Что говорит приговор соколовскому об отношениях общества, медиа, рпц и власти. Как осудили и не посадили ловца покемонов в храме — репортаж из зала суда

Верх-Исетский районный суд вынес приговор блогеру Руслану Соколовскому. Прокуратура запросила для молодого человека 3,5 года колонии общего режима. Накануне в Екатеринбурге в поддержку Соколовского. Семь человек встали с плакатами у Храма на Крови и потребовали свободы для блогера.

История Руслана Соколовского началась летом 2016 г., когда стала популярна игра Pokemon Go. Об игре рассказывали в новостях и в одном из выпусков упомянули, что ловля покемонов в храме может трактоваться как оскорбление чувств верующих. Видеоблогер решил проверить информацию журналистов.

Процесс по делу Соколовского начался в марте 2017 г. :

Пункт 1 . В возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (ч. 1 ст. 282 УК) и оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК) из-за ролика «В космос летал, чеченцев не видел», опубликованного в июле 2015 г. Согласно заключению экспертизы, ролик формирует негативный образ верующих.

Пункт 2 . По тем же двум статьям блогера обвиняют из-за публикации ролика «Письма ненависти - верующие». На видео Соколовский зачитывает оскорбительные комментарии и угрозы от пользователей YouTube в свой адрес, а затем отвечает на них. Эксперты нашли в этой записи признаки оскорбления чувств мусульман и христиан.

Пункт 3 . За видеоролик «Письма ненависти - феминистки» Руслана Соколовского обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Согласно обвинительному заключению, блогер озвучил унизительную оценку группы лиц по социально-культурному признаку - феминистки.

Пункт 4 . По той же статье Соколовского обвиняют за видео «Вступил в секту». В этой записи эксперты увидели возбуждение ненависти по признаку религиозной принадлежности - это проявилось в уничижительной оценке, которую блогер якобы дает верующим.

Пункт 5 . Ролик «Суицид мусульман на ЕГЭ» стал поводом для предъявления обвинений по ч. 1. ст. 282 и ч. 1 ст. 148 УК РФ. Признаки возбуждения ненависти к мусульманам эксперты нашли в «одобрении задержания мусульман во время религиозного праздника и их дальнейшей депортации». Оскорбление чувств верующих авторы экспертизы усматривают в «осмеянии значимых религиозных предписаний и обрядов мусульман».

Пункт 6 . Руслана Соколовского также обвиняют по двум статьям за видео, посвященное патриарху Кириллу. Эксперты утверждают, что в ролике есть признаки разжигания национальной и религиозной розни и ненависти по отношению к духовенству. Оскорбление чувств верующих выражается во «взаимоналожении православного песнопения и грубой нецензурной брани» - речь идет о той же песне, что использована в ролике «Ловим покемонов в церкви».

Пункт 7 . По тем же статьям обвинение Соколовскому предъявили за ролик «Идеальный православный брак?». На видео блогер зачитывает советы епископа Орехово-Зуевского Пантелеймона женщинам, готовящимся к браку, и называет его поучения «лютым анахронизмом». Соколовского обвиняют в оскорблении христиан из-за использования «оскорбительной лексики» в адрес Бога, критики христианских представлений о семье и издевательского переосмысления сюжета о непорочном зачатии.

Пункт 8 . За самый известный видеоролик блогера Соколовского также обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ и ч. 2 ст. 148 УК РФ. В августе 2016 г. молодой человек пришел в Храм на Крови в Екатеринбурге и записал видео того, как ловит покемонов в храме. По мнению экспертов, верующих оскорбило, что Иисуса Христа блогер называет «редким покемоном», а один из фрагментов видео сопровождается нецензурной песней, стилизованной под православное песнопение.

Пункт 9 . Еще один эпизод связан с видео «Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов?». В этом ролике блогер объясняет, почему снял видео в храме, и рассказывает о комментариях представителей МВД и РПЦ. В этом видео признаки оскорбления чувств верующих специалисты усмотрели в «языковой форме с учетом ее аудиореализации и дискурсивных компонентов» и наделении Иисуса Христа качествами зомби.

Пункт 10 . Последний эпизод не связан с видеороликами блогера. Руслану Соколовскому предъявили обвинение по ст. 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Во время обысков в его квартире нашли ручку со встроенной камерой.

За время рассмотрения дела в суде успели выступить десятки свидетелей. В том числе показания давали . Они объяснили, чем именно их оскорбили ролики Соколовского: кто-то обиделся на шутки про веру, кто-то - на то, что верующих назвали «тупыми». А кто-то заявил, что деятельность Соколовского дестабилизирует общественное и политическое спокойствие в Российской Федерации.

В итоге суд приговорил Соколовского к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы условно.

Какое решение должен был принять суд?

    Начало заседания запланировано на 11:00, но у дверей Верх-Исетского районного суда уже столпотворение. В очереди на вход стоят сторонники обвиняемого, сотрудники прокуратуры и журналисты, в том числе корреспондент сайт.

    Народ прибывает. В суде и на подступах к зданию уже около 70 человек.

    Очевидно, что все желающие в зал суда не поместятся. Для них на втором этаже прямо в коридоре организована трансляция.

    Руслана Соколовского привезли в суд. На мягкий приговор он, судя по всему, не рассчитывает: «Собрал сумку с вещами, взял книжек».

    Руслан Соколовский: «Если оправдают, поеду посплю и поем, и снова посплю и поем. У меня очень разнообразная жизнь, я творческий человек, поэтому всё будет здорово. Игорь Новоселов сказал, что меня чеченцы уже ждут в колонии. На общем режиме это вполне естественно. Именно поэтому я буду добиваться голодовкой или еще как-то, чтобы меня перевели в колонию-поселение, либо хотя бы держали в карцере весь срок, там я буду в безопасности. Определенный беспредел в местах не столь отдаленных присутствует. Понятно, что в первый год, когда ко мне привлечено внимание общественности, всё будет нормально, а дальше неизвестно что случится».

    Судья начала оглашение приговора. С первых строк становится понятно, что приговор будет обвинительным : «Из националистских и экстремистских убеждений совершил…»

    Один из адвокатов блогера Алексей Бушмаков вышел из зала суда и дает комментарии журналистам: «Если приговор будет обвинительный, будем обжаловать. Пример Евгении Чудновец показывает, что это возможно».

    У входа в зал суда столпотворение:

    На оглашение приговора пришел гражданский супруг Евгении Чудновец Андрей Мясников. Он ведет трансляцию в Facebook и обьясняет собравшимся: «Евгения приехать не смогла, но она смотрит и переживает». Напомним, что комментарий Чудновец о выступлении Соколовского с последним словом привел к тому, что большая часть активистов, ранее поддерживавших Евгению, отвернулись от нее. В итоге женщина заявила, что берет тайм-аут в правозащитной деятельности.

    Эпизод со шпионской ручкой со крытой камерой тоже устоял в приговоре !

    Судья: «Нахожу вину Соколовского установленной».

    В частности, суд считает доказанным факт того, что Соколовский самостоятельно изготовил и опубликовал ролики. Но Руслан этого и не отрицал. Судья Екатерина Шопоняк ссылается на экспертов: блогер изготавливал ролики, «имея умысел на разжигание розни по национальному и религиозному признаку». «Информация способствует унижению Русской православной церкви», - резюмирует судья.

    Судья про знаменитый ролик о ловле покемонов в Храме на Крови: «Верующих оскорбляет интерпретация молитв с использованием нецензурной лексики».

    Пока судья зачитывает приговор, предлагаем ознакомиться с мнениями экспертов о деле Соколовского - и .

    Судья разбирает ролики Соколовского с точки зрения экспертов. И это очень похоже на разбор сочинений учеников в школе. Будет: «Садись, три»?

    Все ждут приговора.

    Вспомним хронологию: 2 сентября 2016 г. Соколовского арестовали на съемной квартире. В результате обыска у него нашли в том числе шпионскую ручку. Сначала Соколовского заключили под стражу, но вскоре суд сменил меру пресечения на домашний арест, который блогер отбывал в квартире своего адвоката Станислава Ильченко. Но там он пробыл недолго. Молодого человека пришла навестить его девушка (по совместительству - свидетель по уголовному делу), и это привело Соколовского обратно в СИЗО. Через 3,5 месяца - 13 февраля - Руслана снова поместили под домашний арест.

    Немного фото обыска в квартире блогера:

    Судья: «Необходимо отметить, что Конституция гарантирует свободу слова и религии. Вместе с тем каждая дискриминация запрещена законом. В ходе судебного заседания неоднократно звучали реплики, что Соколовского судят за игру. Данные реплики неверные по сути. Потому что Соколовскому предъявлены обвинения за совершение публичных преступлений, разжигающих рознь».

    Колумнист сайт, дизайнер Павел Матяж к оглашению приговора по делу Соколовского актуализировал свой старый рисунок и делится им в Facebook:

    Совсем скоро мы узнаем наказание для Руслана Соколовского.
    Судья: «Отягчающих обстоятельств нет. Смягчающие: оказывал помощь матери, извинялся в суде перед верующими. Считаю возможным наказать условно ».

    По совокупности окончательно назначить наказание в виде 3 года 6 месяцев. Наказание считать условным.

    Звучат аплодисменты.

    Мера пресечения в виде домашнего ареста остается до вступления приговора в законную силу.

11 мая в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга завершился громкий процесс по делу 22-летнего блогера Руслана Соколовского. Его скандальная история началась летом прошлого года, когда в СМИ прошла информация о том, что «ловлю покемонов» - игру в в храме - могут счесть оскорблением чувств верующих, за что положено наказание. Руслан Соколовский провел эксперимент, выложив видео «охоты» на покемонов в Храме-на-Крови в YouTube. Роликом заинтересовались правоохранительные органы, которые в ходе следствия нашли среди видео на канале Соколовского девять оскорбительных роликов, а дома при обыске - «шпионскую» ручку.

Блогеру предъявили обвинение по нескольким статьям: ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе), ст. 148 УК (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий), ст. 138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации).

Процесс начался в марте этого года, а сегодня, 11 мая, был оглашен приговор. По совокупности преступлений обвинение запрашивало для Соколовского 3,5 года колонии. Суд признал вину Соколовского установленной и доказанной. Однако, поскольку преступление не является тяжелым, а отягчающих наказание обстоятельств в деле не установлено, суд принял решение о трех годах и шести месяцах лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. Кроме того, он должен будет удалить девять скандальных видеороликов.

«Решение суда с учетом того, что вся квалификация, предложенная стороной обвинения, была принята, нас удовлетворяет. Наказание назначено с учетом характеристик личности, опасности преступления. Плюс к тому, суд согласился с предложенным наказанием. Тот факт, что было назначено условное наказание, вызывает у нас уважение. Наказание является справедливым», - цитирует сторону обвинения E1.

Дело вызвало огромный резонанс: в суде выступали десятки свидетелей, в том числе верующие, исповедующие христианство и мусульманство. В СМИ и соцсетях о деятельности блогера высказывались сотни человек. Большинство сочувствующих считали, что наиболее приемлемым наказанием для Соколовского будет трудотерапия в пользу РПЦ, а условное наказание уральские пользователи сети Facebook в основном приняли позитивно. За делом следила не только отечественная, но и иностранная пресса. По мотивам громкого дела даже вышел эпизод мультсериала «Симпсоны», главный герой которого тоже ловит монстров в храме.

Свой взгляд на резонансное дело высказал член Ассоциации юристов России и Международной ассоциации юристов Денис Пучков.

Мне тяжело судить о доказанности либо недоказанности факта совершения преступлений Русланом Соколовским, но ему вменялось достаточно большое количество эпизодов так называемой преступной деятельности. И, как мы понимаем, «Ловля покемонов в Храме-на-Крови» являлась лишь апогеем. Он активно распространял видеоролики в сети Интернет, и таких эпизодов набралось аж девять, а пресловутая «шпионская ручка» легко укладывается в образ «плохого парня». Все это в уголовном праве называется идеальной совокупностью преступлений. Все преступления, вмененные Руслану, - средней тяжести, то есть максимальное лишение свободы по ним не может превышать шести лет, но учитывая «букет» преступлений, максимальное наказание Руслану могло бы быть 7,5 лет лишения свободы, в силу ст. 69 УК РФ. Исходя из этого, считаю условный срок, назначенный Руслану Соколовскому, более чем мягким.

Само судебное разбирательство остановило Руслана от совершения такого рода преступлений, он раскаялся и извинился перед верующими. Однако вынесенный приговор и его формулировки, учитывая огромный раскол в нашем обществе по оценочному вопросу оскорбления чувств верующих или разжигания вражды, боюсь, могут разделить общество еще сильнее, так как в этом вопросе у нашего социума нет единой позиции. Мне видится, что такого рода дела необходимо передавать суду народа, то есть суду присяжных, чтобы народ сам решал - оскорблен он или нет.

Государство же в данном случае может выступить только в роли палача, что, на мой взгляд, не будет соотноситься с целями наказания и не восстановит социальную справедливость, а лишь еще больше расколет общество, усилит цензуру и существенно ограничит свободу слова и мнений, гарантированных Конституцией России. Однако мягкость приговора Руслану Соколовскому говорит о смягчении давления государства в данном вопросе, что, бесспорно, является робким, но все же шагом к восстановлению демократического государства.

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил видеоблогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам заключения условно. Дело блогера получило известность как «процесс над ловцом покемонов в храме», поскольку уголовное преследование молодого человека началось после того, как осенью 2016 года он выложил видео с процессом игры Pokemon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови.

Однако претензии были не столько к ловле покемонов в не предназначенных для этого местах, сколько к видеороликам блогера, где он неоднократно в резких выражениях отзывался о различных конфессиях и их приверженцах. Соколовского обвинили в нескольких преступных деяниях: «возбуждение ненависти либо вражды», «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», а также «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». По версии следствия и суда, к таковым относится ручка-видеорегистратор, с помощью которой он и снял ролик в Храме-на-Крови. Оборот подобных товаров в России ограничен.

Накануне оглашения решения суда

прокуратура потребовала приговорить Соколовского к трем с половиной годам реального заключения. И с первых минут чтения приговора стало ясно, что судья Екатерина Шопоняк сочла парня виновным.

«Соколовский хотел унизить людей своими видео. Такой вывод можно сделать из показаний свидетелей. Обвиняемый обладал специальными знаниями о компьютерах и использовал их, чтобы пропагандировать свои экстремистские взгляды», — заявила она.

По словам судьи, в ролике про патриарха Кирилла Соколовский уничижительно высказался в адрес главы Русской православной церкви.

«Эксперты доказали, что феминистки, мусульмане и православные — это группы лиц, а Соколовский имел цель их унизить, так как назвал их глупыми и ограниченными.

Вина блогера установлена по всем 16 эпизодам, добавила судья. Однако при этом Шопоняк усмотрела в Соколовском стремление к раскаянию, хотя официально он свою вину не признал. «Суд учел характер и степень опасности преступления, но также учел и тот факт, что отягчающих обстоятельств в деле нет. Притом там есть смягчающие обстоятельства. Соколовский не судим, у него имеются положительные характеристики с места жительства. Обвиняемый помогал пожилой матери и попросил прощения в суде», — заявила Шопоняк.

Она, вероятно, имела в виду выступление блогера на последнем слове. «Ролики, которые я создавал, я создавал в критических и полемических целях, и у меня не стояло задачи оскорбить кого бы то ни было. Если кто-то оскорбился, то, безусловно, прошу у этих людей прощения, потому что цели оскорбить у меня не было», — сказал блогер. При этом он просил судью учесть, что побывал во время процесса в СИЗО, и это — лишь «предтеча того ада, который творится в российских колониях». Отметим, что большую часть судебного следствия Соколовский сидел все же под домашним арестом, а не в следственном изоляторе.

В ходе процесса адвокаты блогера привели в суд в качестве свидетелей православных, которые заявили, что ролики и посты Соколовского не вызвали у них обиды. Дал показания и

мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который просил не отправлять парня на зону, а приговорить того к общественным работам, чтобы он, «махая лопатой, подумал над своим поведением».

По всей видимости, Шопоняк учла все это при вынесении приговора, который обвинение, в лице гособвинителя Екатерины Калининой, назвало «справедливым»

По закону блогер имеет право в течение десяти суток обжаловать нынешнее решение суда. Потом оно автоматически вступит в силу. После завершения чтения решения суда мать Соколовского Елена Чигина сказала, что у нее «эйфория от того, что сын на свободе», а остальное для нее уже не имеет значения. Поддержать блогера в суд пришли несколько его сторонников, один из которых даже оделся в костюм Пикачу — существа из мультиков про покемонов. Правда, конкретно этого сочувствующего в суд не пустили.

После освобождения Соколовский планирует стать «очень спокойным и тихим, потому что меня могут посадить на реальный срок».

Первым делом он намерен увидеться со своей девушкой, пообщаться с мамой, решить жилищный вопрос. «Все события меня разорили, я потеряли все свои деньги», — добавил блогер. Он также добавил, что займется получением высшего образования. Он пока не определился, какого именно, но не исключил, что пойдёт на факультет журналистики.

Кроме того, Соколовский уже заявил о своём намерении поработать с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. «Попытаюсь оправдать доверие и, как я и говорил, вместе с Ройзманом поучаствую в проектах. Он мне предлагал», — заявил блогер журналистам в четверг после вынесения приговора по его делу.

«На протяжении условного срока, думаю, буду заниматься причастностью к этой деятельности», — добавил он. Что это за проекты, пока не известно, но ранее Ройзман говорил, что блогеру пошла бы на пользу работа на благоустройство города или в приютах города.

Руслан Соколовский родился в 1994 году в городе Шадринск Курганской области. Когда мальчику было 13 лет, умер его отец, и в дальнейшем его воспитывала мама. Уже с 16 лет Соколовский начал создавать веб-сайты и стал заниматься фрилансом, удаленно выполняя задания работодателей по написанию и маркетинговому анализу интернет-страниц. По окончании средней школы он поступил в Курганский государственный университет на факультет психологии. Но, проучившись там один курс, Соколовский бросил этот вуз и перебрался в Екатеринбург. В 2012 году он стал студентом юридического факультета Уральского гуманитарного института. Там он учится до сих пор.

Через какое-то время Соколовский стал делать переводы и озвучивать видеоролики, этим ему удалось привлечь внимание интернет-пользователей. За год блог Соколовского собрал более 100 тыс. подписчиков на портале YouTube и около 45 тыс. в социальной сети VK. Поклонники проекта участвуют в жизни блога и активно комментируют понравившиеся ролики.

Одним из проектов видеоблогера стал журнал «Sokolovsky!», который был создан в качестве отечественной адаптации скандального французского издания Charlie Hebdo.

Там молодой человек обсуждал в сатирическом ключе вопросы взаимоотношения общества, государства и религии, а также проблему свободы слова.

Соколовский никогда не был женат и не имеет детей, так как придерживается идеологии чайлдфри (англ. childfree), которая характеризуется сознательным нежеланием иметь детей во имя личной свободы.

Стоило ограничиться административным наказанием - штрафом и общественными работами, считает правозащитник

Ряд членов Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека выступил за отмену статьи 148 УК РФ, карающей за оскорбление религиозных чувств верующих. Той самой, по которой судили видеоблогера Руслана Соколовского (). О том, что не устраивает правозащитников в этой части Уголовного кодекса, нам рассказал член СПЧ Александр Брод.

Александр Семенович, вы называете статью 148 УК РФ, по которой осужден блогер Соколовский, «избыточной». Означает это, что оскорбление религиозных чувств вообще никак не должно наказываться либо что наказание должно быть другим?

Я считаю, что статья 148 очень плохо сформулирована. Она возводит в абсолют субъективное мнение. Как оскорбляют чувства верующих, в чем заключаются эти чувства? Разные верующие могут реагировать совершенно по-разному. Эта статья позволяет подвертывать под оскорбление все, что угодно. И мы видим, что зачастую она применяется неоправданно. Что касается данного блогера, то я вообще не вижу вижу здесь уголовной подоплеки. На мой взгляд, стоило ограничиться административным наказанием - штрафом и общественными работами. Вообще это дело шло крайне непрозрачно, непонятно. Неоднократно менялась мера пресечения - то домашний арест, то СИЗО. В результате человек провел в заключении пять месяцев - как какой-то злостный нарушитель закона. Безусловно, писать некорректные вещи о верующих, тем более с использованием нецензурной лексики, не годится. Но я не вижу серьезного умысла на разжигание религиозной ненависти. Какие-то юношеские шалости, непродуманные действия. За которые он потом тем более извинился.

Но остается еще статья 282 - «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая, кстати, также вменяется в вину Соколовскому. Есть статья 280 - «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», - которая также часто фигурирует в подобных делах. И там критерии, согласитесь, тоже весьма субъективны.

Да, с ними тоже, конечно, есть серьезные проблемы. Закон о противодействии экстремистской деятельности и статьи, которые его сопровождают, сыграли свою роль в борьбе с группировками скинхедов, неонацистов, которые активно себя проявляли в начале - середине 2000-х. Регулярные нападения на иностранных студентов, на мигрантов, убийства... Эти группировки удалось в основном нейтрализовать. Сейчас о скинхедах никто не говорит, количество нападения снизилось. Но в последние годы закон претерпевал неоднократные изменения, и формулировки стали крайне расплывчатыми. Они позволяют возбуждать дела в отношении представителей оппозиции, журналистов, правозащитников, блогеров. Как мы видим, блогерам дают реальные сроки даже за репосты фотографий, текстов. Конечно же, это ненормальная практика.

- Вы пытались донести свою точку зрения до президента?

Совет неоднократно поднимал эту тему. Мы планируем провести специальное заседание по проблемам борьбы с экстремизмом - явной и мнимой. Наши и рекомендации и предложения будут переданы в Администрацию Президента. Считаю, что нужно изучить правоприменительную практику по данным статьям и выработать единый критерий оценки подобных текстов и высказываний. Чтобы не возникало уродливых перекосов.

Блогера Руслана Соколовского, прославившегося ловлей покемонов в екатеринбургском храме, к трем с половиной годам условно, признав виновным по всем пунктам обвинения. Среди прочего ему вменяли экстремизм, оскорбление патриарха Кирилла, феминисток и чувств верующих. Зачитывая вердикт, судья Екатерина Шопоняк цитировала выводы экспертиз, опираясь на которые она приняла свое решение: настойчивое формирование негативного образа верующих при помощи метафор; размещение понятных верующим оскорблений в интернете; формирование мнения, что в России царит мракобесие и произвол… поинтересовалась у экспертов, как этот процесс и приговор повлияет на отношения церкви, власти, общества и отечественной блогосферы.

Судя по приговору, помимо оскорбительных метафор видеоблогер наговорил в своих роликах на YouTube много всего, что нарушает ст. 148 и ст. 282 УК РФ («Оскорбление чувств верующих» и «Возбуждение ненависти либо вражды»). Неслучайно одним из пунктов приговора было удаление этих роликов. Но, возможно, впервые судья районного суда говорила о «переосмысление ситуации непорочного зачатия» и «введение в японский бестиарий», используя терминологию, более подходящую для богословских диспутов. Из уст представителя на процессе звучали указания на то, что подсудимый высказывал сомнения в существовании Бога и в божественном происхождении Иисуса Христа.

Богословы в погонах

«Богословская мотивация, похоже, плотно вошла в российскую судебную и прокурорскую практику, - считает ведущий научный сотрудник института Европы религиовед Роман Лункин. - Все началось во время процесса над Pussy Riot, когда представители прокуратуры цитировали решения вселенских христианских соборов, в частности Трулльского (проходил в 691-692 годах и принял ряд важных решений для формирования внутрицерковного права и борьбы с ересями - прим. «Ленты.ру» ), и различную православную литературу». Позже, по его словам, эта практика широко применялась в процессах над при определении их литературы как экстремистской: их обвиняли в критике , и со стороны обвинения также звучала прямая религиозная мотивация.

«Независимо от того, какие статьи Уголовного кодекса предъявляются Соколовскому, все равно получается, что прокуратура здесь защищает православие, честь православной церкви и ее православное пространство», - отмечает Лункин.

По мнению религиоведа, судебные процессы, так или иначе связанные с претензиями РПЦ к представителям иных конфессий или светским оппонентам, происходят как бы в параллельной юридической реальности, где теологические аспекты порой важнее состава преступления или нанесенного вреда.

Комментируя процесс над Соколовским, Екатеринбургская епархия заявляла , что подобного рода провокации должны решительно пресекаться во избежание повторения их в дальнейшем. Епархия была возмущена, ее духовенство обижено, отмечает Лункин. В местных СМИ появлялась информация, что у дела Соколовского в епархии был куратор, отец , он же - один из главных свидетелей обвинения. Ему принадлежит фраза: «Если Соколовский тебя не оскорбил - ты моральный урод». Лункин добавляет, что такие же «кураторы» присутствовали, например, на процессе в Белгороде, где женщину судили за то, что она от свечи в храме.

«Формально РПЦ в таких делах не участвует, но их объединяет интерес со стороны церковных иерархов и их деятельное участие в формировании общественного мнения посредством публичных выступлений», - говорит Лункин.

При этом религиовед не склонен драматизировать ситуацию. «Молодое поколение духовенства открыто говорит о том, что резкие, гневные заявления представителей РПЦ отвращают людей от веры и мешают миссионерской работе. Большинство людей все-таки ищет в церкви милосердия, открытости. Это несколько иной образ, нежели тот, который сейчас проявляется: церковь как часть государственного аппарата», - уверен Лункин.

Он прогнозирует, что в дальнейшем из-за таких случаев прямой поддержки со стороны церкви будет все сложнее поддерживать даже формальную видимость отделенности от государства. «Получается, что церковь использует государственные институты не только для принятия выгодных ей законов и для передачи имущества, но и для преследования оппонентов», - резюмирует Лункин.