Частные блага примеры из жизни. Общественные блага. Свойства общественных благ

Масштабы и степень интенсивности существующих в экономике внешних эффектов различны. Самые сильные внешние эффекты дают производство и потребление так называемых чистых общественных благ. Внешние эффекты возникают в связи с тем, что эти блага не имеют цены.

Мир экономических благ многообразен. Разграничение их на отдельные виды осуществляется на основе таких критериев, как конкурентность в потреблении и исключаемость из потребления. В соответствии с этим различают частные и общественные блага.

Частные блага - это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене и, будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления. Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко.

Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ.

Блага, являющиеся исключаемыми благами и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами . Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.

Общественные блага - это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, причем без дополнительных затрат. Общественные блага подразделяют на чистые, неисключаемые, исключаемые, перегружаемые и ограниченные блага.

Чистые общественные блага - это блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет. Характерной особенностью таких благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидами.

Неисключаемость из потребления - ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, все граждане страны пользуются такими благами, как национальная оборона, уличное освещение. Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно.

Чисто общественными благами являются национальная оборона, маяки, фундаментальные научные исследования, программы борьбы с бедностью.

Разновидностью общественных благ являются исключаемые блага. Это недостаточно конкурентные или вовсе неконкурентные блага. К исключаемым общественным благам относят те, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение. Не всех желающих получить высшее образование принимают в вузы, т.е. они могут быть исключены из процесса потребления такого общественного блага, как высшее образование.

Перегружаемые общественные блага - это блага, которые могут потребляться всеми желающими при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех. Примерами таких общественных благ являются дороги, общественные библиотеки.

К ограниченным общественным благам относятся те, что не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет населению общественное благо. Раскрывая конкретные преступления, она предоставляет частные услуги отдельным субъектам. Образование, обладающее характеристиками общественного блага, вместе с тем предоставляется и частными фирмами.

В рыночном секторе возможно производство исключаемых общественных благ, если ограничение доступа к ним связано с относительно низкими затратами. Рынок может обеспечить в известной мере предложение перегружаемых общественных благ, если они обладают достаточной исключаемостью для установления на них цен. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками в силу ряда обстоятельств.

Потребление общественных благ порождает положительный внешней эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда наблюдается недопроизводство общественных благ частными производителями, т.е. производство общественных благ является потенциальным источником провалов, срывов или недостаточности рынка. Рынок не берет на себя производство чистых общественных благ.

Если рынок не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью, то это делает государство. Оно берет на себя полностью или частично производство общественных благ: национальной обороны, образования, здравоохранения и др. Производство чистых общественных благ осуществляется в государственном секторе экономики. Государство, определяя объем производства чистых общественных благ, может дать задание на их производство частным предприятиям.

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства чистых общественных благ. В связи с этим возникает проблема определения спроса на чистые общественные блага. Он существенно отличается от спроса на частное благо. Фирма, организуя производство чистых частных благ, ориентируется на величину рыночного спроса потребителей, который зависит от цены блага. Что касается чистого общественного блага, то цены на него не существует, так как оно не может быть продано поштучно. Следовательно, цена не может служить аргументом в функции спроса, а потребители не могут скорректировать объем спроса в соответствии с ценой. Приходится ориентироваться на потребность индивидов в чистых общественных благах. Достоверную информацию о потребности в чистых общественных благах, их количестве, полезности для потребителей получить весьма трудно.

Затраты общественного сектора на производство чистых общественных благ целиком покрываются за счет налоговых поступлений. Некоторые потребители, зная, что рост потребления таких благ приведет к росту налогов, преуменьшают предельную выгоду от их использования или утверждают, что им такое благо не требуется. В действительности они получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, оплачивают они его потребление или нет. Проблема бесплатного пользования такими благами получила название проблемы фрирайдера (free rider problem), или "проблемы безбилетника". Безбилетники, или "зайцы", - люди, извлекающие выгоду из пользования чистым общественным благом, но стремящиеся получить его бесплатно.

Итак, определение спроса на чисто общественные блага имеет отличительные особенности. Кривая спроса чистого общественного блага, так же как и кривая спроса чистого частного блага, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса индивидуальных производителей (при каждой цене) вдоль горизонтальной оси. На рис. 11.5 три потребителя: Иванов, Петров и Сидоров - предъявляют спрос на различное количество чистого частного блага. Предположим, что по цене Р Иванов покупает три единицы, Петров - пять, Сидоров - восемь единиц блага. Объем рыночного спроса Σq i =16.

Рис. 11.5. Кривые спроса:

а - на чистое частное благо; б - на чистое общественное благо

Кривая спроса на чистое общественное благо строится путем сложения по вертикали его индивидуальных предельных выгод (полезностей) для каждого потребителя.

Экономические субъекты корректируют объем спроса на чистое частное благо в соответствии со своими доходами и предпочтениями. В отношении чистых общественных благ это невозможно, так как все потребители должны потреблять объем выпуска целиком. При наличии 16 единиц чистого общественного блага предельная полезность его в денежном выражении для Иванова (МВ И ) составит - 10 руб., для Петрова (МВ П ) - 20, для Сидорова (MB С) - 32 руб. На рис. 11.5 это характеризуют кривые D И , D П , D С. Кривая D - МВ D отражает предельную полезность всего наличного объема чистого общественного блага. Предельная общественная выгода от потребления 16 единиц чистого общественного блага равна 62 руб.

При объеме предложения, равном 16 единицам чистого общественного блага, объем спроса этого блага равняется объему его предложения.

Является ли этот объем оптимальным? Для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага используется принцип равенства предельной выгоды предельным издержкам. Оптимальный объем производства чистого общественного блага (рис. 11.6) достигается в точке E, где предельная общественная выгода от потребления объема блага Q E равна предельным издержкам производства данного чистого общественного блага при объеме выпуска Q E . В точке Е : MSB (Q E) = МС (Q E). Нельзя не учитывать того, что, поскольку при определении спроса на чистые

общественные блага нельзя воспользоваться ценовыми сигналами, оценка издержек и выгод, связанных с производством этих благ, является весьма приблизительной.

Рис. 11.6. Оптимальный объем чистых общественных благ

Определяя объем производства чистых общественных благ, государство учитывает предпочтения граждан. Они выявляются путем голосования за кандидатов, предлагающих наиболее приемлемые варианты решения проблемы производства чистых общественных благ. Безусловно, эти программы не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. На результаты голосования существенное влияние оказывает величина полезности, которую могут получить избиратели, и издержек, принимающих форму налогов, взимаемых с населения. Программы, рассчитанные на рост налогов, не пользуются популярностью у избирателей.

Существуют определенные правила работы "машины голосования". Правило голосования большинством означает, что решение принимается простым большинством голосов. Правило единогласия (консенсуса) состоит в том, что решение должно быть принято всеми без исключения избирателями. Существует еще модель медианного, или среднего, избирателя, в соответствии с которой оптимум голосования достигается в соответствии с интересами среднего избирателя, т.е. занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Однако это не означает, что при этом условии на практике будет достигнута эффективность в производстве и потреблении чистых общественных благ. Дело в том, что правительственные программы и проекты могут использоваться для достижения личных целей, в интересах отдельных групп лиц. Они прибегают к лоббизму (различным способам коммуникаций с представителями власти для проведения определенной политики), логроллингу (практика торговли членов законодательных органов своими политическими голосами).

Многие правительственные решения дают иные результаты, чем первоначальные расчеты. В этом состоит открытый экономистами закон непредвиденных последствий. Это говорит о том, что применительно к некоторым условиям можно говорить о провалах не только рынка, но и государства. Для достижения эффективного объема производства чистых общественных благ должны сочетаться усилия государства и рынка.


Введение

Понятие, сущность, классификация общественных благ

2.Основные свойства общественных благ

Проблемы финансирования общественных благ в РФ

Заключение

Список использованных источников


Введение


В любой национальной экономике общественным благам принадлежит весьма значительное место и роль.

Результаты работы общественного сектора воплощаются преимущественно в общественных благах. Как доходы, так и расходы государства должны наиболее точно соответствовать удовлетворению потребностей в конкретных общественных благах, предъявляемым основной частью населения. Глубокое понимание особенностей общественных благ, умение распознавать их, находя наиболее оптимальные варианты удовлетворения потребностей, анализируя альтернативные варианты замещения общественных благ частными принципиально важны для обоснования социально-экономической политики. Также огромная роль принадлежит навыку эффективного сопоставления бюджетов разных уровней с величиной реального спроса и фактического предложения общественных благ.

Актуальность проблемы изучения особенностей удовлетворения спроса в общественных благах состоит в том, что вопросы развития потребностей человека достаточно широко разрабатывались в социологии, философии, психологии, экономике, однако, при этом, недостаточное внимание уделялось разграничению потребностей индивидуальных и потребностей в общественных благах.

Не столь хорошо изучено место и роль государства в процессе создания общественных благ, а также не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние.

Целью данного реферата является ознакомление с теоретическими основами природы общественных благ, а также изучение роли государства в их создании и предоставлении.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие основные задачи:

рассмотреть сущность, свойства, виды общественных благ;

изучить особенности формирования спроса на общественные блага, а также рассмотреть их эффективный объем предложения;

обосновать функции и роль государства в создании и предоставлении общественных благ.


1. Понятие, сущность, классификация общественных благ


В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения.

В любой национальной экономике есть чрезвычайно широкая классификация благ. Зависимо от их видовой принадлежности благ, определяются их сущностные характеристики.

Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:

общественные . Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;

индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.

Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.

Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.

Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.

Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.

В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.

Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству.

Для общественных благ весьма характерны следующие специфические черты:

Отсутствие конкуренции в их потреблении;

неделимость общественного блага, которая обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определить ни характеристики блага, ни объем его производства;

нерыночный характер стоимости блага, который связан с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка;

тотальный и неисключаемый характер блага, который объясняется тем, что его потребление не может быть ограничено какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.общественный благо государство спрос

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги- это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.


2. Основные свойства общественных благ


Для общественных благ свойственны такие две основные характеристики:

несоперничество , которое объясняется тем, что увеличение числа потребителей определенного общественного блага не влечет за собой снижение полезности, которая доставляется каждому из них;

неисключаемость, которая выражается в том, что ограничение доступа потребителей к какому-либо общественному благу не представляется возможным.

Блага, которые не обладают подобными свойствами, следует относить к частным.

Несоперничеством можно охарактеризовать предельный случай положительного внешнего эффекта: огромное число одновременно и совместно пользуются защитой военного нападения и от пожаров, и нельзя сказать, кто конкретно из них является «основным» получателем услуги, и кому именно достается внешний эффект.

Для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:

·отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;

·неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;

·нерыночный характер стоимости блага , связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;

·тотальный и неисключаемый характер блага , связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.

По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:

·общегосударственные . Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;

·местные общественные блага . Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).

По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:

·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;

·неисключаемые общественные блага . Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Для наиболее эффективного обеспечения населения общественными благами, государству следует обладать определенными объемами финансовых ресурсов, необходимых для производства этих благ.

Данные ресурсы мобилизуются в результате взимания налогов.

Налоги, таким образом, являются своеобразной платой за пользование общественными благами.


3. Проблемы финансирования общественных благ в РФ


Воспроизводство общественных благ состоит из стадий производства, распределения и потребления. Субъекту, финансирующему этот процесс, нужно иметь представление о критерии эффективности не только в производстве, но и распределении благ.

Производство, например, локальных общественных благ финансируется из бюджетов субъектов РФ. Поэтому данные субъекты несут ответственность за оптимальное расходование финансовых ресурсов на формирование регионального или муниципального заказа, связанного с производством локальных общественных благ или с оказанием услуг (строительством школ, больниц, парков, оснащением их соответствующим оборудованием, капитальным ремонтом). Следует иметь в виду, что оптимальный вариант заказа на закупку ресурсов, применяемых в производстве общественных благ, формируется на основе сравнений конкурентных предложений, которые поступают от потенциальных поставщиков ресурсов и производителей готовых товаров. Тендерная система организации закупок как один из способов приобретения товарных ценностей, имеет правовую основу и позволяет выявить наилучших претендентов на исполнение государственного заказа. В конечном итоге заказ получит тот хозяйствующий субъект, который предложит наилучшее, с позиций заказчика, соотношение цены, качества и условий поставки ресурсов или готовых товаров.

Объем и структура общественных благ (услуг) во многом зависят от действующего механизма распределения и перераспределения финансовых средств бюджетов разных уровней, от степени децентрализации этого процесса.

Главные факторы, влияющие на объем производства общественных благ (услуг) на региональном и муниципальном уровнях - это размер налоговых доходов бюджетов соответствующих уровней и сумма межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ «межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются регионам в нескольких формах, в том числе в виде дотаций из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Критерием предоставления таких дотаций является уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Его определяют, как отношение расчетных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ к численности населения, проживающего на территории данного субъекта. Следует иметь в виду, что в этих расчетах не допускается использование показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной формуле числитель связан только с налоговым потенциалом субъекта РФ и структурой его экономики.

Затем уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ сравнивают с аналогичным показателем, средним по Российской Федерации. Последний показатель рассматривают в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Его исчисляют как отношение суммы налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к общей численности населения во всех российских регионах.

Трансферты регионам могут быть также предоставлены из федерального Фонда компенсаций. Они выступают в виде субвенций из этого Фонда, распределяемых по единой методике пропорционально численности населения и с учетом других факторов, влияющих на данный процесс. Но при распределении субвенций не допускается использование показателей, характеризующих собственные доходы региональных бюджетов.

Кроме того, формами финансовой поддержки регионов федеральным бюджетом являются:

) средства Фонда регионального развития. Это субсидии и дотации для долевого финансирования инвестиционных программ, а также для развития общественной инфраструктуры регионального значения;

) средства Фонда софинансирования социальных расходов.

Это субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

С воспроизводством общественных благ (услуг) связаны еще и трансферты из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Но эта связь косвенная, поскольку средства этого Фонда в основном предназначены для поддержки финансово-экономических реформ, проводимых в регионах.

Практика показывает, что потребности регионов в трансфертах, как правило, превышают объем фактических дотаций, субсидий и субвенций, поступающих из федерального бюджета. Поэтому органы государственной власти как регионального, так и муниципального уровня должны проводить работу, с одной стороны, по изучению и оптимизации потребностей в общественных благах (услугах), а с другой, - по усилению влияния факторов, стимулирующих рост трансфертных поступлений в регион. Однако в любом случае, трансферты - это лишь часть финансового потока, связанного с финансированием расходов по воспроизводству общественных благ (услуг). Другую часть образуют налоговые доходы региональных и муниципальных бюджетов. Таким образом, успешное продвижение к конечной цели требует эффективных действий в двух направлениях: усиление налогового потенциала регионов, муниципалитетов и расширение финансовой поддержки субъектов РФ со стороны федерального бюджета.


Заключение


Общественные блага характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью и на основе этого были выявлены два характерных свойства:

увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

ограничение доступа потребителей к такому благу практически не возможно.

Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

Из этого следует, что обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.

Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения - локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

Во-вторых,- интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и тому подобное.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.

общественные блага имеют огромное значение в процессе удовлетворения потребностей населения. Государству следует уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.

к числу ключевых задач на заключительном этапе перехода России к рыночной экономике относится сохранение, а если необходимо, восстановление, потенциала производства общественных благ. Это, в свою очередь, предполагает продуманную политику развития общественного сектора. Его неизбежное и вполне оправданное количественное сокращение должно сопровождаться качественными преобразованиями, нацеленными на решительное повышение эффективности.

Список использованных источников


1. Микроэкономика /Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. - М., 2013 - 640 с.

Экономика/ Михайлушкин А.И., Шимко П.Д - М., 2012, гл.1.

Микроэкономика/ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. - Питер, 2013 -118с.

Экономика /Под ред. А.С. Булатова - М., 2012, гл.2. -29с.

Экономика общественного сектора / Г.А Ахинов, Е.Н. Жильцов - М.: ИНФА - М., 2012. - 345с.

6. .

. .

Http://www.elitarium.ru.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Общественные и частные блага.

Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Частные блага

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в наличии свойства конкурентности - 100% и 0%, - но и весь спектр промежуточных значений - от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую (преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и, наконец, полной неконкурентности различных конкретных благ. Но в данном случае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурентностью.

К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже - разумеется, при прочих равных условиях - уровень подобных издержек запрета.

Таким образом, можно обобщить все свойства частных благ:

Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей (избирательное свойство).

Все частные блага представлены отдельными товарными единицами. Потребление одной единицы частного блага каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость).

Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребления каких-то лиц (исключительность).

Любая цена должна окупать затраты на производство блага (окупаемость затрат).

Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё.

Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке.

Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта.

Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

Общественные блага

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.6

Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU > 0).

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.

Как-то недавно мы говорили . Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным».

Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.

Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.

Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства. Так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

Территориальная ограниченность потребления общественных благ . Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.

К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!

Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.

В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

Виды

Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет. Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком. Но при этом - все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?

Смешанные блага - представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.

Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага . Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

Примеры общественных благ

Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин... И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.

К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно.

Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.

Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов..., всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции... Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.

А вот зачем они это делаю — пишите в комментариях ваши предположения — обсудим!

С уважением, Андрей Пучков

Общественные блага - это товары или услуги, которые потребляются коллективно всеми членами социума, вне зависимости от того, насколько каждый индивидуум заплатил за их использование. Они изначально производятся как предназначенные для эксплуатации всеми представителями группы. К примеру, к таким относятся законы, национальная оборона, коллективный порядок,

государственные парки и монументы, светофоры, маяки и прочие полезности подобного характера. Самые важные общественные блага, вроде второго и третьего, в обязательном порядке обеспечиваются государством. Их материальным источником являются налоги, которые необходимы для их оплаты. Спрос на общественные блага и продажа их на рынке означает, что покупатель таких полезностей делает их доступными для любых членов группы, а не только тех, кто его производит.

Особенности

Общественные блага характеризуются следующими характерными особенностями:


Частные блага

Эта категория благ противопоставлена тем ресурсам, услугам и товарам, которые направлены на сугубо совместное использование. Каждая их единица может быть оценена и впоследствии продана. Таким образом, она изначально приносит полезность лишь индивидуальному потребителю, но не приводит к каким-либо положительным или отрицательным эффектам для кого-либо еще. Частные блага имеют совершенно иной набор характерных свойств:

  • Во-первых, они изначально делимы, поскольку состоят из ограниченного количества отдельных единиц, любая из которых предназначается для пользования индивидуальным потребителем.
  • Потребление частных благ, в отличие от общественных, предполагает соперничество за них между потребителями, поскольку они достанутся тому, кто заплатит за них достаточную цену.
  • Они вполне исключаемы из потребления. То есть они достанутся исключительно тем, кто за них заплатил.