Libre Vermille, редчайшие средневековые манускрипты и т.д.

Экскурсии в Монтсеррат и примерные цены

Обычно туристы посещают Монтсеррат в группе, сопроваждаемой гидом. Такие экскурсии организуют различные турфирмы. Самыми популярными отправными точками для экскурсий на Монтсеррат являются курорты побережья Коста-Дорада и Коста-Брава, а также Барселона и Жирона.

Начинается экскурсия с посещения монастыря с Чёрной Мадонной и церковным хором мальчиков. Далее идёт осмотр музейных экспозиций. Используя фуникулер, можно подняться во время на самый верх и полюбоваться красотой открывающегося вида.

Продолжительность поездки в организованной группе - около 5 часов. Как правило, туристам даётся свободное время, чтобы они смогли пообедать. Средняя стоимость обеда в местных ресторанах - 15 евро.

Цена групповой экскурсии на гору Монтсеррат с посещением монастыря - в среднем 55 евро на человека при покупке в офисе турагентств или у распространителей, а при предварительном бронировании онлайн - около €46.


Однодневная автобусно-пешеходная экскурсия на русском языке в монастырский комплекс Монтсеррат - одно из красивейших мест Испании. Выезд из Барселоны с площади Каталонии по понедельникам и четвергам в 10:00.

Стоимость: €46 на человека. Длительность: 5 часов.

Вы также можете заказать экскурсию с индивидуальным гидом. Она проводится для 1-4 человек. Поездка до места назначения - на автомобиле из Барселоны, Жироны или соседних городов. Цена - €288 для группы.

Выше уже упоминались некоторые легенды о горе Монтсеррат. Она настолько необычна по своему внешнему облику, что вызывает настоящий трепет и восторг. Гору образуют большие лысые скалы, похожие на идолов. Узенькие каналы похожи на причудливые узоры. А особую таинственность всему здешнему облику придают мрачноватые пещеры.

В солнечную погоду Монтсеррат видна с большого расстояния, а в пасмурную создается впечатление, что облака цепляются за скалы. Местные красоты на протяжении всей истории являлись источником особого вдохновения для поэтов, музыкантов и художников.

С горой связаны многочисленные истории и легенды. Одна из таких легенд повествует о том, что в один прекрасный момент на вершину спустились ангелы. Им наскучил окружающий ландшафт, и они решили распилить гору на две равные части, украсив ее различными фигурами. С этого времени она и стала называться Монтсеррат – распиленная гора. А каменные образования причудливой формы получили такие названия, Голова слона, Божий перст, Верблюд, Лик Святой девы.

Другая легенда гласит: В 880 году дети местных пастухов заметили яркое освещение в горах. Они замерли от пения ангелов и чудесной музыки. После случившегося они тут же помчалась домой, чтобы всё рассказать своим родителям. Но те никак не могли поверить в такое чудо. И всё-таки взрослые пришли на то место посмотреть, что же случилось на самом деле. На протяжении месяца родителям тоже приходили видения. Это были Божественные знаки.

Викарий, придя в те же места, тоже стал свидетелем чуда. Необъяснимые вещи происходили на горе Монсеррат. Священникам удалось найти образ девы Марии в пещере. С того времени верующие паломники стали приходить туда. В наше время там стоит святой грот. Люди с разных стран мира приезжают сюда, чтобы увидеть святые места.

Видео

Для визуализации прочитанного осмотрите видео Марии с посещения горы Монтсеррат в Испании.

Давайте же все-таки разберемся: ради чего или кого стекаются ежегодно на Монтсеррат миллионы людей? Что влечет сюда паломников и туристов со всех концов земного шарика, людей самых разных национальностей и вероисповеданий?

Кого только не приходилось нам встречать нам на Монтсеррат за свою экскурсоводческую практику, включая даже настоящих тибетских монахов! В чем же причина столь невероятной популярности места?

А причиной всему она - Дева Монтсерратская. Богородица Монтсеррат, Черная Мадонна, или "Ла Моренета" (Смуглянка), как ласково называют образ Девы каталонцы. Вообще, культ черных мадонн - явление весьма характерное для средневековой Европы.

После того, как на Вселенском Соборе в Клермонт-Ферране в ноябре 1095 г. папа римский Урбан Второй произнес одну из самых эффективных речей в истории христианства, призывая огромную толпу силой вырвать Святую землю из рук турок - началась великая и страшная эпоха крестовых походов. И, интересное совпадение, примерно в это же время в самых разных местах Испании, Франции, Италии и Германии начинают появляться черные мадонны. Совпадение это или между двумя событиями существует прямая причинно-следственная связь - вопрос спорный.

Так или иначе, в церквях Франции по сию пору можно обнаружить почти три сотни Черных Мадонн, меньшее, но тоже впечатляющее их количество - 50 - находится на испанской земле.

И безусловный факт: самая из них известная, образ, с которым связывают многочисленные документально подтвержденные случаи чудесного исцеления, образ, ради которого идут сюда верующие, начиная с эпохи раннего средневековья - наша знаменитая Моренета, Черная Дева Монтсерратская.

До конца по сию пору не ясно, кто и когда изваял образ Девы Монтсеррат; каким образом он был доставлен в Каталонию; чтобы оказаться в конце концов на Монтсеррат; чем вызван практически черный цвет лика и рук изваяния...

Обо всех существующих версиях мы подробно рассказываем во время экскурсии, но важно, в первую очередь, другое: с момента, как образ был установлен в романской церкви Монтсеррат (12 в.), слава нашей Мадонны перешагнула границы Каталонии, после Испании (в одной только Италии в свое время было открыто более 150 церквей и часовен, посвященных культу нашей Девы), а в эпоху великих географических открытий достигла и Южной Америки. Не будем забывать, что уже во вторую экспедицию Колумба отправился один из монахов Монтсеррат, Бернат Буиль, который и стал первым викарием новых владений Испанской Империи. Отсюда навание одного из островов в группе Малых Антильских: Монтсеррат.

Образ Девы Монтсеррат - небольшая (высотой всего 95 см), выполненная из белого тополя полихромная скульптура, хранящаяся ныне в тронном зале монтсерратской базилики в прочнейшем прозрачном саркофаге.

Лишь часть изваяния - сфера, символизирующая Вселенную, которую Дева держит в правой руке, доступна для непосредственного контакта.

Ощущения, которые возникают, когда проходишь через Врата Ангелов и поднимаешься в тронный зал, где хранится образ Черной Мадонны - непередаваемы.

Очень хорошо сказала одна из наших туристок после визита к Деве: "Да разве вы не видите!? Она же не отсюда - она из космоса!". И в этом очень эмоциональном, на первый взгляд, высказывании - большая доля истины.

Дело в том, что мы много путешествуем и видели очень немалое количество подобного рода деревянных скульптур романского периода (10-12 в.в.) - и ни один из них не имеет ничего общего с нашей Моренетой. Это, как правило, достаточно примитивно, пусть и с большой экспрессивной силой выполненные образы, наша же Мадонна - абсолютно живая!

Ярчайший пример удивительной любви и уважения, которым пользуется в народе Моренета - необычайна популярная и сейчас среди каталонцев традиция давать при рождении девочкам имя Монтсеррат, что, как считается, приносит удачу. Доказательства? Пожалуйста - всемирно известная уроженка Барселоны, оперная дива и просто отличная женщина - Монтсеррат Кабалье.


Помимо бесконечного потока паломников и туристов, на Монтсеррат регулярно бывают и местные. По каждому, значительному или не очень, поводу, они предпочитают советоваться с Черной Мадонной Монтсеррат, которая выслушивает - и помогает!

Уже в 13-м столетии знаменитый Хайме-Завоеватель, граф Барселоны и король Арагона, говорил: "Монтсеррат - это место, которое Господь отмечает и прославляет чудесами". Век сейчас не 13-ый, но с чудесами все по-прежнему - они есть!

Всенародная любовь и почитание (см. фото слева) - понятны и в доказательствах не нуждаются.

Тем не менее, и с точки зрения официальной церкви, образ нашей Моренеты является каноническим. По преданию, образ был обретен мальчиками-пастушками в 880-м году.

В 1880-м торжественно отпраздновали тысячелетие с момента обретения Девы Монтсеррат, а через год, в 1881-м, на Монтсеррат прибыл тогдашний папа римский, Лев 13-ый, и канонически короновал Деву, поднеся ей корону, скипетр и ирис, выполненные из драгоценных материалов.

Тогда же Дева Монтсеррат была со всем соблюдением ритуала объявлена покровительницей Каталонии.

Кстати, совсем скоро, в 2025 г., и монастырь отметит тысячелетний юбилей с момента основания. Сложно даже представить, какие масштабы примет событие! Но это, на наш взгляд, очень здорово!

January 18th,17:35

Лев Исавр. Реформатор.

Причины, по которым в «иконоборческой войне» продолжавшейся три века победили почитатели икон просты. Небольшой исторический эпизод хорошо это показывает.

Есть заповедь, которая была записана на скрижалях, двух плоских камнях, хранимых в Ковчеге Завета – «не создавай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им..»

И сторонник той заповеди Византийский Император Лев III, считающий скульптуры-иконы суеверием и языческим наследием, выпускает указ, по которому все изображения, как Христа, так и святых, подлежали полному уничтожению. Т.е., сделал всё по букве Закона, пунктуально следуя декалогу. Есть заповеди – выполняй. Не так ли? Для начала император, начав с себя, как и полагается всем реформаторам, повелел снять изображения, висевшие над воротами собственного дворца... Но тут произошло непредвиденное: экстремистски настроенная группа горожан, опрокинула лестницу и побила императорских слуг, досмерти.

Император попытался проделать это в других местах – но получилось еще хуже – недовольные нововведениями жители островов Греческого архипелага, формируют флот для взятия Константинополя и низвержения Льва Третьего. Восстание подавили, но осадок остался. В то время церковь была еще не разделена на католическую и православную, и Лев III выступал как её глава. В защиту икон выступил Папа Григорий II – пишет послания, в которых обличает императора как еретика: «Если же вы будете упорствовать в ваших намерениях, мы будем невиновны в пролитии крови, которое будет последствием этой борьбы, пусть ответственность за эту кровь падет на вашу собственную голову» .

Император упорствовал в ереси, (как мы видим, ересью может быть даже точное следование букве Ветхого Завета), и крови пролилось немало, при последующем полном разгроме императорских войск. Нужно добавить, что в войну были втянуты и лангобарды, исповедующие арианскую ересь и боровшиеся как против Папы, так и Императора.

В результате той войны король франков Карл Великий становится императором Новой Римской Империи, а подданные получают возможность отправлять потребности культа в соответствии со своими пожеланиями в рамках христианства. Между тем, на востоке борьба с иконами продолжалась. Император Константин запрещает монашество, как противоречащее Библии - церковные земли и имущество были конфискованы, монастыри закрыты, а монашеское одеяние запретили носить. Был созван собор, продолжавшийся шесть месяцев. В результате, на нем было принято решение запретить все изображения Бога и святых, а всякого, кто будет поклоняться скульптурам и иконам, считать еретиком, врагом церкви. Да, да – еретиком и врагом церкви.



Итогом, продлившейся более ста лет религиозной войны в Византии, всё же стало поражение сторонников буквального толкования Заповедей. Все ограничения и запреты были отменены императрицей Ириной, а монашество восстановлено.

Черная Мадонна.

Черная Мадонна (Notre-Dame) - это статуя Богоматери с Младенцем, Мадонна с черным лицом. Почитание Черной Мадонны во Франции, впрочем, как и других частях Европы, является одной из нерешенных головоломок в Католической Церкви. Всем понятно, что Дева Мария не имела отношения к негроидной расе. И вместе с тем во Франции насчитывается 272 Черные Мадонны (данные Marie Durand-LeFebvre), в Испании около 50, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица» (Notre-Dame-sous-Terre), да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов,- черная «Матка Боска Ченстоховска».

Как же появилась Она? Раз есть загадка, то и в отгадчиках недостатка нет. Происхождение Черной Мадонны связывают с древними языческими культами. Что-то в этих предположениях верно, что-то нет. К примеру, в Риме действительно знали о злодейски убитом Озирисе, его жене Изиде, чудесном образом зачавшей младенца Гора. Даже в таком провинциальном, по тем временам, городе как Помпеи стоял Храм Изиды. Её изображения – почти точная копия Девы Марии. Были изображения Матери с Младенцем и у галльских кельтов. Не говоря уже о древнейших Богинях Земли, если поглубже копнуть культурные слои. «Венерам палеолита» поклонялись повсюду.

Разумеется, ничто не проходит бесследно и древние верования не умирают сразу. Древние боги уходят, но миром продолжает управлять любовь и смерть. Была у галлов Бригитта, также называемая Белисамой (Самой Блистательной). Она занимала не последнее место в римском пантеоне богов, и тем не менее благополучно пережила реформы императора Константина. Античные статуи, как идолов, разрушали – но ее не посмели, не поднялась рука. Черная Дева из Лангедока была найдена возле бьющего из под земли ключа. На этом месте были впоследствии проведены раскопки и найден заключенный в мрамор термальный источник, по хроникам известный римлянам во времена их галльских походов.

Аналогичная история произошла и в Le Puy-en-Velay. Там, неподалеку, был друидический дольмен, от которого осталась только верхняя плита. Называли её «камень, спасающий от лихорадки». Римляне, из альтруизма, сделали его частью храма, где плита продолжала служить в тех же медицинских целях. Впоследствии здесь было явление Девы Марии, указавшей одной вдове место исцеления. Таким образом, чудеса исцеления Белисамы по праву перешли к Деве из Пюи, которую привез Людовик IX из крестового похода. Этого короля так же называли «saint Louis, révérait avec ferveur la Madone du Puy.»
Казалось бы, здесь всё просто - да, мол, связь времен, языческое наследие и вообще христиане, типа, заимствовали культ Богоматери, вездесущую благодать материнства.

Во-первых. Возможно, заимствовали. Но зададимся вопросом – откуда заимствовали? С Ближнего Востока? У евреев, как и Ветхий Завет? Но дело в том, что у евреев никакого культа Богородицы нет в принципе. И у мусульман нет. Как нет и «изображений». И вообще, как бы это одно из принципиальных отличий христианства от иудаизма – культ Богородицы. И зачем заимствовать то, что уже составляет само по себе основу веры?

Второе. Если Черная Мадонна следствие забытых и ныне пока ещё известных языческих культов, то почему она чёрная? Египетская Изида не изображалась чернокожей, и среди фараонов негров тоже не завелось как-то до сих пор, несмотря на революционный клип Майкла Джексона. Если, конечно, первого Афроамериканского Президента США не считать. Не было черных персонажей также и в разного рода экстатических восточных культах, заимствованных римлянами. И вряд ли негры были популярны у наших предков в более ранние времена.

На это следует ответ, дескать, в храмах старинных романских было душно и дымно – потемнели образы – закоптились со временем. В огне пожарищ. Кого-то это устраивает и всё объясняет. Но дело в том, что скульптуры сознательно делались из редких сортов тёмного и черного эбенового дерева. А в иных случаях конкретно были составными – лицо и руки черные, а тела-одежды из светлого дерева. Кроме того, каменные скульптуры изготовлялись из чёрного камня. Во всяком случае, это касаемо наиболее древних. В более поздние времена некоторые скульптуры намерено окрашивались в черный цвет краской. Делалось это осознанно, следуя ранним образцам и скорее всего – от бедности. Эти ранние образцы… Большинство из них – французские, как и вообще большинство до нас дошедших. Происходят они из мест расселения катар, альбигойцев и… тамплиерских поселений.

Прованс, Лангедок. В Тулузе и сейчас есть традиция подношения Черной Деве из Дорада пояса сплетенного из красной и белой веревок. То что в храмах тамплиеров скульптуры Чёрной Девы стояли на почетном месте сомнению не подвергается. Она была покровительнецей храмовников, да и тевтонцев. Также как и то, что наиболее почитаемые Её изображения были привезены ими из крестовых походов. Она изображалась на знаменах воинов, которые организовывали турниры в Её честь. Скорее всего, именно тамплиеры первопричина культа Чёрной Мадонны., сделавшегося повсеместным в Европе. Прованс стал перевалочным пунктом в Испанию. Братья-крестоносцы принесли его в Италию и Германию. За сто лет, между 1170 и 1270 годами появилось не менее 80 соборов посвященных Notre-Dame и 500 церквей было построена во Её славу. Большинство этих памятников было построено на территориях, где до того уже существовал культ Черной Мадонны или изображение было чудесным образом обретено – таких случаев много.

На строительстве нужно немножко притомозить. Для Черных Мадонн строили особые храмы - новые. Началась эпоха феноменально прекрасного готического стиля. Разумеется строителями выступали тамплиеры. Вы не удивлены? В 1139 году папа Иннокентий II даровал ордену уникальную привилегию: право строить собственные церкви по собственным проектам. Где они там в палестинах научились так ловко обращаться с камнем не указывается. Ни у евреев, ни у турков, во всяком случае.
Напротив, то, что они строили, скажем, в Иерусалиме вызывало восхищение своей новизной.

«Свидетель» Теодерик так описывает Храмовую гору в 1174 году:
«С другой стороны от дворца (мечети Аль-Акса) тамплиеры построили новое здание, его высота, ширина и длина, его подвалы и трапезные, лестница и крыша совершенно не согласуются с обычаями этой страны. Действительно, его крыша так высока, что, упомяни я ее высоту, никто из, слушателей мне не поверил бы».

Это было до массового строительства готических сооружений в Европе. «Новое здание», описанное Теодериком, просуществовало до 50-х годов прошлого столетия и было по неясной причине снесено во время предпринятой арабами реконструкции Храмовой горы. Парящие крыши и арки, так поразившие монаха - отличительная черта готики, типичной для Шартрского и других французских соборов. Да и вас, господа и дамы, эта архитектура не оставит равнодушной, если Вы выкроите из бюджета немножко средств и найдете время ублажить свои эстетические чувства вживую, отсоединившись от матрицы.

В Шартрском соборе Вы сможете лицезреть Деву Шартра. Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в XV веке и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году. Не правда ли любопытно? Экскурсоводы Вам не расскажут причины столь необычной истории, не станут из политкорректности упоминать «реформацию» и французскую революцию – если только не спросите конкретно. А ведь это не талибы и инквизиторы, а «прогрессоры -революционеры» зачем-то сожгли статую. И история двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна.

Охота.

Когда я заинтересовался материалом, то и дело натыкался в описаниях истории многочисленных Черных Дев на подобные повторения - в большинстве случаев, если речь шла о статуях «тамплиерского» времени. Статуя разрушена гугенотами, уничтожена протестантами, сожжена во время Революции, украдена, утеряна – ну, и с вариациями - «saved at Rev. but mutilated», «saved from destruction at Rev», «disappeared in the 16 C», «which was destroyed», «original BV destroyed by Huguenots», «original statue hidden from Protestants in a wall», «statue stolen in 1982», «ancient one disappeared 15 C», «original destroyed during Rev», «original from 10 -11 C disappeared during Rev», «destroyed by Protestants», «destroyed by Huguenots», ancient wooden BV burnt by Protestants 1562, «destroyed during Rev.. , destroyed during Rev.. , destroyed during Rev..»
И т.д. и т.д., и т.д.

При этом удивительную прыть в уничтожении христианских святынь развили реформаторы: рубили Черных Мадонн топорами принародно, типа того, как в галерее Гельмана рубили иконы, или похищали их из храмов белым днем и темной ночью. В этом случае находили только обломки или щепки. Статуи спасали, прятали в земле и замуровывали в стенах, но их находили и уничтожали.

Наверное поводов для Варфоломеевской ночи у католиков было достаточно. Некоторые считают, что тогда проиграли гугеноты. Отнюдь. Меньшевики гугеноты получили в итоге больше прав, чем большевики-католики и впридачу контроль над 200-ми городами Франции. Наверное, это можно считать первой французской демократической революцией.

Также, в духе талибов, с заявленной целью повысить градус прививки граждан к эгалите и фратерните действовали Великие французские революционеры. Но чуть изощренней: сначала статуи рубили, а потом сжигали. Чтоб без остатка. При этом относясь к религиозному дурману как-то выборочно – уничтожали конкретно эти статуи.
Не избежала всеобщей участи Чёрных Мадонн и Матка Боска Ченстоховска. Пострадала дважды. В первый раз от татарской стрелы при осаде получила удар в шею. Второй раз ее украли и пытались разрубить мечем гуситы. Похитителю удалось дважды ударить икону – замахнувшись в третий раз, он упал замертво. Икона отреставрирована, на лике видны «шрамы», но настоящие повреждения были серьезней. Пишут, что реставрировали не раз – шрамы проявляются сами. По другой версии повреждения были настолько сильны, что икону не смогли отреставрировать и написали заново – шрамы проявились.

Да, - маленькая деталь, которую нужно запомнить. В руке у младенца предмет похожий на ящичек-шкатулку. Если внимательней посмотреть, то и в скульптурных изображениях мы можем обнаружить аналогичный. Не у всех. Иногда младенец держит шар. Иногда шар держит Мадонна.

Один из последних случаев:

«В 2002 году национальня реликвия Франции "Черная Мадонна" была похищена из храма Нотр Дам в городе Бонсон. Вырезанная из дерева в XV в. статуя Мадонны с младенцем на руках наделена, по мнению верующих, необыкновенной целительной силой. В течение пяти веков городок в центральной Франции был местом паломничества христиан со всех концов Европы. Черная Мадонна находилась в нише и была защищена бронированным стеклом. Однако грабителям удалось взломать дверь церкви и похитить деревянную скульптуру.»

Можно отметить три больших волны «охоты» за статуями – 15-16 вв., Великая французская революция 1789-1794 и.. недавние 1980-е годы. От древних статуй в большинстве остались лишь копии. Чтобы понять весь драматизм происходившего, и «атмосферу» охоты нужно вспомнить замечательный фильм «Мальтийский сокол», в котором несколькими таинственными группами ведется поиск чёрной статуэтки тамплиеров, в которой что-то скрыто. Камешки-бриллианты, как думали. Быть может и внутри Черных Дев что-то искали? Камни? Помните, фильм «5-й элемент», раз уж зашла речь о кино.

«Зорг: - Камни? Камни будут. Но расходы пришлось удвоить.
- Деньги не имеют значения, важна только Жизнь»

Ох уж эти люки-бессоны… французские кинематографисты. Любопытно - Роберт Сербер, американский сахаров, в своих мемуарах писал, что назвал атомную бомбу, сброшенную на Нагасаки, «толстяком» в честь одного из персонажей «Мальтийского сокола». Очень ему нравилась эта история. Он, как ответственный ученый, должен был лететь жечь японцев заживо, уже садился в самолет на взлетной полосе, и… такая досада…, - заметил, что не надел по рассеянности парашют. А без парашюта – нельзя-с.
Без золотого парашюта тем более.

Какая вроде бы связь.., черная мадонна – тамплиеры – атомные бомбардировки… Вроде бы и нет связи…

Приветствую вас, друзья! Монастырь Монтсеррат в Испании относится к самым посещаемым объектам. В предыдущей статье я делилась с вами впечатлениями о восхитительном горном массиве Монтсеррат, расположенном в Каталонии, недалеко от Барселоны и . Но мой рассказ будет неполным, если я не опишу посещение базилики Девы Марии Монтсерратской. На территории монастыря находится главная святыня Каталонии – чудотворный образ Черной Мадонны La Moreneta.

Тысячи людей из разных стран поднимаются в горы Монтсеррат ради того, чтобы поклониться Черной Мадонне и попросить о помощи, поблагодарить за чудесное исцеление или обратиться за благословением. Реликвия установлена в миниатюрной часовне базилики:

Вы видите часовню в самом центре фотографии. Часовню называют Зал Божьей Матери. Он находится над алтарем Тронного зала, и для того чтобы войти в часовню, нужно пройти Путь молчания за капеллами храма.

La Moreneta

История старейшего в Испании бенедиктинского монастыря началась с того знаменательного события, когда в пещере горы Монтсеррат еще в IX веке обнаружили статую Девы Марии с младенцем на руках. Поселившиеся в этом месте монахи оберегали святыню и с развитием монастыря установили ее в храме.

Почти тысячелетняя летопись монастыря на горе Монтсеррат в Испании рассказывает о множественных испытаниях и разрушениях, которым подвергся монастырь и живущие в нем монахи. Вероятно, этим объясняется тот факт, что образ Черной Мадонны, установленный ныне в храме, относится к XII веку и соответствует романскому стилю.

Небольшая фигура 95 см выполнена из черного тополя, что и поясняет, почему Богородицу называют Черной Мадонной или Смуглянкой — La Moreneta.

Путь молчания

Огромная очередь выстраивается с самого утра у правого крыла базилики, чтобы поклониться Деве Марии Монтсерратской.

Этот готический клуатр обрамляет внутренний квадратный дворик храма, через который посетители проходят, чтобы войти в Тронный зал. Мы посетим его позднее, чтобы послушать пение хора мальчиков Ла Эсколания.

Но прежде мы будем медленно продвигаться под готическими сводами клуатра. Говорят, в очереди можно простоять и 2-3 часа, но мы примерно минут через 30 подошли к порталу с изображением Черной Мадонны.

На входе установлены таблички с просьбой хранить молчание. За этой просьбой кроется и духовный, и практичный смысл. Если такое количество народа будет разговаривать в храме, то этим спровоцирует невероятный шум. Но, главное, Путь молчания призывает к тому, чтобы каждый смог сосредоточится на своем внутреннем мире и на том важном, что привело его в храм.

Далее очередь неспешно продвигается вдоль капелл правого крыла храма. Здесь расположены капеллы Бенедикта, Петра, Лойолы и других святых. Капеллы украшены оригинальными подсвечниками тонкой работы, многие из них роскошно оформлены. Пожалуй, только капелла Св. Бенедикта содержит тот аскетический дух, который проповедовал святой.

Следующим участком Пути молчания является подъем по лестнице в верхний зал. Испанские мотивы орнаментов привлекают взгляд к сводам лестничного проема.

Чем ближе посетители подходят к заветной часовне, тем реже становится очередь. Из верхнего зала все поднимаются узенькими переходами исключительно по одному, чтобы войти в Зал Божьей Матери.

Образ Мадонны Монтсеррат установлен на серебряном троне. Он закрыт стеклом, и только шар, который держит Дева Мария в правой руке, выступает за поверхность стекла. Посетитель имеет право прикоснуться к шару и обратиться со своей просьбой или благодарностью к небесной Покровительнице.

Посетителям нет необходимости торопиться, но и задерживаться в Зале Божьей Матери не принято. Выход из часовни ведет в левое крыло храма, где есть возможность поставить свечи.

Хор мальчиков Монтсеррат Ла Эсколания

При монастыре Монтсеррат открыта школа церковного пения. Первые ученики появились в школе в 1223 году. С тех пор школа воспитала столько известных мастеров вокала, что заслужила непревзойденную репутацию во всей Европе. В школе обучаются только мальчики с 9-летнего возраста, и весь курс длится 4 года.

Посетители монастыря Монтсеррат могут послушать пение воспитанников школы в 13 часов дня, когда хор мальчиков заходит в Тронный зал базилики, чтобы исполнить «Виролай» или «Аве Мария» .

Нам удалось услышать пение хора Ла Эсколания. Хор звучит великолепно. Чистые голоса мальчиков льются под сводами прекрасного зала всего лишь несколько минут. Они исполняют одно произведение, после чего священник обращается к слушателям с краткой информацией о школе и уводит воспитанников.

Школа Ла Эсколания не ограничивает подготовку мальчиков церковным пением. Они также обучаются классическому исполнению. Поэтому многие воспитанники школы при Монтсеррат впоследствии применяют свой талант в искусстве светского характера.

Поблагодарить Черную Мадонну

Чтобы завершить историю посещения Зала Божьей Матери, я опишу еще один любопытный факт. Слава о том, что Мадонна Монтсеррат исцеляет от недугов и помогает в решении проблем, разлетелась по всему миру не просто так. На этой горе есть часовня, куда приносят свои дары те, кто ощутил реальную помощь после посещения Монтсеррат. Часовня находится не на самой территории монастыря, а приютилась на краю скалы, куда ведет Путь молитв.

Я уже . Мы прошли его и посетили часовенку. Она состоит из двух залов. В одном из них вырублен алтарь прямо в скале, где и установлена миниатюрная копия статуи Черной Мадонны. В зале установлены скамьи, создана уютная атмосфера для уединения.

Второй же зал является тем местом, где благодарные посетители оставляют свои подарки. Украшения и костыли, свадебные наряды и шлемы – люди привозят сюда то, что, по их мнению, является символом исполнения их желаний.

Мы шли по Пути молитв для того, чтобы увидеть природную красоту Монтсеррат, а часовня оказалась удивительной остановкой на этом маршруте.

Дорогие друзья! Я и сейчас помню, как меня переполняли чувства от всего увиденного в Монтсеррат. Здесь потрясающе красиво и восхитительно все: и монастырь, и пешеходные маршруты и таинство посещения Черной Мадонны. Если вы, насытившись , будете выбирать из перечня экскурсий по Каталонии, отдайте предпочтение поездке в Монтсеррат.

Ваш euro-проводник Татьяна