Что такое должностной регламент государственного служащего. Как составить должностной регламент госслужащего. Что это такое и где применяется

по разработке должностных регламентов государственных

ГРАЖДАНСКИХ служащих

Методические рекомендации по разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих и типовые регламенты разработаны творческим коллективом в составе: научный руководитель и ответственный исполнитель д.э.н., профессор Столярова Валентина Александровна, в работе принимали участие: к.э.н. Кузнецов Андрей Алексеевич, к.э.н. Вашаломидзе Елена Валерьевна, к.э.н. Столяров Андрей Валерьевич, ведущие специалисты: Антипкина Надежда Юрьевна, Дюковская Светлана Ивановна.

Рецензенты: д.э.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Кибанов Ардальон Яковлевич; д.э.н., профессор, Заслуженный экономист Российской Федерации Кокин Юрий Петрович.

Общие положения

При разработке должностных регламентов рекомендуется исходить из того, что данный нормативный документ не должен содержать общих формулировок, излагающих функции, а включать жесткое предписание того, что нужно делать государственному гражданскому служащему на своем служебном месте.

Должностной регламент является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности государственного служащего. В нем содержатся требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность.

Основные правовые нормы состава должностного регламента указаны в статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они включают:

«1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы , а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего .

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой».

Должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистам при выполнении ими задач, определённых положением об органе, структурном подразделении, а также использоваться при оценке результатов служебной деятельности государственного служащего при проведении аттестации, при приеме на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу. При разработке должностных регламентов государственных служащих необходимо исходить из положений Конституции Российской Федерации, конституций субъектов Российской Федерации, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ от 27 мая 2003 г., Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской едерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, из задач и функций соответствующего федерального министерства или иного федерального органа, закрепленных соответствующим нормативным правовым документом об этом органе, содержания федеральных и региональных государственных программ, а также из задач по развитию соответствующей сферы (отрасли) экономики, установленных соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Должностной регламент конкретного государственного служащего федерального органа исполнительной власти может содержать следующие разделы:

1. Общие положения

2. Квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков.

3. Должностные обязанности.

5. Ответственность.

6. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения.

7. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы.

9. Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими в том же государственном органе, государственными гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями.

10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

1. Раздел «Общие положения» может содержать следующие общие сведения организационного характера:

1.1. Место должности в Реестре государственных должностей государственной службы, в том числе категорий: «руководитель», «помощник (советник)», «специалист», «обеспечивающий специалист», соответствующей группы: высшей должности гражданской службы, главной должности гражданской службы, ведущей должности гражданской службы, старшей должности гражданской службы и младшей должности гражданской службы.

1.2. Непосредственная подчинённость (кому непосредственно подчиняется данный государственный служащий).

1.3. Порядок назначения и освобождения от должности.

1.4. Наличие и состав подчинённых.

1.5. Порядок замещения (кто замещает данного государственного служащего во время его отсутствия; кого замещает данный государственный служащий).

1.6. Возможность совмещения должностей и функций.

1.7. Нормативная база служебной деятельности государственного служащего.

1) Конституцию Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";

3) Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ;

4) другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

5) указы Президента Российской Федерации;

6) постановления Правительства Российской Федерации;

7) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

8) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

9) нормативные правовые акты государственных органов.

2. В разделе «Квалификационные требования» следует указать требования, предъявляемые:

К образованию и стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, к уровню и характеру знаний и навыков;

К уровню и характеру знаний, включающим требования знания Конституции Российской Федерации; федеральных законов применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики Российской Федерации; основ экономики, организации труда, производства и управления в условиях перехода к рыночным отношениям, методов проведения международных переговоров, заключения международных контрактов, передовой отечественный и зарубежный опыт в области государственного управления; методов управления аппаратом государственного органа; правил делового этикета; правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией и др.;

Это локальный нормативный акт, который определяет и устанавливает требования к квалификации, должностные права, обязанности и ответственность государственного служащего. Сфера деятельности — взаимодействие с коллегами и внешними организациями. Перечень госуслуг, порядок и сроки их оказания, ограничения и запреты, связанные со служебной деятельностью, — все эти вопросы также включены в регламент.

Пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 указывает на регламент, как на существенное условие служебного контракта: должностной регламент является его неотъемлемым приложением. Похожие локальные нормативные акты — это должностной регламент муниципального служащего и должностная инструкция.

Что это такое и где применяется

Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

Порядок разработки и утверждения

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
  • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;
  • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
  • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
  • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма

Разработанный проект необходимо согласовать. Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

Структура регламента

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
  2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

Порядок внесения изменений в регламент

Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

Что это - должностной регламент? В данной статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос. А также ознакомимся с особенностями его трактовки, общими положениями, требованиями к составлению и т. д.

Введение

Должностной регламент - это нормативный документ, создание которого нацелено на оптимизацию и улучшение эффективности работы всех подразделений управленческого аппарата. Важная и ценная бумага, обуславливающая четкое определение, балансировку и согласование всех фрагментов цепи главной системы.

Общие данные

Должностной регламент требует ряд квалификационных требований и применяется в системе управления муниципальными и государственными структурами. Это документ, обладающий локальными и правотворческими полномочиями. Составление актов, условия которых должны соблюдаться, обязаны соответствовать законодательству РФ, которое действует в конкретный момент времени. Для обеспечения правильности составления такого рода документов важно соблюдать определенные установки и рекомендации.

Принцип последовательности

Рекомендация первого условия заключена в целесообразном следовании принципа последовательности, который используется в ходе составления и разработки любого нормативно-правового акта. Согласно этому, начинать «движение» лучше от более общего ряда положений к детерминированным типам нормы.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Первый шаг начинается с составления положений о структурных элементах цепи. Далее, основываясь на этом, образуется модель должностей или их положение. Последним в этом списке является сам регламент.

Одинаковое заполнение

Поскольку должностной регламент - это нормативный документ, то второе условие рекомендует при достижении целей пользоваться единообразным подходом к заполнению и оформлению документации. Необходимо обеспечить максимальную содержательность и сопоставимость проектируемой нормы для любой организации.

Реализация последнего требования тесно связана с рядом трудностей по причине того, что в современном законодательстве РФ нет четкой и понятной, легко воспринимаемой и качественной, методической рекомендации, позволяющей максимально точно и правильно разработать такие документы. Ввиду этого, государственные служащие часто вынуждены отрабатывать структурные фрагменты указаний акта, регламента самостоятельно. Это может приводить к снижению полноты и конкретизации различных норм.

При составлении рассматриваемого документа важно знать о его связи с особым статутом. Это - ряд прав и норм, которые позволяют использовать себя как самостоятельный источник информации, посредством которого можно определять разнообразие жизненных отношений между субъектами структуры.

Условие третье

Третьей рекомендацией является отработка процедур, в соответствие с которыми происходит утверждение данного акта. Это позволит определять эффективность должностного регламента и его способность регулировать установленные функции, которые выполняет главная администрация. А также это важно при определении прав и ответственностей, каждого звена управления.

Определение значения и содержания

Должностной регламент государственного служащего, а также представителя муниципальных структур определяется федеральным законом, введенным в силу с 27 июля. В нем содержится информация о гос. гражданской службе РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий.

Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.
Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица. Необходимо указывать набор прав, обязанностей, а также возможную ответственность за отсутствие исполнения тех или иных полномочий. Подобная информация должна сопоставляться с административной формой регламента для государственных служащих.

Обязательно необходимо составить перечень явлений, ввиду которых могут возникнуть вопросы. Их необходимо разделить на самостоятельно решаемые и те, которые может решить только высшее управление.

Следует составить ответы для вопросов о правах и обязанностях гражданского лица, участвовать в процессе подготовки проектов нормативно-правовых актов. Важно точно указывать срок и даты, в течение которых будут подготовлены и рассмотрены проекты, которые необходимо изучить и принять или отклонить.

Оценивается также составление перечня услуг, которые будут оказаны гражданину или организации в соответствие с данными регламента гос. органа.

Обобщая позиции

Перечислив и рассмотрев эти позиции, можно сказать, что должностной регламент - это документ, обладающий значительной юридической силой и полномочиями. Его указания являются набором разделов, которые нужно выполнять в обязательном порядке. Следование данным установкам позволит отразить порядок внутри различных организаций, сделать выводы о ходе службы граждан, конкретно и точно распределять меры поощрения или наказания.

Согласно нормам действующей законодательной силы, было создано понятие примерного должностного регламента. Он утверждается определенным органом управления гос. службами. Этот документ является формой и примером того, как следует выполнять свои обязанности всем служащим. До момента внесения на обозрение такой информации, ее функцию выполняет существующий орган гос. власти, входящий в федеральные уровни.

Составленный типовой регламент, применяемый к набору групп должностных служб, не исключает наличия разработок других, конкретных по теме документов, актов, применимых к определенным должностям. Однако все они должны базироваться на основе типовой разработки.

Определение ответственных

Должностной регламент - это документ, который должен разрабатываться конкретными субъектами, обладающими определенной властью. Конкретизация регламента должна выполняться начальниками. Проектирование, желательно, должно протекать с привлечением внимания сотрудника, для которого оно создается. Далее происходит конкретизация должностного регламента и всех его элементов, но посредством представителя нанимателя, который является руководителем гос. органов. А также эту функцию могут выполнять субъекты РФ, осуществляющие и преследующие интересы Российской Федерации, что соответствует установке Закона 79-ФЗ, содержащейся в первой статье.

Стать действенным должностной регламент может лишь после проведения мер по его установлению и поддержанию порядка на уровнях гос. гражданской службы. Рекомендуется периодически проводить ревизии, что необходимо для проверки точности соответствия между реальным положением дел и конкретными временными рамками, в которых существует четкий закон.

Введение в действие начинается с момента его утверждения. Однако иногда приказ может включать в себя информацию о конкретном сроке, в течение которого и с момента наступления которого документ имеет силу.

Главные проблемы

Должностной регламент - это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:

  • неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
  • нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
  • наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
  • слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.

Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:

  • необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
  • необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
  • важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
  • следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;
  • повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.

Основные требования

Существует понятие должностной инструкции. Должностной регламент составляется в соответствие с перечнем определенных требований и указаний, многие из которых находятся именно в ней.

Общий набор главных указаний и норм документа сводится к тому, что:

  • наименование регламента обязано содержать в себе точное указание на должность, для которой он был разрабатывался;
  • такие документы следует разбивать на некоторое количество разделов, включающих в себя разделы обязательного порядка, а также дополнительные, предусматриваемые органами гос. власти;
  • обязательной является нумерация, которая должна быть выполнена при помощи арабских цифр. (если раздел необходимо разделить, то можно создать ряд подразделов, однако они тоже должны иметь порядковые номера, заключенные в предел определенного раздела);
  • необходимо определить меры наказания за нарушение должностного регламента;
  • текст регламента должен быть максимально лаконичным, но понятным для общего толкования всеми субъектами;
  • изложение ряда обязательств для должностных лиц, следует составлять с использованием таких слов, как: должен, обязан, имеет права, следует выполнить, необходимо сделать и т.п.;
  • важно указать лицо, составившее этот документ, а также необходимо упомянуть всех, кто участвовал в утверждении данного документа;
  • завершение указаний должно оканчиваться изучением лиц, для которых он разрабатывался.

Муниципалитет

В законодательстве существует понятие должностного регламента муниципального служащего. Данная форма нормативных актов имеет ряд общих свойств с этими же документами, но для гос. служащих. Существенных отличий в требованиях и рекомендациях для их составления нет. Главная разница в трактовке понятий заключена в наборе полномочий и требований, а также наказания или поощрения за определенное действие или бездействие.

Термин «должностной регламент» и идея должностных регламентов впервые нашла своё подтверждение в Концепции реформирования государственной службы РФ, утв. Распоряжением Президента РФ от 15.08.2001г. № 436-РП. Должностной регламент представляет собой документально зафиксированные требования к исполнению государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей. Должностной регламент, по сути, сходен с должностной инструкцией. Должностными регламентами регулируется служба, а должностными инструкциями -иные трудовые отношения. Ст.47 ч.1 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливается, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утвержденным представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. Среди основных признаков должностного регламента можно выделить следующие: 1) должностной регламент является локальным актом; 2)должностной регламент содержит в себе требования к определенной должности государственной гражданской службы. Должностные регламенты всех гражданских служащих, проходящих службу в конкретном государственном органе, являются составной частью административного регламента данного государственного органа. В ст. 47 ч.2 указанного закона устанавливаются требования к содержанию должностного регламента, в него включаются: 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту работы) по специальности. При этом знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.). К знаниям, необходимым на государственной службе, можно отнести, например, знание необходимой для работы нормативно- правовой базы. В близкой связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение -это владение способами применения усваиваемых знаний на практике. В данном случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высшей степени совершенства. 2)должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы. 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения. Данная норма применяется в первую очередь, к должностям государственной гражданской службы категории «руководители»; 4)перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений. Указанный перечень включается в случае, если данная должность гражданской службы предусматривает участие гражданского служащего, её замещающего, при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений. Установление сроков подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений не всегда возможно, т.к. данные сроки могут определяться текущей необходимостью. 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями. 7)перечень государственных услуг, оказываемых граждан и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа. 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В соответствии с ч.3 ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. То есть, выясняются вопросы, соответствует ли соискатель, гражданский служащий квалификационным требованиям, установленным в должностном регламенте, обладает ли он необходимыми знаниями и навыками, способен ли выполнять функциональные обязанности, закрепленные должностным регламентом. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, его соответствие необходимым по должности квалификационным требованиям, требованиям к знаниям и навыкам, способность эффективно исполнять установленные должностным регламентом должностные обязанности учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего. В данном случае оценка деятельности государственных гражданских служащих осуществляется в том числе с использованием показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, закрепленных в должностном регламенте. Должностной регламент является одним из важнейших документов государственного гражданского служащего при прохождении государственной службы. Именно им осуществляется профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего. Должностные регламенты должны отражать разнообразные процедуры служебной деятельности и юридически завершенные управленческие действия в государственном органе. Цели должностных регламентов должны иметь многоаспектный характер: создание организационно-правовой основы профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; текущая регламентация служебной деятельности служащего; обеспечение объективности при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении служащего в кадровый резерв; планирование профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и его должностного роста; обеспечение объективности про проведении аттестации. Государственный гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, поручение гражданскому служащему обязанностей, исполнение которых не предусмотрено регламентом, не допускается.

  • 9. Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие государственную гражданскую службу.
  • 10.Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной гражданской
  • 13. Права государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 14. Обязанности государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 15. Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 16. Запреты, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 17. Требования к служебному поведению, установленные для государственных гражданских служащих.
  • 18. Конфликт интересов на государственной гражданской службе, муниципальной службе.
  • 19. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу, муниципальную службу.
  • 20. Конкурс на государственной гражданской службе, муниципальной службе
  • 21. Испытание при поступлении на гражданскую службу.
  • 22. Служебный контракт на государственной гражданской службе, трудовой договор на
  • 24. Прекращение государственной гражданской службы, муниципальной службы, расторжение служебного контракта (трудового договора), освобождение от должности, увольнение служащих (общая характеристика).
  • 25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы
  • 26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы
  • 27. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
  • 29. Понятие и основные этапы прохождения государственной гражданской службы, муниципальной службы (общая характеристика).
  • 30. Аттестация гражданских служащих.
  • 31. Управление государственной гражданской службой, муниципальной службой.
  • 32. Кадровая работа.
  • 34. Должностной регламент государственного гражданского служащего.
  • 35. Реестры государственных гражданских служащих и кадровый резерв на государственной гражданской службе.
  • 36. Служебная дисциплина на гражданской службе
  • 37. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.
  • 39. Служебное время и время отдыха государственных гражданских служащих.
  • 40. Отпуска на гражданской службе.
  • 41. Оплата труда государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 42. Государственные гарантии на государственной гражданской службе, муниципальной.
  • 43. Гарантии государственной защиты жизни и здоровья государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 44. Основные направления реформирования государственной службы Российской Федерации.
  • 34. Должностной регламент государственного гражданского служащего.

    1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

    2. В должностной регламент включаются:

    1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

    2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

    3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

    4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

    5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

    6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

    7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

    8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

    3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

    4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

    5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

    35. Реестры государственных гражданских служащих и кадровый резерв на государственной гражданской службе.

    Реестр – перечень унифицированных наименований должностей, классифицированных по органам, категориям и группам.

    Виды реестров :

    А) реестр должностей федеральной государственной службы образует

      перечни должностей федеральной государственной гражданской службы

      перечни типовых воинских должностей

      перечни типовых должностей правоохранительной службы

    Б) 2 уровня реестра:

    Федеральный - утвержден указом Президента №1574 от 2009 г.

    Региональный - утверждается законом или иным НА субъекта РФ (указ Губернатора СО 5 мая 2005 г.)

    Реестр субъектов должен соответствовать федеральному реестру (наименования, структура органов, категории и группы должностей). Эти 2 вида реестров образуют сводный реестр должностей гос. гражданской службы РФ. Порядок ведения определяется указом Президента

    1. Представителем нанимателя ведется реестр гражданских служащих.

    2. Сведения из личного дела гражданского служащего включаются в реестр гражданских служащих в государственном органе и хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

    3. Умерший (погибший) гражданский служащий, а также гражданский служащий, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим решением суда, вступившим в законную силу, исключается из реестра гражданских служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) гражданского служащего или днем вступления в законную силу решения суда.

    4. Реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации.

    5. Порядок ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.