Чем опасен дым во время пожара. Виды отравления дымом, симптомы и лечение. Симптомы отравления дымом

Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Но если взрослые люди знают и о потенциальной опасности любого возгорания, и о том, как следует вести себя при пожаре, то маленькие дети такой информацией просто не владеют, и при пожаре они часто оказываются беззащитны. По этой причине обучение детей правилам пожарной безопасности нужно начинать как можно раньше.

Правила поведения детей при пожаре

Действия при пожаре для детей практически такие же, что и для взрослых, ведь огонь не делает различий по возрасту. Итак, если в квартире или доме неожиданно произошло возгорание, ребенок должен действовать следующим образом.

Если пламя небольшое, то его можно попробовать потушить самостоятельно, набросив сверху одеяло или влажную тряпку. Если огонь не погас или он слишком большой, чтобы можно было его потушить, нужно быстро покинуть квартиру.

Перед тем, как вызвать пожарных, нужно сначала эвакуироваться. Для этого следует закрыть нос и рот влажной тряпкой и, передвигаясь ползком, покинуть помещение. Лифтом в подъезде лучше не пользоваться, поскольку при пожаре он может отключиться.

Затем следует немедленно позвать кого-нибудь из взрослых (соседей) и срочно позвонить в пожарную службу по телефону 101. Этот номер, так же как и прочие номера служб экстренной помощи (скорой, аварийной, милиции) любой ребенок должен знать наизусть. По телефону надо будет сообщить дежурному пожарной части свой полный адрес, в том числе и этаж, рассказать, что горит, назвать свою фамилию.

После эвакуации ребенок должен ожидать приезда пожарных во дворе дома, а затем - выполнять все их команды.

Если убежать из дома не получается, нужно самостоятельно добраться до телефона, чтобы вызвать пожарных. Также можно позвонить по телефону соседям и родителям и позвать на помощь.

Знания о пожарной безопасности для детей порой оказываются важнее знания иностранных языков и математики. Обучать азам этой грамоты можно уже 3-4-летнего ребенка. Это нужно делать в игровой форме, показывая ребенку тематические картинки, читая стишки и задавая вопросы:

Почему опасен пожар (огонь)?

Что опаснее - огонь или дым? Почему?

Можно ли оставаться в квартире, где что-то горит?

Можно ли самостоятельно тушить пожар?

Кого нужно позвать, если начался пожар?

Занятия по технике пожарной безопасности для детей проводятся в дошкольных и школьных учреждениях, но особая роль в этом вопросе всё же принадлежит родителям. Ведь по статистике именно дома, в их отсутствие, с детьми чаще всего случаются трагедии.

Уроки пожарной безопасности дома и в школе можно проводить в различных формах:

рассказы о том, что такое пожар, и почему он так опасен;

объяснение причин пожара доступным для детей языком;

профилактические беседы о правилах самостоятельного пребывания дома;

рассказы о том, как не допустить пожара (не играть со спичками и зажигалками, не трогать электроприборы мокрыми руками);

изучение правил поведения при возникновении пожара;

беседы с сотрудниками пожарной части;

совместные занятия в игровой форме, когда детям предлагается нарисовать план эвакуации из квартиры, помочь оформить памятку для детей при пожаре;

проведение конкурса рисунков «Пожарная безопасность глазами детей».

Эти методы, сочетаемые в комплексе, помогут родителям и учителям подготовить детей к таким нестандартным ситуациям, как пожар. Подобные беседы следует проводить регулярно, чтобы дети твердо знали, что такое пожар, чем он опасен, что нужно делать, если в доме что-нибудь загорелось, и чего, наоборот, делать нельзя, чтобы пожар не возник.

Информационно методический материал по обучению детей правилам пожарной безопасности

Постановка по мотивам сказки "Кошкин дом"

Правила пожарной безопасности

Обеспечение соблюдения правил противопожарной безопасности в учреждениях образования

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

ПРАВИЛО 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды

ПРАВИЛО 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону101 или попроси об этом соседей

ПРАВИЛО 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

Чем опасен дым?

Дорогие ребята! Сегодня я хочу рассказать вам о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскаленное пламя, но и ядови­тый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет имен­но от дыма!

Почему? Да потому, что при горении любых мате­риалов «горит» и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ. Кроме того, различные материалы, сгорая, тоже делаются ядовитыми.

Если в квартире вспыхнул пожар, надо действо­вать без паники, но очень быстро. Как? Мы с вами об этом уже говорили, но давайте вспомним еще раз. Сначала нужно немедленно покинуть комнату, где вьется дым и хозяйничает пламя. Дверь плотно за со­бой закрыть. Вызвать по телефону 01 пожарных.

Если в комнате есть младшие дети, их надо поста­раться вывести из горящей комнаты. Если комната наполнилась дымом, нужно бежать в ванную, намо­чить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, ды­хательные пути от раскаленного воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, обмотав голову мокрой тканью. Внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

Вентиляция" href="/text/category/ventilyatciya/" rel="bookmark">вентиляционные люки.

В современных домах огонь не может прожечь бе­тонный пол и потолок. А вот в старых деревянных домах нельзя надеяться пересидеть пожар в квартире: здесь могут обрушиться балки, перекрытия, потолки. Такой дом нужно немедленно покинуть!

Многие животные очень чувствительны к дыму. Кошки и собаки, чувствуя дым, начинают нервни­чать, лаять, выть, мяукать, метаться по квартире. Нередки случаи, когда домашние питомцы спасали своих хозяев, если пожар происходил ночью и те глу­боко спали.

Вопросы

v Почему много людей гибнет во время пожаров не только от огня, но и от дыма?

v Почему дым в современных домах очень ядови­тый?

v Почему нужно дышать через мокрую ткань?

v Почему, если вы почувствовали запах дыма в подъез­де, следует заткнуть все щели в дверях мокрыми тряпками?

v Подумайте, как кошки, собаки, домашние птицы могут помочь своим хозяевам во время пожара?

v По какому телефону нужно вызывать пожарных?

А теперь послушайте сказку.

Вороненок

Жили-были дед да баба. Раз пошел дед в лес по грибы, по ягоды и увидел, как лиса схватила моло­дого вороненка, что из гнезда выпал, и хочет его растерзать. А над своим детенышем ворон с ворони­хой кружатся, отчаянно кричат, громко каркают, крыльями и клювом лису бьют, да ничего поделать с ней не могут.

Вот вороны и взмолились:

Спаси, дедушка, нашего вороненка от смерти, придет время, он тебе добром за добро отплатит!

Старик взял толстую палку, отогнал ею лису и выр­вал у хищницы вороненка. А тот дышит тяжело, кры­лья растопырил, на один бок валится. Крепко его лиси­ца потрепала. Ну, делать нечего! Взял старик вороненка и принес его домой.

Стали они со старухой птенца выхаживать. Бабка его водицей родниковой поила, хлебных крошек птен­цу крошила. Прошло время, он и оправился. Стал у стариков жить да забавлять их.

Вот раз зимой старики затопили печь и легли спать. И не заметили того, что один раскаленный уголек из печки выкатился.

Упал уголек на пол, скатился на половичок. Тот начал потихоньку тлеть. В избе дымом запахло. Ста­рики спят, ничего не чувствуют, а вороненок сразу запах дыма почуял. Стал по избе бегать, метаться, коготками стучать и громко каркать. Потом подо­шел близко-близко к старухе да как каркнет во все горло:

Кар-кар! Вставай! Пожар!
Та и проснулась.

Что такое? Дымом пахнет! Уж не пожар ли? За­теплила свечу, смотрит, а половичок у двери уж тлеть начал, того и гляди загорится. Разбудила старуха ста­рика, выбросили они половичок на улицу, двери, окна раскрыли, избушку от дыма проветрили.

Ай да вороненок! Ай да молодец! Он ведь нас от
верной смерти спас, - говорит старик. - Правда,
видно, люди говорят: «Доброе дело без награды не
останется».

Вопросы к сказке

v Куда пошел однажды старик?

v Кого он спас в лесу?

v Как дед и баба выхаживали вороненка?

v Как вороненок спас стариков от смерти?

v Знаете ли вы истории о том, как животные спаса­ли людей во время пожаров? Расскажите их.

Введение

1. Причины пожара

2. Негативные факторы при пожаре

горючего вещества

4.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Пожар - это неконтролируемое горение вне специального очага, развивающееся во времени и пространстве. Нормативная вероятность возникновения пожара допускается не более 10° в год на отдельный пожароопасный узел объекта, а нормативная вероятность воздействий опасных факторов пожара на людей - не более 106 в год на отдельного человека.

Пожарная опасность - возможность возникновения и (или) развития пожара в любом веществе, процессе, состоянии. Следует отметить, что пожаров безопасных не бывает. Если они и не создают прямой угрозы жизни и здоровью человека (например, лесные пожары), то наносят значительный материальный ущерб. Когда человек пребывает в зоне пожара, то он может попасть под воздействие следующих опасных и вредных факторов: токсические продукты сгорания; огонь; повышенная температура среды; дым; недостаток кислорода; разру­шение строительных конструкций; взрывы, вытекание опасных веществ; паника.

    Причины пожара

Возгорания всегда приводят к материальным потерям, но нередко в результате пожаров гибнут люди. Между тем, большей части пожаров можно избежать, если знать основные и наиболее частые причины пожаров и способы их предупреждения. Учитывая, что основных типов причин пожаров всего два, стоит рассмотреть их подробно.

Причины пожаров природного происхождения, не связанные с деятельностью человека.

Как известно, в некоторых случаях причинами пожаров могут стать природные явления. Против таких причин у человека нет противодействия, поскольку их возникновение связано с действием сил непреодолимой природы.

К явлениям, способным вызвать пожары относят удары молнии и сильную солнечную радиацию (излучение). При действии электричества грозового разряда происходит быстрый нагрев материала, в который попадает молния. Если разряд произошел в древесину, то вызывается разрыв ее волокон и моментальное нагревание, приводящее к воспламенению.

Действие солнечного излучения наиболее заметно в летнее время при отсутствии осадков, когда почва может сильно нагреться и травянистые растения начинают засыхать. Атмосферные явления могут вызвать эффект линзы, т.е. сконцентрировать солнечные лучи в одном месте, в результате чего и возникает очаг воспламенения.

Грозовые разряды и солнечное излучение наиболее актуальны для сельского и лесного хозяйства, где могут причинить значительный ущерб.

Но в основном пожары возникают отнюдь не по природным причинам, а вследствие антропогенных источников, т.е. по причинам, вызванным деятельностью человека. Высокая технологичность современного производства и использование горючих синтетических материалов может привести к возникновению и поддержанию очага горения.

Действие электричества подобно действию грозового разряда. Не смотря на меньшую мощность промышленное электричество отличается большей длительностью воздействия и горючим окружением. Например, при коротком замыкании может воспламениться прилегающая оплетка провода, а вслед за этим – синтетические или натуральные части конструктивных элементов здания или интерьера.

Использование неисправного электрооборудования и самодельных отопительных электроприборов (в том числе электроплиток) тоже нередкая причина пожаров.

Использование открытых источников огня в быту и промышленности представляет собой не меньшую угрозу возникновения очагов возгорания. Небрежное отношение к источникам пламени на производстве и пренебрежение правилами пожарной безопасности в быту чаще всего служат причинами пожаров. В быту этот фактор особенно опасен, поскольку воспользоваться источниками открытого пламени (спички, зажигалки и т.д.) могут дети или лица в нетрезвом состоянии. Причиной пожара может послужить выпасшая из печи окалина или выпавший уголек из открытой дверцы топки. Они тоже служат источниками открытого пламени.

Особую опасность для жизни и здоровья представляют собой оставленные без присмотра газовые приборы. Утечка газа не только служит хорошим фактором быстрого воспламенения, но может привести к взрыву и вызвать человеческие жертвы.

Высокотемпературные технологии, применяемые в промышленном производстве, могут действовать подобно солнечному излучению. В большей мере это относится к сварочным работам, которые проводят к комбинации постоянного нагрева и возможности воспламенения от пламени горелки или искры электросварки.

Причины возникновения очага возгорания могут быть различными, но главное в таких случаях – не допустить распространения огня и соблюдать правила пожарной безопасности.

http://bspu1.ru/info2_1.html

Негативные факторы при пожаре

К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

1. Пламя и искры.

2. Тепловой поток.

3. Повышенная температура окружающей среды.

4. Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения.

5. Пониженная концентрация кислорода.

6. Снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

1. Осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества.

2. Радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества.

3. Вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества.

4. Опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара.

5. Воздействие огнетушащих веществ.

Мы рассмотрели опасные факторы пожара и сопутствующие факторы.

Вредные факторы как давалось определение ранее это производственные факторы, воздействие которых на работника может привести к его заболеванию.

Токсические продукты сгорания представляют наибольшую угрозу для жизни человека, особенно при пожарах в зданиях. Ведь в современных производственных, бытовых и административных помещениях находится значительное количество синтетических материалов’, являющихся основными источниками токсических продуктов сгорания. Так при горении пенополиуретана и капрона образуется цианистый водород (синильная кислота), винипласта - хлористый водород и окись углерода, линолеума - сероводород и сернистый газ и т. д. Наиболее часто при пожарах отмечается высокое содержание в воздухе окиси углерода. Так, в подвалах, шахтах, тоннелях, складах его содержимое может составлять от 0,15 до 1,5%, а в помещениях - 0,1-0,6%. Следует отметить, что окись углерода - это ядовитый газ и вдыхание воздуха, в котором его содержимое составляет 0,4% - смертельно.

Огонь - чрезвычайно опасный фактор пожара, однако случаи его непосредственного воздействия на людей довольно редки. Во время пожара температура пламени может достигать 1200-1400 °С и у людей, находящихся в зоне пожара излучения пламени могут вызывать ожоги и болевые ощущения. Минимальное безопасное расстояние (в метрах), на котором человек еще может находиться от пламени приблизительно составляет Я = 1,6Я, где Н - средняя высота факела пламени (в метрах). Например, при пожаре деревянного дома, высотой конька крыши 8 м, это расстояние составляет около 13 м.

Опасность Повышенной температуры среды заключается в том, что вдыхание разогретого воздуха вместе с продуктами сгорания может привести к поражению органов дыхания и смерти. В условиях пожара повышение температуры среды до 60 °С уже является опасной для жизни человека.

Дым представляет собой большое количество наиболее мелких частичек несгоревших веществ, которые находятся в воздухе(_Он вызывает интенсивное раздражение органов дыхания и слизистых оболочек (сильный кашель, слезотечение). Кроме того, в задымленных помещениях вследствие ухудшения видимости замедляется эвакуация людей, а иногда провести ее вовсе невозможно. Так, при значительной задымленности помещения видимость предметов, освещаемых лампочкой мощностью 20 Вт, составляет не более 2,5 м.

Недостаток кислорода обусловлен тем, что в процессе горения происходит химическая реакция окисления горящих веществ и материалов. Опасной для жизни человека уже считается ситуация, когда содержание кислорода в воздухе снижается до 14% (норма 21%). При этом теряется координация движений, появляется слабость, головокружение, затормаживается сознание.

Взрывы, вытекание опасных веществ могут произойти в результате-разгерметизации емкостей и трубопроводов с опасными жидкостями и газами или их нагреве во время пожара. Взрывы увеличивают площадь горения и могут привести к образованию новых очагов. Люди, находящиеся поблизости, могут попасть под воздействие взрывной волны, поражаться разлетающимися обломками.

Разрушение строительных конструкций происходит вследствие потери ими несущей способности под воздействием высоких температур и взрывов. При этом люди могут получить значительные механические травмы, оказаться под обломками завалившихся конструкций. К тому же, эвакуация может быть просто невозможна, вследствие разрушения путей эвакуации.

Паника , в основном, возникает в результате быстрых изменений психического состояния человека, как правило, депрессивного характера в условиях экстремальной ситуации (пожара). Большинство людей попадают в сложные и неординарные условия, которыми характеризуется пожар, впервые и не имеют соответствующей психической стойкости и достаточной подготовки. Когда воздействие факторов пожара превышает границу психофизиологических возможностей человека, то может наступить паника. При этом люди теряют рассудительность, их действия становятся неконтролируемыми и неадекватными возникшей ситуации. Паника - это очень опасное явление, способное привести к массовой гибели людей.

    Характеристика дыма в зависимости от вида

горючего вещества

Серый, а иногда желтоватый цвет дыма указывает на горение волоса, кожи, резины, клея. Бурый - указывает на горение тканей, на тление или неполное горение других веществ, а желто-бурый - на горение азотистых соединений, в которых присутствует окись азота.

Серовато-желтый дым образуется при горении дерева. Черный сильно коптящий указывает на горение жидкостей (бензина, скипидара, нефти, керосина и других).

Белый дым образуется при горении фосфора, мышьяка, магния и других веществ. Беловато-желтый указывает на горение сена, бумаги.

Запах скипидара обычно имеет дым при горении сосновой и елочной древесины. Дым серы, резины, шерсти, волос и ряда других веществ имеет специфические запахи.

Чесночный, сернистый и миндальный запахи синий, белый и желтый цвета указывают на присутствие в нем отравляющих газов. Вяжущий, сладковатый и горьковатый дым обычно ядовит.

Характеристики дыма

Таблица 1

Горючее

характеристика дыма

вещество

цвет

запах

вкус

Бумага, сено, солома

беловато-желтый

специфический

кисловатый

Древесина

серовато-черный

смолистый

Нефтепродукты

нефтяной

чесночный

не имеет

не имеет

металлический

сиреневатый

сернистый

Азотистые вещества

желто-бурый

раздражающий

черно-бурый

сернистый

Хлопок, ткани

специфический

кисловатый

Влияние основных токсичных продуктов горения на организм человека.

УГЛЕКИСЛОТА. Концентрация до 2,5% (45 мг/л) не оказывает вред­ного влияния на организм человека. При 4% концентрации (72 мг/л) ускоряется и углубляется дыхание, появляются признаки раздражения, чувство сдавливания головы, головная боль, головокружение, замедленный пульс.

При 8-10% (144-180 мг/л) быстро наступает потеря сознания и смерть вследствие остановки дыхания. Концентрация 20% (360 мг/л) в течении нескольких секунд вызывает полный паралич жизненных центров.

ОКИСЬ УГЛЕРОДА. Индивидуальная восприимчивость к окиси углерода различна, поэтому литературные данные значительно расхо­дятся. В условиях пожара, когда воздействие окиси углерода продолжается в общем не более 1 часа, максимально допустимой кон­центрацией окиси углерода можно считать не более 0,1% (1,2 мг/л). Концентрация 0,2% (2,4 мг/л) является опасной, а 0,4-0,5% (4,8-6 мг/л) может вызвать смертельное отравление при вдыхании в течении нескольких минут.

СИНИЛЬНАЯ КИСЛОТА. Вдыхание 0,05 мг/л (0,005%) паров си­нильной кислоты в течении продолжительного времени приводит к головной боли, тошноте, усиленному сердцебиению. Более высокие кон­центрации, около 0,1 мг/л (около 0,01%) опасны для жизни.

Концентрация 0,3 мг/л (около 0,27%) вызывает немедленную смерть. Особенностью синильной кислоты является возможность отравления ею через кожу. Уже после 2-5 минутного пребывания в атмосфере, содержащей 1% синильной кислоты (11 мг/л), при одновременной защите органов дыхания, усиливается сердцебиение, появля­ется чувство жара, кожа становится красно-белой; позже возникает головная боль, рвота, слабость. Более длительное пребывание, свыше 5 минут в атмосфере, содержащей 1% синильной кислоты, опасно для здоровья и даже жизни.

АКРОЛЕИН. Малейшее количество акролеина (около 0,002 мг/л) вызывает жжение глаз, раздражение слизистых оболочек рта и носа, кашель. При нескольких больших количествах паров появляются головокружение вялость, затрудненный вдох. Вдыхание более высоких концентраций может вызвать воспламенение легких со смертельным исходом. Концентрация 0,07 мг/л (около 0,003%) нормальный человек не может переносить более одной минуты.

ФОРМАЛЬДЕГИД. Концентрация 0,025 мг/л (около 0,002%) формальдегида вызывает сильное раздражение глаз, слизистых оболочек рта и носа. Более высокие концентрации формальдегида в практике тушения пожаров не встречаются.

Горение является процессом окисления, в результате которого выделяются тепло и продукты сгорания, встречающиеся в виде дыма.

При полном сгорании органических веществ выделяется, как правило, углекислый газ и вода. При неполном сгорании (осуществившегося при недостаче кислорода), кроме углекислого газа и паров воды, выделяются и другие соединения типа оксида углерода (СО), сложных органических веществ (спиртов, кетонов, альдегидов, кислот и др.).

Дым представляет собой дисперсную систему, состоящую из мелких несгоревших твердых, жидких, или газообразных частей вещества которое горит величиной не менее 0,1 мкм, находящихся в зависимом состоянии. Дым способный адсорбировать на своей поверхности не только газы но и пары жидкости: при этом он усложняет видимость и удушающее действует на органы дыхания человека. Дым имеет большую стойкость. Это объясняется тем, что частицы дыма, вследствие трения между собой, несут на себе электрические заряды.

Особенности дымовых продуктов и степень задымления много в чем зависят от температуры дыма. При повышении температуры увеличивается токсичность дымовых газов. Дым, образовавший при пожаре в домах, может

распространиться из помещения в помещение через прорези, щели и мелкие зазоры в конструкциях и большая опасность задымления помещений создается в случае, если дымом заполнены лестничные клетки, коридоры вентиляционные каналы и шахты лифтов.

Характеристика дыма зависит от вида продуктов, которые горят. Под цветом дыма можно определить основной вид материалов, которые горят, это имеет существенное значение при оценке обстановки на пожаре и организации её тушения. В условиях пожара продукты горения и теплового разложения входящие в состав дыма действует на организм человека комбинировано по этому их общая токсичность опасна для жизни даже при незначительных концентрациях. При значительных концентрациях продуктов горения в составе дыма понижается процентное содержание кислорода, что также опасно для жизни человека.

По характеру влияния на организм человека все химические вещества, входящие в состав дыма, разделяют на пять групп:

В первую группу входят вещества, имеющие ожоговое и поражающие действие на кожный покров и слизистые оболочки.

Последствия таких влияний – кашель, жжение, чесотка. Из веществ, входящих в состав дыма, к этой группе относится: сернистый газ, пары многих органических соединений – продуктов не полного горения (муравьиной и уксусной кислот, формальдегида, паров дёгтя и т.д.).

Во вторую группу входят вещества, поражающие органы дыхания: хлор, аммиак, сернистый и серный ангидрид, хлорпикрин, оксиды азота, фосген и т. п.. Они вызывают нарушение дыхания, паралич дыхательных мышц, поражение органов дыхания. К таким нарушениям ведёт и увеличение концентрации в воздухе углекислого газа выше 8-10%.

Вещества (хлор, аммиак, сернистый газ), растворимые в воде, а также и в слизи, поражают верхний отрезок дыхательных путей, покрытых слизью. Это приводит к развитию лоренгита, трахеита, бронхита. Газы, малорастворимые в воде (фосген, оксид азота), не задерживаются влагой слизи верхних дыхательных путей и достигают альвеол. Они содействуют развитию пневмонии и усложнению всего заболевания - отёк лёгких, образование которого связанно с задержкой тканевой жидкости в организме и застоем крови в лёгких. При отёке появляются отдышка, кашель в тяжёлых случаях наступает смерть от удушья. Стоит учесть, что действие некоторых токсичных веществ (фосгена, мышьякового водорода) выявляется не сразу, а через определённый период (от 2 до 8-10 часов) от момента поступления в организм отравляющих веществ:

В третью группу входят токсичные вещества, действующие в большинстве на кровь. К этой группе относятся: бензол и его производные - ксилол, толуол, амино- и нитросоединения, а также мышьяковый водород, свинец, оксид углерода и другие, которые при попадании в кровь вызывают поражение или гибель красных кровяных телец (эритроцитов), что приводит быстрому развитию выраженного малокровия, понижению доставки кислорода и кислородному голоданию;

В четвёртую группу входят отравы, влияющие на нервную систему (бензол и его составляющие, сероводород, сероуглерод, метиловый спирт, анилин, тетраэтилсвинец и др.);

К пятой группе относятся ферменты или обменные отравы (синильная кислота, сероводород и др.), действующие на функцию дыхания. В результате ткани теряют возможность использовать кислород, доставленный кровью.

Большое количество отрав, входящих в состав всех этих групп, поступает в организм через органы дыхания, а поэтому при работе в очагах пожара является необходимостью в надёжной от них защите. При наступлении влияния на организм человека все опасные вещества подразделяются на 4 класса опасности:

1- й – вещества особенно опасные; 2- й - вещества высоко опасные; 3- й - вещества умеренно опасные; 4- й - вещества малоопасные;

Во время пожаров наиболее опасным газом является оксид углерода (СО) – газ без цвета, вкуса и запаха. Легко соединяясь с гемоглобином крови (в 250-300 раз активнее чем кислород), оксид углерода уменьшает способность крови поглощать кислород, вызывая, в следствии этого кислородный голод организма. Сернистый газ (SO2) без цвета, имеет резкий вкус и запах, достаточно ядовит, образовывается в случаях, когда взрывчатые или горючие вещества содержат серу. Этот газ поражает дыхательные пути и глаза, образовывая на их поверхности серную кислоту, в тяжелых случаях вызывает воспаление бронхов, отек гортани и легких. Объёмная концентрация уже в 0,05 % опасно для жизни даже при кратковременном дыхании.

Сероводород (H2S) – газ без цвета, со сладковатым вкусом и запахом. Образовывается как во время пожаров, так и в случаях гниение органических веществ. Очень ядовитый, действует поражая глаза и дыхательные пути. Смертельно опасно, даже при кратковременном влиянии, концентрация H2S, которая составляет 0,1 %.

Оксиды азота (NO, NO2, N2O4, N2O5) – ядовитые красно бурые газы с резким запахом. Образовываются во время взрывов. Они поражают дыхательные пути и глаза, в следствии вызывает отёк лёгких. Смертельная концентрация оксидов азота при кратковременном дыхании- 0.025%.

В отдельных случаях состав опасных газов может превысить значения,

Состав кислорода в воздухе во время пожара также понижается. Особенно это характерно для пожаров в закрытых помещениях, где он используется на окисление горючих материалов, но не поставляется. Искусственное уменьшение кислорода во время тушения может осуществляться генераторами инертного газа, впуском азота или углекислого газа.

Дыхание воздухом с пониженным содержанием кислорода приводит к неполному обогащению им крови в лёгочных капиллярах. Уменьшение содержания кислорода вызывает гипоксию (недостачу кислорода в крови), что приводит к кислородному голоданию. Признаками гипоксии являются: повышение частоты дыхания и пульса, понижение способности продуктивно мыслить, нарушение четкости в работе некоторых мышц. Главная опасность заключается в её субъективной без симптомности. Человек при этом не ощущает угрожающей ему опасности и не предпринимает способов, для того чтобы заботится о своем самочувствии.

Таким образом, необходимо обеспечить соответствующую защиту органов дыхания от проникновения в них продуктов горения, а также изолировать их.

Такие виды интоксикаций не являются редкими. Человек может ощущать неприятные и опасные симптомы отравления дымом. Как вывести дым из легких, нормализовать дыхательную функцию? Об этом, а также о признаках отравления разными видами дыма и пойдет речь в статье.

Причины отравлений

При пожаре огонь – не единственная опасность для человека. Во время горения образуется дым, который попадает в дыхательные пути. Отравление дымом наступает в результате содержания в нем окиси углерода и цианистого водорода (даже в небольших количествах он чрезвычайно опасен).

Опасность окиси углерода в том, что она, попадая в организм, блокирует образования оксигемоглобина – нестойкого химического соединения, благодаря которому кислород попадает в клетки. Вместо этого образуется карбоксигемоглобин – стойкое вещество, которое уже не разлагается и не может присоединять кислород. Продолжительное дыхание в атмосфере, обогащенной угарным газом, приводит к тяжелому отравлению.

Из-за горения разных материалов в легкие могут попадать газы, способные раздражать слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Образующиеся при этом аммиак, серная кислота, азотная кислота способствуют разрушению многих тканей и органов тела.

Если содержимое огнетушителя контактирует с горящей поверхностью, может образоваться крайне токсичный фосген. Антидота против этого соединения не существует: человек умирает от прогрессирующего отека легких.

Отравление дымом возможно, когда долго сидишь у костра. Доказано, что если готовить пищу на огне, то в организм попадает столько же токсичных веществ, сколько их содержится в дыме от сгорания двух пачек сигарет. Особенно опасен дым от костра для беременных, так как их организм требует гораздо больше кислорода.

Наконец, опасность для человека представляет и дым, образующийся от горения листьев, травы. Дым, как элемент смога, вызывает хроническую интоксикацию и гипоксию. А горение пластика, поролона, лаков, красок и других химических соединений способствует попаданию в организм веществ, обладающих канцерогенными свойствами.

Главные проявления интоксикации продуктами горения

Как было сказано, особую опасность представляет для человека именно моноокись углерода. При ее попадании в организм наблюдаются такие признаки отравления:

  1. Нарастающая общая слабость.
  2. Чувство тяжести в области головы.
  3. Боль (особенно в области висков и лба).
  4. Резкая гиперемия лица.
  5. Одышка, резкое ощущение нехватки воздуха.
  6. Нарастающий шум в ушах.
  7. Повышение частоты сердечных сокращений.
  8. Непреодолимая сонливость (если человек будет продолжать находиться в такой атмосфере, он уснет, и уже во сне наступит смерть).
  9. Миалгия.
  10. Рвота.
  11. Потеря сознания.

Если произошло отравление концентрированным дымом, то, надышавшись его, человек ощущает указанные симптомы спустя несколько часов. Однако в таком случае они более выраженные.

Если человек вдыхает раздражающие газы, то в глотке и области грудной клетки появляется резкая и жгущая боль. Возникает сильный и упорный кашель. В течение некоторого времени развивается посинение кожи, одышка, и, если не оказать отравившемуся человеку помощь – отек легких.

Надо помнить о том, что, как правило, через сутки указанные симптомы или исчезают, или же значительно ослабевают. Но это не означает, что отравление дымом прошло. Существует высокая вероятность развития у человека отека легких, цианоза.

Если эти явления прогрессируют, то у пострадавшего появляются болезненные и прерывистые дыхательные движения. Кожа лица и губы приобретают синюшный оттенок. И если не лечить человека, то вполне возможно наступление летального исхода.

Тяжелые случаи отравления дымом проявляются такими признаками:

  • очень частое дыхание (иногда – по типу Чейна-Стокса);
  • судороги;
  • быстро развивающаяся недостаточность легких и сердца.

При неоказании помощи быстро наступает смерть по причине остановки дыхания и сердечной деятельности.

Отравление сигаретами

У курящих, а также лиц, впервые попробовавших сигареты, может наступить отравление табачным дымом. Исследования показали, что он содержит порядка четырех тысяч ядовитых веществ. Некоторые из них проявляют высокую фармакологическую активность, являются канцерогенами, мутагенами.

Реакции организма на вдыхание табачного дыма разнообразны. Никотин оказывает выраженное стимулирующее и в то же время угнетающее действие.

Если в кровь попадает большое количество этого алкалоида, то у человека резко увеличивается число сокращений сердца, возрастает потребность клеток в кислороде. Оксид углерода препятствует нормальному питанию клеток. Многочисленные же сложные вещества оказывают всестороннее токсическое воздействие на все клетки и ткани.

Острое отравление табачным дымом имеет такие симптомы:

  1. Резкое головокружение.
  2. Сильная тошнота, нередко развивается и рвота.
  3. Низкая температура рук и ног.
  4. Повышенное потоотделение.
  5. Побледнение кожи.
  6. Нерегулярность кожи.
  7. Судороги.
  8. Тремор.
  9. Понос.

Среди признаков хронической интоксикации дымом от табака можно назвать такие:

  • воспаление конъюнктивы;
  • брадикардия, частые повышения артериального давления;
  • спазмы крупных сосудов;
  • повышение кислотности желудочного сока;
  • нарушения психической деятельности;
  • понижение массы тела и другие нарушения, связанные с трофическими расстройствами.

Первая помощь

Если человек успел надышаться дымом или угарным газом, помощь ему должна быть оказана немедленно. Алгоритм действия такой:

  1. Немедленно вывести потерпевшего на свежий воздух. Необходимо расстегнуть пояс, воротник.
  2. Вызвать скорую помощь.
  3. Больному (если он в сознании) надо дать горячий крепкий чай.
  4. Для того чтобы быстро вывести из организма яды, необходимо принять детоксикант. Наиболее эффективное средство для этого – Полисорб-МП. Если его нет, то человеку можно дать таблетки активированного угля.
  5. Если у больного обморок, то ему надо дать понюхать нашатырный спирт
  6. Дыхательные пути должны быть свободными. В случае необходимости нужно очистить полость рта от рвотных масс.
  7. Если пострадавший без сознания, то его надо уложить набок.
  8. В этом же состоянии необходимо проверить наличие пульса на сонных артериях.
  9. Если пульса нет, то надо немедленно начинать непрямой массаж сердца и ИВЛ.
  10. Все это время надо не допустить, чтобы человек замерз. Для этого надо его укутать и приложить грелки (лучше к нижним конечностям).

Особенности лечения

После приезда медицинской бригады больного транспортируют в отделение неотложной помощи. Врачи обеспечивают такому человеку длительную вентиляцию легких кислородом. Он позволяет вывести из организма углекислоту и все соединения угарного газа с гемоглобином. Если у человека особо тяжелое состояние, то терапия проводится в барокамере.

При показаниях применяется симптоматическое лечение. Назначают препараты таких групп:

  • кортикостероидные препараты;
  • антидоты (для выведения отравляющих веществ);
  • лекарства для улучшения деятельности сердца;
  • витамины.

Видео: влияние угарного газа.

Профилактика отравлений

Только бдительность и выполнение правил безопасности жизнедеятельности помогает предупредить отравление дымом. Конечно же, отравление табачным дымом можно предупредить только с помощью полного отказа от курения сигарет, трубок, кальяна, сигар. Помните о том, что табачный дым вреден не только для организма курильщика, но и для людей, окружающих его.

Если в городе смог, то нужно избегать длительного пребывания в загрязненной атмосфере. Когда это невозможно сделать, необходимо носить защитные маски или респираторы.

Если случилось так, что вам пришлось быть в непосредственной близости от мест горения, то чтобы не отравиться, необходимо выполнять такие рекомендации.

  1. Использовать все доступные средства индивидуальной защиты.
  2. Если их нет, то нужно замотать рот и нос тканью, смоченной водой. На ней смогут осесть частицы дыма.
  3. Необходимо предпринять все меры для того, чтобы как можно быстрее покинуть задымленную зону.
  4. При выходе надо ползти или идти вприсядку, чтобы в легкие попало меньше дыма.

Итак, интоксикация продуктами горения – довольно тяжелое состояние, нередко угрожающее жизни человеку. Вот почему всегда необходимо действовать очень быстро и слаженно, потому что только от этого будет зависеть выздоровление. Каждому под силу уменьшить отрицательное воздействие дыма на организм.

Тема занятия: «Чем опасен дым»

(для учащихся 2-3 класса)

Программа: «Ступени безопасности 3»

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, выработать навыки их применения при возникновении пожара.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара.

Развивающие:

- развитие воображения и фантазии;

- развитие связной речи при ответах на вопросы;

- развитие умение анализировать, делать выводы.

Воспитывающие:

- воспитание у детей потребности в заботе о своей безопасности;

Воспитание чувство ответственности за свои поступки;

Воспитание чувство коллективизма.

Форма проведения: индивидуально-фронтальная, групповая.

Тип занятия: комбинированный.

Методы проведения:

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: демонстрация с использованием ИКТ.

Практический: выполнение заданий.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, презентация «Чем опасен дым», карточки с заданиями

Ход занятия:

    Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя обучающихся.

Содержание:

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на занятие. Скажите, а каким воздухом полезно дышать?

- Предполагаемые ответы учеников: чистым, свежим, легким.

- (сопровождается музыкой № 1) Правильно. Я вас попрошу закрыть глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Я досчитаю до 5. На счёт 5 – вы откроете глаза.

Ну что же, ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу, а теперь мы с вами в нашем классе, я желаю вам работать дружно, и внимательно меня слушать.

2. Проверочный этап.

Цель: мотивация обучающихся на деятельность, актуализация знаний обучающихся.

Метод: фронтальный опрос

Содержание:

Перед тем, как нам с вами перейти к изучению новой темы, предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии.

-Предполагаемые ответы учеников: мы говорили про огонь.

Правильно. На прошлом занятии, мы с вами говорили про огонь, каким он может быть. Каким он может быть?

-Предполагаемые ответы учеников: он может быть другом, а может быть и враг.

Правильно. Когда огонь нам друг?

-Предполагаемые ответы учеников: когда он нам помогает, например: согреться, сварить покушать, освещает дом.

Правильно. А когда же огонь становится нашим врагом?

-Предполагаемые ответы учеников: когда, мы не правильно с ним обращаемся.

Совершенно верно. Огонь становится врагом и оборачивается страшным пожаром. Случился пожар в природе – гибнут деревья, травы, животные.

А ещё на прошлом занятии, мы с вами узнали, про вещества, которые тушат огонь, и про вещества, которые наоборот усиливают огонь. Предлагаю всем встать и поиграть в игру: «Огонь – вода». Если я называю вещество, которое тушит огонь – вы прячьте руки за спину, а если оно усиливает огонь – вы поднимаете руки вверх, изображая пожар (далее педагог зачитывает слова):

Песок, солома, вода, земля, бензин, пена, б умага, картон, растворитель, сено.

Молодцы. Сегодня я хочу вам рассказать о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма!

- (слайд 1) И тема нашего занятия «Чем опасен дым».

3. Основная часть. Изучение нового материала.

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, дыма.

Содержание:

- Сегодня, наше занятие посетил доктор Айболит, а в руках у него письмо, наверняка всем интересно, что же в нем (у педагога в руках письмо от доктора Айболита).

- (слайд 2) А в нем схема дыхательной и кровеносной системы человека.

Ребята, скажите, зачем человеку легкие?

-Предполагаемые ответы учеников: чтобы дышать.

Правильно, чтобы дышать и насыщать наш организм кислородом. Как же это происходит? Как мы дышим?

-Предполагаемые ответы учеников: вдыхаем носом.

- (слайд 3) Правильно. Сначала мы вдыхаем носом, там воздух очищается и согревается. Затем кислород попадает в легкие через бронхи, а затем по кровеносной системе во все клеточки нашего организма. Не зря, в начале нашего занятия, я задала вам вопрос, а каким воздухом полезно дышать, и вы ответили, чистым, свежим.

Таким образом, во время пожара опасность представляет не только бушующее раскаленное пламя, но и ядовитый дым, который попадает к нам в организм. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма.

Сгорая, вещество выделяет летучие продукты горения. Это пар или газ, содержащий миллионы твердых частиц, или и то и другое вместе. Вот такая смесь и образует дым. При горении любых материалов горит и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ.

- (слайд 4) И таким образом, этот ядовитый угарный газ через дыхательные пути попадает к нам в легкие. Как только человек вдыхает этот ядовитый угарный газ, человек сразу же теряет сознание. Так как же нам спастись, от этого дыма? Предлагаю рассмотреть ситуации, которые представлены на экране.

- (слайд 5) Мальчик Петя, находится в комнате, и вдруг его комната наполнилась дымом, и что он делает, он испугался и прячется под кровать. Правильно ли Петя поступает?

- Предполагаемые ответы учеников: неправильно.

Совершенно верно, Петя неправильно поступает.

- (слайд 6) А вот Ваня, правильно поступает. Если комната наполнилась дымом, нужно намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскаленного воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, и по возможности обмотать голову мокрой тканью, потому что внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

- (слайд 7) Но во время начинающего пожара, когда по комнатам «ползет» дым, очень хочется распахнуть все окна и двери, что бы проветрить помещение. То же самое подсказывает и логика. Ну не задыхаться же, в самом деле! Но делать этого категорически нельзя, нужно поступить наоборот – плотно закрыть все окна, форточки, выйти из горящего помещения и закрыть за собой дверь, что бы лишить огонь сквозняков, питающих его кислородом. Запомнили?

- Предполагаемые ответы учеников: Да

Ребята, а в каком случае нам необходимо с вами открыть окна и двери, что бы проветрить помещение?

- Предполагаемые ответы учеников: когда пахнет бытовым газом и немедленно нам нужно позвонить в горгаз по номеру 04.

Правильно, нам обязательно нужно проветрить комнату, и обратиться в специальную службу по номеру 04. Ну что же ребята, предлагаю отдохнуть и размяться. Все встаем и проведем вместе веселую физкультминутку.

Физкультминутка: «Дорожная».

Цель: профилактика, утомление. Снятие мышечного напряжения, активизировать у детей мыслительную активность.

Дорога не тропинка, дорога не канава…

Сперва смотри налево. Потом смотри на право.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой: раз – два - три,

Покачай головой: раз – два – три.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.

И похлопай: раз-два-три.

- (слайд 8, 9) Молодцы, отдохнули мы с вами, а теперь продолжаем занятие. Мы рассмотрели с вами 2 ситуации, давайте сделаем вывод, посмотрев на экран, и выберем правильный ответ.

Молодцы. Ребята, ещё хотелось бы вам рассказать, что в зависимости от состава горючих веществ их полного и неполного горения, дым имеет определенный цвет и запах (слайд 10,11,12):

- (слайд 10) при горении древесины цвет дыма бывает серо – черным;

- (слайд 11) при горении ткани цвет дыма серо – бурый;

- (слайд 12) при горении резины, смолы, пластмассы – дым черного цвета;

Нефть и нефтепроизводства – дым черного цвета.

Вот таким разным бывает дым, опасным или неопасным. Всё зависит от ситуации. Дым нам не опасен, например, когда мы с вами отправляемся в поход, и греем пищу на костре. Дым, который выходит из трубы, когда мы с вами обогреваем дом.

3. Закрепление.

Цель: закрепить знания, полученные на занятие.

Содержание:

Ребята, сегодня мы с вами узнали, какие правила нужно соблюдать, если помещение наполнилось дымом. И давайте представим, наш класс наполнился дымом, какие действие мы будем выполнять? Расскажите и покажите. (ребята показывают алгоритм действий, т.е. закрывают нос и рот мокрой тканью и, держась ближе к полу, двигаясь вдоль стены друг за другом пробираются к выходу).

Молодцы, ребята, вы усвоили правила противопожарной безопасности. А ещё мы с вами сегодня говорили, что дым бывает разный. Предлагаю послушать внимательно стихотворение «Сказочник – дым», и представить каким может быть дым:

Дремлет в печурке моей огонек.

В небо струится легкий дымок.

Сказочник – дым над крышей колдует,

Сказочный замок в небе рисует.

То упирается в тучи столбом,

То притворяется птицы крылом.

То заплетает струйками косы,

То загибается знаком вопроса…

И вечерами над нашей избой

Дымные звери гуляют гурьбой:

Важно шагает белый верблюд,

Белые кони копытами бьют,

Катится ежик и плавает слон.

Вот из трубы выползает дракон.

В лапах несет он живой уголек –

Дракон из трубы уголек уволок.

В сказочном замке над нашей избой

Светит в ночи уголек золотой.

Вот таким разным бывает дым.

В заключение нашего занятия, предлагаю вам ребята, пофантазировать. Я попрошу вас изобразить в виде пантомимы необычный дым, и изображать его вы будете в сопровождении музыки. У каждой группы будет своя музыка, под которую вам необходимо показать дым. Сейчас я раздам вам подсказки, с изображением дыма. И предоставляю вам 1 минутку для раздумья, как вы будете изображать дым.

Легкий дымок;

Дым птица (бабочка), с большими крыльями;

Дым - дерево;

Дымные птицы гуляют гурьбой (стаей);

Дым - дракон;

Дым – замок.

4. Подведение итогов, рефлексия.

Цель: мобилизация обучающихся на самооценку и оценивание работы способности психологического состояния.

Содержание:

Молодцы, все справились с заданием. Ребята, предлагаю подвести итог. Сегодня я посветила теме: «Чем опасен дым», скажите мне, те знания, с которыми вы сегодня познакомились, как в дальнейшем могут пригодиться вам в жизни?

- Предполагаемые ответы учеников: если случится пожар, я буду дышать через мокрую ткань, и пригнувшись я буду идти к выходу.

Совершенно верно. Нам с доктором Айболитом очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. А для того, чтобы доктор Айболит приходил к нам почаще на занятия, предлагаю ему, что – нибудь подарить.

А что мы можем ему подарить?

- Предполагаемые ответы учеников: улыбку, радость.

Правильно. Предлагаю, нашу улыбку, наше настроение нарисовать на смайликах, которые лежат у вас на столах (ребята, кладут свои смайлики в конверт и отдают доктору Айболиту).

Я и наш доктор Айболит прощаемся с вами, до новых встреч.