Что такое программа государственных гарантий. Бесплатная медицинская помощь. Какие аспекты ОМС регулирует Программа госгарантий

1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;

3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;

4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

2. При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, подлежат государственному регулированию и определяются в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Государственному регулированию не подлежат предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, используемые для подготовки к имплантации, предотвращения осложнений при хирургических вмешательствах, доставки, фиксации и извлечения медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, и включенные в указанный перечень.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) осуществляет государственную регистрацию или перерегистрацию предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) ведет государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанный реестр содержит следующие сведения:

а) наименование производителя медицинского изделия;

б) наименование медицинского изделия;

в) вид медицинского изделия в номенклатурной классификации медицинских изделий;

г) регистрационный номер медицинского изделия;

д) зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на медицинское изделие в рублях;

е) дата государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на медицинское изделие.

3. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям , установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала;

7) медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), включающая проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов и тканей до их изъятия у донора, изъятие донорских органов и тканей, хранение и транспортировку донорских органов и тканей.

4. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.

5. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:

1) перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;


О возможности получения медицинской помощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь согласно части 1 cт. 41 Конституции Российской Федерации.

Каждый имеет право на медицинскую помощь (п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (п.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

Реализация права граждан на бесплатную медицинскую помощь: Это право реализуется через Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа государственных гарантий). Эта программа ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

В этих документах определены: перечень заболеваний (состояний), перечень видов, форм и условий медицинской помощи, при которых медицинская помощь оказывается бесплатно, порядок и условия предоставления медицинской помощи, которую пациент может получать бесплатно, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, а также порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием.

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Российской Федерации

определен также перечень медицинских организаций, участвующих в ее реализации.

Ознакомиться с содержанием этих документов можно на сайте министерства здравоохранения Российской Федерации

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, не допускаются.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается (статья 11 Федерального закона от 2 1.11.2011 N 323-ФЗ).

Медицинская организация обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Реализация права граждан на получение платных медицинских услуг, а также платных услуг немедицинского характера:

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи (статья 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (при желании пациента расширить назначенный врачом перечень диагностических исследований, сократить сроки ожидания медицинской помощи и т.п.);
  • при оказании медицинских услуг анонимно;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг.

При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг установлены Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

Действия пациента при отказе в предоставлении бесплатной медицинской помощи.

При отказе медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в предоставлении бесплатной медицинской помощи в соответствии с этой программой (с учетом определенных программой порядка и условий предоставления медицинской помощи, и т.д.), пациент может обратиться в страховую медицинскую организацию, где он застрахован, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в Департамент здравоохранения г. Москвы, в министерство здравоохранения Российской Федерации.

О порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи:

1. Застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

2. Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются преимущественно по территориально-участковому принципу. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения в определенных организациях и (или) их подразделениях).

3. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще одного раза в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача- терапевта участкового, врача-педиатра участкового, с учетом согласия врача путем подачи заявления лично или через своего законного представителя на имя руководителя медицинской организации. Руководители медицинских организаций в целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации на основании письменного заявления, оформленного на имя главного врача, прикрепляют застрахованных граждан, проживающих вне зоны обслуживания медицинской организации оказывающей первичную медико-санитарную в амбулаторных условиях, к врачам-терапевтам участковым, врачам- педиатрам участковым. При этом учитывается согласие врача и рекомендуемая численность прикрепленных граждан.

4. Обслуживание вызова врача на дом осуществляется медицинской организацией по месту фактического проживания гражданина.

5. Порядки организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи не по территориально-участковому принципу, утверждаются Правительством Иркутской области.

6. Проведение консультаций пациентов на дому врачами-специалистами осуществляется после осмотра врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым при наличии медицинских показаний.

7. Показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом (в необходимых случаях - врачебным консилиумом, врачебной комиссией).

8. В целях профилактики заболеваний проводится диспансеризация следующих категорий граждан: пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью; взрослого населения 1 раз в 3 года начиная с 21 года жизни, за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которые проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста. Также проводятся профилактические медицинские осмотры граждан 1 раз в 2 года.

9. Предельные сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке:

  • Прием участковым терапевтом (педиатром) осуществляется в день обращения гражданина.
  • Прием врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико- санитарной помощи в плановой форме - не более 10 рабочих дней.
  • Проведение диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме - не более 10 рабочих дней.
  • Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме - не более 30 дней.
  • Оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме - не более 2 часов с момента обращения;

10. Нормативы объема медицинской помощи

  • В основу формирования Территориальной программы положены федеральные нормативы объемов медицинской помощи, а также численность жителей города Москвы - 12 222 606 человек, в том числе лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в городе Москве, в количестве 11 969 416 человек.
  • Нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Территориальной программе, включающие расчет на одного жителя города Москвы в год за счет средств бюджета города Москвы, расчет на одно застрахованное лицо в год за счет средств обязательного медицинского страхования по Территориальной программе ОМС, определяются в единицах объема медицинской помощи на одного гражданина.
  • Объемы медицинской помощи в рамках Территориальной программы определяются исходя из следующих нормативов:
  • Для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, объем на одного гражданина - 0,312 вызова*(1), в который включается 0,053 вызова*(2) на одного жителя города Москвы, 0,051 вызова на одного неидентифицированного и незастрахованного, 0,208 вызова на одно застрахованное лицо.
  • Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью и иными целями, включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения в связи с обращением к среднему медицинскому персоналу, посещения с иными целями, в том числе с другими обстоятельствами (получением справки, других медицинских документов) (за исключением медицинских услуг, оказываемых на платной основе), - 2,562 посещения*(1) на одного гражданина, в который включается 0,357 посещения на одного жителя города Москвы, 2,205 посещения на одно застрахованное лицо.
  • Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, - 2,967 обращения*(1) на одного гражданина, в который включается 0,156 обращения на одного жителя города Москвы (законченного случая лечения в амбулаторных условиях с кратностью посещения не менее двух), 2,811 обращения на одно застрахованное лицо.
  • Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, - 0,226 посещения*(1) на одно застрахованное лицо.
  • Для медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 0,039 случая лечения на одного гражданина, в который включается 0,009 случая лечения на одного жителя города Москвы, 0,03 случая лечения на одно застрахованное лицо.
  • Для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (случай госпитализации - законченный случай лечения в стационарных условиях) - 0,1763 случая*(1) на одного гражданина, в который включается 0,027 случая на одного жителя города Москвы, 0,0033 случая на одного неидентифицированного и незастрахованного, 0,146 случая на одно застрахованное лицо (в том числе 0,02 койко-дня*(1) для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", реабилитационных отделениях медицинских организаций).
  • Для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях - 0,064 койко-дня*(1) на одного жителя города Москвы.
  • Для высокотехнологичной медицинской помощи (случай госпитализации) - 0,0058 случая на одного гражданина, в который включается 0,002 случая на одного жителя города Москвы, 0,0038 случая на одно застрахованное лицо.

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ


Прием по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)

Застрахованные граждане Российской Федерации имеют возможность получить бесплатную медицинскую помощь в объеме, установленном Территориальной Программой обязательного медицинского страхования.

Полис ОМС – основной документ, подтверждающий факт страхования гражданина. При первичной обращении в поликлинику необходимо заполнить заявление о выборе медицинской организации и предоставить полис ОМС, документ, удостоверяющий личность.


ПЕРЕЧЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ, ВХОДЯЩИХ В ПРОГРАММУ ОМС


Терапевтическая стоматология и пародонтология:

  • прием врача-стоматолога-терапевта, врача-стоматолога детского;
  • лечение кариеса и некариозных поражений зубов с применением пломбировочных материалов химического отверждения отечественного производства в случаях разрушения зуба менее 50%;
  • лечение пульпита (воспаление нерва зуба) с применением эндодонтических инструментов и пломбировочных материалов отечественного производства;
  • лечение периодонтита (воспаление тканей окружающих корень зуба) с применением эндодонтических инструментов и пломбировочных материалов отечественного производства;
  • снятие зубных отложений (зубной камень над и под десневой) ручным механическим способом одномоментно в области до шести зубов;
  • лечение воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта и десен (гингивит, пародонтит, стоматит) с применением лекарственных средств отечественного производства за исключением хирургических методов лечения;
  • лечение гиперчувствительности зубов (повышенной чувствительности) с применением фторсодержащих препаратов отечественного производства;
  • покрытие фиссур одного зуба герметиком отечественного производства детскому населению;
  • пришлифовывание твердых тканей зубов;

Хирургическая стоматология:

  • прием врача-стоматолога-хирурга;
  • простое и сложное удаление зубов, включая удаление дистопированных и ретенированных зубов (при аномалиях расположения) по медицинским показаниям (кроме подготовки зубов к протезированию и по ортодонтическим показаниям);
  • обезболивание при лечении зубов с применением анестетиков и стандартных одноразовых шприцев отечественного производства;
  • лечение перикоронита (иссечение капюшона) при затруднённом прорезывании зубов;
  • лечение альвеолита (воспаление лунки удаленного зуба) с кюретажем лунки;
  • лечение травм челюстно-лицевой области (шинирование зубов при переломе, смена резиновой тяги и снятие шин);
  • лечение воспалительных заболеваний полости рта: вскрытие абсцесса поднадкостничного, мягких тканей в полости рта;
  • удаление костных выступов;
  • удаление доброкачественных новообразований в области пародонта и слизистой оболочки полости рта;
  • лечение заболеваний слюнных желез (диагностика заболевания, проведение комплексных мероприятий, направленных на коррекцию иммунитета, воздействие на патологический процесс в слюнной железе);
  • пластика уздечки верхней или нижней губы, уздечки языка (лицам до 18 лет).

Рентгенодиагностика:

  • ортопантомография (только для детей и льготной категории населения в целях зубопротезирования), если пациент в дальнейшем получает услуги по льготному зубопротезированию в данном учреждении;
  • рентгенография и радиовизиография - внутриротовые прицельные рентгенологические снимки зубов (на пленке и бумажном носителе).

Физиотерапия:

  • прием врача-физиотерапевта;
  • физиотерапевтические методы лечения в стоматологии с применением лекарственных средств отечественного производства: гальванизация, дарсонвализация, УЗ-терапия и фонофорез, УВЧ-терапия, микроволновая терапия, индуктометрия, лазеро и магнитолазеротерапия (с использованием аппаратов МИЛТА; РИКТА).

Ортодонтия:

  • прием врача-ортодонта;
  • ортодонтическое лечение детей (исправление прикуса) с применением стандартных простых ортодонтических пластинок, изготовленных из отечественных материалов;
  • изготовление замещающих зубы съемных протезов (изготовленных отечественными материалами) для детей при первичном и вторичной адентии;
  • проведение массажа и миогимнастики с обучением детей и их родителей в зависимости от патологии;
  • сепарация, пришлифока зубов;
  • починки ортодонтических пластинок;
  • изготовление защитных штампованных коронок;
  • проведение коррекции, активация ортодонтической аппаратуры.

Ортопедическая стоматология:


Оказание ортопедической стоматологической помощи льготной категории жителям города Москвы, регламентируется законам города Москвы №70 от 03.11.2004 г «О социальной поддержке отдельной категории граждан города Москвы», №60 от 23.11.2005 г «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» за счет средств бюджета города Москвы;

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов с учётом медицинских показаний и противопоказаний, осуществляется льготным категориям граждан:

  • инвалиды и участники ВОВ;
  • блокадники Ленинграда;
    • ветераны ВОВ;
    • инвалиды I, II, III группы;
  • пенсионеры;
    • ветераны труда;
    • «Почётный донор России» («П.д. СССР»);
    • реабилитирован. лица и члены их семей;
    • труженики тыла;
    • вдовы ВОВ, УВОВ;
    • узники концлагерей;
  • ликвидаторам аварии на ЧАЭС;
    • ветераны военной службы;
    • участники боевых действий;
    • ветераны Афганистана;
  • многодетным матерям (от 5 и более детей).

При изготовлении зубных протезов должны соблюдаться нормативные сроки изготовления:

  • несъемные мостовидный протез - 5 недель;
  • съемные протезы - 4 недели;
  • бюгельное протезирование - 5 недель;
  • одиночные коронки - 2 недели;
  • комбинированные коронки - 3 недели;
  • пластмассовые коронки (каппа) - 1 неделя;
  • реставрация съемных протезов - 3 дня.

Гарантийный срок эксплуатации зубных протезов должен соответствовать требованиям установленным распоряжением ДЭПР г. Москвы от 28.06.2016 г. №564 "Об утверждении тарифов на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые отдельным категориям граждан за счет средств бюджета города Москвы"

  • съемные протезы - 12 месяцев;
  • несъемные протезы - 24 месяца.

Выполняются следующие виды работ:

  • частичные и полные съёмные пластиночные протезы (с установкой различного количества пластмассовых зубов от 1 до 14 на один протез) из материала отечественного производства;
  • простые бюгельные протезы (опорно-удерживающий кламмер, седло, бюгельная дуга);
  • несъёмные зубные протезы (одиночные штампованные коронки, восстановление коронковой части зуба культевой штифтовой вкладкой, мостовидные протезы: стальные, пластмассовые, металлопластмассовые, металлокерамические, протезы из золота и драгоценных металлов) из материалов отечественного производства;
  • снятие и цементировка коронок;
  • обезболивание в процессе ортопедического лечения с использованием одноразовых стандартных шприцев и анестетиков отечественного производства;
  • реставрация (починка) ранее изготовленных протезов, если одновременно не будет изготавливаться новый съемный протез.

Стоимость золота, драгоценных металлов и металлокерамики и напыление на металлические коронки (покрытие нитрат-титановым сплавом) оплачиваются дополнительно пациентом.

Все ортопедические конструкции изготавливаются строго по медицинским показаниям.

ПЕРЕЧЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ПРОГРАММУ ОМС И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

  • Эстетическое восстановление зубов с использованием светоотверждаемых материалов;
  • Светоотверждаемые пломбы;
  • Изготовление виниров прямым и непрямым методами;
  • Применение внутриканальных штифтов (стекловолоконных, парапульпарных и тд.);
  • Лечение корневых каналов зубов: обработка корневых каналов с помощью NITI вращающихся машинных инструментов, пломбирование корневых каналов с использованием гуттаперчевых штифтов и паст импортного производства с применением различных методов пломбировки);
  • Внутриканальное отбеливание депульпированных («мертвых») зубов;
  • Восстановление культи зуба под искусственную коронку из современных полимерных и стеклоиономерных материалов импортного производства;
  • Лечение воспалительных заболеваний пародонта с использованием современных методов (аппарата VECTOR, лазера, ультразвуковой терапии) и материалов импортного производства - направленная регенерация мягких тканей, шинирование подвижных зубов, косметическое закрытие оголенных шеек зубов и т.д.;
  • Хирургические методы лечения заболеваний пародонта (открытый кюретаж, лоскутная операция, гингивопластика, и т.д.);
  • Имплантология, операции по направленной костной регенерации и пластики мягких тканей в области имплантатов;
  • Удаление зубов по ортодонтическим и ортопедическим показаниям лицам старше 18 лет;
  • Депульпирование зубов под контролем рентгенограммы в целях подготовки зубов к зубопротезированию;
  • Цистотомия;
  • Цистэктомия (удаление корневой кисты);
  • Пластика уздечки верхней или нижней губы, уздечки языка лицам старше 18 лет;
  • Пластика рубцов и тяжей слизистой оболочки полости рта;
  • Пластика при рецессии десны, в том числе соединительнотканным трансплантатом (местными тканями);
  • Резекция верхушки корня;
  • Гемисекция;
  • Операция вестибулопластика;
  • Установка имплантатов;
  • Протезирование на имплантатах;
  • Коррекция уздечек губ и языка с использованием диодного лазера (детям и взрослым);
  • Проведение ортопедического лечения лицам старше 18 лет и трудоспособного возраста;
  • Частичные и полные съёмные пластиночные протезы из материала импортного производства;
  • Бюгельные протезы различной степени сложности;
  • Несъёмные зубные протезы (одиночные и мостовидные протезы: стальные, пластмассовые, металлопластмассовые, металлокерамические, протезы из золота и драгоценных металлов) из материалов импортного производства;
  • Перелечивание зубов с целью зубопротезирования ранее леченых в других ЛПУ;
  • Распломбировка корневых каналов под вкладки с целью зубопротезирования;
  • Проведение ортодонтического лечения с использованием несъемной аппаратуры, функциональных аппаратов и сложных ортодонтических пластинок из материалов импортного производства;
  • Анестезия с применением карпульных шприцев и анестетиков импортного производства;
  • Общее обезболивание (наркоз) с применением анестизиологического пособия более 30 минут с применением препаратов импортного производства;
  • Лечение и удаление зубов с применением методов седации с сохранением сознания;
  • Профилактика стоматологических заболеваний: профессиональная гигиена полости рта, снятие зубных отложений с помощью ультразвукового устройства, применение AIR-FLOW, удаление пигментных пятен, налетов, покрытие фторсодержащими препаратами импортного производства, глубокое фторирование зубов, отбеливание зубов;
  • Трехмерная компьютерная томография челюстно-лицевой области в формате 3D;
  • Ортопантомография челюстно-лицевой области лицам старше 18 лет и трудоспособного возраста;
  • Рентгенологическое исследование при оказании платных медицинских услуг и подготовке к зубопротезированию.

Помощь на дому для маломобильных групп населения:


Оказание стоматологической помощи на дому осуществляется в рамках приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 07.07.2009 г. №783 «О совершенствовании оказания стоматологической помощи инвалидам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности». В составе стоматологических поликлиник имеются бригады для оказания терапевтической и ортопедической помощи лежачим больным. Для оказания медицинской помощи на дому необходим предварительный осмотр врачом-терапевтом участковым с последующей выдачей заключения об общем состоянии здоровья и возможности оказания помощи в домашних условиях. Комплексная стоматологическая помощь на дому инвалидам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности оказывается в соответствии с перечнем стоматологических услуг:

1. Осмотр полости рта.

2. Определение состояния гигиены полости рта с индикацией зубного налета (индекс гигиены).

3. Определение состояния тканей пародонта и слизистой оболочки рта.

4. Удаление зубных отложений ручным способом и рекомендации по чистке зубов.

5. Проведение атравматического лечения кариеса зубов с использованием для пломбирования стеклоиномерных цементов.

6. Лечение гиперестезии твердых тканей зуба.

7. Лечение пульпита, периодонтита и заболеваний пародонта.

8. Пришлифовка зубов.

9. Снятие слепков для изготовления частичного или полного съемного протеза.

10. Коррекция протезов.

11. Снятие коронок.

12. Ремонт протезов.


Хирургическая стоматологическая помощь оказывается только в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях по направлению из стоматологической поликлиники, к которой прикреплен пациент.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1506 от 10 декабря 2018 года утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – Программа).

Цель Программы – обеспечение конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт финансовых средств всех бюджетов бюджетной системы, в том числе бюджетов фондов обязательного медицинского страхования (ОМС).

Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий её предоставления, критериев доступности и качества.

1.1.1. Перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и способы оплаты медицинской помощи.

1.1.2. Порядок и условия предоставления медицинской помощи, включая порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и (или) ее компонентами, лечебным питанием (в том числе специализированными продуктами лечебного питания) по медицинским показаниям, на основе стандартов медицинской помощи, с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее также – Территориальная программа ОМС).

1.1.3. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических исследований, а также ожидания консультаций врачей-специалистов.

Какие гарантии программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи действуют в РФ? Как гражданин может воспользоваться этими правами и какие документы он должен оформить для этого?

В материале представлены полезные материалы, а также формы для скачивания.

Больше статей в журнале

Гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи отражены в действующей государственной программе, в которой перечислены все виды медуслуг, виды болезней и категории больных, которые имеют право на их получение.

Впрограмма государственных гарантий бесплатной медицинской помощи отражены не только условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи, но также и нормативы объемов и финансирования этих услуг, которыми руководствуются региональные органы власти и медицинские организации.

Гарантии предоставления медицинской помощи гражданам действуют при условии включения конкретного пациента в действующую программу медицинского страхования.

Медицинская помощь оказывается бесплатно в рамках базовой, федеральной части программы, а также в рамках региональных программ, по месту выдачи полиса ОМС пациенту.

Что изменилось в программе госгарантий на 2019 год: таблица

Посмотрите изменения в программе госгарантий на 2019 год, которые составили эксперты Системы Главный врач:

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется всем застрахованным пациентам на равных основаниях.

При этом, в перечень базовых услуг входят следующие виды медпомощи:

  • первичные, необходимые пациенту услуги специалистов. Это доврачебные осмотры, консультации врачей, первичные осмотры и консультации узких специалистов;
  • установленный объем медуслуг специализированных видов;
  • специализированные паллиативные медуслуги нуждающимся в них пациентов также гарантируются госпрограммой;
  • гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется включает в себя также предоставление всех услуг скорой медпомощи, в том числе если они являются специализированными.


Формы бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий

Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гарантирует предоставление услуг застрахованным пациентам в следующих формах:

  1. Плановые медуслуги. За плановыми медуслугами граждане Российской Федерации обращаются с профилактическими целями, а также в случае наличия болезней хронических.

При этом важно, чтобы состояние, в котором находится пациент в ожидании плановых услуг, не представляло опасности для его жизни и здоровья, то есть возможна отсрочка в их оказании. Сюда относится плановая бесплатная амбулаторная медицинская помощь, стационарные медуслуги, в том числе дневного стационара и т.д.

На что можно тратить средства ОМС читайте в Системе Главный врач.

К плановым медуслугам не относится неотложная и экстренная медпомощь, поскольку в таких случаях промедление специалистов может привести к ухудшению состояния пациента.

  1. Гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи включают в себя неотложную ее форму. Неотложное состояние характеризуется такими признаками, как обострение хронической болезни, внезапные травмы, боли, ухудшения. При этом жизни пациента такое состояние не угрожает.
  2. Бесплатная медицинская помощь гарантируется пациентам и в экстренной форме. Экстренные услуги предполагают такое состояние пациента, при котором ему необходима немедленная медпомощь, поскольку его жизнь находится под угрозой.
  • бесплатное обеспечение медикаментами;
  • обследования в рамках диспансеризации и медосмотров;
  • медосмотры в связи с занятиями спортом и физкультурой – несовершеннолетним гражданам;
  • диспансеризационные осмотры детей, которые остались без родительской опеки, сироты, дети, принятые в приемные и патронатные семьи и т.д.;
  • обследование беременных женщин для выявления нарушений у ребенка;
  • неонатальные обследования новорожденных детей;
  • адуиологические обследования новорожденных детей до первого года жизни.

Правительство РФ Постановлением от 23.01.1992 N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" предусматривало утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации. 11 сентября 1998 г. в целях обеспечения конституционных прав граждан России на получение медицинской помощи Правительство РФ Постановлением N 1096 впервые утвердило Программу государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью, а базовая программа обязательного медицинского страхования стала ее составной частью. В 2001 г. она была трансформирована в Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).

В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) написано, что "обеспечить" - это сделать что-то вполне возможным, действительным, реально выполнимым, снабдить чем-либо в нужном количестве, а "оказать" обозначает действие по значению существительного, например помощь, то есть оказать помощь в получении медицинской помощи. Смена слов, по существу, изменила гарантию обеспечения на возможность получения медицинской помощи.

В 2000 г. норма об утверждении Программы государственных гарантий была закреплена Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья (в ред. Федерального закона от 02.12.2000 N 139-ФЗ, ст. 20 "Право граждан на медико-социальную помощь") и уточнена в 2004 г. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в следующей редакции: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Следует отметить, что первая редакция Программы была принята 11 сентября 1998 г., в 1999 г. - 26 октября, в 2000 г. - 29 ноября, в 2001 г. - 24 июля, в 2004 г. - 26 ноября, в 2005 г. - 28 июня с дополнениями от 30 декабря. Следовательно, по срокам принятия Программы она не всегда могла быть учтена субъектами Российской Федерации при формировании бюджета и скорее использовалась ими как "методические рекомендации".

Итак, начиная с 1998 г., Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Целью Программы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Программа состоит из 6 разделов и включает:

общие положения;

перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;

базовую программу обязательного медицинского страхования;

виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней;

объемы медицинской помощи;

подушевые нормативы финансирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы гражданам РФ бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и родах;

амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах;

стационарная помощь:

экстренная, при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановая с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации больных, требующих круглосуточного медицинского наблюдения;

при патологии беременности, родах и абортах, в период новорожденности.

В рамках Программы устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Норматив амбулаторно-поликлинической помощи устанавливается в количестве посещений в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 9,198 посещений).

Норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, устанавливается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. - 0,577 пациенто-дня).

Норматив стационарной помощи устанавливается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 2,812 койко-дня).

Норматив скорой медицинской помощи устанавливается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 0,318 вызова).

При формировании территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов Российской Федерации.

Норматив финансовых затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию в 2006 г. составлял в среднем 100,5 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день в дневном стационаре в 2006 г. составлял в среднем 207,7 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре в 2006 г. составлял в среднем 588,4 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи в 2006 г. составлял в среднем 913,3 рубля.

Кроме того, для анализа всех средств, идущих на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год), устанавливаются подушевые нормативы финансирования Программы. В 2006 г. такой норматив был установлен на уровне 3378 рублей.

На основании территориальных программ разрабатываются муниципальные задания по обеспечению населения муниципальных образований субъекта РФ бесплатной медицинской помощью.

Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения субъекта РФ и муниципальных образований является соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения. Только при достижении такого соответствия можно реализовывать конституционное право граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.

Наряду с оказанием медицинской помощи (услуг) населению бесплатно в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых населению платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) требованиям федеральных или региональных медико-экономических стандартов.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответствующего документа, подтверждающие прием наличных денег.

Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи), вправе требовать предоставления информации о наличии лицензии, сертификатов специалистов, методики расчета стоимости оказанной услуги и т.п.

Для рассмотрения результатов реализации Программы, рассмотрим для примера реализацию Программы госгарантий в 2006 году. В 2006 году рост различий в финансовом обеспечении Программы, утвержденной Постановлением Правительства №-461, проявился в еще большей степени в связи с дальнейшим неравномерным экономическим ростом в регионах России, а также в связи с началом реализации Приоритетного национального проекта "Здоровье", который в каждом регионе реализовывался с различной скоростью. гарантия бесплатный медицинский помощь

В результате исполнения Программы в 2006 году суммарно по всем регионам объем финансирования оценивается в 723 млрд.руб., в том числе 273 млрд. - по каналу ОМС. Это составит соответственно 128% и 85% от расчетной стоимости Программы и Базовой программы ОМС в соответствии с утвержденными подушевыми нормативами в Постановлении Правительства №-461. Несмотря на общий рост наполняемости финансами сферы здравоохранения в территориальном разрезе ситуация продолжает оставаться противоречивой. Так коэффициент вариации по 10 субъектам РФ составил 1,05 по сравнению с 0,85 в 2005 году. При этом наполняемость территориальной программы г.Москвы составит в 2006 году - 327%, в г.Санкт-Петербург - 254%.

Стоит отметить, что выравнивание условий финансирования территориальных программ осуществляется также по двум каналам: через фонд выравнивания ФОМС, составивший в 2006 году 33,2 млрд.руб. (в 2005 году - около 29 млрд.), и через межбюджетное выравнивание, осуществляемое Минфином. При этом эти две методики не согласованы между собой, что не позволяет эффективно сглаживать неравенство в финансовых возможностях регионов в сфере здравоохранения.

Таким образом, в 2006 году расчетный норматив по Программе оказался ниже фактических расходов в большинстве регионов, при этом механизма ограничения роста расходов на здравоохранения в динамически развивающихся регионах в целях выравнивания, не разработано.