Что такое мера пресечения в уголовном процессе. Понятие и виды мер пресечения в уголовном процессе. сроки заключения под стражу. Сноски и примечания

Статья 98 УПК РФ предусматривает такие меры пресечения, как

Подписка о невыезде

Если говорить о такой мере пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст.102 УПК РФ), то следует отметить, что избрание данной меры пресечения, как правило, имеет место в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде состоит в том, что подозреваемый или обвиняемый принимают на себя письменное обязательство:

  • не покидать место своего жительства (без разницы - постоянное или временное) без разрешения дознавателя, следователя или суда;
  • в назначенный срок являться по вызовам данных лиц;
  • иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Личное поручительство

По письменному одного или нескольких поручителей с согласия или дознаватель, следователь или суд могут избрать меру пресечения в виде личного поручительства (ст. 103 УПК РФ).

Личное поручительство состоит в том, что лицо, заслуживающее по мнению дознавателя, следователя или суда, доверия, в письменном обязательстве ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств:

  • в назначенный срок являться по вызовам дознавателя следователя или суда;
  • не препятствовать производству по

Поручителю должны быть разъяснены существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства. В частности, в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей.

Избрание такой меры пресечения, как личное поручительство (ст. 103 УПК РФ), как свидетельствует практика, имеет место реже, чем подписка о невыезде.

Наблюдение командования воинской части

По отношению к подозреваемым (обвиняемым), которые являются военнослужащими или гражданами, проходящим военные сборы, с их согласия может быть избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ)

Постановление об избрании меры пресечения направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

Если лица, в отношении которых была избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, совершают действия, для предупреждения которых была избрана эта мера пресечения, командование воинской части должно немедленно сообщить об этом в орган, избравший эту меру пресечения.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

Избрание меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) состоит в обеспечении его надлежащего поведения, заключающегося в соблюдении тех же правил, что и для лиц, в отношении которых избрана подписка о невыезде.

Присмотр осуществляется родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд получают от вышеуказанных лиц письменное обязательство, разъясняет им существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру (денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей).

В следующих публикациях будут рассмотрены особенности избрания такой меры пресечения, как запрет определенных действий, залог, домашний арест и заключение под стражу, а затем планируется ряд публикаций, посвященных доказыванию в уголовном процессе.

P.S. Посмотрите это видео. На вопросы о том, как осуществляется избрание меры пресечения, какие виды мер пресечения предусмотрены законом, что такое подписка о невыезде, отвечает адвокат Оксана Касьянова.

Меры пресечения - особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой способы и средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях - подозреваемого.

Целью применения мер пресечения является предупреждение попыток обвиняемого, подозреваемого:

а) скрыться от органов предварительного расследования и суда;

б) воспрепятствовать установлению ими объективной истины по уголовному делу;

в) продолжать преступную деятельность;

г) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Меры пресечения составляют особую группу в системе мер уголовно-процессуального принуждения, потому что: 1)

они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; 2)

специфичны цели их применения, заключающиеся в пресечении действий (бездействия), препятствующих нормальному, обычному, поступательному производству по уголовному делу; 3)

они обладают особыми, предусмотренными угшовно-процессуальным законом условиями, основаниями и уголовно-процессуальным порядком их применения; 4)

они имеют личный характер, т.е. ограничивают личные права, свободы и законные интересы обвиняемого или подозреваемого.

К мерам пресечения действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 98 УПК РФ) относит: 1)

подписку о невыезде и надлежащем поведении; 2)

личное поручительство; 3)

наблюдение командования воинской части; 4)

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым; 5)

домашний арест; 7)

заключение под стражу.

Настоящие меры уголовно-процессуального пресечения классифицируются в теории уголовного процесса по различным основаниям.

В зависимости от распространенности действия мер пресечения они подразделяются на общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) домашний арест;

д) заключение под стражу.

Специальными мерами пресечения считаются:

а) наблюдение командования воинской части, применяемое только к военнослужащим или лицам, проходящим военные сборы;

б) присмотр за поведением несовершеннолетних лиц (в возрасте до 18 лет) гражданами и должностными лицами, указанными в уго- ловно-процессуальном законодательстве.

В зависимости от места нахождения (содержания) обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения выделяют меры

пресечения, связанные с помещением этих лиц в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением их в специальные учреждения.

В первой группе мер пресечения находится лишь заключение под стражу.

Вторую группу мер пресечения составляют:

б) личное поручительство;

г) домашний арест;

д) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

По степени нарастания строгости правоограничений меры пресечения можно подразделить на следующие подгруппы:

а) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу94.

По общему правилу, меры пресечения применяются по возбужденному уголовному делу государственным органом или должностным лицом, в производстве которого оно находится, и лишь в отношении обвиняемых, т.е. лиц, в отношении которых вынесены постановление о привлечении их в качестве обвиняемого или обвинительный акт.

В отношении подозреваемых меры пресечения должны избираться в исключительных случаях тогда, когда привлечение их в качестве обвиняемых зависит от результатов проверки данных ими объяснений или показаний.

При этом обвинение (ознакомление с уголовно-процессуальным документом, в котором сформулировано обвинение) должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения государственным органом или должностным лицом меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания.

Данное положение является общим правилом, из которого имеется исключение.

Исключением является подозрение государственных органов или должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в отношении определенного гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства) в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных:

а) ст. 205 УК РФ (террористический акт);

б) ст. 205.1 УК РФ (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению);

в) ст. 206 УК РФ (захват заложников);

г) ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем);

д) ст. 209 УК РФ (бандитизм);

е) ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);

ж) ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти или насильственное удержание власти);

з) ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж);

и) ст. 281 УК РФ (диверсия);

к) ст. 360 УК РФ (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

В этом случае уголовно-процессуальный закон допускает предъявление обвинения не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания.

При непредъявлении подозреваемому обвинения в указанные сроки мера пресечения отменяется немедленно.

В уголовно-процессуальном законе предусмотрены как общие основания применения мер пресечения, так и специфические условия, характерные для применения отдельных видов мер пресечения.

Общие основания избрания и применения мер пресечения сформулированы в ст. 97 УПК РФ.

Дознаватель, следователь и суд вправе избрать подозреваемому или обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, при наличии достаточных данных (оснований) полагать, что они:

а) скроются от дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства;

б) могут продолжать заниматься преступной деятельностью;

в) могут угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может быть также избрана для обеспечения исполнения обвинительного приговора.

Цели применения мер пресечения - обстоятельства будущего.

Они могут быть установлены лишь с той или иной степенью вероятности, т.е. прогностически (предположительно).

Тем не менее предположительный вывод о возможности наступления указанных в законе негативных последствий для уголовного судопроизводства должен базироваться на конкретных, достоверных фактических данных, а не на «голых», необоснованных догадках или ничем не подтверждаемом субъективном мнении должностных лиц, применяющих меры пресечения.

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны быть учтены также:

а) тяжесть совершенного преступления;

б) данные, характеризующие личность подозреваемого или обвиняемого: возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий подозреваемого или обвиняемого;

в) другие обстоятельства, имеющие отношение к разрешению вопроса о применении меры пресечения (ст. 99 УПК РФ).

Перечисленные обстоятельства играют роль объективных и субъективных факторов, индивидуализирующих возможность применения различных видов мер пресечения.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносят мотивированное постановление, а суд в качестве коллегиального органа - определение.

В этих документах отражаются данные о преступлении, в котором подозревается или обвиняется лицо, основания для избрания этой меры пресечения и учтенные при принятии решения соответствующие объективные обстоятельства и субъективные характеристики личности.

Как и любое другое постановление, оно состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.

Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный уголовно-процессуальным законом (ст. 123-127 УПК РФ).

Кроме того, при применении мер пресечения в зависимости от их вида в соответствии с требованиями уголовно-процессуального зако- на дополнительно к постановлению об избрании меры пресечения составляются подписки, письменные обязательства или протоколы.

Мера пресечения в отношении конкретного подозреваемого, обвиняемого отменяется тогда, когда в ее применении отпадает необходимость.

Она изменяется на более строгую или более мягкую в сравнении с ранее избранной мерой пресечения тогда, когда изменяются:

а) основания ее применения (ст. 97 УПК РФ);

б) фактические обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения (например, возникновение природных или техногенных катастроф, кончина одного из совершеннолетних членов семьи, увеличение количества иждивенцев и т.п.).

Отмена или изменение меры пресечения производится по мотивированному постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц (ст. 110 УПК РФ).

Специфические условия избрания мер пресечения обусловлены сущностью, характером и содержанием конкретных видов мер пресечения, которые будут рассмотрены ниже.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) - принятие лично подозреваемым или обвиняемым письменного обязательства: 1)

не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2)

являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3)

иным путем (способами, средствами) не препятствовать производству по уголовному делу.

Думается, что данное обязательство должно содержать также обязанности этих лиц по:

а) соблюдению условий избранной меры пресечения (по надлежащему правомерному поведению), если она не связана с помещением лица в специализированное учреждение;

б) сообщению о перемене места жительства.

Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ) - принятие на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязанностей, предусмотренных п. 2, 3 ст. 102 УПК РФ95.

Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия обвиняемого, в отношении которого дается поручительство.

Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением принятых на себя обязательств.

Поручители должны иметь в виду, что в случае невыполнения ими соответствующих обязанностей они могут быть подвергнуты денежному взысканию в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, т.е. в размере до 10 ООО руб., в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Представляется, что законодателю следовало бы сформулировать четкие требования, предъявляемые к личности поручителя, так как понятие «заслуживающий доверия» носит слишком расплывчатый и неопределенный характер и дает слишком большой простор усмотрению должностных лиц, избирающих меру пресечения.

В частности, вряд ли можно допускать в уголовное судопроизводство в качестве поручителей лиц:

а) имеющих судимость;

б) не имеющих постоянного места жительства;

в) состоящих на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

г) не достигших совершеннолетия;

д) имеющих иностранное гражданство или подданство в отношении российских граждан, если они не являются их родственниками, и т.п.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ) -

принятие командованием соответствующего воинского подразделения мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, к подозреваемому или обвиняемому, являющимися военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, для того, чтобы обеспечить выполнение этими лицами обязанностей (обязательств), предусмотренных п. 2 и 3 ст. 102 УПК РФ.

Избрание рассматриваемой меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

При отсутствии такого согласия к этим лицам применяются общие правила избрания мер пресечения, за исключением применения рассматриваемой меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части направляется соответствующему командованию, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

Командование воинской части обязано немедленно сообщать в государственный орган или должностному лицу, избравшему эту меру пресечения, обо всех случаях совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения.

Присмотр за несовершеннолетними подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ) - принятие на себя родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия физическими лицами, должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, письменного обязательства о том, что они обеспечат надлежащее поведение несовершеннолетнего в соответствии с требованиями ст. 102 УПК РФ.

При избрании данной меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому (по всей вероятности, и к подсудимому, ибо уголовно- процессуальный закон указывает на суд) дознаватель, следователь или суд разъясняют перечисленным лицам (поручителям) существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

В случае невыполнения этими лицами принятого на себя обязательства на них может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тысяч рублей в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Залог (ст. 106 УПК РФ) - внесение подозреваемым или обвиняемым либо другими физическими или юридическими лицами на депозитный счет государственного органа, избравшего данную меру пресечения, денежных средств, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения:

а) явки к дознавателю, следователю или в суд подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

б) надлежащего поведения этих лиц;

в) предупреждения совершения ими новых преступлений.

Вид и размер залога определяются государственным органом или должностным лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого или подсудимого и имущественного положения залогодателя.

Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остаются под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняется существо подозрения или обвинения, в связи с которыми избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

В случае невыполнения или нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным за них залогом, залог в виде денежных средств, ценных бумаг или иных ценностей обращается в доход государства по судебному решению, которое принимается в соответствии со ст. 118 УПК РФ.

Невыполнение или нарушение этими лицами принятых на себя обязательств фиксируется в протоколе, составляемом следователем или дознавателем.

В остальных случаях суд при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении соответствующего залога физическим или юридическим лицам - залогодателям.

При прекращении уголовного дела следователем или дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается обязательно в постановлении о прекращении уголовного дела.

Домашний арест (ст. 107 УПК РФ) - наложение правоограничений на подозреваемого, обвиняемого, связанных со свободой их передвижения, и запретов им:

а) общаться с определенными лицами;

б) получать и отправлять корреспонденцию;

в) вести переговоры с использованием любых средств современной связи.

Думается, что перечисленные ограничения и запреты носят исчерпывающий характер, что не позволяет толковать их расширительно.

В то же время суд вправе в своем решении об избрании данной меры пресечения указать на применение нескольких запретов.

Домашний арест избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены ст. 108 УПК РФ для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, с учетом их возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

В постановлении судьи или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные правоограничения, которым подвергаются подозреваемый или обвиняемый, а также указывается орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за их соблюдением.

Настоящая мера пресечения с трудом внедряется в практику государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

В частности, она была избрана в первой половине 2004 г. в отношении лишь 358 обвиняемых.

В связи с грядущими изменениями уголовного законодательства и обсуждением вопроса о внедрении в правоохранительную сферу электронных наручников (браслетов) следует ожидать серьезных изменений в применении к подозреваемому, обвиняемому мер пре-" сечения, не связанных с помещением в специализированное учреж- / : дение96.

Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) - ограничение личной свободы подозреваемого или обвиняемого с помещением их в специальное учреждение, именуемое следственным изолятором (СИ, СИЗО).

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по судебному решению в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

При избрании данной меры пресечения в постановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

Разумеется, соответствующие данные должны быть представлены прежде всего стороной обвинения.

В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, указанная мера пресечения может быть применена к совершеннолетним подозреваемому или обвиняемому при наличии одного из следующих обстоятельств: 1)

они не имеют постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2)

не установлены их личности; 3)

они нарушили ранее избранную меру пресечения, не связанную с помещением в специализированное учреждение;

4) они скрылись от органов предварительного расследования, а обвиняемый или подсудимый - от суда.

Перечень этих обстоятельств является исчерпывающим (закрытым).

В связи с этим следует считать правомерным вывод о том, что при отсутствии указанных обстоятельств законодатель запрещает (не допускает, не разрешает) применять в качестве меры пресечения заключение под стражу в отношении лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления небольшой тяжести.

К несовершеннолетнему лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, заключение под стражу может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена к несовершеннолетнему лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления средней тяжести.

Из рассматриваемого положения следует, что к несовершеннолетним лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления небольшой тяжести, вообще недопустимо применять меру пресечения в виде заключения под стражу даже при наличии оснований, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.

Между тем законодатель не раскрыл понятие «исключительных случаев» применения данной меры пресечения к несовершеннолетним лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений средней тяжести.

Думается, что в этом случае правоприменителю необходимо ориентироваться на обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, используя аналогию уголовно-процессуального закона.

При этом возможно рассматривать обстоятельства, указанные в п. 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, в качестве примерного перечня, т.е. допустимо их расширительное толкование.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу путем составления постановления.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания необходимости избрания этой меры пресечения и сведения о невозможности применения иной, менее строгой, меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие законность и обоснованность ходатайства.

В частности, к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу надлежит прилагать копии постановления о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, протокола задержания, допроса подозреваемого или обвиняемого, иные документы, указывающие на необходимость избрания данной меры пресечения.

При отсутствии защитника в судебном заседании в представленных документах должен находиться письменный отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника97.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения предельного срока задержания (до истечения 48 часов).

При этом лицо, подозреваемое в совершении преступления, обязательно доставляется в судебное заседание.

При недоставлении подозреваемого в судебное учреждение судья принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении его под стражу, если истек 48-часовой срок задержания98.

Разумеется, с представленными документами обязательно должны быть ознакомлены представители стороны защиты.

Постановление о возбуждении ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежат рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего звена (гарнизонного военного суда).

Ходатайство рассматривается судьей суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

В рассмотрении ходатайства принимают участие подозреваемый или обвиняемый, прокурор и защитник, если он участвует в уголовном деле.

В судебном заседании вправе также участвовать следователь, дознаватель и законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является пре- пятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого.

Принятие решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск.

Данное положение свидетельствует о том, что уголовно-процессуальный закон запретил практически заочное рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Тем не менее, из данного положения трудно усвоить, каким образом действовать без нарушения уголовно-процессуального закона в отношении лица, находящегося в федеральном розыске.

Думается, что в данном случае также должен действовать заочный порядок заключения под стражу99.

Наконец, справедливость такого подхода к правовому регулированию заключения под стражу осознали руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации100.

В начале судебного заседания судья открывает заседание, объявляет о подлежащем рассмотрению ходатайстве, разъясняет участникам уголовного процесса их права и обязанности, разрешает заявленные ходатайства.

Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство о заключении лица под стражу, обосновывают необходимость принятия данного решения, после чего заслушиваются мнения по данному вопросу других явившихся в судебное заседание участников уголовного процесса101.

Судья по результатам обсуждения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и суждений против принятия этого решения выносит одно из следующих решений: 1)

об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2)

об отказе в удовлетворении ходатайства стороны обвинения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; 3)

о продлении срока задержания подозреваемого.

Принятие последнего решения допускается при условии признания судом задержания подозреваемого законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления стороной дополни- тельных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В постановлении о продлении срока задержания подозреваемого судья должен указать дату и время, до наступления которых продлеваются срок задержания и представление дополнительных доказательств.

При непоступлении в установленный срок дополнительных доказательств судья проводит повторное заседание и принимает решение на основе ранее представленных доказательств102.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии указанных в законе условий, оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 106 и 107 УПК РФ, применить к ним меру пресечения в виде:

а) залога;

б) домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (следователю, дознавателю), прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица, по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении (обнаружении, установлении) новых обстоятельств, обосновывающих необходимость применения к данному лицу этой меры пресечения.

Если вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу возникает в судебном разбирательстве, то решение по этому вопросу принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем он выносит постановление или определение.

Постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в удовлетворении ходатайства об этом могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня их вынесения.

Суд кассационной инстанции принимает соответствующее решение не позднее чем через трое суток со дня поступления к нему жалобы или представления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению.

Решение данного суда может быть обжаловано в порядке судебного надзора по правилам, установленным главой 48 УПК РФ.

Должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого, обвиняемого, а при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Закон не допускает возложение уголовно-процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 108 УПК РФ, на одного и того же судью на постоянной основе.

Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда согласно принципам распределения уголовных дел для их рассмотрения по существу.

На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования ст. 95 УПК РФ, т.е. требования, связанные с порядком общения обвиняемого с сотрудником органа дознания, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Одним из важных и принципиальных институтов уголовно- процессуального законодательства являются нормы, регулирующие продление срока содержания обвиняемого под стражей.

В соответствии со ст. 109 УПК РФ содержание обвиняемого под стражей при предварительном расследовании преступлений не может продолжаться, по общему правилу, более двух месяцев.

Данное положение соответствует требованию ст. 162 УПК РФ, в соответствии с которым предварительное следствие должно быть завершено в течение двух месяцев.

Сроки предварительного следствия по уголовному делу и, следовательно, содержания обвиняемого под стражей подлежат продлению в соответствии с правилами, установленными уголовно- процессуальным законом.

Буквальное толкование содержания ст. 109 УПК РФ свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел три уровня и порядка продления сроков содержания под стражей.

Первый уровень предполагает продление срока содержания обвиняемого под стражей до шести месяцев судьей районного или гарнизонного военного суда в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ. Оно допускается в случаях невозможности окончания предварительного следствия в срок до двух месяцев и при отсутствии осно- ваний для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу.

Этот уровень предполагает содержание под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести.

Ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей направляется в суд с согласия руководителя следственного органа, а ходатайство дознавателя - с согласия прокурора, надзирающего за соблюдением законов органами дознания.

Второй уровень допускает продление срока содержания обвиняемого под стражей до 12 месяцев: 1)

по ходатайству следователя, внесенному в указанный выше суд с согласия:

а) руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации;

б) иного приравненного к нему руководителя следственного органа; 2)

по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора.

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей возможно:

а) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

б) лишь в случаях особой сложности уголовного дела;

в) при наличии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Третий уровень позволяет продлевать срок содержания обвиняемого под стражей до 18 месяцев судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью:

а) председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

б) либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем органе исполнительной власти).

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей до- . пускается:

а) в исключительных случаях, связанных с особой сложностью уголовного дела (наличием в нем многих преступных эпизодов или большим количеством обвиняемых и т.п.);

б) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, т.е. преступлений, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание.

Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей не допускается, и он подлежит немедленному освобождению.

Данное положение обладает значительным положительным потенциалом, на котором отечественному законодателю следовало бы, по нашему мнению, остановиться.

Однако это позитивное (положительное) положение дезавуировано законодателем последующими правилами ст. 109 УПК РФ, заключающимися в следующем.

Материалы оконченного предварительным следствием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока нахождения под стражей, определенного уголовно-процессуальным законом в зависимости от степени тяжести преступления в 6, 12 или 18 месяцев.

Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания обвиняемого под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.

В случае, если после окончания предварительного следствия 30- суточный срок предъявления материалов уголовного дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления соблюден, но этот срок для ознакомления им с материалами дела оказался недостаточным, то следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее, чем за семь суток до истечения предельного срока содержания обвиняемого под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда.

Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока содержания под стражей в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним меры пресечения в виде заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

Судья суда областного звена или окружного (флотского) военного суда не позднее, чем через пять суток со дня получения ходатай-

ства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК РФ, одно из следующих решений: 1)

о продлении срока содержания обвиняемого (или обвиняемых) под стражей до момента окончания ознакомления его (или их) и защитника (или защитников) с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая несвоевременного предъявления обвиняемому и его защитнику материалов уголовного дела для ознакомления; 2)

об отказе в удовлетворении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей и освобождении обвиняемого (или обвиняемых) из-под стражи103.

Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы в срок содержания обвиняемого под стражей, который имеет уголовно-правовое значение, включалось также время: 1)

на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого в порядке ст. 91 и 100 УПК РФ; 2)

нахождения подозреваемого или обвиняемого под домашним арестом в качестве меры пресечения; 3)

принудительного нахождения подозреваемого или обвиняемого в судебно-медицинском или судебно-психиатрическом стационаре по решению суда; 4)

В последнем случае по истечении предельного срока содержания лица под стражей на территории иностранного государства и при необходимости производства предварительного расследования на отечественной территории суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном ст. 109 УПК РФ, но не более чем на шесть месяцев.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного ими под стражей.

Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной су- дебно-психиатрической экспертизе и наличия иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

«Иными обстоятельствами» могут быть болезнь обвиняемого, стихийное бедствие, плохие метеоусловия для доставления в суд обвиняемого, карантин в месте содержания под стражей и т.п.104

При этом участие в судебном заседании защитника прав, свобод и законных интересов этого обвиняемого обязательно.

В перечисленных случаях судья выносит постановление о рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием на причины, по которым присутствие обвиняемого в суде (в судебном заседании) невозможно105.

УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

  1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в от­ношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании ме­ры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).

Замечание

Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательст­вами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возмож­ность принятия судом решения по указанному вопросу без ис­следования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие осно­ваний для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пре­сечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизвод­ства, следующих за окончанием предварительного расследования и на­правлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пле­нум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть прило­жены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).

Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным пу­тем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.

Также следует учитывать, что в качестве оснований для из­брания меры пресечения в законе установлены категории веро­ятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).

Условия применения мер пресечения:

  1. наличие возбужденного уголовного дела;
  2. определение в процессуаль­ном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь вы­носят постановление, которое должно отвечать требованиям

  • за­конности,
  • обоснованности,
  • мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обос­новывающие необходимость избрания конкретной меры пресе­чения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, кото­рая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.

Факт объявления постановления об избрании меры пресече­ния обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения по­рядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуаль­ном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его об­жалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не при­останавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомо­чен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домаш­него ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о про­длении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по хо­датайству дознавателя, следователя, заявленному соответствен­но с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановле­ния, а судом - определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсу­димому любую из мер пресечения при наличии к тому основа­ний, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, мо­жет быть отменена или изменена только судом.

Виды мер пресечения

Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим. Систематизация мер пресечения идет от менее строгой к бо­лее строгой.

Мерами пресечения являются:

  1. общими:
    • подписка о невыезде (не может быть применена к военно­служащим срочной службы, находящимся на казарменном по­ложении; практически неприменима к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.);
    • личное поручительство ;
    • залог ;
    • домашний арест ;
    • заключение под стражу .
  2. специальными (применяемые только по отношению к определенным обвиняе­мым или подозреваемым):
    • наблюдение командования воинской части (применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских под­разделениях и находящимся на казарменном положении);
    • присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
    • запрет определенных действий.

Дознаватель, следователь, а также суд вправе (но не обязаны) избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого только одну из предусмотренных ст. 98 УПК мер пресечения.

При производстве предварительного расследования дознава­тель и следователь вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме

    1. залога,
    2. домашнего ареста и
    3. заключения под стражу.

Избрать эти меры пресечения вправе только суд в пре­делах предоставленных ему полномочий (п. 1 ч. 2 ст. 29, ст. 106-108 УПК). Мера пресечения может быть избрана и применена как в процессе досудебного, так и судебного произ­водства по уголовному делу.

Мера пресечения должна отвечать тем целям, которые доз­наватель, следователь, прокурор и суд определили при ее из­брании. Закон предоставил им возможность выбрать из пере­численных в УПК мер пресечения только ту, которая способна обеспечить предусмотренное ст. 6 УПК назначение уголовного судопроизводства.

Подробнее о мерах пресечения

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в отобрании у обви­няемого (подозреваемого) письменного обязательства не поки­дать постоянное или временное место жительства без разреше­ния дознавателя, следователя или суда и обеспечить надлежа­щее поведение. Под надлежащим поведением понимается обязанность являться в назначенный срок по вызовам дознава­теля, следователя, прокурора и в суд, иным путем не препятст­вовать производству по уголовному делу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении ограничива­ет право гражданина на свободу передвижения, выбор места жительства (пребывания). Указанная мера пресечения приме­няется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что оно уклонится от предварительного расследования и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствует расследова­нию и разбирательству дела в суде. Избирая данную меру пре­сечения, полномочные должностные лица должны быть макси­мально уверены в эффективности ее применения. Правильное решение вопроса об избрании подписки о невыезде основыва­ется на характере совершенного преступления (тяжести предъ­явленного обвинения), личности обвиняемого, роде его заня­тий, возрасте, состоянии здоровья, семейном положении и дру­гих обстоятельствах. С учетом перечисленных обстоятельств она может быть применена и к лицам, обвиняемым в соверше­нии тяжкого преступления.

Мотивированное постановление об избрании этой меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), защитнику, законному представителю с разъяснением ст. 102 и УПК и порядка его обжалования. В самой подписке, кроме данных о подозреваемом или обвиняемом, адресах их постоян­ного или временного проживания, средствах связи, указывают­ся обязательства:

    • не покидать их без разрешения до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела;
    • являться по вызову в указанный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному де­лу.
    • здесь же указано, что при нарушении этих обязательств может последовать применение более строгой меры пресече­ния.

Подписка о невыезде не может быть применена к военно­служащим срочной службы, находящимся на казарменном по­ложении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Практически неприменима подписка о не­выезде к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.

В ряде случаев нецелесообразно применение этой меры пре­сечения к лицам, чья трудовая деятельность связана с длитель­ными разъездами (пилот воздушного корабля, шофер на меж­дугородных рейсах, проводник поезда дальнего следования, дипкурьер и т. п.).

Личное поручительство (ст. 103 УПК) заключается в приня­тии на себя заслуживающим доверия лицом письменного обя­зательства о том, что оно ручается за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. В отличие от подписки о невыезде, при избрании данной меры пресече­ния право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства (пребывания) не ограничивается. Данная мера пре­сечения избирается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которо­го дается поручительство. Число поручителей определяет пол­номочное должностное лицо, в производстве которого находит­ся дело.

Закон не содержит критерии определения «заслуживающего доверия лица». Представляется, что таковыми могут быть со­вершеннолетние граждане, пользующиеся уважением за свой труд и поведение по месту работы или жительства, которые реально могут обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову и его надлежащее поведение. В основе доверия поручи­теля могут быть личные отношения родства, товарищества, со­трудничества, взаимных материальных интересов и т. д.

При избрании меры пресечения должностное лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а он в свою очередь - тому, за кого ручается. Поручители должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведе­ние и явку по вызовам. Поручителю сообщается о сущности де­ла, по которому избирается мера пресечения, разъясняются су­щество подозрения или обвинения, его обязанности и ответст­венность, связанные с выполнением личного поручительства. Каждый из поручителей предупреждается, что в случае невы­полнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание до 10 тыс. руб.

Решение об избрании меры пресечения в виде личного по­ручительства оформляется постановлением дознавателя, следо­вателя, определением суда.

Применение этой меры пресечения возможно при наличии письменного обязательства - личном поручительстве опреде­ленных лиц - поручителей. В нем приводятся данные о лично­сти поручителя, фиксируются: факт разъяснения ему сущности подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность за их невыполнение. Копия постановления (определения) и письменного обязательства вручается подозреваемому, обви­няемому, защитнику и поручителю. Тут же разъясняется поря­док обжалования решения об избрании меры пресечения.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) - мера пресечения, которая применяется только в отношении об­виняемого (подозреваемого) военнослужащего или лица, при­званного на военные сборы. Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого). Она состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Воо­руженных Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и суда, а также исключить возможность иным путем препятст­вовать производству по уголовному делу. Наблюдение командо­вания воинской части применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских под­разделениях и находящимся на казарменном положении. В от­ношении других категорий военнослужащих эта мера пресечения не применяется, так как они не находятся на казарменном положении и связанные с ней ограничения не могут быть реа­лизованы.

На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишаются увольнения в город­ской отпуск.

Постановление об избрании меры пресечения направляется для исполнения командованию воинской части, которое обяза­но письменно уведомить орган, избравший эту меру пресече­ния, об установлении наблюдения за обвиняемым (подозревае­мым).

Для избрания данной меры пресечения согласия командова­ния воинской части не требуется, но в упомянутом постановле­нии разъясняются существо подозрений или обвинения и обя­занности командования по исполнению меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения и рапорт об установлении наблюдения объявляются подозреваемому или обвиняемому. В случае нарушения обвиняемым (подозревае­мым) избранной меры пресечения командование воинской час­ти немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю или в суд, которые избрали данную меру пресечения.

Данную меру пресечения вправе избрать сам командир во­инской части, если он выступает в качестве органа дознания.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняе­мым (ст. 105 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в обес­печении надлежащего поведения несовершеннолетнего обви­няемого в соответствии с требованиями ст. 102 УПК. Анализ ч. 2 ст. 423 УПК свидетельствует о том, что законодатель отдает приоритет избранию именно этой меры пресечения в отноше­нии несовершеннолетнего. Иные меры пресечения могут быть применены к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняе­мому только при невозможности избрания данной меры пресе­чения.

Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведе­ние несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского учреждения, где находится несовершеннолетний. Они могут обратиться с ходатайством об избрании присмотра за подростком в качестве меры пресечения или дать согласие на присмотр, если инициа­тива исходит от дознавателя, следователя или судьи (суда). Ли­ца, полномочные избрать меру пресечения, должны распола­гать достоверными сведениями, что тот, кто берет на себя обя­зательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при которых цель меры пресече­ния будет достигнута.

При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязатель­ство по присмотру, полномочные должностные лица разъясня­ют существо подозрения или обвинения и ответственность за невыполнение ими принятого обязательства, которая определя­ется в судебном порядке в виде денежного взыскания - до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 103, ст. 118 УПК).

Письменное обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это обязательство. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем объявля­ется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему разъясняются требования надлежащего поведения.

Залог (ст. 106 УПК) составляют деньги или иные ценности (ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и пр.), вно­симые обвиняемым (подозреваемым), его родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе и юридическими, на депозитный счет органа, избравшего эту меру пресечения. При избрании меры пресечения в виде залога обвиняемый (подозре­ваемый) может предложить внести в качестве залога произведе­ния искусства, коллекционные монеты и иные ценности. В этом случае целесообразно проверить их подлинность, опре­делить действительную стоимость. Это можно сделать при по­мощи специалиста или даже путем проведения экспертизы, что обеспечит должную эффективность меры пресечения и предот­вратит возможные конфликтные ситуации в будущем.

Цель залога - обеспечить явку обвиняемого (подозреваемо­го) к дознавателю, следователю либо в суд и предупредить со­вершение им новых преступлений. В связи с этим недопусти­мо за счет средств, являющихся предметом залога, осуществлять выплаты в счет возмещения причиненного преступлением вреда.

Как вид самого залога, так и его размер определяются судом (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). Учитываются характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого (подозреваемо­го), имущественное положение залогодателя.

Учитывая, что залог как мера пресечения существенно огра­ничивает конституционное право собственности, законодатель предусмотрел судебную процедуру для его избрания. Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозревае­мого или обвиняемого по решению суда в порядке, установлен­ном для принятия решения об избрании меры пресечения в ви­де заключения под стражей (ст. 108 УПК). Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пре­сечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда зало­га, который был определен судом, избравшим эту меру пресе­чения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. При этом обвиняемому (подозреваемо­му) разъясняются последствия неисполнения или нарушения залоговых обязательств. Лицам, которые вносят залог за обви­няемого (подозреваемого), разъясняется существо обвинения, подозрения, в связи с чем избирается эта мера пресечения и связанные с ней обязательства, а также последствия их неис­полнения или нарушения: залог обращается в доход государст­ва по судебному решению, выносимому в соответствии со ст. 118 УПК.

Суд при вынесении приговора, определения, постановле­ния о прекращении дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. Если дело прекращается в стадии предваритель­ного расследования, залог возвращается залогодателю следова­телем, дознавателем, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела и протоколе, который подписывают должностное лицо, вынесшее постановление, и залогода­тель.

Домашний арест (ст. 107 УПК) в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении обвиняемого (подозреваемого) с учетом тяжести совершенного преступле­ния, состояния здоровья обвиняемого (подозреваемого) и дру­гих обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК.

Обвиняемый (подозреваемый) не вправе покидать свое жи­лище, ставшее местом домашнего ареста, а также общаться с определенными судом лицами, например соучастниками по уголовному делу, свидетелями, потерпевшими, друзьями и т. п. Обвиняемому может быть запрещено отправлять и получать посылки, бандероли, делать обращения через средства массо­вой информации; пользоваться телефоном, факсом, иными ви­дами связи (ст. 107 УПК).

Решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста правомочен принять только суд (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). В постановлении судьи или определении суда об избрании ме­ры пресечения в виде домашнего ареста в отношении обвиняе­мого (подозреваемого) указываются основания и мотивы при­менения именно этой меры пресечения. В этом постановлении указываются также конкретные ограничения, которым подвер­гается обвиняемый (подозреваемый), и орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблю­дением установленных ограничений.

Постановление направляется лицу, возбудившему перед су­дом соответствующее ходатайство, обвиняемому (подозреваемому), его защитнику.

В соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.

Меры пресечения – это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого (а в исключительных случаях подозреваемого), применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения регламентируются главой 13 УПК и обладают следующими признаками:

  • Они применяются только к обвиняемому или подозреваемому;
  • Их содержание состоит в том, что они на довольно длительный период ограничивают личную свободу этих лиц;
  • Они применяются со строго определенными целями: пресечь возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого или подозреваемого: а) сокрытие от органов, ведущих производство; б) продолжение преступной деятельности; в) воспрепятствование установлению обстоятельств дела; а также обеспечить исполнение приговора (ст. 97 УПК).

Основания избрания мер пресечения – это уголовно-процессуальные доказательства о конкретных фактах, указывающих на возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 97 УПК). Это доказательства о том, что обвиняемый или подозреваемый может:

Скрыться от дознания, предварительного расследования или суда (покушался на побег, оказал сопротивление при задержании, не явился по вызову);

Продолжать заниматься преступной деятельностью. Пока продолжается преступление, разбирательство по нему невозможно, потому что уголовный процесс ведется по поводу прошлых событий;

Воспрепятствовать производству по делу, в том числе выяснению истины путем угроз свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожения или фальсификации доказательств.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Она продолжает действие при апелляционном и кассационном разбирательстве, когда уже вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, но он еще не вступил в законную силу. Мера пресечения обеспечивает исполнение приговора, поэтому она не может быть тяжелее грозящего обвиняемому наказания.

Условия избрания и применения мер пресечения вытекают из возможности назначения и отбывания наказания. Если по делу невозможно назначить наказание (например, в связи с истечением срока давности), то исключается и избрание меры пресечения.

Специальным условием для избрания мер пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления . Это условие соблюдается при обоснованном привлечении лица в качестве обвиняемого. При применении меры пресечения в отношении подозреваемого, это условие особенно значимо.

Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого допускается в исключительных случаях (ч. 1 ст. 100 УПК) при наличии веского подозрения в отношении данного лица (при наличии оснований для его задержания в качестве подозреваемого). Игнорирование этого условия может привести к неверному впечатлению, что к любому лицу (например, свидетелю) можно применить меру пресечения, и оно станет подозреваемым на основании п. 1 ч. 3 ст. 46.

В связи с исключительным характером избрания меры пресечения в отношении подозреваемого закон ограничивает срок ее действия - 10 суток. Этот срок исчисляется с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был сначала задержан и затем заключен под стражу - то с момента задержания (ст. 100). Не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения подозреваемому должно быть предъявлено обвинение, иначе мера пресечения отменяется.

Однако ч. 2 ст. 100 УПК (в редакции от 22.04.04 г.) допускает 30 суточный срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении хотя бы одного из 10 тяжких и особо тяжких преступлений (например, терроризма - ст. 205 УК РФ, – бандитизма – ст. 209 УК, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля – ст. 277 УК и др.).

Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения , иначе называют мотивами их применения. Статья 99 УПК среди них называет тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий. Судебная практика дополняет этот перечень наличием обстоятельств, смягчающих или отягча­ющих наказание, постоянного места жительства, иждивенцев, отрицательного поведения в быту, фактов привлечения к административной ответственности, ограниченной дееспособности и т. д.

Указанные обстоятельства, во-первых, косвенно указывают на общие основания для избрания мер пресечения (тяжесть преступления может подтвердить возможность сокрытия обвиняемого). Во-вторых, эти факты определяют выбор той или иной меры пресечения.

Действие меры пресечения складывается из ее избрания и применения.

Избрание - принятие решения о мере пресечения (п. 13 ст. 5) в общем виде регулируется ст. 101. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом - определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения.

Существуют две принципиально противоположных процедуры избрания мер пресечения: состязательная и розыскная. В состязательном порядке принимается решение о заключении под стражу и домашнем аресте, когда одна обвинитель ходатайствует о применении меры пресечения перед судом, а другая сторона защиты вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры. Розыскной порядок состоит в том, что мера пресечения избирается ведущим процесс органом по своей инициативе. Так происходит в российском уголовном процессе при применении всех остальных мер пресечения следователем, дознавателем, органом дознания, прокурором в стадии предварительного расследования.

Решение об избрании меры пресечения вступает в силу с момента вынесения, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Например, санкция прокурора необходима для избрания залога следователем.

Применение меры пресечения - это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 28 ст. 5). Совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения об избрании конкретной меры пресечения регулируется ст. 102–109 и зависит от ее вида. Применение меры пресечения может состоять в помещении под стражу, принятии залога, взятии подписки.

Отмена или изменение меры пресечения регламентируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется при:

1) Признании незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения;

2) Отпадении необходимости в ее применении;

3) Отпадении общих условий для применения меры пресечения (например, когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование);

4) Отпадении специальных условий для применения конкретных мер пресечения (например, когда истекает 10 суточный срок применения меры пресечения в отношении подозреваемого);.

Мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую при наличии соответствующих оснований.

Мера пресечения, избранная прокурором или по его указанию, отменяется или изменяется следователем или дознавателем с согласия прокурора. Однако эти правила не распространяются на отмену меры пресечения в связи отпадением условий ее применения.

Обжалование решения об избрании меры пресечения является важной гарантией соблюдения прав граждан. Право подачи жалобы принадлежит лицам, чьи интересы нарушены избранной мерой пресечения. В том числе, подать жалобу может лицо, в отношении которого мера пресечения избрана, но еще не исполнена (Постановление Конституционного Суда от 03.05.95 г. № 4-П по делу Аветяна).

Постановления следователя и дознавателя могут быть обжалованы прокурору, а постановления прокурора - вышестоящему прокурору (ст. 123). Заинтересованные лица вправе подать жалобу и непосредственно в суд (ст. 125). Решения суда первой инстанции об избрании или изменении меры пресечения могут быть обжалованы в течение 3 суток в кассационном порядке (если это домашний арест и заключение под стражу - ч. 11 ст. 108) или 10 суток в апелляционном или кассационном порядке (все остальные меры пресечения). Подача жалобы не приостанавливает применение меры пресечения.

Система мер пресечения . Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения – заключение под стражу (ст. 108) и домашний арест (ст. 107) – физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения (ст. 109).

Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным . Они ограничивают личную свободу обвиняемого психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве), без специально установленного срока. «Добровольный» характер исполнения данных мер позволяет избирать их и без судебного решения. Суть психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

Психолого-принудительные меры пресечения делятся еще на три группы по способу их обеспечения.

1) Меры пресечения, основанные на личном обещании самого обвиняемого. Это подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК). Подписка считается самой легкой мерой пресечения, поскольку ее содержание состоит в моральном обязательстве самого обвиняемого и не касается других граждан.

2) Меры пресечения, основанные на имущественной ответственности – залог (ст. 106 УПК). Когда залог вносится самим обвиняемым, тогда его надлежащее поведение обеспечивается угрозой утраты имущества. Залог ограничивает права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поэтому считается самой строгой из всех психолого-принудительных мер пресечения и применяется с санкции прокурора.

3) Меры пресечения, основанные на действиях третьих лиц. К этой группе относятся личное поручительство (ст. 103), наблюдение командования воинской части (ст. 104), присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105) и залог, вносимый третьим лицом (ч. 3 ст. 106).

По характеристике правового статуса обвиняемого меры пресечения последней группы делятся на общие и специальные. Специальные меры пресечения применяются при особых признаках обвиняемого: несовершеннолетие (присмотр за ним) и прохождение действительной военной службы (наблюдение командования).

Третья группа психолого-принудительных мер пресечения состоит в непроцессуальных действиях иных лиц, обеспечивающих надлежащее поведение обвиняемого. Поэтому эти лица должны быть действительно способны влиять на обвиняемого. К ним при невыполнении возложенных обязанностей могут быть применены карательные меры: денежное взыскание с поручителей и лиц, присматривающих за несовершеннолетним; обращение в доход государства залога.

Система различных мер пресечения позволяет избрать именно ту меру, которая в каждом конкретном случае обеспечивала бы надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и при этом минимально ограничивала бы его права и свободы.


См.: Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.90 г. № 45/110.2.

Понятие мер пресечения в уголовном процессе. Основания и условия применения мер пресечения

Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает случаи, когда к гражданину, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (подозреваемому, обвиняемому) могут быть применены меры уголовно-процессуального принуждения. Из них самыми строгими являются меры пресечения, в особенности - заключение под стражу, которое уголовно-процессуальное законодательство определяет как меру исключительную.

Меры уголовно-процессуального пресечения (гл. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее УПК РФ) являются основной составной частью института мер уголовно-процессуального принуждения и представляют собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных и сферу уголовно-процессуальной деятельности.

Целью применения мер пресечения является обеспечение успешного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. В отличие от мер уголовного наказания, меры пресечения не имеют карательного и воспитательного воздействия и действуют до вступления приговора в законную силу. Меры пресечения нельзя рассматривать как меры процессуальной ответственности, так как они применяются не за совершение преступления и не за совершение процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений.

Меры пресечения обладают свойством принудительности. Практически любая из форм уголовно-процессуального принуждения всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности и т.д.)

Меры пресечения могут быть избраны на досудебных стадиях уголовного процесса дознавателем, следователем, прокурором; на судебных стадиях мера пресечения избирается судом. Прокурор вправе избрать меру пресечения по любому уголовному делу, за которым он осуществляет процессуальный надзор, однако для применения заключения под стражу прокурор должен обратиться с ходатайством в суд. Судья единолично избирает меру пресечения по уголовному делу, принятому судом к производству.

Избрание меры пресечения - принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого (п.13 ст.5 УПК).

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п.29 ст.5 УПК). Избрание меры пресечения является правом, а не обязанностью компетентных должностных лиц. Если основания для применения меры пресечения отсутствуют, то мера пресечения не применяется.

Общими основаниями для применения меры пресечения являются:

Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, за которое лицо подвергается мере пресечения;

Предъявление обвинения данному лицу в совершении преступления.

3) в исключительных случаях наличие обоснованных подозрений в отношении данного лица в совершении преступления.

Специальными основаниями применения меры пресечения являются обоснованные предположения, что обвиняемый (подозреваемый) может воспрепятствовать успешному судопроизводству по уголовному делу. Предположения должны быть основаны на фактических данных, полученных при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. Это могут быть прямые доказательства намерений обвиняемого: скрыться (приобретение билетов, оформление загранпаспорта и т.д.); продолжить преступную деятельность (показания соучастников); воспрепятствовать производству по уголовному делу (показания потерпевших об угрозах со стороны обвиняемого и т.д.).

Чаще встречаются косвенные доказательства неблаговидных намерений обвиняемого, к которым может относиться его предшествующее поведение, наличие судимостей, систематическое совершение преступлений, отсутствие постоянного места жительства и т.д. Указанные фактические данные должны быть отражены в материалах уголовного дела.

На судебных стадиях мера пресечения может также избираться судом для обеспечения исполнения приговора. Это основание избрания меры пресечения следует считать особенно актуальным в случае вынесения обвинительного приговора о назначении наказания, связанного с лишением свободы, в отношении подсудимого, которому не избиралась мера пресечения, или мера пресечения которого не связана с изоляцией от общества (ст. 97 УПК).

"Какой бы высокой ни была степень вероятности того или иного факта, его нельзя абсолютизировать. Даже самая высокая степень вероятности не может исключать возможность ошибок. К моменту принятия решения об избрании меры пресечения должна быть установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем поведении в процессе расследования (а также на начальной стадии уголовного судопроизводства, т.е. еще до момента возбуждения уголовного дела, и в процессе рассмотрения дела судом). Если в основу решения об избрании меры пресечения будут положены достоверные фактические данные ненадлежащего поведения обвиняемого, а не субъективное мнение о его вероятном поведении, то и само решение будет достоверным“.

Ст. 98 УПК РФ предусматривают следующие меры уголовно-процессуального пресечения: подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.

Перечень мер пресечения исчерпывающий. Дознаватель, следователь, прокурор, суд не вправе избрать какую-либо меру пресечения, кроме перечисленных в ст.98. В системе мер пресечения последние располагаются от наиболее легких к наиболее строгим. Меры пресечения взаимосвязаны между собой. Несоблюдение избранной меры пресечения влечет применение более строгой меры пресечения.

Подписка о невыезде, личное поручительство, залог, домашний арест, заключение под стражу могут быть применены ко всем обвиняемым (при соблюдении оснований и условий применения указанных мер, предусмотренных главой 13 УПК).

Наблюдение командования воинской части применяется только к лицам, находящимся на действительной военной службе. Присмотр за несовершеннолетним применяется только к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет.

Применение двух мер пресечения одновременно недопустимо. Если избранная мера пресечения не обеспечивает в должной мере расследование или судебное рассмотрение уголовного дела, она, при наличии оснований, заменяется другой, более строгой.

Мера пресечения должна применяться к обвиняемому, реже - подозреваемому лишь при наличии специально оговоренных в законе оснований, указанных выше, а также с учетом таких обстоятельств, как тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности: возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст.99 УПК РФ). При отсутствии необходимости применения меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого отбирается обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ).

Тяжесть предъявленного обвинения определяется квалификацией преступления. Квалификация преступления позволяет установить его категорию в соответствии со ст.15 УК РФ. В понятие тяжести предъявленного обвинения входит количество преступных эпизодов, в совершении которых обвиняется данное лицо. Если мера пресечения применяется к подозреваемому, то следует учитывать тяжесть и количество преступлений, в совершении которых подозревается лицо.

Обстоятельствами, относящимися к личности обвиняемого, следует считать наличие судимостей, рецидива, антисоциальные установки личности, а также свойства характера обвиняемого (агрессивность, неуравновешенность и т.д.).

При избрании меры пресечения следует учитывать возраст обвиняемого: снисхождения требуют лица, совершившие преступление в возрасте до 18 лет, а также те, которые к моменту расследования и судебного рассмотрения уголовного дела достигли соответственно женщины 55 лет, мужчины - 60 лет. Мера пресечения - заключение под стражу избирается к несовершеннолетним в исключительных случаях.

При избрании меры пресечения следует принимать во внимание состояние здоровья обвиняемого: наличие инвалидности и хронических болезней, требующих постоянной медицинской помощи (обязывает дознавателя, следователя, прокурора, судью) прежде всего, рассмотреть вопрос об избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу.

Вместе с тем хронический алкоголизм, наркомания, наличие венерических заболеваний, а также психических расстройств, не исключающих вменяемости, не препятствуют избранию самой строгой меры пресечения.

Должно быть принято во внимание семейное положение обвиняемого: женат ли он, проживает ли с семьей, есть ли в семье несовершеннолетние дети, престарелые родители, иные иждивенцы, каково материальное положение семьи. Если обвиняемый является единственным кормильцем в семье, заключение под стражу в качестве меры пресечения следует избирать в крайнем случае. Только в исключительных случаях следует избирать в качестве меры пресечения заключение под стражу в отношении беременной женщины, а также воспитывающей несовершеннолетних детей.

При избрании меры пресечения необходимо учитывать род занятий обвиняемого: имеет ли он постоянное место работы или иное постоянное занятие, не связано ли преступление с его работой. Отсутствие постоянного занятия может рассматриваться как основание полагать, что обвиняемый скроется от следствия или суда. Вместе с тем при избрании меры пресечения не должно отдаваться предпочтение одному роду занятий перед другим, что означало бы нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом.