Что является объектом защиты пожарной безопасности. Система противопожарной безопасности в РФ. Система противодымной защиты

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • cистему предотвращения пожара;
  • cистему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
  • сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • тушение пожаров;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Производство пожарно-технической продукции;

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

Учет пожаров и их последствий;

Установление особого противопожарного режима.

Планировка территории сельского поселения Новояушевский сельсовет осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

К зданиям и сооружениям и строениям обеспечен подъезд пожарных автомобилей. Ширина проездов составляет не менее 6 метров. Тупиковые проезды заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не превышает 150 метров.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

Противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляют не менее 50 метров для хвойных лесов, 30 м для лиственных и смешанных лесов.

Источники противопожарного водоснабжения

Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне сельских поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров.

На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет проектом предусмотрены источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

Водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сельских поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды.

В п. 94 ППБ 01 – 03 «Правила пожарной безопасности в РФ» предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к источникам воды и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Все водоемы на территории сельского поселения Новояушевского сельсовета используются для пожаротушения.

Пожаротушение. Расчетные расходы воды на наружное пожаротушение приняты по СП 8.13130.2009: для жилой застройки по таблице 1, для общественных зданий - по таблице 2.

Расчетные расходы воды на пожаротушение в сельском поселении сельсовет, с количеством жителей до 5000 тыс.чел. на расчетный срок составят 15 л/сек в том числе:

Жилая застройка - 5 л/сек;

Общественные здания сельских поселений - 5 л/сек;

Внутреннее пожаротушение 2,5 л/с х 2 струи.

Расчетное количество пожаров - 1.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа.

Противопожарный запас воды составит 162 м 3

Расчетные расходы воды на внутреннее пожаротушение зданий приняты по СП 10.13130.2009; СНиП 2.08.02-89* для клубов до 300 мест – 2,5 л/сек х 2 струи.

Хранение противопожарного запаса предусматривается в резервуарах питьевой воды при насосной станции 2-го подъема.

Срок восстановления пожарного запаса не более 72 часов.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов уличной кольцевой сети, установка которых производится в соответствии с требованиями СП 8.131.30.2009.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Большую роль в обеспечении пожарной безопасности играет противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.


Похожая информация.


Потенциальный пожарный риск определяется для расчета индивидуального пожарного риска. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год (допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год при реализации мер по обучению персонала действиям при пожаре).

Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия ОФП на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год. Величина социального пожарного риска в результате воздействия ОФП на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год. Расчет пожарных рисков для производственных зданий производится в соответствии с .

1.3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет следующее:

«1.  Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2.  Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

3.  Системаобеспеченияпожарнойбезопасностиобъектазащитывключает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной за- щиты,комплексорганизационно-техническихмероприятийпообеспечению пожарной безопасности.

4.  Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара» .

Как следует из п. 3 этой статьи, система обеспечения пожарной безопасности включает в себя три взаимосвязанные подсистемы (системы):

1)  систему предотвращения пожара;

2)  систему противопожарной защиты;

3)  комплекс организационно-технических мероприятий.

Порядок перечисления этих подсистем не случаен. Он отражает иерархическую роль и сферу функциональной ответственности каждой из них.

Если первая подсистема «Предотвращение пожара» полностью выполняет свою задачу, то отпадает необходимость во второй подсистеме, ведь пожара нет. Очевидно, что показателем выполнения задачи первой подсистемой является количество (n ) пожаров в стране. При полном (100 %) выполнении задачи n = 0, то есть вероятность предотвращения пожара Р п = 1 или, соответственно, частота (вероятность) пожаров в i -м году – Q п, i = 0. При этом для человека вероятность пострадать (погибнуть – индивидуальный пожарный риск) при пожаре Q в, i – также нулевая. В качестве показателя полноты выполнения задачи первой системой примем вероятность пожаров, произошедшихвстраневi -мгодуQ п, i .Согласноданным,приведеннымв, ее значение в настоящее время может быть принято равным 4 ∙ 10–4 .

Статистические данные показывают, что только подсистема «Предотвращение пожара» неспособна полностью выполнить задачу, поставленную перед всей системой «Обеспечение пожарной безопасности». Для ее более успешного решения необходимо подключение и подсистемы «Противопожарной защиты» с применением первичных средств пожаротушения и использованием АУП.

Данные опроса (анкетирования) людей, переживших пожар, показывают, что из 45,5 % людей, остававшихся в здании во время пожара, около 21 % самостоятельно тушили пожар . Однако эффективность таких действий зависит от личных качеств людей, оказавшихся в помещении, где возник очаг пожара, и ограничена «пятном горения» – диаметром и высотой примерно в ступню человека. При большей площади горения в очаге пожара индивидуальная борьба с огнем чревата угрозой для жизни человека.

Статьей 8 требуется «ограничение образования и распространения ОФП в пределах очага пожара». Согласно , ОФП являются:

«1)  пламя и искры; 2)  тепловой поток;

3)  повышенная температура окружающей среды; 4)  повышенная концентрация токсичных продуктов горения и терми-

ческого разложения; 5)  пониженная концентрация кислорода;

6)  снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям ОФП относятся:

1)  осколки,частиразрушившихсязданий,сооружений,строений,транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2)  радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

3)  вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

4)  опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; 5)  воздействие огнетушащих веществ».

Наиболее эффективно защиту людей от ОФП должны осуществлять АУП. Однако как показывают результаты обследований , эмпирическая вероятность (частота события) безотказного эффективного срабатывания АУП в настоящее время составляет только около 0,5. Значение вероятности безотказного эффективного срабатывания АУП – Р АУП , названной в коэффициентом (K АП, i ), учитывающим соответствие установок автоматического пожаротушения предъявляемым к ним требованиям, принимается, согласно , равным 0,9.

Вероятность несрабатывания, «отказа» системы является вероятностью противоположного события Q АУП и определяется по формуле:

Q АУП = 1 – Р АУП.

Таким образом, в ситуациях, когда не удается предотвратить или потушить пожар в его начальной стадии, люди, находящиеся вблизи очага пожара, могут попытаться подавить его при помощи индивидуальных средств пожаротушения или покинуть помещение, то есть эвакуироваться. Те же, кто находится в помещении вне очага пожара, вынуждены или забаррикадироваться любым способом от проникновения в помещение ОФП, или эвакуироваться из него.

В системе противопожарной защиты эвакуация определяется как процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, где возможно воздействие ОФП на людей. Необходимость организации эвакуации людей при пожаре предусматривается и , и , и нормами всех стран мира.

Защита людей при эвакуации должна осуществляться, прежде всего, системой противодымной защиты (ПДЗ), а ее управление – системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Обе эти системы начинают действовать только при условии поступления сигнала от системы обнаружения пожара, поэтому вероятность их действия является условной вероятностью и определяется как произведение вероятности безотказного срабатывания системы обнаружения (Р обн ) и вероятностей безотказного функционирования системы СОУЭ (Р СОУЭ )

и ПДЗ (Р ПДЗ ).

Тогда вероятность отказа при совместном функционировании этих систем (Q ПЗ ) может быть определена по формуле:

Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности рассматривает пожарный риск как неблагоприятное событие, которое наступает при совместном возникновении отказов в функционировании всех подсистем обеспечения пожарной безопасности. Как известно , вероятность такого события определяется произведением вероятностей вызывающих его событий. Применительно к данному случаю имеем:

Нормативное значение пожарного риска (Q н в )устанавливается ст. 79 : «1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, соору-

жения и строения точке», то есть:

≤ Q н

1 ∙ 10–6 .

«2. Риск гибели людей в результате воздействия ОФП должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений».

Примем значение Р пр, i = 1 (например, жилые здания – Ф1.3, стационары больниц, дома для престарелых – Ф1.1); значения остальных величин, входящих в (1.6), примем по данным . При этих значениях определим, согласно п. 3.1 прил. 2 , обеспечивается ли на требуемом уровне пожарная безопасность людей системой предотвращения пожара и автоматическими системами без проведения эвакуации, то есть при Р э, i = 0. Имеем:

Q в = 0,04 (1 – 0,9)  1  (1 – 0) (1 – 0,87) = 5,2   10–4 .

Это более чем на два порядка выше нормативного значения Q н в = 1 ∙ 10–6 . Следовательно, организация эвакуации людей из здания необходима всегда.

Пользуясь этими расчетами, определим значение Р т э, i , требуемое для выполнения условия (1.7). Очевидно, что:

Р т э, i ≥ 1 – 1   10–6 /5,2   10–4 = 0,9981, а Q э = 1 – 0,9981 = 0,0019.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.